«Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это от Господа и есть дивно в очах наших» (Ст. 22–23, Mamф. XXI, 42 и парал.). Наконец ст. 26-й: «Благословен грядущий во имя Господне!» 422 , – то восклицание, которым приветствовал народ царя кроткого, входящего в Иерусалим. Самое это приветствие доказывает во-первых, что оно считалось Мессианским приветствием, и во-вторых, что в эту минуту народ признавал Господа нашего Иисуса Христа Мессией и царем. Этим псалмом мы и заключаем перечень псалмов, особенно носящих характер пророчеств Мессианских. Но и в других псалмах есть беспрерывные проблески пророческих видений о Мессии и царстве Божием и намеки на Евангельские события. В виде примера мы укажем на следующие псалмы и выражения в них: В псалмах 4-м конечно надо считать Мессианским пророчеством ст. 4-й: «Знайте, что Господь определил для Себя святого Своего». В псалме 5-м, ст. 10–11 слова: «нет в устах их истины, сердце их пагуба, гортань их открытый гроб, языком своим льстят» – конечно могут быть применены к книжникам и фарисеям во время Евангельских событий. В псалме VII 9 «Господь судить народы» и IX, 9–11 «Господь будет судить вселенную»... «Господь будет прибежищем угнетенному» – есть вера в грядущее царствие Божие, как в указанном нами выше псалме 71-м. Приведем еще выражения псалмов: 12-го, ст. 4: «Просвети очи мои, Боже, да не усну я сном смертным»; 16-го, ст. 15: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись буду насыщаться образом Твоим» 423 ; или 17-го, ст. 5–7: «Объяли меня муки смертные... сети смерти опутали меня... и к Богу моему воззвал. И Он услышал от святого чертога Своего голос мой и вопль мой дошел до слуха Его»... Или 18-го, ст. 5: «По всей земле проходить звук их и до пределов вселенной слова их». Можно еще указать на псалом 37-й, в котором страдания Давида грешника (ст 19) прообразуют однако страдания невинного Агнца Божия, приносимого в жертву за грех мира. В псалме 40-м, ст. 10 находится пророчество о предателе: «который ел хлеб мой, поднял на меня пяту».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Караваны путников теснились на дорогах. Близкие уговаривали Иисуса: пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным.Мое время еще не настало [ 3 ],— отвечал им Господь. Он знал, что иудеи уже ищут Его умертвить, и поэтому решил прийти в Иерусалим, когда он будет полон народа, ибо враги не решались схватить Его на глазах народа, который очень полюбил Его и был Ему предан. Он остался в Галилее. Иерусалим же в те дни был во всем своем великолепии и славе.Скажем несколько слов об Иерусалиме и храме Соломона, чтобы дать хотя бы приблизительное представление о красоте этого города. Слово " Иерусалим " означает " обитель мира " . Он расположен на четырех холмах — Акра, Сион, Мориа и Везеф. Царь Давид отнял его у хананейского племени иевуссеев, расширил, украсил и сделал столицей Иудеи; Соломон окружил его крепкими стенами и воздвиг храм на холме Мориа, именно на том месте, на котором Авраам хотел принести в жертву своего сына Исаака.Равных этому храму по великолепию и богатству не было. В его строительстве участвовали тридцать тысяч евреев под наблюдением трех тысяч шестисот иноземных мастеров. Главным зодчим был Хирам, родом из Тира: его прислал царю иудейскому царь тирский. Оттуда же в Иерусалим доставляли морем ливанские кедры и камень, обтесанный в Ливане, чтобы на месте строительства не было слышно ничего, кроме стука молотков. За это Соломон посылал в дар своему союзнику пшеницу, ячмень, елей и вино. Соломон щедро кормил и строителей храма. Металлические украшения изготовлялись здесь, на берегу реки Иордан. Для украшений и священных сосудов еще за время правления царя Давида было собрано восемьдесят тысяч талантов золота и один миллион семнадцать тысяч талантов серебра, что составляет больше пяти миллионов фунтов золотом и больше восьмисот миллионов серебряных рублей (две тысячи четыреста миллионов динаров). Количество драгоценных камней, меди, железа, мрамора невозможно было исчислить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

Конечно, большой интерес вызывала эпоха царя Давида, когда роль филистимлян на политической арене резко сошла на нет. В одном из фрагментов библейского текста сообщается, что Давид подчинил Гат и положил конец его зависимости от филистимлян. Раскопки, однако, показали сохранение их экономического влияния, хотя материальная культура города и его окрестностей стала семитской. В любом случае до середины VIII века до н.э. город оставался независимым. По всей видимости, решающим для Гата стал поход в 712/711 года до н.э. ассирийского царя Саргона II, захватившего Гат, Ашдод и Ашдод-ям. После этих событий Гат исчезает из исторических источников. А как же Голиаф? Вопрос пока остается без ответа… Ашкелон город времен Самсона и Далилы " Иуда взял также Газу с пределами ее, Аскалон (Ашкелон) с пределами его и Екрон с пределами его " (1 Книга Судей 1:18); " И сошел на него (Самсона) Дух Господен, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку… " (1 Книга Судей 14:19); " И отослали они (жители Гефа) ковчег Божий в Аскалон, возопили Аскалонитяне, говоря: принесли к нам ковчег Бога Израилева, чтоб умертвить нас и народ наш… " (1 Книга Царств 5: 10); " Оплешивела Газа, гибнет Аскалон, остаток долины их (филистимлян). Доколе будешь посекать, о меч Господен! доколе ты не успокоишься? возвратись в ножны твои, перестань и успокойся. Но как тебе успокоиться, когда Господь дал повеление против Аскалона и против берега морского? туда Он направил его " (Книга Пророка Иеремии 47: 5-7). Самый древний и самый большой морской порт Ашкелон расположен на средиземноморском побережье Израиля в 40 милях к югу от Тель-Авива. Он был столицей правителей Ханаана, филистимлянским портом, с ним же связана история библейского героя Самсона. В период Средней Бронзы (2000-1550 гг. до н.э.) территория Ашкелона составляла почти 50 гектаров. Его окружали мощные глиняные валы. Наверху их дополняла большая сырцовая стена с самыми древними в мире арочными воротами. Их остатки сохранились на высоту 3,6 метров а ширина составляла около двух с половиной метров, что легко позволяло проехать колеснице. По бокам ворота охраняли две башни из сырцового кирпича, сохранившиеся на высоту около шести метров. Их, правда, дважды надстраивали. Ворота на протяжении Среднего Бронзового века несколько раз разрушались и восстанавливались. С самого начала арочный проход через ворота был настолько длинным, что строителям пришлось применить особую конструкцию, поддерживающую фундамент постройки. Уникальный коробовый свод из камня, покрытого штукатуркой, соединял наружные и внутренние арки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Началась совершенно новая эпоха в мире Божием. Услышал мир из уст апостольских проповедь о Господе нашем Иисусе Христе, услышал Его Божественное учение. Воссияли перед Богом своей духовной красотой мученики, великие святители, преподобные, святые жены, которые своей жизнью и страданиями звали всех людей творить волю Божию, – приносить добрые плоды виноградные. Так было, так продолжается и до сих пор. Но много ли тех, кого можно ныне назвать плодоносными ветвями Лозы – Христа? Мало их, ибо Господь Иисус Христос говорил о малом стаде Своем. Как прежде апостолам, так и ныне Он поручает Свой виноградник преемникам апостолов – нам, недостойным архиереям и священникам, и на нас возложит тяжкую ответственность, если виноградник не принесет плодов. Господь дал нам садовый нож, которым должно обрезать лозы. Этот нож – проповедь слова Божия, которой мы Должны очищать сердца ваши. Горе нам, если будем нерадивы и оставим эту работу. К сожалению, не все священники понимают, что первая и святейшая обязанность служителя Божия есть проповедь слова Божия. Каковы причины такого плачевного явления? Проповедь – дело весьма трудное и ответственное. Чтобы проповедовать, надо всегда усердно читать Священное Писание , надо хорошо знать его и уметь в своей проповеди пользоваться текстами Священного Писания. Надо иметь глубокий ум и дар слова. Свою притчу Иисус Христос закончил напоминанием народу о том, что написано еще у пророка Исаии и в одном из псалмов Давида: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» ( Лк. 21:17 ; Ис. 28:16 ; Пс. 117:22 ). Этот великий святой Камень, лежащий в основе Церкви,– Сам Господь наш, Его отвергли строившие Ветхозаветную Церковь . Они не уверовали в Иисуса Христа, и отнялся у них виноградник. Помните, что «всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» ( Лк. 20:18 ). Это Господь говорит о тех, кто Его отверг, кто Его бесчестит, кто творит дела беззакония, извергает хулу из уст своих, кто малодушно отказывается исповедать перед людьми Господа нашего Иисуса Христа. На кого же падает Камень, на кого обрушивается всесожигающий, истребляющий гнев Божий? На тех, кто в делах диавольских дошел до предела, на тех, кого можно назвать слугами антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Не случайно для описания зачатия и рождения Христа Мария ассоциируется с храмом Божиим. Храм – это самое святое место на земле. Здесь учат заповедям Божиим, устами тысяч людей возносится Богу хвала. Здесь совершается жертва за мир во всем мире, священникам сослужат ангелы, незримо присутствует Святой Дух и осеняет верующих слава Божия, вознося сердца от земли на небо. «Одного просил я у Господа, – восклицал молодой царь Давид, – того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26: 4). Псалтирь Давида постоянно говорит о том, что Господь особым образом присутствует во святом храме (см.: Пс. 10: 4), в храме все возвещает о славе Его (см.: Пс. 28: 9), и поэтому храм должен быть благолепным (см.: Пс. 28: 2). Мы, дорогие братья и сестры, стоим на пороге великого события для нашей обители. Наш монастырь именован в честь одной из икон Матери Божией. Под Ее покровом мы начинаем строить новый храм. Новый собор будет освящен во имя Новомучеников и Исповедников Российских, на Крови, что на Лубянке. В нем будет воссылаться Богу хвала и прославляться имя Матери Божией. Мы надеемся, что новый храмовый комплекс станет также училищем духовного благочестия для юношества, при нем будет Музей российской истории, воскресная школа, детский хор, и, конечно, он должен стать особым местом для явления славы Божией. Нам бы очень хотелось, чтобы благолепие нового храма покоряло бы красотой народы. И как когда-то послы князя Владимира, новые нации воскликнули бы, что здесь мы, поистине, не знаем – на небе мы или на земле. Издревле на Руси строительство храма было общим, соборным делом. При этом важен был не только вклад каждого, кому дорого это место, но и соборная молитва, чтобы место под храм было намоленным. Если Богу будет угодно, несмотря на все писки зложелателей, новый храм Новомучеников всё равно будет построен. Со временем имена оппонентов канут в лету, а имена благотворителей будут записаны на небесах. Внести пожертвование на новый храм – это ведь не только возможность проявить себя как благотворитель, это возможность принять участие в общем свидетельстве о том, что история человечества от Рождества Христова продолжается вот уже более 2000 лет. И мы не просим вас о том, чтобы вносить на новый храм последнюю лепту, – пусть ваша жертва будет от усердия и только вам в радость. «По данной нам благодати, – писал апостол Павел, – мы имеем различные дарования… [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием» (Рим. 12: 6–8). Благотворительность должна быть с охотой, «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).

http://pravoslavie.ru/66427.html

Некоторые под виноградником разумели Писания. Итак, Господь пострадал вне Писаний, то есть Его убили неверующие Моисею. Ибо если бы веровали Моисею и обращались в Писаниях, исследуя оные, то не убили бы Владыку Писаний. - Сказав это, присовокупляет и тот приговор, который имеет произнести над ними, именно: что " отдаст виноградник другим " , то есть другим даст ту благодать, чтоб называться Моим народом. Смотри: те, кои говорят, что виноградник означает Писание, кажется, ближе угадывают смысл, как отсюда оказывается. Ибо Писание, отобранное от евреев, передано нам. А иной смелый, пожалуй, скажет, что виноградник есть все духовное, заключается ли оно в Писании и законах, или в деяниях и историях, чего всего иудеи лишились, а мы тем наслаждаемся. Слышавшие же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.  Как слышишь, евангелист Лука говорит, что Господь сказал сии слова: господин виноградника погубит неблагодарных виноградарей и отдаст виноградник другим, и что фарисеи, услышав сие, сказали: " да не будет! " . А евангелист Матфей говорит иначе, именно: Господь спросил, что сделает с виноградарями теми хозяин виноградника? А иудеи в ответ сказали: злодеев предаст смерти и виноградник отдаст другим (Мф. 21). Не противоречие ли это? Отнюдь нет. Ибо вероятно случилось то и другое: сначала сами они произнесли приговор, как передает евангелист Матфей; а потом, догадавшись, к кому относится притча, именно: что она на них-то и сказана, сказали опять то, что передает теперь евангелист Лука, именно: " да не будет! " . Что же Христос? Он приводит и другое свидетельство из псалмов Давида (117, 22), Себя называя камнем, а самих учителей строящими, подобно как и пророк Иезекииль говорит: " и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью " (Иез.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Несмотря на всю значимость для израильтян такой фигуры, как Моисей, он не дошел до Земли Ханаанской, лишь только увидел ее издали. После смерти Моисея дальнейшим продвижением к Палестине руководил Иисус Навин. Примерно с 1200 по 1025 г. до Р.Х. в жизни богоизбранного народа настает эпоха Судей. Первым судией был Гофониил. Однако некоторые христианские экзегеты считают, что таковым нужно считать Иисуса Навина или даже Моисея. Среди судей была даже женщина — Девора. Мы также знаем знаменитого судию Самсона, победившего льва. Последним же судией стал пророк Самуил. Он же приблизительно в 1025 г. до Р.Х. помазал на царство первого израильского царя Саула. На смену эпохи Судей приходит эпоха Царей. Еврейский народ захотел укрепления своего положения в государственно-политическом плане. Период Царей продолжался с 1025 по 931 г. до Р.Х.: ок. 10301010 до Р.Х. — царь Саул (по другим данным — царь Саул был у власти 40 лет), ок. 1010–970 до Р.Х. — царь Давид, ок. 970931 до Р.Х. — царь Соломон. Нас больше всего будет интересовать царь Давид, так как именно с ним Бог заключил следующий Завет. При царе Давиде подходят к концу бесконечные войны, которые велись израильтянами фактически сразу после исхода из Египта. Давид сам был прекрасным воином и военачальником, псалмопевцем и политиком, но самое главное — он был истинно верующим человеком. Это вообще была очень яркая и интересная личность . Именно он около 1000 г. до Р.Х. освободил Иерусалим. Его перу принадлежат многие псалмы, в том числе знаменитый «покаянный» 50й псалом. При царе Давиде Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим и начала вестись подготовка к строительству постоянного храма. 5. Завет с Давидом Время заключения Завета: около 1000 г. до Р.Х. С кем заключен Завет: Давид. Знамение Завета: дом и царство Давида ( 2 Цар. 7:16 ) Завет в Библии: 2 Цар. 7:4–17 . «4 Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: 5 пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, 6 когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? 7 Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: “почему не построите Мне кедрового дома?” 8 И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; 9 и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Нет, не каждый человек мог определить ход истории, стратегию развития Государства, но каждый мог для себя определить, на какой стороне баррикады находится он: разбрасывать камни, или, если не собирать, то хотя бы сохранять имеющееся. Не выдержала «классовая идеология» Владимира Ильича, как не выдержало созданное им Государство рабочих и крестьян. Не ставлю здесь своей задачей выяснять причину, почему не выдержало. Причины, на мой взгляд, – в загнивании «элиты», чему способствовало неверие и отсутствие необходимости и возможности истинного покаяния. Страны не стало. Но что-то должно было остаться? Есть всё-таки корни исторические у нашего народа! А именно корнями дерево питается. К корням своим и должна приникнуть Россия. Всегда в трудное и смутное время обращались люди русские к Православию. Нет, не в том дело, что храмы строиться и открываться начали. Куда важнее те истины Православия, которые доходят до души человека и перерождают её. А та борьба, которая происходила в девяностые в нашей стране, – она не кончилась и не кончится, пока живёт человек. Только сейчас вести эту борьбу ещё сложнее. Линии фронта не видно. Добро и зло как бы смешались. Мы – в так называемом постиндустриальном обществе, обществе потребления. Где же та линия баррикады? А вот она. Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Эти строки из 117 Псалма царя Давида Христос напомнил ученикам. Эти строки каждый из нас ежедневно должен напоминать себе. Ибо Камень этот – Христос. И не о нас ли говорил Он ученикам в продолжение: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. ( Мф. 21:41-43). Так, о каких плодах говорил Господь в этих словах? Отвергли камень носители иудейской веры. Почему? Не получили они от Него желаемого, мирового господства. Кроме того, Он совершил, с их точки зрения, самое безумное деяние – изгнал торговцев из храма. Что нужно было не принявшим Христа? Того же, что имели их поработители, римляне: хлеба и зрелищ.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/26/kr...

Низринутый, я готов был упасть, но Господь поддержал меня. Крепость моя и пение мое – Господь, и Он был мне спасением. Глас радости и спасения в селениях праведных: десница Господня явила силу. Десница Господня возвысила меня, десница Господня явила силу. Не умру, но жив буду и поведаю дела Господни. Научая, наказал меня Господь, смерти же не предал меня. Отворите мне врата правды: вошедши в них, я исповедаюсь Господу. Это – врата Господни: праведные войдут в них. Исповедаюсь Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла: От Господа было это, и дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный. О, Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословили мы вас из дома Господня. Бог – Господь и явился нам. Соберитесь на праздник многолюдными толпами, (доходящими) до рогов жертвенника. Ты – Бог мой, и я буду славить Тебя. Ты – Бог мой, и я буду превозносить Тебя. Буду исповедаться Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его.     По 16-й кафисме, Трисвятое. Таже тропари, глас 1:    Ин мip тебе, душе, ожидает, и Судия хощет твоя обличити тайная и лютая. Не пребуди убо в здешних, но предвари вопиющи Судии: Боже, очисти мя и спаси мя.    Слава: Яко прегрешеньми многими и язвами безмерными облежимь есмь, Спасе, согрешаяй молю Твое благоутробие, Христе: врачу недугующих, посети, и исцели, и спаси мя.    И ныне: Душе моя, что нерадиво живеши ленящися? Что не печешися о злых, иже содеяла еси в житии? Потщися исправитися прежде даже дверь не заключит тебе Господь. Богородице притецы, припади и возопий: Упование ненадеемых, спаси мя, много к Тебе прегрешивша, Владычице Пречистая.    Господи, помилуй (40) и молитва:    Господи Святый, в Вышних Живый, и всевидяшим Твоим оком Призираяй на всю тварь, Тебе приклоняем выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, словом или делом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но когда увидели, что пришел сын, то сказали: «вот наследник этого виноградника, пойдем, убьем его, и тогда наследство виноградника будет наше» (ср. Мф.21:38 ). Правда, Сына они убили, но наследство виноградника было перенесено и отдано язычникам, как и сказал: «кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимут и то, что он похитил» (ср. Мф.13:12, 25:29 ). Сделал их судьями в их собственном деле, говоря: «чего заслуживают эти... виноградари?» (ср. Мф.21:40 ). Высказывая себе приговор, они постановили: «злых предаст злой смерти» (ср. Мф.21:41 ). Затем изъясняет смысл (этой притчи) и говорит: «разве никогда не читали:.. камень, который отвергли строители, тот самый сделался главой угла?» (ср. Мф.21:42 ). Какой камень? Тот, который называется алмазным в следующих словах: «Я... положу алмаз среди сыновей Израильских» (ср. Иез.3:9 , Ис.54:12 ). И дабы научить, что Он Сам и есть сей камень, по причине немощи их говорит: «всякий, кто преткнется на нем, разобьется, и на кого он упадет, того раздавит и сокрушит» (ср. Мф.21:44 ); ибо князья народа собрались против Него и хотели погубить Его, так как неугодно было им учение Его. И сказано: «на кого... упадет, того раздавит и сокрушит» (ср. Мф.21:44 ), потому что уничтожил идолослужение и прочее сему подобное. Ведь камень, который разбил истукана, сделался великой горой и им наполнилась вся земля ( Дан.2:35 ). «Послали к Нему учеников своих с иродианами (с вопросом): ...давать ли подати?» ( Мф.22:16–17 ). Поскольку верили, что Господь должен владеть царством Израильским, так как называли Его сыном Давида, то хотели видеть, повелит ли Он давать подать кесарю? Ведь если бы сказал: «не давайте», то нашли бы (здесь) предлог к обвинению Его за то, что объявил Себя царем. Потому что сказали Ему это не с тем, чтобы Он удержал их от нарушения подати, но чтобы убить Его. А чтобы показать им, что Его учение выше этих вещей, и что Он хочет спасти жизнь людей, говорит: «дайте кесарю... кесарево, а что должны Богу, отдавайте Ему» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010