Церкви, прозябший жезл прообразовал Иисуса Христа, Который бессеменно родился от Девы Марии. И пророк Исаия называет Мессию жезлом от корене Иессеева и цветом от корене его ( Uc. XI, 1 ). Вместе с этим в чуде прозябшая жезла св. Церковь видит предуказание плодов крестной смерти и воскресения Спасителя, силою которых неплодящая духовно прежде церковь (особенно языческая) процвела в благодатных дарах св. Духа (3-я песнь кан. честн. Креста. Жезл во образ тайный приемлется). Глава XXI-я. Медный змий Когда евреям пришлось совершать обходное движение вокруг земли Эдомской, то между ними поднялся сильный ропот. Недовольный трудностями путешествия народ начал малодушествовать и роптать на Бога и Моисея, говоря: «зачем вывели вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне; ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища, т.е. манна (4–5 ст.). В наказание за ропот Господь послал ядовитых змеев, от ужаления которых умерли многие из евреев. Наказание прекратилось, когда раскаявшийся народ с верою взирал на медного змия, которая Моисей, по повелению Божию, вознес на шест знамени. Все ужаленные змеями приходили к этому знамени с медным змием и, взирая на него с верою, получали исцеление и оставались в живых (6–9 ст.). 6–9 ст. Целебное свойство медного змия заключалось в невидимой силе Божией, змий же служил только внешним знаком ее. По словам Премудрого, не вещию зримою евреи целяшеся, но всех Спасителем, милость Господа прихождаше и исцеляше их ( Npeм. XVI, 10–11, 7 ). В этом отношении медный змий имел таинственно-прообразовательное значение. Он был знамением спасительной веры людей в Искупителя. Сам Господь Иисус Христос в беседе с Никодимом засвидетельствовал это: Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому. Да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный ( Uoah. III, 14–15 ). Из этих слов Спасителя видно, что ветхозаветное событие змия в пустыне имело две прообразовательные черты: во 1-х, вознесение медного змия на древо прообразовательно указывало на образ смерти Христа – распятие на кресте; во 2-х, исцеление, получаемое с верою взиравшими на змия, прообразовало спасительную веру в распятого Христа Спасителя, избавившего людей от первородного греха, смерти и диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

XIII в.) привычно для образов евангелистов в парусах центрального купола, оно же продиктовало иконографию песнотворцев как авторов, занятых написанием своих сочинений - тип, также восходящий к изображению евангелистов. И. П. показан старцем с недлинной бородой, голова не покрыта, он сидит в кресле с подножием перед столиком, в руках длинный свиток с текстом, в чтение к-рого он погружен, выше - пюпитр с книгой. В храмовых росписях аналогичный по составу ряд гимнографов помещался также в наосе и фланкировал основные композиции: в ц. Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.) 4 образа в медальонах попарно размещены по сторонам на склоне арки; в ц. свт. Николая в с. Манастир близ Прилепа, Македония (1271) фигуры 4 гимнографов помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», а тексты на свитках отражают тему Боговоплощения; в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314), также 4 фигуры попарно обрамляют композицию «Успение» (И. П. вместе с прп. Феодором Студитом изображен на юго-зап. пилоне). Вместе с прп. Феодором Студитом (напротив друг друга) И. П. также изображен в росписи 1852 г., на своде арки во внешнем экзонартексе кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса): седовласый старец с длинными, спадающими на плечи вьющимися волосами и длинной же разделенной надвое клиновидной бородой; в левой руке держит развернутый вверх свиток с текстом, в правой - перо, на правой же руке - длинные четки. В нижнем ярусе росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), в сев.-зап. части зап. стены нартекса образы 3 монахов-гимнографов (И. П., Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина) помещены рядом с традиционно монашеским сюжетом «Явление ангела прп. Пахомию»; в облике И. П.- старца выделены черты аскета, его правая рука у груди в жесте благословения, в левой свернутый свиток. Изображениям гимнографов, в числе к-рых И. П., была посвящена программа росписи в юж. притворе ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209); их образы также есть в росписи афонских храмов (напр., в кафоликоне мон-ря Ксенофонт на Афоне (1545) и др.).

http://pravenc.ru/text/673697.html

Древо Иессеево. Миниатюра из Шеренбергской Псалтири. Ок. 1260 г. (Б-ка земли Баден в Карлсруэ. St. Peter perg. 139. Fol. 7v) Полемическая аргументация развивалась в 2 направлениях: богословское христ. понимание обосновывалось ссылками на другие места Свящ. Писания, свидетельствующие, по убеждению христианских экзегетов, о девственном Рождении Христа (напр.: Дан 2. 34; ср.: Iren. Adv. haer. III 21. 7), либо соседними стихами Ис 7. 14 (напр.: Euseb. In Is. 7. 15-17); филологическое опиралось на анализ слов, о смысле к-рых велись споры. Блж. Иероним описывает дискуссию о евр. словах   и   ( Kamesar. 1990) и опровергает иудейские аргументы о том, что в этом стихе приводится пророчество о рождении царя Езекии ( Hieron. In Is. III 7. 14). Толкователи Ис 9. 6, начиная с мч. Иустина, подчеркивают либо «владычество на раменах» Младенца (Ис 9. 6), понимая эти слова как пророчество о крестных Страданиях (хотя Феодорит видит в Ис 9. 6 исполнение слов гимна Раба Господня Ис 53. 45: «…Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…»), либо мессианский титул «великого совета ангел» (Ис 9. 5 LXX) как знак Его связи с Отцом, к-рую Феодорит объясняет словами из Евангелия от Иоанна: «сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Theodoret. In Is. 9. 5-6). Блж. Иероним считает эти слова предсказанием временного отвержения Израиля и спасения языческих народов ( Hieron. In Is. III 9. 6-7). IV. Отрасль Иессеева (Ис 11. 1-10) - образ Мессии как потомка Давида получает у христ. авторов мессианское толкование. Понятое как пророчество об Иисусе Христе, оно становится доказательством в апологетической полемике (напр., уже Iust. Martyr. I Apol. 32. 12-14). Об этом пишут Тертуллиан и Лактанций. Сщмч. Ириней цитирует текст полностью и уточняет, что «Отрасль» - это Мария, а «ветвь» - Христос ( Iren. Dem. 59; ср.: Ambros. Mediol. In Luc. 2. 24; Hieron. In Is. 11. 1). Климент Александрийский видит в Отрасли Христа, розгу божественного Педагога. Важное место в истории христ. экзегезы занимает толкование Ис 11. 10, обетование о возвращении корня Иессеева как «знамени для народов»,- единственный в гл. 11 стих, к-рый явно цитирует ап. Павел (Рим 15. 12; ср.: «будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут»). Тем самым создается связь между Мессией, потомком Давида, и ожиданием народов (ср.: Commod. Carmen apol. 291-292), и т. о. подчеркивается, как в Послании к Римлянам, Его призвание собрать все народы для спасения.

http://pravenc.ru/text/674802.html

Восьмой ярус (а на западной стене и девятый) также посвящен ветхозаветной тематике - «Истории Троицы» и «Чудесам Архистратига Михаила» (26 сцен). В арке западного портала помещен сюжет «Недреманое око», в арке северного портала - «Не рыдай мене, мати». Для росписи алтаря характерна исключительная полнота литургического цикла и замена отдельных фигур святителей сценами из их житий. В конхе центральной апсиды находится изображение сюжета «О тебе радуется», на западной стене и своде - «София Премудрость Божия». В верхнем регистре апсиды помещены 10 сцен из литургии, а в нижнем, вместо традиционных святителей в рост - сцены из житий Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи. В арке окна - «Христос Архиерей». Жертвенник украшен изображениями сюжетов «Агнец Божий (Христос в потире)», «Похвала Богоматери», а также сцен из литургии Григория Богослова. В арке двери, ведущей из жертвенника в главный алтарь, иллюстрирована«Повесть о трех друзех». В диаконнике в конхе и на западной стене - «Древо Иессеево», на других стенах - сцены из житий Алексия Человека Божия, Петра Митрополита, Николая Чудотворца и Иоанна Богослова, в окне - «Богоматерь Толгская». Основной особенностью архангельской росписи является ее упрощенная, несколько лубочная декоративность. Старый метод оформления храмового пространства по законам архитектоники полностью уступил место ритмическому чередованию горизонтальных сюжетных фризов, которые приобрели здесь характер узорчатого нарядного ковра. Миниатюрные кулисы перестали выполнять роль «нутряных палат» и превратились в узорчатый стаффаж. Традиционные декоративные горки с лещадками почти полностью уступили место пологим холмам, которые довольно слабо выявляют глубину пространства. Одежды персонажей исполнены схематично, со множеством мелких вертикальных складок. Они лишены былой изысканности и роскошного орнамента. Во время восстания 1918 при артиллерийском обстреле города войсками красных церкви были нанесены значительные повреждения.

http://sobory.ru/article/?object=00209

Итак, теперь Богородица, смежив вещественные очи, приносит нам великие, никогда не заходящие, духовные светила, бодрствование и ходатайство за мир пред лицем Божиим. Теперь, когда молчат Ее Богодвижные уста, издававшие членораздельный голос, Она открывает Свои присноглаголющие, умоляющие за весь род (наш), уста. Ныне, опустив Свои телесные руки, которыми носила Бога, Она, став бессмертною, воздвигает руки ко Господу о всей вселенной. Ныне, сокрыв подобный солнцу естественный вид Свой, Она сияет, однако, на написанной иконе Своей, которую предлагает земнородным для благотворного лобызания и приличествующего поклонения, хотя еретики и не хотят сего. Итак, воспарив горе, чистая голубица не перестает охранять дольнее. Отшедши телом, Она с нами – духом; быв возведена на Небо, Она отгоняет демонов, является Ходатаицею к Богу. Древле смерть воцарилась чрез праматерь Еву, ныне же, прикоснувшись Блаженной Дщери ее, она умерщвлена, быв побеждена тем же, от чего получила силу. Посему да возрадуются жены, наследовав славу, вместо бесчестия. Да радуется освободившаяся от клятвы Ева , поскольку она принесла благословенный плод – Марию. Да взыграет вся тварь, орошаемая таинственными водами нетления из девственного источника, утоляя ими смертоносную жажду. Таково празднуемое нами ныне. Таково воспеваемое, что дал нам корень Иессеев, принесший цвет – Христа, священный жезл Ааронов процветший, духовный рай, где древо жизни, духовный луг девственных ароматов, цветущая и боговозделанная ветвь зрелой и точащей жизнь лозы; высокий и превознесенный херувимский престол Царя всех, дом, полный славы Господней, святая завеса Христова, светлейшая страна восточная, уснувшая в мире и правде; говорю «уснувшая», а не «умершая» – потому, что Ты перенесена, но не перестала покровительствовать роду человеческому. Какими же словами мы изъясним Твое таинство? Умом колеблемся, слабый язык не говорит, писать не умеем, ибо оно (таинство) славно, высоко и превосходит всякий ум: оно не имеет ничего подобного себе, или сходного с собою, чтобы мы могли легко изъяснить его из наших дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В ФЕССАЛОНИКЕ Церковь св. Апостолов в Фессалонике. 1310–1314 гг. Церковь св. Апостолов в Фессалонике. 1310–1314 гг. Основана одновременно с существовавшим здесь мон-рем в 1310-1314 гг. Нифонтом I , Патриархом К-польским, о чем свидетельствует надпись внутри храма. Посвящение 12 апостолам связано с легендой, согласно к-рой храм ранее имел 12 куполов, символизирующих 12 апостолов. Однако изначально А. ц. была посвящена Богоматери, что следует из состава росписей галерей, а также ктиторской фрески на вост. стене нартекса, где изображен др. основатель храма - игум. Павел, являвшийся учеником Патриарха Нифонта I. А. ц. представляет собой крестово-купольный храм на 4 колоннах с высоко поднятыми сводами подкупольного креста. Основной объем окружен галереями и нартексом, угловые компартименты к-рых перекрыты 4 малыми куполами. С запада к храму примыкает экзонартекс. Ктитор храма иером. Павел. Роспись ц. св. Апостолов в Фессалонике. 1310-1314 гг. Ктитор храма иером. Павел. Роспись ц. св. Апостолов в Фессалонике. 1310-1314 гг. Купол и своды основного объема А. ц. украшены мозаиками, созданными по заказу Патриарха Нифонта I. В скуфье купола представлен Господь Вседержитель в окружении 10 пророков, в сводах размещены двунадесятые праздники. В нижней зоне четверика, декорированной фресковыми изображениями, представлены фигуры апостолов, воинов-мучеников, святителей и преподобных. В росписи галерей и зап. части храма центральное место занимают сюжеты, посвященные Пресв. Богородице. В юж. галерее сосредоточены прообразовательные сюжеты, иллюстрирующие ветхозаветные пророчества о Пресв. Богородице. В вост. части галереи представлено «Древо Иессеево», в верхней зоне - «Руно Гедеоново», «Моисей и Аарон у Скинии Завета», «Моисей получает скрижали» и др. В нартексе расположены сцены, иллюстрирующие события детства Богородицы согласно «протоевангелию Иакова». Здесь же представлены композиции: «Мученическая кончина св. Димитрия», «Сорок Севастийских мучеников» и «Души праведные в руце Божией». В сев. галерее особое место отведено циклу жития св. Иоанна Предтечи, а также иллюстрации к стихире на Рождество Господне «Что Ти принесем, Христе». Мозаики и фрески А. ц. наряду со стенописью к-польских церквей мон-ря Паммакаристос (ок. 1315) и мон-ря Хора (1316-1321) представляют собой высшие достижения визант. монументальной живописи эпохи Палеологов и свидетельствуют о принадлежности живописи ведущим мастерам своего времени. Лит.: Stephan Ch. Ein byzantinisches Bildensemble: Die Mosaiken und Fresken der Apostelkirche zu Thessaloniki. Worms, 1986; Nikonanos N. The Church of the Holy Apostles in Thessaloniki. Thessal., 1986. В. Д. Сарабьянов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75728.html

искусстве житийных циклов свт. Николая. Большое количество сцен и их размещение в основном объеме храма (в центральных сводах и на стенах зап. рукава, а также в межрукавных пространствах) связаны с посвящением кафоликона свт. Николаю (в визант. традиции эти изображения обычно находились в нартексе и в приделах храма, реже - в жертвеннике). Роспись сохранилась плохо, большинство сцен погибло, однако принцип их распределения достаточно ясен. По мнению специалистов, изначально в храме было представлено не менее 20 сцен из Жития свт. Николая. Читаются «Крещение свт. Николая», «Рукоположение в священнический сан», «Низвержение идолов», «Свт. Николай спасает от казни трех воинов, невинно осужденных», «Спасение троих детей», «Чудо на море», «Благодарение троих воинов за спасение» (?), «Явление свт. Николая имп. Константину I Великому во сне» и др. Очевидно, сцены не следуют хронологии Жития святителя. Крупные фигуры мучеников, подвижников, пустынников, врачевателей, столпников, пророков изображены в проемах окон, а весь нижний регистр заполнен фигурами св. воинов. В нижнем регистре зап. стены, в плоских нишах с юж. стороны, помещены изображения вмч. Евстафия Плакиды с женой и 2 детьми и мучеников Кирика и Иулитты . Среди образов груз. святых особо выделяется большое поясное изображение просветительницы Грузии св. Нины на выступе южной стены. На зап. стене по сторонам входа на горизонтальном выступе помещены фигуры 4 груз. преподобных (Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнийского, Шио Мгвимского и неизв. святого). Отдельная тема росписи связана с прославлением рода Багратиони. В нижнем регистре на сев. стене представлены: царь Георгий III (к тому времени уже скончавшийся), его дочь царица св. Тамара и ее сын царевич Георгий IV Лаша. Они изображены в 3/4-ном повороте перед иконой сидящего на троне Иисуса Христа. Члены царствующего дома представлены в росписи как преемники ветхозаветных царей; претензии Багратиони на происхождение от рода библейского царя Давида подчеркиваются введением в программу росписи композиции «Древо Иессеево» (юго-зап.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

Дечани. Монастырь Высокие Дечаны. Собор Спаса Вседержителя. Карта и ближайшие объекты Соборный храм в честь Вознесения Господня, во имя Спаса Вседержителя, 1327-1335 г.г. постройки, отличается сложной архитектурой, в которой прослеживается западное влияние - как готическое так и романское. Церковь отличается стройными, гармоничными пропорциями, богатством декоративного убранства. Храм представляет собой пятинефную базилику с трёхнефным притвором и куполом, облицованную квадрами тёсаного пурпурного, светло-жёлтого и чёрного мрамора. В архитектурном оформлении фасадов использованы романские и готические детали: лизены с аркатурным фризом на консолях, каменная пластика на порталах и капителях. Внутри поверхность выложена ониксом. Внешние скульптурные барельефы навеяны апокалиптическими образами. Фресочная роспись, выполненная в 1335-1350 г.г., состоит из более чем тысячи изображений и на начало XXI в. является самым большим сохранившимся памятником средневековой монументальной живописи в Сербии. Живописный ансамбль носит энциклопедический характер и включает 20 отдельных циклов изображений. В их составе как традиционные сюжеты - Двунадесятые праздники, Страсти, Чудеса и Притчи Христовы, Богородичный цикл, Вселенские Соборы, Месяцеслов, Страшный Суд, жития святителя Николая, пророка Иоанна Предтечи, святых воинов Георгия и Димитрия, евхаристические и ветхозаветные композиции, так и более редкие: иллюстрации Книги Бытия, Деяний Апостолов, Притч Соломоновых, Акафиста, Книги пророка Даниила, Древо Иессеево и Лоза Неманичей. Особое внимание уделяется изображениям правителей Сербии, которые предстают в ктиторских композициях и в сцене, иллюстрирующей завершающую строфу Акафиста. Другим ярким нововведением стало изображение Чина проскомидиив жертвеннике, совершаемого первоиерархами Сербской Церкви святителями Саввой и Арсением. Стиль росписей академизирует художественные традиции эпохи Милутина. Сухость и бесстрастность этого искусства сочетается с яркой декоративностью ансамбля, изобилующего повествовательными деталями.

http://sobory.ru/article/?object=49845

М. Василаки полагала, что икона была связана с мон-рем, посвященным Н.: за спиной у мужчин показано здание, вход в к-рый украшает икона с образом святителя в фелони, благословляющего поднятой десницей. Тип сидящего на троне Н., благословляющего молящихся, был характерен и для украшения литургических сосудов. Подобного извода рельефная позолоченная фигура Н. украшает серебряный дискос (1622, ныне в ризнице Протата на Афоне). По сторонам святого - Никейское чудо, у подножия - миниатюрная фигурка ктитора или мастера, подносящего этот дискос святому; по краю тарели изображены Христос и Богоматерь, полуфигуры святых, вписанные в завитки растительных побегов наподобие композиций «Древо Иессеево» или «Союзом любви связуемы апостолы...», в целом орнаментика близка к европ. декору таких предметов. Согласно надписи, дискос предназначался для к-польской ц. во имя Н. Контоскалион (греч. «близ лестницы»). Входящий в название эпитет указывает на местонахождение храма, вероятно, в районе новой (для зрелого и поздневизант. периода) приморской гавани К-поля (Стамбула) на побережье Пропонтиды (Мраморного м.), западнее Софийской гавани. О существовании здесь неск. храмов в поздне- и поствизант. время свидетельствуют также древнерус. источники. Царские дары и пожалования, предназначенные для пожертвований в мон-ри и храмы правосл. Востока, купец Трифон Коробейников в 1591 г. дал в 2 Никольских царьградских храма с топонимом «Кум-капи», один из них был армянским; правосл. Никольская ц. была и в соседнем р-не бывш. столицы Византии, Псамафии (с Псамафийскими воротами в крепостных стенах имп. Феодосия), в рус. тексте названа «Николы Псомотея-магаледа» (Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и мон-рями), 1584-1594/Отв. ред.: В. И. Буганов. М., 1988. С. 161). Н. Хадзидаки составила список всех известных житийных икон Н., созданных на Крите в XV-XVI вв., в связи с изучением иконы, приписываемой критскому иконописцу 2-й пол. XVI в. Георгию Клонцасу ( Χατζηδκι Ν. Εικνα του Αγου Νικολου με βιογραφικς σκηνς.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Живопись стен кафоликона (1532-1537) в интерьере и по фасаду ставит церковь М. в один ряд с известными церквами Сев. Молдовы XVI в., целиком покрытыми настенной живописью - явлением, впервые возникшим здесь в истории церковного искусства. Различие стилей фресок дает возможность предположить, что в росписи М. участвовали неск. мастеров. Внешняя роспись сохранилась лучше, чем в других мон-рях Буковины, особенно на юж. и вост. фасадах. Роспись М. подробно освещает события ВЗ и НЗ, ее часто называют библией для неграмотных. Храм был расписан группой художников под рук. мастера из Сучавы Фомы (Томы). Характерной колористической особенностью фресок является преобладание синего, красного и желтого цветов ( Nicolescu. 1965. P. 17-19). Взаимодействие между архитектурой и внешней живописью характерно для всех церквей Молдавского княжества, имеющих наружную живопись. Роспись фасадов М. повторяет роспись интерьера церкви и соответствует 2-частному делению храма: алтарь с наосом и притвор с пронаосом и усыпальницей (интерьер), пространство от колонн притвора до контрофорсов зап. стороны апсид и апсиды (фасады). Роспись на фасадах Осада Константинополя. Роспись наружной стены кафоликона. 1537 г. Осада Константинополя. Роспись наружной стены кафоликона. 1537 г. Посвящена Небесной и земной Церкви. По всему периметру стен под крышей расположено 105 ниш, в каждой помещено изображение ангела; эти изображения составляют верхний регистр росписи. Живопись на апсидах представлена еще 4 регистрами с образами святых. На юж. фасаде сохранилась фресковая надпись - 24 строфы гимна ( Nicolescu. 1965. P. 24-25). На поверхности стен наоса и усыпальницы изображены 4 цикла: на южном фасаде - «Акафист Благовещению», «Древо Иессеево», на северном фасаде - «Житие Пресв. Богородицы», «Учение 12 апостолов». Там же помещена наиболее известная фреска - «Осада Константинополя», объединившая 2 исторических события: осаду К-поля язычниками (626) и его падение (1453). На фреске изображено внутреннее положение города во время осады: видны процессия, возглавляемая императором и императрицей в сопровождении клириков; народ, молящийся о победе; воины на стенах крепости; противостояние воина и главы турецкой кавалерии; бушующее море; огненный дождь, изливающийся с небес на османскую армию; предстательство Пресв. Богородицы, защищающей крепость (Ibid. P. 21).

http://pravenc.ru/text/2564046.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010