Какие средства помогут нам на этом пути? Прежде всего молитвенный подвиг, покаяние, доброделание и приобщение Св. Христовых Тайн. Если мы, возлюбленные братья и сестры, уразумеем эту истину и по мере сил своих будем стараться очищать свои души здесь, на земле, то, несомненно, заложим основу для славного и окончательного преображения нашего во время второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. К этому преображению, к этой славе призвал нас всех Господь. Отзовемся же всем своим сердцем на этот зов, отречемся от греха и воспримем все доброе, все святое, чтобы сподобиться вечной жизни со всеми угодившими Богу и прославить великое имя Святой Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки. Аминь. Тайна животворящего древа (На Воздвижение) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Для того, возлюбленные братья и сестры, чтобы познать великую тайну Честнаго и Животворящего Креста, нам необходимо мысленно перенестись в то время, когда первозданные люди Адам и Ева находились в раю и еще не вкусили запретного плода. Итак, пред нашим внутренним взором стоит древо познания добра и зла. Не само по себе имело это древо свойство познания, но лишь по тому повелению, которое высказал Господь при сотворении человека: «От всякого древа ты будешь вкушать, а от древа познания добра и зла не имеешь права вкусить. И в тот день, когда ты вкусишь от плода сего древа, ты смертию умрешь». Таким образом, древо познания добра и зла явилось как бы мерилом верности человека своему Творцу и Создателю. Достаточно было проявить любовь и полное послушание Господу своему, как человек сделался бы бессмертным. Но произошло нечто ужасное: соблазненный диаволом, человек не сумел выполнить одну-единственную данную ему Богом заповедь. Ева, наслаждаясь прохладою райскою, остановилась у древа познания добра и зла, рассматривая его прекрасные плоды. А в это время враг Божий, падший ангел, в образе змия начал внушать ей совершенно неподобные для святости человеческой мысли. Он вопросил: действительно ли Господь запретил вкушать плоды от райских деревьев? Ева, не уразумев коварства дьявольского, ответила: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не вкушайте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Тогда лукавый искуситель сказал: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, вы будете, как боги, знающие добро и зло». И это дьявольское внушение, опасное для жизни, показалось для первозданного человека весьма приятным. Ему захотелось действительно сравняться с Богом, стать независимым от Творца своего. Потянулись руки Евы к запретному плоду и сорвали его. Вкусила Ева и — нарушила заповедь Божию. И не только сама нарушила, но и соблазнила своего мужа Адама.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Они поставлены были вождями и уподоблялись крепким и весьма высоким деревьям дубравным, превосходя всех других мерою важности своей и стоя гораздо выше находившегося под их руководством народа. Но Ливан, то есть Иерусалим, сожжен был. Славные же и знаменитейшие в нем, и находившиеся на высоте славы восплакали между собою, падая и погибая, и подвергаясь действию как бы неких сильнейших дровосеков, полководцев римских. Но Господь наш Иисус Христос соделался «стеблию распущающеюся» для тех, которые будучи злыми «зле» погибли (ср.: Мф. 21:41). Ибо Он всегда услаждается непрестающими возношениями на высоту и распространяется, так сказать, по всей поднебесной. И это самое Бог ясно предвозвещал устами Иезекииля, так говоря: «и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю» (Иез. 17:22—24). Понимаешь ли, что взяв избранное кедра, Бог и Отец насадил нам древо жизни, то есть Христа? Под избранным же кедра разумеет колено Иудино, всегда властвовавшее и славнейшее по сравнению с другими, из коего произошел и Иессей, и Давид, и Святая Дева, которая родила Иисуса. А что и на древе повешено было ради нас взятое от избранного кедра, и есть растение прекрасное и весьма цветущее, в этом как можно сомневаться? Возросли же по воле Отца и мы, древле сухие и не имевшие плода деревья, так как сухи были и увяли некоторым образом бывшие во влаге и жизни закона, то есть израильтяне. И они были высоки, мы же смиренны и отвержены. Но мы вознесены во Христе чрез веру. Они же лишились древней славы и стали смиренными. Итак, Бог есть всяческих Господь, своими мановениями смиряющий высокое и высоко возносящий смиренное, иссушающий древо земное и проращающий древо сухое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Так как в самом деле Бог есть всякое дерево и (Древо) Жизни — Сам ведь есть все, Который и все из не–сущих перевел, Который и снаружи и внутри, будучи всем, — Древо же знания это устроение человека, в котором познание и добра и зла [  ]. Всякий, кто совершает в нем (раю) такого рода делание и хранение, как повелевает заповедь, неизменно пребывает в наслаждении наслаждений и непоколебимый остается при хранении его. 12. Так как наша природа изменчива [  ] и мы расслаблены, чтобы присно пребывать в таком образе жизни, поэтому и разделяем мы участь Адама. Ибо мысль человека от юности склоняет (его) к худым делам, словно Ева, принимающая предложение злого змея как выгодное, возводит оное к уму человека и уговаривает его вкусить как от запрещенного блага и тотчас становится ходатаем [  ] падения для него [  ]. 13. Однако давайте рассмотрим и образ делания и как человек питается от всех насаждений в этом раю. Исследующий логосы и движения всего творения незамутненным умом и независимым от пристрастия к видимому разумом, и питающийся образом мыслей более божественным, который возможен от всякого осязаемого, совершенно отвергнувший заботы и попечения о средствах к жизни и ставший выше всякого вожделения удовольствий мира, он возводится ко Творцу и Виновнику всяческих через них (самих), по божественному Павлу [  ]. Ибо Он (Творец) есть преисполненное и неделимое Древо приносящее только одну отрасль добра и благодатно дарующее участие достойным Такими именно пожелал Бог быть нам бесстрастными безмятежными и иметь только одно дело ангелов, это непрерывно и непрестанно прославлять Сотворшего и наслаждаться созерцанием Его из одного исследования творений Его [  ], как это изречено для нас и через пророка Давида: Возложи на Господа заботы твои, и он поддержит тебя [  ], — и опять через его Евангелия: не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела вашего, во что одеться [  ], — и в другой раз: Просите ( же прежде) царства Божия и правду его, и это все приложится вам [  ], — и для Марфы: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Эта власть, хотя и стоит ниже Божьей законодательной власти, но примыкает к ней. Кроме того, Христос как Судия наделит святых Своей судебной властью: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф.19:28). Апостол Павел вопрошает: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1Кор.6:2) Согласимся, что судебная власть – это продолжение законодательной власти, ибо от судьи зависит применение закона. Кроме того, судья имеет власть миловать, а «милость превозносится над судом» (Иак.2:13). Итак, Бог, поставивший Сына Своего Царём над всем творением, сделает верных чад Своих причастниками царской власти Его, ибо «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим.2:11,12). Древо жизни делало человека причастником божественной жизни. Древо познания добра и зла также давало весьма великие дары – причастие в определённой степени божественной свободе и высшей власти. Всё перечисленное,  хотя и подавалось посредством тварных плодов,  само не является чем-то тварным. Эти божественные блага нетварны и неотделимы от Бога. Их причастником можно стать только привходящим образом: когда Бог в тебе, а ты – в Боге. Поэтому и диавол, и Ева с Адамом, возмечтав обрести нечто высшее без Божьего на то благоволения, потерпели крах.   Богоборчество сегодня Власть устанавливать границы добра и зла очень многим не даёт покоя. Безумцы, преисполненные сатанинской гордости и горькой зависти, не вразумляясь ни участью падшего с небес диавола, ни изгнанного из рая Адама, пытаются подобную власть присвоить себе, причём иногда вполне сознательно. Но, стоя в истине, человек ничего подобного сделать не может. Он может только обмануть себя; а также может навязать этот обман другим. И не более того. Не человек устанавливает, что – добро, а что – зло. И если вместо одного безумца будет тысяча, миллион или даже миллиард безумцев, это ничего не меняет.

http://bogoslov.ru/article/4712893

Весь я подобен человеку, впадшему в разбойники: от ног до головы нет во мне целости. К кому обратиться за помощью, кроме Тебя, Всеблагий Творец и Всемогущий Промыслитель мой? «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл» ( Пс.118:176 ). «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» ( Пс.141:7 ). «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» ( Пс.50:12 ). За летами моего неразумного младенчества, о коих самый первый мудрец не может не сказать ко Господу с Давидом: «Как скот был я пред Тобою» ( Пс.72:22 ), наступили лета отрочества и юности. Время самое драгоценное. В это время и я, подобно прародителям моим, находился в раю невинности, и предо мною было древо жизни с обетованием и древо смерти с заповедью. Мог я не простирать руки к плоду запрещенному, властен был я остаться на пути правды и непорочности. Все удерживало меня: и благодать Крещения, и глас совести, и родители, и, увы, ничто не удержало! И мне змей искуситель представился достовернее моего Творца и Благодетеля, и для меня древо смерти показалось добрым в снедь, угодным очима, еже видети, и красно, еже разумети, и я – стократ неразумнее прародителей моих, ибо имел их опыт пред собою, – и я, несчастный, вкусил дерзостно горькие снеди, согрешил и потерял рай. Ах, братие мои, кто не пожелал бы, чтобы возвратились дни его юности, драгоценные те дни, когда от нас зависело вступить на путь Господень или уклониться на распутья греха и суеты мирской! Но и эти дни не возвратятся, и каждому из нас, вспоминая их, остается только восклицать из глубины души: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости» ( Пс.24:7 ), единой благости Твоей! Наступило время мужества и лет зрелых : мы вошли в различные связи семейства, дружества, знакомства, вступили на путь служения общественного, взяли на себя различные обязанности, многие из нас засвидетельствовали клятвою, что они будут верными истине, непреклонными хранителями правды для себя и для других. Чего бы надлежало ожидать от нас после сего? Надлежало бы ожидать твердого и неуклонного исполнения своих обязанностей, мужественной борьбы с пороком во всех его видах, благоразумного употребления даров счастья, кому они посланы, и великодушного перенесения ударов несчастия, кого они постигли. Что мы всегда будем готовы на всякое дело благое, удалены от всякой лжи и неправды, будем воздержны и строги к самим себе, великодушны и милосерды к ближним нашим, кротки, искренни и любвеобильны ко всем и каждому, непамятозлобивы к самым врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Вот, это безблагодатная община, безблагодатная церковь , люди, лишенные благодати. Это совершенно неправильное высказывание. И почему же они лишены благодати? – А они грешат. Извините, но в Писании сказано: «…когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим.5:20 ). Благодать и появляется там, где люди нуждаются в Божьем прощении, в Божьем милосердии, в Божьей любви. А если кто-то хочет иметь дело с Божьим правосудием – мало не покажется. Вы знаете судьбу еврейского народа – разрушение двух храмов, холокост, трагедия целой нации, трагедия людей, которые решили, что они своими собственными силами могут чего-то достичь. Если хотите, Закон Божий по отношению к каждому из нас – это Божий прокурор, который требует смертной казни для каждого грешника. Ибо сказано: «возмездие за грех – смерть» ( Рим.6:23 ). За грех – смерть. Благодать, которая нам даруется в Иисусе Христе, – это Божественный адвокат, который пытается нас защитить. В Евангелии от Иоанна сказано: «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). И вот здесь мы видим древо жизни, причем сказано, что древо «и по ту и по другую сторону реки» . Это целая роща, но древо одно – это Крест Голгофский. Христос говорил: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ). Сораспяться Христу – означает посвятить все свои проблемы Богу. Что значит посвятить все свои проблемы Богу? Принять их как из рук Божиих. Заболел – скажи себе и Богу: – Боже, Ты дал мне это испытание, значит, на это есть Твоя воля. Принимая все скорби как из рук Божиих, мы проявляем великое упование на промыслы Бога. Страдает человек от старости – пусть он не замыкается в эгоизме этой своей собственной проблемы, пусть он и эти переживания посвятит Богу! Мне очень понравилось, что папа Римский Иоанн Павел II, когда уже умирал, обратился к верующим со словами: – Вы все смотрите на дряхлого умирающего старика, который еле ходит, но ведь в ваших городах полно таких же людей, которые с трудом перемещаются. И если вы проявляете сострадание ко мне, старому умирающему человеку, я переадресую ваше сострадание ко всем другим таким же пожилым людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

гл. 4) и который говорит: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Иоанн. 14, 27). И уничтожу зверей лютых с земли, — пороки или страсти, коими удручаются души человеческие, или противные силы, которые делают нападения. И обитающие в пустыне будут безопасно спать в лесах. Ибо Господь открыет дубравы, и в осраме Его всякий глаголет славу (Псал. 28:9). По удалении же зверей и по обращении земли в пустыню они будут спать, не опасаясь подобного рода животных, и будут говорить: Господь просвещение мое и спасение мое: кого убоюся (Псал. 26:1)? И поселит тех, кои будут безопасно спать, в окрестностях горы или холма Своего, и будут они благословенными. Тогда Он даст дождь во время свое, и будут дожди благословенные, которые Он обещает в благословениях Второзакония (гл. 28). И даст Он, говорит, древо жизни, о котором в Бытии написано (гл. 2), и древо мудрости, о котором говорится: древо живота ест всем держащимся ея (Притч. 3:18). Даст же оно плод свой тогда, когда и земля даст плод свой, или деревья стран, множеотво святых. И земля даст произрастение свое, ибо истина от земли воссия (Псал. 84:12). И будут они в земле твоей без страха или в надежде мира, — в земле живых, в земле кротких, о которой написано: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Матф. 5:5), чтобы, имея благополучие во всем, они узнали, что Он Господь, когда Он сокрушит цепи или железный обод ярма их, угнетавшего их подобно самой тяжелой власти, и избавит их от руки повелителей или от порабощения угнетателей их. Ибо каждый есть раб того, кем он побеждается. И не будут они более добычею для демонских народов, и не будут пожирать их звери земные, о которых? мы сказали, но будут жить с упованием и без всякого страха согласно с выше изложенным. И произведу у них, говорит, отрасль славную или насаждение мира, говорящее в Евавгелии: Аз есмь лоза истинная (Иоанн. 15, 1). И не будут они более погибать от голода на земле. Таким образом голод бывает на земле, — глад слышания слова Божия, которого не будет на земле при добром Пастыре, и при славной Отрасли, и при возглашении слова всеми и при насаждении мира, и не будут более подвергаться поношениям от народов, так что те не будут говорить: где есть Бог их (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Господь помещает человека в раю в удивительное место: в сад, рай сладости. Господь говорит человеку, что он должен хранить и возделывать этот сад, хранить и возделывать! И Господь посреди рая посадил два дерева: древо жизни, которое символизирует Крест Христов, и древо познания добра и зла. Что такое древо познания добра и зла – поговорим попозже, потому что в рассуждениях об этом дереве существует огромная путаница. « И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » ( Быт. 2:16–17 ). Из этого текста видно: Адам знает, что такое зло, Бог говорит с ним о смерти. Причем не только о смерти духовной, это понятно, но и о смерти физической: «В день, в который вкусишь, смертью умрешь»! Где Адам тогда жил? В раю. А рай – это Божий мир. Сказано: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет. 3:8 ). А Адам в каком возрасте умер? В девятьсот тридцать лет умирает Адам (см.: Быт. 5:5 ): он не дожил до окончания тысячелетнего дня ровно семьдесят лет! Он умер точно в тот день, в который вкусил от запретного плода! Бог же и сказал: «… в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2:17 )! Это был 6-й день творения! Он был в раю у Бога один день (который как тысяча лет), прожив девятьсот тридцать, лет и скончался, семидесяти лет не дожив до окончания этого дня. Итак, Адам – господин в этом месте, в раю, он нарекает имена животным. Древние говорили, что тот, кто дал имена всем, – был мудрее всех. Сказано: « И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему » ( Быт. 2:20 ). «Сказанное же: «и привел [их] к человеку…», показывает мудрость Адама и тот мир, какой был между животными и человеком, пока человек не преступил заповеди» 65 . «Итак, прежде всего Бог показал человеку, насколько он лучше травоядных животных и всех неразумных живых существ. Таков смысл сказанного о том, что Бог привел к человеку всех животных, чтобы видеть, как он наречет их, и какое имя им пристанет. Отсюда явствует, что человек потому лучше животных, что различает их по именам; а это возможно лишь потому, что он может судить о них. Таков ближайший смысл, ибо человек быстро понимает, что он лучше животных» 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И раны Единственного Безвинного для всех тягчайше прегрешивших людей, стали достаточными для освобождения от осуждения» (св. Николай Кавасила . Слово на Успение Богородицы, 6). 23). Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. «И ты сделай так же и подражай Господу, Который сносил безбожную наглость даже до креста и достойным погибели предлагает спасение… Побеждай злого добром, поощряй его к добру, расторгни гнев кротостью, покажи ему, что он несправедливо преследует находящегося в тебе Христа, выясняй, что ты не заслуживаешь преследования» (свт. Иоанн Златоуст . Слово о том, что ученику Христову надлежит быть кротким). «Предавал все Судии Праведному, то есть Богу, Который на будущем суде воздаст каждому по делам его, по сущей справедливости» (блж. Феофилакт). 24). Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. «Нов и необычен образ излечения: ибо (в данном случае) Врач получает рану, а больной получает исцеление» (блж. Феодорит. Фрагменты). 25). Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне Пастырю и Блюстителю душ ваших. Апостол «затрагивает евангельскую притчу, в которой благочестивый пастырь, оставив девяносто девять овец в пустыне, пошел, чтобы призреть одну, заблудшую. Ибо сказанное там, что найдя ее, он возьмет ее на плечи свои с радостью ( Лк.15:5 ) здесь святой Петр предваряет словами о том, что Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, потому что так захотел нас искупить, что древо, на которое вознёс грехи наши, Он несет на плечах» (св. Беда). Третья глава 1–2). Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. «Следует заметить, что блаженный Петр хочет, чтобы жены добрые повиновались мужьям не верующим при том условии, что они не только не будут наносить ущерба их власти, но и будут неодолимо упорны в жизни столь чистой, чтобы служить также и для своих мужей примером чистоты и веры» (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Когда Бог создал человека, зло уже существовало. Бог не сотворил зло и не является виновником его появления. Зло было привнесено свободной волей диавола. Приводя человека из небытия в бытие, Бог знал, что помещает его в том мире, где есть не только свет, но и тьма, не только добро, но и зло, не только блаженство, но и страдание, не только возможность достичь обожения, но и возможность гибели, отпадения. Потому Бог сразу указал человеку на древо, от которого нельзя было вкушать, — древо познания добра и зла. «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). И человек должен был исполнять эту божественную заповедь и обходить запретное древо стороной. Он мог наслаждаться плодами всех деревьев, в том числе древа жизни, а значит, мог быть бессмертным. Но он должен был воздерживаться от познания и вкушения зла, потому что, как только он почувствовал бы вкус зла, как только он хотя бы на мгновение отпал от любви к Богу и верности Богу, он сразу потерял бы все то, чем обладал как сотворенный по образу Божию. Почему лукавый совет змея оказался столь соблазнительным? Дело в том, что диавол сыграл на самых сокровенных чаяниях человека, воспользовался вложенным в человека стремлением достичь состояния богоподобия. Путь к обожению предлагали человеку и Бог, и диавол. И Тот, и другой обещали Адаму и Еве, что они будут, как боги. Но Бог говорит людям: если вы исполните заповедь Мою, если сохраните верность Мне, то Я введу вас в обладание Своим Царством, Я сделаю вас такими же по благодати, каким Я являюсь по природе. А диавол говорит: если вы нарушите заповедь Бога, вы станете такими же, как Бог, потому что Бог запретил вам вкушать от древа познания добра и зла из зависти. Бог предложил человеку прямой путь к обожению, а диавол, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, «искусил человека ложной надеждой на обожение». Диавол всегда старается прикрыть свои действия личиной добра. Он никогда не выступает в истории под своим истинным обличьем, но всегда скрывается под разными масками. И для того, чтобы соблазнить человека, обмануть его, он пародирует Бога, обещая человеку то же, что обещал Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010