Основанием для подобного сожаления является соображение, что смерть лучше жизни, пребывание в могиле предпочтительнее пребывания на земле. Могила – место полного успокоения, прекращения духовных и физических страданий. В ней успокаиваются цари и князья, из которых первые утруждали себя на земле заботами о заселении опустошенных местностей – пустыней (евр. «харабот» ­­ развалины. Ср. Ис 44:26, 58:12 ; Иез 36.10 ), вторые – собиранием сокровищ (ст. 14–15). В могиле конец жестокостям одних и страданиям других: в ней находят покой и несшие на земле непосильные труды, и не видавшие света узники темницы, и рабы, жизнь которых – один беспрерывный труд ( Иов 7.2 ). Иов.3:20 .  На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, Иов.3:21 .  которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, Иов.3:22 .  обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? Иов.3:23 .  На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? Лично для Иова смерть желательна потому, что избавила бы от мучительного состояния – утраты понимания смысла жизни. Жизнь есть время возможных для человека радостей: «свет сладок» ( Еккл 11.7 ); но эта сладость не доступна для него, огорченного душою; жить и пользоваться жизнью он не может. Для чего же продолжать существование? Некоторым облегчением в современном горестном положении могло бы служить для Иова знание причины постигших его страданий; но это скрыто от него, он находится во мраке неведения (ст. 23). Иов.3:24 .  Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода, Пораженный болезнью, утративший смысл жизни, Иов испытывает состояние душевного смятения, выражением которого являются постоянные вздохи и стоны. Иов.3:25 .  ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. К этому смятению присоединяется еще что-то ужасное, чего он страшится и от чего не может избавиться. В данном случае Иов намекает, быть может, на те кошмары, о которых говорит ниже ( Иов 7.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По преданию св.Макарий Египетский молился о язычниках и те сказали,что им легче нежели христианам,которые знали волю Божью и грешили,но и те и другие были в муках.Единственное с чем можно согласится-это относительно обителей «мук» для кого то они будут подобны месту на Лоне Авраамовом,где они будут лишены тяжких мучений. Святой Апостол Павел сказал ,что «если законом оправдание,то Христос напрасно умер».Если мы утверждаем,что оправдание существует по делам совести и можно войти в «рай» помимо Христа (некоей высокой нравственностью)мы обесцениваем Его сошествие,воплощение,искупительную жертву.Непонимаем глубину падения человека и его мнимых добродетелей.Об этом писал святитель Игнатий Брянчанинов.Святой пророк Исаия говорил что праведность наша как запачканная одежда,а он был Святой пророк и нуждался в Искупителе. «Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства» Свт.Игнатий Брянчанинов «Если, как говорят современные книжники-интеллигенты, во всякой вере можно найти спасение и покой своей обуреваемой страстями душе, то на что христианская вера, на что пришествие Христово на землю, Его воплощение, Его проповедь о Царствии Божием и средствах к достижению его, зачем нужны Покаяние, Причащение Святых Таин Тела и Крови, на что чудеса, страдание, Крест, смерть, погребение, сошествие во ад, Воскресение, вознесение на Небо, Второе пришествие? Если бы без всего этого можно было бы обойтись и спасти душу свою, то для чего все это, о чем сейчас говорено? Для чего исповедание веры, для чего мученики, для чего апостолы, иерархия, для чего посты, молитвы? Ведь все это имеет мировое, вселенское значение, ведь все это строгая, великая, премудрая воля первого, несотворенного и все сотворившего Ума – Бога. Видите, к какой нелепости приводит мнение вольнодумцев, что будто бы во всякой вере можно спастись. Нет, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона Христова, пока не исполнится все, и ни одно Слово Спасителя не идет мимо. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3,5). Если не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6,53).» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Собр. Соч в 6-ти томах. Том 2. Путь к Богу. Стр .508)

http://radonezh.ru/radio/2018/06/29/19-0...

Российское общество в христианском государстве было в принципе здоровым, то есть руководствовалось принципами христианской нравственности. Оно могло с презрением допустить резервации для неисправимого порока, давая тем самым возможность не совсем еще пропавшим, выйти из своего состояния, почувствовав презрение общества. Наше общество почти абсолютно больно, то есть руководствуется принципами греха как нормы. Для лечения болезни необходимо строго наказывать преступников, болезнь эту нам прививших, и жесткими мерами пресечь распространение порока, чтобы жесткостью самих мер внедрить в сознание общества потерянное представление о грехе. Мы знаем из Ветхого Завета, какими способами Бог расчищал пространство от больных обществ для того, чтобы дать место избранному народу; и какие правила Он установил для самого избранного народа, чтобы не позволить ему раствориться в окружающей греховной среде. Мы, христиане, — избранный народ, и народ сильный, хотя нас и мало. Если государство желает стимулировать болезнь общества, то мы не ограничимся предоставляемыми нам резервациями. Мы создадим в душе своей духовную резервацию против сознательных носителей зла и порока, отметая их (в том числе шулеров, подобных Юрову и др.) как нелюдей! Александрова Ольга, г. Тула Тот же мотив нечестной подмены, шулерства звучит и во втором письме: Дело христианина в том, чтобы исполнять личный долг: Бог Сам знает, как использовать личный долг каждого христианина. Манипулирование личным долгом под любым предлогом есть политика компромисса, недостойная христианина. «Ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял… Вот Тебе твое» (Лк. 19, 21), — говорит ленивый раб, не использовавший вверенных ему средств для приобретения нового капитала, то есть не исполнивший долга перед Богом под предлогом сохранения лишь внешнего благочестия: «На Тебе твое». «Твоими устами буду судить тебя, — отвечает Господин, — ты знал, что я беру, чего не клал, и жну, чего не сеял (т. е. ты знал, — говорит Бог, — что это Мое дело, как распорядиться твоим личным долгом. Твое же дело исполнять его). Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот?» (Лк. 19, 22-23) — т. е., отчего же не исполнил долга?

http://moral.ru/антихрист-в-москве-выпус...

Если должно, говорил он, творить молитвы за вселенскую церковь, от концов до концов вселенной, то тем более должно проявлять и попечение об ней о всей, равно заботиться о всех (церквах) и пещись о всех. И что было со Стефаном, это случилось и с ним. Как иудеи не в силах будучи противиться мудрости Стефана, побили того святого камнями (Деян.7:58), — так и эти, не в силах будучи противиться мудрости Евстафия и видя, что укрепления охраняются, изгоняют наконец проповедника из города. Но голос его не замолк; человек был изгнан, а слово учения не было изгнано. Так и Павел был связан, а слово Божие не было связано (2Тим.2:9); и этот был в чужой стране, а учение его с нами. Итак, изгнавши его, они стремительно напали, подобно сильному потоку, но ни растений не исторгли, ни семян не залили, ни возделанной нивы не повредили: так укоренилось хорошо и искусно возделанное его мудростью! Впрочем нужно сказать, для чего Бог попустил ему быть изгнанным отсюда. Эта церковь только что передохнула; имела не малое утешение в управлении Евстафия; он со всех сторон ограждал ее и отражал нападения врагов.    Для чего же он был изгнан, для чего Бог попустил гонителям его? Для чего? Не подумайте, что слова мои послужат к разрешению одного только этого недоумения; нет, если случится вам говорить о подобном и с язычниками, или еретиками, то, что будет сказано, будет достаточно к разрешению без всякого недоумения. Бог попускает истинной и апостольской вере Своей подвергаться многим нападениям, а ересям и язычеству попускает наслаждаться спокойствием; для чего? Для того, чтобы ты познал слабость их, когда они, и не тревожимые, сами собой разрушаются, и чтобы ты убедился в силе веры, которая терпит нападения, и через самих противников умножается. А что это не моя догадка, но божественный ответ, данный свыше, послушаем, что говорит об этом Павел, — и он ведь некогда испытывал нечто человеческое, потому что, хотя он был и Павел, но причастен был нашего естества. Что же он испытывал? Он был гоним, подвергался нападениям, терпел бичевания, подвергался бесчисленным козням отвне и извнутри, от казавшихся своими, от чужих; и нужно ли исчислять, сколько он перенес бедствий? Итак, изнемогая и уже не перенося нападений врагов, которые всегда разрушали его учение и противились его слову, он припадает к Господу, призывает Его и говорит: «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, если останки людей, даже святых и праведных, есть просто земля и ничтожный прах 47 и пепел, то для чего благочестивые евреи готовы были рисковать жизнью, ради отдания последних почестей этому праху? Для чего они бальзамировали трупы Иакова и Иосифа? Для чего оказывали столько чести праху и глине? Для чего тело Иосифа евреи столько лет сохраняли и носили с собой? Для чего о своих безжизненных телах, которые в глазах протестантов есть ничто, патриархи делали торжественные завещания и страшные заклятия? Протестантам совершенно не свойственно и чуждо библейское отношение к останкам своих братьев: они не помнят о местах захоронения знаменитейших из своих братьев, и даже своих основателей. Какой баптист знает о том, где похоронены их баптистские «патриархи» – Н. Воронин, В. Павлов, И. Рябошапка, И. Проханов, И. Каргель? Кто ходит на их могилы и ухаживает за ними? Православные же, как и древние евреи, очень почтительно относятся к памяти, гробницам и останкам своих братьев, особенно святых. Они, подобно евреям, помнят дни кончины своих святых, места их погребения, и знают, где находятся честные мощи их. Это говорит о том, что православные, а не протестанты, близки к библейскому мировоззрению и традиции. В опровержение того, что почитание останков праведников есть дело благочестивое и богоугодное, протестанты говорят, что Христос обличал фарисеев за то, что они строили гробницы пророкам: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников» ( Мф.23:29 ). Но аргумент этот совершенно нелеп, ибо по контексту речи Христа понятно, что осуждал Он фарисеев не за то, что они строили праведникам гробницы, а за лицемерие , за несоответствие их дел внутреннему их состоянию: строя гробницы и памятники пророкам, они не слушали голоса этих пророков и гнали Христа, самого Господа всех пророков и праведников. Ведь в этой же речи Христос осуждает книжников и фарисеев за то, что они отдавали Богу «десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» ( Мф.23:23 ). Но если бы они не оставили важнейшего в законе, то Христос никогда бы их не осудил за исполнение и малейших заповедей, ведь и Сам Он сказал, что « сие надлежало делать , и того не оставлять» ( Мф.23:23 ). Христос обличал фарисеев не только в этом, говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» ( Мф.23:25 ). Ведь и в данном случае понятно, что Христос призывал не к тому, чтобы не омывать чаши, а упрекал фарисеев за нечистоту сердца, и если бы душа их была чиста, то Господу была бы приятна и их забота о чистоте блюд. Таким образом, если бы фарисеи почитали гробницы пророков не лицемерно, а искренно, делая дела их, исполняя их слова и принимая Христа, то Господь никогда их не осудил бы за то, что они по любви к памяти пророков строили и украшали их гробницы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

То есть нам никто не обещал, что когда мы станем христианами, все будет хорошо, все будет легко, все будет просто! Нет, это брань, о которой апостол Павел говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ). И что происходит далее? Исх.5:22 . «И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, для чего послал меня?». Сначала Моисей спрашивает, почему они оказались в таком бедственном положении, в чем их вина? Потом он спрашивает: «Зачем Ты послал меня, если я не несу облегчение этим людям!? Я, напротив, увеличиваю их страдания, так что люди смотрят на меня как на врага, как на чужого!» Конечно, Моисею было трудно произносить эти слова перед Богом, Моисей как бы хочет вернуть назад те полномочия, которые дал ему Господь, и пытается отказаться от поручения! Моисей в ужасе перед той ситуацией, в которой он оказался. Что он может сделать? Все недовольны им, все с презрением относятся к нему! «И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, для чего послал меня?» Августин Блаженный считает, что это не ропот, а молитва Моисея. Моисей взыскует у Создателя: для чего верующие иногда оказываются в подобных ситуациях? «Слова, которые Моисей говорит Господу, не являются словами непокорности и негодования, но поиска и молитвы, что явствует из того, что Господь ему ответил. Он не обвинил его в неверии, но открыл то, что ему надо будет сделать» 69 . Мы читаем 23-ий стих, в котором Моисей продолжает ропот, но Августин считает, что это молитва: Исх.2:23 . «Ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, – Ты не избавил народа Твоего». А действительно, не смотря на труды наших старцев, на труды наших подвижников, священноначалия, власть с укором говорит: «Духовная ситуация упущена, молодежь уже упущена, никто не занимается молодежью!» Почему верующие терпят преследования? Почему так трудно выжить в этом мире, если мы знаем что Преображение придет, и оно придет от Господа? И мы верим, что будет Пасха на нашей земле, когда никто не будет ждать, как говорил преподобный Серафим.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

14, 15). При Христе этого не происходило, откуда и можно видеть, что теперь на деле исполнилось сказанное Им. Что же именно? " Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит " (Ин.14:12). " Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все " (ст. 16). 2. Но, может быть, скажет кто-нибудь, что он поступил с нею слишком жестоко. Что говоришь ты? Какая жестокость, скажи мне? Если некто, собиравший дрова в субботу, был по­бит камнями (Числ.15:32-36), то тем более святотатец: ведь эти деньги были уже священные. И подлинно, кто решился про­дать свое и отдать, а потом удержал у себя, тот святотатец. Если же взявший из своего – святотатец, то гораздо более – взявший из чужого. Поэтому не подумайте, что, если теперь не бывает этого, если наказание не следует тотчас, то будто и остается без наказания. Видишь ли, как он обвиняется в том, что, сделав свои деньги священными, потом взял их? Разве не мог ты, говорит, продав, пользоваться ими, как своими? Разве кто препятствовал тебе? Почему берешь их после того, как обещал (отдать)? Вот как с самого начала диавол действовал среди столь великих знамений и чудес, или лучше, как тот (Анания) был ослеплен им. Подобное нечто случи­лось и в ветхом завете, когда сын Хармии уличен был в том, что похитил посвященное Богу; ты, однако, знаешь, ка­ким наказанием окончилось и тогда это дело (Нав.7:1-26). Так, возлюбленный, святотатство – очень тяжко и исполнено ве­ликого неразумия. Мы, говорит, не принуждали тебя ни прода­вать, ни отдавать деньги после продажи; ты решился на это по собственной воле. Для чего же ты украл из священных денег? " Для чего ты положил это в сердце твоем? " А если сатана сделал это, то почему осуждается он? Он виновен в том, что воспринял действие сатаны и исполнил. Но следовало, ска­жут, исправить его. Нет, он не исправился бы, потому что, кто видел такие (чудеса) и не получил от них пользы, тот тем более не получил бы пользы от чего-нибудь другого. Итак, нельзя было оставить это дело без внимания, но надле­жало отсечь (виновного), как гнилой член, чтобы не заразилось все тело. Теперь и он получил пользу, как не преуспевающий более во зле, и прочие сделались более ревностными; а тогда случилось бы напротив. Поэтому (апостол) сначала обличает и показывает, что это дело не укрылось от него, а потом и осуждает. Для чего, говорит, ты сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обе­щания. А теперь, взяв после посвящения Богу, ты сделал тяж­кое святотатство. Кто берет принадлежащее другим, тот бе­рет, может быть, из желания чужого; но тебе можно было удержать свое. Для чего же ты сделал их священными и по­том взял? Ты сделал это по великому неразумию. Это не­простительно, неизвинительно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Видишь ли, как он обвиняется в том, что, сделав свои деньги священными, потом взял их? Разве не мог ты, говорит, продав, пользоваться ими, как своими? Разве кто препятствовал тебе? Почему берешь их после того, как обещал (отдать)? Вот как с самого начала диавол действовал среди столь великих знамений и чудес, или лучше, как тот (Анания) был ослеплен им. Подобное нечто случилось и в ветхом завете, когда сын Хармии уличен был в том, что похитил посвященное Богу; ты, однако, знаешь, каким наказанием окончилось и тогда это дело (Нав.7:1-26). Так, возлюбленный, святотатство очень тяжко и исполнено великого неразумия. Мы, говорит, не принуждали тебя ни продавать, ни отдавать деньги после продажи; ты решился на это по собственной воле. Для чего же ты украл из священных денег? " Для чего ты положил это в сердце твоем? " А если сатана сделал это, то почему осуждается он? Он виновен в том, что воспринял действие сатаны и исполнил. Но следовало, скажут, исправить его. Нет, он не исправился бы, потому что, кто видел такие (чудеса) и не получил от них пользы, тот тем более не получил бы пользы от чего-нибудь другого. Итак, нельзя было оставить это дело без внимания, но надлежало отсечь (виновного), как гнилой член, чтобы не заразилось все тело. Теперь и он получил пользу, как не преуспевающий более во зле, и прочие сделались более ревностными; а тогда случилось бы напротив. Поэтому (апостол) сначала обличает и показывает, что это дело не укрылось от него, а потом и осуждает. Для чего, говорит, ты сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обещания. А теперь, взяв после посвящения Богу, ты сделал тяжкое святотатство. Кто берет принадлежащее другим, тот берет, может быть, из желания чужого; но тебе можно было удержать свое. Для чего же ты сделал их священными и потом взял? Ты сделал это по великому неразумию. Это непростительно, неизвинительно. Пусть же никто не соблазняется, если и теперь есть некоторые святотатцы. Если они были тогда, то тем более теперь, когда так много зол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1668...

" Давайте (правый) суд... сироте и убогому, смиренного и нищего оправдайте» ( Пс.81:3 ). Не говорит: судите праведнику, или пророку, или священнику, относительно которых Бог дает такое повеление: «не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс.104:15 ), а сиру, говорит, и убогу, смирен­ному и нищему. Почему? Потому, что они обычно терпят обиды, как и Павел говорил: «для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» ( 1Кор.6:7 ). Между тем для них крайне тяжело терпеть обиды вследствие сла­бости, происходящей от возраста, и бедности. Поэтому законодатель особенно и заботится о них. «Отни мите бедного и убогого из руки грешника и избавьте его» ( Пс.81:4 ). О радующихся по поводу неправды и обиды говорится как о диких зверях, почему в другом месте сказано: «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает..., чтобы схватить нище го« ( Пс.9:30 ). Поэтому тот, кто спасает бедного, получает честь и награду пастыря, разумеется – того пастыря, который предал себя за нас и избавил нас от мысленных зверей, а кто причиняет вред и обиды, ставится в ряд зверей. Желая усилить в нас заботливость об обижаемых, пророк присовокупил: «из руки грешника и избавьте его», чтобы мы спешили на защиту, если увидим слабого, творя­щего неправду и не имеющего сострадания. Грешник слаб, потому что оскорбил Бога; он лишен сострадания, потому что не щадит себя самого; если бы он имел сострадание к себе, то и не грешил бы; а так как он лишен его, то тем более не щадит ближнего. " Не по знали. Не у разумели. Во тьме ходят. Да по колеблются все основания земли!» ( Пс.81:5 ). Чего не познали? Скоротечности настоящей жизни, непостоянства человеческой жизни, не познали того, что, присоединяя к полям поля и к домам домы, они часто собирают сокровища для врагов. А чего не уразумели? Того, что, заботясь о благах ничтожных, они лишают себя благ великих. Потому они и ходят во тьме нечестия, стыдясь придти к свету: «всякий, делающий злое, ненавидит свет», как говорит Спаситель ( Ин.3:20 ). Может быть пророк порицает их и за то, что они, ходя во тьме, не узнали и не уразумели последующего. Чего же именно? Слушай: «да поколеблются все основания земли». Если же коле­блются основания земли, то, как может остаться то, что на ней? Для чего же, пока последнее остается, мы обижаем брата и поядаем бедного, если от этого нам нет пользы?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю 423 . Немного ранее Он сказал: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня ( Ин. 14:6 ). Итак, никто не может достигнуть близости к Богу, если он не будет прибегать в особенности усердно к молитве Иисусовой. Конечно, можно идти другим путем: некоторые древние подвижники использовали для непрестанной молитвы, например, отрывки из псалмов. Но путь, который одобрил Сам Господь, – это молитва, в которой употребляется Его собственное имя – молитва Иисусова. Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня, то есть никто не приходит к постижению Божества Бога Отца, как только через молитву к Иисусу Христу. В особенности прямо говорится об этом в следующих словах: Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Некоторые сектанты понимают эти слова буквально. Молитву они начинают так: «Отче, во имя Господа Иисуса Христа…» – и потом просят о чем-то своими словами. Мы же понимаем эту молитву, согласно с древним преданием Православной Церкви, именно как необходимость призывать Самого Господа Иисуса Христа. Господь говорит: И чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне, а далее продолжает прямо: Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Здесь Он уже не уточняет: от Отца, а ясно говорит о Себе. Итак, если мы соединяем непрестанность молитвы с именем Иисуса Христа, то получаем в молитве великое дерзновение, и действительно получим все, о чем попросим. Но что получим? Что угодно, если только это является благом истинным, а не мнимым; небесным, евангельским, а не земным. Если мы будем просить того, чтобы жить нравственно, чтобы внутри самих себя победить грех, чтобы очистить свое сердце, если будем просить, в конце концов, того, чтобы в каждый конкретный момент победить то или иное греховное внушение, тот или иной соблазн, – то мы, безусловно, просимое получим, Господь все для нас сделает. Если же мы станем просить чего-то суетного, ненужного, то Господь может этого не исполнить, ибо это может оказаться для нас вредным и погибельным.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010