l. " Вы говорите, что " Общество Звезды " верит в пришествие Великого Учителя. И я думаю, и знаю, что приидет еврейский мессия. Но только для меня это - не Мессия, а кто-то другой; ибо Мессия уже приходил - и с тех пор уже живет среди людей в Теле естества человеческого. Я не могу верить в пришествие Великого Учителя, потому что исповедую, что этот Единый Учитель уже пришел и есть и живет среди людей. И, стоя на этой точке зрения, могу принять слова Спасителя (в известном смысле), что приходящие до Него и после Него - воры и разбойники " (103) - прим. Д.А. Комментарии 1. Речь идет о книге: " Письма князя Димитрия Александровича Хилкова " . Вып.1. Сергиев Посад, Издание " Религиозно-философской Библиотеки " , 1915; в 1916 г. в том же издательстве вышел и 2-й выпуск писем Хилкова. 2. Сам автор настоящего письма, М.А. Новоселов. 3. За храбрость и умелые воинские действия Хилков получил много отличий; в 25 лет он был произведен в чин подполковника. 4. Сначала Д.А. Хилков был социал-демократом. Находясь в Женеве, он сблизился с группой легальных марксистов и способствовал возобновлению в 1902 г. за границей их журнала " Жизнь " после его запрещения в России. Затем он примкнул к социал-революционерам. В 1905 г. Д.А. Хилков издавал " Народные листки " - революционные противоправительственные брошюры (в частности, брошюры " О свободе и о том, как она добывается " , " Революция и сектанты " и др.). Однако революционером Дмитрий Александрович оставался недолго и уже к концу 1905 г. отошел от эсеровского ЦК, увидев, что там " дела делаются весьма нечистыми руками " . 5. Хронологически этот период жизни Хилкова не следует за периодом его революционных увлечений, а предшествует ему; сначала он покровительствовал крестьянам-штундистам своего собственного села, а затем, будучи сосланным на Кавказ и познакомившись там с духоборами, искренне увлекся их учением и особенно строгостью жизни (в частности, твердым отказом от воинской службы, несовместимой с их религиозными убеждениями); Дмитрий Александрович принял самое горячее участие в судьбе духоборов и был в 1898-99 гг. одним из главных деятелей по их переселению за границу: по поручению Л.Н. Толстого он подготавливал этот переезд, ведя соответствующие переговоры сначала на Кипре, а затем с властями Канады.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В результате осенью 1368 г. О. с большим войском (в него входили его сыновья и брат Кейстут, сын последнего Витовт «и вси князи Литовьстии», Михаил Александрович и силы Смоленского вел. княжества) подступил к юго-зап. рубежам Московского княжества. Вел. кн. Владимирский Димитрий Иоаннович, не успев собрать войско, вместе с двоюродным братом, серпуховским кн. Владимиром Андреевичем, и митр. Алексием укрылся в недавно отстроенном белокаменном Московском Кремле. О. разбил отряд стародубского кн. Симеона Димитриевича Крапивы, прошел через союзное московским князьям Оболенское княжество, убив его правителя - кн. Константина Юрьевича, а 21 нояб. 1368 г. на р. Тростне нанес поражение московскому сторожевому полку. Путь на Москву был открыт, но 3-дневная осада Московского Кремля окончилась безрезультатно: О. ограничился разорением окрестностей и вынужден был отступить. Следствием похода стали серьезные политические уступки, сделанные московскими правящими кругами вел. кн. Тверскому Михаилу Александровичу. Осада Волока (Ламского) вел. кн. Литовским Ольгердом с союзниками в 1370 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 616 об.) Осада Волока (Ламского) вел. кн. Литовским Ольгердом с союзниками в 1370 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 616 об.) В 1369-1370 гг. вел. кн. Димитрий Иоаннович попытался взять реванш: он укрепил свои позиции в Новгороде и Пскове, совершил походы на Брянское княжество и союзное ВКЛ Смоленское вел. княжество, в результате к-рых под его контролем оказались территории в бассейне верхней Оки с Мценском и Калугой. После того как в авг. 1370 г. москвичи разорвали мирный договор с Тверским вел. княжеством и начали против него боевые действия, вел. кн. Михаил Александрович вновь обратился за помощью к О. (одновременная попытка вел. кн. Тверского заручиться поддержкой ордынского темника Мамая успеха не принесла). Несмотря на активизацию борьбы ВКЛ с Тевтонским орденом, а также с Польшей и Венгрией за Волынь, в нояб.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.4 из  5) Александр Александрович Бестужев (Марлинский) Роман и Ольга Старинная повесть (1823) (Течение повести заключается между 1396 и 1398 гг. Все исторические происшествия и лица, в ней упоминаемые, представлены с неотступной точностью. Читатели для проверки могут взять 2-ю главу 5-го тома «Истории государства Российского» Карамзина. — Из примечаний автора.) «Этому не бывать!» — говорил Симеон Воеслав, именитый гость новгородский, брату своему, новогородскому же сотнику Юрию Гостиному. Не сиять двум солнцам в небе! Не бывать, чтобы бросил я свою лучшую жемчужину в мутный Волхов, чтобы отдал я Ольгу, дочь мою, тому, кто ей не чета. Без золотого гребня не расчесать ее девичьих кос, небогатому не быть моим зятем! «Брат! Ольга любит Романа. И сердце его стоит твоих мешков с золотом. В жилах его благородная кровь детей боярских. Верно служит он Новогороду». Но старшему брату поздно жить умом младшего. И пришлось Роману Ясенскому выслушать приговор свой. В два ключа брызнули слезы из глаз юноши, и он, рыдая, упал на грудь великодушного ходатая своего Юрия. В те времена добрые люди не стыдились еще слез своих, не прятали сердца под приветливою улыбкою, были друзьями и недругами явно. Ольга давно уж любит Романа, восхищается его умением петь, играя на звонких гуслях, но более того его рассказами о походах, о битвах, о пленении его дикими воинами Тамерлана, о чудесном спасении. Поэтому Ольга, несмотря на добродетель свою и почтение к родителям, после немалых колебаний решается бежать с Романом, чтобы вдали от родного города обрести свое счастье. Но в назначенную ночь не пришел ее пылкий возлюбленный, и никто в городе уж не видал его. Вот что случилось за день до того. Был праздник. Новогородцы наблюдали поединок немецких рыцарей из Ревеля и Риги, искусство литовских наездников и сами предавались излюбленной забаве — кулачному бою: сторона Торговая против стороны Софийской! Удары колокола внезапно сзывают новогородцев на вече. Два посла обращаются к ним: первый — московского князя Василия Ди-митриевича, сына славного Димитрия Донского, второй — литовского князя Витовта, сына Кестутиса. Два могучих властителя требуют порвать мир с немецким орденом меченосцев, порушить договоры с купцами ганзейскими. Новогородцы же желают только мира со всеми, сохранения своих свобод и выгод торговли. О том и говорят на вече. И те, кто миролюбив и степенен, предлагают покориться, дабы избежать бедствий войны. Но возмущен этими речами доблестный Роман Ясенский. Слова его волнуют и простой народ, и именитых граждан, и самого посадника Тимофея.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

282 Силоамская надпись, обнаруженная в 1880 г. в Иерусалиме, в туннеле, пробитом в скале при иудейском царе Езекии и соединившем источник Девы (Гихон) и Силоамскую купель, является одним из древнейших сохранившихся памятников древнееврейского письма. Шик был первым археологом, исследовавшим надпись. Полный перевод ее был осуществлен Ш. Клермоном-Ганно. Текст, датируемый 701 г. до Р. Х. (уцелели лишь нижние шесть строк), рассказывает о завершении строительства водовода. В 1891 г. камень с письменами (1,32 м в ширину и 0,21 м в высоту) был тайно вырублен из стены и разбит на куски, которые позже удалось собрать. В настоящее время находится в Музее Древнего Востока в Стамбуле. Слепки и оттиски надписи, подобные тем, который сделал для себя Антонин, известны в нескольких музеях Европы. 285 Мориц Петр Алексеевич (1818–15.11.1898) – секретарь императрицы Марии Александровны, посредник в передаче ее пожертвований архимандриту Антонину. Активный участник многих благотворительных проектов императрицы, один из создателей Императорского Общества любителей древней письменности. После смерти императрицы (1880) отошел от дел и вел замкнутую жизнь. 287 Имеется в виду Димитрианова Елизавета Ивановна – вдова полковника, постоянно проживавшая в Иерусалиме с сер. 1870-х гг. Другое обозначение в дневнике – «Экс-еврейка». 290 Священник из Кишинева, земляк члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме иеромонаха Вениамина. 294 Фекоридис (см. ниже правильно: Фокилидис) Иоанн (Fokilidis I.) – греческий богослов, археолог, палестиновед. 298 Последнее пожертвование императрицы Марии Александровны составило сумму в 161 фунт стерлингов, 5 шиллингов и 10 пенсов (письмо архимандрита Антонина к В. Н. Хитрово от 26 марта 1881 г.). Ср. неточное указание суммы по устной передаче в дневниковой записи от 3 февраля. 307 Текст надписи см.: Murphy-O’Connor J. The Holy Land. An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700. Fourth edition, revised and expanded. Oxford; New York, 1998. P. 118. 308 Дюйсберг Иоганн Герман – коммерсант и банкир в Иерусалиме, представитель Паломнической миссии Св. Кришоны. После смерти Шпиттлера (см. выше примеч. 20) Совет Миссии в Базеле разделил бизнес последнего между Фрютигером (ему была поручена банковская деятельность) и Дюйсбергом (торговая деятельность). Дюйсберг был одним из постоянных поставщиков и благотворителей архимандрита Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В августе того же 1883 г. ростовский поч. гражд. Капитон Александрович Мальгин пожелал возобновить переход, соединявший Белую Палату с «Княжими теремами», находившийся в разрушенном виде и без свода; на это он пожертвовал 500 рублей. В осень 1883 года Комиссия успела сделать новый свод, крышу и рамы, но окраску стен, за поздним временем, отложила до весны 1884 года. В начале 1884 года Комиссия, расследуя южную сторону Кремля, отыскала ход в древнейшее здание «Княжих теремов», относимое знатоками старины к постройкам не позже XVI века. Терема эти были несколько переделаны митрополитом Ионою Сысоевичем, который пристроил к ним галерею или палатку, носящую название Ионинской. Княжии терема (до реставрации). Внутренность теремов представляет собою несколько, тесных, довольно мрачных комнат, с малыми окнами и заостренными сводчатыми потолками; узкие проходы и извилистые тёмные лестницы дополняют общий древний план здания. Первоначальные обитатели этих теремов были ростовские князья, потом в них жил митрополичий штат, а при св. Димитрии Ростовском здесь помещалось духовное училище. Здание Княжих теремов восстановлено было с тою же тщательностью, как и Белая Палата и Комиссия руководилась в своих работах тем же принципом сравнительного метода, который дал вполне удовлетворительные результаты. Остатки прежней крепостной стены, примыкающей к теремам, с видными еще прежними бойницами, дали возможность сделать вновь верхние ряды кирпичной кладки, а по всей стене проведена крытая галерея с кувшинообразными колонками, где, очевидно, стояли орудия и исполнялась постовая служба. Едва видные детали одной дымовой трубы послужили образцом для возведения остальных труб с прапорами на вершине их, взятыми с малых башен Московского Кремля. Основанием для устройства крыши послужили образцы прежних чугунных отливных плит, которыми, вероятно, некогда было покрыто здание теремов; согласно этому, Комиссия приняла способ покрытия листовым железом в форме полукоробки. Узор установленного на коньке крыши гребня взят из рукописей XVI века. Оконные рамы исполнены по образцу слюдяных рам ярославских церквей, тоже XVI и XVII вв. Дверные полотна представляют подобие железных дверей здешних кремлёвских церквей и прекрасных решетчатых, вырезанных из дерева и находящихся в Борисоглебском монастыре. Большинство дверей подвешены на уцелевших прежних крюках. Тайники, проходы в стенах и каменные лестницы исправлены без малейшего отступления от их прежнего устройства и вида.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

" ТИХИЙ ПЕРЕВОРОТ " В СОЮЗЕ Обвинением Дубровина в причастности к уголовному преступлению и его отъездом в Ялту воспользовались противники лидера Союза Русского Народа, считавшие, что его политика губительна для Союза и страны в целом. Группа влиятельных правых деятелей - депутаты Государственной Думы Николай Евгеньевич Марков и Святослав Александрович Володимеров, сенатор Александр Александрович Римский-Корсаков, член Государственного Совета Михаил Яковлевич Говорухо-Отрок, граф Эммануил Иванович Коновницын и другие - решила отстранить Дубровина от руководства Союзом. Им удалось привлечь на свою сторону товарища председателя Главного Совета Виктора Павловича Соколова, который в отсутствие председателя руководил текущей работой. Противники Дубровина выдвинули тезис о необходимости обновления руководства Союза, поэтому их стали называть " обновленцами " (в ту пору это слово не имело той негативной коннотации, какую оно приобрело после церковного обновленчества 20-х годов прошлого века). Первым шагом " обновленцев " стал переезд Главного Совета из дома Дубровина, где он размещался со времени основания Союза, в Басков переулок, это произошло уже 20 июля 1909 года, т.е. вскоре после вынужденного отъезда из Петербурга председателя Союза Русского Народа. 3 ноября 1909 года состав Главного Совета пополнился влиятельными противниками Дубровина, в него были избраны: бывший Ярославский губернатор, сенатор А.А.Римский-Корсаков, член Государственного Совета М.Я.Говорухо-Отрок, член Государственной Думы о. Димитрий Машкевич. Тогда же вторым товарищем председателя был избран давний недоброжелатель Дубровина председатель Петербургского столичного совета Союза Русского Народа граф Э.И.Коновницын, который стал фактическим главой Главного Совета. Судя по всему, именно Коновницын был мотором антидубровинской кампании, и мотивом его действий было, видимо, честолюбие. В конце концов, Коновницын занял в новом обновленном Главном Совете должность Дубровина, - он стал почетным председателем Союза, а реальное руководство Союзом было сосредоточено в руках Н.Е.Маркова.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/04/...

Здесь, я думаю, благовременно спросить о том: где же находился в это тяжелое и бедственное для Москвы и для всего отечества нашего время местный духовный пастырь, каким в то время был священник Матфей Александрович Добров? Но об этом нет никаких прямых и точных исторических сведений. Мы можем говорить в этом случае только более или менее предположительно. Вообще, историческое предание ничего не оставило нам о деятельности тогдашнего настоятеля Евпловской церкви. Мы хорошо знаем, что священник Матфей Александрович Добров был настоятелем Евпловской церкви в продолжение целых тридцати восьми лет. Поступив на это место из диаконов Воскресенской, что в Монетчиках, Замоскворецкого сорока, церкви 29 от роду, он был произведен во священника Евпловской церкви преосвященнейшим Платоном, Архиепископом Московским и Калужским, 21-го мая 1784 года и служил в ней до самой своей смерти, последовавшей в 1823 году, на 67 году от рождения. Таким образом, в 1812 году, судя по клировым ведомостям Евпловской церкви, ему было 55 лет. Возраст, как надо полагать, не особенно старческий для того, чтобы продолжать служить и трудится по мере сил своих на пастырском поприще в такую трудную годину 15 . Но у него был в это время сын, по имени Николай, который, как это видно из ревизской сказки той же Евпловской церкви за 1816 год, выбыл в военную службу в 1812 году. Нельзя ли предположить, что и отец вместе с сыном отправился также на войну, не желая расстаться с ним. Может быть, он выехал вместе с прихожанами своими, которым и отправлял требы на месте их нового временного поселения. А, может быть, он, потрясенный событиями личной и общественной жизни, заболел в это время и находился где-нибудь у родственников вблизи Москвы. Во всяком случае, нужно признать за несомненный факт отсутствие из прихода священника о. Матвея Доброва в означенное время. Память об этом священнике и об отношении его к 1812 году сохранилась в клировых ведомостях Евпловской церкви, где значится, между прочим, что он получил за 1812 год наперсный крест на Владимирской ленте.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Наш курс по Академии был четырнадцатый (13-го августа 1855 г.) 188 . Наш приемный экзамен продолжался недели две, за 1-е сентября; мы написали три экспромта, отвечали по философии и богословию. Вот все кончилось, и мы с трепетом ожидали решения своей судьбы. Вот и решение сделалось известным: некоторым любителям просвещения надо было воротиться на милую родину, а мы остались в Академии, чтобы, наконец, узнать и убедиться, что для того, чтобы быть умным, не надобно непременно говорить умно, а только не надо говорить глупостей, или говорить их как можно меньше. Все равно и для того, чтобы получить репутацию доброго человека, часто не надо делать добра, а только не надо делать положительного зла. И этого довольно по условиям настоящего времени. Я не знал, каким по числу меня приняли; только, кажется, не ниже 15-го, потому что некоторые говорили, что 12-м, некоторые 9-м. Довольно и того. Вот началось и ученье, начались лекции. Вот предметы и преподаватели нашего младшего курса; Феодор Александрович Голубинский читал нам метафизику и историю древней философии; Матвей Иванович Салмин 189 логику и историю новой философии; Иван Иларионович Космин 190 , а после него Платон Иванович Капустин 191 , – психологию и нравственную философию; Егор Васильевич Амфитеатров – словесность во всем объеме, т.е. эстетику, прозу, поэзию, литературу; Иван Алексеевич Смирнов-Платонов 192 – всеобщую и русскую историю. Кто слушал историю, тот в наше время не слушал математики, и наоборот. Теперь не так: теперь все слушают все. Математику читал всегда Петр Спиридонович Делицын; физику – Александр Сергеевич Терновский (переведенный из Вифании) 193 , а после него Платон Иван. Капустин. Немецкий язык читал Феодор Александрович; французский Петр Спиридонович; греческий Василий Сергеевич Соколов (свящ. у Мартына Исповедника) 194 . Бакалавр иером. Агафангел) читал Св. Писание. Феодор Александрович был главой наставников, столпом Академии и патриархом философов. Он сам был воспитанником Академии 1-го курса, и все ректора и профессора были его ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Форум, посвященный Первой Мировой, прошел в Петербурге Санкт-Петербург, 30 марта 2014 г.      Доброй традицией духовно-просветительского воспитания детей становится военно-исторический форум " Александровский стяг " , который в четвертый раз прошел с 26 по 28 марта в Санкт-Петербурге при поддержке епархиального отдела по связям с казачеством. На форум приехала 21 команда из регионов России. В основном, это воспитанники православных гимназий и учреждений, а также учащиеся образовательных школ, сообщает ИА " Вода живая " .      После открытия форума в Синем зале Александро-Невской лавры участники представляли свои команды. На второй день ребята посетили Центральный военно-морской музей, где прошла защита конкурсных работ. Их оценивало жюри из ведущих историков и сотрудников музеев Санкт-Петербурга. Работы победителей будут опубликованы, что даст из авторам стимул для дальнейшей научной деятельности.      Форум был посвящен Первой мировой войне, столетие с начала которой отмечается в этом году. На новом конкурсе " Долг памяти " команды рассказывали, что делают, чтобы сохранить память о героях. Об этом шла речь после экскурсии на крейсер " Аврора " и в Царском Селе, где 28 марта после лития на братском кладбище прошла военно-историческая реконструкция. С большим удовольствием ребята участвовали в викторинах и подвижных играх, в том числе исконно русских, дающих возможность соприкоснуться с традициями своего народа. Завершился форум вручением призов и подарков.      " У многих ребят нет возможности побывать в Санкт-Петербурге, подробно познакомиться с ним, а через него - с историей православного Отечества. Участие в форуме - бесплатное. В гостиницах, где ночуют дети, с ними работают молодежные миссионеры, им показывают православные фильмы. Мы стараемся утвердить ребят в вере, а тех, кто не воцерковлен, знакомим с ней. Многие участвуют в форуме не первый год, кто-то приезжает просто помочь как волонтер, у нас царит дух любви и дружбы - складывается большой молодежный коллектив " , - рассказал председатель " казачьего " отдела протоиерей Димитрий Василенков.      Активное участие в организации форума принимают правительство Санкт-Петербурга и благотворительные организации, заинтересованные в духовном воспитании подрастающего поколения. Следующий, пятый " Александровский стяг " пройдет в 2015 году и будет посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 30 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69580.html

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялась встреча со светскими историками 2 марта 2009 г. 15:07 27 февраля, после торжественного акта, посвященного 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии, состоялась встреча представителей духовной школы во главе с ректором епископом Гатчинским Амвросием со светскими историками Санкт-Петербурга. Речь шла о необходимости более тесного сотрудничества ввиду планируемого открытия в следующем 2009-2010 учебном году церковно-исторического отделения СПбДА. Из числе преподавателей Академии во встрече приняли участие проректор по научной работе священник Димитрий Юревич, секретарь Ученого совета СПбДА доцент протоиерей Кирилл Копейкин, профессор протоиерей Георгий Митрофанов, а также гость академии проректор Хабаровской духовной семинарии игумен Петр (Еремеев). Со стороны светских историков во встрече приняли участие профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Сергей Львович Фирсов, заведующая кафедрой истории средних веков исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук, профессор Галина Евгеньевна Лебедева, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, доктор исторических наук Елена Константиновна Пиотровская, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, доктор исторических наук Лора Александровна Герд, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, кандидат исторических наук Татьяна Александровна Богданова. На встрече обсуждался вопрос о давно назревшей необходимости открытия в Санкт-Петербургской духовной академии церковно-исторического отделения. Епископ Гатчинский Амвросий пригласил всех светских участников встречи к более тесному сотрудничеству в этом направлении уже на стадии подготовки. В дальнейшем предполагается, что все светские историки, принявшие участие в этом собеседовании, а также ведущий сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, доктор исторических наук Михаил Витальевич Шкаровский будут читать курсы лекций на церковно-историческом отделении, чтобы существенно повысить качество образования и профессионализм выпускников академии, специализирующихся в области церковной истории. Представители светской исторической науки с радостью откликнулись на просьбу владыки ректора и согласись всячески помогать и содействовать в деле открытия и работы новой кафедры.  В ходе активных переговоров был высказан целый ряд конструктивных предложений. Весной 2009 года предполагается провести еще одну встречу представителей академии и светских историков, где уже более детально будет рассмотрен план открытия церковно-исторического отделения, учебные программы и т. д. Сайт СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/571657.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010