Глава 2 1–2. Рождение Моисея. 3–10. Спасение его и воспитание дочерью фараона. 11–25. Убийство Моисеем египтянина и бегство в Мадиамскую землю. Исх.2:1 .  Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. На время действия третьей меры падает рождение Моисея от Амрама и Иохаведы ( Исх. 6:20 , Чис. 26:59 ). Исх.2:2 .  Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; Являясь естественным проявлением материнского чувства, забота о спасении новорожденного поддерживалась его красотой (греч. στεος – складный, стройный). По выражению первомученика Стефана, он был «прекрасен пред Богом» ( Деян. 7:20 ), отличался необычайной, неземной красотой. Она говорила матери об особенном назначении родившегося, и, веря в это последнее ( Евр. 11:23 ), она скрывала его в течение трех месяцев. Возможность сохранения Моисея в продолжение этого именно срока объясняется, может быть, тем, что его рождение совпало с началом разлития Нила, продолжавшегося три месяца. «В это время, – говорит немецкий богослов Беер, – сообщение с деревнями, загородными местами и жилищами, расположенными на возвышенностях, бывает возможно не иначе, как на судне. При таком положении вещей неожиданные посещения неудобны. Как видно из описаний путешествий, каждый тогда с спокойным сердцем остается дома, и спокойно проводит день. При этом совершенно возможно предпринять у себя нечто такое, что остается неизвестным в ближайшем месте, а потому и родители Моисея могли, не подвергая себя особой опасности, скрыть свое дитя от египтян». Исх.2:3 .  но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки. По окончании наводнения, когда укрывательство новорожденного сделалось невозможным, Иохавед придумывает новое средство для его спасения. Из местного растения папируса (евр. «гомэ»), служившего египтянам, по свидетельству Феофраста, Плиния и др., материалом для устройства легких судов, корзин, она приготавливает ковчег (евр. «теба»; см. Быт. 6:14 ), ящик; для большей прочности и в целях наиболее долгого сохранения в нем дитяти смолит его и, положив в него младенца, ставит ящик не в открытое место канала, где его могло увлечь течение, а у дерева, в «суф», « ες τ λος», «в лучицу» (изгиб реки), т.е. не в тростник, как читается в русской Библии , а в водоросли, поросли, так как еврейское «суф», судя по его употреблению в кн. пророка Ионы ( Ион.2:6 ), означает именно водоросли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее, проходя по городам и селениям, уча и направляя путь в Иерусалим ( Лк. 13:22 ), Иисус говорит: а впрочем, мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! ( Лк. 13:33–34 ). На пути к святому городу Иисус обращается к ученикам: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом ( Лк. 18:31 ). Гора Елеонская и Гефсиманский сад. Фото. 1890–1900 гг. Пересказывая притчу Христа о десяти минах, Лука подчеркивает: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие ( Лк. 19:11 ). Далее еще одна характерная ремарка евангелиста: Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим ( Лк. 19:28 ). Чуть ниже Лука говорит о том, что Иисус приблизился к спуску с горы Елеонской... ( Лк. 19:37 ): по мере приближения к Иерусалиму географические детали становятся все более точными. Стоя на спуске с горы, Иисус заплакал об Иерусалиме ( Лк. 19:41 ): Лука – единственный из евангелистов, кто упоминает об этом событии, показывающем, какое значение Иерусалим имел для Иисуса. Наконец Иисус входит в храм Иерусалимский ( Лк. 19:45 ), после чего и начинаются последние события Его земной жизни. Исцеление расслабленного. Фреска. XVI в. Евангелие от Луки пронизано атмосферой хвалы, благодарения и прославления Бога. Начинается оно рассказами о благовещении Деве Марии и рождении Иоанна Предтечи. Из описания явствует, что и Захария, и Елисавета, и Мария живут в атмосфере хвалы Богу и молитвенного благодарения. Так, благодарность Марии выражена в песни Величит душа Моя Господа... ( Лк. 1:46–55 ). В той же главе (1:68–79) содержится благодарственная хвалебная песнь Захарии. Говоря о рождении Иисуса Христа, Лука приводит хвалебную песнь ангелов: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:14 ), а затем повествует о том, как пастухи, узнав о рождении Иисуса, возвратились, славя и хваля Бога (2:20). Рассказывая о сретении Младенца Иисуса в храме, Лука приводит благодарственную песнь Симеона: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко... ( Лк. 2:29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Другие ученые избирают иной путь для определения года рождения Христа. В основание своего исследования, они полагают почти только один факт, но который, тем не менее, будто бы, приводит к решению вопроса твердому, математически точному и окончательному. Год рождения Христа они определяют временем зачатия Иоанна Крестителя. Из Евангелия от Луки видно, что это событие произошло четырнадцатью пли пятнадцатью месяцами раньше рождения Иисуса Христа, потому что во время Благовещения, Архангел Гавриил возвестил Деве Марии: Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц ( Лк. 1:36 ). А время зачатия Иоанна Крестителя определяется вычислением лет по священническим чредам, отправлявшим Богослужение в храме. Для этого вычисления имеются следующие данные. Евангелист Лука повествует, что когда Захария в порядке своей чреды служил пред Богом – тогда явился ему Ангел Господень и возвестил, что жена его Елисавета родит сына. А когда окончились дни службы его, говорит далее Евангелист, возвратился он в дом свой, и после сих дней зачала Елисавета, жена его ( Лк.1:8, 11, 18, 23, 24 ). По церковному преданию, это было 23 сентября. Далее, по свидетельству того же Евангелиста, Захария был священник из Авиевой чреды ( Лк.1:5 ). Авиева чреда, как видно из Первой книги Паралипоменон, была восьмая, а всех черед было двадцать четыре ( 1Пар.24:7–18 ). Служение каждой чреды начиналось с субботы, точнее, с вечера пятницы, и продолжалось ровно неделю ( 4Цар. 11 ). По иудейскому преданию, порядок в следовании черед одной за другою, для отправления служения, соблюдался строго, и предполагать, что были допускаемы нарушения порядка, нет причин; потому что в ветхом завете все, вообще, обряды были определены точно и исполнялись строго. Так как всех черед было двадцать четыре, то на каждый год приходилось два полных круга черед и еще оставалось четыре недели и один день, а в високосные годы – четыре недели и два дня, присоединявшиеся к следующему году. От этого, в разные годы, служение одной и той же чреды, напр., восьмой, падало на разные числа в году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Другие учёные избирают иной путь для определения года рождения Христа. В основание своего исследования они полагают почти только один факт, но который, тем не менее будто бы приводит к решению вопроса твёрдому, математически-точному и окончательному. Год рождения Христа они определяют временем зачатия Иоанна Крестителя. Из Евангелия от Луки видно, что это событие произошло четырнадцатью или пятнадцатью месяцами раньше рождения Иисуса Христа, потому что во время благовещения Архангел Гавриил возвестил Деве Марии: Вот, и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодной, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц ( Лк. 1:36 ). А время зачатия Иоанна Крестителя определяется вычислением лет по священническим чредам, отправлявшим Богослужение в храме. Для этого вычисления имеются следующие данные. Евангелист Лука повествует, что когда Захария в порядке своей чреды служил пред Богом.., тогда явился ему Ангел Господень и возвестил, что жена его Елисавета родит сына. А когда окончились дни службы его, – говорит далее Евангелист, – возвратился он в дом свой, и после сих дней зачала Елисавета, жена его ( Лк. 1:8, 11, 13, 23 и 24). По церковному преданию это было 23 сентября. Далее, по свидетельству того же Евангелиста Захария был священник из Авиевой чреды (1:5). Авиева чреда, как видно из Первой книги Паралипоменон, была восьмая, а всех черед было двадцать четыре ( 1Пар. 24:8, 18 ). Служение каждой чреды начиналось с субботы, точнее, с вечера пятницы, и продолжалось ровно неделю ( 4Цар. 11 глава). По иудейскому преданию порядок в следовании черед одной за другою для отправления служения соблюдался строго, и предполагать, что были допускаемы нарушения порядка, нет причин; потому что в Ветхом Завете все вообще обряды были определены точно и исполнялись строго. Так как всех черед было двадцать четыре, то на каждый год приходилось два полных круга черед и ещё оставалось четыре недели и один день, а в високосные годы четыре недели и два дня, присоединявшиеся к следующему году. От этого в разные годы служение одной и той же чреды, например восьмой, падало на разные числа в году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Загляните пристальнее в иное СЕРДЦЕ : здесь целый мир не только со всеми его соблазнами, но и со всей злобой, со всем упорством. Чего только нет в этом нашем грехолюбивом сердце! Идолов и кумиров? Стократ более, нежели в каком-либо капище языческом. Как же после сего тому, кто хочет сражаться со своим сердцем, не призывать на помощь Духа Божия, того Духа, Который един может создать сердце чисто и обновить дух правый во утробе нашей? СМЕРТЬ лучше рождения. День смерти лучше дня рождения (см. Еккл.7:1 ). Приведенное место Священного Писания , без сомнения, не лишает христианина бодрости и веры, но научает его чувствовать руку, которую Господь простирает ему, – спасение, которое Он предлагает. Со дня рождения мы входим в жилище скорби, со дня смерти – в место блаженства. Неверующие пытаются убедить себя, что все кончается со смертью. С помощью такого убеждения они мечтают прожить спокойно и не страшась смерти. О приготовлении к СМЕРТИ . Чтобы должным образом приготовить себя к смерти, не привязывайте сердца своего к земле. Человек, который привязывает сердце свое к земле, чрезмерно полюбивший блага земли: почести, богатство, земные радости, – не сможет спокойно и без страха встретить смерть, которая заставит оставить все эти блага. О, смерть, – взывает премудрый сын Сираха, – как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живет в своих владениях ( Сир.41:1 ). При средствах, употребляемых нами для исправления других, христианская мудрость не отказывается от СТРОГОСТИ , где она потребна, но старается также убеждать согрешающего брата снисходительностью, кротостью и долготерпением, дабы привести его к исправлению и содействовать его благополучию. Не жестоко и сурово должны мы обходиться с согрешающими, но с человеколюбием и дружелюбием. Потому мы должны так поступать в отношении к другим людям, потому что Сам Господь сказал нам: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними ибо каким судом судите, таким будете судимы ( Лк.6:31 ; Мф.7:2 ). Если мы строги в нашем суждении и порицании, не принимаем никаких извинений и оправданий, не прощаем, если имеем на кого-нибудь жалобу, – не будут ли тогда нас судить так же строго и порицать так же жестоко?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

И как древний Израиль, так и мы призваны прийти ко Христу через покаяние, через изменение себя, чтобы в радостную пасхальную ночь мы ощутили, что более не нуждаемся в этом жестком, сдерживающем законе, потому что пришли ко Христу и приняли благодать. И тогда мы прочувствуем на себе исполнение слова Божия о том, что «закон был дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». Аминь. Проповедь в родительскую субботу Февраль 25-ое 2011 Проповедь в родительскую субботу Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня родительская суббота – день особой сугубой молитвы за тех людей, которые ушли из этого мира в мир иной. То, что мы называем смертью, не является прекращением человеческого бытия. Смерть это не уничтожение человеческой личности. Смерть это переход человека из одного состояния в другое состояние. Что из себя представляет тот мир, мы не знаем, и даже не можем себе этого представить. Поскольку не обладаем для этого ни знанием, ни опытом пребывания в другом сверхчувственном духовном мире. Как не обладает знанием и опытом пребывания в этом мире ребенок, находящийся во чреве матери своей. Он не знает и представить себе не может, что есть солнечный свет, что есть этот мир, который во всей своей красоте и многообразии несоизмеримо лучше, чем материнская утроба. Но пока ребенок сам не появится на этот свет и не увидит его, для него само рождение будет означать только одно – смерть. Смерть для того мира, в котором он какое-то время жил, и который он больше никогда не увидит, и в который он никогда не вернется. Для него рождение это уход в неизвестность. А это значит, что каждый из нас уже переживал на своем собственном опыте уход из одного мира, смерть для него, и рождение в более совершенный и прекрасный мир, в тот самый мир, в котором мы сейчас и живем. И абсолютно каждому из нас предстоит еще раз в жизни перейти эту грань миров. Умереть для этого, материального мира и оставить в нем то, что делает нас сопричастным физическому миру, то есть свое тело, и войти или родиться в мир духовный, в вечность.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то все ее сродники, соседи и знакомые, услышав об этом рождении, радовались вместе с нею, потому что Господь соделал ей великую милость — отнял у нее «поношение бесчадства». Так исполнились слова благовестника Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются» (Лк.1:13–14). Тогда радовались как сродники Захарии, так и те, кто исполнен был пламенного ожидания Мессии Избавителя. Ибо хотя они и не знали о совершившейся уже тайне воплощения Сына Божия, однако дух их, окрыляемый под воздействием Духа Святого, — самым событием рождения Предтечи таинственно подвигнут был на радость, и они увидели в этом событии как бы некоторое уверение в том, что дождутся чаемого Мессии. В 8 день по рождении Предтечи пришли священники и родственники Захарии в дом его для участия в обряде обрезания младенца; при этом они хотели назвать его именем отца — Захариею. Но мать младенца не соглашалась на то; имея мужа-пророка и родивши пророка-сына, святая Елисавета была и сама исполнена пророческого дара и по пророческому предведению настаивала, чтобы ее сына нарекли тем именем, которым повелел наречь его ангел: от своего мужа она не могла слышать об этом, — ибо Захария возвратился из храма в дом свой, имея как бы связанный язык, и не мог рассказать своей супруге, что он видел ангела, который благовестил ему о зачатии сына и повелел при этом наречь ему имя Иоанн. Итак, наставляемая Духом Святым, святая матерь называет младенца Иоанном — пророчески, как она и прежде пророчески познала пришествие к ней Матери Божией, когда говорила: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). Тогда священники и родственники стали знаками вопрошать Захарию, как бы он хотел назвать младенца. Тот испросил дощечку и на ней написал: «Иоанн имя ему» (Лк.1:63). И тотчас же отверзлись уста Захарии и язык его разрешился от уз немоты, и он стал говорить, прославляя Бога. Все дивились столь многим чудесам, которых свидетелями они были, — изумлялись и тому, что состарившаяся родила младенца, и тому, что немотствовавший отец мыслил о имени сына одинаково с матерью, и тому, что немой, по написании имени, стал говорить и написанное рукой произнес языком, — как будто имя Иоанна было ключом для уст отца, которые, после написания Захариею этого имени, отверзлись для прославления Бога. Слушая речи Захарии, все дивились и ужасались еще более и поведали о всём виденном и слышанном во всей горней стране иудейской, то есть в пределах священного города Хеврона [ 2 ], в котором был дом Захарии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Когда люди, – пишет проф. Фр. Г. Пибоди, – приближались ко Христу и умоляли Его избавить их от временного бедствия, то часто случалось, что Христос оставлял это бедствие совершенно в стороне и глубже брался за лежащую в основе этого бедствия продолжительную нужду, об избавлении от которой они уже перестали думать» 1190 . Так, слепому от рождения, который, кажется, ежедневно сидел на улицах в Иерусалиме и просил милостыни ( Ин. 9:1,8 ), Иисус Христос милостыни не дает, но, помазав его глаза брением, сообщает ему силу зрения ( Ин. 9:6–7 ), отчего ему уже нет более нужды нищенствовать. Другие двое слепых следовали за Ним и кричали: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» ( Мф. 9:27 ), и опять Христос показывает Свою благость не в подаянии милостыни, а в даровании необходимой им в видах самопомощи способности зрения. «Веруете ли, что Я могу это сделать?» – спрашивает Он; те сказали Ему: «Ей, Господи!» – и Он, коснувшись глаз их, отвечал: «По вере вашей да будет вам» ( Мф. 9:28–29 ). Такое же милосердие обнаруживали ученики Христовы. Ап. Петр говорит расслабленному: «Исцеляет тебя Иисус Христос: встань с постели твоей. И он тотчас встал» ( Деян. 9:34 ). Совершенно в духе учения своего Божественного Учителя поступают апостолы Петр и Иоанн, когда встречают хромого от рождения при дверях храма, называемых красными; его каждый день носили сюда и сажали просить милостыни у входящих в храм ( Деян. 3:2 ). Когда он увидел Петра и Иоанна, то «надеясь получить от них что-нибудь» ( Деян. 3:5 ), но Петр сказал: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи!» ( Деян. 3:6 ). Точно так же даяние ап. Павла мужу, не владевшему ногами от рождения, было не столько помощью беспомощному, сколько средством к самопомощи. «Тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо, – сказал апостол, – и он тотчас вскочил и стал ходить» ( Деян. 14:8, 10 ). Итак, встань с постели твоей, встань и ходи, стань на ноги твои прямо! – вот великие слова христианской благотворительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Не в порядках и не в законах, но в сердцах человеческих ищут они этой правды; к ним направляется их слово и их перо. Здесь их крест, тягчайший из всех крестов – в нравственной косности их учеников, в неблагодарности и жестокости их слушателей, в бессилии нравственно возродить общество, в его удобопреклонности на всякую ложь, в его увлечении глупыми и праздными политическими фантазиями и пренебрежением к нравственной правде. Да, этот крест, эти муки духовного рождения, столь близкие и знакомые всякому любителю Христовой правды, всею тяжестью своею давили и терзали всю жизнь почившего. Таким ли желал и стремился он видеть дорогой ему университет, того ли ожидал от своих слушателей и слушательниц, от Славянского Общества и от всей России, того ли, что ему приходилось встречать? Чуждый всяких косвенных и лживых средств для распространения своих взглядов, желавший воздействовать на юношество одной только правдой своих убеждений и силой искреннего одушевления, гнушаясь надутостей ученого авторитета, много ли доброго встречал он от большинства, кроме насмешек, снисходительного о себе резонерства или разве минутного одобрения? Не мог ли он восклицать с Апостолом: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4:19 ). «Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2Kop. 12:15). «Ибо чего мне не достает пред прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость. Простите мне такую вину» (2Kop. 12:13). «Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных. Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда κтο обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил ( 2Кор. 11:19–21 ). «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал, кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? ( 2Кор. 11:29 )». Вот эти муки духовного рождения, присущие всякому, отвращающемуся от лжи и духовного порабощения: они-то научают человека верить и ожидать правды только за гробом, служа ей в земной жизни. Но, с другой стороны, только эта вера в ту, лучшую жизнь, только уверенность в существовании премирной вечной Правды, примиряющая человека со скорбями за правду, может сделать его действительным служителям ее, а не поборником самолюбивых фантазий под знаменем какого-нибудь условного и временного начала. Только такой человек может ясно разуметь – тот закон жизни, который прежде приводил в отчаяние мудрецов, а со времени Христовой жертвы изобильно утешает ее проповедников, тот закон жизни, по которому человек лишь настолько может внести истинного блага в жизнь, настолько вложить в нее самоотверженных, добровольных и неувенчанных страданий, унижений, самоограничений.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Но, вразумив людей относительно Иоанна, Господь тут же предостерегает их и от соблазна чрезмерного увлечения человеческим величием. Он говорит, что все-таки, хотя «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его». Царствие Божие принадлежит Богу, и дать его может только Бог. И до того, как Сын Божий Своей крестной жертвой открыл вход в Царствие Божие, до тех пор все, даже величайшие праведники, по смерти сходили во ад. И память кончины Иоанна Крестителя – это день постный, потому что он погиб до Креста и Воскресения Христовых. И будучи величайшим из рожденных женами, он тоже, как и последний грешник, сошел в преисподнюю и пребывал там, пока Воскресший Господь, разрушив узы ада, не вывел его со всеми, кто ждал Его в надежде. И конечно же, в Царствии Небесном святый Иоанн не меньший, но высший всех людей, после Пресвятой Богородицы. Да, господь властен перед своим творением. И хотя Он сказал, что «отныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его», – нам сказано и то, что все-таки не подвиги нас спасают, но – милость Божия; что помилование все-таки зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога Милующего ( Рим. 18:16 ), а милость Божию испрашивают в непрестанных молитвах. Поэтому труды не освобождают от необходимости молитвы, но – напротив: чем больше труды, тем горячее должна быть молитва , чтобы труды не пропали даром. И как в Церкви, которая есть истинная школа жизни, мы утверждаем себя и стоянием пред Богом, и многократным повторением «Господи, помилуй!» – так и во всей нашей жизни, при каждом шаге, это «Господи, помилуй!» – должно быть с нами, чтобы нам, хотя бы и самыми меньшими, но войти в Царствие Божие, по бесконечной милости Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом слава во веки веков. О первом приближении Бога Вторник Мф. 11:16–20 Рим. 10:11–11:2 Священное Писание говорит о Господе нашем Иисусе Христе, что «всякий верующий в Него не постыдится», что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется… Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали?..» но разве может Бог, Который есть Любовь, обойти хоть одного человека? Разве может кому-то не послать слова спасения? Ведь сказано: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их». Начал же Господь со Своего избранного народа. И уж они-то «разве… не слыхали?.. Разве Израиль не знал?» И если потом проповедовали простые человеки, то тогда – сам Иоанн Креститель, больший которого не восставал из «рожденных женами»; и Сам Господь Иисус Христос, Спаситель мира!.. А что же Израиль? Павел Приводит слова пророка Исайи: «Господи! кто поверил слышанному от нас?» Но ведь учение Христово, это – свет, истина и любовь, – как можно отмахнуться от него?.. А очень просто. Вот два примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010