Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [греч. Εαγγελισμς; лат. Annuntiatio], один из главных христ. праздников, посвященный воспоминанию благовестия арх. Гавриила Пресв. Деве Марии и Боговоплощения. Событие Благовещения Согласно Евангелию (Лк 1. 26-38), в 6-й месяц после зачатия прав. Елисаветой св. Иоанна Предтечи арх. Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресв. Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Св. Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел. Косвенно о событии Б. упоминает ап. Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Гал 4. 4). Благовещение. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440 гг. Благовещение. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440 гг. Согласно апокрифам II в.- «Протоевангелию Иакова» и «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея»),- Пресв. Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма. Согласно 1-му из указанных источников, эти эпизоды непосредственно следовали друг за другом, согласно 2-му - между ними прошло 3 дня (Новозаветные апокрифы. С. 20, 42). Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 197; Т. 2. С. 374).

http://pravenc.ru/text/149269.html

Носят же они такие названия для обозначения пола в них обучающихся, а не для обозначения брачного их положения. Таким образом, когда Богоматерь именуется иногда в Писании «женой», то именуется для обозначения пола, а не замужества Ее, ибо до Рождества Христа, во время и после Его рождения Она пребывала Приснодевой, согласно пророчествам и словам Евангелия о Ней. В–третьих, если в Евангелии неоднократно упоминается о «братьях Господних», то это вовсе не значит, что они были дети Богоматери, каковыми они нигде в Евангелиях и не называются. Кроме родных бывают и двоюродные братья, каковыми и были четыре брата – Иаков, Иосий, Симон и Иуда, сыновья не Матери Божьей, как кощунственно утверждают сектанты, «не зная Писания, ни силы Божией» (Мф. 22:29), а сыновья Ее сестры, Марии Клеоповой. Это видно из сопоставления нескольких мест св. Писания. Что у Богоматери была сестра, об этом говорит св. Иоанн: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова» (19:25). Так как Пресвятая Дева была единственной дочерью у Своих престарелых родителей, то, очевидно, Мария Клеопова была Ее двоюродная сестра. Она же, без всякого сомнения, была и матерью двоюродных братьев Господних, что ясно видно из Евангелий св. Матвея и св. Марка: «Там, говорит св. Матвей, были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (Мф. 27:55–56), а св. Марк поясняет о женщинах и Марии, матери Иакова и Иосии, что они и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему ( Мр. 15:40–41 ). Как служили Христу женщины, это видно из Евангелия: «служили ему имением своим» ( Лк. 8:1–3 ). Из вышеприведенных мест св. Писания видно, что мать братьев Господних –Иакова и Иосии была не иная Мария, как Мария Клеопова, сестра Богоматери, ибо, во–первых, Божия Матерь во всех Евангелиях называется не иначе, как «Девой Марией» ( Лк. 1:27 ), «Матерью Иисуса» ( Иоан. 2:1  и 2) или – «Матерью Его» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Она же, без всякого сомнения, была и матерью двоюродных братьев Господних, что ясно видно из Евангелий св. Матфея и св. Марка: «Там, говорит св. Матфей, были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых“ ( Мф. 27: 55–56 ), а св. Марк поясняет о женщинах и Марии, матери Иакова и Иосии, что оне и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему ( Мр. 15: 40–41 ). Как служили Христу женщины, это видно из Евангелия: «служили ему имением своим“ ( Лк. 8: 1–3 ). Из вышеприведенных мест св. Писания видно, что мать братьев Господних – Иакова и Иосии была не иная Мария, как Мария Клеопова, сестра Богоматери, ибо, во-первых, Божия Матерь во всех Евангелиях называется не иначе, как «Девою Мариею» ( Лк. 1: 27 ), «Матерью Иисуса“ ( Иоан. 2: 1 и 2) или – «Матерью Его“ ( Мф. 1: 18 . Лк. 2: 51 . Иоан. 19: 25 ) и решительно нигде не называется матерью Иакова, Иосии или других «братьев Господних», как и они решительно нигде не называются Ее сыновьями. Во-вторых, о Марии, матери Иакова и Иосии, говорится, что она и в Галилее и в Иерусалиме, следуя за Христом, служила Ему вместе с другими женщинами, т. е., как мы знаем, служила Ему от имения своего. Пресвятая же Дева Мария, принадлежала к бедной семье плотника, не могла служить Сыну Своему от имения Своего, потому что Сама жила в бедности и нуждалась в помощи, почему Христос и поручил Ее заботам любимого ученика Своего Иоанна. Следовательно, Пресв. Богородица не была матерью Иакова и Иосии; их мать была женщина состоятельная и никто иная, как сестра Богоматери, Мария Клеопова, почему и дети ее назывались «братьями Господними“, как двоюродные Ему. В-третьих, замечательно и то, что сами «братья Господни“ не называют себя «братьями Его‘‘, а «рабами“: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса“ ( Иак. 1: 1 ); «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова“ ( Иуд. 1: 1 ). Не говорит ап. Иуда: «брат Иакова и Иисуса“, а только – «брат Иакова“, который действительно был его родной брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.  Елисавета, будучи целомудренна, стыдилась и, зачав в старости, таилась пять месяцев, пока зачала и Мария. Когда же и сия (Мария) зачала, и младенец взыграл во чреве ее (Елисаветы), она уже более не таилась и даже держала себя смело, как мать такого сына, который и прежде рождения своего почтен был достоинством пророка. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога.  В месяц " шестой " , считая от времени зачатия Иоанна. Говорит, что Дева обручена была мужу из дома Давидова, чтобы показать, что и она происходила из Давидова же рода; ибо был закон, чтобы обе половины (в браке) были из одного и того же рода и из одного и того же колена (Чис. 36, 6-9). Поскольку Господь сказал Еве: " В болезни будешь рождать детей " (Быт. 3, 16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: " радуйся, Благодатная! " Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: " благословенна Ты " . Мария размышляла о приветствии, каково оно: не гнусное ли и порочное, каково обращение мужчины к девице, или божественное, так как в приветствии упомянуто и о Боге: " Господь с Тобою " ? Ангел, во-первых, успокаивает сердце Ее от страха, чтобы Она приняла божественный ответ в невозмутимом положении; ибо в состоянии смущения она не могла бы должным образом выслушать имеющее сбыться, - потом, как бы в изъяснение вышесказанного слова " Благодатная " , говорит: " Ты обрела благодать у Бога " . Ибо быть облагодатствованным - значит получить благодать у Бога, то есть угодить Богу. Но это счастье общее, ибо и другие многие получили благодать у Бога, а приносимое Марии приветствие не идет еще ни к кому.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Почувствовав сладость любви к Нему, Пресвятая Дева Мария по достижении более зрелого возраста решила посвятить Ему свое девство. И вот, когда исполнилось ей четырнадцать лет и настало время оставить место воспитания, чтобы наравне с другими девицами вступить в замужество, она торжественно отказалась от него и объявила священникам и архиереям о данном ею обете. Те изумились при этом объявлении. Чтобы не принуждать Св. Девы к нарушению данного ею обета, но вместе с тем чтобы и не оставить юной сироты без всякого призрения и надзора, они положили обручить ее одному восьмидесятилетнему старцу, дабы он был хранителем ее девственной чистоты. Этого старца звали Иосифом. Он также, как и Мария, происходил от царского рода Давидова, но по своей бедности вынужден был поддерживать свое существование скромным ремеслом древоделия. Оставив Иерусалим, Мария перешла в Назарет и поселилась у жившего там своего обрученного жениха, продолжая по-прежнему заниматься трудами и молитвой 1 . К сей Деве послан был от Бога Архангел Гавриил возвестить о зачатии от нее Спасителя мира. Гавриил явился к ней с такими словами: – Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами! Мария, всегда смиренная, всегда уничижавшая себя в своих собственных глазах, смутилась и размышляла: что бы это было за приветствие? Страшилась она принять его, чтобы сие не вменилось ей в превозношение; страшилась и отвергнуть, чтобы не оскорбить неверованием не только Божия посланника, но и Пославшего. Ангел не оставил ее долго в недоумении. – Не бойся, Мария, – сказал он, – ибо ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится над домом Иаковлевым во веки, и царству Его не будет конца. Но Мария дала обет навсегда сохранить свое девство, поэтому позволила себе возразить Ангелу: – Как будет сие, когда Я мужа не знаю? Ангел отвечал: – Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

30 . Название Богородицы взято из следующих слов пророка Исаии: Вот Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (что значит с нами Бог) ( Ис.7:14 ). Также праведная Елисавета, мать Предтечи, когда после Благовещения пришла к ней Пресвятая Дева Мария, прямо назвала Ее Матерью Господа, то же что Богородицею ( Лк.1:43 ). 31 . Как Матерь Господа, Пресвятая Дева Мария превосходит всякое сотворенное существо, поэтому Православная Церковь ставит и чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов, т. е. высших чинов Ангельских. „Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим“, поется о Ней в церковных песнопениях 24 . 32 . Люди, ожидавшие пришествия обещанного Спасителя могли узнать Его, когда Он родился и жил на земле. Бог дал им такие признаки, по которым легко можно было узнать. Это – многие и точные предсказания пророков об обстоятельствах Его рождения и жизни на земле. 33 . Например, пророк Исаия за 600 лет до Рождения Христова предсказал, что Он родится от Девы: Вот Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (что значит с нами Бог) ( Ис.7:14 ), и также с удивительной ясностью он предсказал страдания и смерть Спасителя: Он (Иисус Христос) изъязвлен был за грехи наши и мучен за беззакония наши: наказание мира нашего (для примирения нашего с Богом) было на Нем, ранами (страданиями) Его мы исцелились (от грехов и получили спасение) ( Ис.53:5 ). Пророк Михей предсказал место рождения Спасителя – город Вифлеем ( Мих.5:2 ). И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше главных городов Иудиных, потому что из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля, так что на вопрос царя Ирода, где должно родиться Христу, первосвященники и книжники еврейские прямо отвечали: в Вифлееме Иудейском, и указывали на это пророчество ( Мф.2:4–6 ). Пророк Малахия, по создании второго храма Иерусалимского предсказал, что Спаситель придет в этот храм и что пред Ним послан будет Предтеча: Вот Я пошлю Ангела Моего (Предтечу) и уровняет (приготовит) путь предо Мною; и внезапно придет в Церковь Свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете ( Мал.3:1; 4:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Апостол Иоанн († 101 г.) говорит о николаитах, как о своих современниках; святой Николай, архиепископ Мир Ликийских жил после апостола Иоанна и умер в 342 г. Еретики николаиты смотрели на все материальное, а в том числе и на свое тело, как на зло, как на препятствие спасению, почему нужно, говорили они, вести борьбу со своим телом, ослабляя и сокращая его жизнь. Средством измождения плоти они избрали распутство, которым и старались истощать себя. Такое нечестивое учение николаитов Господь строго осуждает (ср. Откр.2:6, 15 ). Учение и жизнь святого Николая, прославленного Богом, и еретиков-николаитов ничем не связаны и прямо противоположны. 12) Зачем жития святых? Житиями святых мы возвещаем «роду грядущему славу Господа и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил... чтобы знал грядущий род – дети, которые родятся, чтобы они в свое время возвещали своим детям возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» ( Пс.77:4,6–7 ). В слове Божием описываются жизнь и подвиги праведников «в наставление нам» ( Рим.15:4 ). 13) Почему у каждого святого испрашивается особая помощь? Потому что Бог разделяет «каждому особо» Свои дары: «иному – дары исцелений... иному – чудотворения, иному – пророчество» ( 1Кор.12:4–11 ). Почитание Божией Матери Пресвятая Дева Мария удостоена быть Матерью Божией. Приснодевство Божией Матери. Почитание Божией Матери. Свидетельства древне-христианских отцов. Опровержение возражений. Пресвятая Дева Мария удостоена быть Матерью Божией Пророк Исаия о сверхъестественном рождении Иисуса Христа так предвозвещал: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева ( παρθνоς) во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ). «Если бы это была не дева», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «то не было бы и знамения. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным, так, чтобы каждый из видящих и слышащих замечал это. Потому оно и называется знамением, что заключает в себе нечто знаменательное; а знаменательным оно не было бы, если бы не выходило из общего порядка вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Имя Иисус, или, по-еврейски, Йешуа, также значимо. Имя сие носил сын Навинов, который ввел народ израильский в землю обетованную и тем прообразовал роль и дело Иисуса Спасителя, введшего род человеческий в истинную и бессмертную землю обетованную, в Царствие Небесное. Все прочее, сообщенное архангелом, рассчитано на то, дабы уверить Деву: Ее Сын будет ожидаемым Мессией. Он наречется Сыном Всевышнего, получит от Бога престол Давида и будет царствовать над домом Иакова вовеки - все сие в сознании всякого израильтянина, тем паче в сознании духовно воспитанной Девы Марии, относится исключительно к ожидаемому Мессии. Архангел глаголет Деве не все о Господе Иисусе Христе, но лишь то, что Ей как пророчество известно и понятно из Священного Писания. Он не говорит Ей о всемирной и всечеловеческой роли Иисуса, не говорит о Нем как о Спасителе всех народов и племен, как об Основателе духовного Царствия, Судии всех живых и мертвых, а еще менее - как о Слове Божием, Одной из Трех вечных Ипостасей Святой Троицы. Если бы он сказал Ей это, он еще более смутил бы Ее. Она не всеведуща, несмотря на Свое целомудрие и чистоту. И Она имеет многому научиться от Сына Своего и во времени, и в вечности, сохраняя все слова Его в сердце Своем (Лк.2:51; Ин.2:4). Архангел строго придерживается рамок израильских представлений. Он в органической связи приводит все то, что рассеяно в пророческих книгах и что Она знает (Ис.9:6-8; 10:16; 11:1; Иер.25:5; 30:9; Иез.34:24; Ос.3:5; Мих.5:4; Пс.131:11; Дан.2:44; и др.). Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс.131:11). Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля (Ис.9:8). Выслушав сие послание небес, Дева Мария в Своем детском целомудрии и простодушии вопрошает чудного посетителя: как будет это, когда Я мужа не знаю? ( " Хорошо спросила Она ангела: " Как сие возможно? " - ибо Она ранее читала, что Дева во чреве приимет, но не читала, каким образом во чреве приимет " . Свт. Амвросий.) Слова сии выражают не Ее неверие гласу архангельскому, но лишь Ее детское целомудрие и простодушие. Что бы сказал кто-нибудь из вас на подобное извещение, полученное от самого необыкновенного гостя из всех гостей? То, что вам пришло бы на ум первым, когда вострепетало бы сердце ваше, не так ли? Но Дева Мария не изрекла ничего излишнего. Если Ее вопрос, предположим, является излишним для Нее, то для нас он не таков. Ради нас Ее благодатный дух вопрошает о том, о чем, конечно, спросили бы все мы, находящиеся под бременем законов природы. Для рождения нужен муж; где же муж? Так спросил бы всякий из нас - удаленных от радующейся всемогуществу Божию свободы, привыкших ко гнету природных сил. Поэтому надлежало, ради нас, чтобы Дева задала вопрос сей, а мы услышали ответ посланника Божия. Что отвечает Гавриил?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Когда Дева Мария принесла в Храм Младенца Христа, навстречу Ей вышел удивительный человек. В Иерусалиме было известно, что это муж мудрый и учёный, и что он прожил неестественно долгую для человека жизнь. По преданию, он был в числе тех, кто задолго до Рождества Христова был назначен для перевода на греческий язык Священного Писания для Александрийской библиотеки. Ему досталась для перевода книга пророка Исаии. И когда он дошёл до слов о том, что «Дева во чреве приимет» (Ис. 7:14), он подумал, что слово «Дева» здесь — ошибка, и нужно написать «жена». И когда он хотел исправить это, ангел Господень его остановил и сказал, что здесь всё написано правильно, а он доживёт до того времени, когда исполнится это пророчество. Прожил он очень долго. Нужно сказать, что то время было особенным. И особенность его заключалась в том, что каждое поколение, жившее на земле, как великого события ждало пришествия в мир Избавителя, Мессии. Мессия — это Помазанник, то есть Царь. Человек, Который, по представлениям людей того времени, должен был обладать исключительными способностями, помазанием от Духа Святаго, для того, чтобы исправить все те ошибки и недостатки в жизни людей, от которых они страдают. Жизнь человека после грехопадения несовершенна. В ней есть страдания. И людям всегда хотелось, чтобы пришёл Кто-то, Кто всё изменит — весь порядок вещей, весь ход истории, и жизнь без страданий станет счастливой. У ветхозаветного народа было пророчество о том, что придёт Мессия — Царь, Который будет обладать всеми способностями для того, чтобы жизнь изменилась. И люди ждали Мессию в каждом поколении. Многие поколения не дождались этого. А вот Симеону было обещано, что он застанет этот момент. И, наверное, не одна Дева Мария приносила Своего Младенца в этот день. Были и другие женщины, которые поступили точно так же, как и Она, по обычаю. И были такие женщины, которые приходили раньше и позже. Каким образом престарелый Симеон узнал, что на руках у Девы Марии — именно тот Младенец, Мессия, о Котором было ему предсказано? Как произошёл этот момент узнавания? Слово Божие говорит нам — «Духом Святым». Дух Святый Симеону открыл, что Младенец на руках у этой скромной Девы — и есть Мессия, о Котором было предсказано. У него не было никаких сомнений, он точно это знал.

http://pravoslavie.ru/77319.html

Мы знаем, что согласно пророчеству: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына“, Христос и родился от Девы Марии, еще только «обрученной“ Иосифу, чтобы он хранил и защищал Ее, и что «прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго и что когда Иосиф хотел тайно отпустить Ее, «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго“ ( Мф. 1: 18–20 ). Следовательно, здесь Дева названа «женою». Ап. Павел, конечно, знал пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет...“, но в послании к Галатам пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единороднаго, Который родился от жены“ ( Гал. 4: 4 ). И здесь слово «жена“ не означает «замужняя“, а – вообще «женщина», т. е. указывает не на замужество, а на женский пол, почему слова ап. Павла: «родился от жены“ равнозначущи словам: «родился от Девы“. У нас есть не только «мужские“, но и «женские» училища, но в них не обучаются ни мужья, ни жены. Носят же они такия названия для обозначения пола в них обучающихся, а не для обозначения брачного их положения. Таким образом, когда Богоматерь именуется иногда в Писании «женою“, то именуется для обозначения пола, а не замужества Ее, ибо до Рождества Христа, во время и после Его рождения Она пребывала Приснодевою, согласно пророчествам и словам Евангелия о Ней. В-третьих, если в Евангелии неоднократно упоминается о «братьях Господних“, то это вовсе не значит, что они были дети Богоматери, каковыми они нигде в Евангелиях и не называются. Кроме родных бывают и двоюродные братья, каковыми и были четыре брата– Иаков, Иосий, Симон и Иуда, сыновья не Матери Божией, как кощунственно утверждают сектанты, «не зная Писаний, ни силы Божией“ ( Мф. 22: 29 ), а сыновья Ее сестры, Марии Клеоповой. Это видно из сопоставления нескольких мест св. Писания. Что у Богоматери была сестра, об этом говорит св. Иоанн: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова“ (19: 25). Так как Пресвятая Дева была единственной дочерью у Своих престарелых родителей, то, очевидно, Мария Клеопова была Ее двоюродная сестра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010