Псалтирь. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 12 октября 2007 г. 12:47 Этим изданием продолжается работа Издательского Совета РПЦ  над богослужебными церковно-славянскими книгами, изготовленными с использованием нового набора и верстки. Издательский Совет ранее уже выпустил подготовленные таким образом Типикон, книги «Пасха», «Рождество Христово», «Успение», «Троица», «Пассия», новосоставленные службы Царственным страстотерпцам и Новомученикам и исповедникам Российским, «Большие пророки», «Малые пророки», различные молитвословы, сборник «Освящение храма», служебники карманный и аналойный. Содержание Псалтири традиционно: двадцать кафизм; песни Священного Писания; тропари и молитвы, полагающиеся перед чтением Псалтири и по окончании чтения, а также после каждой кафизмы. Кроме того, в книгу включены: помянник, Канон молебный при разлучении души от тела, Последование по исходе души от тела, Чин двенадцати псалмов. Наряду с обычно помещаемым в Псалтири помянником, впервые публикуется заупокойный помянник, составленный святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, читавшийся в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры во время непрерывного чтения Псалтири. Этот помянник передан в Издательский Совет для публикации архиепископом Орехово-Зуевским Алексием , председателем Синодальной богослужебной комиссии . Для начинающих объясняется, какими молитвословиями положено завершать каждую «славу» кафизмы и как следует читать Псалтирь по усопшим. Набор текста псалмов осуществлен по Библии, изданной в 1900 году в Санкт-Петербурге Синодальной типографией. Псалтирь напечатана церковно-славянским шрифтом «Киприан». Буквы крупные, что делает книгу удобной для чтения дома и в храме. Печать двухкрасочная, текст богато украшен буквицами и орнаментами, выполненными в традициях древнерусских книг. Каждой кафизме предшествует изображение, связанное с содержанием следующих псалмов. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/307351.htm...

Антоний съел один сухарь, а к другому не притронулся. Старик же ел медленней, и у него еще оставался тот сухарь, который он начал. Антоний подождал, пока тот закончит. Когда Павел доел сухарь, Антоний говорит ему: — Съешь, отец, еще сухарь. Павел говорит ему: — Если ты будешь есть — тогда и я. А если ты не ешь, то и я не буду. — С меня хватит, — ответил Антоний. — Я же монах. А Павел в ответ: — И с меня хватит. Я тоже хочу быть монахом. Тогда они встали. Антоний снова прочел двенадцать молитв и двенадцать псалмов, и Павел молился вместе с ним. Потом они немного поспали до полуночи, а в полночь поднялись и пели псалмы до утра. Антоний увидел, что старец во всем охотно следует за ним, и говорит ему: — Смотри, брат, если сможешь так каждый день, то оставайся со мной. Павел ответил ему: — Если ты думаешь показать мне что–то большее, то не знаю. А все, что ты делал при мне, и мне делать нетрудно. Через несколько месяцев великий полностью убедился, что Павел совершен душой, бесхитростен и чист. Содействием Божией благодати Антоний построил для него келию в трех–четырез милях от своей и говорит Павлу: — Ну вот, с Божией помощью ты теперь монах. С этого дня живи у себя, чтобы получить опыт брани с бесами. Так Павел прожил наедине год. Он достиг вершин подвига добродетели и удостоился дара изгонять бесов и исцелять. Однажды к Антонию Великому привели юношу, в котором был один из начальствующих бесов — он даже хулил небеса. Антоний присмотрелся к юноше и говорит тем, кто привел его: — Это дело не по мне. Это высший чин бесов, у меня нет против него дара. Дар этот есть у Павла Препростого. Затем Антоний пошел вместе с ними к Павлу и говорит ему: — Авва Павел, изгони беса из человека. Пусть он вернется здоровым и славит Господа. Павел спрашивает его: — А ты сам что же? — А у меня нет времени, — отвечает Антоний, — у меня еще другие дела. И, оставив отрока там, Антоний вернулся в свою келию. Павел встал и помолился. Затем он подозвал одержимого и говорит: — Авва Антоний сказал, чтобы ты вышел из человека и дал ему прославлять Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

«Безгрешне едине, тебя молю», пресвятой Богородицы по буквам «Воспеваю благодать твою, Владычице» 172 . Порядок полунощницы вседневной и субботней не представляет любопытных особенностей. Чин утрени, по уставу студийскому, начинался чтением 6 псалма, во время которого священник совершал каждение храма и всех молящихся. По прочтении этого псалма священник произносил два возгласа подряд: «Яко свят еси Боже наш» и «Слава святей», из которых первый произносился пред царскими вратами, а второй в алтаре пред престолом и следовало чтение шестопсалмия. По уставу иерусалимскому XV в. утреня начиналась также, как и ныне. После тропарей: «Спаси Господи» и др. прозносилась краткая сугубая ектенья, на которой не поминался ни архиепископ ни настоятель (Кα μετ т, πληρσαι τς πρ тν βασιλεων ατησεις, λλος γρ ν τ τοιοτ ο μνημονεεται οτε ρχιερες, οτε γομενος, Χαρττον σταυρον μετ το θυμιατο, κφωνει. Δξα т γ, кα μοιоυσ.... Κα ταχθες μοναχς ρχεται το ξαψλμου), но после прошения за царя следовал возглас: «Яко милостив» и непосредственно сейчас же другой возглас: «Слава святей», после которого начинали читать шестопсалмие 173 . После первых трёх псалмов священник выходил из алтаря и читал перед царскими дверями утренния молитвы. Относительно количества, молитв и их распорядка в XIII веке наш автор замечает, что в ней (т. е. утрени) не было полного числа молитв, положенных читать священнику тайно, именно в ней недоставало молитв, читаемых в настоящее время четвёртою, шестою, седьмою, девятою и десятою. О находящихся в чине утрени XIII века молитвах, читаемых в настоящее время первою, второю, третьею, пятою, восьмою, одиннадцатою и двенадцатою нельзя сказать определённо, читались ли они непосредственно одна за другою, так как только над последнею молитвою: «Благодарим, поем и славим» мы находим надпись: «молитва егда поют «слава» (т. е. «Слава в вышних Богу») и следовательно, только относительно этой молитвы мы можем сказать определённо, когда она читалась» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

И со строками книги Осии, в последних стихах которой, как и в эпилогах почти всех текстов, входящих в книгу Двенадцати, говорится об эсхатологическом восстановлении первозданного, гармоничного мира: «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана» (Ос 14:6-7). Попробуй-ка вырвать из земли ливанский кедр. Ему не страшна никакая буря. Не то, что мякине, подымаемой в воздух даже от легкого ветерка. Этой безжизненной и никому не нужной мякине уподобил автор псалма нечестивцев, которым не устоять. Потому, что они не укоренены в Торе.    Подобно эдемскому древу жизни, Тора дает бессмертие. Христос пришел не нарушить закон, но его исполнить (Мф 5:17). В Евангелии от Луки ведомый на смерть Иисус сравнивает Себя с зеленеющим деревом: «Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк 23:31). Наверное, то же, что с проклятой Им бесплодной смоковницей (Мф 21:19). Христос воскрес, потому что зло и смерть не смогли победить жизни, которая в Нем. Воскреснут вопреки всему и те, кто следуют за Христом путем жизни. Потому что этот путь знает Господь, этот путь освещен Его словом, которое для праведных – свет: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс 119/118:105). Эта мессианская эсхатологическая надежда возвращения к жизни выражена словами Второго послания к коринфянам: «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» (2Кор 4:14). Альберто Мелло в книге «Псалмы: книга для молитвы» обращает внимание на то, что вся книга Псалмов имеет как бы «сапиенциальную раму», в которую как бы вставлена вся Псалтирь. Эта рама состоит из первого псалма и из финальных 145-150 псалмов. Итальянский автор, в частности, пишет: «Первый псалом ставит основополагающую проблему Псалтири как сапиенциальной книги. Мораль этого псалма очень проста: путь праведных пролегает в послушании Торе, Закону Господню. Этот путь ведет их к изобилию и успеху. “Не так нечестивые”, то есть у них все наоборот. Налицо доктрина «двух путей»: дерех цаддиким и дерех решаим. Эта доктрина первого псалма повторяется в конце Псалтири, в псалме 145-м : «Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит» (Пс 145/144:20). Но окончание книги Псалмов – это не только 145-й псалом, это вся финальная доксология, включающая в себя самый настоящий эпилог – 150-й псалом. Эти псалмы, со 145-го по 150-й, целиком состоят из славословий, а 150-й – вообще целиком аллилуарный, весь он целиком – приглашение к славословию (десятикратное “хвалите Его”)… В 150-м псалме отсутствует даже мотивация, не остается ничего, кроме призыва к хвале… Это означает, что последний редактор Псалтири хочет провести нас определенным маршрутом – от послушания (Пс 1) до славословия (Пс 150), от мотивированного успехом послушания к совершенно бескорыстному славословию» .

http://bogoslov.ru/article/4554326

Да восстанет Бог , и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. Затем Антоний пропел стих из 117-го псалма: Все народы окружили меня; но именем Господним я низложил их. Антоний постоянно призывал своих учеников: «Пойте псалмы перед сном и после сна» (Житие св. Антония 55). И они послушно следовали совету наставника, «проводя жизнь в пении псалмов, в молитвах, в посте и бдении». После знакомства со всеми этими сообщениями может зародиться мысль, что подобный «певческий» образ возник только под пером Афанасия Александрийского , написавшего «Житие святого Антония». Однако и в других источниках Антоний предстает с тем же «певческим ореолом». Палладий (ок. 364–425 гг.), автор главнейшего источника о жизни раннего монашества – «Лавсаиковой истории» (названной так по имени Лавсаика, управляющего двором восточно-римского императора Феодосия II Малого, которому труд был посвящен), рассказывает, что некий старик хотел монашествовать вместе с Антонием, обещая следовать ему во всем. Вот один эпизод из их совместной жизни: «Вновь [ночью] поднялся Антоний, прочел двенадцать молитв и спел двенадцать псалмов. Затем он лег для своего первого краткого сна и еще раз поднялся среди ночи, чтобы петь псалмы до наступления дня. И когда увидел, с каким рвением старик подражает ему, он сказал: „Если ты можешь делать это каждый день, тогда оставайся со мной " » (Лавсаикова история XXII). Иероним описывает случай, происшедший через три года после смерти Антония, когда преподобный Иларион посетил место его отшельничества. Ученики Антония сказали Илариону: «Вот место, где он пел псалмы» (Житие св. Гилария 26). Эти слова весьма знаменательны, так как они показывают, что даже в древности воспоминания об Антонии были неразрывно связаны с представлением о поющем монахе. Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что еремит пел не ради самого пения. Оно было лишь одним из способов достижения цели, ради которой и возникла идея монашества. Но это уже другой вопрос, и мы остановимся на нем несколько далее. Сейчас же примем к сведению все, что сообщают древние авторы о важности пения в пустыннической жизни Святого Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авва Макарий поведал: “Постясь неделю, я молился Богу, чтобы Он открыл мне образ жизни двух братьев, поселившихся невдалеке. По прошествии недели я пошел к ним посмотреть, как они живут. Когда постучался в дверь, они отворили и приветствовали меня молча. Я помолился и сел. Тогда старший дал знак младшему выйти, а сам сел и плел корзину, не говоря ни слова. В девятом часу постучался и вошел младший, приготовил немного кашицы и, по знаку старшего, поставил стол, положил на него три сухих хлеба и стоял молча. Я сказал: “Встаньте, поедим.” Встали мы и поели. Потом он принес кружку воды, и мы пили. Когда же настал вечер, они спрашивают меня: “Пойдешь ты от нас?” – “Нет, – отвечал я, – усну здесь.” Они постлали для меня рогожу, а сами легли в углу на другой стороне на одной рогоже, сняв пояса и верхние одежды. Когда они легли, я стал молиться, чтобы Бог открыл мне их образ жизни. Тогда отверзлась крыша и стало так светло, как днем. Они не видали света. Думая, что я сплю, старший толкнул в бок младшего. Оба встали, подпоясались и воздели руки к Небу. Я смотрел на них, но они не смотрели на меня. Тут я увидел, что демоны, как мухи, кружились около младшего. Одни хотели сесть на его уста, другие – на глаза, и я видел, что Ангел Господень с огненным мечом ограждал его, отгонял от него демонов. А к старшему они не могли приблизиться. Под утро они опять легли. Но я сделал вид, будто просыпаюсь, и они встали тоже. Старший сказал мне: “Хочешь, мы пропоем двенадцать псалмов?” – “Хорошо,” – отвечал я. Тогда младший пропел пять псалмов и после каждых шести стихов пел одно “аллилуиа.” При пении каждого стиха огненный луч выходил из его уст и восходил на Небо. Подобным образом, когда и старший отверзал уста для пения, из них выходила как бы огненная вервь и достигала Неба. И я проговорил несколько стихов и, уходя от них, сказал: “Помолитесь обо мне!” Они поклонились молча. Так я узнал, что старший уже был совершен, а младшего еще искушал враг. Через несколько дней старший брат почил, а в третий день после него и младший.” Когда отцы приходили к авве Макарию, он водил их в келию умерших братьев и говорил: “Пойдите посмотрите, как мучились юные странники!” (Достопамятные сказания. С. 151. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Когда же настал вечер, говорят они: уйдешь ты? Я же сказал им: нет, но здесь буду спать, и положили мне рогожу поодаль, и для себя в другом углу поодаль, и сняли поясы свои и аналавы, и легли вместе на рогожке, прямо против меня. Я же молился Богу, чтобы открыл мне делание их. И вот отверзлась кровля, и был свет, как днем, а они не видели света, и когда подумали, что я сплю, старший толкнул младшего в бок, и встали и препоясались и простерли руки свои к небу, и я смотрел на них, они же не видали. И видел я, что бесы, как мухи, приходили к младшему и приходили к устам его, другие же к глазам. И видел я ангела Господня, который имел меч огненный, ограждал его и отгонял от него демонов, а к старшему не могли они и приблизиться. И перед утром они легли, а я показал вид, что просыпаюсь, и они также. Сказал же мне старший слово сие одно: прикажешь совершить двенадцать псалмов? И я сказал: " да " . И пел младший пять псалмов из шести стихов и одно аллилуия. И после стиха выходила огненная свеща из уст его и восходила до небес, также и старший когда отверзал уста свои поя, как вервь огненная выходила из них и достигала до неба. И я приложил не много, и когда уходил, говорю: помолитесь о мне; они же сотворили поклон молча. И узнал я, что старший уже совершен, а с младшим воюет враг. Спустя не много дней почил старший брат, и на третий день младший. И когда приходил кто из отцев к авве Макарию, он брал их в келию братьев сих, говоря: посмотрите место мученичества юных странников. 4. Пришел некогда авва Макарий Египетский из Скита в гору Нитрийскую в день приношения аввы Памво, и говорят ему братья: отец, скажи слово братьям. Он же сказал: я еще не был монахом, но видел монахов. Ибо, когда я жил в келии в Скиту, понуждали меня помыслы, говоря: выдь во внутреннюю пустыню и посмотри, что там. Оставался я в борьбе с помыслом пять лет, говоря, не от бесов ли он. И как помысл продолжался, пошел я в пустыню и нашел там озеро воды и остров среди него, и пришли звери пустыни пить из него, и вижу среди их двух человек нагих, и вострепетало тело мое, ибо подумал я, что это дух.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Полагая, что я уже уснул, старший толкнул младшего в бок, они встали, опоясались и воздели руки к небу. Я смотрел на них, а они не замечали того. Тут я увидел, что демоны, как мухи нападали на младшего и одни хотели сесть на уста, другие – на очи, и я видел Ангела Божия с огненным мечем, который ограждал его и прогонял демонов от него, а к старшему они не могли приблизиться. Когда около утра они легли спать, я показал вид, что проснулся, и они также. Старший сказал только одно: хочешь ли, мы пропоем двенадцать псалмов? Я сказал: хорошо. Тогда младший пропел пять псалмов по шести стихов, по одному – аллилуия, и при каждом стихе исходила из уст его огненная лампа и восходила на небо. Подобным образом, когда старший отверзал уста свои для пения, из уст его исходила как бы огненная вервь, досягавшая до самого неба. И я также прочитал немного на память и, уходя от них, сказал им: молитесь обо мне. Они положили метание молча. Из сего я узнал, что старший уже совершен, а младшего еще борет враг. Спустя несколько дней старший почил, а через три дня и младший. После сего, когда приходили какие-нибудь отцы к авве Макарию, он водил их к ним в келлию, говоря: подите посмотрите мучилище юных странников. 10. Некогда авва Макарий молился в келлии своей, и пришел к нему глас: ты не достиг еще в меру таких-то двух жен, живущих в таком-то городе. Встав утром, старец взял ваийный жезл и пошел в тот город. Достигши места их жилища, он постучался в дверь, и одна из них вышла и приняла его в дом, потом пришла и другая. Он позвал их, и они пришли и сели с ним. Старец сказал им: ради вас пришел я из пустыни и подъял такой труд; скажите мне о делании вашем – в чем оно и каково? Они говорят ему: поведай нам, отче, какое делание ты хочешь найти у нас, когда каждая из нас была с мужем в день сей? Тогда старец положил им метание и умолял их, говоря: откройте мне добродетель свою! Они сказали ему: мы по-мирскому чужие одна другой, но случилось нам сочетаться браком с двумя братиями по плоти, и вот ныне пятнадцать лет, как мы живем в доме сем и не знаем, бранились ли мы когда-нибудь между собою или сказали дурное слово одна другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Теперь сказываю вам, прежде нежели сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» ( Ин.13:17–19 ). И, наконец, в первосвященнической молитве ( Ин.17:12 ) также упоминается об Иуде: «...тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» ( Пс.108:17 ). Эта мысль о предустановленности предательства и гибели Иуды в Писании, его обреченность, слагается уже в целую теологему в Деяниях апостольских ( Деян.1:16–20 ), в речи апостола Петра перед избранием двенадцатого апостола: «...братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса... В книге же Псалмов написано: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем»; и: «достоинство его да приимет другой» ( Пс.68:26; 108:8 )». Тем самым установляется факт, что об Иуде и об его предательстве имеется в книгах пророчество, данное Духом Святым, и в таком именно смысле истолковываются – не без насилия над прямым их смыслом – указанные тексты псалмов. Можно сказать, что таким образом установляется относительно предателя некий религиозный фатум, действующий irresistibiliter (непреодолимо (лат.) – Прим. ред.): Иуда является жертвой этой предустановленности к гибели (reprobatio) (Так это и принимает отец учения о предестинации блаженный Августин ). 201 Он призывается в апостолы для того, чтобы стать предателем. Отсюда можно сделать и обратное заключение: если бы он не был призван в апостолы и вообще не был современником Христа и в Его окружении, то он не был бы и сыном погибели. Известные тексты апостола Павла ( Рим.8–9 ), если понять их в смысле предопределения, бледнеют перед этим конкретным свидетельством об обреченности Иуды: «да сбудется Писание». И эта антиномия человеческой судьбы, которая слагается из человеческой свободы и Божественного промышления, предельно обостряется в словах самого Христа: «...не двенадцать ли Я вас избрал? но один из вас диавол». Сердцеведец из всего человечества избрал в числе двенадцати «диавола».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Феодорит Кирский, блж. Толкование на пророка Иезекииля. Творения. Т. 6. М., 1859, с. 680, 681.PG 81, 1197ВС. DiodorusTarsensis. Commentarius in Psalmos I — L,21. 10 — 16//Corpus Christianorum, Series Graeca 6 (ed. J-M. Olivier, Brepols — Turnhout, 1980, p. 126, 127. Подобным образом рассуждает и Феодор: Феодор Мопсуестийский. Толкование Псалмов//Деяния Вселенских Соборов, Т. V., Казань, 1908, с. 44. ФеодоритаКирского,блж. Толкование на двенадцать Пророков. Творения. Ч. 4. М., 1837, с. 245.PG 81, 1548 В. Также существенное дополнение к этой мысли вносят слова Самого Христа: Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39) . В данном случаеблж. Феодорит толкует первые два стиха: Зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное?Предстали цари земли и князья собрались вместе против Господа и против Помазанника Его (Пс. 2, 1 — 2). Блж. Феодорит совершенно прав, указывая на то, что в еврейском оригинале это выражение выглядит именно так:. Там нет слов: внемли Мне ( πρσχεςμοι) . Théod.SC 276: 2, 420 – 432. Та же самая тема несколько шире развита толкователем и в другом месте (Ис. 63, 11) : SC 315: 20, 53 – 82. Здесь пророк прямо ссылается на переход через Чермное море и некоторые другие события исхода евреев из Египта. Феодорит Кирский 2004, с. 76. Вероятно блж. Феодорит намекает на толкования ДиодораТарсийского и Феодора Мопсуестийского. См.: DiodorusTarsensis. Commentarius in Psalmos I — L,21. 10 — 16//Corpus Christianorum, Series Graeca 6 (ed. J-M. Olivier), Brepols — Turnhout, 1980, p. 126, 127. Подобным образом рассуждает и Феодор: Феодор Мопсуестийский. Толкование Псалмов//Деяния Вселенских Соборов, Т. V., Казань, 1908, с. 44. Весьма ясно эту мысль выразил пророк Исаия : вид Его бесчестен, умален более всех сынов человеческих; человек, находящийся в язве, умеющий претерпевать, болезни, так что отвращались от лица Его, Его бесчестили и ни во что не ставили. Он грехи наши носит и о нас болезнует, а мы думали, что Он находится в бедствии и язве и страдании от Бога. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучен был за беззакония наши, наказание мира нашего (было) на Нем, язвою Его мы исцелились. Все мы, как овцы, блуждали: каждый заблудился со своего пути, и Господь предал Его за грехинаши. А Он, несмотря на мучение, не отверзает уст Своих: как овца веден был на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. Во уничижении Его суд Его совершился. Род же Его кто разъяснит? Ибо берется от земли жизнь Его, за беззакония народа Моего отведен на смерть (Ис 53. 3 — 6).

http://bogoslov.ru/article/1146143

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010