1156 Schrader. Keil. Bibl. B. III – 2. H. S. 15, 17, 19, 26, 31, 33, 35, 37, 41, 43, 45, 47, 49, 51, 53,57, 59, 61, 63, 05, 67, 71. 1160 По талмуду, этим не ограничился еще разговор царя с обвиняемыми. Царь обратился к ним с вопросом: «разве ваш Бог не велел вам повиноваться своему царю и властям и делать то, что вам прикажут? Почему же вы теперь не повинуетесь мне и богов моих ставите ни во что?» На это друзья сказали: «что касается налогов, податей, штрафов и т. п., – то всего этого ты вправе требовать от нас: мы признаем тебя своим государем и исполняем установленные тобою государственные повинности; но когда ты требуешь, чтобы мы служили твоим богам, тогда мы столько же обращаем внимания на твои слова, как и на лай собаки». – Wünsche A. Bibliotheca Rabbinica. Eine Sammlung alter Midraschim. Der Midrasch Bemidbar rabba. S. 403. – Dass. Der Midrasch Wajikra rabba. 1884. S. 233. 1161 По свидетельству Геродота (Геродот. История. Перев. Мищенка. Т. I. Стр. 101), ассирияне носили длинную, спускающуюся до ног льняную тунику, сверху другую тунику, шерстяную, а на ней небольшой белый плащ; носили и башмаки. В Дан. 3называются нижняя туника ( ), в роде нашей рубахи, длинной, узкой, покрывающей все тело (по-слав. «гащи»), – верхний плащ ( ), (по-славянски «покрывало»), головная повязка ( ) или головная тиара (хотя другие понимают под указанным еврейский термином широкую верхнюю тунику, о которой говорит Геродот, сходную с еврейским ( ), по славянскому тексту вместо повязки – «сапоги», а затем и «другие одежды», – разумеется, и головная тиара, и обувь, и другая туника, упоминаемая Геродотом. В катакомбах, где часто изображается этот сюжет, друзья представлены в туниках самого разнообразного покроя и вида, опоясанных или украшенных иногда лентами, в тиарах или чалмах. – Martigny. Dictionnaire des antiquités chrétiennes. P. 338, 339. 1162 Гамбургер совершенно вопреки священному тексту думает, будто и пророк Даниил был брошен в печь вместе с друзьями, а потом чудесно спасся вместе с ними же (Hamburger I.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Сколько лет было в то время пророку Даниилу? В Дан. 13он называется « παιδριον νε τερον», т. е. юным отроком. На этом основании в сирском переводе (по изданию Фомы, епископа Ираклийского) история Сусанны начинается прямо словами: «когда Даниил был 12-летним отроком, жил в Вавилоне некто Иоаким... » (Cornely B., Knabenbauer I., de Hummelauer Fr. Cursus scripturae sacrae. V. Т. р. Ш, libr. proph. IV. P. 327). Такой же возраст усвояет пророку Перерий, относя пленение Даниила к 10-му, а историю с Сусанной к 12-му году его жизни (Acta Sanctorum. Mensis Iulius. Т. V. Р. 119). Корнелий а Ляпиде относит первое только к 20-му, а историю с Сусанной к 24-му году жизни пророка (Cornelius a Lapide. Commentaria in Danielem prophetam. P. 1404). К последнему, кажется, примыкает и Кнабенбауер (Cornely, Knabenbauer, de Hummelauer. Cursus scripturae sacrae. V. Т. III, libr. pr. IV. P. 326). Основанием для них служит то, что в библейских книгах словом παιδριον соотв. евр. ( ) обозначаются молодые люди 20-ти и более лет, а иногда даже отцы семейств (ср. Быт. 43:8 ; 1Цар. 16:11; 17:34 ; 2Цар. 18:5 ; 3Цар. 3:7 ); притом, говорят, старейшины народные не могли подчиняться суду 12-тилетнего отрока. Трудно, конечно согласиться как с первым, так и со вторым мнением. Так как пророк переселился в Вавилон на 14–15 году своей жизни, след., о 12-летнем возрасте не может быть и речи. Настоящая правильная норма – это 16–17-летний его возраст, вполне соответствующий как слову παιδριον, так и тому обстоятельству, что 17-летнему юноше могли подчиниться и старейшины народа особенно когда заметили его острый, проницательный ум и его особое вдохновение. Трудно принять и второе мнение, так как история с Сусанной была, во всяком случае, раньше события, изложенного в Дан. 2 : здесь (ст. 25) пророк называется уже по славянскому тексту «мужем», по-еврейски ( ) – «некто», «человек», – т. е взрослым человеком, как и следовало назвать юношу, окончившего воспитание и вступившего уже на службу, хотя бы этому юноше было всего 17 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

513 (б) Вероятно, до поставления в Митрополита, Кирилл был Епископом Хельмским: ибо ещё при нашествии монголов на Галичское княжение (окол. 1243. г.), в Волынской летописи замечено, что Даниил, спасаясь от неприятеля «еха ко брату и поима с собою Кирила Митрополита». Но о возведении Кирилла в сан Митрополита в той же летописи говорится позднее (под 1250 r.). Полное собрание Русских летописей. 1843 года. Том. II. стр. 181. Сие подтверждается и соображением последующих событий. Король Венгерский Бела стал искать союза с Даниилом, по возвращении его с милостью Ханскою из Орды. А Даниил был в Орде в 1245 году – Следовательно, уже после 1245 года Бела мог просить Кирилла, отправляющегося в Грецию для поставления в Митрополита, чтобы Даниил сотворил ми с Венгрией. 515 Епископ Полоцкий Алексий в 1231 г. называется вместе Белогородским и Юрьевским. Ист. Г. P. Том. III. пр. 369. А Переяславская кафедра соединена со вновь открытою Сарайской. Том. IV. пр. 108 и 147. 516 Впрочем, Кирилл не перенёс сюда своей кафедры, ибо из летописей видно, что во Владимире были свои Епископы до конца XIII столетия. 518 Летоп. Ипатиевск. в полном Собр. Русск. летоп. Том. II. стр. 191. Dlugossi. Histor. Polonic. L. 7. p. 705. 706. Lips: 1711. 522 В исправнейшем виде он напечатан при исследовании Г. Григорьева о достоверности ярлыков, данных Ханами Золотой Орды Русскому духовенству. Москва. 1842 г. стр. 124. Впрочем, на конце сего ярлыка от опущений и перестановки слов смысл не ясен. Он мог бы быть восстановлен по списку с сего ярлыка, находящемуся в библиотеке М. Д. Академии. Из сего списка видно, что все ярлыки Ханские были собраны и представлены Государю по случаю Собора о церковных имениях в 1500 году. 524 Это видно из письма к митрополиту Кириллу самого Иакова Святислава, которое сохранилось в некоторых списках Славянской Кормчей. Письмо писано между 1262 и 1270 г. Список правил называется у Святослава Зонарою. Опис. рукописей Руманц. Музеума стр. 290–292. Обозрение Кормч. книг. Розенкампфа. 1829. стр. 56–60.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Моск. Синод. библ. 171 л. 447. Описание Горского и Невоструева, отд. 2, кн. 2, 463–465. Извет напечатан у Хрущева, в приложениях приписывает перу Вассиана Косого, то это обстоятельство весьма ясно указывает характер политических убеждений Вассиана, диаметрально противоположных воззрениям Иосифа Волоцкого . 236 «Не с иноки Господь повелел царство держати, но с князи и бояры. Царь советующийся с иноками – с мертвецы беседует». Рассужд. Вассиана о неприличии монастыр. владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Ист. и Древн. Росс. 1839 г., кН. III, отд. 2. 3. 237 Рассуждение Вассиана о неприличии монастыр. владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Ист. в Древн. Росс. 1859 г. кн. III, отд. III. 8. 11–12. Нравствено-канонический трактат Вассиана см. рукоп. Софийск. библ., 1451, л. 101. 238 «Аще где будет, говорит он, власть, иноческая, а не царских воевод, и ту Божии милости нет, таковые властующие иноки не боголюбцы, но гневители». Разсужден. Вассиана о неприличии монастыр. владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Истор. и Древн. Рос. 1859 г., кн. III, отд. III, 13. 239 «Святительскому, ниже священническому чину, окроме их святительских властей, в правду о законе, и о блпговерии и о спасении мира сего с Царской небесной грозы. (Ibid, 13). 244 Правосл. Собес 1863 г., ч. II. Август, 564, 566. Три доселе неизданные послания князя Курбского. Печалование духовенства за опальных. Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских 1876, кн. I, 158–160. 246 Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции. 251 Московские соборы на еретиков. XVI в. Чтен. в Общ. Истор. и Древн. Росс. 1847 г. III, 15, 8. Акты Археогр. Эксп. т. I, Спб 238, 244. Костомаров Историч. Монографии, т. I. Спб. 1863 г. Великорусские вольнодумцы XVI в. 452–452. 252 Ркп. Императ. Публ. Библ. Q. XVII, 64, л. 292–294. Письмо к Василию Челядину. Просветитель, 526–527. 254 Рассужд. Васс. о неприличии монаст. владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Ист. Древн. 1859 г., III, отд. 3, стр. 11. 7. 257 Чтен. в Общ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

1262 Пророк Даниил в своей книге не упоминает о преемниках Навуходоносора, но прямо переходит от него к Валтасару, которого называет «царем» (6:1; 7:1; 8:1) и годами царствования которого определяет хронологическую последовательность описываемых им событий. Если принять во внимание все сказанное нами о личности Валтасара, особенно же указанный нами контрактовый документ от 3-го года Мардуксарусура, то нечему будет и удивляться, почему пророк называет года царствования не Набоннида, а Валтасара, – потому именно, что Набоннида он оставляет в стороне, выдвигая на первый план личность Валтасара, важную для истории его же собственной деятельности, тем более, что Валтасар этот пользовался такими же в сущности правами, как и сам Набоннид. Прибавим, что и Ксенофонт называет Валтасара «царем» вавилонским (Ксенофонт. Киропедия. Перев. Янчевецкого. Стр. 139, 154, 157, 238, 239), присвояя этот титул именно Валтасару, а не Набонниду. 1263 Нужно заметить, что не только прежние, но и позднейшие экзегеты, комментаторы и историки, оставляющее без внимания драгоценные для нас выводы клинообразных надписей, останавливаясь пред личностью упоминаемого пророком Даниилом царя Валтасара, отожествляют его с кем-либо иным из упоминаемых Берозом, Абиденом и другими древними историками преемников Навуходоносора. Большинство считает Валтасара за Евильмеродаха (Drexelius. Daniel. P. 161. – Kranichfeld. D.Buch Daniel. S. 24–39. – Kliefoth. D. Buch Daniels. S. 143–155. – Füller. D. Profet Daniel. S. 124.– Keil u. Delitzsch. Bibl. Commentar über d. А. Т. III. Т., 5. B. S. 136–146 – Lange. Theol.-homilet. Bibelwerk. A. T. XVII. Th. S. 32–34. – Fabre d» Envieu. Le livre du Prophète Daniel. Paris. 1888. P. 358–409. – Harenberg. Aufklärung des Buches Daniel. S. 454 – Zündel. Kritische Untersuchungen über d. Abfassungszeit d. Buches Daniel. S. 26–34. – Hävernick. Neue kritische Untersuchungen über d. Buch Daniel. Hamburg. 1838. S. 71. – Handbuch d. histor.-krit. Einleitung in d. А. Т. В. II, Abth. 2. S. 476.-Hoffmann.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Во всяком случае, эти соображения, высказанные нами на основании несомненно-исторических данных, достаточно говорят в пользу того, что и безумие Навуходоносора есть действительно-исторический факт, а не легенда или выдумка писателя книги Данииловой, как высказываются некоторые из западных экзегетов и историков 1219 . Правда, событие это не записано древними историками и, кроме книги Данииловой, не отмечено ни в одной истории из жизни Навуходоносора; но вот какой рассказ, между прочим, мы встречаем у Абидена (историка II в. по Р. Хр.), заимствовавшего свои сведения у Мегасфена (жившего в III в. до Р. Хр.) и чрез него из непосредственного вавилонского предания: «Навуходоносор, говорит Абиден на основании слов Мегасфена, превосходил самого Геркулеса мужеством и храбростью; он предпринимал поход в Ливию и Иверию и, победивши жителей этих стран, часть их переселил на правый берег Понта. По возвращении из этого похода, как говорят халдеи, он вошел на кровлю своего дворца и здесь, воодушевленный свыше божеством, изрек следующее пророчество: я, Навуходоносор, предсказываю вам, вавилоняне, о предстоящей вам погибели; мой предок Вил не мог её отвратить и царица Белтиса не могла умолить богов судьбы. Придет персидский мул 1220 , который при помощи ваших же богов победит вас. Помощником его при завоевании Вавилона будет мидянин, которым особенно гордятся ассирияне. О если бы он, прежде чем овладеет моими гражданами, погиб в пропасти или утонул в глубоком море! если бы он, отправившись другим путем, блуждал по пустыням, где нет ни города, ни тропинки, ни следа человеческого, – где только бродят звери и летают хищные птицы! если бы он один блуждал по бесплодным скалам! Для меня же, прежде чем он это сделает, да будет приготовлена лучшая участь! – Сказавши эти слова, Навуходоносор внезапно исчез с глаз людей» 1221 . Этот рассказ, взятый непосредственно из вавилонского предания, есть своеобразно-национальная окраска того же самого исторического факта безумия Навуходоносора, о котором говорит и пророк Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

P. 188). Прекрасный ответ тем, которые защищают маккавейское происхождение книги Даниловой! 1053 В 4Цар. 25:8 ; Иер. 52время окончательного разрушения Иерусалима помечается 19-м годом Навуходоносора, хотя в Иер. 52выселение 832 жителей Иерусалима относятся к 18-му году царствования Навуходоносора; к последнему году, может быть, относится окончание осады Иерусалима, следствием чего, уже в 19-м году Навуходоносора, было разрушение столицы иудейской Навузарданом. Во всяком случае, пророк Иеремия и писатель 4 книги Царств, как мы упоминали, начинают счет от действительного вступления Навуходоносора на престол; пророк же Даниил, как житель Вавилона, помечает годы по вавилонскому официальному счету, т. е. с 1-го нисана следующего за вступлением Навуходоносора на престол года. Вот почему и выходит, что 19-й год Навуходоносора по счету Иеремии и книги Царств будет только 18-м годом по счету Даниила. 1054 Указанная нами хронологическая дата излагаемого события определяется только в греческой Библии, – в переводе LXX и у Феодотиона, а отсюда и в нашей славянской Библии; в еврейском же тексте её нет. Во всяком случае, нет никаких данных не согласиться с нею. Предположение Корнели, относящего данное событие к 19-му или 20-му году царствования Навуходоносора (Cornely, Knabenbauer, de Hummelauer. Cursus scripturae sacrae. Р. I. Introductio, vol. II, P. 476), мало чем разнится от нашего взгляда и основывается, вероятно, на хронологической дате 4Цар. 25:8 ; Иер. 52касательно времени разрушения Иерусалима. Взгляда же Корнелия а Ляпиде, относящего указанное событие к 37-му году царствования Навуходоносора (Cornelius a Lapide. Commentaria in Danielem prophetam. P. 1282), и Шольца, относящего его вообще к последнему десятилетию царствования этого государя (Scholz A. Einleitung in die heiligen Schriften d. A. u. N. T. III. Th. Leipzig, 1848. S. 519), не имеют под собою достаточных оснований; соображение первого, по крайней мере, стоит в связи с предположением его о времени события 2-й главы кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Ср. И. Златоуст. Беседы на разные места св. писания. Т. I. Стр. 384. – Твор. св. отц. Т. ХХП. Твор. св. Ефрема Сирина , ч. 8. Стр. 72. – Библ. твор. св. отц. и учит. ц. зап. Кн. 21. Твор. бл. Иеронима, ч. 12. Стр.53. 1403 Чудесное спасение пророка Даниила было единственно делом всемогущества Божия и следствием фактического явления ангела к пророку: пример аналогичный другому, – явлению тоже ангела в раскаленную печь к брошенным туда друзьям пророка. Как там ангел чудесно изменил действие стихии природы и велел огню не сжигать, а прохлаждать праведников, так и здесь небесный посланник запретил львам коснуться пророка и сделал их тихими и смиренными, как ягнята. Думать, будто сам Даниил обладал какою же магнетическою силою своих глаз, с помощью которой укротил хищных зверей (Fabre d " Envieu. Le livre du prophéte Daniel. P. 523), совершенно неосновательно. Так же невозможно предполагать, будто львы были сыты или ангел чудесно удовлетворил их голод (Cornely, Knabenbauer, de Hummelauer. Cursus scripturae sacrae. V. Т. р. III, libr. proph. IV. P. 184), потому что, как увидим из последующего рассказа, и сытые львы по самой свирепости своей растерзали врагов Даниила. Нет: ангел буквально «заградил пасть львов», т. е. не позволил им коснуться пророка, хотя, вероятно, их страшно мучил голод. 1404 Пребывание прор. Даниила во рву львином было тоже излюбленным сюжетом древнехристианской живописи и скульптуры (Acta sanctorum. M. Iulius. Т. V. Р. 125). Христианские художники изображали пророка в молитвенном положении, с распростертыми руками и поднятыми к небу глазами (Martigny. Dictionnaire des antiquités chrétiennes. P. 237). Между прочим, и в Вавилоне было открыто скульптурное изображение льва над простертым человеком; думают, что эти фигуры представляют прор. Даниила во рву львином (Hunter. The Story of Daniel. P. 306). 1408 Как будто бы были страшно голодны (хотя только что наелись мяса), прибавляет Флавий (Древн. иуд. Ч. II. Стр. 168). 1412 Пророчество, открытое Даниилу архангелом Гавриилом, хотя не дает прямого ответа на волновавшие мысли пророка, но по существу имеет непосредственную связь с горячею молитвою св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

2) О храме, описанном у Иезекииля 317 напрасно думают иудеи, что он создан будет в пришествии тщетно ожидаемого ими Мессии 318 . Многие из христиан относят сие пророчество к храму то Соломона, то Зоровавеля. Что храм сей не есть храм вещественный можно приметить из следующих признаков: 1) Город, в котором назначается место для храма называется Господь тамо 319 . 2) из святилища храма, вода будет истекать в море мёртвое и услаждать воды оного (43:25 по Евр). 3) дверь храма, по прошествии оной Господа, навсегда останется затворённой 320 . Кроме сего 4) Новое и небывалое разделение земли 321 , перемененный и частью умноженный, частью же сокращённый состав Богослужения 322 , необыкновенная обширность города, созидание оного 12 коленами 323 – всё это заставляет созерцать здесь будущее состояние и славу нового духовного Иерусалима 324 . О пророчествах Даниила I. Когда и где пророчествовал Даниил Даниил судья или защитник мой Бог, если не царского, по крайней мере, благородного поколения юноша, в третий год царствования Иоакима (606 л. перед Р. Хр.) пленённый Навуходоносором, с тремя друзьями своими соблюдали Моисеев закон и проводил жизнь благочестивейшую; почему Иезекииль в 13 почти лето пленения, сравнивает его с Ноем и Иовом 325 . Господь разумов прославил его мудростью и прозрением в будущее паче всех современников его 326 . Он позван был ко двору, где неоднократно испытал на себе перемены счастья, и завистью царедворцев низведён будучи в львиный ров вышел оттуда невредим, – жил, по крайней мере, до третьего года царя Кира т. е. 534 л. перед Р.Х. 327 . II. Содержание книги его Первые шесть глав заключают в себе происшествия Даниила, истолкование Навуходоносоровых снов и чудесное писание на стене Валтасаровой столовой. В последних шести главах Даниил открывает видения свои о погибели Персидского царства, Александре В., конце пленения и Мессии. III. Слог её Сны и видения, посредством которых в книге сей преподаются откровения, представляют величественные символы, которые познаются без труда, те из них, которые более темны, изъясняются, однако, не самим Богом, как у Иезекииля, но иногда ангелом 328 , иногда хранителем страны 329 . Слог здесь прозаический, – язык упитан халдейскими и другими иностранными выражениями и часть книги 330 написана собственно на халдейском диалекте. V. Внутренние признаки, по которым оно принадлежит Даниилу

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

LXXVIII. Посланные с письмом должны были возвратиться без всякого успеха. Истор. Госуд. Росс. изд. Эйнерлинг книг. 1. Том IV. стр. 43. 2 Вероятно, до поставления в Митрополита, Кирилл был Епископом Хельмским ибо еще при нашествии Монголов на Галичское княжение (около 1243 г), в Волынской летописи замечено, что Даниил, спасаясь от неприятеля «Еха ко брату и поима с собою Кирила Митрополита». Но о возведении Кирилла в сан Митрополита в той же летописи говорится позднее (под 1250 г.). Полное собрание Русских летописей. 1843 года. Том. II. стр. 181. Сие подтверждается и соображением последующих событий. Король Венгерский Бела стал искать союза с Даниилом, по возвращению его с милостию Ханскою из Орды. А Даниил был в Орде в 1245 году.-Следовательно, уже после 1245 года Бела мог просить Кирилла, отправляющегося в Грецию для поставления в Митрополита, чтобы Даниил сотворил мир с Венгриею. 4 Епископ Полоцкий Алексий в 1231 г. называется вместе Белогородским и Юрьевским. Ист. Г. Р. Том. III. пр 369. А Переяславская кафедра соединена со вновь открытою Саранскою. Том. IV. пр 108 и 147. 5 Впрочем Кирилл не перенес с юга своей кафедры, ибо из летописей видно, что во Владимире были свои Епископы до конца XIII столетия. 7 Летоп. Ипатьевск. в полном Собр. Русск. летоп. Том. II. стр. 191. Dlugossi. Histor. Polonic. L. 7. p. 705. 706. Lips: 1711. 11 В исправнейшем виде он напечатан при исследовании Г. Григорьева о достоверности ярлыков, данных Ханами Золотой Орды Русскому духовенству. Москва. 1812 г. стр. 124. Впрочем на копии сего ярлыка от опущений и перестановки слов смысл не ясен. Он мог бы быть восстановлен по списку с сего ярлыка, находящемуся в библиотеке М. Д. Академии. Из сего списка видно, что все ярлыки Ханские были собраны и представлены Государю по случаю Собора о церковных имениях в 1500 году. 13 Это видно из письма к Митрополиту Кириллу самого Иакова Святислава, которое сохранилось в некоторых списках Славянской Кормчей. Письмо писано между 1262 и 1270 г. Список правил называется у Святослава Зонарою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010