Тогда мать царя напомнила ему о Данииле, который был советником его отца Навуходоносора, и пророк пришел в пиршественную палату. Валтасар пообещал оказать ему великие почести и сделать своим соправителем, если он разгадает надпись. Но Даниил ответил: – Дары твои оставь себе и награды отдай другому. А значение надписи я скажу тебе. Твой отец Навуходоносор получил от Бога величайшую власть, но когда он возгордился, то лишился рассудка, и, как зверь, питался травой семь времен, пока не познал, что Всевышний властвует народами и дает власть, кому хочет. И ты знал про это, но не смирил своего сердца, но вознесся против Господина Небес и осквернил сосуды Дома Его. Пил из них вино и славил безгласных идолов, а Бога, у Которого в руке твое дыхание, ты не прославил. За это была послана к тебе кисть руки и начертано это писание. Вот что написано: мене, мене, текел, упарсин ( Дан. 5, 25 ). «Мене» – исчислил Бог твое царство и положил ему конец. «Текел» – ты взвешен на весах и найден очень легким. «Перес» – разделено царство твое между мидянами и персами. Тогда Валтасар, желая «задобрить» Бога, надел на Даниила багряницу, возложил золотую цепь и объявил третьим правителем в царстве. Но это не помогло, потому что Бог неподкупаем. В эту же ночь Валтасар был убит персами, под руководством Кира взявшими Вавилон. Даниил во рву львином (Дан. 6) Кир поставил вассальным правителем Вавилона Дария Мидянина, а сам продолжил войну. Дарий решил поставить над страной сто двадцать сатрапов, а над ними – трех князей. Одним из них стал Даниил. Тогда движимые завистью князья и сатрапы решили погубить Даниила, но так как он был безупречен, то они сказали: «Не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его». Тогда они подошли к Дарию и предложили издать указ о том, что если в течение месяца любой будет молиться кому-то, кроме царя, то его бросят в ров ко львам. Он, по тщеславию, согласился. А между тем законы мидян и персов нельзя было отменять. Даниил узнал об указе, пошел в свой дом и, открыв в горнице окно, направленное к Иерусалиму, трижды в день на коленях молился Богу и славословил Его, как делал и раньше (отсюда пошел христианский обычай молиться в 9, 12 и 15 часов).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Тогда завистники подсмотрели, что Даниил молится, и донесли царю Дарию. Он очень огорчился, но ничего не смог сделать, чтобы спасти пророка, ведь законы были неотменяемы. Тогда Дарий сказал Даниилу: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!» ( Дан. 6, 16 ). И Даниила бросили в ров со львами, а сверху положили камень, запечатанный царем и вельможами, чтобы никто не мог спасти Даниила. Дарий был очень удручен и лег спать без ужина, и всю ночь мучила его бессонница. Рано утром он прибежал ко рву и жалобным голосом крикнул: – Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? Тогда он услышал голос Даниила изо рва: – Царь, вовеки живи! Бог послал Ангела Своего, и он заградил пасти львов, и они ничего не сделали мне, потому что я оказался перед Ним чист, да и против тебя, царь, я не сделал никакого преступления. Тогда царь чрезвычайно обрадовался и приказал вытащить Даниила, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего. Тогда привели клеветников, и уже они были брошены в ров, и не успели они долететь до дна, как львы растерзали их. Дарий же издал указ, повелевавший благоговеть перед Богом Даниила, потому что Он есть Бог живой и всегда Сущий, и Царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, Он совершает знамения и чудеса на небе и на земле, Он избавил Даниила от смерти. Это чудесное избавление пророка символизировало Смерть и Воскресение Христа Спасителя. Как Даниил был наказан за верность Богу, так и Господь пошел на Крест из послушания Своему Отцу. Как пророк сошел в ров к хищникам, как бы в самое логово смерти, где не было никаких человеческих способов спастись, так и Христос сходит в глубины смерти, во ад, издревле символизируемый каменным рвом. Львы – это древние убийцы, демоны, чей князь диавол именуется львом рыкающим, ищущим, кого поглотить ( 1Петр. 5, 8 ). Камень, лежащий на рве Даниила и запечатанный царем и вельможами, прообразовал тот камень, который лежал на Гробе Христа, запечатанный первосвященниками ( Мф. 27, 43 ). Ангел сходит в ров к Даниилу, Ангелы сопровождают Христа, сходящего в преисподнюю. Но пасти демонам закрывает Он Сам, Ангел Великого Совета Божия. Как Даниил невредимым вышел из места смерти, так и Господь живым выходит из гробницы. Как враги пророка погибают, так и все отвергающие Христа отдаются Им на растерзание демонам. Возвращение из плена и строительство второго Храма (1Езд.; Неем.; Агг.; Зах.; 2Мак. 1)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Дети! видите, как Даниил и его друзья твердо исполняли закон Божий и не ели пищи, запрещенной им законом Моисея. Так, когда у нас наступает пост и запрещается нам есть некоторую пищу, мы также твердо должны исполнять это и не кушать пищу, запрещенную нам церковным законом. Как переносили иудеи свой плен? Для чего царь вавилонский выбрал мальчиков еврейских? Кто из мальчиков особенно, был благочестив? Как Даниил с друзьями исполняли закон Божий о пище? Как Господь наградил этих мальчиков? Как потом они относились к своему народу? Чему научает нас твердое исполнение Даниилом и его друзьями Божиих законов о пище? †55. Даниил объясняет царю сон (Дан. 2) Один раз вавилонский царь увидел сон, но, проснувшись, никак не мог вспомнить его. Он собрал всех мудрецов своей земли и спрашивал, какой сон видел он, и что значит этот сон? Но мудрецы не могли рассказать ему сон и говорили: «нет на земле человека, который мог бы напомнить царю сон». Царь рассердился на них и велел убить всех мудрецов, если они не расскажут и не объяснят ему сна. Даниил и друзья его считались учеными и также были приговорены к смерти. Они усердно молились и просили Господа открыть сон царя. Господь услышал их молитву, открыл Даниилу сон и этим спас от смерти многих людей. На другой день Даниил пришел к царю и сказал ему: «царь, сон твой от Бога. Когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя. И Господь открывает тебе это. Ты видел во сне большую статую в виде человека. Голова ее была золотая, грудь и руки серебряные, туловище медное, ноги частью железные, частью глиняные. Потом ты увидел, что от горы оторвался камень, который разбил эту статую, а сам сделался великою горою и покрыл собой всю землю. Этот сон означает следующее: золотая голова – это твое царство. После него будут еще три царства, но уже не такие славные, как твое. Камень же означает, что после этих четырех царств настанет царство Божие. Это будет царство Спасителя; оно распространится по всей земле, и никогда не разрушится». Царь поклонился до земли Господу и сказал Даниилу: «теперь я вижу, что одни иудеи почитают истинного Бога, Который открыл тебе сон и объяснение его».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Обращаясь к явившемуся на зов царя мудрецу, Валтасар, прежде всего, показывает, что он знает Даниила и именно знает его по его происхождению. «Ты ли, – говорит он ему в вопросно-утвердительной, а потому и не требующей ответа форме, – Даниил из пленников иудейских, которых вывел царь отец мой из Иудеи»? Затем, не дожидаясь ответа, он продолжал свою речь передачей Даниилу того, что он слышал об его прозорливости, мудрости и разуме необыкновенном от матери; а потом сказал, что пред него царя были приведены мудрецы-маги, чтобы прочитать буквы на стене и объяснение их дать ему, но объяснения этого дать не смогли; а между тем царь слышал о Данииле, что он может разъяснять затруднения и разрешать узлы. «Итак, – заключил свою речь к мудрецу Господню Валтасар, – если можешь прочитать буквы эти и объяснение их представить мне, в пурпур будешь одет, и цепь золотую на шее и третьим человеком в царстве будешь господствовать» ( Дан.5:13–16 ). На предложение царя Даниил отвечал, прежде всего, отказом своим от предложенных ему почестей и тем торжественно пред всеми заявил, что он, как пророк Господень, без всяких корыстных видов и расчётов, прямо, без стеснения будет изрекать истину, какова бы эта истина ни была – приятна или неприятна для царя. «Дары твои, – отвечал Даниил царю, – у тебя пусть остаются и почести твои другому отдай, а буквы эти я прочитаю царю и дам объяснение». Но прежде, чем приступил к прочтению и изъяснению таинственных букв, Даниил грозно представляет пред Валтасаром последний, как наиболее долженствовавший быть для царя памятным, пример из жизни отца его Навуходоносора, как этот несравненно более, чем Валтасар, могущественный царь, которому Бог вышний дал царство, и величие, и честь, и славу, пред величием которого все народы, племена и языки дрожали и трепетали, который кого хотел, убивал, и кого хотел, оставлял в живых, кого хотел, возносил и кого хотел, унижал, – за чрезмерную гордость сердца своего и за огрубление духа в гордости «был свержен с престола царства своего и почести его отошли от него и из среды сынов человеческих был изгнан и сердце его с звериным сравнилось, и с дикими ослами было жилище его, травою, как волов, оставили питаться и росою небесною тело его омывалось, пока он не узнал, что владеет Бог вышний царством человеческим и кого хочет поставляет над ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Что ж, царю Дарию показалось, наверное, что это – знак уважения к нему. Все князья согласились? Ну, пусть помолятся, он дает согласие. Он не понимает, что это – ловушка для Даниила. Верующий православный человек не может надеяться на кого-либо, кроме Бога: «не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» ( Пс.145:3 ). Надежда православного человека всегда в Господе, и надежда пророка Даниила была в Господе, и в течение тридцати дней Даниил не мог молчать и не молиться. Все язычники подчинились этому указу, они забыли своих богов, они перестали молиться Зевсу, Астарте, они перестали молиться многим своим языческим богам и «молились» только Дарию, живому царю. Но Даниил не мог и одного дня не обращаться к Господу своему. Сказано: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима» ( Дан.6:10 ), – окна его были открыты, он молился на святой город Иерусалим, и говорится: «Он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу» ( Дан.6:10 ). Враги знали об этом, знали, что каждый день, и не просто каждый день, а три раза на дню Даниил преклонял колени, падал пред своим Богом, Богом Авраама, Исаака и Иакова, и молился, взирая туда, в даль, – ведь он был в Вавилонском плену, – в ту даль, где остался святой город Иерусалим. И вот эти люди решили подсмотреть за ним в те самые открытые окна, ведь Даниил и не закрывал их, он специально открывал их пошире, чтобы молиться на святой город. И так он молится, и вдруг в окна заглядывают люди – эти сатрапы, эти язычники. И вы, наверное, представляете, какая злорадная улыбка появилась у них на лицах: поймали! Но в чем вы его пой­мали? В молитве? Посмотрите, если человек действительно истинный пастырь, то начинают смотреть за ним – как у него что? Надо преступников ловить на улице, а у нас в стране стремятся уловить в чем-то тех, кто идет истинным путем. Послушайте, что говорят о Церкви: то Патриарх кому-то не нравится, то митрополит какой-либо, то еще что-то не нравится.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Предсказание Даниила исполнилось в точности. После вавилонского царства следовали еще три великих царства: мидийско-персидское, греческое и римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же римского царства явился на земле Спаситель мира и основал Свое всемирное царство – святую Церковь . Три отрока в пещи огненной Навуходоносор поставил близ города Вавилон большого золотого истукана, собрал народ и объявил, чтобы все, как только услышать звук трубы, пали и поклонились истукану; если же кто не исполнить царского повеления, тот будет брошен в разожжённую пещь. По звуку трубы все пали на землю; только три отрока – Анания, Азария и Мисаил не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь пещь в семь раз сильнее и бросить туда отроков. Пламя было так сильно, что войны, бросившие их в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимы, потому что Господь послал ангел Своего остудить пламя. Навуходоносор сидел на высоком престоле против печи. Вдруг он смутился, встал со своего места и сказал: «Не трех ли связанных мы бросили в пещь? А я вижу четырех, не связанных, и четвертый видом подобен Сыну Божию». После этого он подошел к печи и велел отрокам выйти из огня. И когда они вышли, то оказалось, что даже одежда и волосы их не опалились и запаха дыма не было слышно от них. Видя это, Навуходоносор прославил истинного Бога и под страхом смерти запретил всем своим поданным хулить Его имя. Даниил во рве львином После Навуходоносора царство вавилонское было завоевано мидянами и персами. Царь мидийский Дарий любил Даниила и сделал его главным начальником в своем царстве. Другие же вельможи завидовали Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел в продолжение тридцати дней обращаться с какой – либо просьбой ни к богу, ни к человеку, кроме самого царя; а если кто нарушит этот приказание, того бросить в львиный ров. Царь согласился. Но пророк Даниил, не смотря на царское запрещение, не переставал молиться Богу. Его враги донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и позволил бросить Даниила ко львам. На другой же день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил раб Божий! Бог, которому ты служишь мог ли спасти тебя от львов?» Даниил ответил ему изо рва: «Царь! Бог мой послал Своего ангела заградить уста львам, потому что я оказался чист перед Ним». Тогда царь велел поднять Даниила из рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их. Возвращение иудеев из плена вавилонского. Построение второго храма

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Они не обращали на это внимания, потому что под столом сделали потаенный вход, и им всегда входили, и съедали пищу. Когда они вышли, царь поставил пищу пред Вилом, а Даниил приказал слугам своим, и они принесли пепел, и посыпали весь храм в присутствии одного царя, и вышедши заперли двери, и запечатали царским перстнем, и ушли. Жрецы же, по обычаю своему, пришли ночью с женами и детьми своими, и все съели и выпили. На другой день царь встал рано и Даниил с ним, и спросил царь: – Целы ли печати, Даниил? – Целы царь, – отвечал тот. И как скоро отворены были двери, царь, взглянув на стол, воскликнул громким голосом: – Велик ты, Вил, и нет никакого обмана в тебе! Даниил, улыбнувшись, удержал царя, чтобы он не входил внутрь, и сказал: – Посмотри на пол и заметь, чьи это следы? – Вижу следы мужчин, женщин и детей, – сказал царь. И разгневавшись, царь приказал схватить жрецов, жен их и детей, и они показали потаенные двери, которыми они входили и съедали, что было на столе. Тогда царь повелел умертвить их, а Вила отдал Даниилу, и он разрушил его и храм его ( Дан. 14, 3-23 ). Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его. И сказал царь Даниилу: – Не скажешь ли и об этом, что он медь? Вот он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог не живой; итак, поклонись ему. Даниил сказал: – Господу Богу моему покланяюсь, потому что Он Бог живой. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: – Даю тебе. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: – Вот ваши святыни! Когда же Вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали против царя, и сказали: – Царь сделался Иудеем: Вила разрушил и убил дракона, и предал смерти жрецов. И пришедши к царю, сказали: – Предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой. И когда царь увидел, что они сильно настаивают, принужден был предать им Даниила. Они же бросили его в ров львиный, и он пробыл там шесть дней. Во рве было семь львов, и давалось им каждый день по два тела и по две овцы; в это время им не давали этой пищи, чтобы они съели Даниила. Но Бог, как и прежде, заградил уста львов, – и Даниил во рве сидел с ними, как с кроткими агнцами.

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

Во второй год царствования своего, Навуходоносор видел сон, и возмутился дух его, и сон удалился от него. И велел царь созвать тайноведцев, гадателей, чародеев и халдеев, чтобы они рассказали царю сон его. Они пришли и стали пред царем. И сказал им царь: – Сон снился мне, и тревожился дух мой; желаю знать этот сон. И сказали халдеи царю: – Царь! во веки живи! Скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его. Отвечал царь, и сказал халдеям: – Слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидение и значение его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины. Халдеи отвечали царю, и сказали: – Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и халдея. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью. Царь страшно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских. Когда вышло повеление убивать мудрецов, стали разыскивать Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их. Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, которому было повелено убивать мудрецов Вавилонских и спросил его о причине сего грозного повеления царя. Тогда Ариох рассказал все дело Даниилу. Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, для того чтобы представить истолкование сна. Получив просимое, Даниил возвратился в дом свой, и рассказал обо всем Анании, Азарии и Мисаилу, товарищам своим, чтобы они просили милости у Бога об этой тайне, дабы он, Даниил, и товарищи не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими. И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил прославил Бога. После сего Даниил пошел к Ариоху, – которому царь повелел умертвить мудрецов Вавилонских, и сказал ему: – Не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение сна. Ариох немедленно привел Даниила к царю, и сказал ему: – Я нашел человека из пленных сынов Иудейских, который может открыть царю значение сна. Царь сказал Даниилу:

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

Это видение было одному только Даниилу, бывшие же с ним не видели его, потому что разбежались от страха. Даниил, оставшись один, при виде этого таинственного мужа пришел в великое смущение, а когда услышал голос его, то не мог даже держаться на ногах и в страхе упал лицом на землю. Тогда явившийся прикоснулся к нему своею рукою и несколько приподнял (востави мя на колена) с земли (7–10 ст. ср. Иез. 2:1–2 ), и при этом сказал ему: «Даниил, муж желаний (ср. 9:23), размысли о словах, которые я скажу тебе, стань на ноги твои (на стоянии твоем), ибо я послан к тебе». Как только он изрек эти слова, Даниил тотчас же встал (11 ст.). После этого явившийся объясняет Даниилу, что с самого первого дня, как он расположил (подал еси) сердце свое к тому, чтобы достигнуть разумения (еже разумети) и для этого нес труды перед Господом Богом (2–3 ст.), молитва его услышана и он пришел бы по словам его (приидох в словесех твоих); но князь царства персидского стоял против него двадцать один день. Но вот пришел к нему на помощь Михаил, один из первых князей, и он, оставив там (состязаться) с князем персидским Михаила, сам пришел сюда возвестить Даниилу, что ожидает народ его в последние дни (12–14 ст.). Когда он говорил это, Даниил преклонил лицо свое до земли и онемел (и умилихся). В это время некто подобный сыну человеческому прикоснулся к его устам и Даниил, открыв уста свои, сказал стоявшему перед ним: «Господи при виде Тебя (в видении твоем) внутренности повернулись во мне (обратися утроба моя во мне) и не стало во мне силы. Как может раб твой, Господи, говорить с тобою? ибо я ослабел и нет во мне силы» (15–17 ст.). При этом снова (приложи) прикоснулся к нему некто, имеющий вид человека (ср. 16 ст.), укрепил его и сказал: «не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся и крепись». При этих словах пророк действительно почувствовал в себе силу (после предшествовавшего изнеможения) и сказал: «пусть говорит Господь мой, ибо Он укрепил меня» (18–19 ст.). Тогда явившийся сказал ему: «знаешь ли зачем (почто) я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Третье препятствие к принятию благодати Божией есть пребывание в смертном грехе: как нет общения света со тьмой и Христа с Велиаром, так нет общения и благодати Божией со грехом смертным. Наконец, четвертое препятствие – это житейские попечения. Поэтому, как Моисей, приближаясь к купине горящей, снимал обувь с ног своих, так и ты, входя во храм Божий на молитву, отложи всякое житейское попечение, чему поучает тебя и Святая Церковь в Херувимской песне. Стоя в храме, помышляй, что ты стоишь на небе. Как на небе, так и в церкви есть престол Божий; как на небе нет никаких попечений земных, так пусть не будет их и в церкви; как на небе одно непрестающее славословие Господу, так пусть будет и в церкви; как на небе с благоговением предстоят престолу Божию Ангелы и все святые Божии, так пусть будет и в церкви: кто в церкви, этом земном небе, занят бывает житейскими попечениями, тот и небо делает землей, или, по слову Христову, дом молитвы обращает в вертеп разбойников. Господь изгнал из храма торговцев и менял: разве тот не торгует в церкви, у кого душа занята только прибылью да расчетами? Разве тот не меновщик, у кого и в церкви только лихва на уме? Разве не достойны таковые, чтобы Христос Господь бичом осуждения страшного изгнал их из церкви Своей? А чтобы нам избавиться от этого осуждения, будем входить в церковь Божию со страхом и стоять в ней со смирением. В доме молитвы будем прилежно молиться; стоя во храме, будем помышлять, что стоим на небесах. И тогда Господь Бог исполнит все прошения наши, ниспошлет нам благодать Святого Духа здесь, на земле, а когда разрушится храмина тела нашего, то сподобит нас войти в дом Свой Небесный, и тогда насытимся мы лицезрением Его, когда явится нам слава Его. Аминь. (Поучение Иоахима, патриарха Московского и всея Руси Из рукописи Патриаршей или Синодальной Библиотеки 147) 193. Как творить милостыню Пророк Даниил, из-за ненависти Вавилонских вельмож, был ввержен в ров львиный. Шесть дней уже прошло, как он никакой пищи там не вкушал, и вот Господь посылает Ангела Своего в Иудею, к другому пророку, Аввакуму, который в это время нес похлебку на поле к жнецам. Ангел сказал Аввакуму: «отнеси этот обед... в Вавилон, к Даниилу, в ров львиный. Аввакум отвечал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Более, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место» ( Дан.14:29–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010