иеромонах Иов (Гумеров) Купала – древний праздник летнего солнцестояния (24 июня ст. ст.) у славян и некоторых народов Европы. Ф.Буслаев считал корень куп (кип) по смыслу близким с корнями яръ и буй. Образованные от них слова кипучий, ярый, буйный означают яростный, раздраженный, бешенный. Обрядовые обычаи этой ночи вполне подтверждают эту этимологию. В Послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь Купалы: «зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское… тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание». Это буйство в ночь, когда совершался праздник Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна – великого пустынника и постника, пастыри Церкви воспринимали как кощунство. Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество. О каком празднике говорится в стихотворении А.С. Пушкина «Птичка»? иеромонах Иов (Гумеров) В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784–1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это –

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1817 г. разрешен был ему выпуск «Сионского вестника», подчиненного, в виде исключения, светской, а не духовной цензуре. При его участии печатались мистические книги Юнг-Штиллинга и Эккартсгаузена. Подобные книги распространялись по училищным и другим библиотекам. Для этого весьма пригоден был аппарат Библейского общества, директором которого был Лабзин, а также почтовое ведомство, куда удалось насадить много масонов. О том времени ревнительница Православия графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская писала: «Иерархия церковная в самом начале, в первом лице была нарушена; министры, архиереи и духовные лица были именем, а всем действовал министр духовных дел и его директор (А. И. Тургенев) и канцелярия». Первым против мистиков писал священник Иоанн Полубенский, издавший в 1803 г. книгу «О внешних богослужениях». Решительно на защиту Православия выступил ректор Петербургской семинарии архимандрит Иннокентий (Смирнов) , состоявший также членом цензурного комитета (1784–1819). Истинный подвижник, молитвенник и постник, ученый, за свои труды возведенный в степень доктора богословия, замечательный проповедник, он сначала сочувственно относился к деятельности Библейского общества и был директором его, со своим другом архимандритом Филаретом (Дроздовым) . Вместе с тем он отрицательно относился к западному мистицизму. Он писал: «Что всего суетнее, горше и пагубнее во дни сии деется еще? Некоторые из верных сынов Царствия почивают на западных и новейших словесниках и витиях, а лучше сказать суемудрых, покушаясь научаться суетному лепетанию слова и учения о Церкви, а живых вод источника Израилева, – воды благодатного учения в св. Иоанне Златоусте , Василии Великом , Григории Богослове и прочих святых и учителях Церкви не хотят и видеть, аки бы не нужное для настоящего рода людей». Пытался он, но тщетно, воздействовать на высокомерного Лабзина. Возмущенный некоторыми статьями «Сионского вестника», архимандрит Иннокентий написал резкое письмо князю Голицыну, советуя ему «залечить раны, которыми он сам уязвил Православие».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1853 году число это простиралось до 4.820-ти, в них считалось учившихся 98.260 (в том числе 10.609 женского пола). В 1837 г. Высочайше повелено было заводить «приходские училища» и министерству Государственных Имуществ. Вскоре же появились так называемые «сельские школы». Такими считались школы, заведенные тоже духовенством, но которые, с назначением хотя небольшого пособия от Мин. Госуд. Имуществ, зачислялись в ведение этого министерства, и духовно-учебных заведений в 1826 году было, 3 академии, 39 семинарий, и 128 уездных училищ, в 1855 году: 4 академии, 48 семинарий и 53 уездных училища. Для первоначального образования детей духовенства еще по уставу 1808 г. положено было учреждать в епархиях отдельные приходские училища. При Николае Павловиче число их доходило до 194 (в 1841 г.) почти с 18.110 учащихся. В 1855 г. их, однако, осталось всего 20 с 783 учащихся. Такое значительное сокращение приходских училищ произошло потому, что в 1851 году училища эти повелено было соединить в один состав с уездными. Учащихся в том же 1836 году было: в академиях 336, в семинариях 114.708 и в уездных училищах 25.711, а всего 40.755. Высокопреосвященный Григорий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский Высокопреосвященный Григорий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, принадлежит к сонму выдающихся иерархов Российской Церкви. Он был ученейший богослов, великий ревнитель духовного просвещения, усердный проповедник слова Божия, сильный борец против раскола и неверия, благостный святитель, строгий постник и подвижник. Покойный архипастырь, в мире Георгий Постников, родился 1 ноября 1784 года от диакона Московской епархии, учился в семинариях – сначала Перервинской, потом Сергиево-Лаврской, высшее образование получил в С.-Петербургской духовной академии в числе студентов 1 курса её (1809–1814 г. г.), в ректорство архимандрита Филарета Дроздова (впоследствии знаменитого митрополита Московского), и был особенно любимым учеником его. По окончании академического курса в 1814 году магистром богословия, Георгий Постников принял монашеское пострижения с именем Григория и последовательно проходил в родной академии должности: бакалавра и профессора богословских наук, инспектора и ректора.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Мелетий, святитель, архиепископ Харьковский (Леонтович Михаил Иванович) († 1840; память 12/25 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской губернии в семье духовного звания. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию. В 1814 году окончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия и был определен адъюнкт-профессором греческого языка. В 1817 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 1820 году пострижен в монашество митрополитом Киевским Евгением (Болховитиновым , † 1837), рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Могилевской духовной семинарии. С 1821 года – настоятель Кутеинского Богоявленского Оршанского монастыря Могилевской епархии. В 1823 году переведен ректором Псковской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. С 1824 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевского Братского Богоявленского монастыря. 21 ноября 1826 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 21 апреля 1828 года – епископ Пермский и Екатеринбургский. 18 июля 1831 года возведен в сан архиепископа и назначен на кафедру Иркутскую и Нерчинскую. С 22 июня 1835 года – архиепископ Слободско-Украинский (впоследствии Харьковский и Ахтырский). Скончался 29 февраля 1840 года. Погребен в пещерной церкви Харьковского Покровского монастыря. Тело его покоится нетленным. Преосвященный Мелетий – истинный светильник веры и благочестия, великий постник и молитвенник, творец Иисусовой молитвы. Отличался кротостью и благочестием, ревностью к богослужениям. Во время богослужений благоговение его достигало высшей степени и проявлялось в слезах. Святитель Мелетий был смиренномудрен, милосерд к бедным, всегда заступался за сирых и обижаемых. Старался поддержать дух истинного монашества, являя собою образец чистоты монашеской жизни. Он обладал даром прозорливости и исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Переделки несколько нарушили первоначальную стройную пропорцию колонн и цветовую гамму интерьера. Храм был вновь освящен архиеп. Тверским (впосл. митрополит) Григорием (Постниковым) 11 июня 1841 г., при этом левый придел во имя вмц. Екатерины был переосвящен во имя прп. Аркадия Новоторжского. В 1876 г. усердием новоторжского купца 1-й гильдии, потомственного почетного гражданина Н. К. Штанковского, главный престол собора устроен из серебра ( Колосов. 1913. С. 67). Церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, старейшая сохранившаяся в Н. Б. м., существовала в обители не позднее XVI в. В 1609 г. (по др. данным, в 1606) деревянная постройка была сожжена польско-литов. войсками. К 1624/25 г. церковь уже была возобновлена, однако не совсем ясно в камне или в дереве (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 23, 24). Исходя из описания колокольни, более предпочтительным представляется 2-й вариант. По всей видимости, в камне храм был перестроен в нач. 70-х гг. XVII в., на колокольне к 1686 г. находились «часы старые» (Там же. С. 181). В 1833 г. последовала новая перестройка, при этом бывш. алтарь был обращен в пономарскую комнату, одна часть церкви - в алтарь, а другая, с трапезной,- собственно в церковь ( Илиодор. 1861. С. 42-43). В том же году храм был вновь освящен. В 1879 г. усердием Н. К. Штанковского на левой стороне храма был устроен придел во имя святых Иоакима и Анны (освящен в том же году), а также сооружено новое крыльцо. В 1887 г. в храме была проведена новая система отопления ( Колосов. 1913. С. 68). В 1717 г. в обители был возведен еще один храм, долгое время остававшийся неосвященным. После переноса в него в 1784 г. иконостаса старого Борисоглебского собора храм в 1786 г. был освящен архим. Макарием по благословению архиеп. Тверского Иоасафа (Заболотского) в честь Входа Господня в Иерусалим ( Илиодор. 1861. С. 44). В 1683/84 г. в обители были выстроены каменные св. ворота с церковью Воздвижения Креста Господня с приделами: правым - во имя ап. Иоанна Богослова и левым - во имя свт.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Григорий (Постников ; 1784-I860), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в которой одним из его наставников был святитель Филарет (Дроздов) , оказавший на него большое влияние. С 1819 года – ректор и ординарный профессор Санкт-Петербургской Академии; поддерживал в Академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, улучшил материальное положение студентов; преподавал богословские науки, Священное Писание , участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. Лекции его расходились в печатном и рукописном виде по многим духовным учебным заведениям. Трудами митрополита Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821 году он основал один из первых в стране духовных журналов – «Христианское чтение», в 1855 году в Казани начал выходить журнал «Православный собеседник», в 1857 году был основан журнал «Духовная беседа», предназначенный для мирян. В 1822 году Григорий был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1825 году был назначен на Калужскую кафедру, где начал активно заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. В 1832 году возглавлял торжество обретения мощей святителя Митрофана Воронежского . В 1848 году назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, заботился об укреплении единоверчества, возглавил комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при Духовных Академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве. Владыка Григорий был крупным специалистом по истории старообрядчества. Его книга «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь » (1854) при жизни святителя была издана четыре раза. В 1856 году возведен в сан митрополита и переведен на Санкт-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Митрополит Григорий был неутомимым проповедником, он проповедал за каждым богослужением, обращаясь к слушателям с простым, кратким, но емким наставлением. Митрополит Григорий состоял членом Санкт-Петербургской Академии наук (с 1821 года), почетным членом по отделению русского языка и словесности (с 1841 года) и общего собрания академии наук (с 1856 года). Вел строгий, аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. Погребен в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

(Леонтович Михаил Иванович; 6.11.1784, мест. Ст. Сенжары (ныне с. Ст. Санжары Полтавской обл., Украина) - 29.02. 1840, Харьков), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Отец М., Иван Леонтович, был купцом 2-й гильдии Петриковской слободы, мать (2-я жена отца), Анастасия Ивановна (1757-1833),- дочь протоиерея. Один из братьев М., Кирилл, впосл. стал иеромонахом Александро-Невской лавры . Михаил получил домашнее образование, обучался чтению, чистописанию, началам рус. и лат. грамматики. По воспоминаниям прот. Николая Лисневского, племянника М., после гибели отца семья из-за земельных тяжб с соседним помещиком «осталась практически нищей» ( Кулжинский. 2001. С. 4). Ок. 1791 (1794?) г. Леонтович был определен в Полтавское приходское уч-ще, 2 сент. 1795 г. переведен в уездное уч-ще в Екатеринославе, где проживал его дядя, свящ. Иеремия Леонтович. В 1808 г. окончил Екатеринославскую ДС и архиеп. Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Платоном (Любарским) с одобрения семинарского начальства направлен, как лучший воспитанник, в Духовную Академию при Александро-Невской лавре. 14 янв. 1809 г. прибыл в столицу. Товарищами по учебе Леонтовича были буд. митр. Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников) , архиеп. Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов) , еп. Нижегородский и Арзамасский Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) , филолог, переводчик прот. Герасим Павский и др. 7 июля 1813 г. определением правления академии Леонтович был назначен «старшим» среди товарищей. Митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) , служивший в 1812-1817 гг. ректором академии, вспоминал: «Мелетия Леонтовича я помню очень хорошо, как благонравнейшего из моих учеников» (Там же. С. 14). В авг. 1814 г. Леонтович окончил СПбДА по 1-му разряду, 13 авг. решением Временного испытательного комитета был удостоен степени магистра богословия и определен бакалавром греческого языка в низшее отделение академии, а в окт. того же года - конференц-секретарем.

http://pravenc.ru/text/2562820.html

В этом кратком очерке жизни преосвященного Афанасия мы упомянули только о тех подвигах его, которые были наиболее видны на разных местах его служения. А как многочисленны и многообразны были частные опыты благочестивых его дел, можно судить по духу и силе того неутомимого рвения и самоотвержения, с какими он посвящал себя делам звания и служения пастве. Он, по словам современников- очевидцев «пастырь был изящный, божественного писания довольный сказатель, громогласный, речевист по премногу, остро рассудителен, чина церковного опасно хранитель, ревнитель в вере, на расколы разрушитель, трудолюбив, много здания созда». 49 Преосвященный Афанасий оставил по смерти немалую библиотеку книг напечатанных и рукописных. Из собственных сочинений его напечатаны: 1) Грамоты его, принадлежащие Соловецкому монастырю в описании этого монастыря, соч. архим. Досифея, ч. III, стр. 241 – 257. 2) Грамота крамогорскому строителю Аврамию о ежегодном приношении из того монастыря в Холмогоры чудотворной иконы Богоматери, называемой Грузинскою, напечат. в V т. Ист. акты, 276. 3) Две грамоты в архиерейский монастырь. Одна написана в 1691 году о выборе с монастырских вотчин окладчиков для составления сметы строению нового деревянного города Холмогорах; а другая в 1696 году о недозволении употреблять монастырскую казну на неокладные расходы, без особых именных указов и грамот из приказа большого дворца. Обе грамоты напечатаны в IV т. Археограф. акт. 303 и 315. 4) Богомольная грамота на Вагу, по случаю взятия Азова напеч. там же 314. 5) Известие о троекратном пришествии на Двину Царя и великого князя Петра Алексеевича и о нападении шведов на Новодвинскую крепость, изданное Новиковым в 1784 году. К оставшимся в рукописях сочинениям архиепископа Афанасия принадлежат: 1) Окружное послание пастве, изданное им в 1696 г. 2) Надписание и предложение от божественных писаний о пресвятом, пребезначальном и неизреченном, в Троице сиятельном Божестве. Толкование о бытии твари Его видимый и невидимый, и о преступлении Адамове и о прочих от бытей составлений. 50

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Адриан , с 1784. Исаия 1796 перев. в Небин. Архимандриты Венедикт Постников 1800 перев. в Печерский. Иаков , 1800–5; † ... Арсений , 1806–18. Пётр , 1818–25. Афанасий , 1826–30. Спиридон , 1830–33. Афанасий , 1834–37. Митрофан , 1838–45, перев. в Спасо-Елиазаров. Нифонт , 1846–51. Виталий , с 1854–1865, 10 янв. хирот. в еписк. Томского. 4 Снетогорский Рождества Богородицы, от Пскова в 5 верстах, основан в исх. XIII века; в 1804 г. обращён в архиерейский дом. [VI. 167.] Игумены Иоасаф убит 1299. Иов , 1310–12. Тарасий , 1483. Иона , в мар. 1547. Корнилий бывший 12 сент. 1562. Савва в 1570 перев. в Печерский. Сильвестр 15 июня 1571 перев. туда-же. Геннадий , 1587 и 88. Игнатий , 1598–1605. Елевферий , в июле 1612. Архимандриты Иоасаф , 1613 и 14. Антоний , 1617. Феодосий , 1623–26. Вассиан , 1630–36, дек. Макарий , 1641–43, перев. в Печерский. Арсений , 1643–47. Герасим , 1651. Дионисий , в июле (sic) 1657, в июне 1664, 1667. Афанасий , из Спасомирожского?, в мае, сент. 1672, 1673, 74, 77, 1679 и 80. Иоиль , 1684–90. Герасим , 1691–98. Пётр , 1719–21. Судья Псковского дома; † в июне 1724. Он-ли? Вениамин Сахновский определён 19 июля 1726–30, перев. в Печерский. Никодим Сребницкий в июле 1734 перев. в Ипатиевский. Савватий , 1739–47. Сильвестр , 1755–57. Феодосий Голосницкий в 1758 перев. из Колязина, а 11 нояб. 1761 хирот. в епископа Устюжской епархии. Дорофей , 1762–1768, 19 мар. перев. в Новгородский Антониев. Иринарх в 1768 перев. из Спасо-Мирожского, а 1775 – в Александровский Свирский. Варлаам Головин 1775 перев. из Мирожского, а 1785 – в Печерский. Афанасий , с 1785, а 1804 перев. в Спасо-Елиазаров и мнтрь упразднён. 5 Крыпецкий Иоаннобогословский, от Пскова в 20 верстах, основан св. Саввой в исх. XV века. Ныне третьеклассный. [IV, 877.] Игумены Св. Савва Крыпецкий † 27 авг. 1495. Кассиан , ученик его. Серапион 15 апр. 1511, 1520. Феоктист , 1547–54. Иосиф Руслов , 1555–59. Макарий , 1559. Герасим , 1587–90. Иона , чёрный поп, 1595. Герман , строитель, 1596. Феодосий , 1598.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В годы управления В. Сибирской епархией на жителей Тобольска неск. раз обрушивались стихийные бедствия, наиболее разрушительными были наводнение в 1784 г. и пожар в 1788 г.; архипастырь много трудов положил для того, чтобы утвердить в горожанах надежду на милость Божию, помогал пострадавшим деньгами. Современники называли В. «мужем евангельской кротости и праведной жизни» ( Абрамов. С. 7). Он подолгу молился, был строгим постником, спал на голых досках и любил уединение, для молитвы иногда удалялся в Междугорский Иоанновский муж. мон-рь. Сохранились свидетельства о том, что Господь сподобил В. даров прозорливости и утешения находящихся в скорбях. 6 нояб. 1792 г. В. был возведен в сан архиепископа. Награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Александра Невского (1801). По завещанию погребен в Златоустовском приделе тобольского кафедрального собора, рядом со свт. Иоанном (Максимовичем) . Канонизация В. состоялась в 1984 г., когда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) было установлено празднование Собору святых, в земле Сибирской просиявших. Арх.: ЦХАФ АК. Ф. 164 (Алтайская духовная миссия). Оп. 1. 166 [Ист. очерк организации и деятельности епарх. учреждений в Сибири с 1620 по 1853 г. Ркп.]. Лит.: Абрамов Н. А. Варлаам I (Петров), архиеп. Тобольский и Сибирский. 1768-1802//Странник. 1863. Окт. С. 5-22; Сулоцкий А. , прот. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1880. С. 10-11; Путинцев М. , прот. Сказания о некоторых Сибирских подвижниках благочестия. М., 1900; Поселянин Е. Архиеп. Тобольский Варлаам// он же. Рус. Церковь и рус. подвижники 18 в. СПб., 1905, 1993р. С.167-170; ЖПодв. Дек. Ч. 2. С. 312-316; Пивоваров Б. И. , протодиак. Архиеп. Тобольский и Сибирский Варлаам I (Петров)//ЖМП. 1978. 1. С. 74-78; Нестор (Анисимов), митр. Православие в Сибири//Свет Христов просвещает всех!: Сб. Новосиб., 2000. С. 493-496. Прот. Борис Пивоваров Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня)

http://pravenc.ru/text/154221.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010