По обязанностям и должностям, какие заняли епископы в церкви, их нельзя считать чем-то новым, вновь учрежденным, таким, чего прежде не было. Не епископы начинают ряд блюстителей и распространителей спасительной христианской веры; Господь не им первым вверил эту важную заботу. Они только продолжают то, что начали апостолы. Служение епископов в церкви есть тоже апостольство, только в преемстве и под другим именем. В первое время епископы и назывались апостолами, 99 так что апостолы отличались от своих преемников только чрезвычайным полномочием и обилием даров Св. Духа, но должность и степень, какие епископы заняли при апостолах и после них, были одни и те же. Таким образом, начало епископства лежит в апостольстве, которое, как хорошо известно из Евангелия, установлено Самим Господом. 100 Нового в учреждении епископов только преемство. Что мысль этого преемства тоже принадлежит не апостолам, а Сам Господь хотел его, в этом не может быть никакого сомнения. Из Евангелия мы видим, что Господь по воскресении Своем послал апостолов во весь мир проповедовать Евангелие всей твари, сказав, что будет с ними во вся дни до скончания века. 101 Это дает разуметь, что апостольское служение, к которому Господь призвал несколько избранных лиц, власть, которою облек их, не должны были ограничиться только их личностью, их пребыванием в этом мире. По ясному повелению Господа, Евангелие имело быть проповедано во всем мире, всей твари, след., не только распространено во всеобщее сведение в данное время, но и сохраняемо и преподаваемо из рода в род до последнего дня мира, дóндеже Господь снова придет. 102 Апостолы же не пребыли в этом мире до скончания его. Притом из Евангелия мы научаемся, что Господь и не предназначал их на такие продолжительные труды, потому что предрекал и назнаменовал, коею смертью некоторые из них прославят Бога. 103 Если же, несмотря на то, в ободрение и утешение среди трудов проповеди обещал апостолам пребыть с ними до скончания века, то нет и места сомнению в том, что Господь хотел преемства апостольского служения, что в лице апостолов послал на то же дело и обнадежил Своим присутствием и всех их будущих преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

На другой день, рано утром, к нам явился христианин Владимир; он пришел в Ма-тоу из Дун-дин-анъ продавать свою капусту и тут узнал о нашем приезде. Оказалось, что христиане живут не в одной деревне, а в трех. Ближайшая к нам деревня была Дун-сы-чжуан, в 2 верстах от Ма-тоу, здесь живет один только христианин Егор; а потому мы сначала отправились к нему. Егор встретил нас за версту от своей деревни, пригласил в свой дом, послал в соседственную деревню за вновь крещенным (20 апреля сего года) Исаием; тот явился и объявил, что все его семейство желает креститься; то же желание я услышал и от Егорова семейства; всех желающих креститься было 8-мь человек. Собралось немного и посторонних поселян, на лицах коих я прочитал вот что: зачем приехали к нам эти люди? В ответ на это предложена была им проповедь о Боге – Творце неба и земли, о Спасителе мира, о силе и необходимости св. крещения – одним словом, в том порядке, как это изложено в Символе веры . О деревенских жителях здешних мест можно сказать, что они гораздо радушнее, проще и сообщительнее городских. Живут безбедно, а некоторые даже богато, во всяком случае я не видал здесь ни одного яо-фарды (нищего и просящего хлеба). Комнаты поселян сбиваются из глины, закрываются соломой; густо покрываются глиной; несмотря на то что на постройку этих зданий употребляется не весьма прочный материал, они стоят довольно долго – по сто и более лет. Постройка у всех однообразна, изба разделяется на три части: средняя часть – сени, в которых помещаются все принадлежности кухни; в них сделаны два очага с вмазанными в них чугунными чашами, в которых приготовляется все и печеное, и вареное, и жареное кушанье. По обеим сторонам сеней жилые комнаты с лежанками, сделанными из глины. Когда приготовляют пищу, то жар и дым из очага проходят внутри этой лежанки, и особой трубой, сделанной в трубе, выходят наружу. Таким образом эти лежанки нагреваются очень сильно и в зимнее время заменяют у поселян комнатные печки. Это устройство гораздо практичнее и экономнее городских лущ (печек), топимых в самой комнате каменным углем, который дает от себя неприятный запах, а весьма часто и убийственный угар.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

По приезде я был радушно встречен христианами, но из первых же слов узнал, что у них не совсем ладно. Во-первых, в училище около месяца вместо прежних шести оказалось только двое мальчиков, а прочих родители еще в конце января взяли к себе домой; во-вторых, я заметил, что между прежними христианами и новокрещенными заметно было неудовольствие и даже несогласие. Признаюсь, грустно было видеть мне все это, но в этот день я не показал и вида христианам, что их настроения болезненно отозвались в моем сердце; напротив, я с веселым лицом разговаривал с ними, расспрашивал их, как они жили после меня, каково продали прошлогодние произведения своих полей и огородов, каково идут их полевые работы и проч. 6 марта. Вторник. Деревенские жители встают рано и, позавтракавши, отправляются на работу; а поэтому чтобы видеть всех в сборе, я, лишь только взошло солнце, пригласил их к себе и объявил, что желающие говеть пусть ходят на слушание богослужений в дом старика Вонифатия; у него квартира попространнее других. 15 человек взрослых сказали, что они желают здесь говеть, а прочие взрослые, около 10 человек, обещались прийти в северное Подворье и говеть во время Страстной седмицы. Причиной неудовольствий и несогласий между христианами, как оказалось, послужило то, что наставником в вере и учителем в школе назначен Владимир, который по летам (ему 35 лет) гораздо моложе всех своих родных: Вонифатия, Василия, Егора и проч. Обиделись тем, каким образом младший их по возрасту читает им христианские наставления, каким образом такой же, как и они, крестьянин, получает от нас денежное пособие, а они не получают? А дело, как сказано и прежде, в том, что из деревенских христиан один только Владимир (кроме новокрещенного Иосифа) знает грамоту и больше других понимает Христово учение, а поэтому он и назначен деревенским учителем, для обучения мальчиков – грамоте, а новокрещенных – истинам веры. Но так как он имеет свое поле и, следовательно, должен обрабатывать его большую часть года, то для найма работника в учебное время, на отопление училищной комнаты, на бумагу, кисти и тушь ему назначено небольшое пособие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Металлов очень мало, и монета выделывается из железа; но она имеет кой-какой ход только в провинциях: в столице ее не берут. Медная монета, сначала обеспеченная ручательством правительства в стоимости 20, теперь ходит за три; потому что, когда народ стал просить доли серебра, равняющейся номинальной стоимости монеты, правительство отказалось выдать; а между тем подати требуют платить серебром самого высокого достоинства. Для нас, обладающих хорошим серебром, эта дороговизна еще сносна, но тяжела для народа, а особенно для бедных солдат. По-прежнему, кроме пайка рисом, солдат ежемесячно получал две ланы серебра (по нашему 4, 30 копеек серебром), но теперь им выдают не серебром, но упомянутой номинальной монетой, стоящей 20, а принимаемую в торговле за три. Дела уполномоченного теперь пошли хорошо и нужно ожидать ратификации Тяньцзиньского трактата. Третьего дня казнили здесь одного министра за взятку; казнь происходила на площади, чего прежде с министрами не бывало. Министр этот, председатель и распорядитель экзаменов, держимых на получение чинов, взял (через слугу) взятку с одного китайца и дал ему чин; дело объяснилось, и государь, призвав первого министра, в гневе спросил: есть ли меч, чтобы отсечь публично голову министру? Тот отвечал, что нет. А есть ли, спросил он снова, меч для казни несправедливого экзаменатора? Есть, отвечал тот; и казнь была совершена. Важность преступления состоит в том, что, по понятиям Конфуция, государство держится умными и достойными чиновниками; а потому умышленно дать это право недостойному человеку считается первым государственным преступлением. Все наши, равно и о. архимандрит, пользуются добрым здоровьем. Иеромонах Исаия Исаия (Поликин), иеромонах. Письмо из Пекина от 20 мая 1859 года I (Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям, 1863, 2, с. 101–108) Вот уже кончается шестидневный праздник Светлого Христова Воскресенья, а я еще в первый раз приветствую вас этим радостным для христиан словом! Но и здесь, так же как и в Православной Руси, живо чувствовали светлый праздник, – встретили и проводили его с тем же сладостным ощущением, с каким встречали и встречаете вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Что стали бы делать миллионы праздных рук голодных работников? Изобретательность этого народа обращена решительно на то, как бы увеличить трудность и непрочность работы. Кто-то спрашивал из России: «Как строят китайцы артезианские колодцы?» – и этот вопрос основан только на том, что в Китае изобретено книгопечатание и порох; как же не быть там артезианским колодцам? Странно! Как же зайдут к ним артезианские колодцы, кои и у нас составляют порядочную новость? Они не знают ни сифонов, ни насосов, что я говорю... при множестве мельниц у них нет ни одной с шестернею, и потому жернов столько же раз обернется, сколько и главное колесо. Китайцы и того не знают, что делают. Опыт нескольких столетий и примеры умных людей, некогда существовавших в Китае, – вот что руководит их во всем. Нового ничего они не могут выдумать, на все новое они смотрят, как на подделку, обман: быть умнее прежних своих изобретателей считают решительно невозможным. Иезуиты чего-чего не понаделали для Китая, сколько убили денег на устройство мельниц, машин, насосов, пожарных труб, мостов, литейных заводов: всеми силами старались научить чему-нибудь китайцев. Что же? Китай остался Китаем, а над нами смеются. «Смотри, – говорят, – дураков нашли. Мы, слава Богу, Китайцы; у нас были люди поумнее их!» План их столицы прекрасен, но выполнение! Широкие улицы все загромождены разною разностью. Против богатейшей лавки, раззолоченной, распестренной, украшенной шестами, на самой середине улицы стоит какая-нибудь лачужка; в ней пекут и продают хлебцы, поджаренные в кунжутном масле с чесноком. Для проходящих и проезжающих довольно бы этого благовония, так нет; они летом открывают каналы и нечистоту канальную заставляют выпаряться действием солнца. И вот здесь-то можно почувствовать всю выгоду кочевой жизни! На улицах народу, народу! Как черви кишат, и между ними толпы нагих, изуродовавшихся нищих, искупавшихся в нечистоте канальной, с жаровнею в руке и с запасом отвратительнейшего курительного порошка. Этот порошок кладут в жаровню, чтобы зловонием от него вынуждать чох для насущного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Вечером сего дня ездил в деревню Май-цзя-дяр и окрестил новорожденного сына Исаакиева, нарекши его Иннокентием. По возвращении в Дун-дин-ан застали в нашей квартире дун-сы-чжуанских христиан Егора, Палладия и Иннокентия, пришедших за благословением. Егор просил меня к себе окрестить его зятя, а Палладий, у которого двое детей желали креститься и выучились всему необходимому для принятия таинства, объявил, что жена его, узнавши, что приехал священник крестить ее детей, убежала с ними к родным за несколько верст. Простодушные крестьяне шутили над легковерием боязливой матери и обещались вразумить ее, тем более что прежде она сама изъявляла желание креститься. Эти мысли распространяют в народе хэ-шаны – идолослужители, из своих собственных интересов, а никак не из ревности к проповедуемому ими учению. Они понимают, что чем меньше будет у них прихожан, тем меньше будет у них материальных средств к существованию. 10-го октября. Осмотрел больных; у некоторых из страдавших глазною болью краснота исчезла совершенно, а у остальных еще есть, но не много; дня через два, по всей вероятности, поправятся и эти. После этого я отправился в Дун-сы-чжуан для крещения Егорова зятя. По возвращении из деревни пришли три женщины, у одной был нарыв на щеке, у другой на шее, а у третьей опухла рука. Болезни самые пустые, но шарлатаны – китайские лекаря, просили рубля по два за отличное, весьма дорогое будто бы лекарство, иначе, говорили, нужно будет руку разрезать. Замечательно, что сего дня привели ко мне 80-летнего старика, у которого один глаз совершенно ничего не видит, у другого же нет и глазного яблока. Я откровенно сказал, что во всем мире нет такого врача, который бы мог возвратить ему зрение, это может совершить только один Врач душ и телес, Владыка неба и земли, Господь Иисус Христос. Старичок поблагодарил меня за откровенное признание и говорил, что кто-то из хэ-шанов брался (разумеется, за большую сумму) сделать его зрячим. Сегодня открыты классы для желающих учиться китайской грамоте и начаткам христианского учения. Классы были закрыты в конце марта, так как в течение апреля, мая, июня, июля, августа и сентября дети, помогая родителям, занимаются сельскими работами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

IV Миссионера иеромонаха Исаии к тому же протоиерею от 27 марта 1862 года Два ваших письма, одно от 21 октября прошедшего, а другое от 27 января настоящего года, я имел удовольствие получить. 268 Благое дело, исполненное вами для пекинских православных христиан, наполнило истинным веселием сердца наши. Смею уверить вас, что все мы, здешние христиане, от мала до велика глубоко благодарим вас за вашу драгоценную посылку. 13 числа сего месяца я получил четыре ящика икон, и хотя некоторые из них немного пострадали от дороги, но за всем тем весьма пригодны к чествованию. Все означенное в приложенной вами фактуре 269 получено мною сполна. Иван Степанович Хаминов все расходы по отправлению икон от Иркутска до Кяхты принял на свой счет. 270 Я особенным письмом благодарю его за христианское усердие. Простите мне, что довольно продолжительное время не писал вам; в это время было у меня не мало хлопот по распространению здесь христианства, притом же, Господу изволившу, проболел целый декабрь. Впрочем, я успел совершить две поездки в деревни. В первую поездку, в октябре прошедшего года, я окрестил и обучил 35 человек, а во вторую, совершенную в том же месяце, 6 человек. Итого в настоящее время деревенских христиан возросло до 60 человек обоего пола. Кроме того, 20 человек, основательно знающих Символ веры , Отче наш , 10 заповедей и краткие утренние и вечерние молитвы, не крещены мною единственно по недостатку крестов. Теперь же, когда ваше усердие доставило мне 400 крестов, я могу в следующую же поездку присоединить и этих к стаду Христову. Кроме того, в последнюю мою поездку изъявили желание креститься еще четыре дома (17 человек) из деревни Ань-пин, отстоящей от Дун-дин-ань в 10 русских верстах. Третью неделю Великого поста я служил в деревне (Дун-дин-ань) каждый день; было не мало говеющих, и в субботу 10 марта я совершил здесь первую литургию на присланном от преосвященного Парфения антиминсе; причем не забыл помолиться и о вашем здравии. Комната, где я совершал первую в здешних местах бескровную православную жертву, была благолепно украшена привезенною мною из Пекина утварью, и священнослужение производило глубокое впечатление на присутствующих, не только на христиан, но и язычников. В это день я приобщал 30 человек. В воскресенье 11 числа, после священнослужения, я совершил водоосвящение, отпел панихиду по преждеотшедших здешних православных христианах; поля, огороды и дома христиан окропил святою водою. Даже язычники ласково кланялись мне, когда я объявил им, что кропление святою водою низводит благословение Божие на их поля и дома, – благословение, обнаруживающееся в плодородии земли и в обилии благ, – что Господь наш милосерд; Он сияет солнце свое на злых и благих, дождит на праведные и на неправедные. Вообще, слава Небесному Пастыреначальнику! Я, полный утешения, оставил юную мою паству.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Таким образом, можно предположить, что каждое солдатское семейство (4–5 человек) получало ежегодно 173 рубля серебром, или почти по 15 рублей серебром в месяц. Кроме всего вышесказанного, прежде богатое правительство Китая выдавало солдатам единовременные пособия: по случаю женитьбы – 20 рублей и по случаю смерти отца или матери – 25 рублей серебром. При тогдашнем спокойствии в стране, при изобилии подвоза с юга Китая всех жизненных продуктов это жалованье доставляло самое обеспеченное и спокойное состояние. И заметьте, такое довольство продолжалось не год и не десятки лет, а больше двух столетий (с 1644 года). Естественно, что войско, в продолжение этого времени занимавшееся только военными экзерцициями, отвыкало от всякого другого труда и занятий, не знакомилось ни с какими ремеслами, не торговало, потому что не находило в том нужды, будучи обеспечено вполне. Еще в последние годы царствования Дао-гуан и в первые годы царствования Сянь-фын (1845–52 г.) войско получало полное содержание и жило безбедно, а семейства, имевшие два-три сына и, следовательно, больше других получавшие, были весьма зажиточны. Рассказывают, что некоторые из рядовых солдат, отправляясь на смотровое учение, имели при себе слугу, который нес за ними лук и стрелы или ружье. Конечно, это обличает крайнюю леность и безумное тщеславие, но в то же время бесспорно доказывает и значительную состоятельность военной касты в Пекине. Сословие военное, по законам царствующей династии, занимает второе место в ряду прочих сословий, а именно: 1-е место ученым и гражданским чиновникам, 2-е военному сословию, 3-е земледельцам, 4-е ремесленникам, 5-е купцам и последнее – рабам и другим людям низшего разряда. Посему военное сословие в прежнее время пользовалось и уважением, и довольством. Но почти с самого начала царствования покойного императора оно стало упадать ниже и ниже. На юге Китая вспыхнуло сильное восстание, продолжающееся беспрерывно в разных провинциях до настоящего времени. Целые губернии не платили податей и сборов, и государственная казна год от году стала скуднее и беднее. Вследствие сего войскам сначала выдавали две трети денег и рису, потом половину и, наконец, дело дошло и до одной трети; на этом пока и остановились.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Топливо поселян составляет солома гаоляна (сорго), стебель этого растения, толщиною в палец и больше, дает хороший жар. Поля крестьян почти всегда находятся подле их домов; что касается здешних мест, то каждый крестьянин имеет у себя весьма достаточное количество пахотной земли, а потому у каждого из них она разделяется на три части: огород, поле и лесной рассадник. В огородах разводится капуста в огромном количестве, потому что она, как насущная пища горожан и поселян, всегда имеет хороший сбыт; кроме того, возделывается лук, чеснок, морковь, редька нескольких видов, перец, салат, шпинат и другая зелень. Поля засеваются пшеницей, гаоляном, кукурузой, просом, гречихой и отчасти хлопчатником. У каждого крестьянина есть участок, где разводится лес и фруктовые деревья. Лес, большею частью из породы вязов и тополей, идет на постройку деревенских зданий, продается в городе на дрова и другие поделки. Между фруктовыми деревьями я видел яблони, персики и груши. Кроме того, каждый крестьянин кормит у себя несколько свиней, которых с выгодой продают на городские рынки. Из домашних животных держат только трех видов: ло-цзу (мула), весьма сильное и ценное животное, осла и лошадь. 19 октября. Сегодня утром я приехал в деревню Дун- дин-анъ, отстоящую от Дун-сычжуан в 2-х верстах. Христиане этой деревни встретили меня за версту, и каждый из них приглашал остановиться у себя. Я выбрал для себя помещение у христианина Владимира, так как с ним-то мне предстояло больше всего дела. Владимиру 35 лет; в молодости он учился в нашем албазинском училище, знает грамоту и более других знаком с христианским учением; поэтому еще прежде (о Пасхе) я поручил ему, в свободное от полевых занятий время, объяснять деревенским христианам истины веры, и снабдил его книгами: Св. Историей, Катехизисом, утренними и вечерними молитвами, переведенными на китайский язык нашим начальником о. архимандритом Гурием. Вскоре по прибытии моем в эту деревню пришли ко мне некоторые из жителей оной, человек около сорока, и тут же объяснили, что они желают креститься; многие из них знали и читали наизусть «Верую» и «Отче наш», все они были подготовлены отчасти Владимиром, отчасти же пекинским жителем Моисеем, посланным нами еще в Великом посту для предварительного обозрения деревни Дун-дин-ань.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Приняв во внимание, что во всех губерниях местное начальство часто бывает в затруднительном положении, мы полагаем, что – как жаловался посланник – указ и наше распоряжение точно исполнены не были, поэтому мы снова просим повеления ко всем начальникам губерний, чтобы они подтвердили подведомым им местным властям поступать непременно по полученному от нас сообщению, и дела, возникающие у христиан с народом, решали немедленно и по справедливости, без пристрастия к той или другой стороне, равно и без проволочек, чтобы не было стеснения христиан. Кроме того, в 13 статье трактата, заключенного Францией с Китаем, говорится, что писанные или печатные запрещения христианства, где бы они ни находились, должны быть облегчены и прочее. Очевидно, что это намек на указы, в прежнее время изданные, в запрещение христианства. Так как в настоящее время христианство не запрещено, то все указы и распоряжения против него должно признавать недействительными, и мы считаем себя обязанными просить повеления о пересмотре и уничтожении подобных распоряжений, именно: когда понадобится перепечатать уложение, то не вносить указы и правила против христианства, да и в старом издании все такие постановления уничтожить, и выражение в статье трактата «облегчить», заменить словом «уничтожить», что придает большую связь и самому тексту статьи. О чем и имеем честь всеподданнейше доложить. В начале текущего столетия крестьянин деревни Дун-дин, верстах в 50 на юг от Пекина, мальчик лет 14, поступил в услужение в Русское Подворье. Здесь в свободное время занимался под руководством членов Миссии русским и китайским языком, окрестился, возмужал и возвратился в свою деревню. Из этого весьма простого обстоятельства вышло довольно сложное дело. Даниил (так назвали во св. крещении вышеупомянутого мальчика), по прибытии в деревню, женился, и – когда Бог дал ему детей – некоторых из них, именно мальчиков, годившихся и поступивших в подворье наше в услужение, крестил; жена же его и прочие дети оставались в язычестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010