Архивная работа с источниками (Извлечениями и Отчетами) выявила целый ряд особенностей первичных документов, потребовавших значительной предварительной работы для приведения имеющихся данных к виду пригодному для сопоставления. Тем не менее, невозможно утверждать, что полученные данные являются вполне количественно достоверными. Однако, возможно принять к сведению, что выявленная качественная аналитическая картина позволяет, с достаточной степенью точности, оценить происходящие в РПЦ и ее монастырях процессы в их временн о й динамике. Приведем перечень основных вскрытых проблем источниковой статистической информации Извлечений и Отчетов: наличие методологических недостатков и неточностей, включая изменение методологии учета некоторых показателей и их состава (системы суммирования частей); изменение форм (шапок) таблиц (ведомостей) и их информационного содержания, нумерации (порядка расположения) ведомостей; присутствие счетных арифметических ошибок с погрешностью до 15% и до 100 тыс. ед., расхождение данных Отчетов с данными иных статистических источников, и опечатки; не обнаружено в Отчетах табличных данных (ведомостей) за 1887 и 1899 гг.; издание отчетов с задержкой в 2–3 года, иногда за два-три года в одном томе; отсутствие данных в разные годы по разным епархиям. При этом, сведения не доставлялись не только по дальним епархиям: Алеутской, Грузинского экзархата, Енисейской, Камчатской, Тобольской, Туркестанской, но и по центральным: Киевской, Московской, Смоленской, Тульской, Ярославской. При задержке в выходе в свет на год-три данные могли бы быть истребованы. Часть приведенных выше проблем, в более общих формулировках, была отмечена в с. 18]. Использовались в качестве источников Деяния (протоколы и постановления) Всероссийского Поместного Собора 1917–18 гг., декреты, законы и нормативные акты раннего периода существования советской власти, Архивными источниками, отчасти, послужили материалы РГИА (ф. 796 – отчет епископа Тихона (Беллавина) по Алеутской епархии ф. 1569 – эпистолярное наследие свщмч Иоанна Восторгова

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

был передан фамилии Церетели (Кавказский календарь. 1854. С. 498). Монашеская жизнь в Д. была возрождена, храм отреставрирован, возведены хозяйственные постройки. 14 сент. 1804 г. архимандритом Д. был назначен Давид (Церетели). 24 апр. 1805 г. за обустройство мон-ря он был хиротонисан во епископа с возведением в сан архиепископа и в том же году возведен в сан митрополита. Митр. Давид управлял Д. до 1829 г., после чего был назначен митрополитом Мингрельским. 9 июня 1834 г. митр. Давид был уволен на покой в Д., там же скончался (18 февр. 1853) и погребен. При нем в монастыре были произведены значительные восстановительные работы и расширены владения. Митрополит и члены его семьи делали значительные пожертвования мон-рю, в частности 58 крестьянских семей. В XIX в. Д., как и мон-рь Кацхи , стал фамильным склепом рода Церетели. В храме сохранились могильные плиты с эпитафиями Кайхосро Церетели († 1828) и его сыновьям: генерал-майору Зурабу († 1823) с супругой Тамарой († 1823) и дочерью Кетеван († 1823) и Григорию († 1845); здесь похоронены супруга Гиго Церетели Васаси (дата отсутствует) и Григорий Церетели († 1895). Описания XIX в., сделанные Г. Церетели, Д. З. Бакрадзе , позволяют установить, что монастырь, входивший в это время в Гурийско-Мингрельскую епархию Грузинского Экзархата РПЦ , занимал достаточно большую территорию и представлял собой огороженный комплекс, состоявший из размещенных вокруг храма келий, высокой колокольни, хозяйственных построек и др. сооружений. Во 2-й пол. XIX в. Д. принадлежало 220 крестьянских семей, обширные пахотные земли, многочисленные стада, ульи. С 20 марта 1860 по 7 дек. 1865 г. настоятелем Д. был архим. Виссарион (Дадиани; впосл. епископ Имеретинский). В 70-х гг. XIX в. князья Церетели овладели монастырским имуществом, и еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) подал на них жалобу в Грузино-Имеретинскую синодальную контору . Святейший Синод удовлетворил ходатайство и обязал Церетели выплачивать мон-рю ежегодную компенсацию в размере 700 р.

http://pravenc.ru/text/171863.html

В 1814 г. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат был упразднен и Церковь Зап. Грузии вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ. Предпринятая российскими властями церковная реформа, имевшая целью сократить число епархий, храмов, мон-рей и священнослужителей, провести секуляризацию церковного имущества, перевод богослужения на церковнослав. язык, произвести увеличение и замену натуральных податей денежными сборами и др., была воспринята населением Имерети и Гурии крайне болезненно. В июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы приступили к закрытию мон-рей и храмов и освобождению от службы священников, вспыхнуло Имеретинское восстание 1819-1820 гг., к-рое возглавили Д., митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе), дочь имеретинского царя Соломона II царевна Дареджан, кн. Иване Абашидзе. Груз. экзарх Феофилакт (Русанов) обвинил Д. и сщмч. Евфимия в подстрекательстве народа и убедил светские власти в необходимости ареста мятежных архиереев. В Зап. Грузию были введены дополнительные военные силы, правителю Имерети полковнику И. А. Пузыревскому начальник корпусного штаба ген.-лейтенант А. А. Вельяминов рекомендовал, «если нельзя живых схватить, то истребить», и во избежание еще больших волнений вывезти тела убитых из Грузии (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 574, 576). Ночью 4 марта 1820 г. Д., сщмч. Евфимий, архим. Григорий (Цкитишвили) и неск. имеретинских князей были схвачены, Д. оказал сопротивление и был избит прикладами ружей и штыками. Пленники с мешками на головах были отправлены на лошадях через Лихский перевал в Вост. Грузию, чтобы затем по Военно-Грузинской дороге проехать в Россию (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 582). 8 марта (ГПЦ на основании альтернативных источников считает, что 6 марта) на пути между Сурами и Гори Д. скончался. Тело митрополита похоронили в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в крепости Ананури , расположенной на Военно-Грузинской дороге (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 584). Его могильная плита утеряна, однако Ф. Жордания приводит устные свидетельства о том, что Д. был похоронен на расстоянии 2,5 аршина от иконы Пресв. Богородицы (вероятно, имеется в виду алтарная икона) ( Жордания. Хроники. Т. 3. С. 858). Сохранилась посмертная опись принадлежащих Д. предметов (утеряны), таких как крест св. Анны 1-й степени, 2 Владимирских креста, панагия с изображением Христа и с драгоценными камнями, большой позолоченный серебряный крест с эмалями, серебряная икона с частицами святых и вмч. Георгия, Евангелие в серебряном позолоченном окладе с драгоценными камнями, кадильница, крупный яхонт в серебряной оправе с золотыми элементами, небольшая золотая икона, рус. и тур. деньги и проч. бытовые предметы (КутЦИА. Ф. 21. Ед. хр. 305).

http://pravenc.ru/text/180311.html

В 1823 г. Цаишская епархия была упразднена, ее территории стали частью Чкондидской (с 23 июня 1829 Мингрельская) епархии. В 1857 г., с вхождением Сванети и Одиши в состав Российской империи, епархия перешла в юрисдикцию Грузинского Экзархата РПЦ ; в 1886 г. территории Мингрельской и Гурийской епархий были объединены в Гурийско-Мингрельскую епархию. В 1917 г. территории З.-Ц. е. вошли в состав восстановленной Чкондидской епархии ГПЦ, а постановлением Синода ГПЦ от 5 апр. 1995 г. выделились как новообразованная З.-Ц. е. Со дня образования до окт. 1998 г. временно управлялась митр. Сухумско-Абхазским Даниилом (Датуашвили); 11 окт. 1998 г. на кафедру был назначен еп. Герасим (Шарашенидзе; с июня 2007 митрополит). На территории З.-Ц. е. в разное время было возведено ок. 200 церквей. До 1998 г. в епархии было открыто 5 храмов; по состоянию на окт. 2008 г.- 19; действуют 4 мон-ря (2 мужских и 2 женских). В штате епархии насчитывается 29 священнослужителей, из к-рых 4 диакона. Корцхельский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь (в 8 км к северо-востоку от г. Зугдиди, женский) был основан в XVII в. женой мегрельского кн. Левана II Дадиани (1624-1639) Нестан-Дареджан и ее сыном Александром. В 1995 г. возобновлен. Настоятельница - мон. Нана (Самелия), подвизаются 6 монахинь. Мон-рь Лиа во имя царицы св. Тамары (с. Лиа, Цаленджихский р-н, женский) был основан в 2001 г. Настоятельница - мон. Рахиль (Робакидзе), подвизаются 3 монахини. Муж. монастыри: во имя вмч. Георгия (2003) в с. Диди-Недзи, настоятель - иером. Серафим (Джикия); Преображенский (2007) в с. Скуриа, настоятель - иером. Исаия (Бечваия). Кафедральная Влахернская ц. в Зугдиди была выстроена по указу российского имп. Александра I в 1825-1830 гг. «для хранения» Влахернской иконы Божией Матери (ГМИГ) из мон-ря Бедиа (с XVI в.- в семье Дадиани, в 1800-1806 - при имп. дворе в Москве); в 1817 г. император выделил на строительство храма 2 тыс. червонцев. В З.-Ц. е. действуют также: церкви вмч. Георгия в селах Анаклиа, Джгали, Кахати, Коки, Кулишкари, Лиа, Махариа, Мужава, Ткаиа, Чкадуаши; ц. Рождества Христова в с. Лешамуге; ц. Всех святых в с. Джвари; ц. «Врата Спасителя», в честь Воскресения Господня, и ц. Рождества Пресв. Богородицы в Зугдиди; ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Корцхели; ц. Рождества Христова в с. Скуриа; ц. вмч. Георгия и ц. Благовещения в с. Читацкари. В Зугдиди открыта православная гимназия вмч. Георгия (1997), выходит богословский ж. «Сапарвели» (Покров).

http://pravenc.ru/text/200109.html

В 1924-1925 гг. в журналах «Мнатоби» и «Саисторио моамбе» К. публиковал работы, посвященные вопросам экономики, народонаселения, истории денег, архивного дела в Грузии. Более 100 страниц «Саисторио моамбе» за 1924 г. были посвящены кровным грамотам. В 1928-1929 гг. К. осуществил уникальное изд. «Исторический сборник»: в 5 кн. (4 в общей нумерации и 1 дополнительная) было опубликовано неск. крупных источников и научных изысканий. В труде «Архетипы житий сирийских отцов» (Кн. 1. Доп.) были изданы источники, касающиеся деятельности основателей монашества в Грузии прп. Иоанна Зедазнийского и его 12 учеников. В 3-й книге было опубликовано и снабжено комментариями Житие вмч. Евстафия Мцхетского . «Изыскания об истории грузин в IV-VII вв.» охватили вопросы истории Картли: Крещения, отношений с Эгриси, церковного разделения с Арменией, деятельности Предстоятелей и архиереев Церкви и др. Также были опубликованы 2 документа 1814 г., связанные с мон-рем Шемокмеди, документы, касающиеся времени постройки патриаршего кафедрального собора Светицховели. «Материалы к социальной и экономической истории Западной Грузии» охватили в основном аспекты церковной истории Гурии, Имерети и Одиши: К. были представлены и описаны документы XV-XIX вв., касающиеся владений Западногрузинских католикосов, архиереев и монастырей Хони , Джручи , Гелати и Кацхи . В публикации «Два подоходных списка X в.» были представлены и описаны документы, связанные с церковной историей региона Тианети и ц. Самтависи X-XV вв. Имущественному положению Церкви в Зап. Грузии на начальном этапе вхождения Грузинской Православной Церкви в состав РПЦ в качестве Грузинского Экзархата посвящена публикация «Имеретинские церковные крестьяне и имения по описям 1820 и 1825 гг.» Интересна одна из литературоведческих работ К.- «Калмасоба о Западной Грузии». Весь собранный и систематизированный в течение жизни материал позволил К. приступить к составлению истории Грузии, сначала в кратком изложении, а затем был написан полный вариант истории груз. народа (НЦРГ. Ф. 50); издан лишь «российский период» (1883-1921).

http://pravenc.ru/text/1319905.html

Вернувшись на Бодбийско-Сигнахскую кафедру, И. продолжал участвовать в политических делах: известны письма к нему груз. царевичей Юлона от 30 нояб. 1802 г. (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 123-124) и Александра от 30 марта 1804 г. (Там же. С. 161-162), Кизикского моурави кн. Иосифа Андроникашвили (Там же. С. 807). В 2 последних речь идет о новом вторжении на груз. территории иран. войск, возглавляемых в т. ч. и царевичем Александром; отмечены особые заслуги И. перед царским домом Багратиони. Сохранилось письмо от 21 февр. 1805 г., адресованное преемнику Кнорринга ген. П. Д. Цицианову , в к-ром И. описывает доходы Некресского и Харчашнийского архиереев (Там же. С. 271). После вхождения Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата в состав новоучрежденного Грузинского Экзархата РПЦ российские власти провели церковные реформы; в частности, за счет слияния епархий было уменьшено их число. По представлению главноуправляющего Грузией ген. А. П. Тормасова обер-прокурору Святейшего Синода кн. А. Н. Голицыну от 18 февр. 1811 г. И. как «достойнейший из всех прочих» 14 июля был назначен митрополитом Алавердским и Кахетинским; в новообразованную епархию вошли также и территории Бодбийско-Сигнахской епархии (АКавАК. 1860. Т. 4. С. 162, 169). И. «и причту», согласно докладу Святейшего Синода от 21 июля 1811 г., был назначен годовой доход 2,5 тыс. р. (Там же. С. 168). В марте 1812 г. И. отправил главноуправляющему Кавказом ген. Ф. О. Паулуччи письмо, где, описывая причины возникшего в Картли-Кахети мятежа, указывал на мздоимство, безнаказанность и вседозволенность чиновников: «Они отнимали всякую вещь... никто не находил справедливости, не имели покоя люди... Исправники властвовали свободно и мало заботились о том, что разоряется народ... Несправедливость довела народ до отчаяния и заставила поднять оружие» (АКавАК. 1873. Т. 5. С. 82-83). 30 авг. 1814 г. И. был переведен в восстановленную Бодбийско-Сигнахскую (Бодбийско-Кизикскую) епархию (Там же. С. 408). Известны неск. рапортов И. этого времени в Грузино-Имеретинскую синодальную контору 2 от 25 мая и 8 от 27 июня 1815 г.; 2 от 16 янв. 1817 г.), где митрополит описывает церковные доходы своей епархии (Там же. С. 414-415; 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 368-369). 17 июня 1818 г. Святейший Синод направил российскому имп. Александру I доклад о преобразованиях, осуществляемых в Грузинском Экзархате. Число епархий Вост. Грузии было сокращено до 3; по ходатайству груз. экзарха архиеп. Феофилакта (Русанова) Бодбийско-Сигнахская епархия была сохранена за И.: «Из уважения к летам и службе его оставить при управлении оною по смерть его» (АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 378, 380-381).

http://pravenc.ru/text/469506.html

Его преемником стал Николай (Манвелашвили; 40-е гг. XVII в.), далее Джуматскими епископами были Малахия II, сын гурийского кн. Кайхосро I Гуриели (50-е гг. XVII в.); Максим I (Мачутадзе; 60-е гг. XVII в.- 1676), впосл. занявший Болнисскую кафедру; Максим II (Шарвашидзе; 1677-1685); Иоанн (Беридзе; 80-е гг. XVII в.); Гавриил (Чиковани; нач. XVIII в.), одновременно занимавший также Чкондидскую и Гелатскую кафедры; Максим III (Шарвашидзе; 40-50-е гг. XVIII в.), восстановивший храм Эркети; Евфимий (Шарвашидзе; 50-60-е гг. XVIII в.) ( Бакрадзе. 1878. С. 152; Такаишвили. 1909. Т. 2. С. 522). В результате русско-тур. войны 1768-1774 гг. епархии на территории Гурии были упразднены, в т. ч. и Д. е. В 1777 г. Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Максим II (Абашидзе ; 1776-1795) с согласия гурийского кн. Георгия V Гуриели (1776-1788) восстановил Д. е. и поставил епископом Симеона II (Абашидзе; 1777-1778). В 1780 г., после захвата турками территорий Хиноцминдской епархии, еп. Хиноцминдский Иоанн (Цуцунава) перешел на Джуматскую кафедру (ПГП. Т. 6. С. 722), в 1788 г. Д. е. возглавил также преследуемый турками митр. Шемокмедский Иосиф (Такаишвили), именовавшийся митрополитом Шемокмедско-Джуматским ( Бакрадзе. 1878. С. 318, 321). Впосл. эта титулатура закрепилась и за остальными архиереями Д. е. В 1794 г. митр. Иосифа сменил митр. Максим IV (Нижарадзе), в 1811 г.- митр. Николай II (Шарвашидзе), после смерти к-рого с 1827 г. кафедрой управлял архим. мон-ря Шемокмеди Арсений (Мгалоблишвили) (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1854. Л. 17). В 1833 г. Д. е. была упразднена и ее территории вошли в состав Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ . В 1844 г. епархия была восстановлена как Гурийская с кафедрой в Джумати. В 1878 г. Гурийской епархии были подчинены территории, перешедшие от Турции России по Берлинскому миру. 12 июня 1885 г. Гурийская и Мингрельская епархии были объединены в Гурийско-Мингрельскую . После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (1917) территории Д. е. вошли в состав Батумской, а в 1920 г.- Батумско-Шемокмедской епархии. С 1995 г. территории исторической Д. е. находятся в юрисдикции Шемокмедской епархии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

Епархия была восстановлена основоположником кахетинской династии Багратиони царем Георгием I (1466-1476); разрушенный храм св. Георгия был восстановлен его преемником, груз. царем Александром I (1476-1511). Первенствовавшая в царстве Кахети, А. е. попыталась выйти из-под власти Мцхетского Католикосата , однако сепаратистские стремления Алавердских епископов вовремя пресекались Католикосами-Патриархами всея Грузии Давидом V , Доментием I и Николаем VII (Бараташвили) . В 1616 г. Алаверди был разрушен и ограблен вторгшимися войсками иран. шаха Аббаса I, сам мон-рь персы превратили в крепость. В сер. XVII в. территория А. е. была заселена тюрк. племенами. После восстания в Кахети в 1660 г. удалось избавиться от тур. засилья, но нанесенный ущерб был так велик, что епархия была восстановлена лишь к кон. XVII в. Вскоре Алаверди был снова разорен лезгинами. На рубеже XVII-XVIII вв. в границах Алавердского мон-ря возник жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери . В правление царя Ираклия II (Багратиони) (1744-1798) Католикос-Патриарх всея Грузии Антоний II (Багратиони) совмещал и полномочия Алавердского епископа, что сильно способствовало хозяйственно-экономическому укреплению епархии. К 1811 г., когда автокефалия Грузинской Церкви была упразднена и епархии Вост. Грузии вошли в состав Грузинского Экзархата РПЦ , в А. е. числилось 113 церквей, ей принадлежали 342 двора крепостных крестьян. Территория А. е. в 1811 г. была соединена с Кахетинской епархией и переименована в Алавердскую и Кахетинскую, 30 авг. 1814 г.- с Телавской епархией и переименована в Телавскую и Алавердскую с кафедрой в г. Телави, в 1818 г.- с образованной в 1792 г. Бодбийско-Сигнахской епархией. 18 дек. 1828 г. А. е. была упразднена. 1 марта 1886 г. было образовано Алавердское вик-ство , включившее территорию А. е. В 1912 г. А. е. была вновь восстановлена. В 20-е гг. XX в., во время гонений на правосл. Церковь, А. е. была упразднена и восстановлена в 40-е гг., что, возможно, связано с изменившейся политикой гос-ва по отношению к Церкви во время Великой Отечественной войны.

http://pravenc.ru/text/63980.html

Интронизация состоялась 7 апр. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели ( Жвания. 1994. С. 34). На торжествах присутствовали представители РПЦ экзарх Украины митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) , архиеп. Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко) , ректор МДА прот. К. Ружицкий , а также от лица Антиохийского патриарха Александра III настоятель Антиохийского подворья в Москве архим. Василий (Самаха). Сохранилась характеризующая М. личная запись уполномоченного по делам религии в Грузии М. Меквабишвили, в к-рой тот писал, что новый католикос-патриарх «среди духовных лиц не пользуется хорошим авторитетом из-за своей принципиальности», до 1955 г. в среде представителей груз. духовенства существовала группа его противников. Также уполномоченный отмечал, что М. активно выступал на различного рода конференциях в защиту мира, «хорошо разбирается в вопросах международных событий... у него нет наклонности к жадности... выше всего ставит свою нацию и в решении вопросов в связи с открытием церквей старается открыть больше грузинских» (ЦГИАГ. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 40. Л. 1-2). В 1956-1958 гг., в условиях жесткой дискредитации Церкви со стороны властей, М. хиротонисал 5 архиереев: настоятеля тбилисской церкви Квашвети во имя вмч. Георгия прот. Харитона Девдариани во епископа Маргветско-Убисского Давида (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Давид V (VI) ) (28 авг. 1956); благочинного рус. приходов в юрисдикции ГПЦ архим. Зиновия (Мажугу) (30 дек. 1956) - вопреки мнению членов Синода, отнесшихся отрицательно к посвящению негрузина во архиерея ГПЦ; прот. Лаврентия Жванию во епископа Сухумо-Абхазского Леонида (15 февр. 1957); настоятеля кутаисской ц. во имя Архангелов в комплексе Мцване Квавила прот. Наума Шавианидзе во епископа Гаенатского Наума (7 июля 1957); настоятеля телавского Спасского собора прот. Давида Бурдиладзе во еп. Алавердского Давида (14 окт. 1958). Во время патриаршества М. были открыты церковь в Поти и кафоликон мон-ря Моцамета , куда были перенесены мощи святых Давида и Константина Аргветских ; практически заново возведена церковь в Хашури; в жен.

http://pravenc.ru/text/2562940.html

О. д. к. перестала функционировать в 1792 г.: было решено произвести новое церковно-адм. устройство края. За время ее деятельности в христианство было обращено 8199 чел. (2142 чел.- в 1745-1769; 6057 чел.- в 1771-1792 - История груз. иерархии. 1853. С. 77); были открыты часовни для осетин в Кизляре и Моздоке, а в 1785 г. для кистинцев - часовня и церковь на берегу р. Байсу (НА Грузии. Ф. 492. Оп. 1. Д. 57). Миссионерская деятельность на Северном Кавказе между периодами работы О. д. к. В 1793 г. в составе Астраханской епархии было создано Моздокское викариатство , среди задач которого было окормление новообращенных горцев и распространение Православия среди горских народов. Значительную роль в просвещении Сев. Кавказа на рубеже XVIII и XIX вв. сыграл еп. Моздокский и Маджарский Гаий (Такаов) . В его попечении была моздокская школа, вместе с П. Генцауровым он на основе кириллицы составил осет. азбуку, издал в Москве на осет. языке Молитвослов (1795) и «Начальное учение человекам, хотящим учиться книг Божественного Писания» (катехизис) с параллельным церковнослав. текстом (1798). При поддержке Кавказского ген.-губернатора И. В. Гудовича еп. Гаий на берегу р. Терек основал Преображенский муж. мон-рь, при к-ром предполагалось открыть ДУ. В 1797 г. еп. Гаий перенес из Куртатинского ущелья в Моздок чудотворный Моздокский список Иверской иконы Божией Матери , для к-рого была построена Успенская ц. и позже основан жен. мон-рь. 16 окт. 1799 г. Моздокское вик-ство было упразднено (вошло в состав Астраханской епархии), еп. Гаий переведен на Саратовскую кафедру. Миссионерская деятельность в регионе сошла на нет, часть горцев вернулась к прежним верованиям. Второй этап деятельности О. д. к. После присоединения восточногруз. царства Картли-Кахети к России (1801) и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (30 июня 1811; введена в качестве Грузинского Экзархата в состав РПЦ) правительство вновь вернулось к вопросу об обращении кавказских горцев. 15 сент. 1814 г. Синод издал указ о возобновлении работы О.

http://pravenc.ru/text/2581603.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010