С воплем сердечным обращается к России праведник Земли Русской отец Иоанн Сергиев: «Погибнет Россия от беззакония, от безволия!» (Живое сл. Мудр. Дух., 84 с., изд. 1911 г.) «Россия забыла Бога Спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной – поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света – достойное возмездие за свою гордость, за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи» (там же, 80 с.). «Настоящему беззаконному миру… надлежало бы быть истребленным водою и огнем или землетрясением, или войною кровопролитною, или междоусобием» (там же, 96 ст.)… «Истинно, близок день пришествия Страшного Судии для Суда над всеми людьми, потому что уже настало предсказанное отступление от Бога и открылся уже предтеча антихриста, сын погибели» (Грозн. Сл., 3 с., изд. 1911 г.)… «Готовьтесь неотложно к вечности покаянием и добрыми делами. Времени скоро не будет, и время к исправлению и подвигам веры и добродетели отнимется. Господь будет судить вселенную скоро. Приближение окончательного всемирного Страшного Суда Божия ускоряется страшным разлитием зла на земле» (там же, 12 с.). «Если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и свои беззакония. Держись же Россия твердо веры своей и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколебленною людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться Царства и Царя Православного. А если отпадешь, то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга» (Облич. проп. 7 с., изд. 1914 г.). «И чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, так как Носитель и Хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь Самодержавный, и без него Россия – не Россия» (там же, 11 с.)… «Господи, доколе это поругание? Доколе это беснование? Господи, сниди сокрушить эту гордыню нечестия. Буди!» (Живой Колос).

http://azbyka.ru/prosteckoe-bogoslovie

— Из-под Красного Трактира. Позволь, Лена, ночевать. Не дойду домой. — Ах, Боже мой, конечно. Мышлаевский вдруг застонал, пытался подуть на пальцы, но губы его не слушались. Белые брови и поседевшая инеем бархатка подстриженных усов начали таять, лицо намокло. Турбин-старший расстегнул френч, прошелся по шву, вытягивая грязную рубашку. — Ну, конечно… Полно. Кишат. — Вот что, — испуганная Елена засуетилась, забыла Тальберга на минуту, — Николка, там в кухне дрова. Беги зажигай колонку. Эх, горе-то, что Анюту я отпустила. Алексей, снимай с него френч, живо. В столовой у изразцов Мышлаевский, дав волю стонам, повалился на стул. Елена забегала и загремела ключами. Турбин и Николка, став на колени, стягивали с Мышлаевского узкие щегольские сапоги с пряжками на икрах. — Легче… Ох, легче… Размотались мерзкие пятнистые портянки. Под ними лиловые шелковые носки. Френч Николка тотчас отправил на холодную веранду — пусть дохнут вши. Мышлаевский, в грязнейшей батистовой сорочке, перекрещенной черными подтяжками, в синих бриджах со штрипками, стал тонкий и черный, больной и жалкий. Посиневшие ладони зашлепали, зашарили по изразцам. Слух… грозн… наст… банд… Влюбился… мая… — Что же это за подлецы! — закричал Турбин. — Неужели же они не могли дать вам валенки и полушубки? — Ва… аленки, — плача, передразнил Мышлаевский, — вален… Руки и ноги в тепле взрезала нестерпимая боль. Услыхав, что Еленины шаги стихли в кухне, Мышлаевский яростно и слезливо крикнул: — Кабак! Сипя и корчась, повалился и, тыча пальцем в носки, простонал: — Снимите, снимите, снимите… Пахло противным денатуратом, в тазу таяла снежная гора, от винного стаканчика водки поручик Мышлаевский опьянел мгновенно до мути в глазах. — Неужели же отрезать придется? Господи… — Он горько закачался в кресле. — Ну, что ты, погоди. Ничего… Так. Приморозил большой. Так… отойдет. И этот отойдет. Николка присел на корточки и стал натягивать чистые черные носки, а деревянные, негнущиеся руки Мышлаевского полезли в рукава купального мохнатого халата. На щеках расцвели алые пятна, и, скорчившись, в чистом белье, в халате, смягчился и ожил помороженный поручик Мышлаевский. Грозные матерные слова запрыгали в комнате, как град по подоконнику. Скосив глаза к носу, ругал похабными словами штаб в вагонах первого класса, какого-то полковника Щеткина, мороз, Петлюру, и немцев, и метель и кончил тем, что самого гетмана всея Украины обложил гнуснейшими площадными словами.

http://azbyka.ru/fiction/belaya-gvardiya...

Духа 2821 . Вокруг напиши: мир безрассудный, обманщик и прельститель». 214. Миниатюра лицевого акафиста. Из собрания С.-Петербургской Духовной Академии. Ясно, что фигура царя изображает собой космос – мир. Если отдаленная греко-римская древность знала художественные олицетворения городов и царств в образе людей, иногда в царских коронах 2822 , то и в христианской древности вполне возможно олицетворение мира в образе царя. Но это олицетворение, возникшее в эпоху очень отдаленную от греко-римской древности, могло явиться в рассматриваемом изображении и помимо влияния древнейших прототипов. В старинных русских сборниках (соф. библ. 1522, л. 21; XVII в.) на вопрос «чесо ради пишется у сшествия Св. Духа человек седяй в темном месте, старостию одержим, а на нем риза червлена, и на главе его венец царский, и в руках своих имея убрус бел, и в нем написано 12 свитков» – предлагается ответ: «человек седяше в темном месте, понеже весь мир в неверии прежде бяше, а иже старостию одержим, понеже состареся Адамовым преступлением, а еже риза червлена на нем, то приношение кровных жертв бесовских, а еже на главе венец царский, понеже царствоваше в мире грех , а еже в руках своих имеяше убрус, а в нем 12 свитков, – сиречь 12 апостолов учением своим весь мир просветиша». То же самое толкование, с присоединением слов «царь тме глаголется», указано Прохоровым в приписке на полях книги бесед св. И. Златоуста, изданной в 1624 г. 2823 ; а в строгановском сборном подлиннике сверх того предлагается, по поводу двенадцати свитков, символическое изъяснение этого числа: «о, дивныя и духовныя хитрости, вскоре давшаго мудрость апостолам, – веждьте: 12 луч от единаго солнца исходяще, 12 свещник от единаго огня вжигаеми, 12 грозн от истиннаго винограда израстшии, 12 коша от единыя трапезы наполняеми, 12 рек от единаго источника исходящии, 12 финик процветоша во удолии крин сельных, 12 патриарх от колена израилева» 2824 . Таким образом, по смыслу этого изъяснения, фигура царя с его атрибутами явилась под непосредственным влиянием замысловатой идеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Последними словами несколько оправдывает себя Николай Любченин в своем суетном мудровании, как сказали бы о его речи в старину. Мир, в виде дарственного старца, не соприсутствует Богородице и Апостолам, а находится вне храмины, будучи отделен от нее аркой. И в Цареградском храме св. Софии, в изображении Сошествия Св. Духа, художественно размешенном внутри купола, по углам написаны группы народа, в изумлении и благоговении созерцающие великое событие. В Византийской миниатюре упомянутой выше Синодальной рукописи Х-го века, подобная группа, состоящая из трех фигур, помещена – как уже было замечено – в темной арке, где у нас пишут царственного старца, который – следовательно – символически выражает толпы народа или мир 306 . В Сборном Подлиннике графа Строганова (с миниатюрами) эта символическая фигура объясняется следующим образом: «Человек убо весь мир нарицается; а еже старостию одержим, сиречь престарел Адамовым грехопадением; а еже в темне месте – весь мир в неверии прежде бысть; риза же червлена – приношение кровных жертв бесом; а венец царский на главе его, понеже царствоваше тогда грех Адамль; а еже в руках его убрус бел, а в нем 12 свитков, сиречь апостольским учением весь мир просветится». Символическое значение двенадцати свитков, в этом же подлиннике, объясняется подписью, которая должна быть помещена при старческой фигуре: «О дивныя и духовныя хитрости, вскоре давшего мудрость Апостолам, веждьте: 12 луч от единого солнца исходяще; 12 свещник, от единого огня вжигаеми; 12 грозн, от истинного винограда израстшии; 12 коша, от единыя трапезы наполняеми; 12 рец (sic), от единого источника исходящей; 12 финик процветоша во удолии крин сельных; 12 патриарх от колена Израилева». София, Премудрость Божия, писанная новгородскими иконниками, без сомнения, переведена была с образцов северного или новгородского перевода. Надобно знать, что у нас введены два совершенно различные перевода этой символической иконы: один киевский, в Киево-Софийском соборе, относящийся ко временам Петра Могилы ; другой – новгородский, в Новгородском Софийском соборе, древнейшего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

607 De sacro templo с. 140, у Миня р. 349. В Уставе патриарха Алексея говорится о возжигании свеч на «грезнех» (грезновие, грезне), Синодальная рукопись л. 278 оборот и 279. Если под грезном должно разуметь грозн, виноградную ветвь, виноградную кисть, то нужно будет понимать дело так, что ламны устраивались в виде последних.– Не мешает заметить, что у Греков название λαμπδα и в древней форме λαμπς употреблялось в двух значениях: в смысле нашей лампады, висячего подсвечника для свеч, и в смысле большой свечи в отличие от малой, которая κηρς, что собственно значит воск,– об употреблении слова λαμπδα, λαμπς, во втором смысле см. Устав монастыря Κεχριτωμνης, гл. 59, у Миня р. 1080 и Кодина у Дюканжа в Gloss. Gr.noд словом λαμπς. 609 В настоящее время у Греков есть особого рода свечи, употребляемые при браках, крещениях и, если не изменяет нам память, дьяконами при кажденьях, которые украшены так сказать восковой резьбой, наподобие резных и витых колонок в наших прошлого века иконостасах, производимой посредством отливки свеч в фигурные формы. Очень может быть, что эти красивые свечи ведут своё начало из древности и что в прежнее время бывали и у нас. (В настоящее время подобным образом иногда делаются у нас маленькие свечи в пасхальные трикирии или дикирии священников). 610 Сейчас описанные нами вощаницы половины XVII века сохранились до настоящего времени в одной из Владимирских церквей, см. Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей Иеромонаха Иоасафа, Владимир, 1857, стр. 112. Весьма вероятно, что иногда вощаницы делаемы были и не вощаные, а деревянные.– Вощаница с вином, которая уцелела в Ростове в пожар 1211г. (Лаврентьевская летопись) как будто наша вощаница, но что такое значит, что она была с вином, сказать не можем (cfr о вощаниках, в которых возилась святая вода, архимандрита Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, index). [Деревянное масло употреблялось у Греков для освящения церквей разбавленное водой, см. Дюканж. Gloss. Graecit. под словом Κρατ ρ.– Нестор в житии преподобного Феодосия, по изданию Бодянского л. 21 оборот, строка 17, даёт знать, что у нас деревянное масло заменяли иногда льняным.– Даже в XVI веке бывало у нас, что вместо восковых свечей употребляли в церквах сальные,– Описание Синодальных рукописей стр. 396 начало.]

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

е. Косаго) изобретение, возсмеяся бы смехом долгим. Дело патр. Никона. 233. Послание Ив. Грозн. в Кириллове мон. в ист. хр. Буслаева 2961. Тихонравова лет. IV. 84. 458 Стоглав 103–4 – Соч. Вассиана Патрикеева. Пр. Соб. 1863. 10. 195. – Духовная Ионы арх. пермского в ист. хр. Буслаева 521. Житие Иоанна милостивого богато многими рассказами, относящимися не к аскетической, а к филантропической добродетели. 461 В славянском рукописном житии Стефана Сурожского есть весьма любопытное известие о чудесном обращении ко Христу новгородского князя Брвалина при мощах св. Стефана. Макария ист. христ. в России до Владимира, стр. 170–178. 463 Остен. 200. Просв. 518. Копроним с патриархом своим и единомудренными его епископы прокляша Германа патриарха.. и сами прокляти быша; а блаж. Герман со апостолы, мученики и патриархи вчинен бысть. 465 Просв. 533. Св. Феодор едесский епископ; егда виде множество еретик во Едессе, на толико зло пришедших, яко да православных, прельстят и церковная имения разграбят, тогда и он в Вавилон отъиде и царя умоли, яко да еретики потребить. 547. Св. Феодор, е. едесский, жидовина хулу глаголавшого на Господа нашего Иисуса Христа словом нема сотвори. Новикова вивлиоф. XIV. 183. Житие Аввакума в летописях Тихонравова. VI. 136. Аввакум в подтверждение того, что Бог может действовать и через недостойные орудия, припоминает, что св. Феодор едесский был вразумлен блудницей. Таже мысли, подтверждаемая историч. примерами, и у Максима Грека III, 90. 466 Просв. 387. 543. 546. Первый великий царь равноапостольный Константин заповедь предложи во всем, своем царстве еже неверующих во св. и животворящую Троицу злым зле умрети и дому его в разграблении быти. 584–603. Стоглав 211–4. Камень веры 49. 209. Новикова вивлиофика XIV. 183. 231. 261. 468 Просв. 547. 554. 583. Св. царица Феодора и сын ее Михаил Анния еретика патриарха Царяграда в заточение отсла и тамо повеле разтягше его бити ремением. 469 По отзыву г. Забелина (Домашний быт русских цариц стр. 219) бывшее у него под руками старинное житие Филарета милостивого – по списку XVI века – вообще очень любопытно в археологическом отношении по изображению византийского быта в конце VIII столетия, так как многие черты этого быта носят в себе вполне родственное сходство с русским бытом XVI и XVII ст., и тем показывают, что они некогда услужили образцами для нашей культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Макария Калязин., нового чудотв.), 853 (там же; 26 мая обрет. мощей преп. Макария); V, 223, 86 (в 1656 г. властями Иверского м-ря принесено в дар архимандриту Калязина м-ря: отлас лазорев, дороги двоелишные, 10 золотых), 329, 120 (в 1658 г. послано 14 челов. монастыр. каменщиков для строения Ивер. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1874 г., т. IV, вып. 2, известия, 82 (образ Спасителя в Борисоглеб. Новоторж. м-ре с изображ. преп. Макария, времен Иоанна Грозн.). 1272. Троицкий Мангазейский – Туруханский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Енисейской губ., в Туруханском крае, на прав. берегу р. Енисея, близ устья Нижней Тунгузки, 30 вер. выше гор. Туруханска, при селе Монастырском, лежащем в 1054 вер. от гор. Енисейска. Основан в 1660 г. иноком Тихоном. Здесь под спудом почивают мощи мученика Василия Мангазейского, принесенного сюда из Мангазеи в марте 1670 г. Князь Костров, “Туруханский м-рь», в “Москвитянине» на 1852 г., 8; “Ист. Росс. Иер.», V, 48; VI, 460; Ратшин, 98; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 173; “Опис. монаст.», 1817 г., 121; “Сибир. Вестн.», 1829 г., X, 336; “Зап. Сибир. Отд. Имп. Русс. Геогр. Общ.», IV, 124; “Акты историч.», V, 222 (Память 1693 г. Нерчин. воеводы кн. Матвея Гагарина в Троиц. мон. о праве владеть монгольским мальчиком по духовному завещанию прежнего его владельца козака Игнатьева); “Зап. И. Р. Геогр. Общ.», 1862 г., IV, 147 (Кривошапкин, “Енисей. окр.»); “Илиодор, игумен Турухан. Троицкого м-ря (1860 – 1865 г.)», брошюра в 15 стр., извлечено из Журн. “Странник», 1867 г., март; Толстой, “Книга глагол. оиис. о Росс. свят.», 174, 336; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 326, 10; “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 48 (Акты 1679 г. о монастыр. землях; стр. 200 и 205, строитель черн. поп Тихон); “Временник Общ. ист. и древн.», 1849 г., Спасский, “Список с чертежа Сибир. земли», 29, примеч. 33 (кратк. история); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 431 душ. крест.); 1863 г., IV, смесь, 41 в примеч. (Челобит. митр. Филофея Лещинского 1702 г.); 1864 г., III, смесь, 39 (Ист. свед. об иконопис. в Сибири); 1867 г., II, Отд. 2, 304 (Матер. для ист. Сибири); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 437 (инквизитор иеродиак. Арсений Иевлев взял взятку с архим. м-ря Лаврентия 150 руб. да разных товаров на 300 руб.); VI, 1726 г., 578 (донос монаха Дамаскина на архим. Лаврентия в краже монаст. денег); VII, 1727 г., 109 (архим. Лаврентий отрешен от должности); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1831 г., кн. 4, 95 (до 1764 г. владел Троицким солевар. заводом, построен. в 1641 г. и отданным м-рю по завещанию основателя), 106 (краткое свед. о м-ре).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1624 г. Звенигор. уез. значится: «Пречистые Богород. Новинского м-ря, что на Москве, вотчина сельцо Юрьево на рч. Белой, да на речке на Руденке»). 1016. Ново – Вознесенский с Полонища, женский, ныне приходская церковь Вознесения в гор. Пскове. Первое известие о нем встречается в 1606 г. и, вероятно, назван Новым в отличие от существующего ныне Старо-Вознесенского м-ря. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 339; “Памятная кн. Псков. губ. на 1886 г.», Отд. II, 15; Токмаков, “Матер. для ист. и археол. опис. Новгор. губ.», I, 37 (грам. 1693 г. о подсудн. крестьян); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 398, 12; Князев, “Указат. достопам. г. Пскова», 6; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 179 душ крест.); Василев, “Ист. стат. указатель г. Пскова», 54, 33. 1017. Новодевичий – Богородице- Смоленский, женский, 1-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, на Девичьем поле, по дороге к Воробьевым горам, в Хамовниках. Основан в 1525 г. на том самом месте, где происходили торжественные проводы в гор. Смоленск чудотвор. иконы Смоленской Божией Матери, точная копия которой поставлена тогда же в соборном храме монастыря. Здесь погребены некоторые из членов царской фамилии и между прочими царевна София Алексеевна, пребывавшая тут в монашестве и скончавшаяся в 1704 г. 30 июля. Из Успенского собора совершается ежегодно 28 июля крестный ход в воспоминание отпущения Смол. Бож. М. в Смоленск. Любецкий, “Живопис. виды Москов. монаст. с истор. и современ. описанием всего замечат. в каждом», Москва, 1846 г. (Новодевичий); Снегирев, “Новодевичий м-рь в Москве», Моск., 1857 г. (из Русской старины); “Ист. Росс. Иер.», V, 341; Ратшин, 253; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 101; “Опис. монаст.», 1817 г., 79; Проценко, “М-ри в России», 39; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VI, 309 (Иоанн Грозн. и св. Филипп на празднике 28 июля); VII, 3 (основ. в 1525 г.); “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 64; “Книга степенная», II, 203 (о начале Нового монастыря девича); “Чтения в И.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

сборн.», IV, Отд. 6, 80; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы», 39; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 86; “Книга степенная», I, 317, 364; II, 198; “Церковн. ведом.», 1890 г., 27, прибавл., 883 (Праздники в м-ре: в первый пяток Петрова поста и 6 ноября); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1849 г., 82 (пожертв. кам. лавки); 1852 г., 87 (надел. землею); 1861 г., 22 (пожертв. место с домом); “Олон. губ. в.», 1849 г., 3 (писцов. кн. 1628 г.; владения м-ря в Николь. Шуй. погосте); 1850 г., 42 (вотчина м-ря в Пиркин. Важен., Оштин., Вытегор. и Бадожском погостах); 1856 г., 6–7 (челобитная 1674 г. стряпч. Ульяна Копытова и челобит. 1678 г. Ив. Свечина); “Новгор. губ. в.», 1840 г., 17, 18 (ист. статист. свед.); 1853 г., 28 (ист. памятн.); 1854 г., 13 (могила Державина); Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 22; Вихров, “Новгород. святые места», 1860 г., 38; “Житие преп. Варлаама Хутын., Новгород. чудотв.», Москв., 1884 г., брошюра; Толстой, “Книга глагол. опис. о Россий. свят.», 35, 114 (архиеп. Антоний, принял здесь иночество), 36, 117 (архиеп. Симеон, инок м-ря), 39, 123 (преп. Варлаам), 69, 181 (св. митр. Дионисий, быв. игумен, здесь скончался в изгнании); Строев, “Спис. иер. и наст.», 49, 2; Фишер, “Сибир. ист.», 303 (архим. Киприан, митр. Сибирский); Ключевский, “Жит. свят.», 58, 140, 163, 264, 356 в примеч., 401, 419, 462; Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 74, 78 (устав Варлаама), 98 (литой медный крест), 250 (чернец Антоний), 251 (чернец Арсений); VI, 316 (Иоанн Грозн.), 319 (игум. Дионисий, митр. Москов.); VII, 156 (житие преп. Варлаама), 170 (чудо), 448 (игумен Маркелл 1555 г.), 481 (игум. Феодосий); VIII, 5 (церк. Григория 1535 г.), 36 (чествование мощей); “Акты Арх. Эксп.», I, 308 (собор. постанов. 1581 г.; игум. Дионисий); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; игум. Аркадий); III, 139 (Ц. ж. гр. 1623 г. Новгор. митроп. Макарию на влад. вотчин.), 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов), 258 (Ц. гр. 1635 г. в Пермь Великую об отыскании бежав. туда черн. диакона Брюханова, обвиняем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Люби ближнего, как себя. Люби брата, что себя. Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится. Подыми руку да опусти, а сердце скрепи. Замахнись, да не ударь. Доброму везде (или: всегда, всюду) добро. Праведен муж весь день ликует. За доброго человека сто рук (или: сто голов). Люди с лихостию, а Бог с милостию. Про доброе дело говори смело. Этому и ангелы небесные радуются. У Бога милости много, не как у мужика-горюна. Чтобы всем тепло, и нам хорошо (т. е. так делай) . Нам добро, никому (не) зло – то законное житье. Нам добро, и всем таково – то законное житье. Люблю того, кто не обидит никого. Наш Андрей никому не злодей. У них вера крепка (говор. о народе: т. е. нравственность хороша) . Добрый человек лучше (или: надежнее) каменного моста. Добрый человек добру и учит. Доброму человеку – что день, то и праздник. Добро сотворить – себя увеселить. Добро творить – себя веселить. Жернова сами не едят, а людей кормят. Не ест ступа толокна, а мир кормит. Хорошему все хорошо. Доброму везде добро. Чистому все чисто. Сердце не камень. Человек жалью живет. Скорбит человек по человеку. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Чует сердце доброхота. Сердце сердцу весть подает. Сердце вещун: чует и добро и худо. Добрый человек в добре проживет век. С добрыми делами – хоть вон ногами (т. е. с худыми хоть бы умер) . Кто добро творит, тому Бог отплатит (или: того Бог благословит). Сам потерпи, а другого не выдай (или: не обидь). Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках. Лучше самому терпеть, чем других обижать. Лучше мучиться, чем мучить. На кобылу пойду, а в каты не пойду (в каты, палачи, берут преступника не наказывая) . Царь Бог на небе, царь на земле. Один Бог, один государь. Без Бога свет не стоит, без царя земля не правится. Воля Божья, а суд царев. Никто против Бога да против царя. Никто, как Бог да государь. Светится одно солнце на небе, а царь русский на земле. Ни солнышку на всех не угреть, ни царю на всех не угодить. Никому не подвластен, кроме Христа, сына божия (Иоанн Грозн.) .

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

  001     002