Возражение 2. Вечеря Господня это воспоминание о Христе, как сказал Сам Господь. Поэтому, совершая хлебопреломление, и нужно вспоминать о Христе и Его страданиях, а не придумывать странные идеи о пресуществлении. Во-первых, православные совершенно не спорят с тем, что Евхаристия совершается в воспоминание Спасителя и Его страданий. Так, проскомидия 575 , с которой начинается литургия, начинается со слов: « В воспоминание Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», повторяемых трижды, и дальше вся проскомидия словами и символическими действиями изображает страдания Христа. И потом, на евхаристическом каноне (главной части литургии), в молитвах священника вспоминаются различные моменты жизни и страдания Христа. Например: «Благообразный Иосиф (Аримафейский), с древа сняв пречистое тело Твое, плащаницею чистой с благовониями обвив, в гробнице новой положил. Во гробе – плотью, в аде – душою, как Бог, в раю же с разбойником, и на престоле Ты был, Христос, со Отцем и Духом, всё наполняющей, Неописуемый». Или: «С этими блаженными (ангельскими) Силами и мы, Владыка Человеколюбец, взываем и глаголем: Свят Ты и пресвят: Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят, и величественна Слава Твоя. Ты, Кто мир Твой так возлюбил, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он же, придя и весь замысел о нас исполнив, в ту ночь, в которую был предаваем, а вернее – Сам Себя предавал за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые, и пречистые, и непорочные руки, возблагодарив и благословив, освятив, преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов, аминь. Также и чашу после вечери, глаголя: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов, аминь. Воспоминая же эту спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие вновь», и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Вот какой сегодня день, и Церковь зовет: «просвятимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия». Но как важно при таком торжестве не пропустить ни одного евангельского слова! – А кто из нас остановился на таких, например, словах: «В мире был, мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли…» – А ведь это говорится о Нем же, о Боге Слове, о Господе нашем Иисусе Христе! Но как же так? «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя», а мир Его не познал? Адская тьма не может поглотить Его, а свои могут не принять? Может ли быть такое безумие? Но лучше вспомним читанное на страдной седмице: когда Господь сказал Апостолам: «один из вас предаст Меня», то «они все опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: «не я ли Господи?» ( Мф.26:21–22 ). Так и сегодня: кто эти «свои», которые не приняли? Не я ли, Господи? Чему я стою и радуюсь? Песнопениям? Праздничному убранств? Концу поста? Или я радуюсь только Господу, Который есть «первый и последний, Который был мертв, и се жив»? ( Откр.2:8 ). Чего я жажду? Послабления плоти, или – наоборот: все претерпеть, чтобы только возвеличился «Христос в теле моем, жизнию ли то, или смертию»?( Флп. 1:20 ). Господь сегодня зовет на Свой праздник: и тех, кто с первого часа трудился, и тех, кто с шестого: и в «единонадесятый час пришедших» призывает. Воздержанных и ленивых, постившихся и не постившихся, чтобы никто не мог отговориться. Он все глубже и глубже сходит за нами. Он поистине «снисшел… в преисподняя земли». Но и мы способны тоже – все глубже и глубже уходить от Него – в бездонную пропасть греха и богоотвержения… не я ли Господи?.. Но «да не одолеет наша злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия»; да разбудит нас от греховного сна всемирная весть: Христос воскресе! О священной иерархии Пасхальная вечерня Ин. 20:19–25 Мы не знаем точного времени, когда воскрес Христос. Жены-мироносицы еле дождались начала дня, следующего за субботой; было еще темно, но камень был отвален, и тела Иисусова уже не было во гробе. Ангелы возвестили Его Воскресение, потом Он явился Марии Магдалине, потом – другим мироносицам, потом Петру, потом – двум ученикам по дороге в Эммаус.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Все вместе, скорбя и плача, они направились к пещере, в которой был похоронен Лазарь. Спаситель тоже прослезился. Люди думали, что Он идёт к могиле, чтобы оплакать усопшего. Но, ко всеобщему удивлению, Христос повелел отвалить камень, закрывающий вход в пещеру. «Господи, — робко запротестовала Марфа, — уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». На это Иисус сказал ей: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию». Открыли вход в пещеру. Было тихо. И Спаситель громко воззвал к Отцу Небесному: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». А затем с Божественной властью обратился к умершему: «Лазарь! Выйди из пещеры». Из тёмного полумрака пещеры появился обмотанный погребальными одеяниями. Ужас объял людей, когда они увидели, что Лазарь действительно воскрес после четырех дней смерти! Его развязали, и он стал ходить и вести себя как раньше — словно проснулся от тяжёлого сна. Так произошло одно из великих чудес — воскрешение четверодневного Лазаря. Это чудо произвело на присутствующих потрясающее впечатление, так что многие из них уверовали во Христа. Слава об этом происшествии разнеслась по всей стране. А некоторые иудеи, затаив злобу, поспешили в Иерусалим сообщить синедриону о случившемся. 46. Торжественный Вход Господень в Иерусалим Все мы знаем и любим праздник Вербное воскресенье. Каждый старается прийти в храм, чтобы освятить ветки вербы, которая только-только начинается распускаться этой весенней порой. Освящённые пушистые веточки ставят дома к иконам, как знак Божия благословения. Как дети еврейские встречали Христа с молодыми пальмовыми ветвями, так и мы несём на встречу с Ним в храм молодые весенние побеги. Но на самом деле Вербное воскресенье — это праздник Входа Господня в Иерусалим. Было это накануне праздника Пасхи- той самой Пасхи, когда Он должен был закончить Своё земное служение. И в этом событии много не только радости, но и скорби. Слава о том, что Иисус Христос воскресил четверодневного Лазаря, дошла до Иерусалима. И когда его жители узнали, что Спаситель идёт в храм на праздник, то ликование их не знало границ: толпы людей устремились к воротам города навстречу Христу. Люди стелили свои одежды, чтобы Он шествовал не по земле. Дети резали пальмовые ветки и тоже бросали их на дорогу.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Вслед за ним при­ходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел и уверовал» ( Иоан. 20:4–8 ). Вот первое откровение веры в Воскресшего! Вместе с этим должны рушиться всякие выдумки древнейшего и новейшего отри­цания, что будто вера в воскресение Иисуса началась с галлюцинаций женщины, «из которой вышли семь бесов». Вера в Воскресшего открылась прежде всего в возлюбленном ученике, который держит себя при ужасающих обстоятельствах смерти и воскресения Господа с поразительным спокойствием. На чем же утверждалась его вера? Чем она порождена? Сказано: увидел и уверовал. Говорит тот же очевидец, который стоял при кресте Иисуса и видел истечение из ребра Его крови и воды; с такой же детальностью воспроизводит он виденное им во гробе Воскресшего. Но что же именно он увидел? Пелены, которыми было обвито тело Иисуса, и плат, кото­рый был на главе Его, т. е. в сущности увидел пустой гроб, «место, где Он был положен», «только пелены лежащие» ( Лук. 24:2 ). Очевидно, это видение не могло быть производящей причиной веры, – оно давало лишь отсутствие неодолимого препятствия для веры в виде мертвого тела Иисуса. Наличность мертвого тела исключала возможность веры, но отсутствие его еще не могло само по себе породить веру, потому что могло привести к пред­положению: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» 24 . Вера Иоанна примечательна тем, что он именно был не видевший и веровавший. В этом смысле оценивает веру возлюбленного ученика Господня М. М. Филарет. «Все апостолы, пишет он, видели Го­спода: но до невероятности уничижительно было бы то для их священного собора, если бы не было между ними ни одного, которому бы принадлежало возвещаемое Господом преимущественное блаженство, не видеть и веровать. Не желаем видеть и не дерзаем воображать вас, богоблаженные апостолы, лишенными какого–либо блаженства верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Вся ветхозаветная история – это период ожидания Мессии, Избавителя. В книгах Ветхого Завета содержится множество мессианских пророчеств – то есть пророчеств, повествующих о Рождестве Господа Иисуса Христа, Его страданиях, смерти и Славном Воскресении. О будущем земном служении Спасителя также таинственно говорят и некоторые библейские события. Например, трехдневное пребывание пророка Ионы и – затем – чудесное его избавление во чреве кита предзнаменовали собою пребывание Господа Иисуса Христа во гробе и Его Воскресение. Такие события принято называть прообразами. В книгах Ветхого Завета можно встретить и прообразы Пресвятой Богородицы – например, таковым является неопалимая купина – горящий и не сгорающий куст, виденный пророком Моисеем. Об этом известном событии повествуется в третьей главе книги Исход. В православной иконографии есть образ Божией Матери, именуемый: «Неопалимая Купина». Среди наиболее известных пророчеств, сделанных великими пророками, можно назвать: -пророчество Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7, 14 ). В этом пророчестве, в том числе, приоткрывается тайна Воплощения Бога: Спаситель должен был родиться именно от Девы, таинственно «принявшей во чреве». Имя «Еммануил» в переводе означает: «С нами Бог». -пророчество Даниила о Ветхом днями: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7, 13–14 ). Ветхий днями, то есть: «Древний днями», иначе говоря – «Вечный» – одно из наименований Бога. Во время всенощного бдения накануне праздника Сретения Господня на литии поется стихира: «Ветхий деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь младенец видится, и по закону, яко закона Творец, закон исполняя, во храм приносится, и старцу дается…» 4 . Выражение: «Ветхий деньми», которое можно видеть в этой стихире, заимствовано у пророка Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

г) Если бы душа не умирала и не разрушалась вместе с телом, замечают, наконец, адвентисты, то она сохраняла бы способность к знанию и размышлению. Между тем Св. Писание отрицает у мертвых эту способность. Так, Псалмопевец говорит: «в смерти нет памятования о Тебе (о Боге): во гробе кто будет славить Тебя?» ( Пс. 6:6 ), «нечестивые погибнут и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дым исчезнут» ( Пс. 36:20 ): «выходит дух его (человека), и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» ( Пс. 145:4 ); Екклезиаст также пишет: «живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, ... потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более чести во веки ни в чем, что дается под солнцем. В могиле, куда ты пойдешь, нет... ни размышления, ни знания, ни мудрости» ( Еккл. 9:5–10 ). 723 – Но и в данном случае адвентисты неправы, а места Св. Писания, на которые они ссылаются, совсем не говорят в их пользу. Так, в 6:6 Псалмопевец лишь просит Бога о том, чтобы Он помиловал его здесь на земле, пот. что за гробом для людей неправедных и грешных невозможно украшаться добродетелью, хотя бы кто и желал этого, 5 неразумных дев, несмотря на желание приобрести себе масла, чтобы с горящими светильниками достойно встретить жениха, не могли сделать этого; в 36:20, как видно из контекста, он говорит, что материальное благополучие нечестивых непрочно, а в 145:4, что не следует надеяться на человека, потому что умри он, и пропадут все его обещания, все предположения, а нужно надеяться на Господа (ст. 5). Наконец, в словах Екклезиаста, как видно из контекста речи, изображается жизнь человека со стороны внешнего наблюдателя. Рассматривая эту жизнь, он приходит к выводу, что все в ней «суета сует» (1:2; 12:8), а состояние умерших еще безотраднее, так как им не доступно даже то, что дает интерес жизни человека на земле, – со смертью для них все кончается. Однако в действительности это не так: по смерти душа не разрушается, а отходит к Богу «в вечный дом свой» ( Еккл. 12:5,7 ) и живет там.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Глава XXXVIII Что события, описанные в этой и следующей главе, предшествуют гибели армии Сеннахерима, очень ясно из стиха 6-го наст. главы, в котором Господь глаголет: (ст. 5) .... „прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, (ст. 6) и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей“. Некоторые, как напр. Шмидер (Proph. Isaiah), делают предположение, что Ассирийское нашествие могло совпасть с болезнию Езекии, но мы выше в общем вступлении и во вступлении в гл. XXXVI указывали, что Сеннахерим начал свой поход лишь после подавления восстания Меродах Баладана в Вавилоне, когда этот последний был в изгнании и не мог посылать свои поздравления с выздоровлением Езекии 1269 . 1 . В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел в нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. Из всего последующего сказания очевидно, что слова 1-го стиха суть испытание веры Езекии и что сам пророк Исаия, объявляя ему волю Господню, не знает еще последствий этого пророчества. Езекия принимает приговор Господень со смирением и покорностью, но это не мешает ему с теплой детскою верою в милосердие и всемогущество Божие излить пред Господом и скорбь души своей и мольбу свою о продолжении жизни 1270 . Некоторые комментаторы (напр. в Speak. Com.) видят в смертной болезни Езекии приуготовление души его к восприятию другого чуда, а именно: спасения Иерусалима, погибавшего по всем человеческим рассчетам, который могла спасти лишь сила Божия. Еще важнейшее указание делают комментаторы Исаии (в прил. к Хр. Чт. стр. 616). По еврейскому преданию, основанному на словах 4Цар. 20:5 : „в третий день пойдешь в дом Господень“, – Езекия болел три дня. При этом комментарий Спб. Дух. Ак. принимает во внимание и мнение немецких экзегетов, которые полагают, что болезнь Езекии совпадает с временем нашествия. На этом основании комментарий говорит: „При типологическом понимании истории болезни и исцеления Езекии, еврейское предание получает глубокий смысл, так как три дня болезни его прообразуют три дня пребывания в гробе Господа Иисуса Христа, а день исцеления, совпадающий со днем поражения Сеннахерима,– день воскресения Господа и поражения сатаны, образ которого Св. Кирилл Александрийский видит в Сеннахериме“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Господи Боже, спасение моё, днём и ночью взываю к Тебе. Да взойдёт пред лицо Твоё молитва моя, приклони ухо Твоё к молению моему. Ибо душа моя насытилась, горем: и жизнь моя приблизилась к аду. Я сравнялся со сходящими в гроб, как человек беспомощный, покинутый. Среди погибших от меча и брошенных в могилу, о ком Ты уже не вспоминаешь, ибо они отвержены от руки Твоей. Меня положили, во рву преисподней, во мраке и сени смертной. На меня обрушился гнев Твой и все волны Твои нахлынули на меня. Ты удалил от меня близких моих; сделал меня мерзостью для них. Я заточён и нет мне исхода. Очи мои исчахли от горя. Я взывал к Тебе, Господи, весь день, простирал к Тебе руки мои. Разве для мёртвых Ты творишь чудеса? Или тени воскреснут, чтобы славить Тебя? Разве кто поведает во гробе милость Твою и истину Твою в погибели? Разве познает кто во тьме чудеса Твои, и правду Твою в стране забвения. Но я к Тебе, Господи, воззвал, и утром молитва моя – навстречу Тебе. Зачем же, Господи, Ты отвергаешь душу мою? Скрываешь лицо Твоё от меня? Жалок я и чахну от юности моей; терплю, смиряюсь и изнемогаю. Надо мною бушует ярость Твоя, ужас Твой убивает меня. Окружают меня как вода всякий день, обступают со всех Сторон. Ты удалил от меня близких моих, друга и ближнего от страны мрака. Псалом 102 Благослови, душа моя, Господа и всё существо моё имя святое Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай благодеяний Его. Очищающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои. Избавляющего от тления жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами. Насыщающего желания твои. Обновится, как орёл, юность твоя. Творит правду Господь и суд всем обиженным. Открыл, пути Свои Моисею, сынам Израилевым дела Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается, не вечно негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Как высоко небо над землёю, так велика милость Его к боящимся Его, Как далёк Восток от Запада, так удалил Он от нас беззаконие наше. Как отец жалеет сыновей, так жалеет Господь боящихся Его. Ибо он знает природу нашу, помнит, что мы прах. Человек – как трава дни его; как цветок полевой, отцветает. Подует на него ветер, и нет его. И места его не узнать. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его. И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его, и соблюдающих заповеди Его. Господь на небесах поставил престол Свой и Царству Его всё подвластно. Благословите Господа все ангелы Его, сильные крепостью, творящие волю Его, внимая гласу слова Его. Благословите Господа все воинства Его, служители Его, творящие волю Его. Благословите Господа все создания Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа. Псалом 142

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Господи, какие чудеса: Благодатный Огонь на Гробе Господнем в Великую Субботу, голуби на Иордане в день Крещения Господня, голубь на окне Сионской Горницы, облачко на Фаворе — и все по православному календарю. Какие же доказательства нужны еще? Воистину «мертвые восстанут и не поверят». С вершины горы виден Назарет. Рядом гора, с которой иудеи хотели сбросить Спасителя после Его проповеди в синагоге. В дымке на горизонте видна гора Ермон на территории Ливана. У подножия горы Ермон берет начало Иордан. Подъезжают такси, и мы возвращаемся вниз. Господи, преобрази души наша. Направляемся в Назарет. Находится город высоко на горе. По дороге-серпантину добираемся до Назарета, населенного в основном арабами-христианами. В городе много католических храмов. Дом Иосифа Обручника находится в католическом храме «Всех времен и народов». Величие, мрамор, мозаика, витражи и полнейшее отсутствие жизни. Сплошное уныние. Посмотрев, что осталось от дома Иосифа, быстро идем в православный храм Благовещения. «В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус…» ( Лк. 1:26-31 ). Храм Благовещения воздвигнут на месте источника, у которого Пречистой Деве явился Архангел Гавриил. Видна часть дорожек и ступеньки, по которым ступала Богородица. Паломников много. Из источника — маленького круглого колодца — набираем воды, умываемся, пьем и берем с собою домой. Улочки в городе узенькие, многолюдные и извилистые. Выбираемся из Назарета. Нас ждет Кана Галилейская — город, в котором Господь совершил Свое первое чудо и где Богородица научила людей веровать. “На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте» ( Ин. 2:1-5 ).

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

Господь послал двух Своих учеников с поручением: «Пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите». Мы являемся свидетелями предведения Господа, Который знает во всех подробностях то, что произойдет. Господь имеет власть над всеми созданиями. Он посылает Своих людей отвязать и привести к Нему чужого осла. Все сердца человеческие – в руке Господней. Он может оказать влияние на тех, кому принадлежит осел, чтобы они отдали его, как только им скажут, что Господь нуждается в нем. Ученики сделали так, как Господь повелел им. Заповеди Христовы существуют не для того, чтобы подвергать их сомнению, но чтобы повиноваться им. И всякий, кто искренне послушен им, никогда не разочаруется и не постыдится. «И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса». Проповедуя словом и делом Царствие Божие, наш Господь Иисус Христос исходил много пыльных дорог, изнемогая от усталости. В Его обычае было ходить пешком из Галилеи в Иерусалим. И только однажды в Своей жизни Он совершил торжественный вход во Святый Град. И это было тогда, когда Он отправился в Иерусалим, чтобы принять в нем страдания и смерть. Его снаряжение по этому случаю было нищенским и обыденным, ибо Он был устремлен к славе Отца Небесного и равнодушен к славе этого мира. Он въезжает в город на молодом осле. Он идет с кротостью принять самые величайшие раны и поругания ради спасения всех. Он доступен всем, Его власть – в кротости и любви. Иго Его – благо. Царь Сиона приходит, восседая не на грозном скакуне, к которому не смеет приблизиться робкий проситель, не на мчащейся стрелою колеснице, за которой не может угнаться идущий пешком простой человек. Но на тихом ослике, так что беднейший из Его подданных может свободно подойти к Нему. И этот осел – не Его собственный. Господь проповедовал на воде из лодки Петра. В Пасху вкушал в принадлежавшей другому человеку горнице. И был погребен в чужом гробе. И сейчас Он восседает не на Своем осле. Однако все Ему принадлежит. Все видит Господь заранее во всех подробностях и являет Свою власть над человеческими душами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010