Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ (Ребеза Григорий Матвеевич; 22.04.1880, с. Янкулово Винницкого у. Подольской губ.- 2.12.1937), прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из крестьянской семьи. Время монашеского пострига Г. неизвестно. По анкетным данным, «служитель религиозного культа с 1895 г. Монах». В 1906 г. подвизался в Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст., затем в Добрушском во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ре Кишинёвской епархии. Служил экономом при архиерейском доме в Кишинёве. Кроме хозяйственных обязанностей и архиерейских богослужений принимал участие в общественных церковных торжествах; в годы первой мировой войны сопровождал из Кишинёва поезда в Ставку, где совершал богослужения. В сан архимандрита возведен до революции 1917 г. В 1919 г. переехал в Одессу, где служил в храме свт. Димитрия Ростовского на Втором христ. кладбище при Одесском и Херсонском митр. Платоне (Рождественском) ; был наместником Бизюкова Пропасного во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, муж. мон-ря Херсонской епархии. В 1920 г. митр. Платон предлагал ехать с ним за границу, но Г. решил остаться; был назначен в ц. Вознесения Господня (Мещанскую). Совершал тайные постриги в монашество, был духовником Одесского и Херсонского митр. сщмч. Анатолия (Грисюка) . В июле 1927 г. арестован; освобожден после 3 месяцев заключения без предъявления обвинения. В 1932 г. по делу о сдаче ценностей заключен в тюрьму на 2 месяца, где подвергался пыткам. 9 дек. 1936 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и «поддержании связи» с Истинно Православной Церковью. 13 июня 1937 г. ОСО при народном комиссаре внутренних дел СССР приговорен к ссылке в Казахстан сроком на 5 лет. Проживал в пос. Майское Бескарагайского р-на Восточно-Казахстанской обл. 25 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной работе при нахождении в ссылке», виновным себя не признал. 1 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен постановлением Свящ. Синода 28 дек. 1999 г. (Канонизирован со своим именем в миру - Григорий. В наст. время почитается под монашеским именем.)

http://pravenc.ru/text/162071.html

По завершении дела уполномоченный Всетатарской ЧК потребовал «епископа Анатолия (Грисюка), как возглавляющего академию, за неисполнение распоряжений советской власти, за нарушение общественного спокойствия и за будирование массы выслать из пределов Татреспублики на Соловецкие острова сроком на пять лет… Кроме того, просит Совет народных комиссаров Татреспублики о создании ликвидационной комиссии для полной ликвидации дел бывшей Казанской духовной академии». Епископ Анатолий был приговорен к одному году принудительных работ, но освобожден уже через девять месяцев, так как ему зачли срок предварительного заключения. «Для меня приблизилось время бед…» 28 февраля 1922 года преосвященный Анатолий был назначен на кафедру в Самару. Через год, 24 февраля 1923 года, он был вновь арестован, теперь уже Самарским ГПУ. Поводом для ареста послужило найденное при обыске в квартире владыки антисоветское воззвание, написанное от его имени. Владыка указал следователям, что это фальшивка и что, хотя воззвание и подписано его именем, оно ему не принадлежит. В результате 4 августа того же года он был освобожден. По освобождении он был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. Сразу же вслед за этим, 18 сентября, Самарское ГПУ второй раз арестовывает владыку, теперь за сопротивление обновленческому расколу. Он был обвинен также в распространении антисоветских слухов. В застенках ГПУ владыку жестоко избивали. У него была повреждена челюсть, сломаны два ребра. Из тюремной больницы, где он перенес тяжелую операцию, святителя отправили в 1924 году на три года в Туркмению – сначала в Полторацк (ныне – Ашхабад), а затем в Красноводск (ныне – Туркменбаши). В Красноводске владыка вновь тяжело заболел. По окончании срока ссылки архиепископ Анатолий вернулся в Самару и был назначен постоянным членом Священного Синода при заместителе местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). С 1928 года владыка Анатолий на Одесской кафедре. В Одессе владыка Анатолий с первых дней стал оказывать особое внимание религиозно настроенной молодежи, и вскоре вокруг него образовалась группа, которой он отдавал много любви и трудов, готовя достойных к принятию священного сана. Но события развивались трагически, и впоследствии многих его духовных чад арестовал НКВД.

http://pravoslavie.ru/4060.html

Февральский, а затем и октябрьский перевороты привнесли смятение в умы и опустошение в души людей. И лишь немногие сумели сохранить трезвый взгляд на происходящие события; одним из них был, несомненно, и профессор Несмелов. С начала 1918 года начинается цепь трагических событий, приведших, в результате, к закрытию Академии. Здания последней вначале были заняты Псковским кадетским корпусом, затем – тифозным военным госпиталем и мусульманскими военными отрядами. Профессора Академии вынуждены были существовать на нищенское жалованье, выплачиваемое еще по штатам, разработанным при Временном правительстве. Некоторые профессора покинули в это время академическую службу по причине невозможности прокормить семью на то, что получали за свои труды, некоторые умерли от тифа. Оставшиеся, движимые стремлением сохранить дух Академии, и не желая мириться с разгромом казанской высшей духовной школы, проводили занятия у себя на квартирах и в Иоанно-Предтеченском монастыре, где тогда находилось Епархиальное управление. Во время отсутствия ректора Академии, епископа Анатолия (Грисюка) , в тяжелые и трагические дни после взятия Казани Красной армией (владыка находился на сессии Поместного Собора в Москве) исполняющим обязанности ректора был Несмелов. Пользующийся безупречной репутацией деятеля твердого и последовательного в отстаивании интересов Академии, человека огромного авторитета в академически-университетских и церковных кругах, Несмелов замещал Преосвященного ректора и во время вынужденных отъездов последнего в Москву. У профессуры Академии исполнение Несмеловым подобных обязанностей, сопряженных тогда с совершенно недвусмысленными угрозами со стороны властей, вызывало тем большее уважение, что все знали о семейной трагедии Виктора Ивановича: один из трех его сыновей – Валентин, был среди тех семерых большевиков, которые вторгшись в июне 1918 года в пределы Раифской обители, были убиты сбежавшимися из окрестных сел крестьянами. Эта личная драма тяжело переживалась Виктором Ивановичем еще и потому, что избрание сыном пути, приведшего к столь бесславному концу, сам Несмелов рассматривал как личное поражение, поражение педагога, пекущегося о духовном возрастании будущих деятелей Церкви и просмотревшего духовную болезнь собственного сына. И все же это не ожесточило Несмелова, не заслонило перед ним необходимости и важности его общественно-церковного служения, не встало между ним и Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Вашего Святейшества нижайший послушник Епископ Анатолий 23 февр. (8 марта) 1921 г.». 26 марта ЧК арестовала епископа Анатолия. Были допрошены как сам Владыка, так и все профессора академии. Выяснилось, что академия действительно существует, идут занятия и лекции, проводится набор учащихся, профессора получают денежное вознаграждение за свою преподавательскую деятельность, регулярно в квартире епископа собирается Совет академии, который обсуждает вопросы о назначении профессоров, об отпуске и увольнении их, о приеме и увольнении студентов, о порядке и системе занятий и тому подобное. Однако, если состав профессоров ЧК удалось установить точно, то имен обучающихся так и не удалось узнать. При всех обысках ЧК не нашел список студентов, а на допросах ректор и профессора заявили, что таких списков и не велось, и они даже не могут указать точно число студентов, но во всяком случае их было не менее пятнадцати и не более тридцати. На вопрос следователя, предпринимались ли меры к легализации академии, епископ Анатолий ответил, что вовсе не считал нужным предпринимать какие-либо действия в этом отношении, так как считал существование академии вполне легальным и дозволенным в силу того, что она не была упразднена советской властью. При завершении дела уполномоченный Всетатарской ЧК потребовал «епископа Анатолия (Грисюка) , как возглавляющего академию, за неисполнение распоряжений советской власти, за нарушение общественного спокойствия и за будирование массы выслать из пределов Татреспублики на Соловецкие острова сроком на пять лет... Кроме того, просит Совет Народных Комиссаров Татреспублики о создании ликвидационной комиссии для полной ликвидации дел бывшей Казанской Духовной Академии» 237 . Однако уже в ноябре 1921 года академическая корпорация добилась возобновления деятельности академии в виде Богословского института. Ректором его стал профессор протоиерей Н. В. Петров. В число преподавателей вошло большинство профессоров и преподавателей бывшей Казанской Духовной академии 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.А. Кострюков Глава 18. Духовное просвещение и богословие в 1917–2008 гг. § 1. Проблемы духовного образования на родине Закрытие духовных школ началось сразу же после прихода к власти большевиков. Академии, семинарии и училища, находившиеся прежде на обеспечении у государства и не имевшие самостоятельных источников дохода, были лишены средств к существованию. По всей стране изымались и помещения духовных школ. Были также запрещены религиозные дисциплины в государственных и частных учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы. 1 ноября 1918 г. руководство Российской Церкви объявило, что не в состоянии содержать духовные учебные заведения. Сохранение духовного образования легло на преподавателей-подвижников, старавшихся на местах продолжать свою просветительскую миссию. Со своей стороны исправить ситуацию старалось и церковное руководство. В 1919 г. прекратился прием в Московскую духовную академию, в течение нескольких лет отдельные студенты сдавали экзамены и готовили выпускные сочинения уже в частном порядке. Такая же ситуация была в Петрограде – попытка присоединить академию к университету в качестве богословского факультета была отвергнута властями. В Казани благодаря действиям ректора духовной академии епископа Анатолия (Грисюка) его учебное заведение нелегально действовало еще три года после закрытия. Лекции читались на дому у профессоров, а ученый совет собирался на квартире епископа. В марте 1921 г. чекисты вышли на тайную академию, ее деятельность была прекращена, 20 преподавателей было арестовано. Все они получили условные сроки, а сам епископ Анатолий приговорен к году принудительных работ. Преподаватели не опустили руки и организовали Богословский институт, ректором которого стал протоиерей Николай Петров . Получив регистрацию, институт некоторое время действовал, но менее чем через год был закрыт. Благодаря тому, что в ходе Гражданской войны большевики надолго теряли контроль над Киевом, местные духовные школы сумели просуществовать дольше других. Однако после установления на Украине коммунистической власти в 1920 г. духовные учебные заведения были закрыты и здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разрешение было дано. После окончания следствия Раиса Григорьевна стала добиваться разрешения на свидание с братом, которое в конце концов было получено благодаря ходатайству перед властями священномученика Константина (Дьякова), митрополита Киевского. На свидание надзиратели вывели митрополита Анатолия под руки: владыка почти не владел ногами. «По старости работает слабо, но старается…» Митрополит Анатолий. Бутырская тюрьма. 1936 год 16 декабря 1936 года Главное управление государственной безопасности затребовало митрополита Анатолия в Москву, и через день он был доставлен в Бутырскую тюрьму. Здесь следователи НКВД вновь пытались добиться от митрополита подтверждения своим ложным домыслам – будто он встречался с высокопоставленным католическим деятелем на предмет организации антисоветской работы, сбора информации антисоветского содержания, предназначенной для Ватикана, а также перехода в католичество. Владыка Анатолий все эти досужие обвинения, как и прежде, категорически отвергал. Наконец утомительные допросы кончились, и 21 января 1937 года, заслушав дело, Особое совещание при НКВД постановило: митрополита Анатолия (Грисюка) «за контрреволюционную деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет». 27 января он был отправлен общим этапом вместе с уголовными в распоряжение Ухтпечлага НКВД. От стоянки до стоянки этап гнали пешком. Владыка шел медленно, и его без конца «подбадривали» прикладами по спине. Когда он терял сознание, бросали в грузовик, затем заставляли снова идти пешком. Наконец этап прибыл к месту назначения – в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. Тяготы этапа сменились изнурительным физическим трудом. Но владыка мужественно и без ропота переносил и это. В документах лагеря о заключенном митрополите значилось: «Работает добросовестно, к инструменту отношение бережное. Дисциплинирован. Качество работы удовлетворительное». В июне митрополит Анатолий заболел крупозным воспалением легких, но жестокий режим работ не смягчился. Предчувствуя скорее завершение земной жизни, владыка писал сестре: «Умоляю тебя, прими все меры, даже сверхвозможные, добейся, умоли, упроси, устрой наше свидание. Жажду перед смертью увидеть родное лицо и благословить тебя».

http://pravoslavie.ru/4060.html

1396 В письме от 17 сентября 1918 г. управляющий делами Народного комиссариата просвещения В. В. Покровский писал: «В ответ на Ваше письмо о духовных учебных заведениях управление делами Народного комиссариата по просвещению посылает вам постановление 5-го заседания Государственной комиссии по просвещению от 24 июля 1918 г. и выписку из Инструкции по проведению в жизнь декрета от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства» (ГА РФ. А-2306. Оп. 2. Д. 304. Л. 8). 1398 3 октября 1918 г. в ответ на письмо епископа Анатолия (Грисюка) отдел высших учебных заведений Наркомпроса просил Казанский губисполком «принять меры согласно Декрету Совета народных комиссаров от 2 июля к освобождению помещений Духовной академии» (ГА РФ Ф. А-2306. Оп. 18. Д. 146. Л. 10–10 об.). 1401 Кодификационно-юридическое бюро Наркомпроса было упразднено 15 января 1919 г. (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 41. (Ч. 111). Л. 517). 1403 Проект Декрета о запрете священнослужителям заниматься преподаванием и воспитательной работой в школе разрабатывался и был доложен Н.Н. Кашкаровым на 50-м заседании коллегии отдела школьной политики Наркомпроса 7 октября 1918 г. На заседании докладчику было предложено «придать проекту декрета более категорическую форму, вычеркнув из него всякую мотивировку» (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 1. Л. 74). В результате проект декрета получил требуемую Наркомпросом форму, в него была включена фраза: «Виновные в нарушении подлежат суду Революционного трибунала» (Док. VII.66). 1407 24 января 1919 г. VIII отдел НКЮ направил в комиссариат юстиции Саратовского губисполкома письмо, в котором говорилось: «На запрос от 23 декабря 1918 г. за 520 VIII отдел Народного комиссариата юстиции сообщает, что преподавание так называемого Закона Божьего в церквях допустимо» (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 701. Л. 369). Читать далее Источник: Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917 - 1918 г. [Текст] : сборник документов/Правосл. Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т [и др.] ; [сост. Л. Б. Милякова и др.]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2016. - 941 с.; 25 см. - (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви/редкол. : протоиер. Владимир Воробьёв (гл. ред.), протоиер. Александр Салтыков, свящ. Александр Щелкачев).; ISBN 978-5-7429-1007-7

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арестовали митрополита 8 августа 1936 года. Через несколько дней, 13 августа, в теплушке его перевезли в Киев, где в очень тяжелых условиях протомили четыре месяца. Там он снова заболел язвой желудка, давшей осложнение на ноги. Еще во время первых арестов владыке повредили челюсть, после чего на всю жизнь остался дефект речи. Когда по особому ходатайству Экзарха Украины митрополита Константина перед высылкой владыке Анатолию разрешили свидание с сестрой Марией Григорьевной, его к ней вели под руки: он почти не владел ногами. 16 декабря 1936 года его перевели в Москву. Владыку обвинили в преступлениях, предусмотренных статьей 5410, «выражающихся в том, что он систематически проводил контрреволюционную работу, используя в этих целях религиозные предрассудки отсталой части населения». 21 января 1937 года, заслушав дело, Особое Совещание при НКВД постановило: митрополита Анатолия (Грисюка) «за контрреволюционную деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет». Несмотря на очень тяжелое состояние и ходатайство сестры, владыку отправили этапом. Нередко святитель оказывался рядом с уголовниками, которые его регулярно обкрадывали. Больного архиерея буквально прикладами гнали пешком от стоянки к стоянке, не давая даже краткого отдыха. Когда он падал замертво, его поднимали на грузовик, но лишь он приходил в себя, снова силой заставляли идти пешком. В июле 1937 года владыка заболел крупозным воспалением легких. О нем непрестанно беспокоилась сестра Раиса Григорьевна Громадская. 11 июля 1937 года она написала письмо в ГУЛ НКВД: «Мой брат, 57 лет, арестованный 8 августа 1936 года, в настоящее время находится в Кылтовской сельхозколонии (АССР Коми), давно уже болен язвой желудка, миокардитом, затяжным бронхитом. В настоящее время, кроме этих хронических заболеваний, он заболел крупозным воспалением легких. Ввиду того, что моя сестра, сама страдающая миокардитом и базедовой болезнью, не может ни жить, ни путешествовать самостоятельно, прошу разрешить сопровождать и допустить на территорию сельхозколонии гр. Варвару Яковлевну Петрову. Гр. Петрова, хотя и не является нашей родственницей, в течение 9 лет по трудовому договору обслуживала мою сестру и брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Самары и отсюда вёл знакомство с уфимскими церковными деятелями того времени; в момент изъятия и высылки Преосвященного Самарского Анатолия [Грисюка] – Алексий воспользовался этим обстоятельством для продвижения себя по иерархической лестнице, именно: он являлся в г. Уфу к Преосвященному Давлекановскому Иоанну [Пояркову], прося его совершить над ним архиерейскую хиротонию ввиду того, что он якобы архиепископом Самарским Анатолием был избран во епископа Бугульминского и лишь изъятие [т. е. арест. – Сост.] последнего помешало оформлению его хиротонии, хотя на самом деле Преосвященный Анатолий его не избирал и Алексий ложно на него сослался. Преосвященный Давлекановский Иоанн [Поярков], доверившись этой ложной ссылке, с другими бывшими в то время в Уфе архиереями совершил его хиротонию, несмотря на то, что на свой запрос по сему покойного Святейшего Патриарха упомянутыми Преосвященными был получен телеграфный ответ от покойного Патриарха с просьбой воздержаться от совершения хиротонии и представить все данные о Буе. Это было приблизительно в конце 1923 г. или в начале 1924 г. Далее епископ Алексий явился к покойному Патриарху, испрашивал у него прощение, был покойным Патриархом прощён и назначен викарием Омской епархии, откуда с течением времени после всяких странствований явился епископом Козловским, в звании викария Тамбовской епархии, и, по словам его, с благословения Угличского архиепископа Серафима [Самойловича], временно управляет Воронежской епархией. Наконец Буй назначается епископом Уразовским, викарием Воронежской епархии, где и по настоящее время прославляется как действительный Буй. В настоящее время епископ Алексий [Буй] Патриаршим Священным Синодом отстранён от кафедры, с запрещением в священнослужении и преданием суду православных архиереев (1928). Копия верна: М[итрополит] С[ергий] [Страгородский] Архив составителя Протоиерей Люперсольский Николай. «Митрополит Сергий Страгородский – законный каноничный Заместитель Патриаршего Место- блюстителя» (Вятка) 209 Святейший Патриарх Тихон оставил Православной Русской Церкви завещание: «В случае Нашей кончины Наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора нового Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Преследованиям в 1920–1930 гг. подвергались и представители Московской Патриархии, и противники ее политики. Мало кто из архипастырей-оппозиционеров дожил до Второй мировой войны или пережил ее. После войны часть оппозиционных общин признала московское церковное руководство, часть осталась в независимом положении, причем в ряде таких общ ин впоследствии стали проявляться и сектантские черты. В условиях беспрецедентных гонений 1920–1930-х гг., невозможности созыва Соборов выполнить требования канонов в полной мере не могло ни одно из течений Российской Церкви. «Церковная жизнь в последние годы слагается и совершается не по буквальному смыслу канонов. Самый переход патриарших прав и обязанностей к митрополиту Петру совершился в небывалом и неведомом для канонов порядке», – справедливо писал священномученик Кирилл (Смирнов). И последователи митрополита Сергия, и его противники стремились к одному – сохранению Церкви. Неслучайно Московский Патриархат на юбилейном Соборе 2000 г. причислил к лику святых как представителей правой оппозиции, так и сторонников Московской Патриархии. Среди канонизированных святых, выступавших против курса митрополита Сергия, нужно назвать священномучеников Кирилла (Смирнова), Аркадия (Остальского) , Василия (Зеленцова), Дамаскина (Цедрика), Серафима (Самойловича), Серафима (Звездинского) , святителей Агафангела (Преображенского), Виктора (Островидова), Афанасия (Сахарова) и др. Среди канонизированных святых, не отделявшихся от митрополита Сергия, в святцы включены имена священномучеников Фаддея (Успенского) , Анатолия (Грисюка) , Илариона (Троицкого) , Серафима (Чичагова) , Захарии (Лобова), Константина (Дьякова) (канонизированного Украинской Православной Церковью), святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и др. Одним из критериев для внесения в святцы было то, признавал ли пострадавший патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, в то время как признание власти митрополита Сергия таким критерием не стало. Тем самым Церковь указала, что и сторонники политики митрополита Сергия, и ее противники составляли единое тело Церкви и взаимные обвинения некорректны. Правильнее возложить вину за разделения в Церкви и ее ослабление на тех, кто действительно разделял и ослаблял ее, а именно на коммунистическое государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006