Они самовольно и дерзко отнимают у небесного Судии право судить всех людей. «У нас един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» – спрашивает апостол Иаков ( Иак. 4:12 ). Зачем предвосхищаешь, как фарисей, суд Божий и судишь другого? Будем беречься, чтобы не случилось с нами за осуждение других чего худого и страшного. Вот что было с одним монахом – аввою Исааком Фивским. «Быв в соседнем монастыре, – разсказывал сам о себе Исаак, – я заметил в нем одного монаха нерадивой жизни и мысленно осудил его; а когда возвращался к своей келлии, то в самых дверях предстал пред мною Ангел и строго сказал: «Спаситель повелел мне узнать твое мнение: что должно сделать с монахом, осужденным тобою?» Исаак почувствовал вину и, повергшись пред Ангелом, каялся и просил молитв. «Встань, – сказал Ангел, – на этот раз Господь прощает тебя, но впредь страшись осуждать твоего брата, прежде нежели Господь осудит его, иначе и в сию келлию впущен не будешь» («Учил. благоч.» т. 1-й, стр. 128). 5. Разсказы о том, что не должно осуждать наших ближних 1 . Один брат в ските пал в грех . Братия собралась и послала за аввою Моисеем; но он не хотел идти. Пресвитер (священник) опять послал звать его таким образом: «Иди, тебя ожидает собрание». Авва Моисей встал и пошел. Взяв корзину с дырами и наполнив ее песком, он нес ее позади себя. Братия, вышедшие к нему навстречу, спрашивают его: «Что это такое, отец?» Старец отвечал им: «Это грехи мои сыплются позади меня, но я не смотрю на них, а пришел теперь судить чужие грехи». Братия, услышав это, ничего не стала говорить согрешившему брату и простила его (из «Достоп. сказ. о подв. св. и блажен. от.»). 2 . В одном монастыре жили два брата, и каждый из них удостоился видеть благодать Божию на брате своем 91 . Однажды случилось, что один из них в пяток вышел из монастыря и увидел кого-то ядущего утром и сказал ему: «В пяток ты ешь в такой ранний час?» В следующий день было собрание, куда пришел и брат, отлучившийся из монастыря и произнесший осуждение по поводу нарушения поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

До праздника старые ветки вербы сжигают, а новые ставят в красный угол рядом с иконами. Прощаются ли при соборовании забытые грехи? иеромонах Иов (Гумеров) Таинство Елеосвящения (соборование) – одно из семи таинств, в котором совершается врачевание души и тела через молитвенное призывается на больного благодати Божией и семикратное помазание святым елеем. Таинство это было установлено Господом нашим Иисусом Христом ( Мк. 6:13 . О существовании его в древней Церкви свидетельствует Соборное послание св. апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак. 5:14 . В этом же Послании говорится и о прощении грехов: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему( Иак. 5:15 . О прощении грехов в таинстве соборования пишут святые отцы: «Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Преподобный Амвросий Оптинский . Собрание писем в 3-х частях, Сергиев Посад, 1908, ч.1, с.80). Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи? иеромонах Иов (Гумеров) Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком ( Лк. 2: 30–31 ). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Священник является молитвенником за весь мир, по словам святителя Иоанна Златоуста , «он так приступает к Богу, как бы ему вверен был весь мир и сам он был отцом всех, прося и умоляя о прекращении повсюду войн и усмирении мятежей, о мире и благоденствии, о скором избавлении от всех тяготеющих над каждым бедствий частных и общественных» 42 . Священник – посредник, призванный преображать человеческие души, возводя их от земного к небесному. Важнейшие части его служения – оправдание («Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания» – 2Кор.3:9 ) и примирение с Богом помраченных грехом душ («Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» – 2Кор.5:18–20 ). По примеру Господа, пастырь должен заботиться не только о пастве в целом, но и о каждой отдельной душе человеческой: «Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, – говорит Господь Бог . – Потерявшуюся овцу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» ( Иез.34:15–16 ). О сложности пастырского служения святитель Григорий Богослов говорил: «Править человеком, самым хитрым и изменчивым животным, по моему мнению, действительно есть искусство из искусств и наука из наук» 43 . Словом «ο πρσβτεροι» в Новом Завете называются предки, старейшины народа, пресвитеры, «священник» означает также «старший», «πρσβυς» – старый, старец. Конечно, понятия священства и старчества, несмотря на некоторое этимологическое родство, не могут быть синонимичными. По словам митрополита Антония Сурожского , «старец – это не просто человек, который долго занимался пастырской работой и приобрел какой-то навык или опытность; старец в настоящем смысле – это нечто иное, это благодатное состояние. Старцев не «выделывают», старцы силой Святого Духа рождаются» 44 . Он выделяет три степени духовников. Основной уровень – священник – имеет благодатную силу совершать таинства. Главная опасность в том, что «молодые неопытные священники, не обладая еще духовной зрелостью и значительным жизненным опытом, думают, что уже вправе повести кающегося грешника на небо. Следующая ступень – это отцовство. Оно заключается в том, что один человек – необязательно даже священник – родил к духовной жизни другого человека, увидевшего в образе своего наставника сияние вечной жизни... Между духовным отцом и учеником возникают душевная связь и взаимное понимание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Говоря о таинстве Тела и Крови Своей, Господь призывает к нему всех, и угрожает вечной погибелью непричащающимся: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Исполняя волю милосердого Господа, Православная Церковь от начала своего причащает св. Христовых таин – всех, взрослых и младенцев. Так говорится в постановлениях Апостольских о Причащении: «да приобщается Епископ, потом Пресвитеры, и диаконы, и иподдиаконы, и чтецы, и певцы, и аскеты (σκητα, ascetici), и из жен диакониссы, и девы, и вдовицы: после дети (παιδι), и весь народ по порядку 356 . О Причащении детей в первенствующей Церкви свидетельствует Дионисий Ареопагит 357 . Бл. Августин говорит: «послушаем Господа, говорящего хотя не о таинстве св. купели, но о таинстве св. трапезы Своей, к которому приступает только правильно-крещенный: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Уже ли и при сем кто-нибудь скажет, что эта мысль не относится к детям, и что они без Причащения сего Тела и Крови могут иметь жизнь в себе» 358 . Вообще, приобщать детей есть древний обычай Вселенской Церкви. Примеч. Сей обычай древней Вселенской Церкви и на западе, где он ныне изменен, особенно в Галлии сохранялся до XII века, как свидетельствует западный церковный писатель Бона (Rerum liturgicarum lib. 2? Cap. 19), которой приводит много доказательств в защиту православного обычая приобщать детей. А Бингам (Antiquit ecclesiastic. 6, pag. seqq.) доказывает, что этот обычай еще долее сохранялся в Германии, Гельвеции и Лотарингии. 203 См. Молитву первого оглашения в чин: како в первый день огласили возраст имущих и имена Христианские им подати. 209 83-е прав. Карфагенск. Собора. 85-е прав.шестого Вселенск. Собора. По Требнику Петра Могилы , в случае недоумения крещен или нет человек, к таинственным словам Крещения должно прибавлять: аще не крещен, крещается раб, или раба Божия, и проч. 217 Чин Присоединеиия к Православной Христианской Вере из Иудеев и Магометан пространно изложен в Требнике Петра Могилы , где чин разделен на шесть оглашений, сокращеннее изложен в особо-напечатанной книге, под названием: Чинопослдование соединяемым из иноверных к Православно-Кафолической Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Учение предлагай верным чистое и святое не в препретельных человеческия мудрости словесех, как Павел говорит, состоящее, но в явлении духа и силы 824 . Предлагай слово Божие, не взирая на лица человеческие; рассыплет бо Бог кости человекоугодников 825 . Не возносися, видя плод слова Божия; Божий бо дар есть и то, что ты глаголеши, и то, что действительно есть слово твое. Богу то относить надобно, что многие обращаются от тьмы ко свету. Не отчаивайся также, видя малый плод проповеди твоей; силен бо Бог из каменного сердца учинить плотяное, и к приятию семен благочестивой веры способное. Предначинай слово твое теплыми молитвами, да вложит в мысли твои Господь, яже подобает рещи. «Ибо, как говорит Св. Григорий: когда слушателево сердце препятствующей вине, Божьею благодатью не исполняется, то по пустому словами проповедническими оно увещевается; ибо немы суть всякие уста глаголющие, если внутрь сердца не вопиет тот, который вдыхает слова слышимые» 826 . Наконец твердо содержи в памяти, и на сердце напиши неизгладимо оное златое избранного сосуда Апостола Павла наставление: подобает Епископу (разумей: пастырю, пресвитеру и проповеднику) быти непорочну, единыя жены мужу, трезвену, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну; не пиянице, не бийце, не сварливу, не мшелоимцу, но кротку, не завистливу, не сребролюбцу: свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякою чистотою 827 . Ведай притом, что аще сия сохраниши, то во второе пришествие Сына Божия над всем имением поставлен будешь; то есть славы небесной участником сделаешься, в силу оных в притче сей положенных слов: блажен раб той, егоже пришед Господь его, обрящет творяща тако. Воистину глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его. Притча двадцатая о бесплодной смоковнице § 1 Древо смоковницы имел некоторый человек, насажденное в саду своем: и пришел, ища плода на ней, и не сыскал. Сказал же к садовнику сада: се третий год уже, как прихожу, ища плода на смоковнице сей, и не сыскиваю. Сруби убо ее, для чего и землю занимает? Он же в ответ сказал ему: господине! оставь ее и в сей год, пока я окопаю округ ея и осыплю навозом, в надежде что принесет плод: а если нет, то в следующий год срубишь ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

— Господи помилуй! Честный же архиепископ лежал лицом на земле, со слезами вознося за людей моление Господу. После этого все собравшиеся на собор: царь с синклитом и народ стали почитать архиепископа Григория с особенным уважением и благоговением, изумляясь его святости и силе молитвы. Евреи же спрашивали друг друга: — Брат, видишь ли что-нибудь? И отвечал каждый: — Ничего не вижу. И все воскликнули к Ервану: — Учитель, что нам делать? Ерван отвечал: — Одни ли вы ослепли, увидев Бога христианского, или христиане также пострадали? Христиане, слыша это, сказали: — Мы, благодатью Христа, хорошо видим, и наши глаза теперь здоровее, чем были, вы же одни слепы за ваше неверие. «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя» (Пс. 93:1), Он уничтожил зрение ваше, так как вы, будучи недостойными, видели Его. Тогда Ерван со всеми евреями стал умолять со слезами архиепископа, чтобы он исцелил их ослепленные глаза и преподал святое крещение. Архиепископ спросил их: искренно ли они веруют в Господа Иисуса Христа? И все засвидетельствовали, что веруют с убеждением. Сейчас же архиепископ и бывшие с ним епископы и пресвитеры огласили их и приступили к совершению таинства крещения. Когда евреи входили в святую купель тотчас с глаз их отпадала как бы некая чешуя, и все прозревали и телесными и духовными очами, «сердцем веруют к праведности, устами же своими, Господа нашего Иисуса Христа, исповедуют к спасению» (Рим. 10:10), и все были крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, начиная с Ервана, у коего сам царь был восприемником от купели и которому дано было в святом крещении имя — Лев, царь присоединил его к своему синклиту, сделав его патрицием как человека умного и достойного чести. Ерван сильно раскаивался в своем первоначальном заблуждении, и с ужасом изумлялся, непрестанно вспоминая в уме явление Господа. — Как это, — говорил он, — жив Господь Иисус Христос, Которого наши отцы распяли и погребли и Который, как мы думали, мертв? И со слезами восклицал: — Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живого! Прости мне, что я согрешил в своем неведении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

   Когда диакон вышел из воды и поспешил к выходу, бес держал двери и не давал ему выйти. Но и эту преграду разрешила сила крестного знамения, и двери открылись. Так диакону удалось все, что он хотел, и тогда бес, как говорят, вскричал человеческим голосом:    – Не думай, что ты сам, своей силой, избег гибели! Ты был поручен Тому, Кто защищал тебя. Это молитва твоего ходатая спасла тебя!    То, что диакон, как уже сказано, остался невредимым, поразило местных пресвитеров — ведь никто из тех, кто осмеливался войти в воду в этот час, не оставался в живых. Тогда диакон рассказал все, что с ним случилось. Он узнал от них и о подвиге мучеников: те пострадали именно так, как это описал святой Григорий в своей пустыне. К этим чудесам святого диакон добавил и то, что видел и слышал, а также и то, как на собственном опыте испытал силу веры святого и как это подтвердил бес. Затем диакон вернулся к учителю, а всем христианам, как его времени, так и последующим, оставил общее прибежище- поручать себя Богу чрез его священников. И доныне по всей Церкви, а особенно в тех местах, сохраняется это выражение как память о молитвенной помощи Григория этому человеку.    Авва Даниил рассказывал: «Однажды авва Арсений подозвал меня и сказал мне:    – Доставь покой своему ближнему, чтобы он молился о тебе, когда отойдет ко Господу, — и будет тебе благо». 2. К авве Аммуну пришел брат из Скита и говорит:   – Мой духовный отец посылает меня на послушание (видимо в город), а я боюсь впасть в блуд.    Старец отвечал ему:    – Когда ты окажешься в искушении, скажи: «Боже сил, молитвами моего Отца избави мя!» 3. У одного старца был знакомый, который помогал ему. Он жил в деревне. Однажды этот человек замешкался и не пришел к тому сроку, когда он приходил обычно. У старца стали кончаться запасы. Тот все не появлялся, и запасы вышли совершенно. Кончился даже материал для рукоделия, которым старец занимался в келии. Старец начал скорбеть: у него не было ни работы, ни еды. Тогда он говорит ученику:   – Может, сходишь в деревню?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

13. А в эти дни в числе наших пресвитеров оказался некто, отравленный ядом лжеучения саддукеев 1691 , говоривший, что воскресения из мертвых не будет. А когда мы утверждали, что это предсказано в Священном Писании и доказано учением апостолов, он ответил: «Известно, что об этом сказано много. Но мы не уверены, так это или нет, тем более что Господь, разгневавшись, сказал первому человеку, сотворенному им святой рукой: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» 1692 . Что вы на это ответите, вы, которые предсказываете грядущее воскресение? Ведь божество не обещает, что человек, который превратился в прах, вновь воскреснет». А я ему в ответ: «Полагаю, что всякому католику ведомо сказанное об этом самим Господом и нашим Искупителем и патриархами. Ибо в книге Бытия записано, что когда умирали патриархи, Господь говорил: «Ты умрешь в доброй старости и приложишься к народу своему» 1693 . А Каину сказал: «Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли» 1694 . Отсюда ясно, что души, после того как они покидают тело, живут и с нетерпением ожидают грядущего воскресения. И Иовом написано, что он воскреснет при воскресении из мертвых 1695 . И пророк Давид, хотя я он говорит от лица Господа, предвидя воскресение, сказал: «Разве тот, кто спит, не должен воскреснуть?» 1696 . То есть кто будет сражен сном смерти, неужели ему не выпадет на долю воскресение? И Исайя учит, что восстанут мертвые из могил 1697 . И когда пророк Иезекииль говорит, что после того как «кости сухие» 1698 покроются кожей, укрепятся жилами, облекутся плотию, оживятся дыханием, и человек снова будет живым, то он весьма ясно говорит о грядущем воскресении. Кроме того, очевидным доказательством воскресения было и то, что когда угасшее тело одного покойного коснулось костей Елисея, оно благодаря его чудодейственной силе вновь ожило 1699 . Это доказало и воскресение самого Господа, который является «первенцем из мертвых» 1700 , который смертью смерть попрал и погребением своим вновь даровал жизнь мертвым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Все сие свидетельствует о том, что надобно верить в воскресение. Ведь если не будет грядущего воскресения, то что пользы праведным жить честно и что помешает грешникам жить бесчестно? Итак, если не будет будущего судного дня, то все предадутся своим порокам и каждый будет делать то, что ему захочется. Или ты, безбожник, не боишься того, что сказал Сам Господь блаженным апостолам. «Когда же приидет, – говорит он, – Сын Человеческий во славе Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, благословенные, наследуйте Царство»; тем, которые по левую сторону» 1723 : «Отойдите от Меня все делатели неправды» 1724 . И как само Писание учит. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» 1725 . Итак, веришь ли ты в воскресение мертвых и в суд над делами людей, когда Господь будет его вершить? Так пусть тебе ответит апостол Павел, как другим неверующим, говоря: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» 1726 «. Сраженный этими словами, пресвитер исчез с наших глаз, обещая верить в воскресение, согласно словам Священного Писания, которые мы выше привели. 15. Ссора, возникшая по наущению диавола в монастыре в Пуатье 1728 , с каждым днем все больше разгоралась. И когда Хродехильда, собравшая около себя, как мы упоминали выше, убийц, злодеев, прелюбодеев, беглых и всякого рода преступников 1729 , пребывала в готовности к мятежу, она приказала этим людям ворваться ночью в монастырь и вытащить оттуда аббатису. Услышав, что мятежники подходят, аббатиса, страдавшая подагрой, попросила отнести себя к ларцу со святым крестом 1730 , дабы защитить себя им. И когда эти люди ворвались в монастырь, они зажгли свечу и рыскали там с оружием, заглядывая повсюду в поисках аббатисы. Войдя в часовню, они нашли ее лежащей на земле перед ларцом со святым крестом. Тогда один из них, более жестокий, чем остальные, который уже ринулся совершить злодеяние и рассечь аббатису мечом, был поражен ножом другого, как я думаю, силою божественного провидения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

а) у святого Амвросия : «для защищения паствы Божией, не только поставил Господь епископов, но и ангелов определил;» б) у святого Василия Великого , — который писал к пресвитерам Никопольской церкви: «вас печалит, что низринуты вы из ограды стен; но вы водворяетесь в крове Бога небесного, и с вами — ангел-хранитель церкви (т.е. Никопольской);» и у других. Цель, с какой приставляются Богом ангелы-хранители к частным церквам, не может быть другая, кроме той, чтобы они были руководителями этих церквей и всех членов их к горнему отечеству; чтобы, как более сильные пред Богом, они ходатайствовали у престола Его за вверенные им словесные стада, а как более мудрые, наставляли самих пастырей и внушали им спасительные советы для их паствы — думать так научают нас верные понятия о Боге, который вверяет, и об ангелах, которым вверяются на хранение общества верующих. Святой Григорий Богослов в одном месте, хотя мимоходом, пишет об этом следующее: «Господь взывает и ангелам-покровителям (ибо я уверен, что особенный ангел покровительствует каждую церковь, как научает меня Иоанн в Апокалипсисе): приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни (Ис. 62:10), чтобы небыло затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении — ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в тамошнее Святая святых.» § 108. Ангелы-хранители частных лиц 1. Учение об ангелах-хранителях частых лиц имеет твердые основания в Священном Писании. 1.1. Следы этого учения встречаются еще в книгах ветхозаветных. Так Псалмопевец, изображая состояние людей, боящихся Бога и уповающих на Него, говорит в одном месте: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их (Пс. 33:8); и в другом: не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (90:10—11). Отсюда видно, по крайней мере, то, что и к частным лицам Бог ниспосылает ангелов, которые ополчаются вокруг боящихся Его и сохраняют их во всех путях их; Следовательно, сохраняют постоянно, в продолжение всей жизни, — хотя еще не видно, чтобы к каждому из подобных людей приставлялся особый, определенный ангел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010