185, 197, 222, 225, 236, 266, 293, 295, 296, 298, 303, 317, 318, 332, 333, 342, 347 Платонов Сергей Федорович; (16 июня 1860 – 10 января 1933) – русский историк. Окончил С.-Петербургский университет (1882). С 1899 – профессор С.-Петербургского университета. С 5 декабря 1909 – член-корреспондент, 3 апреля 1931 – академик Академии Наук. Арестован и выслан в Самару. 249, 388 Платонова К. И. – учительница. 183 Плоскирев Николай Иванович ; (1869 – ?). Окончил Олонецкую ДС (1889) и медицинский факультет Томского университета (1898). Впоследствии служил врачом городской амбулатории в Томске. 38, 44 Плотников Константин Никанорович ; (1862 – ?). Окончил Олонецкую ДС и С.-Петербургскую ДА (1886), к. б. С 9 октября 1886 по 1899 – преподаватель обличительного богословия, истории и обличения русского раскола в Олонецкой ДС. В 1898 рукоположен во священника. С конца 1899 по 3 августа 1901 был олонецким епархиальным миссионером. Член Олонецкого епархиального училищного совета 1892–1901. В 1901 снял сан; переселился в С.-Петербург. С 1 марта 1903 служил в Государственном контроле, где был с 30 июля 1904 младшим ревизором, с 1 июля 1906 секретарем и экзекутором, а с 28 сентября 1909 старшим ревизором департамента военной и морской отчетности. В 1903–1907 участвовал в издании журнала «Православный путеводитель». 18 мая 1908 избран товарищем председателем общества олончан в С.-Петербурге. Опубл.: Руководство по обличению русского раскола, известного под именем старообрядчества. Применительно к программам дух. семинарии. Петрозаводск. 1899; История и обличение русского сектантства (мистического и рационалистического). Изд. 3-е. Пг. 1916. 40, 41, 144, 276, 279, Победоносцев Константин Петрович ; (21 мая 1827 – 10 марта 1907) – обер-прокурор Св. Синода 24 апреля 1880 – 19 октября 1905. Издал: Московский сборник – М. 1896; Победа, победившая мир – М. 1895; Праздники Господни. – СПб, 1893. См.: Никитин В. А. Издания КП. Победоносцева и его духовно-просветительская деятельность.//Книга в России. Из истории духовного просвещения. Сб. науч. трудов. СПб. 1993. С. 139–146.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отсюда в материальной обеспеченности константинопольских школ не было устойчивости, а в расходовании школьных сумм нередко допускался произвол. С учреждением эпитропии, константинопольская патриархия получила возможность контролировать, через главного инспектора школ, и школьных ефоров, а кроме того, она распорядилась, чтобы ефоры ежегодно отдавали отчёты в своей деятельности особой комиссии, учреждённой при патриархии. Затем, к участию в содержании школ, были привлечены приходские храмы; каждый из них должен был делать определённый годовой взнос на содержание той или иной школы, и кроме того, за богослужением производился особый сбор на школы 41 . Из других распоряжений патриарха Григория VI по школьно-просветительному делу заслуживает внимания его окружное послание от 1838 года ко всем ставропигиальным монастырям патриархата касательно обучения лиц, ищущих священного сана или же состоящих в нём. Ввиду того, что многие монастырские клирики оказывались недостаточно образованными, патриарх Григорий предписал игуменам и инокам богатых ставропигий, чтобы они приглашали в свои монастыри особых учителей, для преподавания кандидатам священства общих наук (τν γκκλιον παιδεαν), а игуменам бедных монастырей приказал посылать монахов для обучения в школы соседних монастырей или сёл. В 1839 году патриарх Григорий, совместно с бывшим вселенским патриархом Константием I, патриархом Иерусалимским Афанасием III и священным синодом константинопольской церкви, опубликовал окружное послание, коим запрещалось принимать на должности народных учителей воспитанников школы – орфанотрофия на острове Андросе, основанной Феофилом Каирисом, в виду антихристианского направления учебно-воспитательного дела в этом учебном заведении. В том же году патриарх отправил послание к митрополиту Прусы Хрисанеу по поводу того, что в школах его епархии распространялось ложное учение проникшими на должности преподавателей кальвинистами; патриарх распорядился, чтобы эти учителя были изгнаны, а книги, употреблявшиеся у них в качестве учебников, всенародно сожжены. С особым сочувствием патриарх Григорий встретил перевод катехизиса московского митрополита Платона на народный турецкий язык, исполненный кесарийским митрополитом Паисием. Дело в том, что греческое население Малой Азии, вследствие векового тесного общения с турками, совершенно забыло свой родной язык и пользовалась народным турецким языком. Для нужд этой отуреченной православной паствы митрополит Паисий и сделал турецкий перевод катехизиса. Труд маститого иерарха был сперва представлен в центральную церковную эпитропию, здесь исправлен комиссией из специалистов, а после и напечатан. По выходе издания в свет, патриарх Григорий обратился к митрополитам малоазиатских епархий с посланием, в коем рекомендовал труд кир-Паисия и побуждал иерархов к распространению его в среде местного православного населения 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Учитывая всё это, Абегян приходит к предположению о том, что «Агатангехос» – раннее прозвище св. Григора, которое позднее было заменено на «Лусаворич» (Просветитель. – К.А.). Поэтому возможно, что «в более позднее время Агатангехос в названии труда было либо ошибочно понято, либо с умыслом воспринято как имя собственное» (Там же. С. 101) и под этим именем стали иметь в виду секретаря Трдата. Случилось это уже в 5 в., так как для Мовсеса Хоренаци и Лазара Парпеци «Агатангехос» – имя собственное, тогда как из двойного названия труда («История Агатангехоса, житие св. Григора». – К. А.) следует, что первоначально имя «Агатангехос» воспринималось как нарицательное. Источником для написания начальной части «Истории» могли быть народный эпос и сказания, поскольку только они могли так долго и в таком «преображенном» виде сохранить исторические воспоминания о событиях, происходивших приблизительно за 160–225 лет до того, как были изложены Агатангехосом («История» начинает изложение с событий 225 г. и доходит до последнего десятилетия 3 в., а написана она была не ранее середины 5 в.). «В этой части с именами Хосрова и Трдата связаны воспоминания о времени армянского царя Вагарша и его сына Трдата II (215–252 гг.) и позднее вплоть до 297 г., а также эпоха Трдата III. Несмотря на усилия современных историков и филологов, все же не подтверждается историческое существование царя Хосрова Великого. Он, по всей видимости, является лицом, созданным эпосом, которому приписаны деяния исторических личностей – Вагарша и Трдата II» (Там же. С. 103–104). Среди источников Агатангехоса – также мученичество Григора Просветителя, мартиролог Рипсимянских дев и «видение Просветителя», которое имеет совершенно независимое происхождение. «Учение св. Григора» целиком переведено или скомпилировано из греческого или, скорее, сирийского источника. Имелись также источники второго плана, например, мученичество «Горни и Шмона» и «Житие Маштоца» Корюна. Политические события, упоминаемые в «Истории», излагаются по армянскому народному эпосу «Персидская война».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот период установился странный обычай помазывания крестов. Помазывались не только новые кресты, но и древние, давным давно освященные и уже прославленные чудесами. Так Моисей Каганкатваци рассказывает, что, когда известный еп. Израиль открыл в Гисе крест св. Маштоца, то князь Джеваншир и агван. кат. Илиазар писали Израилю, «что они постараются прибыть к освящению и помазанию креста». А когда освящение состоялось, то католикос, «взяв с его (Израиля) позволения частичку от святого креста Маштоца, положил ее в деревянный новый киот и помазал его благословенным елеем». В это же, вероятно, время вошло в обычай освящать миро рукой св. Григория Просветителя 146 . Почему собственно стали употреблять руку св. Григория, а не удовлетворялись одним чинопоследованием с благословлевием; потому ли только, что в силу вещественной святыни вообще веровали больше, чем в молитву и благословение собора святителей, или же потому, что у армянских архиереев и католикоса не было права на освящение мира, и они желали восполнить недостаток собственной благодати святостью руки Просветителя? Ответить на этот вопрос трудно, но вероятнее последнее. Историк X в. говорит: «Вот вещь удивительная и ужасная. Говорят будто бы св. Григорий получил учение в Кесарии – и сам не мог освящать миро, и что из Кесарии получали армяне елей до собора халкидонского; что при усилении ересей, сами (армяне) отступились от римских святителей и после многих беспорядков постановили свой обряд освящения елея. Но это обряд чуждый и неистинный и взят от последующих. Это отступление и еретичество» 147 . 53 Асохик, ст. 58. Stéphan. Orbél. Hist. de la Sioun. p. 52 et 252, Sam. d’ Ani. p. 389–391; Моис. Каг. стр. 280. 54 К этому именно Нерсесу относятся слова историка Вардана (стр. 107): «При нем же (Нерсесе) были переведены книги Филаксия (очевидно Филоксена, известного монофизита первой четверти VI в.) и Тимофея Куза», тоже монофизита и сильного сторонника Евтихия. 59 Моис. Каганк. говорит: «при нем (Тер-Аббасе) вошло в обыкновение писать на адресе бумаг – католикосу Агвании, Лпинии и Чора» (стр 280)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Жития древнерусских святых как источник по истории древнерусской школы и просвещения: (из заметок и наблюдений в области древнерусской агиологической литературы) Источник (Из заметок и наблюдений в области древнерусской агиологической литературы) История русской школы и просвещения – мало разработанная область нашей исторической науки. В этой области очень мало установлено твердых научных положений. Исторические исследования дают здесь вместо фактов больше субъективные предположения, продиктованные предвзятыми тенденциями. Обстоятельных научных исследований, которые бы представляли общую историю русской школы 1 и просвещения, можно сказать, нет. Мы имеем только или общие характеристики школьного и просветительного дела на Руси или же частные характеристики отдельных представителей русского просвещения, отдельных периодов из истории русской школы 2 . Особенно печально обстоит дело в отношении древнерусской школы просвещения. Скудость показаний, которые даются на этот счет историческими памятниками, лишают историка возможности дать цельную и объективно-точную картину хода школьного и просветительного дела в древней Руси. Характерную иллюстрацию того, как мало определенного и прочного дают для цельной истории русской школы и просвещения наши научно-исторические монографии, представляет вышедшая в 1900 году книга В. В. Григорьева «Исторический очерк русской школы». Автор этой компилятивной книги использовал все важнейшие труды, относящиеся к его теме, и все же его построения по истории древнерусской школы и просвещения обосновываются от начала до конца главным образом на «теории вероятностей». Характеризуя состояние русской школы и просвещения в домонгольский период, автор на первой же странице утверждает: «так как в это время (княжение Владимира Святого) для распространения и утверждения христианства была существенная потребность в священниках, то в школах обучались главным образом те из народа, которые подготовляли себя к священству. Обучившиеся книжному знанию священники в свою очередь должны были открывать школы при своих домах и обучать детей грамоте и этим содействовать распространению грамоты» 3 . Все это утверждение не имеет за собой ни одного прямого исторического свидетельства и есть простое предположение 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Помимо коллективов из разных городов России на Валаам приехали участники из Сербии, Кипра, Белоруссии, Грузии и Армении.  По прошествии нескольких дней их пение сплелось в моей памяти в единый венок и вспоминается, как дивная музыкальная мозаика, сложенная из ярких звуковых фрагментов. Профессиональным музыкантам и специалистам в области древних церковных песнопений будут смешны рассуждения любителя, (толком не знающего профессиональных терминов), о том, чему они посвятили жизнь. Разумеется, профессионалы о фестивале напишут, «яко подобает». Журналисты расскажут по порядку о том кто и что исполнил. Я же попробую рассказать о впечатлении простого паломника и размышлениях, возникших на Валааме и по возвращении в Петербург. Подсказку к тому, как нужно относиться к пению, дала мне руководитель хора «Мелоди» Дивна Любоевич: «Я не рассуждаю о пении, я просто пою». Ну, уж, если Дивна Любоевич, чей неповторимый голос много лет радует православный мир, не берется рассуждать о песенном искусстве, то мне не стоит пытаться это делать. Перескажу то, что услышал от участников фестиваля. Концертные программы исполнялись на Певческом поле в специально сооруженном для фестиваля павильоне, увенчанном иконой Просветителя земли Русской. Перед очередным выступлением на двух больших экранах появлялись руководители хоров с кратким комментарием к тому, что будет исполнено. Эти объяснения были интересны и познавательны. Особенно рассуждения о знаменном распеве, многоголосии, утраченных древних традициях. Некоторые суждения были глубоки и афористичны. Говорили о том, что православная духовность, попав на народную почву, преобразила ее. Продюсер камерного хора Армении «Ховер» Армен Падарян увидел особую промыслительную связь между просветителем земли Русской Великим Князем Владимиром и Григорием Просветителем – основателем Армянской Церкви. А фестиваль, названный их общим именем «Просветитель», назвал великим объеденительным  событием в духовной жизни наших народов: «У нас разные культуры, но когда поем, мы едины в Боге. Когда поем, усмиряем дурные качества души. В высоком искусстве человек преображается. Пение может заставить человека сокрушаться о грехах. В пении он, как бы уплывает в другой мир и сам становится духовным инструментом, издающим дивные звуки».

http://radonezh.ru/analytics/vremya-buyn...

Вот какую великую и важную услугу нашим предкам оказали незабвенные просветители славян – преподобные Кирилл и Мефодий! (По «Ч.-М.»). 8. Гимн святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян Слава вам, братья, славян просветители, Церкви славянской святые отцы! Слава вам, правды Христовой учители, Слава вам, грамоты нашей творцы! Будьте-ж славянству звеном единения, Братья святые, Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил! (М. Розенгейм) О втором прошении молитвы Господней 1. Три вида Царствия Божия Что это за Царствие Божие, о котором мы просим Бога в молитве Господней? Бог царствует в мире видимом или во вселенной от рода родов, во все веки, над всеми и во всех; следовательио, царство Его обнимает всё, что живет в мире как видимом, так и духовном. Но по времени проявления этого царства оно является в трех видах. 1 . Бог царствует в мире видимом со времени создания его. Он сохраняет бытие и силы тварей, дарованные природе законы и направляет всё к тем благим целям, для которых создано всё живущее в природе. Без Его ведения ничто не совершается здесь: «Господь на небеси уготова престол Свой, и царство Его всеми обладает», говорит псалмопевец ( Пс. 102:19 ). Но это царство началось давно, продолжается непрерывно и доселе; а человек с самого своего сотворения введен был в это царство, как владыка всего живого и сотворенного Богом; следовательно, не этого царства просим мы в молитве Господней, когда говорим: да приидет. 2 . Господь царствует еще особенным образом в роде человеческом, – именно Своею спасающею благодатию, обитающею и действующею во св. православной церкви. Царствование это состоит в том, что Он руководит род человеческий к духовному совершенству, святости и вечному блаженству. Это царство благодати – достожеланное для всякого человека и, следовательно, оно должно составлять предмет наших забот и молитвы. 3 . Господь, наконец, царствует в мире высшем, духовном, небесном, открывая сонму Ангелов и достигших совершенства праведников Свою вечную славу. – Это царство славы, к которому направляет и подготовляет царство благодати. Всякий христианин должен стремиться, и многие действительно стремятся к достижению прославления на небе; следовательно, и это царство должно составлять предмет нашей молитвы к Богу (из кн. прот. Г. Дьяченко : «Уроки и примеры христ. надежды»). 2. Мысли св. отцов о приобретении Царства Небесного

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 16:25 19.04.2024 Владимир Мединский: Побороть эпидемию могут только политическая воля и обязательная вакцинация 30.06.2021 18:02:59 МОСКВА История показывает, что во время эпидемии никакие призывы, просветительские акции и личные примеры правителей не работают - побороть инфекцию могут только политическая воля и обязательная вакцинация, заявил РИА " Новости " помощник президента России, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. " По поводу вакцинации люди очень много любят рассуждать, какие мы молодцы - вот Екатерина II привилась первая от оспы, а вторым привился Григорий Орлов, как известно, уехал лихо на медвежью охоту, показывая, что ему все нипочем " , - сказал Мединский. Тем не менее, несмотря на усилия Екатерины II и всех последующих монархов, оспа в России как была, так и осталась в дальнейшем, напомнил он. " В меньших масштабах, она откатывалась на южные окраины, но покончили с оспой впервые в мире в СССР в 1936 году. Это был результат последовательной и крайне жесткой политики советского правительства на обязательную вакцинацию " , - отметил Мединский. В Советском Союзе с оспой покончили раньше чем в США и Западной Европе, добавил он. " Почему? Была жесткая правительственная политика на обязательную массовую вакцинацию без всяких исключений. Кстати сказать, и во всем мире оспа сошла на нет только после титанических усилий Советского Союза в послевоенные годы через ВОЗ и структуры ООН по обязательной вакцинации подавляющей части населения планеты во всех опасных районах " , - сказал Мединский. " Вот о чем надо помнить: никакие призывы, личные примеры правителей, увещевания и просветительские декреты в период эпидемии, к сожалению, не работают. Работает политическая воля и обязательность вакцинации " , - подчеркнул он. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Новости Все материалы Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/06/30/vladimir-m...

Весьма возможно, что в этом рассказе мы имеем уже позднейшую приписку, сделанную именно сирским переводчиком апокрифа и отсутствовавшую в греческом тексте. Самая мысль о составлении апокрифа в виде именно переписки Ап. Павла с Коринфянами, по Цану, могла возникнуть из 1Кор.7:1 по сравнению с 5:9. Город Филиппы, как место написания 3-го послания к Коринфянам, мог быть избран потому, что Апостол был в нём несколько раз ( Деян.16:12–40 ; – 18:5; – 20:1–6), – из Македонии писал Апостол к Коринфянам ( 2Кор.7:5–9:5 ) а из Коринфа в Македонию (1 и 2 к Фессалоникийцам). И хотя заключение Апостола в темницу, описанное в Деяниях 16:12–40, было до основания Коринфской Церкви, но на основании 2Кор.11:22 сл. (cp. 1 Посл. св. Климента к Коринфянам, V. 6. Funk, р. 68) легко было придумать другие узы Апостола в тех же Филиппах. 1393 Сделанный Канайянцем немецкий перевод толкования св. Ефрема на апокриф Цан издал в «Истории новозаветного канона», по местам сравнив этот перевод с армяно-библейским текстом по переводам Вистона и Аухера-Ринка и разными шрифтами отличив буквальный текст апокрифа от толкования или свободного перифраза св. Ефрема. 1394 Благодаря незнанию латинского текста апокрифа, Цан иногда принимает за перифраз такие слова, кои представляют более древний текст, чем —11— армяно-библейские рукописи, – и наоборот, перифраз св. Ефрема считает за текст апокрифа. 1395 Исследование Цана всецело покоится на труде Аухера-Ринка. Самостоятельный и научно-ценный труд представляет небольшая статья молодого ученого Феттера (Vetter) в католическом журнале Theologische Quartalschrift за 1890-й год. 1396 Приводимым у Ринка-Аухера свидетельствам Нерсена Лампронского (XII ст.), Феодора Кертенавора (VII ст.) и св. Григория Просветителя (IV ст.) автор не придает никакого значения – первым двум по их сравнительной недревности, а цитат из апокрифа у св. Григория он не нашел в приписываемых Просветителю Армении речах. Однако ж последние два свидетельства зачеркнуты Феттером слишком поспешно. Феодор, как мы знаем, ссылается на св. Григория, как на древне-церковный авторитет, каковой для VII-ro века могли иметь только творения глубокой христианской древности. А цитат св. Григория Феттер, как оказывается из сообщения Каррьера, не нашел потому, что искал не там, где надо, именно у Агафангела (V в.), представляющего очень древний авторитет. 1397 Впрочем эти суждения о приведенных Ринком-Аухером свидетельствах не воспрепятствовали Феттеру признать апокриф произведением глубокой христианской древности. Подобно Цану, исследователь со всею справедливостью придает существенно-важное значение комментарию св. Ефрема Сирина на этот апокриф. Комментарий представляет древне-армянский перевод с Сирского, – издан он по рукописи 999-го года, – сомневаться в его подлинности нет оснований. 1398 Во всяком случае свойства толкования дают видеть в нём произведение V-ro века и перевод с сирского. 1399 О происхождении апокрифа Феттер высказы-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, Лутц фон Падберг выдвигает еще одно предположение: «Вполне возможно, что, когда до него дошла весть о смерти фризского герцога Радбота, Бонифаций отправился вглубь Франкской империи, чтобы установить контакт с Карлом Мартеллом. Продолжая свою первую миссию, он подвизался там вместе с Виллибрордом в проповеди христианства с 719 по 721 год» 70 . Впрочем, следует признать, что скудных сведений, которые мы можем почерпнуть из существующих источников, явно недостаточно для однозначного и очевидного решения этого вопроса. Совместные с Виллибрордом труды по распространению христианства во Фрисландии знаменовали для Бонифация окончание длительного периода его ученичества. Известно, что архиепископ Утрехтский хотел сделать молодого и одаренного помощника своим преемником – совершенно определенно, что он не мог найти лучшей кандидатуры. Но Бонифаций уклонился от этой чести и вскоре покинул Фрисландию. Причины этого расставания до сих пор остаются для нас неясными. Падберг предлагает психологическое объяснение, кажущееся вполне правдоподобным: «Проще всего предположить, что Виллиброрд и Бонифаций, как две сильные и волевые личности, не смогли ужиться друг с другом» 71 . Великие миссионеры никогда больше не встречались, хотя Виллиброрд скончался только в 739 году. Не исключая возможности личных разногласий, Шифер в своих попытках объяснить это важное и ключевое решение в жизни Бонифация идет дальше: «Мы вряд ли ошибемся, если предположим, что Фрисландия больше не удовлетворяла энергии Бонифация и что его теперь – когда Франкская империя в политическом плане была успокоена – тянуло к самостоятельным трудам большего масштаба. Иначе, оставаясь и далее во Фрисландии, он должен был бы отказаться от своей давней цели – проповеди христианства родственным саксам» 72 . Во всяком случае, в 721 году Бонифаций отправился в землю Гессен, которой суждено было стать ядром его миссионерской деятельности. Роль папства в миссии епископа Бонифация Как с полным правом отмечает Шифер, «с переходом из Фрисландии в Гессен начинается великая эпоха Бонифация». 73 Но не только христианизацией языческих народов и установлением римской иерархии отмечен этот период европейской истории. Европа стала ареной, на которой встретились различные силы. Самыми значительными фигурами этой исторической эпохи, оказавшими в конечном итоге серьезное влияние на формирование облика средневековой Европы, были франкский майордом 74 Карл Мартелл, лангобардский король Лиутпранд, Римские папы Григорий II и Григорий III и византийский император Лев III. «Византийцы и лангобарды подтолкнули папство на тот путь, который привел его к соединению с франкской властью» 75 Осознание этого важного исторического факта поможет нам понять подлинную роль пап в миссионерских проектах святого Бонифация. Папа Григорий II (715–731)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010