Среди святых, чем более кто-либо свят, тем более его молитва угодна Богу. Поэтому мы должны всегда обращаться к более великим святым для ходатайства за нас перед Богом, и никогда к менее великим. Возражение 3. Христос, и как человек, именуется «Святый святых» ( Дан. 9:24 ) и, как человек, способен молиться. Однако мы никогда не призываем Христа молиться за нас. Поэтому и других святых мы не должны просить делать это. Возражение 4. Когда одно лицо ходатайствует за другое по его просьбе, оно представляет свою петицию тому, пред кем оно ходатайствует. Но нет надобности представлять, что-либо Тому, которому открыты все вещи. Поэтому нет надобности делать святых нашими ходатаями перед Богом. Возражение 5. Не нужно делать какую-либо вещь, если, и не делая ее, мы достигнем точно также той цели, для которой она делается, или если мы вообще не достигнем этой цели и при делании этой вещи. Святые будут молиться за нас одинаково, или вообще не будут молиться за нас – независимо от того, просим мы их об этом или нет, ибо, если мы достойны их молитв – они будут молиться за нас, даже если мы не просили их об этом, а если мы недостойны, они не молятся за нас, даже если мы просили их молиться. Поэтому представляется совершенно ненужным призывать их молится за нас. Этому противоречит сказанное: «Взывай, если есть отвечающий тебе, и обратись к кому-нибудь из святых» ( Иов. 5:1 ; в рус. Библ. «и к кому из святых обратишься ты?»). В толковании на это место Григорий говорит: «Мы призываем Бога, когда мы умоляем Его в смиренной молитве» («Поуч.» ПЛ 75, 723). Поэтому, когда мы хотим взывать к Богу, мы должны обратиться к святым, чтобы они молились Богу за нас. Далее мы знаем, что святые, находящиеся на небе, более угодны Богу, чем те, которые еще на земле. Однако по примеру апостола, мы должны и святых, еще находящихся на земле, делать нашими ходатаями перед Богом: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» ( Рим. 15:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Так, Августин говорит: «Если книгу, по которой все будут судимы согласно Откровению, представлять телесным образом, – кто в состоянии определить ее величину и длину? Или сколько бы времени потребовалось на прочтение книги, в которой описана вся жизнь всех и каждого? » («О граде Божием», 20,14). Так же не меньше времени. Следовательно, возможно нам следует понимать, что детали, изложенные в евангелии от Матфея, глава 25, будут осуществлены не на словах, а в уме. Ответ на возражение 1 . Причина, по которой Августин говорит, что «неизвестно, сколько дней продлится Суд», потому что точно неясно, будет ли Суд в уме или на словах. Если бы Суд должен был проходить устно, потребовалось бы значительное количество времени, но если в уме/умом, то вероятно, что Суд свершится мгновенно/в одночасье. Ответ на возражение 2 . Даже если Суд свершится единолично в уме, высказывание св. Григория говорит, что, хотя все будут знать свои поступки и дела других, как результат Божественной энергии, которую Евангелие описывает как речь ( Мф. 25,84–46 ). Тем не менее, те, кто имел веру, которую они получили через слова Господа, будут судимы этими словами, ибо написано: «те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» ( Рим. 2,12 ). Следовательно, особым образом что-то будет сказано верующим, в отличие от тех, кто не верил. Ответ на возражение 3 . Иисус предстанет в теле, и Судью смогут узнать все, и возможно, что это все произойдет внезапно. Но речь, которая измеряется временем, потребует огромного количества времени, если Суд состоится в устной форме. Раздел 3. Неизвестно ли время будущего суда? Возражение 1 . Кажется, что время будущего Суда неизвестно. Точно так же, как святые отцы ожидали с нетерпением первого пришествия, так и мы ждем второго пришествия. Но святые отцы знали время первого пришествия, подтвержденное количеством недель, упомянутых в книге пророчеств пророка Даниила ( Дан. 9 ): почему евреи и упрекаются за то, что не знают о времени прихода Христа: «Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?» ( Лк. 12,56 ). Следовательно, время второго пришествия, когда Бог придет судить, должно быть подтверждено и нам. Возражение 2 . Далее, мы можем узнать об этом времени через признаки. Теперь многие признаки грядущего суда описаны для нас в Евангелии ( Мф. 24 , Мк. 13 , Лк. 21 ). Следовательно, мы можем получить знание об этом времени. Возражение 3 . Далее, апостол говорит: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор. 10,11 ) и: «Дети! последнее время» ( 1Ин. 2,18 ) и.т.д. С того времени прошло много времени, когда эти слова были сказаны, кажется, что по крайней мере мы знаем, что время Страшного Суда близко.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Я ему служил верою, а он меня покинул, и теперь я здесь в твоей воле и власти. Захочешь меня убить — вот моя собственная сабля для этого готова; захочешь, напротив, помиловать по своему обещанию и крестоцелованию — я буду верно тебе служить, как служил до сих пор тому, кем я покинут». Шуйский приказал ему подняться и сказал, что он сдержит все, что обещал им и в чем поклялся. Когда все люди, кроме местных жителей, уже ушли из крепости, а Шуйский вновь занял ее со своими людьми, он отправил Болотникова и князя Петра с 52 немцами, которые были с ними в Туле, среди которых был и один из моих сыновей по имени Конрад, с приставами в Москву. Немцам разрешили уйти к своим, а князь Петр и Болотников некоторое время так охранялись, что никто не мог пройти к ним и они не могли никуда выйти. Клятву, данную этим двум людям, Шуйский сдержал так, как обычно держат клятвы такие люди, как он. Князя Петра, который, согласно надежным сведениям, вероятно, был царского роду, он приказал вздернуть на виселицу в городе Москве. Болотникова он отослал оттуда в Каргополь, приказал продержать его там некоторое время в темнице и, в конце концов, выколоть ему глаза и утопить. Как только Шуйский заметил, что Димитрий второй снова приближается, он перестал доверять вышеупомянутым 52 немцам и поэтому распорядился, чтобы их выслали из Москвы в некогда отнятую, как было сказано выше, у татар и лежащую в 800 немецких милях от Москвы пустынную Сибирскую землю, где им пришлось жить среди варварских народов и диких зверей, питаясь только рыбой и мясом без хлеба. Да укажет Господь праведный в милости своей пути и способы, чтобы освободиться им снова оттуда во имя Иисуса Христа. Аминь. Аминь. Аминь. На князе Григории Шаховском, который, как указано выше, был поджигателем и зачинщиком всей этой войны и подбил путивлян на возмущение тем, что он сказал и утверждал, что Димитрий не убит, а ушел с ним из Москвы и отправился в Польшу к жене воеводы Сандомирского, оправдалась поговорка: «Чем плут отъявленней, тем больше ему везет».

http://sedmitza.ru/lib/text/439108/

Публ. и Рум. Муз. (собр. Григоровича) 1690. А16 Евангелие-апракос сокращ., XIII–XIV в. Румянц. Муз. 107. А17 Евангелие-апракос сокращ. XIII-XIV в. Румянц. Муз. 108. А18 Четвероевнгелие 1401 г. Рум. Муз. 118. А19 Евангелие-апракос XIV–XV в., Московск. Синод. библ. 31–66. А20 Четвероевангелие XIII–XIV в. Синод. Типогр., в Москве, библ. 2–1200. А21 Четвероевангелие XIV в., Типогр. библ. 3–1187. А22 Евангелие-апракос сокращ., XIV в., Типогр. Библиотеки 11–1203. А23 Евангелие-апракос сокращ., XIII в. Типогр. Библиотеки 13–1188. А24 Евангелие-апракос сокращ., XIII в. Импер. Публ. библ. (собр. Верковича) Q. п. I. 43. А25 Евангелие-апракос сокращ., XIII в. Импер. Публ. библ., собр. Погодина 11. А26 Евангелие-апракос XIII–XIV в., Импер. Публ. библ. собр. Погодина 12. А27 Евангелие-апракос XIII в., собран. Рукописей И. И. Срезневского 1. А28 Евангелие-апракос сокращ., XIII в., Импер. Публ. библ. (собр. Верковича) F. п. I, 99. А29 Четвероевангелие XIV в., Импер. Публ. библ. собр. Гильфердинга 5. А30 Четвероевангелие XIV в., Импер. Публ. библ. собр. Гильфердинга 6. А31 Четвероевангелие XIV в., библ. Петерб. духовн. Академии 9 (Соф.). А32 Четвероевангелие XIV в. Импер. Публ. библ. (собр. Верковича) F. п. I, 100. А33 Евангелие-апракос сокращ., XIV в. Импер. Публ. библ. Q. п. I. 26. А34 Евангелие-апракос сокращ., XIV в., библ. Петерб. дух. академии 1 (Кирилло-Белоз.). А35 Евангелие-апракос сокращ., XIII–XIV в. Импер. Публ. библ. F. п. 13. А36 Евангелие-апракос сокращ., XIII–XIV в., Импер. Публ. библ. собр. Погодина 16. А37 Галичское Евангелие-апракос сокращ. 1283 г., Моск. Публ. и Рум. Муз. (приобретено Музеем в 1893 г.). А38 Четвероевангелие в рукописи 1404 г. пис. Хвалем, хран. в Болонской университетской библиотеке. А39 Четвероевангелие XIV в., Никольского Единоверческого, в Москве, мон., собр. Хлудова 16. А40 Реймские кирилловские отрывки Евангелия-апракоса. Примечание. Туровские отрывки Евангелия XI в., хран. в Вилепской Публ. библ., из Евангелия от Марка не содержат ни одного чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Г. более чем кто-либо из его предшественников старался превратить Рим в центр католич. церковного образования - при Римской коллегии (см. ст. Григорианский университет ) были основаны Германская коллегия (булла «Postquam Deo placuit», 1574), Греческая коллегия св. Афанасия (булла «In apostolicae Sedis», 1577), Коллегия англов св. Фомы (булла «Quoniam divinae», 1579) и Маронитская коллегия (булла «Humana sic ferunt», 1584), целью к-рых была подготовка и священников вост. обряда. Римская коллегия получила новое здание и ежегодную денежную дотацию. В 1575 г. в Риме широко праздновался юбилейный год ( «annus sanctus» ), в город прибыло ок. 400 тыс. паломников. К этому событию в Риме были проведены работы по реконструкции дорог, разбиты фонтаны, в т. ч. 2 на пл. Навона, начато строительство Квиринальского дворца. Г. скончался в Риме и похоронен в базилике св. Петра. Ист.: Magnum bullarium romanum/Ed. L. Cherubini et. al. Luxemburgi, 1742. Vol. 2. P. 387-526; Levi della Vida G. Documenti intorno alle relazioni delle Chiese otientali con la S. Sede durante il pontificato di Gregorio XIII. Vat., 1948. Лит.: Karttunen L. Grégoire XIII comme politicien et souverain. Helsinki, 1911; Schelnass K. Wissenschaftiche Forschungen unter Gregor XIII. für die Neuausgabe des Gratianischen Dekrets//Papsttum und Kaisertum: Forschungen z. politischen Geschichte und Geisteskultur des Mittelalters: FS P. Kehr/Hrsg. A. Brackmann. Münch., 1926. S. 674-690; Pastor L. Grégoire XIII: Trad. de l " allemand. P., 1938. 2 vol. (Histoire des Papes depuis la fin du Moyen Âge; 19-20); Pecchiai P. La nascità di Giacomo Boncompagni//Archivi: Archivi d " Italia e rassegna internazionale degli archivi. R., 1954. Ser. 2. Vol. 21. P. 9-47; Catalano G. Controversie giurisdizionali tra Chiesa e Stato nell " età di Gregorio XIII et di Filippo II. Palermo, 1955. (Atti dell " Accademia di Scenze, Lettere ed Arti di Palermo. Ser. 4. Vol. 15. Pt. 2. Fasc. 1); Lukács L. Die nordlichen päpstlichen Seminarien und P. Possevino (1577-1587)//Archivium Historicum Societatis Iesu. 1955. Vol. 24. P. 33-94; Polèin St. Une tentative d " Union au XVIe siècle: La mission religieuse du Père Antoine Possevin, S. J. en Moscovie (1581-1582). R., 1957. (OCA; 150); Prodi P. S. Carlo Borromeo et la trattative tra Gregorio XIII et Filippo II sulla giurisdizione ecclesiastica//Rivista di storia d. Chiesa in Italia. R., 1957. Vol. 11. P. 195-240; Cloulas I. Grégoire XIII et l " aliénation des biens du clergé de France en 1574-1575//Mélanges de l " École Française de Rome. R., 1959. Vol. 71. P. 381-404; De " Reguardati F. -M. Il fenomeno del banditismo sotto Gregorio XIII (1572-1585) et Sisto V (1585-1590): Suoi riflessi sulla nobilità//Rivista Araldica. R., 1987. Vol. 85. P. 198-207; Jacks P. A Sacred Meta for Pilgrims in the Holy Year 1575//Architectura. Münch., 1989. Vol. 19. P. 137-165.

http://pravenc.ru/text/166771.html

Законным Римским папой Г. признали Римско-Германская империя, Англия, Венгрия, Богемия, Польша, Скандинавские страны, Флорентийская и Венецианская республики и Неаполитанское королевство. В дек. 1406 г. Г. направил Бенедикту XIII сообщение о своем избрании и уведомление о принесенной клятве. В ответном послании (янв. 1407) Бенедикт XIII предложил организовать их встречу, чтобы обсудить преодоление схизмы. С 3 по 21 апр. 1407 г. в Марселе проходили переговоры о встрече Г. и Бенедикта XIII, на к-рых было достигнуто соглашение, что она состоится не позднее 1 нояб. 1407 г. в Савоне, находившейся в сфере франц. влияния. 9 авг. Г. отбыл из Рима в Витербо, с 4 сент. по 22 янв. 1408 г. находился в Сиене, 28 янв. прибыл в Лукку. Г. предложил антипапе изменить место встречи, т. к. по просьбе Бенедикта XIII, находившегося в Савоне с 24 сент. 1407 г., к ней были стянуты франц. войска. В то же время ближайшее окружение Г., а также неаполитанский кор. Владислав, представители от Венеции и Венгрии настаивали на отказе от переговоров с Бенедиктом XIII. В апр. 1408 г. под предлогом начавшихся в Риме волнений кор. Владислав ввел в Папскую область войска. Оказавшись в зависимости от кор. Владислава, 4 мая 1408 г. Г. запретил кардиналам вступать в переговоры с поддерживавшими Бенедикта XIII французами. В тот же день он объявил о возведении в кардинальское достоинство 4 чел. из своего ближайшего окружения, двое из к-рых были его племянниками: Антонио Коррарио и Габриеле Кондольмиери (впосл. папа Римский Евгений IV ). Назначение новых кардиналов нарушало условие клятвы Г. перед конклавом и вызвало недовольство Бенедикта XIII, не назначавшего кардиналов с 1397 г. 9 мая 1408 г. он возвел в кардинальское достоинство 2 чел. Франц. король, однако, пригрозил лишить Бенедикта XIII своей поддержки, если намеченная встреча не состоится. Между тем фактический отказ Г. от переговоров с антипапой и нарушение данной им клятвы вызвали раскол в его окружении. 11 мая кард. Жан Жилль отказался подчиняться Г. и бежал из Лукки в Пизу; за ним последовали еще 6 кардиналов. 31 июля эти кардиналы и часть примкнувших к ним авиньонских кардиналов приняли решение добиваться отречения как Г., так и Бенедикта XIII и созвать в Пизе Собор для избрания нового папы.

http://pravenc.ru/text/166769.html

В Мстиславовом Евангелии представлено узкое О с украшением в середине, напоминающим г . С XII в. в памятниках встречается вариант узкого О с плоским верхом ( Юрьевское Евангелие , Милятино Евангелие), характерный и для берестяных грамот (см. подробнее далее). Вариант с плоским верхом наблюдается также в боснийском уставе XIV в. Галицкое Евангелие дает модификацию широкого О с вертикальной линией, соединяющей середину верха и низа . В Слуцкой Псалтири один раз употреблено широкое О в виде квадрата ; такое же начертание зафиксировано дважды в сборнике XV в. «Летопись Авраамки». В этом же сборнике, как и в ряде других памятников XIV-XV вв., встречается начертание в виде треугольника. Известны начерки широкого О, не заполненная чернилами середина которого имеет форму креста (в Рязанской Кормчей 1284 г., Путненском Евангелии кон. XIII - нач. XIV в.). В XIII в. появился вариант широкого О с точками вверху и внизу (напр., в Погодинской Псалтири ), перешедший впосл. и в полуустав. В XI в. возник получивший распространение в уставе и полууставе особый графический тип О с точкой внутри , обозначаемый термином «О очное» по семантически мотивированной позиции употребления этой графемы в рукописях начиная с рубежа XIII и XIV вв.- в формах слова «око» и производных от него. Изначально «О очное» использовалось иначе - преимущественно в позиции начала слова и после гласных, но было возможно и после согласных (в 13 Словах Григория Богослова XI в., Вукановом Евангелии , Боянском Евангелии , Добриловом Евангелии , Погодинской Псалтири, Дечанском Евангелии, Бучацком Евангелии XIII в., Евангелии Григоровича 2-й пол. XIII в., Поучениях Ефрема Сирина XIII в., Путненском Евангелии XIII в., Рязанской Кормчей 1284 г. и др.). Постепенно, особенно с XIII в., в южнослав. рукописях становится больше графических типов О, использование которых имеет семантическую мотивацию. Появляется «О очное» с 2 точками в середине , к-рое используется в формах двойственного и мн. ч. слова «око»; восходящее к одному из вариантов начертаний «омеги» в греч.

http://pravenc.ru/text/2578023.html

Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия. Мастер Торос Рослин. 1268 г. (Матен. 10675. Л. 22 об.) Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия. Мастер Торос Рослин. 1268 г. (Матен. 10675. Л. 22 об.) К Придворной школе примыкает школа архиеп. Ованнеса (Сборник (Матен. 4243, 1266 г.), Библия (Матен. 345, 1270 г.), Евангелие (Матен. 197), Библия Хетума II (Матен. 180, 1295 г.)), давшая замечательные образцы оформления рукописей, написанных мельчайшим бисерным шрифтом болоргир. С разграблением мамлюками в 1292 г. резиденции католикоса в Ромкле завершается период «роскошного» стиля киликийской миниатюры. Сюжетная иллюстрация (листовая, текстовая и маргинальная) практически исчезла и появится только в творчестве последнего крупного худож. Киликии Саркиса Пицака (работал до 1375). Его творчество характеризуют плоскостный геометризованный стиль, симметричные композиции, яркие локальные цвета, типизированные фигурные изображения. Нек-рые орнаменты, заставки и маргиналии работы Пицака послужили образцами для оформления первых арм. печатных книг в нач. XVI в. Расцвет арм. книжного искусства приходится на 1-ю (до монг. завоевания) и посл. трети XIII в. Для рукописей этого периода характерно наличие отдельных листов с монументальными сюжетными иллюстрациями и отсутствие миниатюр в тексте. Миниатюра из Евангелия от Матфея. Мастер Саркис Пицак. XIII - XIV вв. (Матен. 5786. Л. 19) Миниатюра из Евангелия от Матфея. Мастер Саркис Пицак. XIII - XIV вв. (Матен. 5786. Л. 19) Две большие группы составляют рукописи из зап. областей провинции Бардзр-Айк (Вел. А.) на границе с Киликией и Византией. В одну из них входят Евангелия XII - 1-й трети XIII в., созданные «по образцу Григора Мурганеци». Их отличают отсутствие сюжетных иллюстраций (нек-рые добавлены позднее), художественное оформление хоранов и титулов с укрупненными элементами. Наибольший интерес вызывает Евангелие из Карина, исполненное Григором в 1232 г. (Venez. Mechit. 325/129), по роскоши декорации сравнимое с Трапезундским Евангелием XI в. Др. группа рукописей объединяется по месту создания в крупнейшем скриптории Авагванка в нач. XIII в. Здесь был создан уникальный памятник средневековья Мушский Гомилиарий-Торжественник (Матен. 7729, 1201-1202 гг.) - самая большая по размерам арм. рукопись весом 27,5 кг. Декор составлен из характерных плетенок, в к-рые вписаны фантастические существа. В качестве орнамента использована и форма арм. букв - явление, распространенное в XIII в. Оформление листа построено на контрасте роскошных заставок из орнаментов, стилизованных букв и «усиков», со ступенчатыми люнетами, и простых плетеных маргиналий. Оригинальны текстовые концовки, орнаментация инициалов, колофоны, вписанные в ширину букв. К Мушскому Гомилиарию примыкает ряд Евангелий нач. XIII в., исполненных также в Авагванке (Lond. Brit. Lib. 13655; Матен. 10359 и др.).

http://pravenc.ru/text/76104.html

254. ЛЕВ XIII Римские Папы. Список 254. ЛЕВ XIII. 1878—1903. Джоакино, граф Печчи. Родился 2 марта 1810 г. в Карпьенто, около Ананьи, в богатой семье римских аристократов. Изучал философию, теологию и право в Витербо и Риме. Был необычайно способным и разносторонне образованным человеком. Писал стихи на латыни, а Данте цитировал по памяти. Принял сан священника в 1837 г. Григорий XVI назначил его легатом в Беневенто, где Печчи принял энергичные меры, чтобы ликвидировать бандитизм. Затем он был послан в качестве нунция в Брюссель, но тридцатитрехлетний дипломат не сумел положить конец распрям, которые возникли в этой стране между иезуитами и епископатом. Отозванный статс-секретарем Антонелли, Печчи был назначен епископом епархии в Перудже, которой управлял почти 30 лет. В 1853 г. получил кардинальскую шапку. Кардинал Печчи держался поодаль от римской курии, поскольку не одобрял консервативной линии, представленной кардиналом статс-секретарем. Только во время I Ватиканского собора он принял активное участие в совещаниях, выказывая разносторонние знания и знакомство с социальными и политическими реалиями тогдашней Европы. В 1877 г. после смерти Антонелли Печчи был назначен кардиналом-камерленго, или управляющим папским имуществом. Выбирая на папский трон шестидесятивосьмилетнего, слабого здоровьем кардинала Печчи, многие выборщики считали, что он будет «проходной» фигурой, но правление Льва XIII длилось 25 лет. Специфические условия, в которых после ликвидации папского государства пришлось Льву XIII осуществлять высшую власть в католической церкви, заставили его выработать новую модель функций папы, непогрешимый авторитет которого и верховенство были признаны догматом, но границы его власти как в политической, так и во внутрицерковной сферах были в значительной степени ограничены. Первоначально Лев XIII намеревался покинуть Рим, тем более что в городе все чаще происходили антицерковные манифестации. Однако он решил остаться узником Ватикана, поддавшись на уговоры своего статс-секретаря кардинала Рамполлы, справедливо считавшегося главным творцом тогдашней папской политики.

http://sedmitza.ru/lib/text/442694/

Лит.: Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды рус. духовенству. М., 1842. С. 111-130; Красносельцев Н. Ф. Зап. миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан. Каз., 1872; Веселовский Н. И. Хан из темников Золотой Орды. Пг., 1922. (ЗИАН. ИФО; Т. 13. 6); Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913; Присёлков М. Д. Ханские ярлыки рус. митрополитам. Пг., 1916; Насонов А. Н. Монголы и Русь: (История татарской политики на Руси). М.; Л., 1940; Пашуто В. Т. Героическая борьба рус. народа за независимость: (XIII в.). М., 1956; Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960; Зимин А. А. Краткое и пространное собрания ханских ярлыков, выданных рус. митрополитам//АЕ за 1961 г. М., 1962. С. 28-40; Мерперт Н. Я., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Чингис-хан и его наследие//История СССР. 1962. 5. С. 92-119; Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом. М., 1966; Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Вост. Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966; он же. Обществ. строй Золотой Орды. М., 1973; он же. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994; он же. Денежное дело Золотой Орды. М., 2003; Греков И. Б. Вост. Европа и упадок Золотой Орды: (На рубеже XIV-XV вв.). М., 1975; он же. О характере ордыно-рус. отношений 2-й пол. XIII - нач. XIV в.//Древности славян и Руси. М., 1988. С. 125-133; Григорьев А. П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв.: (Чингизидские жалованные грамоты). Л., 1978; он же. Сб. ханских ярлыков рус. митрополитам: Источниковед. анализ золотоордынских док-тов. СПб., 2004; Егоров В. Л. Золотая Орда перед Куликовской битвой//Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980. С. 174-213; он же. Ист. география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985; Янин В. Л. «Чёрный бор» в Новгороде XIV-XV вв.//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983. С. 98-107; Хорошкевич А. Л. Монголы и Новгород в 50-е гг. XIII в.: (По данным берестяных грамот 215 и 218)//История и культура древнерус.

http://pravenc.ru/text/2581481.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010