БКОЦ. Ветхий Завет. Том III.  Иоанн Златоуст . К народу антиохийскому 12.3. С.143.  Отечник проповедника, 1163. Луг духовный. С.195.  Энциклопедия православной веры. Спб.: Летопись. — 2009, С. 613.  Там же.  De Serm. Dom. in Monte.  «Поношение» может соответствовать (информационно) реальности, оставаясь при этом греховным деянием, так как не ищет помощи для оступившегося человека, ввергая его душу в отчаяние и уныние. То есть, подобно клевете, нравственно недостойно имени христианина.  Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь  (Лев.19,16);  Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело  (Прит.11–13).  DeSerm. Dom. in Monte.  Свят. Григорий Великий.  Hom. IX in Ezech.   Фома Аквинский , Сумма теологии. II-II. 72, 3.  Энциклопедия православной веры. Спб.: Летопись. — 2009, С. 614.  Здесь со всею очевидностью показано, что оскорбление и поношение другого человека (как разновидность духовного убийства) является смертным грехом («подлежит геенне огненной»). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Иоанна_ 4 апреля 2017, 10:47 Виктор, Господь не требует от нас 100%-го исполнения всех заповедей, Он вообще не требует от нас невозможного. И конечно, Он видит все наши обстоятельства, исходные данные, возможности каждого. Но видит и наши усилия, и подвиг, хотя бы малый. «БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ, КАК СОВЕРШЕН ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ» (Мф.5:48) - вот нам " техзадание " , и наше дело - ИСПОЛНЯТЬ его со всем усердием. А что получится - не нам судить, а Судье, не только Строгому, но и Милосердному.//Надежда, надо перестраивать свою жизнь НА ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЛАД, тогда придёт понимание, как бороться со своими страстями, и силы Господь даст. Это дело долгое, подвиг всей жизни. Вот замечательная подсказка: http://www.pravoslavie.ru/102366.html. Алёна 3 апреля 2017, 17:21 Виктор вы забыли о покаянии. Сейчас время Великого Поста. Читается молитва Ефрема Сирина. ... Ей Господи Царю, даруй мне зрети моя прегрешения....

http://pravoslavie.ru/102317.html

а) Мысли о вреде праздности. I. «Как не засеянная и не насажденная земля и сама собою производит траву (сорную и негодную): так и душа, не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся в деятельности, по необходимости предается злым делам». (Златоуст). II. «Сердце человеческое не может быт праздным: душа наша не может быт оез дел. Если не занят ум святыми мыслями: он занимается мыслями пустыми или вредными! если не занято сердце ощущениями чистыми, небесными; оно дышит чувствованиями нечистыми, мутными, плотскими; если не стремится воля к небу, к выполнению св. воли Божией: она идет путем греха, в аду». (Филарет архиеп. черниг.). III. «Не бывай никогда совсем в праздности: или читай, или пиши, или молись, или размышляй» (Фома кемп.). IV. «Берегись низких побуждений, которые одни делают истинно низким труд». (Филарет м. московский ). V. «Как дождь, во множестве изливаясь на нежное растение, производить в нем гнилость и погубляет плод его; а ветры мало-по-малу осушают его и укрепляют: так бывает и с душою: бездействие, беспечность и покой расслабляют и рассеевают душу; напротив, искушения укрепляют ее и соединяют с Богом, как и говорит пророк: Господи! вь скорби помянухом Тебе» ( Исх. 33, 2 ). (Выписки из писаний отцов подвижников, 203 – 204). VI. «Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся: так точно душа и тело человеческие портятся от праздности». VII. «Покой и праздность – гибель душ, и больше демонов могут вредить ей». (Св. Исаак Сирин ). VIII. «Матерью пороков признавай леность; потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести». (Св. Нил син). б) Библ. изречения о лености. Леность а) воспрещена: не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб ( Притч. 20, 13 ). – В усердии не ослабевайте ( Римл. 12, 11 ). б) сопровождается тщеславием: ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно (Пр. 26, 16). в) приводит к бедности: доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты вставешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник ( Притч. 6, 9 – 11 ). – Ленивая рука делает бедным ( – 10, 4). – Сонливость оденет в рубище ( – 23, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А. Понятие о праздновании воскресного дня 1. Что значит праздновать? «Что значит праздновать? спрашивает святитель Филарет, митроп. московский. Быть праздным от дел и работ? – Это праздник для вещества, по своей природе косного и ленивого, а не для духа, по существу своему деятельного. Предаться безотчетно увеселениям? – называют и это праздником; но это праздник чувств и воображения, а чувства и воображение, занятое чувственными образами, составляют только низшую область человеческого существа. Какое же достоинство имел бы праздник, в котором бы не участвовало высшее и лучшее в человеке? Чтобы праздновать достойно человека, надо праздновать разумно; чтобы праздновать достойно христианина, должно праздновать духовно». (Сл. IV, 265). «Церковный праздник есть благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда плоти и собирает силы для работных дней жизни» (Сл. III, 193), – а потому «день, освященный для праздника (прежде всего) должен решительно и вполне принадлежат Богу и Его храму» 114 (Сл. IV, 7). 2. Библейские изречения о днях праздничных 1) И благословил Бог седьмый день и освятил его ( Быт. 2, 3 ; ср. Исх. 20, 8 – 11 ). 2) И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта... Семь дней есть пресный хлеб, и в седмый день праздник Господу. ( Исх. 13, 3, 6 ). 3) И сказал Господь Моисею, говоря; объяви сынам израилевым и скажи им о праздниках Господних... Вот праздники мои:.. в седмый день суббота покоя... в первый месяц, в четырнадцатый (день) месяца вечером Пасха Господня. И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу... в седмый месяц в первый (день) месяца да будет у вас покой, праздник труб... Также в девятый день седмого месяца сего, день очищения... Никакого дела не делайте в сей день... с пятнадцатого дня того же седмого месяца праздник кущей семь дней Господу... это постановление вечное в роды ваши. ( Левит. 23, 1 – 2. 6 – 6. 24. 27 – 28. 34. 41 ). 4) И пришел (Господь наш Иисус Христос) в Назарет, где был воспитан, и вошел по обыкновению Своему в день субботный в синагогу. ( Лук. 4, 16 . См. еще Иоан 12, 20 ; Деян. 20, 7 115 . 3. Главнейшие обязанности христиан во дни праздничные

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А такое учение о человеке и есть единственно истинное, чистое и вполне соответствующее понятию о человеке. В законах нравственности нет ни одного закона, который бы не охранял и не возвышал достоинства существа нравственно-свободного. Самые тонкие оттенки грехов обозначены, указаны; и самые высшие стремления бессмертного духа нашего к нравственному совершенству не только указаны, но и объяснены в живом примере и образце. Не только запрещено дело дурное, но и слово, и чувство, и желание, и сокровеннейший помысл. Чистота нраственного совершенства требуется такая, что человек должен уподобляться Самому Богу: «Будите... совершенни, якоже Отец небесный совершен есть» ( Мф. 5:48 ). III. Пророчества. О важности пророчеств, как признаков истинного откровения, особенно много мест находится у прор. Исаи; так, например, обличая язычество, пророк прямо доказывает его несостоятельность из отсутствия в нем истинных пророчеств. " Приведите (говорит он, обращаясь к язычникам) ваши доказательства... Пусть ваши боги представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги... Но вы ничто, и дело ваше ничтожно» ( Ис. 41:21, 24 ). «Где твои мудрецы? пусть они... скажут тебе; пусть узнают, что Господь Саваоф определил о Египте» ( Ис. 19:12 ). «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам» ( Ис. 42:8, 9 ). В Новом Завете мы находим такой же взгляд на значение пророчеств. Сам Иисус Христос указывал на Свои предсказания будущего, как на признак, по которому ученики Его могли убедиться в Его божественном достоинстве. Так, напр., свое предсказание о предании Его одним из учеников, Христос сопровождал следующими словами: «Теперь сказываю вам, прежде нежели сбылось то, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» ( Ин. 13:19 ). Равным образом, говоря о Своем отшествии к Отцу и будущем Своем пришествии, Иисус Христос присовокупил: «вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» ( Ин. 14:29 ). Какое важное вообще значение Иисус Христос приписывал пророчествам и их исполнению, это видно также из неоднократных указаний Его на ветхозаветные пророчества, как на доказательства истины Его учения и божественного Его достоинства: «И начен от Моисея и от всех пророк, сказаше има от всех Писаний яже о Нем» ( Лк. 24:27 ). По примеру Спасителя и Апостолы в ветхозаветных пророчествах о Мессии и в исполнении этих пророчеств на лице Иисуса Христа видели самое сильное доказательство той же истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) Затем надо помнить, что священнослужительский сан в Христианской Церкви учрежден Самим Иисусом Христом, и сан этот в высшей степени высокий, так что облеченные им, при помощи благодати Божией, получаемой ими в Таинстве священства, делаются светом для мира ( Мф.5:14 ), примером для Христова стада ( 1Пет.5:3 ), предстоятелями перед Богом, учителями благочестия и совершителями тайн Божиих. А помня это, надо поставить себе за постоянное правило – оказывать им во всякое время всевозможное внимание, искреннюю любовь и всецелое уважение. Весьма поучителен в этом отношении пример древних христиан. «Они, питая к пастырям Церкви истинную любовь и уважение, оказывали им совершеннейшую во всем покорность и послушание; с уважением принимали пастырские их наставления; обращались к ним за советом во всех важнейших своих недоумениях; с готовностью старались во всем услужить им; встречаясь с ними, преклоняли главы свои для принятия их благословения и совершенно преданы были им во всем, как своим отцам духовным» (Зап. по нрав. Богос. Соляр. т. III, стр. 397. Изд. 1864 г.) Так надо почитать священнослужителей и нам: надо любить их, надо им повиноваться и слушаться их советов, надо помогать им в нуждах и, по мере возможности, заботиться о доставлении им средств к безбедному существованию; надо молиться за них Богу и воздерживаться от осуждения их и злоречия, надо, где нужно, отдавать им должное почтение и просить их благословения, словом сказать: надо во всем и искренно выражать к ним, как к отцам духовным, свою любовь и уважение. Само слово Божие требует от нас этого. Так апостол Павел пишет: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» ( 1Фес.5:12–13 ); «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» ( Евр.13:17 ); «наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ); «молитесь» за пастырей, «чтобы Бог отверз» им «дверь для слова, возвещать тайну Христову» ( Кол.4:3 ). А Спаситель, посылая учеников Своих на проповедь , напутствовал их такой речью (изложу эту речь вкратце, своими словами): идите в мир, проповедуйте Евангелие и совершайте святые службы; вас будут ненавидеть, гнать и преследовать, но вы не смущайтесь: вам будет награда на небе; кто вас послушает, тот Меня послушает, а кто не послушает вас, тот не послушает Меня; кто примет вас, тот примет Меня, а кто вас не примет, тот не примет Меня и тому хуже будет, чем Содому и Гоморре было ( Мф.10 гл.). Эти слова относятся и ко всем священнослужителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) Что есть смерть в глазах христианина? В глазах христианина смерть есть только изменение жизни, ступень от хорошего к лучшему, от менее совершенного к более совершенному, от временного к вечному. Теперь мы видим Бога и любовь Его к нам, по слову апостола, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу ( 1Кор. 13,12 ). Здешняя жизнь представляет неисчислимое множество радостей самых разнообразных; там обещаются радости совершенно новыя, неиспытанные еще нами и даже пока для нас невообразимыя. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ). «И возрадуется сердце ваше, сказал нам в лице учеников Господь наш, – и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Иоан. 16, 22 ). Верующий посему от всего сердца благодарит Бога за дары и радости этой жизни, и когда Отец позовет его туда, к Себе ближе, он покойно, с радостною надежной идет, вверяя себя водительству божественной любви. «Ныне отпущаеши, поет он с праведным старцем Симеоном, – раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». в) А заботы, скажете, нужды, огорчения, скорби?! Что же? Когда награда дается без подвига? Жизнь есть борьба, жизнь есть подвиг. Воин стоит на своей страже: ветер рвет его платье, холод пронизывает его до мозга костей; но он стоит, не смеет сойти. Так и каждый из нас должен вынести искушение в жизни, когда оно будет послано. Постыдно бежать с поля битвы. Кроме чувства долга, живая вера в Бога Промыслителя и Спасителя да будет нашей опорой и ограждением. «Богу так угодно, да будет Его святая воля и в жизни и в смерти моей! Господь хранил и берег меня доныне, сохранит и сбережет и после, если Ему угодно, чтобы я жил. Господь весь мир содержит в Своей власти и хранит: ужели для меня одного не достанет Его всемогущества и любви?» III. Будем же всемерно стараться и молить Господа, чтобы Он помог нам достоять на нашей страже и до последней минуты жизни сохранить горящим в сердце светильник веры, чтобы на пороге к вечности могли мы сказать вместе с праведным старцем Симеоном: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Аминь. (Сост.по «Слов. и реч.» протоиерея П. Смирнова . Изд. 2-е, 1887 г., ч. I.)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В древности ниневитяне, услышавшие пророка Иону, проповедавшего им гнев Божий и разрушение города за злодеяния живущих в нем, покаялись в строгом посте («ничего не ели,... и воды не пили» – Ион.3:7 ), «и крепко вопияли к Богу», дабы Господь умилосердился над ними, кающимися, и – как уже отшедших «от злого пути своего и от насилия рук своих» ( Ион.3:8 ) – помиловал их. И Господь, видя их так кающихся и видя дела их, отменил уже определенное им наказание, не поразил гневом Своим город и не навел бедствия на население его (ср. Ион.3:10 ). По примеру древних ниневитян и нам, обреченным за тяжкие грехи на погибель вечную, следует в посте и молитве смиренно Раскаяться пред Богом в нечестии своем и в гнусных делах своих; – «может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем» ( Ион.3:9 ). Христос говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.14:15 ). Значит, свою покаянную молитву пред Богом о прощении наших личных грехов мы должны предварить 6 прощением всех согрешивших против нас. Простим же всех, кто чем-либо нас оскорбил, обругал, осудил, огорчил, обидел или какое-либо зло сделал нам... Господи! прости всех согрешивших против нас, мы их прощаем. Помилуй их и нас, Господи, по велицей милости Твоей! И укрепи нас Своею благодатью, чтобы нам впредь жить без греха, все делая во славу Твою. Аминь. 15. III. 94 Господи! Как много еще имеется во мне непреодоленных чувств от человека ветхого! 7 А ведь часто бывало в прошлом (и особенно на молитве и в напряженности духовной), когда я новым человеком являлся. Вот только при воспоминании о ребрышке, я сознаю ветхость в себе и желание вновь наслаждаться им. Господи! Ты насквозь проницаешь меня, и очи святые Твои видят ясно всё тайное во мне, всё сокровенное. Со стыдом пред Тобою, Господи, мне должно признаться в том, что порою я все еще хочу того, чего мой дух не хочет. Мое желание плотское противится во мне тому, к чему мое духовное «я» стремится: 8 Мое худшее воюет с моим же лучшим, и я в себе самом сражаюсь сам с собою. «Я – образ Божий, вовлекаюсь в греховность» – читаем у свт. Григория Богослова . Худшее во мне несправедливо противится лучшему и тогда я или убегаю грехов и противлюсь им, но не без труда, после многих борений и при небесной только помощи» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

В первом месте Спаситель ясно говорит, что живот вечный приобретается соблюдением заповедей; а во втором, что царствие Божие дается за добрые дела. Следовательно, добрые дела нужны для вечного спасения. II. Кроме того Господь учит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не исполняете того, что Я говорю?» ( Лк. 6:46 ). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего, Который на небесах» ( Мф. 7:21 ). " В тот день (в день суда) многие скажут Мне: Господи! Господи! не в Твое ли имя мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7:22, 23 ). III. «Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают» ( Мф. 7:19 ); «аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царство небесное " ( Мф. 5:20 ); «призови делатели и даждь им мзду» ( Мф. 20:8 ); «мзда ваша многа на небесех» ( Мф. 5:12 ). Из этих мест ясно видно, что мзда дается за труды, и если жизнь вечная называется мздою, – то предваряет ее делание, труд и заслуга. IV. «Приити... имать Сын человеческий во славе Отца Своего со ангелы Своими, и тогда воздасть комуждо по деяниям его» ( Мф. 16:27 ); «рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» ( Мф. 25:21 ); «достоин... есть делатель мзды своея» ( Лк. 10:7 ). Все эти слова Спасителя ясно показывают, что воздаяние от Бога получается только за добрые дела. V. Св. ап. Павел говорит о себе: «аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь» ( 1Кор. 13:2 ). VI. Св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит от лица Божия: «се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делам его " ( Апок. 22:12 ). VII. Св. ап. Иаков с особенною силою учит о необходимости соединять христианину добрые дела с верою: «Что пользы, братия мои... говорит он, что он имеет веру, а дел не имеет? Неужели может...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: «Доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен, ибо сегодня получил приобщение» («Беседы» Григория Двоеслова , кн. 4, гл. 55). Итак, если молитвы за умерших столь для них потребны и столь спасительны, будем усердно совершать их, особенно за Литургией, во время принесения Бескровной Жертвы за живых и умерших. Еще больше любви мы покажем к умершим, если к участию в нашем молении за них будем приглашать и других благотворениями в память их. Такие благотворения вызывают благодарность в одолжаемых нами и побуждают их молиться за тех, в память которых делаются одолжения. (См. «Сборник для назидательного чтения», еп. Виссариона, издание 1891 г., стр. 77–86). III. Будем же, братие, всегда молиться об умерших, руководимые духом христианской любви к ним, которая николиже отпадает. Приложение к беседе 1. А Основание молитв Церкви за умерших поучению слова Божия и св. отцов Что молитвы Св. Церкви за умерших, принесение Бескровной жертвы за преставльшихся сильны извести содержимых во аде на свободу славы чад Божиих – в Царство Небесное, на это есть прямые указания Священного Писания . 1) Предостерегая нас от молитвы за ближних, неугодной Богу и бесплодной для них, св. ап. Иоанн Богослов дает такую заповедь : «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин.5:16 ). Но все, умершие с истинным раскаянием, свободны от смертного греха уже по тому одному, что они раскаялись, «ибо грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают и жестоковыйно (упорно) восстают на благочестие и истину... В таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения» (VII Вселенского собора прав. 5). Стало быть, все умершие с истинным покаянием, хотя бы прежде и находились в смертных грехах (а тем более если не находились), принадлежат к числу тех ближних наших, за которых нам заповедано молиться без всякого сомнения и колебания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В этом мире прекращается естественное для мира сего движение, телесные действия, и его насельники приобретают принципиально новые возможности и способности, в том числе и в плане передачи информации и получения знаний, – «все тамошние устроения уничтожат всякое точное мнение, которое мы имеем сейчас в наших предположениях относительно истины» (Он же. Беседа 39, 19). «Добродетель есть естественный путь». Но «в новом веке ничего из этого не требуется, ведь духовный образ жизни в ином знании, которое появляется не в результате телесных или душевных трудов... в духовном образе жизни нет ни размышления, ни помысла, ни возбуждения, ни движения» (Он же. Беседа 10, 6). В будущем веке человек уподобится «быстрым и легким естествам, которым не препятствуют тела или действия по причине быстроты и просветленности умов их», «которые не нуждаются во времени и месте» (Он же. Беседа 20, 8), ему – после всеобщего воскресения, когда приобретается «непоколебимость», – станет доступной «, которой обладают только небесные чины», служение которых «заключается в возношении хвалений Богу в том великом безмолвии, что разлито по всему их миру» (Он же. Беседа 12, 1–2; 14, 14). На него ниспадут «безмолвие и тишина; ибо прекращается в поведении новой жизни всякое пользование чувствами» (Он же. Беседа 13, 2). 176 «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что [так] поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась [во мне] обильно с верою и любовью во Христе Иисусе»: 179 «Мы называем истинной свободой только ту свободу, которую даровал нам Господь, избавив нас от желаний, страстей и других чувственных желаний» (Strom. III, 44, 4). Как писал Григорий Нисский , «через свободу человек богоподобен и блажен» (PG. Т. 46. Col. 524а), «так что истинная свобода – “духовная» собственность, дар Святого Духа» (Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства: систематическое изложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010