§ 103. Сочинения св. Иакова содержания догматического и нравственного. Св. Афанасий писал к епископам Египетским против ариан: «Если что писано было православными, как например, Иаковом и другими из Месопотамцев, нечего было подозревать в написанном; там открытый, простой дух мужей апостольских» 58 . Геннадий, писатель V века, свидетельствует, что Св. Иаков писал 26 сочинений, и, выставляя самые заглавия их, прибавляет, что они недавно переведены с сирского языка 59 . Ныне известны на армянском языке 18 Слов св. Иакова, писанные по просьбе св. Григория, просветителя Армении. По содержанию это те же поучения, о которых говорит Геннадий, хотя многих, упоминаемых Геннадием, нет в числе армянских; последнее не ослабляет подлинности армянских Слов, потому особенно, что в Армении сохранены были с особенною заботою, конечно, те наставления св. Иакова, которые писаны были для Армении 60 . К тому же содержание и дух этих наставлений вполне приличны мудрому пастырю Низибийскому 61 . По содержанию некоторые из них догматические, другие нравоучительные. Из числа последних слова о любви, о посте, о покаянии, о смирении дышат глубоким благочестием; любовь, учит он, есть исполнение закона евангельского; она – основание святости, заповеданной Господом, и сущность учения христианского. Назидательно слово о девстве и другое о сынах обета; слово о священнослужителях – прекрасное пастырское наставление для пастыря, между прочим о его обязанности учить и совершать тайну Евхаристии. Из числа догматических Слово о вере излагает понятие о вере и ее значение в спасении души. «Твердое и истинное основание всей нашей веры есть Господь наш Иисус Христос . Посему, когда кто приступил к вере, он поставлен на камени твердом, который есть сам Господь наш Иисус Христос ( 1Кор. 10:4 )». В 16 Слове превосходно доказывается из Свящ. Писания как божество Сына Божия, так и то, что Иисус Христос есть обещанный Мессия. С таким же превосходным разумением точного смысла Писания, св. Иаков обличает иудеев в 11 Слове за обрезание, в 12 за субботу, в 18 за тщетные надежды на восстановление Синагоги; в 7 слове о покаянии, убеждая чистосердечно открывать грехи свои, говорит: иначе священник не может знать болезней твоих. В 8 слове обличается неверие некоторых в воскресение мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Для правильного восприятия всего того, что будет предложено многоуважаемому читателю в данной книге, она разделена на части соответственно четырём церковно-историческим периодам. Первый период посвящён событиям трёх веков принятия Арменией Христианства (I–III века по Р.Х.): проповедь святых апостолов в Великой Армении; учреждение ими здесь епископских кафедр; дальнейшая участь святых апостолов, их блаженных учеников и преемников, тех, которые проповедовали в Великой Армении; история первых христианских общин Великой и Малой Армении, и армянских миссионеров, просвещавших Западную Европу. Второй период (III–IV века) посвящён рассказу о проповеднической деятельности великого Григория Аршакуни, Просветителя армянского, и его прославленных в чине святых сыновей и внуков; будет рассказано о блестящем реформаторе Армянской Церкви IV века, святом архиепископе Нерсесе Великом (Аршакуни), о его трудах по переустройству Армянской Церкви. Третий период, можно сказать, самый обширный по своему содержанию, осветит деятельность святых учителей и «вторых просветителей» армянских архиепископа св. Саака Партева и вардапета св. Месроба Маштоца, их работу по созданию национального алфавита; будет рассказано о церковных реформах, проведённых ими; о небольшом несторианском периоде в истории Армянской Церкви; о борьбе св. Саака с несторианами Армении; о полководце св. Вардане Мамиконяне и освободительной войне армян-христиан против персов-маздеистов; о IV Вселенском Халкидонском Соборе и о борьбе, развернувшейся в Армении вокруг него; о святых учениках Саака и Месроба, о притеснениях, которые им пришлось претерпевать со стороны армянских монофизитов; о соборе в Эчмиадзине в 491 г.; о двух соборах в Двине; об армяно-византийских церковных отношениях; о создании в греческой части Армении в конце VI века православного католикосата, который был учреждён содействием императора Маврикия, и о событиях, произошедших в то время в Армении; об объединении армян с византийцами под единое знамя Православия на соборах в Феодосиополе Армянском в 633 г. и в Двине в 652 г. И наконец, в последнем, четвёртом периоде будет рассказано об отношении армян-монофизитов к святым иконам; о Соборе в Константинополе, созванном в 843 г., который предал анафеме иконоборцев; об армянах-халкидонитах, сыгравших главную роль в установлении иконопочитания в Византии; о дальнейшей судьбе Армянской Церкви; о роли и деятельности армян-халкидонитов в Византии; о православных армянских общинах Рима, Малой Азии, Греции, Грузии, Фракии, Палестины и др. В конце же книги автором приведено также «Приложение», в котором приводятся зафиксированные православными летописцами исторические свидетельства об истинности Православного учения и ложности учения монофизитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даже переходя к изложению событий, коих автор был современником, он остается верен манере краткого летописания, оправдывая себя тем, что события 1236–1265 гг. подробно писали вардапет Ванакан и Киракос Гандзакеци 396 . Упомянув каких–нибудь три события, произошедших в его время, он завершает труд смертью католикоса Констандина в 1267 г. Еще один ученик Ванакана, инок Магакия (Малахия), составил «Историю народа стрелков» 397 , описав походы татар 1228 и 1272 гг. 398 «Новая история» (или «История Армении») 399 Мхитара Айриванеци 400 , историка, поэта и просветителя 13 в., представляет собой хронику от Адама до 1289 г. Труд этот ценен уникальными сведениями, основанными на не сохранившихся до наших дней источниках. В начале своего сочинения Мхитар приводит историю грузин, кавказских албан, греков, персов, сельджуков, татар, излагая ее достаточно подробно и приводя хронологические списки правителей и духовенства 401 . Для историков Церкви интересен также составленный Айриванеци сборник «Чарынтир» (написан в Айриванке в 1283 г.), в котором описываются более 100 книг, предназначенных для обязательного чтения. Брат киликийского армянского царя Хетума I Смбат Спарапет (также Смбат Гундстабл; 1208–1276) – военачальник, государственный деятель, дипломат, правовед и историк 402 , в своих «Хрониках» (или «Истории») 403 описывает события с 400 г. армянского летосчисления (951 г.) до 585 г. (1136 г.) 404 . Ее содержание примерно на три четверти совпадает с содержанием труда Матеоса Урхаеци и является конспективным, подчас дословным извлечением из него. Кроме Урхаеци, Смбат использует труды Григора Ереца, Михаила Сирийца и Гульельма Тюросского. С 541 г. (1092 г.) особое внимание в хронике уделено Киликийскому государству; в завершающей части изложены события с 735 г. (1286 г.) до 1331 г., считается, что эта часть дописана неизвестным продолжателем 405 . Этот отрывок, как и некоторые другие, имеет характер составленной по годам памятной записи. Смбат приводит достаточно много подробностей об армяно–византийских, армяноарабских, армяно–грузинских, армяно–сельджукских отношениях, сведения о военнополитических отношениях с монголами, о визите Хетума I в Каракорум. Он останавливается также на вопросе эмиграции армян с территории исторической Великой Армении в Византию, осуждает политику крестоносцев в отношении Киликии, сообщает подробности об армянских князьях, землях, принадлежавших им правах, а также о внутренних противоречиях среди армянской знати. Эти сведения дают определенное представление об общем состоянии общественно–политической жизни в Киликийской Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1982. С. 8-10). С тех пор установился порядок, по к-рому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Г. П. позаботился о том, чтобы эта должность сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса . Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки еп. Албиана - Албианиды. В IV в. на Патриарший престол вступают то Григориды, то Албианиды в зависимости от политической ориентации арм. царей ( Тер-Минасянц Е. Взаимоотношения Армянской Церкви и сирийских Церквей. Эчмиадзин, 1908. С. 37 и сл. (на арм. яз.)). В начальный период христианства значительную роль играли миссионеры-хорепископы, к-рые отправлялись для проповеди нового учения не только в отдаленные области Армении, но и в сопредельные страны. Так, внук Г. П. сщмч. Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов». Христ. церкви и мон-ри возникали на месте языческих храмов, земли к-рых Трдат III передавал служителям Церкви в вечное и неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, к-рый должны были вносить священники в царскую казну. Складывавшееся духовное сословие было приравнено к азатам (высшему военному сословию в Армении и Иране) и пользовалось теми же правами. Арм. духовенство расширяло владения за счет земель упраздненных языческих храмов, конфискованных гос-вом земель опальных и уничтоженных нахарарских домов (История арм. народа. Ереван, 1984. Т. 2. С. 71-80 (на арм. яз.); см. указанную там лит-ру). К концу жизни Г. П., передав кафедру сыну, стал отшельником в пещерах Мане. Обнаруженные местными пастухами мощи Г. П. разошлись по христ. миру вплоть до Греции и Италии. Главная святыня, десница Г. П., хранится в Эчмиадзине и является офиц. символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. В Византии история обращения Армении Г. П. стала известна не позднее V в., когда греч.

http://pravenc.ru/text/168061.html

М. Э. Ширинян Гимнография Ряд средневековых авторов (Ванакан Вардапет, Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци, Григор Татеваци и др.) свидетельствуют о М. Х. как о выдающемся гимнографе. Кроме этого в «Истории Армении» М. Х. привлекает внимание тот факт, что автор проявлял особый интерес к сведениям, связанным с муз. искусством. М. Х. описывает церемонии, обряды, военные шествия, дворцовые празднества и звучавшую во время них музыку, музыкантов и их инструменты, цитирует или пересказывает образцы древнейших арм. эпических песен. Осознавая высокую художественную ценность песен, М. Х. включил их в «Историю». Эти эпические фрагменты М. Х. называет «сказом», «песнью випасанов», «легендой», «гусанской песнью», «песнью перечисления». Форма их исполнения, характерная для синкретических муз. жанров, бытовавших в древней Армении, представляла собой мелодекламацию, которая чередовалась с целостными песенными фрагментами. М. Х. описывает это так: «Сказывают все это старцы из Арамова племени на память в сопровождении игры на пандирне в песнях с представлениями и танцами» ( Мовсес Хоренаци. История Армении. 1990. Гл. 6). Согласно средневек. спискам гимнографов, М. Х. приписано ок. 100 духовных песнопений. Среди них широкоизвестные шараканы , сохранившиеся в составе канонов на Рождество, Богоявление, Сретение, Воскресение и другие праздники (см. также ст. Армянский обряд , разд. «Церковное пение и гимнография»). Многим из них присущи празднично-возвышенные, лирические чувства или же эпически-распевный склад, что нашло отражение в песнопениях мелизматического типа. Большинство исследователей склоняются к выводу, что, вероятно, М. Х. частично использовал в своих шараканах известные ему мелодии дохрист. эпохи, переосмысленные и приспособленные к требованиям Осмогласия. Музыкально-стилистический анализ этих песнопений выявляет среди них наличие как образцов, сохранивших свой первоначальный облик, так и переработанных в более поздние времена. Богатством мелодического компонента особенно отличаются гимны, посвященные Богоматери. Очевидно, что духовные песнопения М. Х. в силу ряда своих художественных достоинств послужили образцом для авторов последующих веков. По-видимому, многие из них были заново распеты католикосом Нерсесом IV Шнорали , Варданом Аревелци и др. В Гандзаранах (сборниках праздничных песнопений) сохранились песни под именем М. Х., посвященные св. Григорию Просветителю и арм. царю Трдату III . О М. Х. как о музыканте свидетельствуют и др. источники, такие как предание в повествовании «О святых армянских вардапетах Мовсесе и Давиде» ( Гарегин (Срвандзтянц). 1874). Исследования последних лет убедительно доказали, что перу М. Х. принадлежит также одно из наиболее ранних толкований, относящихся к арм. Восьмигласию, «О церковных чинопоследованиях», к-рое имеет важное значение для истории формирования системы Осмогласия, сведений о ранних формах использования Псалтири.

http://pravenc.ru/text/2563886.html

Писано в наших книгах: “Кто обратит грешника от ложного пути его – спасет душу от смерти и покроет множество грехов” ( Иак.5:20 ). Желал бы я и тебя спасти от погибели и наставить на путь истинный». От этих слов начальник пришел в ярость и велел предать Каллиника жестоким истязаниям, но мученик вынес их с дивным терпением; потом отправили его в г. Бангры, чтобы предать там его огню. Путь был трудный и мучительный; измученный и ослабевший от испытанных истязаний, он должен был поспевать за воинами, которые ехали на конях; железные сапоги с острыми гвоздями на каждом шагу причиняли ему жесточайшую боль. Но мученик уповал на Бога, молился Ему во все время пути, и Бог не оставлял его Своей милостью. Погода стояла знойная, воины, сопровождавшие его, изнемогали от жажды и зноя. Каллиник, жалея о них, обратился к Господу с молитвой, и по молитве его вдруг из камня полилась вода. Язычники воскликнули: «Велик Бог христиан!» Но вот привели его и в город, где должна была совершиться казнь. Увидя приготовленный для него огонь, он воскликнул радостно: «Благодарю Тебя, Отец Небесный, что удостоил меня пострадать за имя Твое! Прими в мире дух мой». С этими словами он взошел в огонь и предал душу свою Богу. Это было в половине 3-го века. Тело его осталось невредимо в огне и было благоговейно похоронено христианами (Ч.-М.). III. Св. Григорийпросветитель Армении. Св. Григорий был первый архиепископ Армении. Сын Анака из царского рода Артакидов, оставшись сиротой в детстве, он вырос и получил христианское образование в Кесарии Каппадокийской. Вступив потом в службу к Тиридату, возведенному на армянский престол Диоклитианом, Григорий отличался преданностью князю, но вместе пламенел ревностью к св. истине. Армения тогда, за исключением немногих мест, была еще языческой. Григорий смело проповедовал св. истину слепым язычникам. Однажды Тиридат торжественно приносил с двором своим жертвы Артемиде. Один Григорий не принял участия в деле нечестия. «Я верно служу царю земному, хочу быть верным и Небесному», – говорил он Тиридату.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Селезнев Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. – М.: Euroasitica, 2002. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.186–191. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.16–19. Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.300–303.  Библиография работ автора: О Пасхе//Христианское чтение. – СПб.,  1839. – Ч.4. Письмо к св. Григорию, просветителю Армении, о посте//Христианское чтение. – СПб.,  1843. – Ч. 4. Письмо о вере//Христианское чтение. – СПб.,  1839. – Ч. IV. Письмо о молитве к Григорию, просветителю Армении//Христианское чтение. – СПб.,  1842. – Ч. 1. Слово о воскресении мертвых//Христианское чтение. – СПб.,  1837. – Ч. III. Слово о смирении//  Христианское чтение . – 1827. – Ч. 26. Тахвита о сынах Завета/Пер. прот. Леонида Грилихеса и Г.М.Кесселя//БТ. – 2003. – Сб. 38.  Тахвиты " О посте " и " О молитве "/Пер. с сир.: прот. Леонид Грилихес и Г.М.Кессель//Богословский вестник. – Московская Духовная Академия и Семинария; Сергиев Посад. – 2004. – 4.  Библиография работ автора на языке оригинала: Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes/Ed. J. Parisot. P., 1894-1907. (PS; 1/1-2); Pereira E. Jacobi Episcopi Nisibeni Homilia de Adventu Regis Persarum adversus urbem Nisibis//Orientalische Studien T. Nöldeke gewidmet. Gießen, 1906. S. 877-892; Garitte G. La version géorgienne de l " Entretien VI d " Aphraate//Le Muséon. 1964. T. 77. P. 301-306; La version arménienne des œuvres d " Aphraate le Syrien/Ed. G. Lafontaine. Louvain, 1977-1980. 3 t. (CSCO; 382-383, 405-406, 423-424); Sauget J.-M. Entretiens d " Aphraate en arabe sous le nom d " Ephrem//Le Muséon. 1979. T. 92. P. 61-69; Baarda T. Another Treatise of Aphraat the Persian Sage in Ethiopic Translation//Neutestamentliche Studien. 1981. Bd. 27. S. 632-640; Aphraate le Sage Persan. Les Exposés/Trad. et préf. M.-J. Pierre. P., 1988-1989. (SC; 349, 359) [франц. перевод]; Арнганат. Demonstrationes. Unterweisungen/Übers. P. Bruns. Freiburg, 1991. 2 Bde. (Fontes Christiani; 5/1-2) [нем. перевод].

http://bogoslov.ru/person/2599009

Помимо коллективов из разных городов России на Валаам приехали участники из Сербии, Кипра, Белоруссии, Грузии и Армении.  По прошествии нескольких дней их пение сплелось в моей памяти в единый венок и вспоминается, как дивная музыкальная мозаика, сложенная из ярких звуковых фрагментов. Профессиональным музыкантам и специалистам в области древних церковных песнопений будут смешны рассуждения любителя, (толком не знающего профессиональных терминов), о том, чему они посвятили жизнь. Разумеется, профессионалы о фестивале напишут, «яко подобает». Журналисты расскажут по порядку о том кто и что исполнил. Я же попробую рассказать о впечатлении простого паломника и размышлениях, возникших на Валааме и по возвращении в Петербург. Подсказку к тому, как нужно относиться к пению, дала мне руководитель хора «Мелоди» Дивна Любоевич: «Я не рассуждаю о пении, я просто пою». Ну, уж, если Дивна Любоевич, чей неповторимый голос много лет радует православный мир, не берется рассуждать о песенном искусстве, то мне не стоит пытаться это делать. Перескажу то, что услышал от участников фестиваля. Концертные программы исполнялись на Певческом поле в специально сооруженном для фестиваля павильоне, увенчанном иконой Просветителя земли Русской. Перед очередным выступлением на двух больших экранах появлялись руководители хоров с кратким комментарием к тому, что будет исполнено. Эти объяснения были интересны и познавательны. Особенно рассуждения о знаменном распеве, многоголосии, утраченных древних традициях. Некоторые суждения были глубоки и афористичны. Говорили о том, что православная духовность, попав на народную почву, преобразила ее. Продюсер камерного хора Армении «Ховер» Армен Падарян увидел особую промыслительную связь между просветителем земли Русской Великим Князем Владимиром и Григорием Просветителем – основателем Армянской Церкви. А фестиваль, названный их общим именем «Просветитель», назвал великим объеденительным  событием в духовной жизни наших народов: «У нас разные культуры, но когда поем, мы едины в Боге. Когда поем, усмиряем дурные качества души. В высоком искусстве человек преображается. Пение может заставить человека сокрушаться о грехах. В пении он, как бы уплывает в другой мир и сам становится духовным инструментом, издающим дивные звуки».

http://radonezh.ru/analytics/vremya-buyn...

Узкий и прискорбный шествовав путь, отче Григорие,/телесне убо преставился еси, духом же жив Богу предстоиши,/но яко имея дерзновение к Богу, моли спастися нам. Предел неуклонен веры/и воздержания образ имуще подвиги твоя, преподобне,/воистину Зиждителя песньми величаем. Богородичен: В Тя вселися, Всенепорочная,/и иже первее родоначальным злообразно запенша/человеко-убийцу низложив,/Родивыйся из Тебе вся ны спасл есть. Светилен: Мирскаго пристрастия, яко от скверны, уклонился еси,/и, алчбою плоть увядив, обновил еси душу мужеством, преподобне,/ и славою обогатился еси Небесною, славне./Темже моля не престай о хвалящих тя,/отче Григорие преподобне. Слава, и ныне, Богородичен: Воистину Богородицу Тя исповедуем, Владычице, спасшиися Тобою,/Бога бо неизреченно родила еси,/разоршаго Крестом смерть,/к Себе же приведши преподобных соборы,/с нимиже Тя восхваляем, Дево. На хвалитех стихиры на 4, глас 6. Самогласны: Богомудре Григорие,/славу маловременную оставив/и в пустыню вселився,/плотское мудрование все духу повинул еси;/пощеньми и страданьми утвердився,/ко отцом преставился еси в старости добрей./Темже молим тя ныне, чада твоя://моли о нас, спастися душам нашим. Возсия днесь пресветлая и всепразднственная память твоя,/отче преподобне Григорие,/созывающи многочисленное постников сословие/и преподобных ликостояние,/Ангелы же с человеки/яко воистину к похвалению/в Троице покланяемаго Бога нашего,//Егоже моли о душах наших. Богоносне и преподобне, блаженный отче Григорие,/не дал еси сна твоим очесом,/ни веждом дремания,/сердечное желание еже ко Христу сими являя,/Егоже от юности возлюбил еси,/и живяше в тебе Христос Бог наш/со Отцом и Святым Духом./Того моли, богоблаженне отче,//спастися душам нашим. Слава, глас 8: Преподобне отче Григорие,/глас Евангельский услышав,/мир оставил еси,/богатство и славу в ничтоже вменив,/душу с телом очистив от всех страстей,/и Святаго Духа прекрасная обитель явился еси и вселение,/и радость вечную восприял еси, блаженне и премудре./Темже и стада монахов со архиерейскими чинми, чудесы удивляеми,/достолепно и радостно от души вопием Ти:/богоблаженне преподобне отче наш Григорие,/моли Христа Бога ущедрити мир//и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Исихий Парфянин (арм. Иусик , Юсик или Хусик Партев ) (+ 347 ), архиепископ Великой Армении Сын армянского архиепископа Вртанеса , внук святителя Григория Просветителя . Воспитывался при дворе царя Великой Армении . От юности мечтал об иноческой жизни, но по настоянию царя женился на царевне . Только один раз имел близость с женой - в первую брачную ночь. Тут же во сне он увидел, что родятся два мальчика, которые не будут годны для служения Господу Богу. После этого он раскаялся, что женился, и более не подходил к жене: по словам историка Фавста Византийца он " с двенадцатилетнего возраста вел добродетельный образ жизни " . Его жена родила близнецов - Папа и Афиногена . Вскоре супруга скончалась, после чего Исихий вновь имел видение, так описанное Фавстом Византийцем: ангел Господен явился ему в видении и сказал ему: “Иусик, сын Григория, не бойся, так как Господь внял твоим мольбам, и вот от этих твоих детей родятся другие дети, и будут они просветителями и источниками духовной мудрости армянской страны. От них изойдет благодать заповедей Божьих; полный мир и благоденствие я укрепление многих церквей даны будут им от Господа с великой победой и могучей силой; многие заблудшие вернутся на путь истины и благодаря им славить будут Христа на многих языках. Они будут столпами Церкви, носителями слова жизни, основой веры, служителями Христа и слугами Святого Духа, дабы здание, как оно было основано, так и было доведено до завершения. Их заботливыми руками будет насажено много плодоносных, полезных и пригодных растений в духовном саду, которые удостоятся благословения Божия. А те, которые не захотят через них насаждать и орошаться той же духовной росой знания, те будут прокляты и отброшены прочь, и конец их будет горящий огонь. Много вражды и зависти потерпят они со стороны недостойных ради Господа, но останутся тверды в вере, как камень, и великим терпением победят их. После них воцарится ложь благодаря необузданным, себялюбивым, сребролюбивым, обманчивым, ненадежным, негодным, лживым, злословным людям, так что очень мало останется людей, которые сумеют твердо держать завет веры . Редакция текста от: 14.02.2015 14:58:54 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13671814.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010