Таинства, совершенные в отделении от единства церковного отступившими от Патриаршей Церкви последователями бывшего Свердловского (Екатеринбургского) архиепископа Григория [Яцковского ] и бывшего викария Московской епархии епископа Можайского Бориса [Рукина] и другими организовавшими ВЦС, как запрещёнными в священнослужении, а равно и последователями бывшего Ленинградского митрополита Иосифа [Петровых ], бывшего Гдовского епископа Димитрия [Любимова ], бывшего Уразовского епископа Алексия [Буя], как тоже находящихся в состоянии запрещения, также недействительны, и обращающихся из этих расколов, если последние крещены в расколе, принимать через таинство св. миропомазания; браки, заключённые в расколе, также навершать церковным благословением и чтением заключительной в чине венчания молитвы: «Отец, Сын и Св. Дух». Умерших в обновленчестве и в указанных расколах не следует хотя бы и по усиленной просьбе родственников отпевать, как и не следует совершать по них и заупокойную литургию. Разрешать только проводы на кладбище с пением «Святый Боже». О чем и даётся знать Вашему Преосвященству, Августа 6 дня 1929 г. 1864. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. Управляющий делами Патриаршего Священного Синода Питирим [Крылов], епископ Волоколамский. [Печать Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. – Сост.] Архив составителя Первое письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Казанскому и Свияжскому Кириллу [Смирнову] (Исход. 3193) Его Высокопреосвященству митрополиту Казанскому Кириллу Высокопреосвященнейший Владыко! Уже давно я угадывал по доходящим до меня отрывочным сведениям церковную позицию Вашего Преосвященства, но не спешил делать отсюда соответствующего вывода. Мне хотелось объяснить Ваши действия просто недостаточной Вашей осведомлённостью в современных церковных делах. Я льстил себя надеждой, что с течением времени, с получением надлежащей осведомлённости, Вы исправите свою ошибку и не только прекратите неблагодарную работу подкапывания Дома Божия, но и поддержите своим авторитетом мои усилия восстановить сильно нарушаемый теперь порядок и чин в церковной жизни. К сожалению, Ваше суждение «o моей деятельности» (собственноручную копию которого Вы прислали мне “для сведения”) не оставляет места сомнению в том, что Вы и теоретически единомысленны с нашим новым расколом, не совсем правильно называемым «иосифлянским», и активно его поддерживаете своим примером и словом и даже стремитесь воздействовать на волю управляющего Казанской епархией означенным «суждением», т. е. перешли уже и к доступным в Вашем положении административным мерам. Это и меня заставляет выйти из выжидательного состояния и обратиться к Вашему Высокопреосвященству с настоящим моим словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1937–1942: 1942–17(30).08.1944: Варлаам Пикалов 14(27).11.1944–01(14).03.1957: Товия Остроумов Свердловская (григ.) 09(22).12.1925–25.02(10.03).1932: Григорий Яцковский 1932–1936: Пётр Холмогорцев 1936–1936: Геннадий Марченков Свердловская (обн.) 1922–19.01(01.02).1924: Никанор Пономарев 29 .06(12.07).1924–12.1924: Аристарх Николаевский 18(31).12.1924–25.07(07.08).1925: Серапион Сперанцев 19 .08(01.09).1925–09(22).09.1926: Корнилий Попов 22 .09(05.10).1926–23.07(05.08).1936: Сергий Карнеев 23 .07(05.08).1936–05(18).06.1937: Михаил Трубин 1936–04(17).02.1938: Софония Яскевич 1938–1942: 11 .1942–1945: Филарет Яценко Свободненская (обн.) 02(15).06.1923–1925: Павел Гроздов 1925–1929: 1929–1930: Константин Знаменский Свято-Крестовская (обн.) 05(18).05.1923–27.06(10.07).1923: Александр Шубин Севастопольская 30 .04(13.05).1915–09(22).10.1917: Сильвестр Братановский 09(22).10.1917–11(24).12.1917: Модест Никитин 1917–1919: 10(23).02.1919–1920: Вениамин Федченков 1920–1922: 29 .07(11.08).1922–1923: Сергий Зверев 13(26).01.1923–1923: Александр Раевский Севастопольская (обн.) 01(14).02.1923–08(21).11.1923: Сергий Добромыслов 1923–1924: Александр Раевский, в. у. 10(23).06.1925–1925: Павел Масленников, в. у. 1925–1926: Василий Знаменский 1926–1927: Модест Никитин –1928: 1928–1928: Николай Розанов , в. у. 1929–1933: Вениамин Молчанов, в. у. Северо-Двинская (обн.) 1929–1930: Димитрий Крылов 12 .1931–1933: Иоанн Тюрин Северо-Кавказский Митрополичий Округ (обн.) 11 .1924–10.1925: Серафим Руженцев, в. у. 10 .1925– 1934: 1934–1935: Василий Кожин, в. у. Севская см. Орловская Селеигинская 20 .11(03.12).1916–23.08(05.09).1918: Ефрем Кузнецов 1918–1922: 10(23).04.1922–1923: Софроний Старков Марк Бакалдин Селенгинская (обн.) 17(30).09.1924–: Георгий Георгиевский –1930: 04(17).10.1930–: Константин Соболев –1932: 03 .1932–04.1932: Константин Знаменский 07 .1932–11.1932: Константин Знаменский, паки Семипалатинская 04(17).12.1911–1922: Киприан Комаровский 1922–1925; 1925–12.1926: Алексий Буй 30 .11(13.12).1925–22.08(04.09).1928; Иннокентий Никифоров, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1926–18(31).08.1926: Гервасий Малинин 1926–09(22).03.1927: Павел Масленников 17(30).03.1927–06.1928: Арсений Покровский 06 .1928–1929: Николай Федотов, в. у. 1929–09.1929: Василий Виноградов 12 .1929–1930: Софония Яскевич 19 .06(02.07).1931–10(23).11.1932: Пётр Рождественский 1932–1936: 1936–1936: Софония Яскевич, паки 14(27).05.1936–23.07(05.08).1936: Павел Раевский в. у. 23 .07(05.08).1936–14(27).06.1938: Павел Раевский Константин Смирнов –1942: 04(17).09.1942–19.10(01.11).1942: Димитрий Лобанов 1942–21.11(04.12).1943: Корнилий Попов, паки Ярославский викарий 1919–: Василий Бирюков Условные наименования раскольничьих и других самочинных объединений БЕЛОР. – Белорусские «автокефальные» и «автономные» течения. ГРИГ.Григорианский раскол или «ВВЦС», т. е. «Временный Высший Церковный Совет» архиепископа Григория Яцковского и др. ЗАРУБ. – Зарубежные самочинные объединения, не признающие священноначалия Православной Русской Церкви. ИЛИОД. – Самочинное объединение «Патриарха Царицынского и всея южныя России» Илиодора Труфанова (бывшего иеромонаха). ИОС. – «Иосифлянская» оппозиция; митр. Иосиф Петровых и др. ОБН. – Обновленческий раскол («Живая Церковь », «Союз Древле-Апостольской Церкви» или «СОДАЦ», обновленческий «Синод», обновленческие «Первоиерархи» и пр.) ОКК. – Кафедры, самочинно возникшие во время немецко-фашистской оккупации. ПЕНЗ. – Пензенская «Трудовая Церковь » бывшего архиепископа Владимира Путяты. САМОЗВ. – Самозванцы, вымышленные лица, лже-епископы. СЦВ – «Союз Церковного Возрождения» епископа Антонина Грановского. УКР. – Украинские самочинные объединения: «автокефалисты», «самосвяты» и пр. сепаратистские и националистические течения. Читать далее Источник: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1917-1943 г.): Сб. в 2 ч./Сост. М.Е. Губонин. - Москва: Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-та, 1994. - 1063 с.: ил. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Все необходимые службы при монастыре имеются. Угодья монастыря: 444 десятины и 1927 кв. саженей земли, из которой 243 десятины и 141 кв. сажень под дубовым лесом. Сведения о монашествующих: - исполняющий должность заведующего Самарским загородным архиерейским домом иеромонах Анатолий, в миру Адриан Сидоров, 66 лет, домашнего образования; - иеромонах Платон (Петр Рыжков), 64 лет, домашнего образования; -иеромонах Игнатий (Игнатий Приходько), 70 лет, домашнего образования; - иеродиакон Трифон (Терентий Кочерга), 46 лет; в 1900 г. утвержден ризничным, а в 1901 г. - казначеем сего монастыря; - иеродиакон Спиридон (Симеон Смитана), 67 лет, домашнего образования; - монах Паисий (Петр Дмухайлов), 63 лет, неграмотный, слепой; - монах Евсевий (Ефим Брагинец), 62 лет, малограмотный; - послушников 5 человек». Далее, вплоть до 1917 г., исторические сведения о монастыре весьма отрывочные. Известно лишь, что во время первой мировой войны монастырь был действующим. Как Самарский монастырь перенес октябрьский переворот, гражданскую войну и последующие события документальных сведений пока не найдено. В 1920-х г.г. относился к «григорьевцам» (сторонники архиепископа Григория Яцковского). Известно, что в то время в монастыре было 25 послушников. К средине 1920-х г.г. монастырь начали заселять инвалидами гражданской войны. Из года в год их число увеличивалось и в 1929 г. (по другим источникам в 1930 г.) монастырь окончательно закрыт и передан под дом инвалидов. Братию же выселили из монастыря и расстреляли. Колокольня при монастыре была взорвана, а главный храм обители Николаевский собор с приделами был переделан под театральный зал. Другие храмы на территории монастыря переделали под хозяйственные здания. После Великой Отечественной войны Обком партии принял решение организовать здесь дом для одиноких престарелых металлургов. Дом-богадельня обзавелся большим хозяйством, и началось быстрое строительство разных пристроек в стиле «сталинский ампир», при этом очень пострадали прежние монастырские постройки.

http://sobory.ru/article/?object=04878

2664 Архиепископ с 04(17)03.1936. Вторая дата – дата последнего ареста. Дальнейшая судьба неизвестна. 2665 Вторая дата – увольнение за штат. По ММЛ Каталог... вторая дата иная: 02.1926. Служил в 1930-х гг. на приходе в г. Загорск. Арестован в 1937 г. и расстрелян на Бутовском полигоне 19.06(02.07)1938. 2668 Вторая дата – определение на покой. На покое пребывал, последовательно, в различных монастырях Омской, Вятской и Казанской епархии. Последнее местожительство – г. Вятка, где находился за невозможностью отбыть на юг по болезни (хроническая пневмония и астма). Был расстрелян в Вятке 09.1918 по приговору «за монархизм и контрреволюцию». 2669 По ММЛ РПИ, вторая дата: 1918 г. По Списку Св. Тихона... С. 175, в кон. 1918 г. – Михайловский. Св. Синоду и Патриарху поступил рапорт архиепископа Рязанского и Зарайского Иоанна (Смирнова) от 05(18)12.1918, из которого следует, что епископ Павел, получив в 09.1918 месячный отпуск, уехал в Николаев, чтобы позаботиться о своей престарелой матери, но не возвратился и никаких сведений о нем не получено. 2670 По ММЛ РПИ, хиротонисан 12(257)03.1919 (!). О Серафиме (Руженцеве), тогда архимандрите, смотрителе Сапожковского дух. училища, было определение Св. Синода от 19.08.1917, коим он назначался на Рязанскую кафедру. Однако хиротонии тогда не состоялось, а 17.11.1917 синодским определением 582 предыдущее было отменено и Серафим (Руженцев), хиротонисанный на Михайловскую викарную кафедру 27.08.1917 архиепископом Михаилом (Богдановичем) и епископом Григорием (Яцковским) в Рязани, оставался до 05.1919 в Михайлове (ЦВ. 1917. 46–47. С. 421). Причиною несостоявшейся хиротонии в Рязань явилось (как говорили тогда) временное запрещение в священнослужении нареченного архимандрита, последовавшее за некие канонические нарушения. В Постановлении Св. Патр. и Св. Синода от 20.04(03.05)1919 Серафим (Руженцев) называется только «назначенным на кафедру еп. Михайловского» и архимандритом (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 53, л. 8). Помещаем как временно управляющий в сане архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По мнению одного из исследователей истории Русской Православной Церкви М. И. Одинцова, «...для 1924–1927 гг. характерно примерное равновесие между этими организациями и степенью их влияния на церковную политику» 99 . Однако в последующем решение всех практических вопросов, связанных с религиозными объединениями, сосредоточилось в руках НКВД и ОГПУ. Сложные процессы проходили и внутри самой церковной организации. В декабре 1925 г. на путь нового раскола вступила группа иерархов Церкви во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским). Она организовала против воли митрополита Сергия (являвшегося Местоблюстителем Патриаршего престола) Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС), который, как ни странно, сразу же официально признала Советская власть. ВВЦС пытался отстранить митрополита Сергия от управления Церковью и передать его коллегии епископов в составе архиепископов: Владимирского – Николая, Томского – Димитрия, Екатеринбургского – Григория. Государство выступало также против митрополита Сергия. Оно шло на любые меры, препятствующие укреплению церковного единства: власти запретили митрополиту выезжать из Нижнего Новгорода, где он находился; поддержали «григорианский» ВВЦС; провоцировали разные конфликты между митрополитами Русской Православной Церкви. В таких условиях митрополит Сергий, стараясь избежать дальнейшего раскола Церкви и определить отношения с Советской властью, летом 1926 г. представил епископату проект официальной Декларации Советскому правительству, определявший деятельность Церкви в новых условиях («Проект Декларации митрополита Сергия» от 28 мая (10 июня) 1926 г.). Его проект поддержали русские епископы, находящиеся в Соловецком лагере. Около 20 из них приняли участие в составлении Памятной записки соловецких епископов от 27 мая (9 июня) 1926 г. (далее – Памятная записка). В ней в достаточно осторожной форме давалась объективная картина существования Церкви в Советском государстве, отмечалось, что Местоблюститель Патриаршего престола и половина православных епископов находятся в тюрьмах и лагерях, а политическая линия государства по отношению ко всем религиям определяется повсеместным насаждением атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Таким образом, число иерархов так или иначе (устно или письменно) высказавшихся за избрание митрополита Кирилла Всероссийским патриархом, достигает 69-ти (не считая митрополита Сергия). Напомним, что число иерархов, подписавших акт о вступлении митрополита Крутицкого Петра в права патриаршего местоблюстителя, составляло 60 человек, из которых часть епископов к концу 1926 года оказалась в заключении, например: архиепископ Херсонский Прокопий (Титов), архиепископ Иркутский Гурий (Степанов) , епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), епископ Каменец-Подольский Амвросий (Полянский), епископ Гомельский Тихон (Шарапов), епископ Житомирский Аверкий (Кедров), епископ Петропавловский Алексий (Буй), архиепископ Владимирский Николай (Добронравов) , епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов) и др., некоторые иерархи, как, например, епископ Малоярославецкий Иоасаф (Шишковский-Дрылевский), епископ Иваново-Вознесенский Августин (Беляев), пребывали в ссылке. Наконец, несколько человек из числа иерархов, подписавших акт о вступлении митрополита Петра Крутицкого в права патриаршего местоблюстителя, уклонились в григорианский раскол, а следовательно, и не могли участвовать в выборах патриарха, это: архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский), епископ Царицынский Тихон (Русинов), епископ Бутурлиновский Митрофан (Русинов), епископ Можайский Борис (Рукин), епископ Симбирский Виссарион (Зорин). Итак, из 60-ти архиереев, поставивших свою подпись 12 апреля 1926 года, по крайней мере, 16 человек были лишены возможности голосовать, либо в силу физической невозможности это сделать (будучи в заключении или ссылке), либо в силу своей канонической несостоятельности (являясь раскольниками). Был лишен возможности участвовать в выборах и сам митрополит Петр Крутицкий. Оттого мнение, по меньшей мере, 69-ти иерархов Церкви становилось еще более весомым. Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба Церкви, если бы епископат более решительно обратил внимание на факт почти удавшейся попытки избрания митрополита Кирилла патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вачнадзе принудил экзарха Платона оставить резиденцию и покинуть Тифлис. Митр. Платон отправился в Петроград, где на заседании Святейшего Синода объявил автокефалию ГПЦ неканоничной. Зам. министра вероисповеданий С. А. Котляревский направил в Тифлис поздравительную телеграмму ГПЦ в связи с обретением автокефалии и предупредил об отрицательных последствиях в случае проявления насилия по отношению к рус. духовенству ( Павлиашвили. 1995. С. 212; она же. 2000. С. 107; Вардосанидзе. 2001. С. 31). Указом от 14 окт. 1917 г. Временное правительство постановляло подчинить КЭ Святейшему Синоду, указом от 18 окт. того же года, подписанным А. Ф. Керенским, к предыдущему проекту о полномочиях рус. церковной диаспоры на Кавказе были добавлены новые пункты: 1) Грузино-Имеретинскую синодальную контору переименовать в Кавказскую синодальную контору; 2) передать КЭ церковное и монастырское имущество, здания школ и др. учреждений, движимое и недвижимое имущество, ранее принадлежавшее Г. Э. (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 60353. Л. 1-2). Последний пункт вызвал отрицательную реакцию среди груз. духовенства и общества. Через неск. дней после избрания Католикосом-Патриархом Кириона состоялось открытие Первого Собора Закавказской Русской Церкви (альтернативное название КЭ; точная дата неизв., вероятно, в период 20-25 сент. 1917), в к-ром участвовали экзарх Платон (Рождественский), епископы Бакинский Григорий (Яцковский), Сухумский Сергий (Петров) и Эриванский (имя не установлено), прокурор Кавказской синодальной конторы М. Г. Попов, настоятели рус. церквей и мон-рей (рус. считались также и мон-ри, в результате реставрации перестроенные на рус. лад), миряне. Правом представительства пользовалась также греч., осет., абх. и др. паства. На Соборе были рассмотрены следующие вопросы: отношение рус. и негруз. духовенства к факту объявления автокефалии ГПЦ; связь рус. приходов с Синодом РПЦ; связи и отношения между Церковью и гос-вом; организация буд. Закавказской епархии; правовая организация Закавказского Экзархата; духовные и церковные школы Закавказья; организация управления закавк.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМЕНСК-ШАХТИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Донской и Новочеркасской епархии РПЦ. Существовало в 1924-1926 гг. с названием Каменское вик-ство и в 1932-1933 гг. с названием К.-Ш. в. Кафедра - в ст-це Каменской (с 1927 Каменск, с 1929 Каменск-Шахтинский (ныне Ростовской обл.)). 5 (по др. данным, 8) сент. 1924 г. во епископа Каменского в Москве был хиротонисан Иннокентий (Бусыгин) . 22 дек. 1925 г. еп. Иннокентий принял участие в организованном Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре собрании архиереев, инициировавшем григорианский раскол , вошел в раскольнический Временный высший церковный совет (ВВЦС). 29 янв. 1926 г. еп. Иннокентий вместе с др. членами ВВЦС был запрещен в священнослужении заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) . Иннокентий жил в ст-це Каменской (Каменске-Шахтинском), в нач. 30-х гг. управлял григорианскими приходами Донской и Новочеркасской епархии. В 1925 г. было создано обновленческое (см. Обновленчество ) Каменское вик-ство Верхнедонской епархии. Первым обновленческим «Каменским епископом» был Адриан Компанейцев, занимавший кафедру в 1925-1926 гг. (ВССПРЦ. 1926. 10. С. 6; 1927. 2. С. 16). Помимо обновленческой Каменской епархии на Дону существовала в 1925-1928 гг. обновленческая Каменская епархия Сибирской митрополии с центром в г. Камень (ныне Камень-на-Оби Алтайского края), «епископами» к-рой были Иннокентий Кулаков, Виктор Ципкевич. В 1932 г. было восстановлено К.-Ш. в. Донской епархии канонической Церкви, вик-ство возглавляли: еп. Симеон (Михайлов ; 26 мая - июнь 1932), еп. Владимир (Горьковский ; авг.-окт. 1932), архиеп. Александр (Раевский ; 23 окт. 1932 - 10 авг. 1933). Будучи Каменск-Шахтинским викарием, архиеп. Александр (Раевский) временно управлял сначала Донской епархией, с 16 февр. 1933 г.- Бакинской епархией. 8 февр. 1954 г. в связи с образованием Каменской обл. Каменск-Шахтинский стал 2-м кафедральным городом Ростовской епархии, правящие архиереи стали именоваться «Ростовскими и Каменскими» (ЖМП. 1954. 3. С. 6). 26 дек. 1957 г. в связи с упразднением Каменской обл. архиереям Ростовской епархии был возвращен их прежний титул «Ростовский и Новочеркасский». Лит.: Губонин. История иерархии. С. 203. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1470103.html

9 декабря 1925 года состоялось заседание комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК ВКП(б). Прослушали информацию ОГПУ о внутрицерковных группах: как расколоть Церковь, кому помогать, кого уничтожать. В тот же день по решению комиссии митрополит Петр был арестован. Крестный путь митрополита Петра Незадолго до ареста митрополит Петр записал свои мысли о предстоящем ему пути и об острых проблемах современной ему Церкви: «Меня ожидают труды, суд людской, скорый, но не всегда милостивый. Не боюсь труда — его я любил и люблю, не страшусь и суда человеческого — неблагосклонность его испытали не в пример лучшие и достойнейшие меня личности. Опасаюсь одного: ошибок, опущений и невольных несправедливостей, — вот что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко сознаю. Это потребно в каждом деле, но в нашем — пастырском — особенно. Не будет ни энергии, ни евангельской любви, ни терпения в служении, если у пастырей не будет сознания долга». Формально владыку арестовали за то, что он не лишил сана митрополита Киевского Антония (Храповицкого): поскольку митрополит Антоний уже был «изобличен» властями как контрреволюционер, то значит, контрреволюционером должен был быть и митрополит Петр. Митрополита Петра почти год содержали в одиночной камере, сначала во внутренней тюрьме на Лубянке, затем в Суздальском политизоляторе. Тучков требовал от митрополита Петра отказа от местоблюстительства и санкции на учреждение подконтрольного советской власти ВВЦУ (просоветски настроенный Всероссийский Высший Церковный совет во главе с епископом Григорием (Яцковским) — так называемый григорианский раскол, участники которого ратовали за упразднение патриаршества и установление «коллегиального управления» Церковью). Митрополит Петр отвечал решительным отказом. На допросе 18 декабря 1925 года он заявил, что сотрудничать с революционерами не будет ни при каких условиях: «Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может. Лишь война ещё может быть благословлена Церковью, поскольку в ней защищается отечество от иноплеменников и православная вера».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010