3 . совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: Анафема (св. Петра Алекс. 4; Св. Вас. Вел. 84, 85). Данное Апостольское правило говорит о второй из этих степеней отлучения. Отлучение от церковного общения есть свидетельство того, что данное лицо своим непослушанием Церкви, отделилось от нее. Это отлучение относится не только к богослужебной молитве в храме, но и вообще к духовно-молитвенной жизни. Совместная молитва с отлученным была бы демонстрацией пренебрежения к решению церковной власти и к словам Спасителя: «Если и Церкви не послушает, да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). Известный Византийский толкователь св. канонов Вальсамон говорит, что с отлученными от церковного общения разрешается разговаривать только о предметах внецерковного порядка. Ср. Ап. 11 и 12, 45 и 65; Антиох. 2. 11 . Если кто-либо, принадлежа к клиру, будет молиться с изверженным от клира, тот и сам да будет извержен. Отлучение от церковного общения не допускает к совместной частной молитве. По той же причине, указанной в толковании предыдущего правила, никакое духовное лицо не может участвовать в противозаконно совершаемом богослужебном чине лицом, изверженным из клира или запрещенным в священнослужении. Ср. Ап. 28; Антиох. 4. 12 . Если кто-либо из клира или мирянин, отлученный от церковного общения, или недостойный принятия в клир, отошед, будет принят в ином городе без представительной грамоты, то да будет отлучен и принявший и принятый. Правило запрещает принятие в общение клирика, находящегося под запрещением в священнослужении или рукоположение мирянина без удостоверения в том, что он не отлучен, а является полноправным членом Церкви. Этим ограждается внутренний порядок в Церкви и верующие предохраняются от принятия священнодействий от лиц, не имеющих права совершать богослужений. Церковная жизнь за рубежом немало страдала от нарушения этого правила епископами и священнослужителями, отделившимися от своей Церкви и искавшими убежища у других «юрисдикций». Как видно из этого правила, принятие в другой Церкви находящегося под церковным прещением клирика, ничем не помогает последнему: отлучению подлежит не только он, но и незаконно его принявший. То же относится к рукоположению лица, по каким-либо причинам признанного своим епископом недостойным принятия в клир. Ср. Ап. 11, 13, 32 и 33; IV Всел. 13; Антиох. 6, 7, 8; Лаод. 41, 42.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Окончив утренние бумаги, в 10.20 поехал в Петербург. Крещенский выход был по-прежнему, но только без дам. На Неве было совсем не холодно, несмотря на 7° мороза. Сел завтракать с небольшим количеством семьи в час с половиною. Переодевшись, пошел в Эрмитаж и осмотрел вновь отлично устроенную галерею фарфора и серебра, а также некоторые залы, очищенные от копоти прежнего отопления. Оттуда заехал к т. Михень и затем к Мама. Вернулся в Ц. С. к 7 час. Читал до обеда, а вечером вслух. 7-го января. Понедельник. Встал поздно, но успел погулять. После доклада Григоровича принял двух губернаторов и ген. Добронравова. К завтраку приехала Минни. Погулял с дочерьми. В 4 1/4 была офицерская елка. На помощь дочерям приехала Ольга Александровна, кот. потом пила с нами чай. От 6 ч. до 7 1/2 принимал первый доклад Маклакова. Дай Бог ему в добрый час! Обедал Граббе (деж.). Вечером читал. 8-го января. Вторник. В 10 час. принял Николашу. Потом погулял. Завтракал дядя Павел. Сделал прогулку с тремя старшими. В 4 ч. принял Бартенева — составителя монографии Кремля. От 6 до 7 1/2 Сазонова. Обедал Петровский (деж.). Вечером долго занимался и писал Вильгельму. 9-го января. Среда. Утром читал, а с 11 час. до часа принимал военных и штатских. Гулял со всеми дочерьми; они съезжали с большого Каприза на санках. День был хороший, солнечный. В 4 часа у меня был Горемыкин. После чая принял Щегловитова. Занимался до и после обеда. 10-го января. Четверг. После утренних бумаг погулял 1/4 часа. Между докладами принял епископа Костромского и депутацию от Ипатьевского монастыря. Завтракал Веселкин (деж.). Принял депутацию из Монголии, поднесшую подарки и лошадей-иноходцев. Погулял немного с дочками. День стоял чудный, светлый. В 4 ч. у меня был сен. Маркевич по Человеколюбивому обществу. Читал много; вечером вслух. 11-го января. Пятница. Такой же солнечный день при 10° мороза. Завтракали: Костя (деж.) и Ренненкампф. Съезжал с дочерьми с горы на катке. В 4 часа принял Лангофа. После чая занимался до 7 ч. и поехал к кирасирам на товарищеский обед. Послушали песенников 4-го эскадрона, затем был интересный кинематограф. Вернулся к 12 час. домой. 12-го января. Суббота.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

1959. N 14. С. 12. Письмо архиеп. Антония Женевского протоиерею Георгию Граббе. Stanford. Box 1. Folder 6: Letters Grabbe to Metropolitan [sic.] Antonii of Geneva. 1961-1995 [sic.] Письмо А.Г.Шатиловой архиепископу Антонию Женевскому от 6 янв. 1987 года. Там же. Архив Синода. File 3/50: Serbian Orthodox Church. Церковная жизнь. 1971. N 7-12. С. 53. Там же. Архив Синода. File 1/74: Sobor 1974. Письмо иеромонаха Харлампия епископу Григорию от 26 июля 1983 года. Архив Синода. File 1/83: Sobor 1983. Циркулярный указ из Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей всем Епархиальным Преосвященным. 21 февраля 1984 года. Архив Синода. Анафема подтверждена Архиерейским Собором 1998 года. Рождественское послание Первоиерарха. С. 1. Cf. Fr Georges Florovsky. " The Quest for Christian Unity and the Orthodox Church, " Collected Works, 13 (Vaduz, 1989), 136-144. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Следует отметить, что материалы аналогичных фондов в германских и российских архивах в основной массе не повторяются и взаимно дополняют друг друга. Дело в том, что только часть документации различных ведомств III Рейха была вывезена в СССР, другая же часть осталась в Германии. И если довоенный период национал-социалистической политики по отношению к Русской Православной Церкви лучше документирован в российских архивах, то военный, напротив, в германских. Поэтому исследователям необходимо работать и в тех, и в других. Трофейные же немецкие акты, вывезенные в США, в настоящее время скопированы, и их можно просмотреть в Федеральном архиве Берлина и Институте современной истории в Мюнхене. Для изучения истории русской церковной эмиграции в годы Второй мировой войны можно использовать хранящиеся в Хорватском государственном архиве в Загребе (Drzavni arhiv hrvatske u Zagrebu) материалы архивно-следственного дела митрополита Загребского Гермогена (Максимова) и большой группы других священнослужителей и мирян различных конфессий, осужденных по указанию коммунистического руководства Югославии Военным трибуналом при коменданте г. Загреба 29 июня 1945 г. (д. K 167/1945), а также некоторые документы Синода Элладской Православной Церкви за 1941–1943 гг., хранящиеся в Историческом архиве Священного Синода Элладской Церкви в Афинах ( Historical Archives of the Holy Synod of the Greek Church – HAHS). Большая группа подобных материалов содержится в Центральном государственном архиве Болгарии в Софии (Централен държавен архив – ЦДА). Здесь интерес представляют как фонды занимавшихся церковными делами русской эмиграции учреждений и ведомств этой страны, так и документы самой Болгарской Православной Церкви 1930-х – 1945 гг., прежде всего фонд Священного Синода (Ф 791к). Русские церковные документы за 1941–1945 гг. содержат архивы двух американских университетов. Первый из них – Бахметьевский архив русской и восточно-европейской истории и культуры – находится в Колумбийском университете г. Нью-Йорка (The Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture, New York). В этом архиве могут быть использованы главным образом документы фонда известного деятеля Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Востокова, служившего в годы Второй мировой войны в Югославии. Другой архив принадлежит Стенфордскому университету, расположенному в Силиконовой долине вблизи г. Сан-Франциско (Калифорния). Одна часть архива хранится в Гуверовском институте войны, революции и мира (Hoover Institution on war, revolution and peace Archives, Stanford University): коллекции А. Даллина, Н. Иванова, Б. Николаевского, Г. Фишера, а вторая – в специальной коллекции университетской библиотеки (Stanford University, Special collections Librarian). Здесь особенный интерес представляет фонд епископа Григория (Граббе) – управляющего делами Архиерейского Синода РПЦЗ в годы Второй мировой войны (тогда еще являвшегося мирянином).

http://religare.ru/2_94013.html

Ответ отцов на это Целестиново письмо с отклонением его ходатайства об упомянутом пресвитере составляет названное послание. А оно поставлено рядом с правилами собора 419 года потому, что относится непосредственно к этому собору и представляет заключительное определение по главному вопросу собора. Правила Карфагенского собора вошли во все канонические сборники; но они приводятся там весьма разнообразно, как относительно текста, так и нумерации. В первоначальном сборнике их столько, сколько в Афинской Синтагме, а именно сто тридцать три и пять упомянутых дополнительных правил. Эти последние не занумерованы в Афинской Синтагме, но в старых сборниках значатся под номерами со сто тридцать четвертого по сто тридцать восьмое. Они занумерованы и в нашей Кормчей. В позднейших сборниках этих (дополнительных) правил или совсем нет, или приведены только некоторые из них. Точно также и число правил иное. В Кормчей их сто тридцать четыре и дополнительных пять; в Indreptarea сто сорок одно, а из дополнительных нет ни одного. В Пидалионе их также сто сорок одно и послания Бонифацию и Целестину , а в Книге правил их сто сорок семь и послание Целестину. Из этой количественной разницы правил не следует делать вывод, что в Афинской Синтагме некоторые правила опущены, кои в упомянутых сборниках находятся; напротив, в ней эти правила много полнее, нежели в тех, а некоторых правил Афинской Синтагмы, напр., в Пидалионе совсем нет, как то: четырнадцатого, тридцать четвертого, семидесятого, восемьдесять восьмого, девяносто второго, сто восемнадцатого и сто двадцать второго правил. Большее число правил в упомянутых сборниках зависит от того, что некоторые правила разделены на два, три и пять правил, вследствие чего оказалось и большее их число. Способ деления у известных издателей одного правила на несколько, хотя во многом оправдывается с точки зрения содержания различных правил, но таковое деление должно считаться в то же время и произвольным как это доказано относительно издателей Пидалиона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

859 Также автор, ссылаясь на мнение епископа Григория (Граббе), считает, что, в конечном счете, расхождение между Архиерейским Синодом РПЦЗ и митрополитом Евлогием было не столько политическим, сколько идеологическим. Автор присоединяется к мнению современников тех событий, считавших, что смута в русской эмиграции особенно усилилась потому, что архиереи различным образом толковали указы Патриарха Тихона. Кроме того, Архиерейский Синод РПЦЗ выносил канонические проблемы на суд эмиграции, в то время как общественность была не знакома с тонкостями канонов Церкви, а потому могла всему этому противопоставить лишь личные симпатии и антипатии. В конце концов, считает автор, поведение митрополита Евлогия вызвало всеобщее возмущение зарубежных архиереев, и 26 января 1927 года Архиерейский Синод, вынужден был, подчеркивает автор, запретить его в священнослужении, впредь до суда. С тех пор церковная жизнь русского Западно-Европейского округа стала развиваться уже совершенно независимо от РПЦЗ. Возникший раскол, считает автор, отрицательно повлиял на духовное единство русской эмиграции. 860 В завершение своего труда автор подводит основные итоги (дает собственную классификацию процессу образования и разделения РПЦЗ): Законодательное и организационное оформление РПЦЗ происходило в четыре периода и основывалось на 39-м правиле Шестого Вселенского Собора и на указе 362 от 7 (20) ноября 1920 года Святейшего Патриарха Тихона и его Синода. В первый период (октябрь 1917 год-май 1919 год) произошло кардинальное изменение границ Российской империи, в результате чего часть епархий дореволюционной Православной Российской Церкви оказалась за пределами России, часть на территориях, подведомственных белогвардейским правительствам, а другие оказались под контролем советской власти. Второй период начался 6 мая 1919 года с созыва в Ставрополе Южно-Русского Церковного Собора, на котором было образовано ВВЦУ, и закончился в ноябре 1920 года, когда основная масса эмигрантов из России сосредоточилась в Константинополе, где и возникло Высшее Церковное Управление за границей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ср. Ап. 18; VI Всел. 3; Василия Вел. 12. Осн: Лев. 21:7,13 ; 1Тим. 3:2–13 ; Тит. 1:5–6 . 18 . Взявший в супружество вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть ни епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще состоять в списке священного чина. Осн: Лев. 21:14 ; 1Кор. 6:16 . Семейная жизнь священника должна служить примером для его паствы ( 1Тим. 3:2–8 ; Тит. 1:6–9 ). Ср. VI Всел. 3 и 26; Неокес. 8; Василия Вел. 27. 19 . Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире. Сие Апостольское правило постановлено для тех, которые в таковое супружество вступив еще в язычестве, оставались в сем беззаконном сожитии некоторое время и после Крещения. А которые после Крещения не оставались более в таком супружеском сожитии, те согласно 5 правилу Св. Феофана Александрийского, могут быть терпимы в клире, потому что грех языческого жития очищен святым Крещением. Осн: Лев. 18:7–14; 20:11–21 ; Мф. 14:4 . Ср. VI Всел. 26 и 54; Неокес. 2; Василия Вел. 23, 77, 87; Феофила Алекс. 5. 20 . Если кто-нибудь из клира даст себя порукой за кого-либо, тот да будет извержен. Настоящее правило имеет в виду поручительство, даваемое клириком по материальным делам. 30 пр. IV Всел. Собора, впрочем, допускает поручительство для защиты клириков, обвиняемых неправильно или по недоразумению «как праведное и человеколюбивое дело». Поэтому Вальсамон в толковании этого правила поясняет, что оно не запрещает клирикам и они не будут подвергаться прещению, если являются поручителями за какого-нибудь бедняка или по каким-либо иным благочестивым побуждениям. Ср. IV Всел. 3 и 30. 21 . Скопец, если от человеческого насилия соделан таковым, или во время гонений лишен мужских членов, или таким родился, то, если он достоин, да будет епископом. Ср. Ап. 22, 23, 24; I Всел 1; Двукр. 8. Те же параллельные правила относятся и к последующим трем правилам. 22 . Сам себя оскопивший да не будет принят в клир, ибо он – самоубийца и враг Божия создания. 23 . Если кто-нибудь из клира сам оскопит себя, то да будет извержен. Ибо убийца есть самого себя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Великолепный день. Поехал в байдарке с тремя другими далеко кругом Вехка-сари. Был штиль и чудно на воде. После завтрака отправились на берег и отлично поиграли в теннис. Пекло там страшно. Многие пробовали ходить на ходулях. Вернулись на яхту в 5 1/2 ч. Окончил бумаги до обеда. Вечером поиграл в домино. 21-го июня. Пятница. Очень теплый день с небольшим SW. Покатался с Мари и Анастасией в двойке. Днем съехал на берег и отлично поиграл в теннис. Потом выкупался с удовольствием на старом месте. До обеда читал Аликс вслух. Вечер был дивный. Поиграл в кости. 22-го июня. Суббота. Утром совершил в компании байдарок хорошую прогулку вокруг Тухольма к проливчику и почти до телеграфа. Было жарко, но дул SW. Завтракал гр. Штакельберг, пришедший сюда на своей яхте. С увлечением поиграли в теннис и выкупались. В 7 час. была отслужена всенощная на юте. После обеда заволокло и был небольшой дождь. Играл в домино. 23-го июня. Воскресенье. Простоял серый день. Утром читал. В 10 1/2 была обедня, завтрак со всеми командирами. В 2 1/4 съехали к теннису. С игры вернулись прямо на яхту без купанья. В 6 1/2 отправился с дочками и нашими на Падио, а Ольга с офицерами “Полярной Звезды”. Команды с обеих яхт были также сведены; пошли общею толпою к месту пикника на плоской скале. Матросы сыграли две пьесы очень живо, потом начались танцы с местными жителями под музыку. Около 9 час. сели ужинать, после чего пели и плясали песенники, рул[евой] унт.-оф. Артемьев всех смешил. Бал продолжался до 12 час. Вернулись на яхту в 12 1/2 час. 24-го июня. Понедельник. Утром сделал отличную прогулку в байдарке с другими мимо дер. Падио и кругом островов назад. Посетил больных — Нилова до завтрака, Аню после. Хорошо поиграл в теннис. Выкупался с офицерами. Погода была чудная и вода приятная. Прибыли на смену: Дрентельн и Граббе, вместо Киры и Арсеньева. Читал целый вечер. В 8 час. стал на прежнем рейде на якорь отряд заградителей. Позже пришла “Нева” с Григоровичем. 25-го июня. Вторник. Утро было отличное. В 10 час. начался смотр отряду заградителей в составе: “Амур”, “Енисей”, “Онега”, “Ладога” и “Волга”. Посетил “Амур” и “Ладогу” и на эск. минон. “Пограничник” вышел в море. Смотрел на постановку мин первыми двумя заградителями. Вернулся на яхту около 12 час. очень довольный состоянием команд и судов. К завтраку приехали — Григорович, Эссен и все командиры. В 2 1/2 отправился на берег; после игры в теннис выкупался. В 6 час. прибыл Маклаков с докладом. Он остался обедать и затем ушел в Питер. Вечером был кинематограф — все путешествие по Волге. 26-го июня. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Гесс Рудольф (26.04.1894–1987), заместитель фюрера по партии. С 1925 г. личный секретарь Гитлера, а с 21.04.1933 г. его заместитель по партии. 30.08.1939 г. назначен членом исполнительного совета по обороне и одновременно преемником Гитлера после Геринга. 10.05.1941 г. совершил перелет в Шотландию и предложил Великобритании заключить мир и принять участие в походе против СССР, интернирован как военнопленный. В 1946 г. приговорен Нюрнбергским трибуналом к пожизненному заключению. Скончался в берлинской тюрьме Шпандау. Гиммлер Генрих (7.10.1900–23.05.1945), рейхсфюрер СС. Возглавлял СС с 6.01.1929 г., с 20.04.1934 г. шеф прусского гестапо, а 17.06.1936 г. назначен верховным руководителем всех служб германской полиции. Под его руководством создавались войска СС. В 1943 г. назначен также рейхминистром внутренних дел, а летом 1944 г. командующим Резервной армией. Арестован 21.05.1945 г. и вскоре покончил с собой, приняв яд. Гитлер (Шикльгрубер) Адольф (20.04.1889–30.04.1945), руководитель нацистской партии, канцлер Третьего рейха. 20.07.1921 г. избран председателем НСДАП. За организацию подавленного 8.11.1923 г. т. н. «пивного путча» в Мюнхене провел 9 месяцев в тюрьме. 30.01.1933 г. провозглашен канцлером Германии и после отмены в 1934 г. поста президента стал единовластным правителем страны. С 1938 г. главнокомандующий вермахтом. Инициатор начала Второй мировой войны 1.09.1939 г. Легко ранен во время покушения на него 20.07.1944 г. Покончил с собой в своем берлинском бункере перед приближением советских войск. Готтберг Ганс, группенфюрер СС, генеральный комиссар. В 1939–1940 гг. начальник службы по делам поселенцев в Праге, в 1941–1943 гг. фюрер полиции и СС в Минске, в 1943–1944 гг. генеральный комиссар Белоруссии. В 1945 г. погиб в бою с советскими войсками. Григорий ( Граббе Георгий Павлович , 8.04.1902–7.10.1995), епископ. Граф, в 1923–1926 гг. обучался на богословском факультете Белградского университета. С 12.08.1931 г. управляющий Синодальной канцелярией РПЦЗ в Югославии. 12.06.1944 г. в Германии рукоположен в сан иерея. С 1950 г. проживал в США, в 1960 г. возведен в сан протопресвитера. С 5.06.1967 г. заведующий отделом внешних сношений РПЦЗ. 12.05.1979 г. хиротонисан во еп. Манхеттенского. С 1986 г. на покое, скончался в США.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принял последний доклад Алексеева и переговорил с ним о делах на время моего отсутствия. Сандро явился на один день. Сделал последнюю прогулку до первой почтовой станции по шоссе на Оршу. Погода начала хмуриться. К 4 1/2 ч. прибыл на станцию и отправился на север. Приятно было попасть снова в поезд. 23-го сентября. Среда. Туманным утром в 10 ч. с большою радостью прибыл в Царское Село, где меня встретила Аликс с детьми. Все, слава Богу, выглядели отлично. Посидел с Аликс, разобрал вещи и погулял. Погода прояснилась и сделалась теплая. Днем совершили прогулку все вместе в Баболове. Покатался в байдарке и поел картошки с Алексеем. После чая принял молодого Хвостова. Вечером долго читал. 24-го сентября. Четверг. Утро серое, а день был ясный. После чтения бумаг погулял. Петя явился неожиданно из деревни. Принял ген.-адъют. кн. Васильчикова и Трепова, ген.-м. Орановского и флиг.-ад. гр. Be щегольского. Завтракал Ден (деж.). Сделали прогулку по нашему парку. В 3 1/2 поехал в город и на Елагин. Пил чай с Мама и Ксенией. Вернулся в поезде с Горемыкиным. Читал и после обеда занимался над картами, читая сводку доклада ген. Алексеева, передаваемого по прямому проводу. 25-го сентября. Пятница. Утром до прогулки принял Граббе. В 11 час. Щербатова и в 12 час. Самарина и простился с обоими. Днем сделали хорошую прогулку в Ба-болове. Погода была тихая и солнечная. Покатался в байдарке и ел картошку и печеные яблоки с Алексеем у костра. Тетя Михень пила чай. Принял Григоровича, адм. Русина и Сазонова. После обеда занимался. 26-го сентября. Суббота. В 10 час. принял гр. Игнатьева, а после краткой прогулки и остальные два [доклада]. День был отличный. Завтракал Фредерикс. Много погуляли в Баболовском парке. Покатался с Алексеем на прудах и поел с ним картошки. Д. Павел и Мария пили у нас чай. В 6 1/2 поехали ко всенощной; приятно было снова помолиться в Феодоровском соборе. После обеда занимался. Потом читал детям вслух. 27-го сентября. Воскресенье. Простоял тихий туманный день. В 10 1/2 ч. поехали к обедне. Завтракал и обедал Костя (деж.). Принял прапорщ. и унт.-оф. пех. Александрийского полка, рота которого взяла в бою 4 сентября знамя и командира 8-го австр. полка. Погулял с дочерьми и покатался в байдарке. В 4 1/2 поехали вдвоем в Павловск к т. Ольге и Мавре. Вернувшись домой, принял Палеолога. Читал и окончил все до обеда. Вечером наклеивал фотографии в альбом. 28-го сентября. Понедельник.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010