69 – Слово о создании церкви Печерской (о варяге Шимоне и замысле основать церковь Успения Богородицы); л. 73 – Слово об Исакии Печернике; л. 78 – Житие Феодосия Печерского (об участии святого в распрях Ярославичей); л. 82 – Слово о создании церкви Печерской (о пришествии мастеров); л. 85 – Житие Феодосия Печерского (об основании Успенского собора); л. 85 – Слово о создании церкви Печерской (о возведении главной святыни монастыря); л. 87 об. – Житие Феодосия Печерского (со «слова» о переселении святого в другое место до поставления на игуменство Никона); л. 98 – Слово о затворнике Никите; л. 100 об. – Слово о затворнике Лаврентии; л. 102 – Слово о создании церкви Печерской (о пришествии писцов); л. 104 об. – Слово об иконописце Алимпии; л. 112 – Слово о создании церкви Печерской («чудо» об Иоанне и Сергии, рассказ об освящении церкви); л. 115 – Слово о Марке Печернике; л. 121 об. – Слово о перенесении мощей Феодосия Печерского; л. 125 об. – Житие Феодосия Печерского (о «проречении» святого); л. 128 – Похвала Феодосию Печерскому; л. 137 об. – Слово о первых черноризцах печерских; л. 140 – рассказы Поликарпа об Агапите, Григории, Иоанне, Моисее, Феодоре и Василии; л. 173 об. – летописная заметка о вписании имени Феодосия в Синодик; л. 174 – Слово о многострадальном Пимене; л. 180 об. – Послание Симона к Поликарпу; л. 187 об. – Слово об Онисифоре («Что ради имети тщание и любовь к Антонию и Феодосию»); л. 190 – Слово о просфорнике Спиридоне; л. 192 – рассказы Симона о Евстратии, Никоне, Кукше и Пимене, Афанасии, Святоше, Еразме, Арефе, Тите и Евагрии; л. 213 – Послание Поликарпа к Акиндину; л. 214 – Слово о чудотворце Прохоре; л. 221 – Слово об оковании гроба Феодосия Печерского; л. 225 – Слово о Нифонте Новгородском. Организующее начало в Патерике редакции С – тематико-хронологический принцип взаимосвязи отдельных «слов» сборника, причем следование этому принципу не считается с наличием авторских циклов в памятнике, нарушает целостность произведений, больших по объему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще при жизни архиепископа Антония – «жителя из села Божией Матери, Лавры ее Печерской постриженника», как он сам себя называл, многие современники считали его святым. Среди них были и великие угодники Божии. Так, преподобный Серафим Саровский , с которым святитель никогда в жизни не виделся и общался только духовно, питал к святителю Антонию особенное благоговейное отношение и часто направлял богомольцев за духовным советом и для исцелений к святителю в Воронеж. Он называл владыку Антония не иначе, как «великим архиереем Божиим» и именовал своим «старшим братом». Кроме Н. А. Мотовилова, преподобный направил к владыке Антонию еще одного своего сотаинника – преподобного Антония Грошевника, впоследствии знаменитого Муромского блаженного. Он был благословлен Воронежским архипастырем странствовать в чугунной шапке святителя Питирима Тамбовского, обшитого шапочками с мощей святителя Митрофана и великомученицы Варвары; позже ослеп телесно от ее тяжести, но получил зрение воистину духовное. Известно глубокое почитание архиепископа Антония святителем Московским Филаретом (Дроздовым) , и Дивеевской блаженной Пелагией Иоанновной Серебренниковой, которую владыка Антоний благословил на тяжелый крест юродства во Христе. Святитель Антоний имел братские молитвенные отношения с архиепископом Казанским и Свияжским Филаретом (Амфитеатровым) , впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. В большом духовном сродстве архиепископ Антоний состоял с Киевскими подвижниками: преподобным иеро схимонахом старцем Парфением (Краснопевцевым)  и своим духовным отцом иеросхимонахом старцем Вассианом (Балашевичем). Глубоко почитали святителя и пользовались его духовными советами и покровительством воронежские подвижники – известные и сокровенные. Среди них – Христа ради юродивые и старцы Задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (в монашестве Евгения), Матрона Наумовна Попова (в монашестве Мария), иеросхимонах Нафанаил (Остапов) и Задонский затворник Георгий Алексеевич Машурин (в монашестве Стратоник), с которым святитель Антоний вел переписку; а также Сезеновский затворник – преподобный Иоанн и Белогорская блаженная старица-пещерокопательница Мария Шерстюкова.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

25. Древний патерик. М.: Изд. Отдел Московского Патриархата, 1991. 26. Маслов Н. Православное учение о спасении по трудам глинских старцев. М.: Самшит-издат, 2002. 27. Краткое сказание о житии старца Феофана Новоезерского. М., 1853. 28. Амвросий Медиоланский, свт. Об обязанностях священнослужителей. Казань: Центральная типография, 1908. 29. Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2008. 30. Жития и творения русских святых. М.: Трифонов Печенгский монастырь: Новая книга, Ковчег, 2001. 31. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.: Лодья, 1998. 32. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: Паломник, 1994. 33. Василий Великий, свт. Творения: в 5 т. М.: Паломник, 2001. 34. Августин, блж. Творения. М.: Паломник, 1997. 35. Киприан Карфагенский, сщмч. Творения. М.: Паломник, 1999. 36. Димитрий Ростовский, свт. Избранные творения. СПб.: Светослов, 1998. 37. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. М.: Правило веры, 1995. 38. Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 39. Филарет, митр. Московский и Коломенский. Творения. М.: Отчий дом, 1994. 40. Денисов Л. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 41. Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник: Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. М.: Даръ, 2007. 42. Григорий Двоеслов, свт. Творения. М.: Паломник, 1999. 43. Русский Златоуст. Собрание сочинений свт. Иннокентия Херсонского: в 6 т. М.: Синтагма, 2007. 44. Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения: в 7 т. М.: Ковчег, 2006. 45. Тихон Задонский, свт. Творения: в 5 т. М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2008. 46. Иоанн Златоуст, свт. Творения: в 8 т. М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2007. 47. Феофан Затворник, свт. Творения: в 26 т. М.: Правило веры, 2008.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Т. II. С. 329— 330. Кн. 13. Гл. 24. 687 См.: Фокин А. Р. Душа//ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 449, 455—456. 688 Григорий Богослов, свят. Похвала девству//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2. С. 135. О невозможности и недопустимости понимать эти поэтические образы свят. Григория в строго догматическом смысле см.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 89—90. Согласно В. Н. Лосскому, свят. Григорий этими выражениями указывает на изначально «присущую душе причастность Божественной энергии» (Там же. С. 90). 689 См.: Clementis Alexandrini. Stromatum. V. 14. 19//PG. Т. 9. Col. 140A. 690 См.: Григорий Богослов, свят. Слово 38, на Богоявление или Рождество Спасителя//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 527; Он же. Слово 45, на святую Пасху//Там же. С. 665. 691 Aurelii Augustini. De Genesi contra manichaeos II. 8. 10//PL. T. 34. Col. 201. Похожая точка зрения и у преп. Иоанна Дамаскина: «Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека... Из земли Он образовал тело, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением» (Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 209. Кн. 2. Гл. 12). 692 De definitionibus//PG. Т. 28. Col. 545. 693 Anastasii Sinaitae. Viae dux. XIII. 8//PG. T. 89. Col. 236C. 694 См.: Григорий Палама, свят. Беседы (омилии). Ч. 3. М., 1993. С. 168. Улучшенный перевод см.: Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 170. 695 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Вып. I и II. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Паломник, 1994. С. 98. Письмо 106. 696 См.: Из духовного наследия преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца//ЖМП. 1973. 9. С. 77—78. 697 Афанасий Великий, свят. Слово о воплощении Бога Слова и пришествии Его к нам во плоти//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. I. С. 197. 698 См.: Gregorii Palamae. Homilia. 17//PG. Т. 151. Col. 221С. Русский перевод не вполне точен. См.: Григорий Палама, свят. Беседы (омилии). Ч. 1. М., 1993.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

Архив Пн Патриаршее соболезнование в связи с гибелью клирика Казанской епархии иерея Анатолия Григорьева 17 сентября 2022 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью клирика Казанской епархии иерея Анатолия Григорьева. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Кириллу, митрополиту Казанскому и Татарстанскому Родным и близким иерея Анатолия Григорьева Прихожанам Богоявленского храма с. Исаково Зеленодольского района Республики Татарстан Ваше Высокопреосвященство! Дорогие братья и сестры! Со скорбью узнал о гибели настоятеля Богоявленского храма села Исаково Зеленодольского района Республики Татарстан иерея Анатолия Григорьева. На протяжении двух десятилетий почивший с ревностью и благоговением совершал свое служение и был поистине добрым пастырем для прихожан, казачества и православной молодежи. По благословению Священноначалия отец Анатолий осуществлял окормление военнослужащих татарстанских батальонов, принимающих участие в специальной военной операции. Исполняя это ответственное послушание, сей верный труженик на ниве Христовой явил полноту жертвенной любви и положил душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Творец и Промыслитель мира, живыми господствующий богоначальною властью и мертвыми владычествующий (стихиры 6-го гласа в субботу утра), да упокоит душу новопреставленного иерея Анатолия в обителях небесных и сотворит ему вечную и блаженную память, а всем знавшим и любившим его ниспошлет крепость сил и мужество. С соболезнованиями +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5960164.ht...

711. (427.) Сто глав из Зерцала Великого, устав. мелкий, четкий, исх. XVII века, в четверть, 87 листов. л. 5. Заглавие: Духовныя приклады и душеполезныя повести, новопреведенныя от Великаго Зерцала в честь Богу и всем Святым. Впереди оглавление. Недавно поступила в лавр. библиотеку ркп. Великое Зерцало, в 733 главах, (см. Оп. Рум. Муз. стр. 226), писан. скорописью исх. XVII века, в лист, 183 и 472 листа, с подписью внизу первых листов: Лета 7207 (1699) купил сию книгу, глатолемую Великое Зерцало, Пыскорскаго монастыря архимандрит Евфимий Свиренов в великом царствующем граде в Москве, в дом боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а куплена на казенныя деньги. 712. (1824.) Патерик Печерский с избранными житиями на мес. май, полууст. разный, напис. 1497 года, в четверть, 504 листа. По счету тетрадей сначала недостает 19 листов. Начинается житием препод. Феодосия, от слов: …она же к тому уже не смирением начя глаголати старцю, но с гневом великым впияше: о нужда старца сего, яко имы сына моего и скры и в пещере. Сочинение Нестора Летописца , напечатано в Чтен. общества Истории и древностей 1858 г. кн. 3. л. 65 об. Похвала св. отца нашего Феодосия, игумена печерскаго, архимандрета всея Руси началнику, иже в Руси мнишьскому чину. Нач. Похваляему праведнику взвеселятся людие. л. 76 об. Сказание Симона епископа володимерьскаго о печерьскых черноризцих, иже в Кееве, в лавре св. Феодосиа (о св. Онисифоре и Евстратии). л. 82. О Никоне. л. 84 об. О Купши и о Никоне (о Кукше и Пимене). л. 85. О Афонасьи. л. 86 об. О князи о Святоши. л. 93. О Еразме. л. 94 об. О Арефе. л. 96. О Евагрии и о Тите. л. 97 об. О создании церкви святыя Богородица печерьскыя. л. 105 об. О мастерех. л. 109. О писцих. л. 115 об. Написание второе. К архимандриту, игумену печерьскому Акиндину от Поликарпа о черноризцих святых, иже в печерьском монастыри. О Агапите лечьце. л. 120. О блаженемь Григорьи чюдотворци. л. 124 об. О Никите. л. 127 об. О Лаврентии затворнице. л. 129. О Иоанне затворнице.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Иоанн и Феофан – родные братья, подвизались в XI веке. Священномученик Иоанн Кукша, В житии, написанном епископом Симоном, читаем: «Все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свёл, озеро иссушил, сотворил многие другие чудеса и после многих мук был убит». Главнейший подвиг его – проповедование веры христианской в земле вятичей, в 1215 г. Затвор в коем подвизался преподобный Исаакий-затворник (см. ниже). Преподобный Алексий, Григорий иконописец чудотворец Савва, св. Сергий послушливый, инок печерский Меркурий, бывший потом епископом Смоленским (в 1238 году). Преподобный Пимен многоболезненный; единственный сын родителей, родился и рос больным, умоляя родителей дозволить ему поступить в монастырь печерский. Когда поступил, то долго не принимал монашества по нежеланию живших с ним родителей. Но молитва его была услышана, и он ночью чудесным образом был пострижен. Получил дар исцеления больных, преставился в 1139 году. Преподобный Нестор летописец XI века. Он написал летопись: «Откуда и как пошла русская земля». Смиренный инок Киево-Печерского монастыря. Нестор о себе не говорит, и знаем мы о нём по другим записям. 17 лет поступил он в печерский монастырь, ещё при жизни Феодосия преподобного. Умудрённый книжно, не смотря на молодость, он был советником и старых иноков. Ему было поручено, и он открыл мощи преподобного Феодосия. Подвижничество Нестора продолжалось долго; около 40 лет жил он в Киево-Печерском монастыре и преставился на 58 году жизни. Его летопись – драгоценная книга, без которой мы многого бы не знали о родной стране. Преподобный мученик Евстратий: за твёрдость в вере он принял от евреев мученическую смерть на кресте, в г. Корсуни. Преподобный Елладий-затворник, постник и чудотворец. Преподобный Иеремия прозорливый, старец, помнивший крещение России, бывшее при св. Владимире, в 988 году. За святой образ жизни он был удостоен высшей награды – схимнического образа. Его дар прозорливости был проявлением особенной милости Божией: по одному виду Иеремия отгадывал, что творится в душе собрата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

47 . Феофан Затворник , свт. Творения: в 26 т. М.: Правило веры, 2008. 48 . Иоанн Кронштадтский , св. прав. Творения: в 6 т. М.: Оранта, 2006. 49 . Паисий Святогорец , старец. Слова: в 5 т. М.: Святая Гора, 2010. 50 . Кирилл Александрийский , свт. Творения: в 3 ч. М.: Паломник, 2000–2002. 51 . Георгий, затворник Задонский . Творения. М: Паломник: Правило веры, 1994. 52 . Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата,1991. 53 . Григорий Синаит , свт. Творения. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 1999. 54 . Петр Дамаскин , прп. Творения. М.: Правило веры, 2009. 55 . Исидор Пелусиот , прп. Творения: в 2 т. М.: Издво свт. Игнатия Ставропольского, 2000–2001. 56 . Нил Синайский , прп. Творения. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. 57 . Димитрий Ростовский , свт. Жития Святых: в 12 т. Ковчег, 2010. 58 . Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления. М.: Ковчег, 2008. 59 . Никон (Рождественский) , архиеп. Православие и грядущие судьбы России. М: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 60 . Троицкие листки. Полное собрание. М: Издво православного прихода Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, 2002. 61 . Ефрем Святогорец , архим. Жемчужины подвижнической мудрости. М: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. 62 . Иларион (Троицкий) , сщмч. Творения: в 3 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. 63 . Старец Гефсиманского скита. Жизнеописание старца-затворника Гефсиманского скита, иеросхимонаха Александра. М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского прихода храма Сошествия Святого Духа, 2000. 64 . Благословенная душа. Жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского . М.: Синтагма, 2008. 65 . Руководство к духовной жизни старца Адриана Югского . М.: Благовест, 1995. 66 . Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия: в 2 ч. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. 67 . Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII – XIX веков. Козельск: Изд-во Свято-Введенской Оптиной Пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Вторая группа чудес характеризуется ярко выраженной религиозно-дидактической направленностью, что ослабляет сюжетную занимательность и напряженность рассказа. Эти чудеса механически нанизываются на повествовательный стержень агиографического рассказа, замедляя развитие действия и перегружая его однотипными по тематике, конфликту, образной системе эпизодами (чудеса печерского затворника Григория о ворах, чудеса исцеления в житии Агапита, «безмездного» печерского монаха-врача). Эти чудеса образуют иллюстративный ряд, концентрируя внимание средневекового читателя на главной добродетели святого. В качестве «слагаемого» в патериковых житиях часто выступала форма видения, так как его герою, в отличие от простых смертных, было доступно таинство общения с представителями сакрального мира. Для группы христианско-мифологических видений в русских патериках характерен культ Богородицы и местночтимых святых. Печерскому монаху Еразму, наказанному болезнью за неправедный образ жизни, во сне является Богородица с младенцем на руках и в окружении святых, обещая прощение в случае покаяния. Другой пласт видений в патериковых «словах» – демонологический – восходит не столько к библейско-византийской, сколько к местной народно-поэтической традиции. Демонологические видения, по мнению Н.И. Прокофьева, помогали церкви в ее борьбе с пережитками язычества, поэтому создатели их «использовали наиболее доступные и понятные народу языческие образы» 488 . Языческие корни демонологических видений вскрывает «слово» Поликарпа о Федоре и Василии, где сравнивается прошлое и настоящее воинства дьявола, которое печерский монах заставил работать на братию: «Беси же не трьпяху укоризны, иже иногда от неверных чтоми и поклоняеми от поганых, мними яко бози, ныне же от правоверных угодник Божиих небрегомы, уничижаемы, без чести, акы смерди, мелют и древо носят на гору...» (л. 63 об. – 64). Бесы в рассказах русских патериков имеют сугубо материальный облик, «обрастают плотью». Они являются монахам, то в образе «единаго, седеща на свиньи», то в образе «осла, стояща на игумени месте». Бесы истязают печерского затворника Исакия плясом, другим монахам докучают мелкими плутнями в пекарне и хлеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

III. Однажды преподобный Нифонт видел, что дьявол подошел к человеку, который в поле занимался работой, пошептал ему что-то на ухо, чего рабочий совсем не заметил, и отошел прочь; потом подошел к другому, невдалеке работающему, человеку и этому что-то сказал на ухо; оба эти работника, оставя свою работу, сошлись вместе и разговорились; прежде говорили спокойно и ласково, потом забранились, а наконец жестоко поссорились. (Чет.-Мин. 23 декабря). IV. Св. Никита, еписк. Новгородский, был родом киевлянин и с юных лет вступил в Печерскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решился сделаться затворником, несмотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока, и действительно подвергся в затворе горькому искушению. По внушению от дьявола, явившегося ему в образе Ангела светла, Никита совершенно перестал молиться Богу, весь предался чтению книг ветхозаветных, начал принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания, и через то приобретать себе суетную славу. Никто не был в состоянии состязаться с ним в знании книг Ветхого завета, а Евангелия и прочих книг новозаветных он не только не читал, но никогда не хотел ни видеть, ни слышать. Совокупные молитвы отцов печерских, между которыми находились – игумен Никон, Матвей прозорливец, Исаакий святой, Григорий чудотворец , Пимен постник и летописец Нестор, освободили несчастного инока от обаяний искусителя, – и Никита, покинув затвор и внезапно лишившись всех знаний, которыми тщеславился, начал снова учиться в обители и грамоте, и иноческой жизни. На этот раз он пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания, и мало-помалу достиг того, что превзошел всех своей добродетелью. За высокую добродетель подвижник возведен был в сан епископа Новгородского (в 1096 г.), и в течение 11 лет не переставал служить образцом благочестия для своей паствы. Господь удостоил Своего угодника еще при жизни дара чудотворений; двукратно он спасал Новгород от бедствий: однажды своею молитвою свел дождь с небеси во время продолжительной засухи; в другой раз молитвою же остановил страшный пожар, истреблявший город. (См. о Никите Затворнике в рукописных печерских патериках; также Пол. соб. р. лет. 1, 109; 11, 3, 122, 179, 213).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010