Н. Я. Марр , побывавший здесь в 1904 г., назвал его «по местоположению... лучшим из всех, мною виденных пока в этих краях» ( Марр. 1911. С. 131). Известно, что в М. покоились частицы мощей ап. Варфоломея; также здесь хранилась икона св. апостолов Петра и Павла (ПГП. 1965. Т. 2. С. 8; Грузинские док-ты. 1982. С. 36; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. С. 33). Описание иконы не сохранилось. В 1-й пол. XVI в. ее украсил Деметре Мачутадзе, выходец из Зап. Грузии (НЦРГ. A 97. Л. 148 об.; Клдиашвили. 2005. С. 304). Литературная школа Довольно быстро после основания М. стал крупным центром груз. культуры. Георгий Мерчуле среди «святых людей», которые «от времени до времени озаряли» в т. ч. и кларджетские обители, выделяет своего современника прп. Иакова Великого, который «воссиял в Мидзнадзорском ущелье... многообразными талантами украшенный... вместе с божественными друзьями, как утренняя заря среди звезд» ( Георгий Мерчуле. 1911. С. ng, 126; Он же. 1963. С. 293). М. имел тесные связи с груз. общинами Екатерины великомученицы монастыря на Синае и мон-рей Афона. Хорошо известен церковный деятель 2-й пол. X в. Кириак (Квирике) Мидзнадзорели: став настоятелем (дикеем) груз. общины мон-ря вмц. Екатерины, он заказал переписать неск. рукописных книг (Sinait. iber. 30, 38, 47, 58 и др.) ( Халваши. 2016. С. 154-155). Значительной заслугой М. считается копирование и распространение хранившегося в мон-ре Великого Синаксаря прп. Георгия Святогорца (НЦРГ. A 97). В XI в. братия М. перенесла на поля Синаксаря дни памяти груз. святых из т. н. Кларджетского Синаксаря: мч. Або Тбилисского (7 янв.), Колайских мучеников (12 февр.), прп. Григория Хандзтийского (5 окт.) и др. Кларджетский (Мидзнадзорский) Синаксарь имеет значение для изучения становления груз. церковного календаря ( Ингороква. 1954. С. 354; Он же. 1978. С. 458-460; Клдиашвили. 2005. С. 296-297). Приписка XIII в. содержит ценное свидетельство о канонизации не позднее 1-й пол. XIII в. «святой и блаженной царицы Тамары» и установления дня ее поминовения (1 мая) ( Клдиашвили.

http://pravenc.ru/text/2563170.html

В отличие от цикла Житий XI-XII вв., в к-рых мон-ри, основанные сир. отцами, представлены как общины с развитой структурой внутреннего управления, комплексами зданий, реликвиями, особым богослужебным уставом, источники антологии (Sinait. iber. N 50) подчеркивают отшельнический характер раннего груз. М., проводят четкое различие между самим отшельником и основателем-строителем мон-ря, расположенного недалеко от места подвига святого. Сведения об организации и о внутренней жизни этих мон-рей практически отсутствуют. Известно лишь, что мон-рями управляли не сами сир. отцы, а их ученики. На дальнейшее распространение М. в Грузии влияли 2 фактора: деятельность груз. монахов-отшельников и покровительство мон-рям и отшельникам груз. царей и вельмож, причем со временем 2-й фактор начал преобладать над первым. Усердием богатых ктиторов новые обители возникали и в безлюдной горной местности, и при храмах, построенных на землях крупных феодалов. В сер. VII в., после араб. завоевания, Вост. Грузия потеряла свою независимость. В результате многочисленных араб. набегов в VIII в. подавляющее большинство мон-рей вост. части страны оказались в руинах. В посл. четв. VIII в. благодаря активной деятельности прп. Григория Хандзтийского (759-861) и его учеников при поддержке груз. царской династии Багратиони произошло разрастание сети мон-рей в Зап. и Юж. Грузии, постепенно были восстановлены древние обители в Картли и Кахети. Прп. Григорий основал в т. н. Кларджетской пустыни 6 мужских и 2 женских мон-ря, ставших центрами груз. культуры и письменности. Исследователи предполагают, что именно в тот период духовного возрождения груз. М. была создана 1-я редакция цикла Житий сир. отцов, написанная поколением монахов, к-рые лишь знали имена знаменитых подвижников прошлого и место их подвига, но не располагали точными сведениями об их жизни. Так, прп. Давид Гареджийский упоминается в рукописи Sinait. iber. N 50 лишь бегло, в то время как в позднейшей агиографической традиции он и его ученик прп.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

монашеская диаспора в мон-рях Агиапанти, Хора, Манганском и др.), в Петрицонском (Бачковском) монастыре (ныне на территории Болгарии), в мон-ре Жалия на о-ве Кипр ( Djobadze. 1984). В 80-х гг. Х в. на Св. Горе Афон прп. Иоанном Святогорцем и Иоанном-Торникием на средства царя Давида III Куропалата был основан груз. Иверский мон-рь (Ивирон). Благодаря деятельности преподобных Иоанна, Евфимия и Георгия Святогорцев этот мон-рь стал крупнейшим переводческим центром и центром груз. культуры. Во время настоятельства прп. Евфимия (1005-1019) Ивирон был одним из крупнейших мон-рей Афона, в котором подвизалось ок. 300 чел. братии. В XI в. при мон-ре было учреждено богословское уч-ще. В игуменство прп. Георгия Строителя (1019-1029) изменилось соотношение в численности груз. и греч. монахов Ивирона. Предпочтение стало оказываться грекам, которые поддерживали насаждаемую новым игуменом киновиарную форму М. Между греками и грузинами начали возникать конфликты, доходившие до открытого противоборства. Греч. монахи не осмеливались поставить игуменом грека, однако значительная часть груз. монахов, в т. ч. ряд игуменов, были настроены прогречески. В сер. XIV в. по инициативе К-польского патриарха св. Каллиста I (1350-1353, 1355-1363) ввиду малочисленности груз. братии грекам было дано право на владение главной церковью Ивирона, а само название мон-ря, Иверский, на время было упразднено как «никчемное и суетное» (Actes d " Iviron. P., 1995. Vol. 4: De 1328 au début du XVIe siècle/Ed. J. Lefort, V. Kravari, H. Metreveli et al. P. 6). Тем не менее вплоть до 90-х гг. XV в. игуменами в Ивироне были как греки, так и грузины. Во 2-й пол. XIX в. груз. монахов в Ивироне практически не осталось. В период расцвета груз. М. (IX-XIII вв.) мон-ри Грузии сочетали элементы общежития и отшельничества. Особенное значение для изучения их внутренней жизни имеют средневек. иноческие уставы (типиконы), в частности Устав кларджетских мон-рей (кон. VIII в.), созданный прп. Григорием Хандзтийским (в полном виде не сохр., описан в Житии прп.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ [груз. ] (прибл. 820-887), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.), Католикос Мцхетский (Картлийский) (860-887). Сведения о жизни А. В. содержатся в «Житии Григола Хандзтели»; имя А. В. упоминается также в списке Католикосов в груз. исторической хронике «Картлис Цховреба» . Младший сын феодала Мириана из пров. Самцхе. В возрасте 6 лет был взят в ученики прп. Григория Хандзойского его сподвижниками Тевдоре и Кристефоре и воспитывался в Хандзойском мон-ре вместе с буд. еп. Ацкурским Ефремом под руководством прп. Григория. Благодаря незаурядным способностям и человеческим достоинствам пользовался особой любовью учителя. Примерно в 860 г. под давлением Мириана был созван церковный Собор с малочисленным представительством епископата, на к-ром молодой А. В. был посвящен в сан Католикоса, что являлось нарушением церковных канонов. Это событие вызвало недовольство большинства епископов Картли. При содействии др. крупного феодала, правителя Джавахети Гварама (сына Ашота I Куропалата ), был созван новый Собор с целью упразднить незаконное решение предыдущего Собора. На Соборе присутствовал св. Григорий Хандзойский, горячий сторонник кандидатуры А. В., и своим высоким авторитетом убедил собравшихся епископов принять решение в пользу А. В. Нек-рые исследователи приписывают А. В. авторство антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», идентифицируя его тем самым с фигурой Арсения Сапарского . А. В., используя древнюю версию «Мученичества святого Авива Некресского», написанную в VI-VII вв., создал новую метафрастическую редакцию жития прп. Авива, где упоминается, что «житие составлено Арсением Великим - Католикосом Картли». . Ист.: . // . , 1963. Т. 1. С. 248-319. Лит.: . // . , 1960. Т. 1. С. 119-125; -. , 2000. С. 38-40. А. Богверадзе Рубрики: Ключевые слова: ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.)

http://pravenc.ru/text/76258.html

Царь мч. Ашот I Великий подносит мон-рь Опиза Христу. Ктиторский фриз кафоликона мон-ря Опиза. XI в. (ГМИГ) Царь мч. Ашот I Великий подносит мон-рь Опиза Христу. Ктиторский фриз кафоликона мон-ря Опиза. XI в. (ГМИГ) Помимо основателя монашества в Кларджетской пуст. прп. Григория Ханцтели в число К. п. входят: св. Амона, «искуснейший строитель» новой церкви в Хандзте, возведенной при игум. прп. Арсении; отшельник Анатолий (Антоний), который удостоился вместе с деканиссой прп. Феместией (Теместией) видения о кончине чудотворца прп. Матоя; прп. Андрей, 2-й настоятель мон-ря Опиза; прп. Анастасия (в миру Бюрила), дочь местного властителя Баграта Шароели, которая монашеским подвигом «совершенно осрамила дьявола» и исцеляла страждущих; свт. Арсений I Великий, сын властителя Мириана, католикоса Картли, сподвижника свт. Ефрема Великого, митр. Ацкурского; прп. Арсений, настоятель Хандзты; прп. Василий III Кларджетский, настоятель Хандзты, сын служанки матери прп. Григория Ханцтели, в Житии описано его чудесное исцеление прп. Григорием; св. Гавриил (Габриел) Дапанчули, азнаур царя св. Ашота I, сделавший значительные пожертвования на монастырское строительство прп. Григория, благодаря ему в т. ч. был основан жен. мон-рь Гунатле; прп. Гавриил, «учитель, большой подвижник, блаженный святой отец», насельник Хандзты, рассказавший составителям Жития прп. Григория о прп. Василии III; свт. Георгий, еп. Ацкурский; прп. Георгий Мерчуле , один из составителей Жития прп. Григория; прп. Георгий Опизели , 3-й настоятель мон-ря Опиза (после преподобных Самуила и Андрея), при нем прп. Григорий пришел в Кларджети и поселился в Опизе; свт. Георгий, еп. Ацкурский; прп. Григорий Хандзтийский , сын Липарита, настоятель монастыря Шатберди; прп. Давид, игум. монастыря Мидзнадзори (Миджнадзори), «строитель монастырей»; прп. Димитрий, ученик прп. Февронии, один из первых учеников прп. Григория, назван в Житии «Христоносцем»: его ученики неоднократно видели над ним столп света, поскольку «на нем постоянно покоился Святой Дух»; прп.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

Генеалогия, даваемая Иерусалимскому Уставу в нем самом, возводящая его к Иоанну Дамаскину , патриарху Софронию, препп. Евфимию и Савве, конечно, верна только как оценка их значения в смысле организации литургической практики, а не создания литературной записи. Заявление Никона Черногорца конца XI века, что он видел многие типики студийские и иерусалимские, имеет в виду, наверное, краткие ктиторские Уставы преимущественно дисциплинарного характера 1201 . – Более решительное 1202 , на первый взгляд, свидетельство дает изданное в 1909 году проф. Марром по грузинской рукописи 864 года «Житие Григория Хандзтийскаго». По сообщению жития, «Григорий Хандзтийский, собираясь в Грецию на поклонение св. местам и обозрение их, нашел некоего друга своего, отправлявшегося в Иерусалим и просил его списать Устав Саввы Освященного и принести его с собою. Затем, с двоюродным братом своим Саввою и еще с одним из учеников он, действительно, поехал в Грецию, – в Константинополь; там он поклонился животворящему древу и мощам святых, а потом возвратился в свою обитель на родину, куда прибыл в год смерти царя Ашота Куропалата (826). В это время вернулся из Иерусалима и друг его, который «принес ему список Устава Саввы Освященного» 1203 . Из этого свидетельства оказывается, что при жизни св. Феодора Студита уже существовал и был известен даже в Греции письмени Устав Саввы Освященного, список с которого попадает в Грузию как раз в год (826) кончины св. Феодора. По мнению прот. Кекелидзе, «сведение это решительным образом констатирует факт существования в VIII–IX-oм веках на греческом языке цельных записей Саввинского Устава» 1204 . Но такой комментарий указанного места грузинского жития, по нашему мнению, совершенно неправилен. Из дальнейшего повествования оказывается, что получив Устав Саввы, Григорий не ввел его в монастыре, а «дал церкви своей и монастырю устав, составленный (разумеется самим Григорием) на основе богослужебных обычаев всех святых мест»; но этот составленный при наличности Устава Саввы Устав Григория настолько не велик, что автор жития допускает возможность привести его полностью в житии и только «чтобы не надоедать читателю», обещает «представить в настоящей книге этот устав не целиком, а в извлечениях» 1205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Г. Х. пользовался авторитетом не только среди духовенства, но и среди представителей светского общества и царского двора. Когда на церковном Соборе в Джавахети (Юж. Грузия) по политическим причинам хотели сместить с Патриаршего престола ученика Г. Х. католикоса-патриарха свт. Арсения I Великого , ссылаясь на неканоничность его избрания и юный возраст, речь, произнесенная Г. Х., в защиту патриарха стала решающей. Преподобный предвидел его великие деяния и призвал Собор поддержать молодого католикоса. В Житии описываются многочисленные чудеса, совершенные Г. Х. Так, мн. насельники мон-ря видели свет в его келье, а также его самого светящегося, «подобно солнцу», во время молитвы. По его молитве совершалось много исцелений. Г. Х. имел власть не только над людьми, но и над дикой природой и животными. Однажды монахи собирали бревна и спускали их по оледеневшему склону. Одно сорвалось над проходившим внизу старым монахом. Г. Х. осенил бревно крестным знамением, и оно остановилось. Др. чудо произошло в горах вблизи Шатберди. Перед Г. Х. и монахами внезапно предстал олень, преследуемый охотниками. Обойдя остальных, он подбежал к Г. Х. и положил ему голову на плечо. Святой погладил его и сказал: «Именем Христа, тебя не смогут обидеть твои враги, не бойся», затем отпустил оленя, благословил охотников, восхваливших Бога (Памятники. Т. 1. С. 301-302). Ставленник тбилисского эмира Сахака, некий Цкири, самовольно занял кафедру в Анчи. Г. Х. неоднократно обличал его за неблаговидные поступки и призывал оставить кафедру. Цкири решил расправиться с Г. Х. и нанял убийцу. Предвидя опасность, преподобный вышел из кельи. Увидев яркий свет, исходивший от святого, убийца оцепенел от страха, его рука повисла как плеть. Только по молитве Г. Х. Он исцелился от недуга. Цкири был отлучен от Церкви и собирался с помощью войска разгромить Хандзту. Г. Х. и братия просили воинов позволить им закончить литургию. Когда служба подошла к концу, Цкири внезапно умер. В Житии также описываются многочисленные чудеса учеников Г. Х., святых Епифания , еп. Захария Анчийского , Февронии .

http://pravenc.ru/text/168081.html

н. Анчисхати (ныне в ГМИГ). Сильно поврежденное, фрагментированное первоначальное изображение VI-VII вв. скрыто поздними поновлениями, что значительно затрудняет изучение иконы, но строгий лик Христа, с большими, широко распахнутыми глазами и четким темным рисунком черт, позволяет отнести исполненный энкаустикой образ к грузино-сир. художественному кругу ( Амиранашвили Ш. Я. Бека Опизари. Тбилиси, 1956. С. 241-243). Отсутствие в Грузии сохранившихся раннесредневек. памятников иконописи компенсируется данными груз. лит. источников, свидетельствующих о распространении икон в VI-IX вв. и об их значении для церковной жизни страны. Так, в новооткрытой на Синае груз. рукописи X в. Житие св. Иоанна Зедазнели (Sinait. iber. 50) появление в Грузии Нерукотворного образа Спасителя связывается с сир. отцами, учениками прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) - прп. Исидором Самтависским (Эздериозом Набукели) и Феодосием Урхаели (оба VI в.), чем косвенно подтверждается предание, согласно к-рому в Грузии хранился, по одной версии, Мандилион, по другой - Чрепие ( Алексидзе З. Мандилион и керамион в груз. лит-ре//Academia. 2001. 1. С. 9-15 (на груз. яз.)). Житие св. Григола Ханцтели, написанное Георгием Мерчуле в Х в., содержит свидетельства о распространении икон в Грузии и об их чудотворении. В Житии говорится, что прп. Григорий Хандзтийский (759-861) и его племянник Савва отправились в К-поль для поклонения Животворящему Древу и св. местам. В свой мон-рь Хандзта (Кларджети) паломники привезли мощи и иконы, а также «множество разных евлогий» (Груз. литература. Тбилиси, 1987. Т. 1. С. 600 (на груз. яз.)). Житие повествует также о чуде исцеления женщины, сотворенном иконой Божией Матери. Сохранившийся чеканный оклад (ГМИГ) утраченной иконы «Преображение» из мон-ря Зарзма - одного из древнейших чудотворных образов Грузии - датирован надписью 886 г. ( Чубинашвили. 1959. С. 27-42). В Житии св. Серапиона Зарзмели, составленном в Х в., особое место занимает рассказ о храмовой иконе мон-ря Зарзма «Преображение», ее значении, почитании и совершившихся от нее чудесах.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Груз. гимнограф еп. Иоанн Мтбевари и свт. Василий Великий. Миниатюра из Нового Иадгари. 978–988 гг. (НЦРГ. S 425. Л. 60) Груз. гимнограф еп. Иоанн Мтбевари и свт. Василий Великий. Миниатюра из Нового Иадгари. 978–988 гг. (НЦРГ. S 425. Л. 60) Формирование новой редакции сборника Иадгари (подробнее см. в ст. Иадгари ) началось на рубеже IX и X вв., по составу она радикально отличалась от древней. На рубеже X и XI вв. Грузинская Православная Церковь ввела К-польский устав богослужения, также сохранялся и Иерусалимский устав, наблюдалось и смешение обоих уставов, с добавлением в них мн. национальных элементов, основы которых в 1-й пол. IX в. подготовил прп. Григорий Хандзтийский. В нач. XI в. Иадгари утратил свою функцию, став вехой богословского и культурно-исторического прошлого. На смену ему пришли сборники нового типа: Минея, Постная и Цветная Триоди и др., часть к-рых параллельно использовалась уже с X в. По колофонам груз. рукописей установлено, что М. М. создал сб. Новый Иадгари в 978-988 гг. в Шатберди. Продолжением сложившейся в Тао-Кларджети традиции стало составление аналогичных сборников и в др. кларджетских мон-рях. Напр., трудами прп. Григория Хандзтийского появился Иадгари для монастыря Хандзта. Очевидно, Иадгари прп. Григория использовали в литургической практике Шатберди; считается, что своей структурой и муз. составляющей Новый Иадгари во многом обязан ему ( Ингороква. 1954. С. 754-782). В 1-м завещании-приписке Нового Иадгари, помещенном после ирмосов и богородичных, указано, что М. М. «по мере сил... собирал повсюду с большим усердием ирмосы, какие только нашел на языке грузин, мехури: греческие и грузинские, завершенные [исполненные] всеми распорядками, написал в этой священной книге вместе со всеми разъяснениями... и назначил так, я сам и постарался сделать лучше, несмотря на свое невежество; сначала к каждому гласу написал ирмосы «Боже, спаси» и далее песнопения, все без титлов» (НЦРГ. S 425. Л. 24-24 об.). Поскольку в тексте царь Грузии Давид упоминается как Куропалат (он получил титул куропалата в 979), становится очевидно, что к этому году М. М. уже завершил часть Иадгари, содержащую ирмосы и богородичны. Второе завещание Нового Иадгари помещено после песнопения, посвященного Пасхе (Там же. Л. 262 об.). В нем также отмечаются заслуги М. М. в поиске груз. и греч. песнопений мехури и их объединении в одном сборнике: «Потрудился и показал деяния свои, превосходя свои возможности, по мере сил моих и собрал я эти пасхальные песнопения, какие только нашел на языке грузин, мехури, греческие и грузинские, исполненные гласом, завершенные всеми распорядками, в соответствии с церковными правилами: «Господи, помилуй», тропари, «Вонми», «Восхвалите» - силой и святостью и правильностью напевов и безошибочности знаков... Боже, помяни души отцов Давида, Иоанна, Давида и помилуй горемычного Микаела» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2563174.html

В научной лит-ре существует мнение, что М. М.- коренной житель южногруз. пров. Тао-Кларджети. О месте его деятельности высказаны 2 т. зр. Одна группа ученых (Ф. Жордания , Н. Я. Марр , Г. Н. Леонидзе, П. И. Ингороква , М. Бердзнишвили, Метревели, Н. В. Сулава) считает, что М. М. подвизался в мон-ре Шатберди , основанном в Кларджетской пустыни прп. Григорием Хандзтийским , и здесь составил свой Иадгари. По мнению др. ученых (К. Кекелидзе , Л. В. Менабде), М. М. был насельником тао-кларджетского мон-ря Ошки (как и Шатберди, Ошки в источниках называется Великой лаврой) и кроме работы над Иадгари занимался переписыванием Ошкской (Афонской) Библии. Невмированный текст песнопений и фрагмент 1-го завещания Микаела Модрекили. Новый Иадгари. 978–988 гг. Невмированный текст песнопений и фрагмент 1-го завещания Микаела Модрекили. Новый Иадгари. 978–988 гг. Жордания полагал, что М. М. приходился дядей (братом матери) одному из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, прп. Иоанну-Торникию , и одному из строителей этого мон-ря, Иоанну (Иоване) Варазваче, т. е. был родственником преподобных Иоанна Святогорца, Георгия Святогорца и Евфимия Святогорца ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 112). Кекелидзе сомневался в достоверности этого факта, т. к. «в 978-988 годах, когда Микаел писал свой сборник, Иоване и Торнике были глубокими стариками (Торнике скончался в 985 г.), каким же должен был быть брат их матери, это же что-то немыслимое?» ( Кекелидзе. 1960. Т. 6. С. 175). Очевидно, в источнике речь идет о племянниках М. М. Иоанне-Бераи и Давиде. По мнению Кекелидзе, М. М. являлся сыном Варазваче и старшим братом прп. Евфимия Святогорца, он упомянут как насельник Ошки (978), а в завещании Ошкской (Афонской) Библии о нем говорится: «Микел, сын Варазваче. Внес большой вклад в составление этой книги». По предположению ученого, М. М. был одним из переписчиков Ошкской (Афонской) Библии и «Книги 12 предсказаний». У М. М. и прп. Евфимия Святогорца была сестра, к-рая имела 2 сыновей: Иоанна-Бераи и Давида, и, «таким образом, Микаел Модрекили является деятелем Ошки, братом Евфимия Афонского, и этим можно объяснить, что в нижней части 491-й страницы его сборника написано: «Боже, помилуй Евфимия, великого грешника»» (Там же. С. 175-176).

http://pravenc.ru/text/2563174.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010