Узкий и прискорбный шествовав путь, отче Григорие,/телесне убо преставился еси, духом же жив Богу предстоиши,/но яко имея дерзновение к Богу, моли спастися нам. Предел неуклонен веры/и воздержания образ имуще подвиги твоя, преподобне,/воистину Зиждителя песньми величаем. Богородичен: В Тя вселися, Всенепорочная,/и иже первее родоначальным злообразно запенша/человеко-убийцу низложив,/Родивыйся из Тебе вся ны спасл есть. Светилен: Мирскаго пристрастия, яко от скверны, уклонился еси,/и, алчбою плоть увядив, обновил еси душу мужеством, преподобне,/ и славою обогатился еси Небесною, славне./Темже моля не престай о хвалящих тя,/отче Григорие преподобне. Слава, и ныне, Богородичен: Воистину Богородицу Тя исповедуем, Владычице, спасшиися Тобою,/Бога бо неизреченно родила еси,/разоршаго Крестом смерть,/к Себе же приведши преподобных соборы,/с нимиже Тя восхваляем, Дево. На хвалитех стихиры на 4, глас 6. Самогласны: Богомудре Григорие,/славу маловременную оставив/и в пустыню вселився,/плотское мудрование все духу повинул еси;/пощеньми и страданьми утвердився,/ко отцом преставился еси в старости добрей./Темже молим тя ныне, чада твоя://моли о нас, спастися душам нашим. Возсия днесь пресветлая и всепразднственная память твоя,/отче преподобне Григорие,/созывающи многочисленное постников сословие/и преподобных ликостояние,/Ангелы же с человеки/яко воистину к похвалению/в Троице покланяемаго Бога нашего,//Егоже моли о душах наших. Богоносне и преподобне, блаженный отче Григорие,/не дал еси сна твоим очесом,/ни веждом дремания,/сердечное желание еже ко Христу сими являя,/Егоже от юности возлюбил еси,/и живяше в тебе Христос Бог наш/со Отцом и Святым Духом./Того моли, богоблаженне отче,//спастися душам нашим. Слава, глас 8: Преподобне отче Григорие,/глас Евангельский услышав,/мир оставил еси,/богатство и славу в ничтоже вменив,/душу с телом очистив от всех страстей,/и Святаго Духа прекрасная обитель явился еси и вселение,/и радость вечную восприял еси, блаженне и премудре./Темже и стада монахов со архиерейскими чинми, чудесы удивляеми,/достолепно и радостно от души вопием Ти:/богоблаженне преподобне отче наш Григорие,/моли Христа Бога ущедрити мир//и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самые ранние армянские мартирологи носят на себе черты влияния сирийских и греческих памятников. Фаддей, Сандухт, Григорий Просветитель, Рипсимэ и Гаянэ – это обобщенные героические образы, а их двойников легко обнаружить в мартирологах соседних стран. В них трудно заметить какой-либо отпечаток национального, если, конечно, забыть, что местом действия является Армения. В мартирологах этого периода яркое выражение нашло самое важное требование жанра: акцентирование основной черты мученика – героизма. Вся композиция и художественные средства служат созданию образа идейных, целеустремленных героев, не ведающих сомнений в правоте своего дела и готовых погибнуть ради него. В роли героев большей частью выступают чужеземные христианские проповедники. Христианство еще не победило. Примечательная черта упомянутых произведений – синкретизм повествования: сплетение агиографического, эпического и исторического стилей. Агиограф умело использует художественные приемы и средства, характерные фольклору. Близость к эпическому повествованию особенно ощутима в рассказах о чудесах и видениях, которыми изобилуют ранние мартирологи. Эти рассказы носят сказочный характер. Перед апостолом Фаддеем сами собой раскрываются двери темницы, в которой заперта Сандухт, дочь армянского царя-язычника Санатрука, принявшая крещение благодаря проповеди Фаддея. На Фаддея, заключенного в оковы, напускают двух львов, но те ложатся у его ног, лижут сандалии Фаддея и ласкаются к нему. Его бросают в раскаленную печь, но сильный ветер вырывает пламя из печи и опаляет «нечестивых варваров». Поднявший на Фаддея оружие воин им же убивает своего брата, который затем воскресает молитвой Фаддея. Григорий Просветитель тринадцать лет живет невредимым с ядовитыми змеями в глубоком подземелье. Царя Трдата, посмевшего предать мучениям Просветителя, настигает Божья кара – он превращается в вепря, и лишь молитвой Григория раскаявшийся Трдат вновь обретает человеческий облик и т. д. Сплетение нескольких стилей наблюдается и в изображении героев. В сочинениях Агатангехоса, Павстоса Бузанда, помимо исторического, использованы агиографический и эпический стили, причем образы светских деятелей создаются с помощью эпического стиля, а духовных – агиографического. Таковы, например, с одной стороны, Трдат, обрисованный сочными и ярким и красками эпического героя, наделенный богатырской силой и удалью, с другой – Григорий Просветитель, Рипсимэ и Гаянэ, изображенные в агиографическом плане.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В этих словах, конечно, нужно видеть обобщение результатов всей вообще деятельности св. Григория в Неокесарии и ее окрестностях. Св. Григорий Нисский ясно сознавал, что такой чрезвычайный успех проповеди св. Григория может показаться даже невероятным, и однако он решительно настаивает на правильности своего сообщения: «что касается до быстрого обращения целого народа, говорит он, – от эллинской суетности к познанию истины, то пусть подивится тому каждый из читателей рассказа об этом, но никто да не усумнится в этом, имея в виду пути Промысла, которыми совершилась такая перемена в обратившихся от лжи к истине» 281 . Григорий Нисский мимоходом отмечает, очевидно, на основании Понтийского предания, весьма характерную черту в миссионерской деятельности скромного, безраздельно преданного интересам своего просветительного служения святителя. Сообщая о том, что св. Григория просили оградить жителей от бедствий, причиняемых р. Ликом, Григорий Нисский пишет: «итак, он пришел на (означенное) место, потому что леность никогда не служила ему препятствием в добре, и он не нуждался ни в колеснице, ни в конях, ни в другом чем-либо для своего проезда, но опираясь на один жезл, совершил весь путь, любомудрствуя с своими спутниками о чаемой горней жизни» 282 . Получивши всестороннее и глубокое образование, Св. Григорий явился просветителем не простого только народа, но и представителей интеллигентных классов неокесарийского общества. На это указывает отчасти Григорий Нисский , в сейчас приведенных словах отмечающий его любовь к рассуждениям о возвышенных предметах. Но особенно ясно свидетельствуют об этом его творения, в которых он дает ответы на вопросы в христианской вере, представлявшиеся язычникам неудобоприемлемыми, – они показывают в то же время, с какими именно недоумениями ему приходилось иметь дело. Так, в утраченном разговоре с Элианом, по свидетельству св. Василия Великого 283 , он убеждал язычников по вопросу о Св. Троице и в нем, не считая нужным соблюдать точности в речениях, уступал иногда обычаям наставляемого, чтобы не противоречил он в главном. В трактате к Феопомпу он рассматривает вопрос о том, в каком смысле можно говорить о страданиях Бога, и в решении его должен был опровергать воззрения эпикурейцев о безучастном отношении к миру Божества, пребывающего в ненарушимом покое. Может быть, в связи с распространением эпикурейских воззрений и идеалов в окружающем св. Григория обществе, не только языческом, но и христианском, стоит и его «Переложение Екклесиаста». В трактате к Татиаму о душе он дает руководство к защите правильного учения поэтому весьма важному в системе христианского учения пункту не на основании Св. Писания, а посредством рациональных доводов, и в письме к Евагрию решает существеннейший вопрос христианского исповедания – об отношении единства божественного существа к троичности Лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

На международном скаутском слете в Подмосковье организованы беседы на евангельские темы и показы просветительских фильмов о Православии 29 июля 2013 г. 13:39 По инициативе скаутских организаций Москвы и Московской области с 27 июля по 3 августа 2013 года на территории спортивно-оздоровительного комплекса «Истра» на берегу Истринского водохранилища около деревни Лопотово Солнечногорского района Московской области проводится открытый международный скаутский слет «Братство костров». Организаторами выступили Братство православных следопытов , Всероссийская национальная скаутская организация, скаутские организации Москвы и Московской области, Российский союз скаутов, Национальная организация скаутского движения России, «Следопыты России». Мероприятие проходит при поддержке правительств Москвы и области, администрации Солнечногорского района, Министерства по чрезвычайным ситуациям, НИИ им. Г.Н. Бабакина, Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, миссионерского отдела Московской областной епархии и ряда общественных организаций. В молодежном собрании принимают участие около тысячи детей и подростков из разных регионов России и СНГ, а также гости из дальнего зарубежья. Слет проходит по шести направлениям: водный туризм (обучение навыкам владения байдаркой, катамараном, парусником), походно-туристический блок (вязание узлов, установка палаток, разведение костра), учебно-психологический блок (игры на сплочение и построение команды), международный блок (обмен опытом и общение скаутских делегаций), творческие конкурсы, духовное окормление и начальная катехизация. «Первый закон скаута — это долг перед Богом. Поэтому мы считаем необходимым поговорить с ребятами о вере и главных жизненных ценностях, — комментирует мероприятие председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин). — Всем участникам слета мы вручили Евангелия, предоставленные Фондом святителя Григория Богослова. В ходе слета проходят беседы на евангельские темы. Православные следопыты ежедневно собираются на утренние и вечерние молитвы, которые обычно читают в походах по сокращенному чину». Также программа включает в себя показ просветительских фильмов телекомпании «Сретение» о православных святынях, подвижниках веры, о взаимопомощи, милосердии и служении ближнему. Пресс-служба Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3133777.ht...

Но затем, спустя некоторое время, где-то в V веке, это предание было переработано так, что из местного проповедника создался тип обще-армянского просветителя на греческой основе, с тенденциозным игнорированием сирийской церковности. Проф. Марр справедливо говорит, что такое отношение к истинным основателям родной армянской церкви мог проявить не армянин, а или грек, или грекофил, сторонник греческой церковности. Более того, тут необходимо допустить даже целое греческое церковное течение, ибо созданный им тип всеармянского просветителя повлиял даже на писателей национального армянского направления, каков анонимный Агафангел. На основании некоторых данных г. Марр предполагает, что первая расширенная редакция деяний св. Григория Просветителя принадлежит писателям – эллинофилам из кружка монаха Месропа (Vb.), которому приписывается изобретение армянского алфавита или точнее усовершенствование древнего армянского письма сирийского происхождения по греческим нормам и первый перевод Священного Писания , собственно исправление древнего его армянского перевода с сирийского по греческим подлинникам (157). Но этой-то первичной переработки легенды в повествование о широкой деятельности св. Григория, переработки, известной по ссылкам на «Книгу св. Григория» или «Историю св. Григория», – до нас не дошло, как не дошло и греческого ее перевода. Сохранившаяся в «Истории Агафангела» древнейшая редакция ее моложе ее на два века и притом представляется уже национально-армянской. Важно было потому хотя несколько приблизиться к первоначальной редакции. С этой стороны и ценна находка проф. Марра, им опубликованная в арабском тексте и в русском переводе. Это, во-первых, арабский перевод редакции более древней, чем Агафангелова, но такой, которая отсутствует теперь и в армянской литературе, и в греческой, хотя перевод сделан с греческого языка (158, 159, 162, 163). Хотя список этой истории IX-X века и арабский текст не древнее первой половины IX в. (159, 160), а греческая редакция, с которой сделан перевод, не древнее VII–VIII в., однако она сохранила некоторые черты и особенности, указывающие на ее сравнительную с Агафангелом древность и на большую близость к первичной грекофильской переработке легенды о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Григорий просветитель – первый архиепископ Армении. Сын Анака из царского рода Артакидов, оставшись сиротой в детстве, вырос и получил христианское образование в Кесарии каппадокийской. Вступив потом в службу к Тиридату, возведенному на армянский престол Диоклитианом, Григорий отличался преданностью князю, но вместе пламенел ревностью к св. истине. Армения тогда, за исключением немногих мест 649 , была еще языческой. Григорий смело проповедовал св. истину слепым язычникам. Тиридат торжественно приносил с двором своим жертвы Артемиде. Один Григорий не принял участия в деле нечестия. «Я верно служу царю земному, хочу быть верным и небесному», говорил он Тиридату. Царь армянский хотел быть покорным слугою Диоклитиану и желал делать только приятное зверскому гонителю христиан. Выслушав из уст Григория исповедание истин христианских, он велел предать Григория жестоким истязаниям и в позорном виде водить по улицам города. Это повторялось несколько раз. За тем Григорий, брошен был в ров, в жертву голодной смерти. Наконец свет истины победил тьму. Из уст Григория Тиридат смиренно выслушал проповедь евангельскую и по его же желанию посвящен был кесарийским архиепископом Леонтием в архиепископа Армении. 650 Это было в 290 г. Св. Григорий основал множество храмов и посвятил несколько епископов для Армении, распространив свет евангелия и между дикими племенами каспийского побережья и Кавказа. Верный ученик смиренного Иисуса скончался в смиренном уединении ок. 305 г., и потомство почтило его достойным именем просветителя. 651 Неизвестный сочинитель похвального слова св. Григорию говорит о нем: «он с пламенной ревностью наставлял по богодухновенному писанию: написал мудрые беседы и научил весьма многие народы». 652 Ныне известны на армянском языке 23 Беседы Григория просветителя и изложение веры для царя и народа Армении, к сожалению еще не изданные. 653 § 70. Св. Памфил мученик Памфил, кессарийский пресвитер, знаменитый по роду, по богатству родителей, по образованию и, наконец, по нищете духовной и мученическому подвигу, первоначальное образование получил в Берите – месте своего рождения. 654 Отказавшись от видов на светские должности, слушал Пиэрия, начальника александрийского училища. 655 Возвратившись в Палестину, облечен был саном пресвитера и занялся учеными трудами для пользы других. 656 Он устроил в Кесарии библиотеку, обогатил ее творениями отцов, которые частью сам списывал, частью приобретал везде, где только мог, и рукописи его столько были ценимы, что Иероним, достав одну из них – толкование Оригена на 12 пророков, – считал себя Крезом. 657 С ревностью распространяя христианское образование, он успел воспитать мучеников, каков был Эдессий, отличавшийся высокой образованностью и жизнью. 658 Оправдывал веру свою в Господа особенными делами милосердия до того, что делил с бедными все, что имел 659 ; считая богатства духа выше земных сокровищ, покупал и списывал рукописи, чтобы наделять ими неимущих 660 ; вообще жил как христианский философ. 661

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Писано в наших книгах: “Кто обратит грешника от ложного пути его – спасет душу от смерти и покроет множество грехов” ( Иак.5:20 ). Желал бы я и тебя спасти от погибели и наставить на путь истинный». От этих слов начальник пришел в ярость и велел предать Каллиника жестоким истязаниям, но мученик вынес их с дивным терпением; потом отправили его в г. Бангры, чтобы предать там его огню. Путь был трудный и мучительный; измученный и ослабевший от испытанных истязаний, он должен был поспевать за воинами, которые ехали на конях; железные сапоги с острыми гвоздями на каждом шагу причиняли ему жесточайшую боль. Но мученик уповал на Бога, молился Ему во все время пути, и Бог не оставлял его Своей милостью. Погода стояла знойная, воины, сопровождавшие его, изнемогали от жажды и зноя. Каллиник, жалея о них, обратился к Господу с молитвой, и по молитве его вдруг из камня полилась вода. Язычники воскликнули: «Велик Бог христиан!» Но вот привели его и в город, где должна была совершиться казнь. Увидя приготовленный для него огонь, он воскликнул радостно: «Благодарю Тебя, Отец Небесный, что удостоил меня пострадать за имя Твое! Прими в мире дух мой». С этими словами он взошел в огонь и предал душу свою Богу. Это было в половине 3-го века. Тело его осталось невредимо в огне и было благоговейно похоронено христианами (Ч.-М.). III. Св. Григорийпросветитель Армении. Св. Григорий был первый архиепископ Армении. Сын Анака из царского рода Артакидов, оставшись сиротой в детстве, он вырос и получил христианское образование в Кесарии Каппадокийской. Вступив потом в службу к Тиридату, возведенному на армянский престол Диоклитианом, Григорий отличался преданностью князю, но вместе пламенел ревностью к св. истине. Армения тогда, за исключением немногих мест, была еще языческой. Григорий смело проповедовал св. истину слепым язычникам. Однажды Тиридат торжественно приносил с двором своим жертвы Артемиде. Один Григорий не принял участия в деле нечестия. «Я верно служу царю земному, хочу быть верным и Небесному», – говорил он Тиридату.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О просветительской деятельности Григория Синаита повествуется в его жизнеописании 35 . В своих наставлениях он раскрывал ученикам центральную идею исихастской практики, направленной на непрерывное очищение души от страстных промыслов, соединенное с непрестанным богомыслием – умной молитвой. Важно отметить, что древнюю практику «умного делания» Григорий неразрывно связывал с деятельной любовью не только к Богу, но и к человеку. Он также особо подчеркивал, что высшие формы созерцательного богопознания требуют полного ухода от мира и значительного аскетического опыта, однако практика умной молитвы как непрерывное безмолвное памятование о цели религиозной жизни доступна всем ищущим спасения, т. е. не только инокам, но и мирянам. Иными словами, не будучи утопистом, Григорий Синаит отнюдь не призывал всех и каждого уйти в отшельническую аскезу, а проповедовал практику исихазма как форму духовного устроения любого православного христианина. Упражнение в «безмолвной» молитве направляло христианскую совесть к Вечности путем любви к Богу, но при этом позволяло человеку в его повседневной деятельности не порывать с земным (природным) временем. Сведения о жизни Григория запечатлелись в двух агиографических источниках, переведенных на русский язык: в «Афонском патерике», где в переводе с греческого языка приводится его житие, составленное Никодимом Агиоритом (Святогорцем) 36 , и в отдельном жизнеописании, составленном учеником Григория – патриархом Константинопольским Каллистом. Родился Григорий предположительно в конце 1260-х гг. в Кукуле – сельской местности на территории Малой Азии. В юности он подвергся пленению во время набега турков-османов. Пребывая пленником в турецком военном лагере, разбитом на Лаодикийской земле, Григорий имел возможность вместе со своими товарищами по несчастью посещать близлежащий христианский храм, где участвовал в церковных песнопениях. Местные христиане, пораженные проникновенным вокальным искусством Григория, выкупили его из турецкого плена. Оказавшись на свободе, юноша не стал возвращаться в отчий дом, а предпочел мирской жизни паломничество к местам иноческого подвижничества в восточном Средиземноморье. Согласно агиографическим источникам, он посетил остров Кипр, гору Синай, Палестину, Критскую пустынь, Парорийскую пустынь (в приграничье между Болгарией и Византией), Афон. Пребывая на Синае, Григорий удостоился пострижения в малую схиму и вел высокую аскетическую жизнь, за что был наречен Синаитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 августа 1946 года. Митрополит Григорий в Париже на похоронах почившего митрополита Евлогия... Попутно разрешается ряд дел, связанных с окормлением и жизнью русских приходов Западной Европы 450 . 11 ноября – 16 декабря 1946 года. Владыка возглавляет делегацию по обозрению русских приходов Востока и разрешает попутно ряд вопросов, связанных с налаживанием нормальных отношений между Московской Патриархией и восточными Патриархатами. На пути делегации – Тегеран, Дамаск, Бейрут, Иерусалим, Каир, Александрия. Везде митрополит Григорий получил заверения от глав Церквей, что «возглавляемые ими патриархаты и церкви всегда будут поддерживать Московскую Патриархию в международных церковных вопросах» 451 . Деятельность Высокопреосвященнейшего вновь вызывает теплые сердечные отклики русских зарубежных людей 452 . 26 мая – 15 июня 1947 года. Митрополит Григорий только что торжественнейшим образом отпраздновавший в Ленинграде 50-летие своего священнослужения и духовно-учебной деятельности и начавший 78-ю годовщину своей жизни, сопровождает Святейшего Патриарха в поездке в Румынию 453 . Тот же год постановлением Патриарха Московского и всея Руси и Священного при нем Синода Русской Православной Церкви от 9 июля 1947 года, член Священного Синода митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) командируется в Соединенные Штаты Северной Америки для всестороннего выяснения и ускорения там дел Русской Православной Церкви в качестве полномочного представителя Патриарха Московского и всея Руси. Действуя от лица самого Патриарха он имел в Северо-Американских Соединенных Штатах те же права и полномочия, что и Патриарх, как глава Русской Церкви, согласно церковным канонам и Положению об управлении Русской Православной Церкви. В частности, митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий уполномачивался: 1) входить в сношения и вести переговоры с архипастырями, пастырями и мирянами, а также делать постановления и распоряжения по всем вопросам, касающимся Русской Православной Церкви в Америке, соответственно правам и компетенции Патриарха Московского и всея Руси;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Митрополит Григорий был тем, кто поддерживал учащихся. Помнится его кабинет в Никольском соборе. Нужда гнала туда многих. Понимание, приветливость, ласка были ответом. „Как дела, Коля, Саша, Петя, Вася? Не трудно ли тебе совмещать занятия в институте и то, что ты хочешь иметь в будущей Семинарии? Как здоровье твоей мамы и чем я могу помочь?“ – это было так родственно-мило, совсем не официально. А за той заботой об учащихся светился большой человечески сердечный разум большого человека... Обычно открывался ящик большого письменного стола, где пачка сторублевых бумажек, видимо, лежала, чтобы помочь людям. 300 рублей с самого начала и после вынимались оттуда для многих. Как было вкусно съесть кусок хлеба, купленный на эти деньги, – деньги не от излишества, а деньги для помощи... Для учащегося это была помощь не только ему, но семье, матери. Сам-то он, будучи в армии, продавал свою пайку хлеба, сахар, табак, чтобы послать матери хоть сколько-нибудь. Наверное, своим чутким сердцем понимал это Митрополит Григорий... Да разве одни семинаристы испытывали его доброту? ... М. Добрынин, впоследствии преподаватель ЛДА, окончил университет с помощью Митрополита Григория. Еще были студенты университета, которым Митрополит Григорий помогал материально. То, что было главным в жизни Митрополита Григория, что сделало его отцом возрожденных школ Московского Патриархата, распространялось не только на широкие сферы богословского образования и образования вообще, но и на маленькие нужды людей, в коих Митрополит Григорий видел что-то для идеи, коей он жил». В подходе к постановке дела и в своих требованиях Митрополит Григорий был принципиально целенаправлен и четок. Мыслитель и педагог, администратор и руководитель, он обладал быстрым, острым, логически отточенным умом, умением понимать реальную обстановку. Так характеризовали Владыку Григория те, кто работал под его руководством. Примером четкости и требовательности в работе может служить резолюция на журнале Совета 10 от 20 февраля 1947 года: «1. Журнал заседания должен предоставляться мне не на восьмой день, как это сейчас произошло, а не дальше третьего дня после состоявшегося решения; 2) каждый обсуждаемый вопрос должен быть снабжен всеми справками, необходимыми для ясности и точности, секретарем собрания».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010