923 Речь идет о магистерской диссертации «Истина бытия Божия. Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Выпуск первый». СПб., 1888. Защита диссертации состоялась 3 апреля 1888 г. См.: Христианское чтение. 1888. 5–6. – Ред. 924 По сведениям А. Леонтьева, имеется в виду другой товарищ епископа Михаила по Тамбовской ДС, кандидат МДА. – Ред. 925 Письмо не имеет даты. Написано приблизительно в конце 1887 г., когда почивший святитель состоял исполняющим должность инспектора СПбДА, на какую должность был назначен указом Святейшего Синода от 29 апреля 1887 г. – Изд. 926 Пичета Иоанн (Йован) Христофорович (1844–1920) – протоиерей, преподаватель Полтавской ДС (1867–1888) и ректор Полоцкой ДС (1888–1889). Отец советского историка В. И. Пичеты (1878– 1947). – Ред. 927 Екатерина (Ефимовская Евгения Борисовна; 1850–1925) – графиня, основательница и настоятельница Богородицкой Леснинской обители (см.: Памятка о Леснинской первоклассной женской Свято-Богородицкой обители. Варшава, 1904). – Ред. 929 Серафим (Мещеряков Яков Михайлович; 1860 – после 1933). Окончил Пензенскую классическую гимназию. Однокашник митрополита Антония по СПбДА. Рукоположен во епископа Острожского, викария Волынской епархии в 1898 г., с 1902 г. – епископ Полоцкий и Витебский; с 1911 г. – епископ Иркутский и Верхоленский; с 1915 г. на покое. С 1922 г. – архиепископ Костромской и Галичский. – Ред. 930 Речь идет о рекомендованной Владыкой (см. письмо 3) для школы при Вировской пустыни учительнице. 932 Речь идет о подарках, полученных Владыкой от полтавских почитателей ко дню своих именин (30 сентября). Между ними были две больших картины: одна (писанная масляными красками) изображала вид Крестовоздвиженского монастыря, другая (акварель) – Богоматерь у Креста, копия картины французского художника Поля де ля Роша. Об этих двух картинах и говорит Владыка во 2-м письме. – Изд. Поль Деларош (1797–1856) – французский исторический живописец. – Ред. 933 Вернее – икона Спасителя, олеографическая копия с произведения известного французского художника П. Лефлева, настолько искусно исполненная, что почивший Владыка считал ее написанной масляными красками. С этой иконой преосвященный Михаил при поездках на более или менее продолжительное время редко расставался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАРИ ИБН СУЛЕЙМАН (XII в.), восточносир. арабо-христ. писатель к-рый участвовал в составлении объемной богословской энциклопедии «Книга башни» МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МЕЛЕТИЙ ГАЛИСИОТ [Мелетий Исповедник] (ок. 1209 - 1286), автор богословских и аскетических сочинений, прп. (пам. греч. 19, 21 янв.) МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист

http://pravenc.ru/rubrics/122392_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие МЕФОДИЯ ПАТАРСКОГО ОТКРОВЕНИЕ визант. эсхатологическое сочинение VII в., составленное на сир. языке и приписывавшееся сщмч. Мефодию еп. Олимпийскому (Патарскому) МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОДЕРНИЗМ употребляющееся в полемическом ключе в религии обозначение богословских мнений, учений, обрядовых изменений, направленных на сближение с современностью МОЛИНОС Мигель де (1628 - 1696), католич. богослов, мистик - о жизни, сочинениях и учении см. в ст. Квиетизм МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МОНОФЕЛИТСТВО еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе одна воля, в противоположность православному дифелитству, т. е. учению о двух волях Христа МОНОФИЗИТСТВО еретическое учение, согласно к-рому во Христе одна природа; противоположно православному дифизитству, т. е. учению о том, что во Христе две природы, божественная и человеческая, соединенные в Ипостаси Бога Слова МОНОЭНЕРГИЗМ еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе имеется одно действие, в противоположность правосл. диэнергизму МОР Томас (1478-1535), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня) МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/122390_16.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Русские богословы ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист КАРТРАЙТ Томас (ок. 1535 - 1603), один из основоположников пуританизма; религ. писатель, богослов, полемист, проповедник КАССИАН (Безобразов Сергей Сергеевич; 1892-1965), еп. Катанский в юрисдикции К-польского Патриархата, ректор Свято-Сергиевского богословского ин-та в Париже, богослов, экзегет, переводчик НЗ КЛИТИН Александр Михайлович (1860 - ок. 1919), прот., правосл. богослов, проф. богословия Имп. Новороссийского ун-та ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист

http://pravenc.ru/rubrics/122396.html

Иоанн (Илья Алексеев) – выпускник Санкт-Петербургской ДС. Студент СПбДА в 1883–1887 гт. Пострижен в монашество в 1885 г. ректором Академии епископом Арсением (Брянцевым) . По окончании Академии – смотритель Александровского Ардонского Осетинского училища (1887), инспектор Псковской ДС (1889). – Ред. 706 «Казанский ректор» – Владимирский Александр Поликарпович (1821–1906), протоиерей. Сын священника, выпускник Нижегородской ДС (1842) и Казанской ДА (1846). В 1847 г. рукоположен во иерея. Профессор основного богословия и ректор Казанской ДА (1871–1895). Вопреки предположению епископа Михаила протоиерей Александр монашество не принял и архиереем не стал. – Ред. 707 Поликарп (Гонорский Петр; 1813–1891). Окончил Тамбовскую ДС (1834), МДА (1838). В 1837 г. пострижен в монашество. В 1850–1858 гг. – ректор Псковской ДС (с 1856 г. архимандрит). В 1868 г. рукоположен во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. На покое с 1886 г. – Ред. 708 Никанор (Надёжин/Надеждин Николай Алексеевич; 1859–1916). Уроженец Ярославской губернии. Пострижен в монашество 4 апреля 1884 г., 8 мая того же года рукоположен во иеродиакона. Выпускник СПбДА (1885), писал кандидатское сочинение « Фотий, патриарх Константинопольский , и его «Библиотека» как первоисточник для истории христианской литературы и проповеди» (см.: Отчет о состоянии СПбДА за 1885 г.//Христианское чтение, 1886. Ч. 1. С. 535). Был преподавателем Литовской ДС, а затем инспектором Тифлисской и ректором Томской ДС. Впоследствии (с 1897 г.) епископ Киренский, затем Якутский и Вилюйский (с 1898 г.), Пермский и Соликамский (с 1905 г.), Олонецкий и Петрозаводский (с 1908 г.). – Ред. 710 Соборный иеромонах – наградная степень монашествующего духовенства, между иеромонахом и игуменом. – Ред. 712 Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852–1931) – выпускник Полтавской ДС (1874) и Казанской ДА (1878). В 1878 г. пострижен в монашество и определен членом российской духовной миссии в Японии. В 1886 г., по возвращении из Японии, назначен преподавателем в Холмскую ДС. В 1887 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского, с 1921 г. – архиепископ. Знакомство отца Михаила с игуменом Владимиром состоялось через А. П. Храповицкого, в доме которого Владимир бывал с 1880 г., когда приехал в Петербург из Японии с архимандритом Николаем (Касаткиным), рукоположенным в том же году во епископа. Отец Владимир много рассказывал друзьям из Петербургской академии о работе в Японии (см., напр.: Николай-До. Святитель Николай Японский : Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников/Сост., расшифровка текста и коммент. А. Чеха. СПб., 2001). В одном из писем (см. ниже, с. 580) епископ Михаил просит навести у него справки о сотруднице японской миссии М. А. Черкасовой. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

894 Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929) – историк Церкви, археолог, византолог; выпускник Казанской ДА, профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской ДА. Член-корреспондент ИАН (1903). Секретарь Императорского Православного Палестинского Общества (1906–1918). Проректор Астраханского университета, профессор по кафедре истории и греческого языка (1919–1922). – Рад. 895 Красносельцев Николай Фомич (1845–1898) – историк Церкви, литургист и археолог. Выпускник Уфимской ДС и Казанской ДА. В 1871 г. избран Казанской ДА на кафедру церковной археологии и командирован за границу, по преимуществу в Италию, для изучения памятников христианской древности; в 1888 г. путешествовал с той же целью по Востоку. С 1889 г. – экстраординарный профессор церковной истории Новороссийского университета в Одессе. – Ред. 896 Нелидов Дмитрий Александрович (1863–1935) – сын российского посла в Константинополе Александра Ивановича Нелидова (1835–1910), камергер Высочайшего двора, дипломат, последний российский посланник в Бельгии (1917). После революции передал секретную переписку русского посольства в Брюсселе на хранение в русскую посольскую церковь , в которой служил настоятелем отец Александр Смирнопуло. – Ред. 898 Алмазов Александр Иванович (1859–1920) – церковный историк, канонист и литургист. Выпускник Казанской ДА (1885). За магистерскую диссертацию «История чинопоследования, крещения и миропомазания» в 1886 г. получил премию митрополита Макария. Экстраординарный (1887), с 1896 г. – ординарный профессор церковного права юридического факультета Новороссийского университета. За докторскую диссертацию «Тайная исповедь в православной восточной Церкви: опыт внешней истории» (1896) также был удостоен премии митрополита Макария (1897). В 1894 г. А. И. Алмазов стал ординарным профессором Московского университета и читал общий курс истории Церкви. С 1914 г. – ординарный профессор МДА (с оставлением в должности ординарного профессора Московского университета). 899 Автором анонимной статьи о книге профессора А. А. Дмитриевского «Современное богослужение на Православном Востоке» (Киев, 1891. Вып. 1) был настоятель русского посольского храма в Константинополе архимандрит Арсений (Изотов) (см.: Библиографическая заметка на книгу «Современное богослужение на Православном Востоке»//Христианское чтение. 1891. 7–8. С. 142). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Отец Иоанн никогда не служил в храме после Литургии ни молебнов, ни панихид, очевидно, сознавая, что ничего не может быть сильнее молитв, соединенных с Бескровной Жертвой, и что после ее принесения дополнительные молитвы могут явиться как бы свидетельством неверия в силу этой Всеобъемлющей Жертвы. После окончания Литургии отцу Иоанну приходилось еще в храме выслушивать тех или иных людей и просматривать срочную почту. 27 Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий; (1863–1936) – митрополит, русский православный богослов и церковный деятель; был сторонником движения по возрождению патриаршества и одним из кандидатов на кафедру первосвятителя; эмигрировал в 1920 г., стал первоиерархом Русской Синодальной Зарубежной Церкви, похоронен в Белграде; автор множества богословских трудов («Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы», «Лекции по пастырскому богословию» и др.) 28 Протоиерей Иоанн Восторгов (1864–1918) – выдающийся проповедник и миссионер, «Златоуст Русской Православной Церкви»; участвовал во многих миссионерских съездах, возглавлял пастырские и псаломщицкие курсы в в 1908г. посетил Кронштадт и побывал у отца Иоанна; в мае 1918 г. был арестован ВЧК и в сентябре того же года расстрелян. 29 Михаил (в миру Михаил Михайлович Грибановский; 1856–1898), епископ Таврический и Симферопольский, богослов и духовный писатель, скончался в возрасте 42 лет от туберкулеза; стал первым за 20 лет в преподавательской среде Петербургской Духовной Академии, кто принял монашество; автор трудов «Над Евангелием» (СПб., 1896, 1898), «Лекции по введению в круг богословских наук» (Казань, 1899) и др., любитель творчества Ф.М. Достоевского. 31 Евдоким (в миру Василий Иванович Мещерский; 1869–1935) – епископ сначала Православной Российской Церкви, а с 1922 г., по присоединении к обновленческому движению, обновленческий митрополит Одесский, председатель обновленческого Синода (1923–1925, фактически до 1924 г.); выпускник Московской Духовной Академии, магистр богословия, автор трудов: «Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: Его жизнь и благовестнические труды…, «О христианском браке», «Два дня в Кронштадте» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Иванов А. О чудесах и знамениях в Церкви Христовой. Владимир. епарх. вед., 1914, Иванцов Н. Новое протестантское учение о Церкви в ее отличии от Царства Божия. Правосл. обозрение, 1878, ч.2. Керенский В.А., проф. Школа ричлианского богословия в лютеранстве. Казань, 1903. Кейт А. Доказательство истинности пророчеств. СПб., 1874. Кожевников В.А. Преобладание научного сомнения в современном неверии. Богословский вестник, 1911, m.II. Кудрявцев-Платонов В.Д., проф. Религия, ее сущность и происхождение, m.II, b.I. Сергиев Посад, 1892. Лагарп. Опровержение злоумышленных толков, распространенных философами XVIII века, против христианского благочестия. Пер. с фр. Бардовского. Москва, 1810. Линицкий П.И., проф. Пособие к апологетическому богословию. Киев, 1904. Лопухин А.П., проф. Промысл Божий в истории человечества. СПб, 1898. Макарий, митр. Православно-догматическое богословие, m.I. СПб., 1856, 1868. Его же. Введение в Православное богословие. СПб., 1871. Меньян, еп. Мир и первобытный человек по учению Библии. СПб., 1872. Михаил, еп. (Грибановский) Лекции по введению в круг богословских наук. Казань, 1899. Муретов М.Д., проф. Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса». СПб., 1908. Несмелов В.И., проф. Догматическая система св. Григория Нисского . Казань, 1887. Никанор, архиеп. Поучение. Странник, 1877, VIII. Николин И.И. Курс основного богословия или апологетика. Сергиев Посад, 1908. Никольский А., свящ. Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск, 1904. Никольский В.А., проф. Вера в Промысл Божий и ее основания. Казань, 1896. Новое знамение милости Божией. Церковные ведомости, 1891, Остроумов С.И., прот. Суждения замечательнейших естествоведов XIXb. в защиту христианской веры. Вера и разум, 1901, m.II. Пальмов М.С. Идолопоклонство у древних евреев. СПб., 1897. Петропавловский И., прот. Общедоступные статьи в защиту христианской веры против неверия. Москва, 1881. Платон, еп. Сокращенное изложение догматов веры по учению Православной Церкви. Кострома, 1869. Поснов М.Э. О личности Основателя христианской Церкви. СПб., 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

См.: Брокгауз–Ефрон. Т. X. С. 925. 566 Катков Михаил Никифорович (1818–1887) – влиятельный публицист, издатель газеты «Московские ведомости» (с 1863 г.) и журнала «Русский вестник» (с 1856 г.). – Ред. 567 50-летие служения митрополита Исидора (Никольского) в епископском сане отмечалось 11 ноября 1884 г. Академия отметила юбилей изданием: Сердечный привет. Сборник статей, изданных С -Петербургской духовной академией в память пятидесятилетия святительского служения высокопреосвященнейшего Исидора. СПб., 1884. – Ред. 568 Сильвестр (Малеванский Стефан Васильевич; 1827–1908), архимандрит. Родом из Волынской губернии, окончил Киевскую ДА, был в ней профессором, инспектором и, наконец, ректором. С 1885 г. епископ Каневский, викарий Киевского митрополита. (С 1906 г. на покое. – Ред.) Доктор богословия, замечательный ученый богослов-догматист; несмотря на потерю зрения, он написал много капитальных трудов, сделавших его имя славным даже и за границей; его «Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Святом Духе» переведен на немецкий и итальянский языки; не менее известны и следующие его труды; «Ответ православного на схему старокатоликов о Пресвятой Деве», «Ответ православного на схему старокатоликов о добрых делах», «Учение о Церкви в первые три века христианства», «Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере», «Историческое развитие новейшего пантеизма как доказательство его несостоятельности», «Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов». Но самым капитальным трудом преосвященного Сильвестра, давшим ему неоспоримое право занять выдающееся место среди русских богословов, является пятитомный его «Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов», печатавшийся, когда Сильвестр был уже совершенно слеп; говорят, что западноевропейские богословы так интересовались этим трудом маститого ученого, что выписывали его себе еще в корректурных листах. – Изд. 569 Палладий (Ганкевич Павел Феодорович; 1823–1893), епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Епископ Таврический Михаил (Грибановский; 1856–1898) – архипастырь, просветитель, духовный писатель. Его книга «Над Евангелием» (первое издание – СПб., 1896; впоследствии не раз переиздавалась) – сборник эссе-размышлений о Священном Писании. Это не богословские толкования текста, епископ Михаил пишет о том, как сопрягаются евангельские слова с нашей жизнью – обыденной жизнью каждого человека, – побуждая строить ее по Христовым заветам, «творя добро в себе и других». Написанные в конце XIX века, более ста лет назад, эти размышления удивительно современны и актуальны для нас, христиан века XXI. Предлагаем читателям одну из глав книги «Над Евангелием» епископа Михаила (Грибановского).      Наше призвание не здесь, на земле, наша родина и наша цель там, в том мире, к которому призвал нас Господь. Этой мыслью мы бываем иногда склонны оправдывать наше невнимательное отношение к тому, что нас окружает, и нашу холодность к тем людям, с которыми мы живем. Ею мы воспитываем в себе и то мечтательно-беспредметное настроение, при котором мы помещаем наше небо где-то в пространственно-недосягаемой дали и совершенно оторванно во всех отношениях от нашей земной жизни. Мы готовы чуть не с телескопом в руках отыскивать тот мир, куда мы вдруг будем перенесены по таинственному мановению свыше. С высоты далеких небесных перспектив, в мнимом величии как бы обитателя имеющей в будущем появиться отдаленной планеты, мы в самом лучшем случае лишь снисходительно смотрим на ту маленькую сферу деятельности и на тот уголок природы, которые предстоят нам в нашей наличной жизни. Люди, не сочувствующие Церкви, пользуются этим, чтобы указать на церковное учение о той жизни как на какой-то темный и беспредметный мистицизм. Так ли это? И правы ли мы? Мы, христиане, не от мира сего. Но это не значит, что наш мир где-то отсюда за миллиарды верст, где-то за бесконечными звездными мирами. Совсем нет. Он внутри нас же самих, в окружающей нас природе, на всяком месте, в каждой душе. Он отделяется от нас не внешними далекими пространствами, а лишь поверхностью той же самой жизни, которая на этой же земле со всех сторон охватывает нас. Его свет и дыхание непосредственно близки нам; они обвевают меня из внутренней глубины духа сию минуту, вот здесь, на этом месте, где я пишу, в моей же собственной душе, которую я сейчас чувствую, из-за этой же вот природы и обстановки, которая в настоящий момент окружает меня.

http://pravoslavie.ru/108063.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010