Церковь Гребневской иконы Божией Матери была построена в 1786-1791 гг. при усадьбе Г.И. и Т.Я. Бибиковых. Летний храм имения. Церковь сооружена на старом месте, где когда-то еще стольник Ю.П. Трубецкой задумал построить храм " во имя Гребневской иконы Пречистой Богородицы " . Автором проекта был архитектор И. Ветер, ученик М.Ф. Казакова, работавший в свое время у К.И. Бланка на строительстве Сената (Присутственных мест) в Московском Кремле. Непосредственно строительство велось под наблюдением капитана С.П. Зайцева. Внутренняя архитектурная отделка осуществлялась по проекту архитектора С.Н. Грязнова. Крестообразный в плане храм, увенчанный купольной ротондой " под Ангелом " - замечательный образец зрелого классицизма. В 1849 г. Ф.Ф. Пантелеевым, владевшим в то время имением, были устроены приделы Феодора Стратилата и прп. Сергия Радонежского. В советское время церковь не закрывалась и сохранила первоначальную внутреннюю отделку, отличающуюся изяществом и красотою форм. Главной святыней храма является чтимый список с древней иконы Гребневской Божией Матери. По местному преданию, икону несли возввращавшиеся после битвы на Куликовом поле воины великого благоверного князя Димитрия Донского, остановившегося на отдых в том месте, где потом было основано село, получившее свое название. Чудотворная икона прославилась в с.Гребнево еще в XV в. Затем она находилась в церкви Успения Божией Матери на Лубянке, после закрытия и разрушения храма - в Третьяковской галерее. Источники: Справочник-путеводитель " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " . М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Материалы сайта " Храмы России " . Протоиерей Олег Пенэжко " Город Щелково. Храмы Щелковского района " . ОАО " ВОТ " , 2000 г. Церковь иконы Божией Матери " Гребневская " в архитектурном комплексе усадьбы Бибиковых, Голицыных " Гребнево " , по адресу: Щелковский район, пос. Гребнево, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Кроме того, выявленными объектами культурного наследия являются ограда церковного комплекса с двумя воротами, два дома причта и часовня в ограде.

http://sobory.ru/article/?object=00762

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иверская икона Божией Матери. 18 в. Монастырь святой Екатерины на Синае/ pstgu.ru Всегда ли на Иверской иконе есть рана на щеке? 1 мин., 09.04.2024 Вопрос читателя: Здравствуйте. На Иверской иконе Богородицы кровоточащая рана на щеке всегда присутствует? Подарили икону как Иверскую, что написано, не разобрать, кровоточащей раны нет, терзаюсь сомнениями. Помогите, если можете. Спасибо. Ольга Ответ священника: Протоиерей Михаил САМОХИН Здравствуйте, Ольга! История Иверского образа, которая есть, в том числе, и на нашем сайте , предполагает рану на лике Пресвятой Богородицы как неотъемлемую часть иконографии. Невозможно судить об иконе, не видя ее, поэтому могу только напомнить, что Иверский образ принадлежит к иконографическому типу Одигитрия, и к группе икон, которые называют Елеуса, то есть Милостивая. На этой иконе рана есть, но не очень видна. Иверская икона Божией Матери. 18 в. Монастырь святой Екатерины на Синае/ pstgu.ru Как указывают авторы академического словаря, в греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. Γλυκοφιλουσα — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье. Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона, как и, собственно, «Умиление». Понять, какая из этих икон досталась Вам в качестве подарка, может компетентный сотрудник или священник ближайшего храма. Увидев образ, он сможет понять какая из многочисленных перечисленных икон Вам принадлежит. Хотя, полагаю, уточнение этого скорее является удовлетворением любопытства. Независимо от точного названия образа, Вы можете спокойно молиться Пресвятой Богородице, и Матерь Божия ответит на Ваши искренние молитвы. Желаю Вам хорошей молитвы и помощи Пречистой Девы в Ваших трудах и благих намерениях! Читайте также: Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также После многочисленных связей друг ничего не чувствует. Может ли вера вернуть чувства? 26.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/vsegda-li-na-iverskoj-iko...

Эти ходы учреждены были при царе Михаиле Феодоровиче около 1613 года к церкви Введения Божией Матери на Лубянке; а по построении Казанского собора, переведены сюда. При соборе придел во имя Аверкия Иеропольского, он вновь украшен и освящен в 1825 году. МАКСИМА БЛАЖЕННОГО, приходская церковь , в Москве, в Китае-городе, на улице Варварке. На этом месте существовала древняя церковь Бориса и Глеба, в которой, 1434 года, был погребен Блаженный Максим; в 1676 году она сгорела – и потом, вместо ее, царицею Натальею Кирилловною построена нынешняя, во имя св. Максима Блаженного, которого остатки мощей здесь находятся. – При этой церкви есть придел св. Максима Исповедника , устроенный в 1699 году купцом Верховитиновым. ЗАЧАТИЯ Св. АННЫ, в УГЛУ, приходская церковь в Москве, в Китае-городе, ее приделами: Девяти Мучеников, Великомученицы Екатерины и мучеников Мины, Виктора и Викентия. Церковь эта существовала еще в первой половине XVI века и – вероятно – была уже тогда каменная; ибо в 1547 году, после великого Московского пожара, перенесена сюда чудотворная икона Божией Матери, принадлежавшая подьячему Третьяку Теплому, которого дом, близ соляного двора, сгорел; но икона эта, вместе с покоем, где она находилась, остались невредимы. – В 1752 году церковь эта за ветхостью перестроена купеческою женою Замятиною. ВСЕХ СВЯТЫХ, на КУЛИШКАХ, приходская церковь с приделом Пророка Наума, в Москве, в Белом городе, на Солянке у Варварских ворот – одна из древних в Москве. Она построена в. к. Димитрием Иоанновичем Донским, для поминовения православных воинов, убиенных на Куликовской битве. По обветшании, она перестроена в 1687 году. ГРЕБЕНСКОЙ, или ГРЕБНЕВСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, в древности называвшаяся УСПЕНИЯ на БОРУ, приходская церковь , в Москве, в Белом городе, близ Никольских старых ворот, на Лубянской площади. Она построена сперва деревянная, во имя Успения Богородицы, в. к. Иоанном III, в 1472 году, по обещанию его, когда он покорил Новгород, и сюда перенесен им стоявший до того времени в Успенском Соб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

22) Назарьево, при речке Вяземке, в 14 вер. от Звенигорода, близ смоленского тракта, с каменною церковью во имя св. Троицы, построенною в 1824 году. В Писц. книгах 1589 г. значится сельцом, вотчиною дьяка С. Ф. Сумарокова. В 1786 г. было за секунд-майором князем Сергеем Николаевичем Голицыным. 23) Никольское-Кляпово, при р. Сетунке, в 15 вер. от Звенигорода, на дороге из Звенигорода в Верею, с каменною церковью во имя св. Николая, построенною в 1806 году. В Писц. книге 1595 г. значится, что это село дано из дворцовых сел царем Федором Ивановичем, в 1586 г., в Троицы-Сергиев монастырь, по отце его государеве царе и великом князе Иване IV Васильевиче всея Русии, а во иноцех Ионе, для вечного его поминовения. 24) Носово-Успенское, погост, при пруде, в 9 верст. от Звенигорода, близ тракта из Звенигорода в Верею, с деревянною церковью во имя Успения Богородицы, построенною в XVII столетии. В селе бывает 15 августа ярмарка. По Ландратской книге 1715 г. значится село Успенское-Носово за дьяком Михаилом Алексеевым сыном Воиновым. 25) Одинцово, при пруде, в 30 вер. от Звенигорода, по смоленскому тракту, с каменною церковью во имя Гребневской иконы Божией Матери, построенною в 1802 году. В 1786 г. принадлежало графине Степаниде Никоновне Ефимовской, а в 1852 г. графу А. И. Зубову. 26) Петровское-Дурново, при р. Москве, в 20 вер. от Звенигорода, близ звенигородского тракта, с каменною церковью во имя Успения Божией Матери, построенною в 1685 г. тогдашним вотчинником боярином князем П. И. Прозоровским. В церкви находится местно-чтимая икона Божией Матери Тихвинской; икона эта, по семейному преданию владельцев села Петровского, получена единственной дочерью и наследницей князя П. И. Прозоровского княгиней Настасьею Петровной Голицыной (бывшей в замужестве за князем Иваном Алексеевичем Голицыным) в дар от царевен сестер царя Петра Алексеевича, с которыми находилась в тесной дружбе. В межевом акте 1504 года Петровское еще значится сельцом; в Писц. книгах 1589 г. именуется деревней. Ныне село Петровское принадлежит предводителю дворянства Звенигородского уезда князю А. М. Голицыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

К кон. XVIII - нач. XIX в. относится строительство первых храмов в честь Г. и., в основном в подмосковных усадьбах. Это прежде всего церковь 1786-1791 гг. в усадьбе Гребнево Богородского у., возведенная на средства ген. Г. И. Бибикова по проекту И. Ветрова (выбор посвящения, очевидно, был обусловлен названием села, известным с XVI в.), и церковь 1802 г. в с. Одинцове Звенигородского у. (ныне г. Одинцово), построенная на средства гр. Е. В. Зубовой (Памятники архитектуры Моск. обл.: Кат. М., 1975. Т. 2. С. 75, 336-337). К 1902 г. относится деревянный храм в честь Г. и. в пос. Клязьма. Очевидно, во всех этих церквах находились чтимые списки чудотворного образа (в храме с. Гребнева Щёлковского р-на Московской обл. сохр. список XVIII в.). Сама Г. и. особо почиталась москвичами, к-рые часто брали ее в дом для служения молебнов ( Поселянин. Богоматерь. С. 499). Иконография Судя по сохранившимся спискам, Г. и. принадлежит к варианту иконографического типа Одигитрия с Младенцем на правой руке Богоматери (Дексиократуса). Изображение поясное, левая рука Богородицы в молитвенном жесте, благословляющая десница Младенца обращена к Богоматери, левая рука со свитком лежит на коленях. Этот извод, встречающийся в визант. искусстве с VII в., получил распространение на Руси в кон. XV-XVI в. К нему, очевидно, принадлежала древняя новгородская Иерусалимская икона Божией Матери, известная по спискам XVII-XVIII вв. ( Толстая Т. В. Икона «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» из Успенского собора Моск. Кремля и ее легенда//Визант. мир: Искусство К-поля и нац. традиции. М., 2005. С. 656). О том, что разные варианты подобного извода были известны в рус. искусстве XVI в., свидетельствует шитая пелена из ТСЛ (СПГИАХМЗ; Худож. шитье Др. Руси в собр. Загорского музея/Авт.-сост.: Т. Н. Манушина. М., 1983. Кат. 33), по иконографии напоминающая изображения Иерусалимской и Г. икон Божией Матери, но не идентичная им. Достоверные списки московской Г. и., а также фотография иконостаса Гребневской ц., на к-рой видна расчищенная в 1917 г.

http://pravenc.ru/text/166423.html

Иконы Спасителя и Богоматери - ростовые. Золотые фоны и имитация эмалей на полях, крупные стилизованные облака под ногами Спасителя, Божией Матери и архангелов указывают на середину - вторую половину XIX столетия. В это время мастера, стремясь возродить традиционную икону, использовали приёмы ремесленных мастерских и академической религиозной живописи столиц и создали широко распространённый стиль, который иногда называют русско-византийский. Богоматерь с Младенцем - в иконописном изводе, восходящем к известной работе В. М. Васнецова и распространённом в конце XIX - начале ХХ веков: Младенец с благословляющими и простёртыми в сторону руками, одетый в белую рубашечку. Во втором " Праздничном " ярусе центрального иконостаса - Двунадесятые праздники. В южном и северном приделах - изображения святых: архидиакона Лаврентия; Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на одной доске; равноапостольной Нины, святителей и праведных. В третьем ярусе центрального иконостаса вокруг центральной иконы Сопрестолие - значительные по размеру образа особо почитаемых на Руси святых. Самые крупные иконы этого чина и вообще иконостаса - образа преподобного Сергия и Елены. Икона царственных святых напоминает о храмовом приделе царей Константина и Елены, некогда упразднённом. В иконостасе рядом друг с другом находятся - изображения святых Сергия и князя Владимира: в 1892 году состоялись празднества, посвящённые 500-летию со дня преставления Радонежского Чудотворца, а в 1888 году происходили торжества в честь Тысячелетия Руси, в ходе которых был прославлен князь Владимир. В эти же годы развивалась иконография равноапостольного князя: в Гребневском храме святой Владимир изображён в византийских императорских одеждах, в " венце, схожем с шапкой " ; в качестве атрибутов в его руках - крест и свиток. Настенные и интерьерные иконы находятся в основном в галерее храма и боковых приделах. Почитаемая Гребневская икона XVIII в. из одноимённого летнего храма хранится в алтаре Никольской церкви, в интерьере храма - её копии различного размера, например, одна из них, современная - в галерее, за северным приделом.

http://sobory.ru/article/?object=00763

Активная хозяйственная деятельность игуменьи Митрофании привела к расцвету обители. С другой стороны, ее имя стало связано со скандальными обвинениями в финансовых махинациях. Судебное дело, в котором обвиняемой была игуменья монастыря аристократического происхождения, вызвало большой общественный резонанс. Митрофания Розен отвергала обвинения, а шумиху, поднятую в прессе, считала несправедливым гонением. Последние годы жизни правнучка графини Елизаветы Зубовой провела на Святой Земле в Иерусалиме. Почитание Гребневского образа Божией Матери было распространено в основном среди жителей Москвы и Подмосковья. До 1816 года церковь Гребневской Божьей Матери в Одинцово была без священника, хотя ее заново освятили в 1813 году после победы над французами В книге историка Н. М. Снегирева «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» 1852 года приводится история Успенской церкви на Бору в Москве, где хранился оригинал святыни. Согласно летописи, составленной митрополитом Стефаном Яворским, образ был подарен великому князю Дмитрию Донскому жителями селения Гребня в устье реки Чири, когда благоверный князь возвращался победителем с Куликова поля. Прибыв в Москву, Гребневская икона заняла место в Успенском соборе, а спустя столетие великий князь Иван III по обету возвел на московском посаде новую Успенскую церковь специально для того, чтобы хранить в ней Гребневскую святыню. С этой иконой он связывал победу в Шелонской битве над мятежным Новгородом и рождение сына Василия. В 1930-е годы церковь Успения на Бору была разрушена, и московская святыня утерялась. К счастью, в Одинцовский храм вернулся более поздний список Гребневского образа, спасенный в советский период и хранившийся с 1939 по 1991 годы в Покровской церкви соседнего села Акулово. В 1898 году к церкви пристроили трапезную с двумя приделами – во имя Николая Чудотворца и Сергея Радонежского, а также трёхъярусную колокольню. Богослужение в храме продолжалось и после революции 1917 года, но церковную драгоценную утварь частично изъяли в 1922 году в рамках программы " Помощи голодающим Поволжья " . Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено.

http://sobory.ru/article/?object=02818

Вокруг монастыря поселилось много отшельников. Они жили в сохранившихся и до наших дней более чем в 60 уединенных келиях-пещерах, искусно вписанных в ландшафт. В некоторых из них заметны остатки лежанки, печки. Титаническим трудом монахов к монастырю была проложена надежная, местами каменная дорога вдоль берега Зеленчука, в лесах возводились подпорные стенки и террасы. Монахи зарабатывали себе на жизнь тем, что резали из дерева посуду, плели корзины. Казаки носили им хлеб. Александро-Афонскому Зеленчукскому монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях реки Кубани (близ аула Хумара и села Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя Великомученика Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 г. братия монастыря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, который в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жененский монастырь. Почитаемыми святынями Александро-Афонского Зеленчукского монастыря были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в церкви Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей Святого Георгия и мученицы Марины, принесенные с Афона иноками, основавшими монастырь. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 г. Обитель еще существовала, молилась, трудилась. Монастырь, кроме всего прочего имущества, имел паровую гидравлическую маслобойню, паровые молотилки, 557 десятин земли, более 100 голов лошадей, подворья в Невинномысске, станицах Зеленчукской, Баталпашинской, под Гулькевичами. В 20 верстах от пустыни находился покровский скит. С начала основания монастыря под его покровительство были переданы также Сентинский и Шаонинский храмы, реставрация которых началась еще по благословению епископа Владимира. Закрытие монастыря в Зеленчукском ущелье и Георгиевского скита, как и повсюду в России, было отмечено кровопролитием и поруганием святынь. Были расстреляны три монаха. Иконы, сброшенные в кучу, не разрешалось брать под страхом смерти. Одну из них - икону Святой Троицы - тайно вынесла девочка Зоя, дочь репрессированного священника. Сейчас эта икона стоит на левом клиросе зеленчукского храма святых апостолов Петра и Павла. На территории монастыря по советской традиции в 30-е годы находилась колония для преступников, затем жили дети-сироты из блокадного Ленинграда. С 2000 года эта территория принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Заповедный режим не позволяет вести широко строительство, реставрацию, богослужения в древнехристианских святынях - византийских храмах, благоустраивать святые места, впитавшие капли пота и крови многих поколений людей, жаждавших покаяния, общения с Богом, трудов во славу православия и Отечества...

http://sobory.ru/article/?object=04224

Возобновлению сей церкви особенно содействовал Стефан Яворский ; им засвидетельствованы и чудеса, бывшие от Гребневской иконы. В церковь Гребневскую доныне не престают стекаться Московские жители на поклонение чудотворной иконе: многие поднимают её к себе в дома. С тёплой верой притекающим не иссякает источник исцелений и утешений от святыни. Празднование Игрицкой иконе Богоматери Икона Богоматери Одигитрии на Песочне обретена была в 1624 г. Недалеко от Костромы в селе Савицком жил боярский сын Емилиан Исаев Севрюг. Он лишился зрения и тщетно искал себе помощи у врачей. Однажды – это было в 1724 г. – его крестьяне, пася его овец и лошадей в пустыне, называемой Игрица, при реке Песочне, пришли к церкви чрезвычайно ветхой, которая готова была разрушиться. Вошедши в церковь , пастухи увидели образ Богоматери, держащей на руках Предвечного Младенца, как будто только что написанный. Удивляясь тому, как в ветхой церкви явился новописанный образ, они помолившись пошли к своему господину и рассказали то, что видели. Благочестивый Емилиан, обрадованный этим, тотчас послал в Кострому за своим духовным отцом, Троицкого собора священником Феодором чтобы он пришёл отслужить молебен. По прибытии священника Емилиан, собравши родственников, отправился в ветхий храм, где найдена была икона Богоматери. Молебен совершён был с водоосвящением. Когда священной водой священник стал кропить икону, вода вбиралась в неё, как в губку, только на очах долго держалась и потом св. вода потекла с очей, как струи. Священник покропил также св. водой слепого Емилиана, и он тотчас прозрел. Прославляя Господа, чудодействующего через икону Богоматери, возвратились все присутствовавшие домой и рассказали о чудесном явлении иконы и благотворном исцелении от неё. На месте явления иконы устроен Песоченский монастырь, в 15 верстах от Костромы на правом берегу Волги. Чудотворную икону Смоленской Божией Матери, что на Песочне, ежегодно носят в Кострому. Во вторник на 9-й неделе после Пасхи отправляется духовенство из Костромы, в сопровождении множества граждан, в Песоченский монастырь; здесь служат всенощную.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

чудотворная икона, дают представление об иконографических особенностях образа, но отдельные детали указывают на изменения вследствие поновлений или неточного повторения образца, скрытого под окладом. Позы и жесты Богоматери и Младенца были аналогичны изображениям на Иерусалимской иконе (ср. икону 1701-1702 в Успенском соборе Московского Кремля); оба извода сближало изображение диагонально запахнутого мафория Богоматери, а также Младенца в гиматии, спущенном с правого плеча с крупной падающей вниз складкой. На иконах извода Иерусалимской эта складка окутывает правую руку Богоматери, тогда как на Г. и. она свисает с правой ноги Младенца; при этом десница Богоматери полускрыта ее мафорием. Отличительным признаком Г. и. было изображение немного расходящихся пол мафория у шеи Богоматери, открывавший горловину хитона. Эта деталь видна на иконе 2-й пол. XVIII в. из ГРМ, на литографии 1865 г. и на фотографии 30-х гг. XX в.; на пелене 1657 г. хитон открыт глубже. К числу расхождений следует отнести кайму на левом плече Богоматери, отсутствующую на иконе из ГРМ, но изображенную на пелене 1657 г. Особенностью последнего памятника является изображение Младенца, плечи Которого полностью покрыты гиматием. Во 2-й пол. XVI в. в Москве была создана группа Богородичных икон, иконография к-рых, за исключением отдельных деталей, очень близка к Г. и. (3 иконы происходят из ТСЛ и находятся в СПГИАХМЗ, одна - из Новодевичьего мон-ря, хранится в ГИМ, филиал «Новодевичий монастырь», другая - из Покровского мон-ря в Суздале, хранится в ГВСМЗ; см.: Николаева. 1977. Кат. 191, 192, 217; Schittering van de tsaren: Kunst uit het Novodeviij-klooster: Kat. Amst. u. a., 2002. Cat. 85; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 44). Хотя иконы из ТСЛ и Новодевичьего мон-ря опубликованы как изображения Иерусалимской иконы, есть основания считать их списками с уже почитавшейся в то время Г. и. Кроме совпадения иконографии на это указывает сходство размера перечисленных образов с мерным списком Г. и. в ГРМ (все - ок.

http://pravenc.ru/text/166423.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010