Организация переселения была поручена новому командующему рус. войсками в Крыму и на Кубани ген.-поручику А. В. Суворову . 16 июля 1778 г. он принял составленное И. «Постановление крымских христиан», в котором были сформулированы их условия («пункты митрополита Игнатия») по переселению: поселение отдельно от других народов, гражданская и духовная автономия, разрешение всеобщими свободными выборами определять свою администрацию, сохранение Готской и Кафской епархии и ее подчинение Святейшему Синоду. С этими условиями согласилось и арм. духовенство. 17 июля того же года И. просил предоставить ему монаршую грамоту, гарантирующую выполнение условий, поскольку из-за неопределенности будущего мн. христиане отказывались от переселения. Выполнить такую просьбу сразу было невозможно, ген.-губернатор Малороссии гр. П. А. Румянцев пообещал, «что православные христиане должны быть весьма обнадежены, что найдут под скипетром спокойную жизнь, возможное благополучие и такие выгоды, каких себе предположить не могут». С нач. авг. духовенство еще активнее взялось за агитационную работу среди христиан, благодаря чему переселение в сер. авг. стало наращивать темпы и 18 сент. было завершено. В этот день в Россию отправился И. вместе с последней партией переселенцев. 24 окт. он приехал в Александровскую крепость (ныне Запорожье), где прибывшие проходили регистрацию. Всего из Крыма было выведено свыше 30 тыс. христиан, в т. ч. ок. 8 тыс. детей. 14 марта 1779 г. указом Екатерины II И. был принят в российское подданство, Готская и Кафская епархия перешла в юрисдикцию Святейшего Синода и была размещена на части территории Славянской и Херсонской епархии. Митрополит поселился в Самарском Пустынном во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , занимался вопросами создания монастыря во имя вмч. Георгия Победоносца в окрестностях Павлограда. Ездил по местам проживания греков, к-рые временно были поселены вдоль рек Орель и Самара от Екатеринослава (ныне Днепропетровск) почти до Харькова в крайне стесненных условиях.

http://pravenc.ru/text/293403.html

- Достали, враги. Петров (директор заповедника - Ю.П.) ноет - рассказывает об исторической ценности именно этого участка городища, сбушники прессенгуют. И батюшки уже: а может не надо? Наверное, позвонили откуда следует, попросили успокоить... Музейщики обещали прислать милицию. Так что братцы - всеобщая готовность... - Да ладно, мы еще у милиции не спрашивали где нам на нашей православной земле кресты поклонные устанавливать, - заволновались казаки. - Да у них же теперь на неделю первомай - по 02 звонить все равно что в рельсу... (Дружный хохот) Будем ставить, и все тут... Пусть с меджлисом сначала разберутся - законники, где ж они были со своей исторической ценностью когда татары эсэсовца Крымала хоронили на территории объекта ЮНЕСКО, а памятник убийцам святого игумена Парфения русских не оскорбляет? Или одноухий Али, который бесчинствовал на феодосийской дороге - стольких православных порубил - это можно? А парк под мечеть рубить - в порядке вещей? Пусть сначала с меджлисовцами разберутся - а потом уже права качают. Поставим. Отобьемся... - Конечно поставим, - Юрченко разводит руками. - А как же иначе. Шутки закончились... Православный крест на господствующей высоте в окрестностях села Холмовка решили установить казаки красномаковской сотни - здесь на небольшом участке вокруг древнего городища Эски-Кермен - сразу три фермерских хозяйства - православные со своими семьями работают на земле, разводят скот, помогают сотрудникам заповедника охранять общественный порядок в горах, следят за сохранностью христианских святынь. (Здесь несколько десятков пещерных древних христианских монастырей и скитов, были случаи когда фрески варварски уничтожались мусульманами). С недавнего времени казаки начали осваивать новую для себя специальность: экскурсоводов-краеведов. - Не знал, что доживем до такого момента, когда придется доказывать очевидное, - сокрушается атаман Красномаковской сотни Михаил Шеремета. - Сейчас в интернете столько всякого мусора, что диву даешься - активно муссируется тема, что татары - потомки феодоритов, что в этих городах жили их предки. Туристы приходят, спрашивают, приходится объяснять, что это не так. Мусульмане как раз и уничтожили православный город, а все население перебили. Если кто и может сейчас считать себя потомками тех древних людей - так это немцы - здесь как раз и была Готская епархия, и резиденция митрополита. А вандалы делают все, чтобы о христианском населении стереть память. Как-то приходим - стоят двое - отбивают роспись древнюю со стены пещеры. Взяли... Смотрим - татары. Теперь пришлось закрыть решетками церкви - а это главные достопримечательности этих мест - храмы Донаторов и Трех всадников. Батюшка приезжает, открывает - служит, и снова на замок. Если бы не успели вовремя - так уникальные фрески безвозвратно погибли бы!... Теперь вот решили православную территорию обозначить, чтобы не возникало у туристов вопросов, кто здесь жил, и какой веры были древние феодориты...

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/28/...

Улфвла, до того долго живший в столице в качестве заложника и втянувшийся в виды придворной арианской партии, сам присоединился к арианам и действовал преимущественно близ Днестра и Дуная, a с 370 года, когда король Атанарик воздвиг гонение на христиан, перешел со многими из своего народа в римские владения и утвердил свою кафедру в Томи. В 376 году Остготы, потерпев сильное поражение от нахлынувших из Азии новых варваров, Гуннов, бросились за Днестр; только небольшая часть их, именно жившие в юго-западной части Таврического полуострова, остались на своих местах, может быть, потому, что уже полюбили оседлую жизнь и мирные земледельческие занятия. Еще Афанасий Великий , пред временем Никейского собора, писал въ слов «о воплощении Бога Слова»: «Варвары, которым врождена дикость нравов, доколе приносят жертвы идолам, воюют между собою и без меча не остаются ни на одно мгновение; но как только уразумевают учения Христово, тотчас от войн обращаются к земледелию; вместо того, чтобы сражаться с оружием в руках, воздвигают руки на молитву, и вообще с того времени, вместо междоусобной войны, воюют с сатаною, стараясь победить его посредством добродетели. И еще досточуднее, что они и смерть презирают и бывают мучениками за Христа». Историк Неандер 7 относит это именно к Готам; тем охотнее можно согласиться с ним, что на самом деле не видим, у кого другого из тогдашних воинственных варваров могла бы произойти такая перемена, кроме Готов, но и между последними только к Крымским могут идти слова святого отца. О них и Прокопий, писатель VI века, отзывается, как о превосходных воинах и столь же искусных земледельцах и весьма приветливых людях; говорит также, что страна их не слишком дика и сурова и приносит превосходные плоды 8 . Кроме того, такое понимание оправдывается и историей. Тогда как придунайские Готы, и после поражения их императором Клавдием (в 270 году), еще долго нарушали покой империи и оставались опасными врагами ее враждебные суда Готов уже не появлялись на греческих водах.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Святители Стефан и Савва Сурожские Не только в Херсонесе теплилась лампада Православия. Примерно с VIII века стала расцветать христианская община в Сугдее – нынешнем Судаке. На Руси это поселение называлось Сурожем. Оно дало Церкви двух святых – епископов Стефана и Савву. Стефан был третьим по счету архиереем города. Он родился в конце VII века на Востоке Малой Азии в семье христиан. В возрасте семи лет его отдали обучаться грамоте, и в итоге талантливый мальчик попал в Константинополь. Юноша провел несколько лет при патриархе Германе, но затем тайно удалился в монастырь. Когда в Суроже умер епископ, жители обратились к патриарху с просьбой назначить нового, Предстоятелю явился ангел и повелел поставить на Сурожскую кафедру Стефана. Более тридцати лет епископ управлял общиной города. Он активно противостоял иконоборчеству, за что неоднократно преследовался властями, а при императоре Льве III Исавре претерпел мучения и долго сидел в темнице в Константинополе, откуда вышел лишь после смерти императора. Уже в глубокой старости Стефан снова вернулся к своей пастве в Сурож, где и скончался примерно в середине VIII века. Другой святитель – Савва – почти неизвестен нам, сведения о нем крайне скудны. Сохранилась лишь запись о нем в месяцеслове XII века. Еще около Судака есть гора Ай-Савва, где сохранились остатки храма и пещера, в прошлом, видимо, связанные с жизнью этого святого. Святитель Иоанн Готский Этого человека можно назвать коренным крымчанином – он родился в городке Партенит в первой половине VIII века в семье греческих переселенцев. Его мать Фотина еще до рождения сына дала обет посвятить его служению Богу. К этому времени на Юге Крыма была образована Готская епархия, названная так в честь племени крымских готов, которые вторглись на полуостров еще в III веке, но потом ассимилировались греками и приняли христианство. Иоанн, известный своим благочестием, был всенародно избран епископом готским. В 787 году, с одобрения Иоанна, готы восстали против хазар, установившими над ними контроль. Но мятеж был подавлен, а Иоанн арестован. Его заточили в тюрьму, но ему удалось бежать в Малую Азию, где он и умер спустя четыре года.

http://pravoslavie.ru/89250.html

В. Латышев и где сообщается о возобновлении в 1427 г. митр. г. Феодоро (ранее Дорос) и Готии Дамианом храма св. апостолов Петра и Павла, основанного Иоанном Готским ( Латышев.1896. С. 77–78, 70). Ок. сер. XV в. обнищавшая Херсонская митрополия влилась в Готскую ( Якобсон. 1950. С. 44). После падения К-поля в 1453 г. и Феодоро в 1475-м в Готии турки сохранили все христ. церковные институты, в т. ч. и Готскую митрополию. В надписи 1587 г. из дер. Бия-Сала (совр. Верхоречье) сообщается о том, что митр. Готии Константин возвел и украсил ц. Иоанна Предтечи (Там же. С. 67–68, 62). В 1635 г. митр. Готии Серафим обратился с жалобой к рус. царю Михаилу Феодоровичу на притеснения христиан татарами ( Арсений.1873. С. 74). Ф. А. Хартахай выявил и опубликовал сохранившийся на татар. языке список иерархов Готии с 1639 г. ( Хартахай.1867. С. 36). В 1678 г. Готскую митрополию объединили с Кафской ( Vasiliev. 1936. P. 279). В 1725–1769 гг. престол митр. Гедеона располагался в Мариамполе, в предместье Бахчисарая — резиденции крымских ханов. Последним митрополитом Готии и Кафы (совр. Феодосия) был Игнатий (1771–1786). Он организовал и возглавил в 1778 г. инициированное гр. П. А. Румянцевым переселение христиан из Крыма в Приазовье ( Араджиони. 1999. С. 47–57). В 1783 г. Г. е. перешла в ведение Святейшего Синода в С.-Петербурге. После кончины митр. Игнатия 16 февр. 1786 г. (погребен в Мариуполе) епархия Готии и Кафы прекратила существование. Община переселенцев из Крыма отошла Славянской епархии, к-рую переименовали в Екатеринославскую ( Vasiliev. . 1936. С. 280). Памятники церковного искусства За более чем тысячелетний период истории Г. е. на ее территории были сооружены многочисленные храмы и мон-ри. В кон. VIII в. в одном из поселений (в районе совр. с. Поворотного) в низовьях р. Бельбек была построена 3-нефная базилика. Достоверно известно, что во 2-й пол. VIII в. еп. Иоанном Готским был основан мон-рь в Партените. В 1871 г. Д. М. Струков раскопал предалтарную часть базилики этого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/543737.html

В ЖМНП выходили статьи по философии проф. МДА А. И. Введенского , Н. Н. Ланге, Э. Л. Радлова, В. В. Розанова и др. С. М. Соловьёв в ст. «Прогресс и религия» (1868. 9. Отд. 2. С. 700-719) выступал против обоготворения прогресса, доказывал, что христианство, обладающее абсолютной истиной, не может устареть. Его сын Вл. С. Соловьёв опубликовал в журнале незаконченную работу «Философские начала цельного знания» (1877. Отд. 2. 3. С. 60-99; 4. С. 235-253; 6. С. 199-233; 10. С. 79-109; 11. С. 1-32), в которой впервые охарактеризовал свой принцип всеединого сущего. В издании постоянно выходили материалы по богословию, истории Церкви и религиеведению. Публиковались творения св. отцов, в частности блж. Августина и свт. Амвросия, еп. Медиоланского. Из статей по нехрист. исповеданиям и ересям выделяются публикации В. П. Полисадова «Христианство и неоплатонизм» (1853. Отд. 2. 2. С. 81-118; 3. С. 179-277), В. П. Васильева «Религии Востока: Конфуцианство, даосизм, буддизм» (1873. Отд. 2. 4. С. 239-310; 5. С. 29-107; 6. С. 260-293), В. Миллера «Ведийские этюды» (1876. 6. Отд. 2. С. 279-325), Н. Н. Зезюлинского «Еврейская синагога и ее функция (преимущественно по учению Мишны)» (1887. 1. Отд. 2. С. 1-10). Различные сюжеты истории Церкви освещали в ЖМНП В. А. Бильбасов («Римские папы и славянские первоучители» (1868. 5. Отд. 2. С. 327-377)), архим. Арсений (Иващенко ; впосл. епископ Кирилловский) («Церковный и политический быт православных сербов и волохов в Австрийских землях с IX ст. до настоящего времени» (1870. 10. Отд. 2. С. 197-251), «Готская епархия в Крыму» (1873. 1. Отд. 2. С. 60-86)), П. Васильев («Причины и характер чешского религиозного движения» (1876. Отд. 2. 7. С. 90-123; 8. С. 234-280)), Ю. С. Анненков («Чешские сочинения Гуса и время их написания» (1877. 8. Отд. 2. С. 253-266)), Успенский («Философское и богословское движение в XIV в.: (Варлаам, Палама и их приверженцы)» (1892. Отд. 2. 1. С. 1-64; 2. С. 348-427)), А. М. Иванцов-Платонов («К исследованиям о Фотии, патриархе Константинопольском» (1892. Отд. 2. 3. С. 121-148; 5. С. 1-72; 6. С. 299-315; 9. С. 1-60; 10. С. 205-251)) и др.

http://pravenc.ru/text/182367.html

Возвращаясь за сим к временам преобладания в Крыму народа козарского, мы должны признать, что оно продолжалось и в девятом веке, хотя Готия, платя незначительную дань Козарам, состояла в номинальной зависимости от империи, которой уже не платила ничего, и относилась к ней больше в качестве союзной, нежели подвластной страны. К этому же времени, именно к 857 году, относится и путешествие преподобного Кирилла в Хазарию. В известиях об этом для нас важна заметка, что на пути из Херсона к Козарам преподобный «обрете Евангелие и Псалтырь рушкыми письмены писано и человека обрете глаголюща тою беседою» 25 . По справедливму замечанию г.Платонова и пр. Филарета Черниговского , это был готский перевод Евангелия и Псалтыри; только вряд ли название «рушкыми письмены» произошло от того, что читал их и объяснял русский человек. Название русский тут тождественно с славянским; и если вспомним, что готские письмена весьма похожи были на греческие 26 , а первоначальные славянские тоже в большинстве сходились с последними, то готские буквы, как первообраз славянских, легко могли быть названы славянскими, или, что то же, русскими. Таким образом, подтверждается известие Валафрида Страбона об употреблении готского языка при богослужении в IX веке и дается тем большее основание верить приведенным выше свидетельствам о дальнейшем сохранении Крымскими Готами их народности и языка. Император Лев Философ (886–911гг.) дал епископу готскому титул архиепископа, а император Андроник II, в 1292 году, сан митрополита. Что же касается политического состояния Готии, то следует полагать, что после покорения Греками Хазарии и взятия в плен последнего их кагана, христианина Георгия Цула (1016 года), она вошла в более прежнего подчиненное отношение к империи. По взятии же Константинополя крестоносцами и раздроблении империи (1204 года), мы видим Готию вместе с Херсоном в числе областей, составлявших Трапезундскую империю. Трапезундский писатель 27 говорит, что в 1223 году, между трапезундским императором, Андроником Гидом, и султаном Иконийским, Алаеддином Кейкобадом, возгорелась война по следующему поводу: «Корабль, на котором сложена была дань с Херсона и находящихся там округов Готии, вместе с городским архонтом Алексеем Пактиари и другими знатными Херсонитами, плыл морем, чтобы доставить императору Гиду годичные сборы; но буря заставила его уклониться в Синоп (отторгнутый от Трапезунда в 1214 году), где рейс (властитель).Хетум, вассал Иконийского султана, захватил корабль и деньги, архонта и всех других, бывших на корабль, взял в плен, и послал военные суда против Херсона, совершенно опустошил окрестности его» 28 . Фальмерайер, в примечании к этому известию летописца, говорил, что, значит, слова: «повелитель Ператии»,тоесть. по другую сторону лежащего берега, не были пустым звуком в титуле трапезундских императоров. Полный же титул их был: Βασιλες κα Ατοκρτωρ πσης Ανατολς, Βρων κα Περατεας.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Много времени и сил было отдано работам по богословию. На основе петербургского курса лекций вышли два капитальных труда: «Введение в православное богословие» (1847), принесшее Владыке Макарию докторскую степень, и «Православное догматическое богословие» (1851–1853 гг.), рецензированное архиепископом Иннокентием и давшее автору полную демидовскую премию. К 1850 году относится работа «Собрание материалов для науки канонического права Православной Русской Церкви, изложенное в систематическом порядке» (рукопись). Только с 1853 года епископ Макарий смог вполне отдаться любимым занятиям по Истории Русской Церкви. Между тем уже после выхода в свет «Истории христианства в России до равноапостольного князя Владимира, как введения в Историю Русской Церкви» отец Макарий встал в первые ряды исследователей русской исторической науки. Для методологии епископа Макария характерно уважительное отношение к преданию и стремление синтезировать все имеющиеся сведения по исследуемому вопросу в цельную картину. С его точки зрения «важно уже то, что святая вера существовала в странах наших, между народами, которых потомки составляют ныне, вместе с нами, одно политическое тело... а особенно важно достоверное известие, что некоторые из тогдашних Церквей, бывших в пределах наших (в Херсонесе Таврическом, Готская епархия в Крыму, Грузинская Церковь ), или имели влияние на происхождение настоящей Церкви Русской, или даже вошли со временем в состав ее» с. II-III ]. И для епископа Макария казалось многозначительным, что («во мраке идолопоклонства», согласно сохранившимся свидетельствам, «мерцали уже звезды, которые указывали путникам прямой путь к горней отчизне, что такие звезды, время от времени, более и более умножались в числе, пока не наступила наконец заря, предвестница радостнейшего утра» с. 36–37]. Прослеживая и исследуя эти свидетельства, отец Макарий, в частности, принимает за исторический факт деятельность апостола Андрея в Скифии и Сарматии. Он писал: «Русскую Церковь Первозванный только издали благословил в духе пророческом, утвердивши на горах киевских Святой Крест – её незыблемую опору. И если сей Апостол может быть назван основателем её, то разве только основателем посредственным, именно потому, что он же даровал первого архипастыря (Стахия) Византии, от которого начался непрерывный преемственный ряд иерархов Цареградских, и потом в определенное Богом время начался непрерывный ряд и наших иерархов, продолжающийся доныне. А с другой стороны – потому, что в состав настоящей Русской Церкви мало-помалу вошли, заметно и незаметно, все те небольшие частные Церкви, какие основаны были святым апостолом Андреем в южных пределах нашего Отечества, и из которых, некоторые, по всей вероятности, как далее увидим, едва ли не непрерывно существовали со времени этого апостола» с. 36–37].

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Принять монашеский сан его благословил духовник – схиархимандрит Илий (Ноздрин), в то давнее время схиигумен. Постригал в монашество наместник обители архимандрит Силуан (Макей), о котором игумен Иакинф так отзывается: «Это достойнейший человек, труженик величайший, он многому меня научил». (Об истории, а также сегодняшнем дне Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря на портале «Монастырский вестник» был размещен материал «Крымская Лавра. Монастырь – это место, где живут в другом измерении»). Вообще-то, судя по всему, отец Иакинф всегда любил учиться чему-то важному, делающему жизнь содержательной. В мирской жизни он закончил филологический факультет тогдашнего Симферопольского государственного университета имени Фрунзе (позже этому вузу было возвращено первоначальное название – Таврический национальный университет имени Вернадского, а после присоединения Крыма к России российские власти включили его в состав новосозданного Крымского федерального университета имени Вернадского в качестве Таврической академии). В стенах авторитетного вуза полуострова будущий игумен получил специальность: «преподаватель украинского языка и литературы». Однако на этом не успокоился. Последовали курсы повышения квалификации при Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования, затем еще одни курсы, Институт усовершенствования учителей и право преподавания истории. В итоге он и русский язык смог преподавать, и уже с дипломом историка немножко, короткое время, преподавал историю. Его друзья профессорами стали, он – монахом, настоятелем монастыря.      Отношение отца Иакинфа к истории – зайдет ли речь о седой древности, когда здесь находилась православная Готская епархия Константинопольского Патриархата, или о недавней эпохе с ее трагизмом и тоже изобилующей примерами стойкости в вере – оно у него самое что ни на есть живое. Батюшке хочется, чтобы такое же восприятие исторических событий, искренний интерес к ним возникал у детей, которых взрослые знакомят с великими святынями христианского мира во время посещения Мангуп-Кале.

http://pravoslavie.ru/134140.html

Продолжил исследование храма Н. И. Репников, раскрыв 3-нефную 3-апсидную базилику с резными мраморными капителями и мозаиками. Судя по выявленной в раскопе стратиграфии, храм дважды разрушался (в кон. X в. и в 1475) и восстанавливался (в 1472 и в XVI в.). В кон. IX в. в столице Готии Доросе и в соседней крепости, расположенной на плато Эски-Кермен, реконструировали сооруженные еще в кон. VI в. большие 3-нефные базилики. На юго-вост. склоне Мангупа, очевидно, в нач. X в. был возведен крестообразный храм площадью 9,25×11,40 м с 3 входами. Не ранее кон. X в. к сев. и юж. ветвям креста пристроили 2 часовни, а к зап. входу — притвор. В XI в. храм сгорел. Рядом находился христ. плитовый могильник. С Х в. новые храмы строились на Бакле на территории цитадели и посада. В примыкающей долине, в 600 м к югу от горы, раскопаны возведенные в кон. IX в. однонефный с притвором и крестообразный храмы. Очевидно, не раньше XI в. на плато Тепе-Кермен построили небольшую одноапсидную часовню. Датировка пещерных храмов в Инкермане, Шулдане, Качи-Кальоне и др. местах является предметом оживленной дискуссии: нек-рые исследователи склонны относить к ранне - и средневизант. времени храмы на Тепе-Кермене, в Челтер-Кобе и на дороге на Эски-Кермен. Большее единодушие наблюдается в отношении поздневизант. пещерных церквей инкерманских мон-рей, Северного и Южного мон-рей на Мангупе, мон-ря Шулдан ( Могаричев.1997; Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005). Мн. пещерные храмы в XIII–XV вв. были украшены фресками: роспись сохранилась в 3 храмах на Эски-Кермене и около него. Церковь (видимо, св. Георгия), находившаяся на юж. обрыве, была названа Успенской по композиции на сев.-зап. стене. На сев.-вост. стене изображены вмч. Георгий и св. Арсений, левее — фрагменты Сретения и пророки, на потолке — Крещение и Рождество Христово, в апсиде — Мелисмос, в конхе — Деисус, над апсидой — Благовещение, в протезисе — Богородица. Роспись выполнена во 2-й пол. XIII в. Церковь «Трех всадников» была вырублена в отколовшейся от основного массива глыбе и находилась на территории раннесредневек.

http://pravenc.ru/text/543737.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010