В ходе работы Комиссии Общественного Совета Центрального федерального округа по вопросам образования 30 марта, 29 мая, 5 июля и 2 ноября 2006 года, в числе прочих вопросов, обсуждались различные формы поддержки образовательной деятельности духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, в частности, поддержка различных проектов, направленных на повышение уровня образования в духовных учебных заведениях: развитие информационной деятельности, сотрудничество со светскими СМИ, развитие издательской деятельности. 19 октября 2007 года в Московской духовной академии состоялась рабочая встреча руководства и сотрудников Учебного комитета, профессоров и преподавателей МДА с первым заместителем Председателя Правительства РФ Д.А. Медведевым (ныне — Президент РФ), во время которой были затронуты актуальные вопросы признания государством дипломов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, выстраивания партнерских отношений между светской и духовной образовательными системами, введения в школьную программу факультативного преподавания Основ православной культуры. 13 ноября 2007 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении поправки в действующее законодательство, наделяющие религиозные образовательные учреждения правом на получение государственной аккредитации, не устанавливая при этом государственный статус данного учреждения. 8 февраля 2008 года закон был принят Государственной Думой, 20 февраля 2008 г. — Советом Федерации. 28 февраля 2008 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2008 года N 14-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)». Законом устанавливается возможность получения нашими духовными школами свидетельства о государственной аккредитации, которое подтверждает уровень реализуемых ими образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов и дает право на выдачу документа государственного образца, заверяемого печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображение герба России. При этом свидетельство о государственной регистрации не устанавливает государственный статус образовательных учреждений профессионального религиозного образования.

http://sedmitza.ru/lib/text/429985/

Архив Пн Какой будет судьба отечественного богословского образования в России? Интервью с ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым 18 октября 2013 г. 10:11 Министерство образования и науки Российской Федерации вплотную приступило к реформе Перечня направлений подготовки и специальностей высшего образования. В первой редакции проекта, опубликованной на сайте министерства, не оказалось теологии. И сегодня этот вопрос остается открытым. Какой может быть дальнейшая судьба теологии, «Журналу Московской Патриархии» ( 2013 ) рассказывает ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , заместитель председателя и заведующий сектором теологии Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Воробьев . — Отец Владимир, Министерство образования и науки Российской Федерации проводит реформу Перечня направлений подготовки и специальностей высшего образования. Расскажите, пожалуйста, какие вопросы она у Вас вызвала. — Реформа перечня полезна и своевременна. То, что в ее рамках отечественные классификаторы приводятся в соответствие с европейскими и американскими образцами, достойно всяческого одобрения, так как Россия участвует в Болонском процессе и мы стремимся к универсализму в организации высшего образования. Основная идея реформы перечня заключается в том, что образовательные специальности упорядочиваются и объединяются в укрупненные группы специальностей (УГС). При этом оказалось, что в проекте нового перечня образовательное направление «Теология» отсутствует, хотя до сих пор в действовавшем более 20 лет классификаторе теология была отдельным, самостоятельным образовательным направлением и специальностью, по которой министерством были утверждены федеральные поликонфессиональные образовательные стандарты (ФГОСы). На базе этих стандартов министерство выдавало лицензии и свидетельства об аккредитации теологическим факультетам и кафедрам государственных и негосударственных университетов, а после издания в 2008 году ФЗ «Об аккредитации духовных школ» эти стандарты стали основанием для лицензирования и аккредитации духовных семинарий и академий.

http://patriarchia.ru/db/text/3310079.ht...

  Лицензирование образовательной деятельности высшего учебного заведения по новым для него образовательным программам осуществляется на общих основаниях независимо от наличия лицензии. Лицензии на ведение образовательной деятельности по военным профессиональным образовательным программам выдаются только федеральным государственным высшим учебным заведениям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензии высшим учебным заведениям независимо от их организационно-правовых форм могут быть выданы только при наличии у них на правах собственности, оперативного управления, безвозмездного пользования или аренды необходимой учебно-материальной базы. Особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении высших учебных заведений, реализующих образовательные программы частично или в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено федеральными законами. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» В прежней редакции В новой редакции Статья 19. Учреждения профессионального религиозного образования 2. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Статья 19. Учреждения профессионального религиозного образования 2. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) вправе реализовывать на основе лицензий образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и в случае получения государственной аккредитации выдавать в установленном порядке документы государственного образца о соответствующем уровне образования. Государственный статус учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) при его государственной аккредитации не устанавливается.

http://bogoslov.ru/article/288872

Дважды предпринимались попытки ужесточить наказание за преступления, совершенные против священнослужителей. С такой инициативой выступали депутат Госдумы Александр Чуев и член Совета Федерации Исса Костоев. В обоих случаях инициатива не получила развития. 13 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий государственную аккредитацию образовательных программ религиозных учебных Согласно законопроекту, религиозные образовательные учреждения могут иметь государственную аккредитацию, не получая при этом статус государственного учебного заведения. Выпускники религиозных вузов и школ получат дипломы государственного образца, но без изображения государственной символики. Таким образом, выпускники духовных учреждений смогут работать по специальности в светских учреждениях. Раньше они были лишены такого права. Этот законопроект подвергался критике как нарушающий строгое отделение религии от государственного образования, но в данном случае отказ от чрезмерной строгости представляется обоснованным: ныне существующий порядок дискриминирует религиозные учебные заведения в сравнении с другими негосударственными. Кстати, и получение лицензий на образовательную деятельность для религиозных учреждений сложнее, и еще более усложнилось в связи с общим ужесточением контроля над неправительственными 31 октября вступил в силу закон от 24 июля 2007 г. 212-ФЗ " О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности " , позволяющий религиозным организациям переоформлять свои земельные участки на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года. До этого механизм передачи земельных участков в собственность религиозных организаций не был отработан. В июле, ноябре и декабре рабочая группа правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений рассматривала предложения Министерства юстиции от 2006 года по ограничению миссионерства. Этот вопрос, обсуждаемый в парламенте и в правительстве с начала 90-х годов, каждый раз возвращали на доработку.

http://religare.ru/2_50987.html

Мониторинг СМИ Священников обучат светским манером Им обещают дипломы государственного образца 11.01.2006 09:12 Как стало известно Ъ, комиссия по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ разработала законопроект о присвоении религиозным вузам государственного статуса – права на получение госаккредитации и выдачу выпускникам дипломов гособразца. Представители конфессий считают, что государственный статус может стать инструментом давления на религиозные вузы, а главной своей целью имеет установление контроля за мусульманским религиозным образованием. Законопроект " О внесении изменений в законы " Об образовании " и " О свободе совести и о религиозных объединениях " " , разработанный по поручению президента, предлагает, по сути, уравнять светское и религиозное высшее образование в России. Вузы, учрежденные религиозной организацией любой из конфессий, смогут обучать студентов по государственным программам, получать лицензию и аккредитацию Минобрнауки и выдавать выпускникам дипломы гособразца. Обучение по госстандартам в религиозных вузах (дающее право на госаккредитацию) уже одобрил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Положительный отзыв на проект получен и от Минюста. Законопроект должен быть рассмотрен на заседании президентского совета по делам религиозных объединений и в случае одобрения внесен в Госдуму лично главой государства. Сейчас в России профессиональное религиозное образование можно получить в 162 учебных заведениях, зарегистрированных в Минюсте. Среди них 49 православных, 75 исламских, 4 католических, 2 буддистских, 2 иудаистских и др. " Сегодня все дипломы, кроме государственного, не имеют юридической силы,– поясняет необходимость изменения закона советник думского комитета по делам религиозных организаций Степан Медведко.– И если выпускник духовной академии захочет преподавать в светской школе, он просто не сможет этого сделать: он не воспринимается государством как человек с высшим образованием " . " Ребенок не должен отвечать своей судьбой за религиозность родителей " ,– считает профессор Московской духовной академии отец Андрей Кураев. Так что законопроект, по его мнению, мог бы уравнять права верующих и атеистов на специализированное образование. Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган убежден, что " без государства студенты иудейских вузов не сумеют достичь современного уровня российских студентов " . Кроме того, получив право на аккредитацию, духовный вуз сможет претендовать и на госфинансирование.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательный учреждений)». В начале февраля закон был принят Госдумой, а в конце - одобрен Советом Федерации. Он устанавливает возможность получения образовательными учреждениями профессионального религиозного образования свидетельства о государственной аккредитации, которое подтверждает уровень реализуемых ими образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов и дает право на выдачу документа государственного образца, заверяемого печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображение Государственного герба Российской Федерации. При этом свидетельство о государственной регистрации не устанавливает государственный статус образовательных учреждений профессионального религиозного образования. - Это шаг к тому, чтобы дипломы выпускников семинарий и академий признавались светским обществом, - считает завкафедрой международной журналистики МГИМО, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда. - У нас сложилась, на мой взгляд, абсурдная ситуация, при которой выпускники духовных учебных заведений с точки зрения светского общества... не имеют образования. Их диплом не признается, не конвертируется. А данный закон превратит их в дипломы государственного образца. И академическое государственное общество будет признавать дипломы духовных учебных заведений. Это совершенно естественная и правильная мера. Мы идем к практике, принятой во всем цивилизованном мире. Анна Спицына Источник: " Российская газета " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Наконец, выездная комиссия пристально присматривается к самому учебному процессу: посещаемость; сохранение вузовской специфики образования с лекциями, семинарами и практическими занятиями; участие студентов в богослужениях; прохождение ими педагогической, миссионерской и иных практик. Очень важна также проверка так называемых остаточных знаний в рамках дисциплин, которые студенты уже прошли и сдали. Во время каждой инспекции мы тестируем учащихся выпускного курса по этому показателю, и должен признаться, что результаты неутешительные: средний балл на наших проверочных работах — только «тройка». — Знакомая каждому студенту ситуация: получил оценку в зачетке, облегченно вздохнул, вышел за ворота — и тут же «освободил» мозг от моментально ставшего ненужным курса, чтобы получше подготовиться к следующему экзамену... — Для исправления этой, в определенном смысле порочной, практики, ориентированной на учебу в основном во время сессии, мы предлагаем ввести регулярные контрольные работы в течение одного-двух семестров после экзамена. Кроме того с нынешнего учебного года вводятся единые параметры для всех семинарий по проверке квалификационных работ на программно-аппаратном комплексе «Антиплагиат». Соответствующая процедура отныне осуществляется лишь на главном веб-портале этой системы, а результаты проверок обязательно направляются нам. Проверка вне плана — Насколько часто случаются внеплановые инспекции семинарий и академий? — Регулярно. Несколько подобных мероприятий было и в прошлом году. В основном они устраиваются по горячим следам каких-либо связанных с грубым нарушением дисциплины ЧП. Причем не стоит думать, будто это формальная процедура, итоги которой священноначалие потом долгими месяцами еще будет рассматривать. Были случаи, когда представителей администрации приходилось экстренно менять прямо в ходе инспекции. — А сама семинария или академия внеплановую инспекцию заказать может? — Конечно. Иногда учебные заведения этим правом пользуются — как правило, накануне комплексных проверок Рособрнадзора, чтобы понять, что именно не в порядке и какие моменты можно быстро подтянуть. Кстати, не в последнюю очередь благодаря такому постоянно поддерживаемому тонусу внутреннего и внешнего контроля наши передовые вузы активно включились в систему государственной аккредитации. Обе академии, а также Оренбургская, Саратовская, Смоленская и Пензенская семинарии получили государственную аккредитацию по программам бакалавриата, а последняя из названных — еще и по программам магистратуры. Продолжается подготовка к получению государственной аккредитации Казанской и Сретенской семинариями.

http://pravoslavie.ru/106789.html

Государственная аккредитация религиозных вузов – о чем мы сегодня говорим. Что она еще подразумевает, кроме вот общего формата дипломов государственного образца, кроме возможного финансирования? Сможет ли Министерство образования или какой-то другой уполномоченный орган назначать руководителя этого религиозного вуза? А. ЧУЕВ – Нет, ну сегодня об этом речь совсем не идет. Кроме того, если это вуз религиозный изначально, то это дело религиозной организации, которая его создала или организовала. Что же касается учебных программ, то, безусловно, здесь определенные моменты есть. В частности, вузы, которые претендуют на статус государственных, религиозные вузы, ну любые учебные заведения средне-специальные, обязаны будут иметь, ну вот есть свои религиозные дисциплины, которые, так сказать, проходят отдельным как бы планом, а есть общеобразовательные дисциплины. Так вот понятно, что вот то самое ядро образовательное, оно должно быть везде стандартно одинаковое. Поэтому, безусловно, вот с этой точки зрения, чтобы вот это ядро было, вот набор дисциплин и уровень этих дисциплин был раскрыт в достаточной степени в программе, такой контроль, безусловно, будет. Но опять же ничего плохого я здесь не вижу, наоборот, это только даст возможность религиозным вузам расширить свою образовательную базу. Религиозных дисциплин это не касается, конечно. В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вы согласны с этим? Н. АШИРОВ – Абсолютно не согласен. Я могу привести даже, более того, пример. Допустим, вот единственное эффективно действующее высшее учебное заведение на территории Российской Федерации, наверное, это Российский Исламский университет, который был образован в городе Казани. Вот под видом вот этих всех изменений, под видом повышения его статуса сегодня фактически идут нападки на этот университет. И вот главой этого университета хотят поставить, допустим, человека, который абсолютно не имеет религиозного образования, во-первых. Во-вторых, во всеуслышание он говорит: " Я вообще сам человек неверующий, конечно, я не молюсь, но к исламу я с большим уважением отношусь " .

http://religare.ru/2_24715.html

Целесообразно ли и реально ли получать государственную аккредитацию для духовных школ - вопрос очень сложный. Да, это хорошо известно, что государственный стандарт, необходимый для признания, изуродует сложившиеся в старых академиях и семинариях порядки и традиции, сильно сократит специальное образование, которое сейчас концентрированно направлено на формирование облика современного пастыря. Этому будущему пастырю придется изучать ряд дисциплин, которые заведомо никогда не понадобятся ему в его практике (хотя, вероятно, он будет лучше понимать паству, которая имеет именно светское образование; но хорошо это или плохо, нужно или не нужно - вопрос, на который я не готов ответить). Но есть и другая сторона дела. Весной я был на конференции в Православном Богословском Факультете Белградского университета в Сербии. Уважая нас и отдавая дань прошлым взаимным услугам и дружбе, руководители Факультета с прискорбием должны были признать, что не будут больше считать наше образование высшим образованием, поскольку у нас нет государственной аккредитации - таковы требования ректората Университета. Насколько знаю, такая же ситуация складывается в Болгарии. Это лишь штрих, но подобных проблем становится все больше. Боюсь, что нам не уйти от государственной аккредитации. А вот какой ценой она нам обойдется - дай Бог разумения нашим ректорам и проректорам, организующим учебный процесс. Надеюсь, что это можно сделать относительно " малой кровью " . Сейчас в перечне ВАКовских дисциплин нет теологии, значит, и экзамены кандидатского минимума не предусмотрены. На основании чего в таком случае формулируются требования к экзаменующимся? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что кандидатских экзамена в списке - три. Это обязательные экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальности. Задача первого состоит в том, чтобы проверить, насколько научно мыслит соискатель, насколько ощущает сопричастность науке. По большому счету и не важно, сдает ли этот экзамен теолог, физик или стоматолог. Ведь суть его от этого не меняется. Даже содержание экзамена лишь незначительно разнится в точных, прикладных и гуманитарных науках. Нам достаточно ввести в него легкий религиозный компонент, после чего он совершенно подходит для богословской науки.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

— Какое значение, на Ваш взгляд, публикация рейтинга может иметь для самих образовательных учреждений? — Решение об открытости рейтинга, на мой взгляд, связано с ростом числа аккредитованных духовных школ. Новая модель государственной аккредитации напрямую подразумевает прозрачность образовательного учреждения, публикацию всей информации о нем на официальном веб-ресурсе. Особую роль приобретает общественно-профессиональная аккредитация — иными словами, то, как качество образования в конкретном вузе воспринимает профессиональное сообщество. Отдельно замечу: в ходе экспертного обсуждения в Национальном аккредитационном агентстве в сфере образования рейтинг духовных школ был воспринят как положительный опыт, который помогает светским экспертам ориентироваться в нашей специфике, облегчает их и нашу работу. — Нынешний вид рейтинга для открытой публикации состоит из общей суммы баллов в двух временных разрезах (текущей, по итогам 2021 года, и предыдущей, двухлетней давности), пары рейтинговых мест (за 2021 год и предыдущего), а также динамики по этим двум показателям. Как правильно читать совокупность этих данных? — Действительно, представленный в открытом доступе рейтинг оформлен в виде сравнения суммы показателей и рейтинговых мест за 2019 и 2021 годы. В 2020 году по понятным всем причинам полноценно рассчитать рейтинг было невозможно. Поэтому Учебный комитет решил перенести представление обновленного документа на 2021 год. При рассмотрении рейтинга нужно исходить из нескольких факторов. Главным из них я бы назвал общий балл. Например, в глаза может броситься, что рейтинговая позиция Донской духовной семинарии опустилась на три места, но при этом ее общий балл несколько вырос! Во-вторых, конечно, нужно принимать во внимание и общую динамику. Показатели какой­-то конкретной семинарии могут расти, но если аналогичные значения для других семинарий увеличились за тот же промежуток времени сильнее, то есть ли тут повод для гордости? Нас часто спрашивают, можно ли интерпретировать рейтинг в качестве сравнительного инструмента для выбора потенциального места обучения абитуриентов (особенно в тех епархиях, где нет собственных духовных школ). Я всегда в таких случаях советую обращать внимание на высшие духовные учебные заведения первой группы. Почти все представленные здесь духовные школы реализуют аккредитованные образовательные программы или находятся в стадии получения государственной аккредитации.

http://patriarchia.ru/db/text/5916432.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010