«Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет. 1:1 ). συμεων πετρον δουλον και αποστολον ιησου χριστου τοις ισοτιμον ημιν λαχουσιν πιστιν εν δικαιοσυνη του θεου ημων και σωτηρον ιησου χριστου ( 2Пет. 1:1 , WH). Если читать этот стих в отрыве от контекста всего послания, и не принимать во внимание конструкцию греческого языка в этом тексте, то можно допустить, подобно Свидетелям Иеговы, что здесь речь идет о Боге Отце и Спасителе Иисусе, то есть о двух разных личностях. Однако, здесь на греческом языке, перед словом θεου (Бог) стоит один определенный артикль του, тогда как перед последующим σωτηρον (Спаситель) артикля нет. Согласно греческой грамматике, это указывает на то, что слова «Бог» и последующее «Спаситель», соединенные союзом και (и), в этом тексте относятся только к Иисусу Христу. В греческом языке есть правило, что если два существительных или прилагательных стоящих в одинаковом падеже соединяются с помощью союза και, и перед первым словом стоит определенный артикль ο, но не повторяется перед вторым, то второе безартикулярное слово представляет собой описание того же предмета или лица, которое определялось первым словом с артиклем. (Но это правило не применяется в обратном смысле, что наличие второго артикля обязательно должно указывать на другое лицо). При сравнении структуры предложения во 2Пет. 1:1 на греческом языке, когда используется именно один артикль (указывая одну личность) вместо двух (что могло указывать на вторую личность), с другими указанными стихами с идентичной структурой предложения, становится очевидным невозможность того, что это является исключением или непреднамеренной ошибкой. Сравнение доказывает, что выражение «Бога нашего и Спасителя» относится лишь к одной личности, к Иисусу Христу. «ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». ( 2Пет. 1:11 ); «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого». ( 2Пет. 2:20 );

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не по беззакониям нашим сотворил нам и не по грехам нашим воздал нам. Потому что Он знает состав наш: дни человека как трава, как цвет полевой, пройдет над ним ветер – и нет его. Благословите Господа все дела Его. Благослови, душа моя, Господа» ( Псал. 102 ). После первого антифона диакон произносить малую ектенью, для возбуждения внимания верующих, а священник славит Господа Бога, Вседержителя: «Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа». Затем начинается пение второго антифона или псалма Давида: «Хвали, душа моя, Господа. Буду хвалить Господа всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока существую. Не надейтесь на князей и сынов человеческих, в которых нет спасения. Выходит из человека дух, возвращается он в землю – и тотчас исчезают все замыслы его. Блажен, у кого надежда на Господа Бога его, Который сотворил небо и землю и все, что в них. Господь разрешает узников, отверзает очи слепых, любит праведных, хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову и ниспровергает путь нечестивых. Господь – Царь во веки, Бог твой, Сионе, в род и род» ( Псал. 145 ). По окончании второго антифона поется глубоко трогательная песнь, в которой мы, прославляя Господа нашего Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения, просим Его спасти нас: «Единородный Сын и Слово Божие! Ты, бессмертный, ради нашего спасения благоволил принять на Себя человеческое естество от святой Богородицы и Приснодевы Марии, претерпеть страдания и крестную смерть и тем разрушить нашу смерть. Ты, единый из лиц Святой Троицы, так же чтимый, как Отец и Святой Дух, спаси нас!» После малой ектеньи, оканчивающейся возгласом: «Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу»... царские врата открываются, читаются или поются молитвы благоразумного разбойника: во царствии Твоем помяни нас, Господи, – и изречения из нагорной беседы Спасителя о путях к блаженству. В этих изречениях слышим учение Самого Господа Иисуса Христа о тех высоких качествах, которые необходимы для человека, желающего получить спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

а) Надпись и приветствие (2Сол. 1:1, 2) 2Сол. 1:1, 2. Павел и Силуан и Тимофей, Церкви Солунстей, о Бозе Отце нашем и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.    Эта надпись и приветствие слово в слово сходны с надписью и приветствием первого послания к Солунянам. Желающий пусть обратится к тому, что в Толковании того послания сказано на это. Здесь приложим только несколько замечаний наших толковников, которые они, кроме того делают на некоторые речения.     «Павел и Силуан и Тимофей». — Сим вторичным сопоставлением в ряд с собою сотрудников своих дает разуметь святой Апостол, что и сие послание пишется в том же духе и в тех же обстоятельствах, как и прежнее. Из чего, кроме исторических соображений, справедливо наводят, что оно писано не долго спустя после первого.     «О Бозе Отце нашем и Господе Иисусе Христе». Если относить сии слова к приветствию, то будет: приветствуем Церковь Солунскую от лица, во имя, по благоволению Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Так блаженный Феодорит: «Выражение «о Бозе Отце» подобно тому, что и нами пишется в письмах, ибо и мы обыкновенно прописываем: такой-то такому-то желает радоваться о Господе».    Если же относить их к словам: «Церкви Солунстей», то они будут указывать на дух сей Церкви, что она не в чужое какое имя собрана, а во имя Бога Отца и Господа Иисуса Христа. «Ибо бывают церкви не о Отце и Сыне, каковы церкви эллинские и еретические» (Экумений). Иудеи могут говорить, что их синагога — во имя Бога, но она не во имя Бога Отца, тем паче не во имя Господа Иисуса Христа, потому есть ничто. Все истинные блага нисходят к нам по благоволению Бога Отца чрез Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия воплощенного. Потому те, которые не во имя их собираются, всуе собираются: нет в них истины, они идут не путем Божиим и не причастны благодатных обетовании. Сказать: «Церкви о Бозе Отце и Господе Иисусе Христе» есть то же, что сказать: истинно христианской Церкви. Ибо это значит то же, что сказать: Церкви, состоявшейся и продолжающей быть по благодати Бога Отца и Господа Иисуса Христа, то есть Церкви, которую усыновил Себе Бог, Отец верующих, и которую Господь Иисус Христос, Начальник веры нашей и Спаситель душ, призвал к вере, живо соединил с Собою в крещении, приобщил к телу Своему, или телом Своим соделал, и Духом Святым преисполнил. Но такая только Церковь и есть истинно христианская Церковь, которая в Боге Отце чрез Господа нашего Иисуса Христа. Равно и христианин истинный познается из того, если он есть в Боге Отце, по благодати всыновления, и с Иисусом Христом — Сыном Божиим соединен, как член с своею главою, и Духом Святым преисполнен и водится. Да памятует же всяк, что он чрез крещение стал сыном Богу, членом Христовым, жилищем Духа Святого, и, памятуя это, пусть держит на совести, что он должен жить, как всыновленник Божий, и Действовать всегда в Духе Святом, или Им во всем водиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2957...

4 Когда же явилась доброта и человеколюбие Спасителя нашего Бога, 5 тогда Он спас нас, – не за какие-то дела праведности, которые мы сотворили, но по своей милости, омовением возрождения и обновления Святым Духом, 6 Которого Он обильно излил на нас через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7 чтобы мы, оправданные Его благодатью, стали, согласно нашей надежде, наследниками вечной жизни. Мы читаем одно из тех мест Нового Завета, где в торжественной, литургически окрашенной форме изображено, что даровал людям Бог воплощением Своего Сына, Спасителя нашего Иисуса Христа, и ниспосланием Своего Святого Духа. Место это неслучайно выбрано для чтения и размышления над ним в праздник Святого Богоявления. Именно о явлении трижды говорится в этом коротком отрывке: явление благодати, явление благости и явление славы Божией. После подробных наставлений к этически безупречной жизни Апостол пишет, что мы, христиане, должны прилагать все усилия к тому, чтобы жить благоугодно Богу, ибо «явилась благодать Божия», то есть пришло время спасения. С земным явлением Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа среди нас как свет в ночи воссияла благодать Бога, «Который есть Спаситель всех людей», «Который хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим.2:4; 4:10 ). Эту мысль о спасении всех, о вселенской значимости спасительной благодати, данной нам в Иисусе Христе, Апостол не устает повторять в своих Пастырских посланиях. Но тот, кто желает получить часть в спасительном даре Божием, должен себя готовить, как готовят себя «званые на брачную вечерю Агнца» ( Откр.19:9 ). Такой человек отвратит свой дух от земной суеты и обратит его на вечное. Что именно следует для этого делать, – этому нас научает та же благодать Божия. Она выступает как наставница, которая нас ведет и воспитывает. Она учит нас через откровение слова Божия в христианской проповеди (1,3), через уразумение смысла Святого Писания, которое «богодухновенно и полезно для научения» ( 2Тим.3:16 ). Проповедникам же Евангелия благодать дает премудрость и терпение в учительстве и наставничестве ( 2Тим.2:25 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Благодать необходима нам для достижения спасения; она призывает человека ко спасению и содействует ему на пути спасения. Иисус Христос учит: Никто же может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его. Есть писано во Пророцех: и будут вси научени Богом ( Ин. 6:44, 45 ). И привлечение человека к вере в Иисуса Христа, и научение его спасительным истинам совершается действием Святого Духа, о чем предсказано было чрез пророка Иоиля. Устами пророка Бог говорил: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши ( Иоил. 2:28 ). Также Иисус Христос говорит: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин. 3:5 ). То есть не возрожденный благодатию святого крещения не может быть членом земной церкви Христовой; а потому не может наследовать и царствия небесного. Силою Божественной Благодати верующий в Иисуса Христа разрешается от грехов, оправдывается пред Богом, обновляется в жизни, то есть, отвергнув жизнь греховную, начинает жить благочестиво и свято, повинуясь заповедям Божиим, и ожидает вечной жизни. Так учит апостол Павел: когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, – Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления святым Духом, которого излил на нас обильно, чрез Иисуса Христа Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни ( Тит. 3:4–7 ). Тот же апостол в другом послании пишет: такими (т. е. порочными людьми) были некоторые из вас: но омылись, но осветились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Только при содействии Благодати Христовой можем мы проводить жизнь благочестивую и добродетельную, и таким образом достигать вечной жизни; а без помощи Благодати не можем мы делать ничего доброго для спасения своей души и не наследуем царствия небесного. Иисус Христос учит: как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. ( Ин. 15:4, 5 ). Это совершается силою Благодати, или действием Святого Духа. Это Господь раскрыл, говоря: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, яко же рече Писание ( Ис. 12:3 ; Иоил. 3:18 ), реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Его же хотяху приимати верующие во имя Его ( Ин. 7:37–39 ), присовокупил евангелист. 3) Благодать всем предлагается, но получают её только достойно принимающие

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Да будет же и для нас, как и для св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любовь ко Христу нашим дыханием, жизнью нашего сердца, души, главной основой наших устремлений и чаяний. Аминь. 3. БОГОСЛОВИЕ ЛЮБВИ С вятая Православная Церковь сегодня молитвенно творит память святого евангелиста Иоанна, которому она усвоила наименование Апостола любви и Богослова. Это сочетание двух определений св. Церковь соединила с именем ап. Иоанна потому, что его учение есть по преимуществу богословие любви. Уроки любви и уроки богословия выступают у св. Евангелиста как одно целое. Его наставления – это дальнейшее раскрытие, с воплощением в жизнь, заповеди Христа Спасителя о том, что на любви к Богу и ближнему «утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22, 40 ). Та глубина и высота боговедения, которые усматриваются в свящ. писаниях св. Апостола, находят себе основание и объяснение в его самоотверженной, безграничной любви к Богу и посланному Им Господу нашему Иисусу Христу. Любовь сделала его истинным, великим богословом, или, по слову св. Церкви, зрителем «неизреченых откровений» и сказателем «вышних Божиих таин» 169 . Это он раскрыл нам в возможной мере тайну о Божественном Лице нашего Спасителя, Боге-Слове, о Его вечном бытии в Троическом Единстве, о Его творческой – всемогущей силе. «В начале было слово, – свидетельствует св. Иоанн, – и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1, 1, 3 ). Из его благовестия узнаём о любви Бога Отца, открывшейся в посланничестве в мир Единородного Сына ради нас и нашего ради спасения, – «чтобы мы получили жизнь через Него» ( 1Ин. 4, 9 ; Ин. 3, 16 ). Св. Иоанн возвестил и о необходимости для усвоения спасительных плодов служения Господа нашего Иисуса Христа вкушать под видом хлеба и вина Его Плоть и Кровь. «Истинно, истинно говорю вам, – передает св. Апостол слова Божественного Учителя, – если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин. 6, 53–55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Икона Его установлена нам для памяти и для внешнего нашего поклонения, чтобы мы, имея перед собой лик Божий, всегда воспоминали о Самом Боге. Но смотря на икону Божию, не думайте, будто Бог в действительности таков, как им изображён на иконе: бестелесного, невидимого и вездесущего нельзя нарисовать или изобразить никаким способом. Образа угодников Божиих даны нам также для памяти, чтобы мы не забывали братьев наших, которые на небесах молятся о нас Богу. Свечи к иконам ставятся не потому, чтобы Боги или Его угодники имели в них нужду, и не для очищения нашего от грехов, для которая требуется покаяние, а для благолепия и в знак нашего внутренняя усердия. Бог особенно любит молитву сердечную: кто молится Ему с усердием, сокрушением и с чувством умиления, того молитва непременно будет услышана Богом; а от избытка-чувства должно произносить молитву устами, должно креститься и кланяться. Если хотим узнать, что нужно делать для спасения души, как вести жизнь, чтобы угодить Богу, то будем вслушиваться и постараемся понимать, когда читается апостол, Евангелие и все, что читают и поют в церкви. Чего не досказал, я вам теперь, да откроет вам всё Отец небесный. Аминь. 24. Поучение в первую неделю по Пятдесятнице, — всех святых “Кто любит отца или мать более, нежели Меня,  не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” ( Мф.10:37 ). Это слова Самого Иисуса Христа. Смысл их тот, что мы должны любить Спасителя нашего Иисуса Христа больше всего на свете, и именно больше, чем родителей и детей. Родителей и детей мы всё-таки должны любить, но только не в такой степени, как должны любить Бога. О любви к Богу в законе Божием сказано так: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь” ( Мф.22:37-38 ). Такая любовь к Богу совершенно справедлива и по человеческому здравому суждению. Нас сотворил Бог. Он же даровал нам всё, что мы имеем. Наша жизнь и все окружающие предметы, которыми жизнь наша поддерживается, — всё это есть не иное что, как Божий дар.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

О БОГЕ КАК ОСВЯТИТЕЛЕ Сын Божий не только наш Спаситель, но и Освятитель. Как Пророк, Он возвестил нам Тайну Спасения и указал прямой путь от смерти к жизни. Как Первосвященник, искупил нас от грехов и заслужил для нас вечные блага. Как Царь, подтвердил рядом чудес истину Своего благовестия, разрушил державу смерти и ада и отверз нам вход в Царство небесное. Но нужно было, чтобы это великое дело, совершенное за нас и для нас Сыном Божиим, было усвоено нами и сделалось нашей собственностью. Иначе дело спасения осталось бы чуждым нам, а Иисус Христос не стал бы нашим Спасителем. Воспользоваться спасительными средствами, значит очиститься от грехов, от которых искупил нас Христос, и из грешных сделаться праведными; то есть освяиться и получить вечное блаженство. И вот для этого освящения Господь и преподал нам все необходимые средства. Освящение каждого человека совершается в продолжение всей его земной жизни, а освящение всего рода человеческого будет совершаться до самой кончины мира, до второго пришествия Спасителя на землю, когда Он совершит Свой окончательный и праведный суд над всеми. Как в деле нашего спасения, так и в деле нашего освящения участвуют все Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Которого молит Сын: " Отче Святый! соблюди их во имя Твое " (Ин.17:11); Бог Сын, Который для того и предал Себя на крестную смерть за Церковь " чтобы освятить ее,.. дабы она была свята и непорочна " (Еф.5:26,27); и Дух Святый, Который потому и называется Святым, что все освящает. Ясно говорит об участии Пресвятой Троицы в нашем освящении ап. Павел: " Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами " (2Кор.13:13). В чем же проявляется деятельность каждого отдельного Лица Пресвятой Троицы в освящении верующих истинных христиан? Бог Отец есть источник нашего освящения. От Бога Отца Спаситель ниспослал первоначально Духа Святого на землю: " И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам " (Ин.14:15,26). " Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне " (Ин.15:26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сам Иисус Христос объяснил нам происхождение и истинное значение этих наград. Прежде всего Он указал, что за исполнение Его заповедей, или за совершение добрых дел никто из Его последователей не должен ожидать, или просить чего либо в смысле платы, или воздаяния по своему желанию, или усмотрению, хотя бы дела его были действительно достойны одобрения, или награды. „Станет ли кто из вас, говорит Господь, благодарить раба своего за то, что он исполнил приказание? – Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лук. 17, 9, 10 ). В этом наставлении сообщается нам истинное понятие об отношениях наших к Богу, о нас самих и делах наших. Получивши от Него бытие, силы и законы, и совершив что либо доброе с Его помощью и под благим Его промышлением, имеем ли мы право требовать от Него чего либо, как должного и обязательного для Него, Творца нашего? Очевидно нет. Когда мы не исполняем Его воли, тогда становимся негодными для Него, „рабами ничего нестоящими», т. е. недостойными ни жизни, ни дарований», ни благосостояния, которое имеем. На все это мы теряем право и всего лишаемся добровольно за противление воле нашего Господа. Если же мы и исполняем все нам заповеданное, и тогда мы остаемся теми же рабами, только не заслуживающими наказания, но сами по себе ничего не стоящими, потому что не только ничего своего не имеем, но и себе не принадлежащим, а составляем собственность „Господа живущего на небесах» ( Кол. 4, 1 ). Всем этим учением внушается нам смирение, сознание нашего ничтожества пред Богом, нашей немощи и потребности для делания добра в благодатной помощи Спасителя нашего. Этим же наставлением дается нам предостережение от самообольщения и от неразумных прошений у Бога даров, по нашему мнению, нам полезных, но по смотрению Божию для нас излишних или неблаговременных. Что награды за исполнение заповедей Божиих не включены в какой-либо договор, или условие человека с Богом, что не указаны их степени сообразно с достоинством каждого или сроки для их получения, а что они всецело зависят от воли Божией это ясно указано нам Самим Иисусом Христом в другой притче – о домохозяине, нанимавшем делателей в виноградник свой ( Матф. 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

—317— не желали возлагать на них тяжелое бремя, чтобы от идолослужения сначала обратить их к благочестию ( Деян.15:19–20, 28–29 ). Посему, как к предстоятелю многих церквей, написал ему о том, как подобает жить в доме Божием, который есть сама церковь Божия, говоря так: I 1Тим.1:1 . Павел Апостол Иисуса Христа, по повелению 2943 Спасителя нашего, то есть явно и тайно оказывается спасительным таинство умерщвления нашего, 2944 – и надежды нашей – Иисуса Христа, 2945 то есть в нём заключалась надежда всех язычников, находившихся в безнадежном состоянии. 1Тим.1:2 . Тимофею, возлюбленному 2946 сыну 2947 моему, не по природе, но в вере и крещении, ибо он научил его. Благодать с тобою и мир, достигаемый посредством даров Духа, пребывающих в тебе, – от Бога Отца нашего, 2948 соделавшего достойными язычников, кои называли Его Отцом, хотя и знали Его только по имени одному, – и от Господа нашего 2949 Иисуса Христа, то есть от Того, Кто есть Господь наш как по плоти, так и по божеству Своему. 1Тим.1:3–4 . Я 2950 просил 2951 тебя в то время, когда я уходил в Македонию ( Деян.16:1 сл.), пребыть в Ефесе. Заметь, пожалуйста, что даже и ученикам —318— своим Апостол не давал повелений со властью, так что даже сына своего Тимофея смиренно упрашивал исполнить его волю. Упрашивал о том, чтобы ты заповедал, 2952 говорит, тем, кои держались чуждого учения, – не внимать басням и родословиям беспредельным, разумей учения иудейства, – и (не внимать) постановлениям закона, – и чтобы они не обращали внимания на истории начальников их – священников, кои по многочисленности своей и великому множеству их чинов были подобны как бы словам родословной таблицы. Или же (увещевал их), чтобы они не хвалились у вас своим происхождением от Авраама и двенадцатью коленами Иакова, как будто бы они были неисчислимы по причине множества своего. Это всё, говорит, вызывает споры в Церкви, а отнюдь не есть в них следствие веры в домостроительство 2953 Божие: то есть, нет в них веры, ожидающей воздаяния (загробного), ибо все обещания даров у них сосредоточены на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010