Приход: в Шуе 99 дворов и в деревнях: Ченцах (в 2 вер. от церкви), Посохове (в 3 вер. ) и Коровине (в 5 вер. ) 84 двора, а всех в приходе дворов 183; душ мужского пола 446 и женского пола 502 души; в том числе раскольников 2 двора (в Шуе), 3 души мужского пола. Васильевская церковь, что в Киселевской больнице Церковь во имя Преподобного Василия, Епископа Парийского, устроена в 1841 году усердием строителей самой больницы, потом почетных граждан и шуйских 1-й гильдии купцов – братьев Ивана и Димитрия Диомидовичей Киселевых. Освящена была в 1844 году. Церковь имеет помещение во втором этаже больничного дома. Колокольня при ней деревянная, оштукатуренная, крытая железом, с медным вызолоченным крестом. Престол в ней один: во имя Преподобного Василия, Епископа Парийского. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь усердием храмоздателей купцов Киселевых снабжена достаточно. Копии метрических книг с 1844 года и исповедных росписей с 1845 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, – хранится в церкви. Причт: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 444 р. и за требоисправления 482 р., а всего в год 926 р. Для причта купцами Киселевыми построены каменные дома на их собственной земле: для священника – дом одноэтажный, для диакона и псаломщика – двухэтажный дом. В приходе – по городу Шуе – числится дворов 41; душ мужского пола 165 и женского пола 195 душ. 6 При Покровской соборной церкви была еще деревянная церковь во имя Св. Алексея, человека Божия. Об ней упоминается в сказке, поданной гражданами в 1686 году Спасокукоцкого монастыря Игумену Феодосию, жившему в Шуе на святительском дворе, где говорится: «А в Шуе в городе (осыпи) прежняя соборная церковь во имя Святого Праведного человека Божия Алексее без пения стоит пуста, и соборные священники у нее не служат». Этот Алексеевский придел в конце того же XVII столетия упразднен был за ветхостию; но празднование Св. Алексею, человеку Божию, в Покровском соборе совершается и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ Священномученик Константин Твердислов, Вязниковский мая 1881 — †18 сентября/1 октября 1937 Прославлен 7 октября 2002 г. Память празднуется 18 сентября/1 октября(преставление), в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Будущий исповедник родился 1 мая 1881 года в городе Гороховце Владимирской губернии. Уже на третий день родители принесли младенца Константина в Благовещенский собор для совершения таинства крещения. Хотя по роду занятий отец Константина принадлежал к почтовым служащим, но, по-видимому, происходил из духовного сословия. На это указывает “семинарская” фамилия — Твердислов, образованная из букв славянской азбуки. Такие фамилии присваивались воспитанникам духовных школ с целью отметить их примерное поведение, нравственные достоинства или успехи в учёбе; очевидно, так и предок отца Константина получил её за усердие, прилежание и точные ответы в классе. Желая возобновить традицию служения Церкви Христовой, Константин поступил вначале в Муромское духовное училище, которое закончил в 1896 году по первому разряду, а затем во Владимирскую Духовную семинарию. Будучи посвящённым в стихарь в стенах семинарии и обнаружив похвальное добронравие и отменные познания, 15 июня 1902 года Константин был выпущен в числе лучших учеников с почётным званием “действительного студента”, которое давало право поступать в Академию или занять должность школьного учителя. Константин Твердислов, избрав путь учительства, два года преподаёт во второклассной школе села Давыдова Переславского уезда Владимирской губернии и приобретает драгоценный педагогический опыт, за который, будучи уже священником и учителем гимназии, будет назван своими питомцами “пре­красным отцом-законоучителем, умевшим своими увлекательными, доступными пониманию объяснениями высоких религиозных вопросов и истин приковывать внимание к урокам Закона Божия, искренне убеждённым и умелым духовным руководителем, красноречивым преподавателем и всегда отзывчивым, доступным, добрым человеком”.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОПОВ ВАРЛААМ ПЕТРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протоиерей Варлаам Попов Варлаам Петрович Попов ( 1880 - 1937 ), протоиерей , священномученик Память 25 ноября , в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 19 июня 1880 года в семье священника села Лобанова Радогощской волости Севского уезда Орловской губернии. В 1891 году был определен в приготовительный класс Севского духовного училища . В 1896 году окончил курс третьим среди учащихся второго разряда и поступил в Орловскую духовную семинарию , которую успешно окончил в 1903 году по второму разряду. Вероятно, вследствие болезни, он провел в стенах семинарии вместо шести лет - семь. После выпуска он был определен учителем образцовой одноклассной церковноприходской школы при второклассной школе села Воскресенск-на-Мезине Орловского уезда Орловской губернии. В 1906 году обвенчался с Раисой Григорьевной Прудниковой, уроженкой г. Севска. Дети: Римма (1908 г.р.), Зинаида (1909 г.р.), Зоя (умерла младенцем), Мария (1914 г.р.), Галина (1916 г.р.), Елена (1920 г.р.) 11 октября 1906 года был определен на священническое место к Троицкому храму села Поздняшовка Севского уезда. 8 декабря 1906 года рукоположен в сан диакона епископом Елецким Митрофаном (Афонским) в Крестовом храме Орловского архиерейского дома. 10 декабря 1906 года рукоположен в сан священника тем же архиереем в Орловском кафедральном соборе. Заведовал строительством церковно-приходской школы в с. Поздняшовка, затем был ее заведующим и законоучителем. 1 января 1917 года был перемещен на священническое место в родное село Лобаново. В сентябре-октябре, когда во время гражданской войны шли ожесточенные бои за Севск, в Комаричах и Лобаново находился Кубанский полк Красной армии. Красноармейцы хотели убить священника и его семью. Предупрежденный жителями села Гороховым Феодосием, Клевановым Ионой и другими, отец Варлаам укрылся и в течение четырех дней крестьяне скрывали своего батюшку от расправы.

http://drevo-info.ru/articles/13677178.h...

Псаломщиками служили Евгений Александрович Лебедев (1885-?) и Николай Павлович Березский (1845-?). Псаломщик Лебедев родился в погосте Вышегород Порховского уезда. Арестован он в Пожеревицах 16 декабря 1930 года, приговорен 15 мая 1931 года к 3 годам высылки в Казахстан. Как сложилась его дальнейшая судьба - неизвестно. Реабилитирован Евгений Лебедев в 2000 году. Псаломщик Николай Березский был сыном псаломщика погоста Александрово Порховского уезда, учился в Порховском духовном училище. Был послушником Никандровой пустыни. С 12 октября 1898 г. определен на псаломщическое место в Пажеревицы. В 1917 г. числится заштатным псаломщиком, а с 26 июня штатным. Судьба псаломщика Николая Березского неизвестна. Населённые пункты прихода: сёла Пажеревицы, Городки, Воробьево; деревни: Большое Городище, Большие Островки, Борок, Городок, Гороховище, Горушка, Горянка, Гривки, Дирины Горки, Дубки, Дубье, Заборовье, Захонье, Каленицы, Каравай, Клемшино, Князево, Кривец, Левашово, Литовка, Лужки, Лукошково, Любовино, Любонег, Максово, Малые Островки, Минкино, Мокиево, Мышниково, Обомеженки, Огорево, Ольховка, Палицы, Патрово, Пригон, Придатково, Рогозинка, Савино, Секирки, Соснивицы, Сырково, Усадище, Хмелевичи, Чапурино, Шалгино, Ямки. В 1910 году проживало 3432 мужчины и 3554 женщины. 2 февраля 1914 года в селе Пажеревицы торжественно открыто сельскохозяйственное общество. Председателем его стал местный землевладелец подполковник Н. Н. Лачинов, заместителем - крестьянин М. И. Дибдев, кассиром - волостной старшина М. Ф. Фёдоров, секретарем - священник А. Ткаченко, председателем ревизионной комиссии - волостной писарь С. В. Васильев. В 1896 году в Дирины Горки была переведена из Опочецкого уезда Крулихинская сельскохозяйственная школа, которая в 1900 году переведена в имение Вязье Н. В. Спиридонова. В 1937 году церковь закрыта. Здание приспособили под клуб. В 1989 году здание возвращено верующим. Ныне деревня Пожеревицы Дедовичского района. Церковь действующая. Сведения в ГАПО: Ф.203, Оп.1, Д.58; Дело по указу Псковской духовной консистории о пожертвованной пустоши в селе Воробьева в пользу церкви Пожеревицкого погоста (29 августа 1838-13 декабря 1839); Сведения в ЦГИА С-Пб: метрические книги, Пажеревицкий погост (Георгиевская ц.), 1727 г.; Литература: Г. В. Андреева. Обзор документов по истории Пожеревицкого района (1945 г.) по документам муниципального архива Дедовичского района. Журнал " Псковские архивы " , 3.

http://sobory.ru/article/?object=01369

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТВЕРДИСЛОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Константин Твердислов Константин Николаевич Твердислов ( 1881 - 1937 ), протоиерей , священномученик Память 18 сентября , в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской , новомучеников и исповедников земли Владимирской и Ивановских святых Родился 1 мая 1881 года в уездном городе Гороховце Владимирской губернии в семье почтового служащего . В 1896 году окончил Муромское духовное училище по первому разряду, 15 июня 1902 года окончил Владимирскую духовную семинарию опять же в числе лучших воспитанников со званием " действительного студента " , дающим право или поступить в Академию, или занять должность школьного учителя. 25 марта 1902 года был посвящен в стихарь . С августа 1902 по июнь 1904 года преподавал во второклассной школе села Давыдова Переславского уезда Владимирской губернии. В июне 1904 года женился на Елене Георгиевской, дочери священника села Маймора Юрьевского уезда Владимирской губернии. У них родилось три дочери: Маргарита, Ирина, Татьяна. 1 августа 1904 года был рукоположен в сан пресвитера епископом Муромским Никоном (Рождественским) и определен к Воскресенской церкви города Юрьев-Польского , а впоследствии был назначен настоятелем этого храма. Он много проповедовал. " Владимирские епархиальные ведомости " часто публиковали его поучения, беседы и статьи нравственно-религиозного содержания. Отец Константин радел о церковной благотворительности. Средства, жертвуемые прихожанами, хранились у настоятеля, и решение о расходовании их принимал он сообща с благотворителями. Приход постоянно заботился о семьях, оказавшихся в нужде из-за потери или болезни кормильца, закупал им на зиму дрова, оказывал иную помощь. Еще отец Константин учредил у себя на приходе особую «кружку для нищих». Миряне опускали подаяния только в эту кружку, которую держал, стоя на паперти, один из нищих по выбору настоятеля, причем исключительно во время выхода богомольцев их храма. А кружечный сбор справедливо распределял между просителями сам батюшка в воскресенье после вечерней службы. При обильной милостыне ее раздавали также неимущим из других приходов. Все нищие искренне благодарили настоятеля за нововведение, поскольку стали получать милости гораздо больше, чем раньше.

http://drevo-info.ru/articles/13676856.h...

Учебные заведения в городе: Техническое железнодорожное училище, мужское приходское училище, женское приходское училище, две церковно-приходские школы. В городе существует Благотворительное Общество и учрежденный им приют для детей женского пола. Христорождественский собор Когда и кем сей собор сооружен, – неизвестно; зданием каменный, с таковою же колокольнею и оградою. Престолов в соборе три: главный – в честь Рождества Христова, придельные – в честь Смоленской иконы Божией Матери (южный) и во имя Преподобного Макария, игумена Калязенского (северный). Из св. икон, находящихся в соборе, особенным почитанием граждан пользуется местная икона Смоленской Божией Матери; эта икона украшена сребропозлащенной ризой, жемчужным убрусом и драгоценными камнями. Христорождественскому собору принадлежат здания: каменная ризница и сторожка, деревянный амбар, 6 каменных невходных часовен и одна входная – деревянная. Копии метрических книг и исповедных росписей имеются и хранятся в ризнице. Опись церковного имущества составлена в 1896 году. Причт при соборе состоит из 4-х священников, 2-х диаконов и 4-х псаломщиков. – На содержание свое члены причта ежегодного дохода получают до 5,200 рублей. – Домов церковно-общественных для членов причта не имеется. В приходе Христорождественского собора числится 497 дворов, душ мужеского пола 1,662 и женского пола 1,706 душ; сверх того, временно-проживающих в городе: мужеского пола 216 душ и женского пола 412 душ. К Христорождественскому собору приписан теплый каменный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1884 году. При соборе – каменная колокольня. Престолов в сем соборе три: главный – в честь Преображения Господня, придельные: южный – во имя Святителя и Чудотворца Николая, северный – во имя иконы Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость». Утварью, ризницею и св. иконами церковь снабжена достаточно. В иконе Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня утвержден небольшой сребропозлащенный крест с частицами мощей св. великомучениц Варвары и Анастасии-узорешительницы, муч. Наталии, великомучеников Феодора Тирона и Иоанна Белградского и преподобного Авраамия Галичского; сей крест приложен в собор в 1884 году дворянами Култашовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

За все время своего существования институтская церковь, относившаяся к Придворному ведомству, была весьма почитаема гатчинцами. Известно, что в 1848 году местным купечеством было пожертвовано храму церковной утвари на 1.500 рублей. Доброй традицией выпускников института стало приобретение для своей церкви на сэкономленные деньги икон или иных предметов. Два особенных резных киота украшали храм. Один – с образами Небесных Покровителей членов Императорской Фамилии – был сооружен служащими института в память чудесного избавления Императора Александра III и Августейшей Семьи во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 года. Другой киот с образом Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца был подарен Цесаревичем, Великим князем Николаем Александровичем будущим Царем-Мучеником, в воспоминание избавления его от опасности при покушении фанатика-японца во время заграничного путешествия 21 апреля 1891 года. Большой храмовый образ Св. Благ. Вел. Кн. Александра Невского в художественно исполненном позолоченном киоте был сооружен старостой храма, гатчинским купцом А.Ф.Барковым к престольному празднику 1897 года. При храме существовала обширная библиотека и знаменитый в Гатчинском уезде хор из воспитанников института. О причте институтского храма XIX века сведения весьма скудны. До 1865 года известно лишь имя долголетнего церковного старосты, Николаевского Сиротского института, коллежского асессора Автонома Степанова. Более двадцати лет, с 1886 года, законоучителем института и настоятелем его домового храма был священник Василий Гаврилович Чебышев. Впоследствии протоиерей, он был назначен настоятелем домовой церкви Свт. Николая Чудотворца при Управлении Санкт-Петербургского градоначальства и полиции в печально известном в советское время доме на Гороховой, 2. Судьба его, изгнанного из храма в 1918 году вселившейся ВЧК, вряд ли была благополучной… До 1896 года в институтской церкви ему сослужил диакон Алексий Тихонравов, впоследствии рукоположенный во священника и переведенный в клир Владимирской церкви в Петербурге. Последним настоятелем благополучных времен был священник Владимир Сейбук, диаконом – о. Алексий Глаголевский, а псаломщиком – Иван Солодовников, их подписи имеются на дошедших до нас метрических свидетельствах 1917 года…

http://sobory.ru/article/?object=24930

Он сам мог правильно сказать: Митя. И начали показывать ему деньги 15 коп., 3 коп., 2 коп., и он правильно высказал. Затем правильно может сказать: папаша, мамаша, куда поедем. Затем, такое чудо, что отроду никем не учен в грамоте, может читать номера 1, 2, 3, 4, 5 и до десяти цыфров, так что уже много прибавляет говорить: давайте обедать, или чай пить, и кого как звать, он может назвать. И затем я сельский староста села Березовки могу удостоверить своеручной подписью. Афанасий Алексеев Пушешников. 21 окт. 1896 г. 15 Издатель тетрадки в объяснение этого говорит: «И действительно, этот священник почти первый в их местности обратился к белокриницкому священству». Любопытно, что бес говорит: «мне не хотелось в эту веру». Значит, и он по австрийскому священству... 17 Любопытно, что бес говорил при этом: «где же я выйду? У вас затворены двери». И поп велел отворить для него дверь. 18 Вот тут всезнающий бес мог бы заметить Старкову, что Никон на соборе не бил Павла, что эту ложь сочинил на него, по их бесовскому совету, Павел белокриницкий. 20 Здесь или сам Старков, или издатель его рассказа сделал очевидный промах: о прославлении Амвросия говорил Старкову первый бес, а второго он досоле не спрашивал об Амвросии, что этот второй бес и мог бы ему заметить, т. е. обличить его самого во лжи. 21 Нужно заметить, что мы еще не привели наиболее невежественных подробностей этой курьёзной беседы, а выбрала только более существенные. 22 В «Москов. Ведомостях» 288) была напечатана чья-то, из Бухурешта присланная, статья, в которой очень искусно изобличаются неправды этого пасквиля выписками из газеты «Восток», которую издавал некий Н. Н. Дурново. 23 Нам доставлено подлинное письмо Михаила, писанное 18 сентября 7405 (1897) г. из Кременчуга в Гороховец некоему иноку Гавриилу, где именно говорит он о дерзостном поступке Иова и о возникшем по сему поводу разделении с ним. Приводим это любопытное письмо. «Уведомляю тебя о печальном событии, совершившимся в святой Божьей церкви. В(ладыка) Иов нарушил её мир и объявил войну её сынам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Н. А. Кривошеева. Биография архимандрита Феодосия (Алмазова) Архимандрит Феодосий (Алмазов) родился в семье священника с. Сырокоренские Липки Духовищинского уезда Смоленской губернии 21 мая 1870 г. и был наречен именем Константин. После окончания духовного училища юноша поступил в Смоленскую духовную семинарию, которую окончил в 1891 г. и вступил в должность смотрителя Смоленского архиерейского дома. Через год поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидат богословия в 1896 г. В том же году в Смоленском архиерейском доме пострижен в монашество с именем Феодосий, 14 сентября возведен в сан иеродиакона, а на следующий день – в иеромонаха в Донском ставропигиальном монастыре в Москве. Будучи соборным иеромонахом в Смоленском архиерейском доме, он был сверхштатным членом Смоленской духовной консистории. С 1897 г. началась его преподавательская деятельность в Воронежской духовной семинарии, в 1899 г. последовал перевод на должность инспектора Владимирской духовной семинарии, в 1900 г. – инспектора Волынской духовной семинарии, с 1902 г. – Новгородской духовной семинарии, в 1903 г. отец Феодосий становится ректором Минской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Вскоре следует назначение синодальным ризничим и настоятелем собора Двенадцати Апостолов в Московском Кремле. В 1904 г. архимандрит Феодосий назначается настоятелем Старорусского монастыря в Новгородской епархии. В 1910 г. он – преподаватель Курской духовной семинарии, а с 1912 г. – Каргопольского духовного училища, через год – Иркутской духовной семинарии, в 1914–1916 гг. преподавал в Астраханской духовной семинарии. В 1916 г. архимандрит Феодосий вступает в ведомство военного и морского духовенства и служит полковым священником в Царской армии до декабря 1917 г. В 1918 г. его впервые арестовывают в Петрограде и почти год держат в тюрьме на Гороховой улице. После выхода из заключения он служит настоятелем Ушаковской церкви в Петрограде, а с 1922 г. – настоятелем петроградской церкви Свт. Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

http://bryansk-eparhia.ru/news/ Церковь организована в 1824 году в приспособленной деревянной постройке бывшего подворья Петропавловского монастыря вместо прежней сгоревшей, стоявшей на ином месте. Вместе с ней сгорел весь церковный архив, и историю памятника покрыла тьма неизвестности. Известно только, что храм этот стоял на берегу Десны, на этом месте был устроен каменный столб. В 1896-1899 гг. церковь значительно перестроена с организацией Покровского (освящен в 1898 г.) и Никольского (освящен в 1899 г.) приделов и приобрела вид обложенного кирпичом сложного в плане одноэтажного здания, увенчанного невысоким шатром с луковичной главой на тонком барабане. Четырёхъярусная колокольня стояла отдельно. В течение четырех лет благодаря деятельности строительного комитета, особенно священника Василия Горохова и почетного гражданина Якова Ивановича Широкова, храм села Городища на средства прихожан не только был расширен, но и почти весь заново перестроен. Выразительная композиция безусловно производила яркое впечатление. Впечатление усиливалось постановкой церкви на высоком берегу реки, что позволяло занять храму господствующее положение над широким деснянским простором в преддверии Брянска. В главном алтаре сначала был поставлен иконостас из сгоревшего деревянного храма. В 1850 году этот иконостас заменили на новый. В 1900 году иконостас был вновь устроен и освящен. Прихожанами особенно чтилась икона Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . По преданию, эта икона явилась на берегу Десны на месте, которое называлось " Благовещенским рогом " . Благовещенская церковь разделила трагическую судьбу многих тысяч своих сестер в угоду бесновавшегося атеизма. Закрыта в начале 1930-х гг., использовалась под школу, парикмахерскую, склад, типографию, гараж. Основная часть разрушена в 1950-х гг., остатки здания разобраны в апреле 1971 году. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Исторических данных об образовании прихода села Городища нет никаких, известно только, что приход этот существовал в XVIII ст. Название свое село получило от находящегося близ него, на берегу Десны, кургана («городища»), известного теперь у местных жителей под именем «Чашки».

http://sobory.ru/article/?object=18078

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010