Церковь Рождества Богородицы в различные времена неоднократно подвергалась разрушениям. В 1480 году она внезапно обрушилась, причём много потерпели иконы и вся внутренность церкви. В 1514 году, при великом князе Василии Иоанновиче, церковь Рождества Богородицы была вновь сооружена. Впоследствии времени, при постройке нынешнего Большого дворца, была возобновлена. Между иконами в этой церкви замечательна Феодоровская Городецкая икона Богоматери, список с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Ипатьевском Костромском монастыре. Она принесена была в Москву из Костромы матерью царя Михаила Феодоровича Марией Ивановной Романовой. Феодоровская городецкая чудотворная икона Божией Матери прославилась чудотворениями с XII столетия. Она сначала находилась в часовне, вблизи города Китежа, Новгородской губернии. Когда великий князь Псковский Георгий Всеволодович устроил город Китеж, то, по желанию жителей, хотел перенести эту икону в город, но когда по окончании молебного пения ко Пресвятой Богородице, приступили к перенесению её, то не могли и сдвинуть с места иконы. Все бывшие свидетелями сего чуда, уразумели, что Богоматери угодно, чтобы на этом месте была обитель. Поэтому князь Георгий Всеволодович в 1164 году основал здесь монастырь, названный, по имени Городца города и храма во имя Феодора Стратилата, Городецким Феодоровским. Во время нашествия татар, Феодоровский монастырь подвергся пожару, от которого потерпел и соборный храм, где находилась чудотворная икона Богоматери. Все думали, что в пламени погибла и святая икона, но случилось следующее чудо: однажды князь Костромской Василий Георгиевич, по обычаю своему отправился на охоту, в это время подле него пробежал какой-то зверь; князь начал преследовать его и заехал в чащу леса. Потерявши из виду зверя, князь остановился и увидел пред собой на дереве икону Божией Матери. Изумлённый таким видением, он слез со своего коня и вознамерился было взять её, но едва коснулся он иконы, она поднялась на воздух. Князь немедленно возвратился в город и возвестил об этом явлении духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В мужском монастыре в честь Феодоровской иконы Божией Матери города Городца 29 августа отмечали престольный праздник. Соборное богослужение клириков Городецкого благочиния в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы возглавил наместник Феодоровского монастыря игумен Августин (Анисимов). В мужском монастыре в честь Феодоровской иконы Божией Матери города Городца 29 августа отмечали престольный праздник. Соборное богослужение клириков Городецкого благочиния в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы возглавил наместник Феодоровского монастыря игумен Августин (Анисимов). Затем был отслужен акафист перед иконой Пресвятой Богородицы, после которого состоялся крестный ход со списком с чудотворного образа Божией Матери «Феодоровская». Традиция, которая существовала в Городце до 1917 года совершать в этот памятный день крестный ход с Феодоровским образом  была забыта и возобновлена лишь в 2008 году. В прошлом году крестный ход шел с самой чудотворной иконой Божией Матери «Феодоровская»,  взятой из краеведческого музея города Городца. В этом году решено было пронести крестным ходом список с этой чудотворной иконы, который хранится в Феодоровском монастыре. Игумен Августин  возглавил крестный ход,  начатый у Покровской церкви и дошедший до Феодоровской обители. В возрождающемся монастыре был совершен молебен Пресвятой Богородице перед местночтимой иконой. В крестном ходе участвовало свыше 800 человек, среди которых были представители администрации Городца, учащиеся и преподаватели православной гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского. 29 августа по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия на один день были прекращены строительные работы на территории монастыря, а наместник обители исповедовал и причастил всех рабочих, трудящихся над восстановлением святыни. Источник: Сайт Нижегородской епархии Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/prestolnyj-prazdnik-v-...

Последний день Патриаршего визита в Нижегородскую епархию. Божественная литургия в Феодоровском монастыре Городца. 12 сентября 2009 года 12 сентября 2009 года, когда Церковь воспоминает перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение соборного храма Феодоровского монастыря в городе Городце Нижегородской области и Божественную литургию в новоосвященном соборе. Утром этого дня Святейшего Владыку, прибывшего в Городец из Нижнего Новгорода, встречали глава администрации Городецкого района А.М. Минеев и благочинный Городецкого округа протоиерей Алексий Парфенов. У святых врат Феодоровского монастыря Святейшего Патриарха приветствовали архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий  и наместник обители игумен Августин (Анисимов). Его Святейшеству за Божественной литургией сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Саратовский и Вольский Лонгин , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , наместник Саровской пустыни архимандрит Кирилл (Покровский), наместник Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря архимандрит Варнава (Сафонов), наместник Феодоровского монастыря игумен Августин (Анисимов). Среди тех, кто молился за Литургией, были полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Г.А. Рапота, министр юстиции РФ  А.В. Коновалов , губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, председатель Российского фонда культуры Н.С. Михалков, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова). За богослужением пел сводный хор учащихся и выпускников Нижегородской духовной семинарии. На площади вблизи монастыря был установлен большой экран, на котором многочисленные гости и жители Городца, которые не смогли попасть в храм, наблюдали прямую трансляцию богослужения, организованную каналом ННТВ.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Феодоровская Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца – Всеволода III Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237-1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

http://pravicon.com/info-192

Молдавская Молдавская икона находится в г. Николаеве в Спасо-Николаев с ком Молдавском мужском монастыре Херсонской епархии. На иконе Богоматерь изображается с младенцем Иисусом, держащим руку у Своей главы. 14.03. Феодоровская Чудотворная икона Феодоровская явилась в 1239 г. Празднество ей установлено в память избрания, 14 марта 1613 года, на царство Михаила Феодоровича, из дома Романовых, умирителя встревоженной России. Икона находится в Костромском Успенском соборе против правого клироса. Она украшена золотою ризою и драгоценными камнями, пожертвованными царём Михаилом Феодоровичем и матерью его благочестивою старицею Марфою Ивановною. Феодоровская Еще в начале XII века икона сия находилась в часовне, стоявшей близ города Кидекша. Князь Псковский Георгий Всеволодович, при устроении города Кидекша, хотел перенести чудотворную икону в город, но посланные им никак не могли сдвинуть её с места. Из этого заключил князь Георгий, что Пресвятой Богородице угодно своею иконою здесь пребывать, и потому он основал в 1164 году на месте часовни святую обитель, которой и дали название Городецкой, по имени Городца, города Нижнегородской губернии, и Феодоровскою, потому что первоначально она стояла в деревянной церкви Феодора Стратилата. Во время нашествия Батыя, когда татары опустошали землю русскую и целые селения и города обращали в груды пепла, не был ими пощажён и Городец Волжский. Все жители бежали, все было брошено; оставлена в соборном храме за св. престолом и икона Богоматери, имевшая на другой стороне своей изображение св. мученицы Параскевы Пятницы: некому было позаботиться о её спасении. Все думали, что она погибла в пламени. В 1239 г. князь Василий Георгиевич Квашня был на охоте в густом лесу, в одной версте от города. Какой-то зверь пробежал мимо него. Князь бросился за ним и вдруг остановился, увидев пред собою на сосновом дереве икону Богоматери. Он протянул руки, чтобы снять её с дерева, но икона поднялась на воздух. Князь и все бывшие с ним преклонили колена в благоговейном ужасе. Икона снова явилась на дереве, но, едва князь простёр руки, чтобы взять её, икона снова поднялась на воздух. Князь поспешил в город, собрал духовенство и народ, и все с крестами и иконами отправились к указанному месту. Совершив молебное пение с коленопреклонением, священники приняли икону Богоматери на руки и понесли её в город. Жители вышли навстречу и со слезами целовали чудотворную икону, которая была внесена в соборный Костромской храм. Со всех сторон начали стекаться бесчисленные толпы народа. Некоторые благочестивые граждане объявили князю, что видели, как эту самую икону нёс по городу человек в богатой воинской одежде, подобной той, в какой изображается на иконе св. великомученик Феодор Стратилат. Между тем икона была уже поставлена в соборном храме во имя вмч. Феодора Стратилата, почему и получила название Феодоровской.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Разностилевые постройки гармонично соединились в ансамбле абабковского во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия Победоносца жен. мон-ря. Четырехстолпный 5-главый собор Св. Троицы (1865-1886, не сохр.) с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца относился к русско-визант. стилю и создавал ощущение торжественного спокойствия. Архитектурное оформление больничного корпуса с домовой церковью (строительство завершено в 1903, освящен в 1906) - 2-этажного здания со сложными криволинейными завершениями кровли - имеет черты стиля модерн. Каменный 9-главый 4-престольный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы с колокольней был возведен в неорус. стиле (1900-1903, не сохр., автор проекта - гражданский инженер А. И. Шмаков; расписан артелью палехского худож. К. А. Першина). Феодоровский мон-рь в Городце. Фотография. Нач. XX в. Феодоровский мон-рь в Городце. Фотография. Нач. XX в. Господство эклектики в провинциальной архитектуре демонстрируют постройки Городецкого Феодоровского муж. мон-ря (ныне в черте г. Городец; основан в 1700). По мнению А. В. Лисицыной, Феодоровский мон-рь занимает особое место в истории нижегородской архитектуры, т. к. на его территории одновременно работали 3 профессиональных архитектора ( Лисицына. 2008. С. 69). Ядро монастырского комплекса - 3 здания кон. XIX - нач. ХХ в. (не сохр.): собор блгв. кн. Александра Невского (архит. Л. В. Даль), колокольня (1897, архит. А. К. Никитин) и трапезный корпус с церковью (архит. Н. М. Вешняков). В каждом из них характерная для эклектики идея обращения к древнерусской архитектуре была рассмотрена по-своему. Тип главного храма - крестово-купольный, его кубический объем завершался пятиглавием. Колокольня также была выполнена в рус. стиле - четверики, уменьшаясь, создавали динамичную композицию, завершенную луковичной главкой; в ее облике основное внимание уделялось деталям. Придерживаясь более ранних, «тоновских» проектов, Никитин «с явной симпатией относился к направлению, возрождавшему традиции русского церковного зодчества XVI-XVII вв.» ( Краснов, Дёгтева. 2012. С. 137). В трапезной церкви мотивы эклектики нашли отражение в изысканной стилизации, к-рая берет начало в новом стиле нач. ХХ в.- модерне.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры Шлем Ярослава Всеволодовича , потерянный им в Липицкой битве 1216 года и найденный в 1808 году. Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». Феодоровская икона была обретена, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца —позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь (Городец, по легенде, считался Малым Китежем, основанным князем Георгием Всеволодовичем в 1164 году). Князь Василий Костромской во время охоты увидел в лесу висящую на сосне икону. Он попытался снять ее, но образ взмыл в воздух. В это самое время костромичи увидели светлого мужа в богатых воинских одеждах, который нес по городу образ Пресвятой Богородицы. По одеянию он был похож на святого Феодора Стратилата. После этого князь, духовенство и народ отправились к той иконе в лес, отслужили перед ней молебен, и только тогда ее удалось снять с сосны. Святыню установили в храме в честь святого Феодора Стратилата, того самого, что видели жители Костромы в чудесном видении. С тех пор икону и стали называть «Феодоровской». Феодоровская икона Богоматери относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса ( греч. Γλυκοφιλοσα — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье. Богородица изображается с Младенцем Христом , сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Феодоровская икона Богоматери Существует и еще одна версия обретения иконы после Батыева разорения Городецкого монастыря. После гибели в 1238 г. владимирского князя Георгия Всеволодовича в битве с татарами икона оказалась у его брата Ярослава Всеволодовича, который через год преподносит образ в качестве дара к свадьбе своему сыну Александру Невскому. О свадебном характере иконы свидетельствует и наличие на ее обороте образа великомученицы Параскевы в богатом княжеском одеянии, считавшейся покровительницей невест и свадеб. Название «Феодоровская» икона приобрела в честь Феодора Стратилата, имя которого получил в крещении Ярослав Всеволодович. Икона, благословение отца, стала моленным образом Александра Невского, а после его смерти в Городце перешла к младшему брату Василию, который установил ее в Костромском соборе. Новое прославление и широкое распространение ее почитания по всей Руси Феодоровская икона получила в конце Смутного времени, когда древним образом, по преданию, благословили на царство Михаила Романова. Долго его матушка, в иночестве Марфа, не соглашалась отпустить на царствие в лихую годину своего 16-летнего сына. Лишь когда склонили перед ней иконы: Феодоровский образ Богоматери и святых московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы, со словами: «…сотворите повеленное вам от Бога, не прогневайте Владыку», тогда, глубоко тронутая, инокиня согласилась. Подведя сына к Феодоровскому образу, она сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь сразу был вознесен на престол, и в этот день 14 марта постановлено было совершать празднество чудотворной иконе. Скоро Михаил Феодорович украсил святой образ драгоценной ризой, а для себя повелел сделать список с иконы. В 1745 г. икону украсят новой золотой ризой, в которую поместят многочисленные драгоценные камни и бриллианты с прежнего оклада. С конца XVIII в. немецкие принцессы, выходя замуж за русских императоров и принимая Православие, получали отчество Федоровна, в честь Феодоровской иконы, покровительницы царской династии. Так стала Марией Федоровной жена Павла I, Александрой Федоровной жена Николая I, Марией Федоровной жена Александра III, Александрой Федоровной жена Николая II.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

14-е число. Празднование Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. По сказанию предания, икона сия написана св. евангелистом Лукою. Она находится в Костромском Успенском соборе. Первоначально находилась в Городецком-Феодоровском монастыре, так называвшемся по имени Городца, города Нижегородской губернии, и храма во имя Феодора Стратилата. При нашествии Батыя Городец вместе с другими городами был опустошен, жители же его пред тем бежали, а икону не успели взять с собою. Но она сама явилась в 1239 году костромскому князю Василию Георгиевичу в лесу, на дереве, во время охоты. Оказалось, что икона из Городца скрылась, и жителям Костромы виделось, как пред явлением ее князю нес ее по городу человек в богатой воинской одежде, очень схожий со св. великомучеником Феодором Стратилатом, как он изображается на иконах. Икона поставлена была в храм св. Феодора Стратилата в Костроме, отчего получила название Феодоровской. Князь брал с собою икону, идя против татар, которые устремились на Кострому, и враги поражены были необыкновенным от нее сиянием, пожигавшим подобно огню полчища их, так что обратились в бегство. Явление Феодоровской иконы празднуется 16-го августа, 14-го же марта празднование ей установлено в память избрания в 1613 г. на царство предка ныне царствующаго у нас Дома, юного Михаила Федоровича Романова. Известно, что когда приглашали его на престол, и он не решился было дать свое согласие, то архиепископ, взяв в руки сию икону, сказал ему с его матерью: «Если не склонитесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворнаго образа Царицы всех», и когда, наконец, дано было согласние, то мать его, старица Марфа Ивановна подвела его к чудотворному Феодоровскому образу и, пав на колени, со слезами сказала: «Се Тебе, Пречистая Богородице, предаю чадо свое. По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству». Икона богато украшена дарами царя Михаила Федоровича и матери его Марфы Ивановны.   Тропарь, глас 4-й. Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь Богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту завета, притекает к изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим матерним к нему предстательством, присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

22 — Слово плоть бысть 23 — Свято-Ильинская 25 — Римская (Лиддская) (8 век) 26 — Молдавская (1863) 27 — Феодоровская (1239) 27 — Феодоровская в с. Дмитровец 27 — Феодоровская-Городецкая АПРЕЛЬ 1 — Умиление (1103) 6 — Тучная Гора 225 7 — Благовещение Пресвятой Богородицы 7 — Благовещение — Московская (1731) 7 — Благовещение — в Киеве: Прядущая 7 — Боголюбская-Зимаровская (1771) 8 — Мелетинская 13 — Иверская 14 — Ключ разумения 16 — Неувядаемый цвет 17 — Герондисса (Старица) 17 — Живоносный источник 17 — Избавительница 19 — Теребовльская 20 — Византийская (732) 21 — Испанская (792) 22 — Цесарская (792) 24 — Бежевская 25 — Муромская (1291) 25 — Белыничская 27 — Виленская (1495) 29 — Тамбовская (1692) 29 — Ильинская-Черниговская (1658) 29 — Черниговская-Ильинская в Гефсиманском саду МАЙ 1 — Максимовская (1299) 3 — Кипяжская 3 — Кипрская 7 — Молченская (1635) 8 — Цареградская (1071) 10 — Иверская на Афоне (9 век) 11 — Львовская (1182) 14 — Византийская (732) 14 — Царевококшайская-Мироносицкая (1647) 14 — Нечаянная Радость 14 — Андрониковская 15 — Путивльская (1238) 15 — Вутиванская 15 — Владимирская (1634) 16 — Пекинская (682) 16 — Киево-Печерская Успения (1073) 16 — Печерская (1085) 16 — Свенская-Печерская (1288) 16 — Печерская с предстоящими 16 — Печерская Нерукотворенная 17 — Старорусская (1570) 20 — Любечская в Киеве (1690) 20 — Любечская в Любече 20 — Жировицкая (1191) 22 — Перекопская (1709) 23 — Киево-Братская (1654) 25 — Кипрская 27 — Теребинская 27 — Ярославская-Печерская (1823) 27 — Серафимо-Понетаевская 28 — Вышенская-Казанская ИЮНЬ 3 — Владимирская (1155) 3 — Владимирская-Оранская (1629) 3 — Владимирская-Красногорская (1603) 6 — Ржевская (1572) 8 — Владимирская-Селигерская 10 — Антиохийская 10 — Никейская (304) 10 — Умиление-Галичская 10 — Орловская (1643) 11 — Мателикийская (991) 11 — Споручница грешных 11 — Недремлющее Око 11 — Недреманное Око Спасово 12 — Цесарская-Боровская 15 — Груздовская 16 — Югская 18 — Игоревская 19 — Пименовская (1381) 21 — Ярославская (13 век)

http://pravicon.com/text-34

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010