В.Л. Задворный (католик) Хронологическая таблица Римские императоры Понтификаты Август 27 до н.э. – 14 н.э. Тиберий Калигула Клавдий ум.  67 Гальба Вителлий Веспасиан Анаклет Домициан Климент I Эварист 97–105 98–117 Александр I 105–115 Адриан 117–138 Сикст I 115–125 Телесфор 125–136 Антонин Пий 138–161 136–140 140–155 Марк Аврелий 161–180 Аницет 155–166 166–175 Коммод 180–192 Элевтер 175–189 Пертинакс Дидий Юлиан Септимий Север 193–211 Виктор 1 189–199 Каракалла 211–217 Зефирин 199–217 Макрин 217–218 Каликст I 217–222 Элагабал 218–222 Александр Север 222–235 Урбан I 222–230 Понциан 230–235 Максимин 235–238 235–236 Гордиан 238–244 Фабиан 236–250 Филипп Аравитянин 244– 249 249–261 Корнелий 1 251–253 Галл Требониан 251–253 Валериан 253–259 Луций I 253–254 Стефан I 254–257 Сикст II 257–258 Галлиен 259–268 Дионисий I 259–268 Клавдий Гот 268–270 ФeлukcI 269–274 Аврелиан 270–275 275–276 Евтихиан 275–283 276–282 282–283 283–296 Нумериан 283–284 Диоклетиан 284–305 Марцеллин 296–304     I тетрархия во главе с Диоклетианом Запад: Максимин (соправитель Констанций Хлор) 293–305 Восток: Диоклетиан (соправитель Галерий) 293–305 II тетрархия Запад:  Констанций Хлор (соправитель Север) Восток – Галерий (соправитель Максимин Дайя) 305–306 III тетрархия Запад: Север (соправитель Константин) Восток – Галерий (соправитель Максимин Дайя) Гражданская война 306–312 Марцелл I 308–309 Запад: Константин (Галлия, Испания, Британия) 306–312 Евсевий Максенций (Италия, Африка) ум. 312   Восток: Галерий ум. 311   соправители Лициний (Балканы, Испания) Мильтиад 311–314 Максимин Дайя (Египет, Малая Азия, Сирия) Запад: Константин 312–324 Сильвестр I 314–335 Восток: Лициний Константин   ум. 324 324–327   Запад Восток Понтификаты Константин II 337–340 Констанций 337–351 337–352 Констант 340–350 Констанций 351–361 Либерий 352–366 361–363 Иовиан 363–364 Валентиниан I 364–375 Валент 364–378 Дамас I 366–384 Грациан 375–378 Грациан 378–379 Грациан 379–383 Феодосий I 379–387 Валентиниан II 383–387 Сириций 384–399 Феодосий I 387–395 Гонорий 395–423 Аркадий 395–408 Анастасий I 399–402 Феодосий II 408–450 Иннокентий I 401–417 417–418 Бонифаций I 418–422 Валентиниан III 423–455 Целестин I 422–432 Петроний Максим Сикст III 423–440 455–456 Майориан 457–461 Марциан 450–457 440–461 Либий Север 461–465 Антемий 467–472 457–474 461–468 Олибрий Глицерий 473–474 Симплиций 468–483 474–475 475–476 474–491 Читать далее Источник: История римских Пап/В.Л. Задворный. – Москва : Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995-./Т. 1: От св. Петра до св. Симплиция. - 343 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРАРАТ В ранней традиции название территории, лежащей в среднем течении р. Аракс, позднее - вулканической горы Армянского нагорья (39°42 ¢ сев. широты, 44°18 ¢ вост. долготы, ок. 5185 м; арм. Масис, тур. Агрыдаг), близ границы Турции с Арменией и Ираном, состоящей из слившихся потухших вулканов - Большого и Малого А. Согласно ассир. памятникам, территория на востоке М. Азии вокруг оз. Ван, как и гос-во, существовавшее здесь в IX-VI вв. до Р. Х., называлась Урарту ( Schrader E. Keilinschriften und Altes Testament. Lpz., 1903. S. 45-46). В Библии также речь идет не о горе А., а о горах в стране А.: Ноев ковчег пристал к «горам Араратским» (евр.    , греч. τ ρη τ Αραρατ) (Быт 8. 4); прор. Иеремия говорит об Араратских горах как о стране, называя ее наряду с др. царствами - «Минийским и Аскеназским» (Иер 51. 27); сыновья ассир. царя Синаххериба, убившие своего отца, скрываются в «землю Араратскую» (4 Цар 19. 37; Ис 37. 38). Точно так же ассир. памятники, упоминающие А., относят это название к стране, а не к горам ( Schrader. S. 131-132). Название страны А. прилагалось к Армении Иосифом Флавием (Иуд. древн. I 3. 5) и более поздними христ. авторами (Вульгата (montes Armeniae); ср.: Euseb. Preap. Evang. IX 12, 19). В христ., исламской, иудейской и др. древних традициях о конкретном месте остановки ковчега долгое время не было единого мнения. Достаточно рано гора А. стала отождествляться с местом остановки ковчега (Иосиф Флавий ссылается на вавилонские источники III в. до Р. Х. (Иуд. древн. I 3. 6)). Среди возможных мест также назывались гора Джабаль-Джуди (Коран 11. 44, возможно, имелась в виду гора в гряде Аджа на Аравийском п-ове); район городов Апамея и Адиабена (Иуд. древн. XX 2. 2, возможно, пик Пира-Магнум в гряде Загроса). Очень часто «место ковчега» видели в юго-вост. Турции, там, где Араратские горы спускаются к равнинам Месопотамии, в пойменной части долины р. Тигр, на вершине Джудидаг (Джабаль-Джуди) в горах Карду(н), или Гордиан. (В арам. и сир. переводах Быт 8. 4 читается как «горы Карду» (арам.    , сир.    ); греч. авторы пишут об этом районе как о земле «народа кардухов» (Καρδοχοι; Ксенофонт. Анабасис. III 5; IV 1) или «гордуеев» (Γορδυηνο, Γορδυαοι; Plut. Vitae. Lucull. 29; Страбон. XVI 1).) Джудидаг признавали местом высадки Ноя и христиане-несториане, к-рые воздвигли здесь церковь и неск. мон-рей (один, на самой вершине, был известен как мон-рь Ковчега) (Бейли, 1993. С. 353). Лишь начиная с XI-XII вв. по Р. Х. арм., а затем и др. традициями совр. гора А. стала отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.

http://pravenc.ru/text/75836.html

11. Преподобныя матере нашея Феодоры Александрийския (474–491). Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенесение мощей). Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мучеников Диодора и Дидима Сирских. Мученицы Ии (362–364). Преподобнаго Евфросина (IX). Иконы Божия Матери Каплуновския (1689). 12.Отдание праздника Рождества Пресвятыя Богородицы. Священномученика Автонома, епископа Италийскаго (313). Преподобнаго Вассиана Тиксненскаго (1624). Праведнаго Симеона Верхотурскаго (перенесение мощей, 1704). Мученика Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мученика Феодора Александрийскаго. Священномученика Корнута, епископа Никомидийскаго (III). 13.Память обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I). Мучеников Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237), Мучеников Селевка и Стратоника (III). Мучеников Макровия и Гордиана (IV). Священномученика Иулиана пресвитера (IV). Мучеников Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (IV). Преподобнаго Петра в Атрои (IX). Великомученицы Кетевани, царицы Кахетинския (1624) (груз.). 14. Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Праздник и строгий пост Преставление святителя Иоанна Златоустаг о (407). Иконы Божия Матери Леснинския (1683). Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия. На утрени прокимен, гл. 4: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Припев на 9-й песни канона: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень. На литургии, вместо Трисвятаго: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. В той же день вечера прокимен великий, гл. 7: Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. Стих 1: Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня Его. Стих 2: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не смотря на то Акилин продолжал терзания. На другой день они сечены были свинцовыми прутьями и усечены мечем. В пространном сказании у Метафраста повествуется об изгнании святым Трифоном нечистого духа в Риме из дочери императора Гордиана и о показании сего духа императору и другим в виде отвратительного пса задолго до мученических страданий и проч. «Основанием Метафрасту служили показанные древнейшие акты на латинском языке, имеющие ясные признаки происхождения от судебных записей, как это видно по форме допросов, какие производимы были над мучениками.» Св. Димитрий митроп. ростовский стр. 157. Римляне чтут память муч. Трифона 10 ноября, восточные 1 февраля. Рюинарт справедливо думает, что кончина его была в феврале, потому что 1., восточным должно быть более известно время мучения по месту его страдания на востоке, где притом память его чтилась и чтится особенно и ему посвящено было из древности много храмов, 2., в чистых актах говорится о страданиях зимою и в продолжении немалого времени, что опять заставляет полагать кончину их в феврале, а не в ноябре. 3., во многих латинских мартирологах память его полагается 1, 2 и 3 февраля. Под Апамеею разумеют не фригийскую, но вифинскую, под Кампсадом Лампсак, в актах Рюинарта селение названо Сансоро. Лампсаком оно названо в слав, прологе и у Никодима. Лямбеций дает предпочтение чтению: Кампсад вместо Лампсака, на основании Метафрастовых актов и на основании других актов не известного писателя. (Bibl Vindobon. VIII. р. 152 153). В Царьграде во имя св. Трифона были две церкви: одна построена Иустинианом I, другая Иустином II. (См. о сем муч. Assemani Calend. VI. 112. Tillem. Memoir. III. 342. Mazochii III. 930).     Св. муч. Перпетуя и дружина. В Деяниях св. (Mart. L, р. 634) приведены вполне мученические акты сих святых. Из них видно, что главную часть их составляют записи, веденные в темнице самими мучениками Перпетуею и Сатиррм. Дополнение их сделано очевидцем и для очевидцев; ибо говорится в начале актов: и мы, что слышали, и осязательно очами видели, возвещаем вам, братия и сестры, дабы и вы, которые при сем присутствовали, снова вспомнили для славы Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАНГРЫ [Гангра; греч. Γγγρα, Γγγραι; совр. Чанкыры, Турция], г. в бассейне р. Галис (Кызылырмак) в Анатолии, историческая обл. Пафлагония . Наиболее ранние сведения о Г. содержатся у Страбона (Geogr. XII 3. 41) и относятся к рубежу III-II вв. до Р. Х., когда в Г. находилась резиденция царя Пафлагонии Морсия. В 189 г., после победы римлян над Селевкидской державой, Морсий был признан ими царем и союзником Рима. Во II в. Пафлагонское царство соперничало в Анатолии с Пергамом и Понтом. Ок. 90 г. до Р. Х. под давлением рим. сената царь Никомед IV, наследник Морсия, был вынужден покинуть Пафлагонию и Г., к-рые были объявлены свободными. До кон. I в. до Р. Х. здесь еще правила местная династия под контролем Рима, после чего Г. и Пафлагония были присоединены к империи. Г. вошли в состав пров. Галатия. Ок. 297 г. в результате адм. реформы имп. Диоклетиана Г. стали митрополией вновь организованной пров. Пафлагония в составе диоцеза Понт. О христ. общине в Г. до IV в. известно мало. Среди мучеников наибольшее значение в позднейшей традиции приобрел св. Каллиник, время мученичества к-рого неизвестно (BHG, N 286y-287e). При имп. Максимиане известны мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий (BHG, N 2139); при имп. Лицинии - Гордиан (SynCP. P. 40). Оживление христианства в регионе связывается с деятельностью еп. Ипатия Гангрского, занимавшего престол в 1-й пол. IV в. (BHG, N 759-759f; Auct. 759b, 759f; SynCP. P. 223). В житиях рассказывается о его участии в Никейском Соборе 325 г., но в списках присутствовавших на Соборе он не упомянут. Др. обстоятельства его жизни также несопоставимы в разных версиях жития и остаются неясны. Сообщается, что св. Ипатий пострадал при некоем имп. Лукиане (возможно, Лицинии). Церковные историки V в. упоминают св. Ипатия среди участников Гангрского Собора ок. 340 г. ( Sozom. Hist. eccl. III 14; Socr. Schol. Hist. eccl. II 43). В ранневизант. эпоху Г. так и не стали значительным центром церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/161639.html

Закрыть Мученик Трифон 15.02.2021 1008 Время на чтение 9 минут 14 февраля – день памяти святого мученика Трифона, престольный праздник старинного московского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе Изгоняющий бесов и врачующий недуги Святой Трифон, один из самых известных и почитаемых раннехристианских святых, богоугодно жил в начале III века. Он родился в малоазийской области Фригия в селении Кампсада близ города Апамеи. Помогая родителям, он с раннего детства проводил своё время на пастбище, где приучил себя к молитвенному подвигу. Окрестные жители знали святого Трифона как чудесного исцелителя, изгоняющего бесов и врачующего недуги. Святому было всего семнадцать лет, когда он, как мы знаем из его жития, с помощью Божией изгнал беса из дочери римского императора-язычника Гордиана (238-244 гг. н. э.) и по его просьбе сумел показать ему диавола воочию – в виде чёрного пса с огненными глазами, голова которого влачилась по земле. Злой дух, которого не могли изгнать языческие жрецы и целители, сам сказал, что боится только отрока Трифона, – и вышел из бедной царевны, когда праведник только подходил к городу. Свидетели этого зрелища были поражены страхом и, оставив языческое нечестие, обратились ко Христу, приняли Святое Крещение. Проявил мужественную верность Господу Время свидетельства о Христе и страданий за Него настало для праведного отрока при императоре Декии (249-251 гг. н. э.). Придя к власти, жестокий язычник приказал по всей империи казнить и мучить христиан. Когда святой Трифон узнал, что его велено доставить для суда к епарху Акилину, сам с радостью пошёл к правителю, желая пострадать за Господа, добровольно пострадавшего за нас. После допроса, на котором мученик Трифон проявил мужественную верность Господу и Его Церкви, святого страдальца подвергли жесточайшим публичным истязаниям. Во время истязаний святого, епарх неоднократно обращался к мученику, то грозно требуя, то ласково увещевая его отречением от веры сохранить себе жизнь. Видя же непреклонность юноши, правитель отдал приказ обезглавить праведника.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/15/muchen...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОНТИЙ РИМЛЯНИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свв. Евсигний и Понтий Римлянин. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон, Реклингхаузен, Германия. Понтий Римлянин (лат. Pontius ; + 257 ), мученик Память 5 августа , 14 мая (Зап. ) Был сыном римского сенатора язычника Марка и его жены Юлии. Когда во время беременности Юлии супруги вошли в языческий храм Юпитера, бес, обитавший там, устами языческого жреца закричал, что младенец, носимый Юлией во чреве, уничтожит Юпитера и его капище. Когда родился мальчик, мать хотела его убить, страшась предсказания, но отец воспротивился этому, и ребёнок остался жив. Он был назван Понтием, рос умным и способным к учению. По дороге в языческую школу Понтий проходил мимо дома, где христиане совершали утреннее богослужение. Вслушавшись в слова псалма, который пели молящиеся: " Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих... " ( Пс. 113, 12 ), - Понтий очень заинтересовался этими стихами и постучался в ворота. Епископ Римский Понтиан , совершавший службу, велел впустить Понтия и его спутника Валерия. После службы епископ долго беседовал с юношами, открывая им Евангельское учение, и через некоторое время крестил их. Понтий обратил ко Христу отца, которого епископ Понтиан также крестил со всеми его домашними. После смерти отца Понтий, которому в то время было 20 лет, был назначен императором Александром Севером сенатором вместо отца. В сенате и в окружении императора Понтий пользовался всеобщим уважением за свой добрый нрав, рассудительность и справедливость. При преемнике императора Александра - Максимине (235-238) мученически окончил свою жизнь епископ  Понтиан (+ 235). После епископа Понтиана был избран епископом Рима святитель Антер (+ 236). Преемником его сделался святой  Фавий , который, будучи пресвитером, бесстрашно погребал тела мучеников. Он любил святого Понтия, как своего родного сына. Святой Понтий раздал через святого Фавия всё своё имение на нужды бедных. После гибели нечестивого Максимина император Гордиан III (238-244) не преследовал христиан, а его преемник, император Филипп Араб (244-249), убеждённый беседами и проповедью святого Понтия, уверовал во Христа и принял крещение от епископа Фавия вместе с сыном-соправителем Филиппом. С разрешения императоров святой Понтий и святитель Фавий низвергли в языческом капище статую Юпитера и на этом месте воздвигли христианский храм.

http://drevo-info.ru/articles/8769.html

С новой силой гонение на христиан возобновилось при императоре Септимии Севере (царствовал в 193–211 гг.), причем не сразу, а лишь на десятый год его правления. Именно тогда им был издан закон, запрещавший менять веру и переходить как в иудейство, так и – в христианство. В царствование Септимия Севера мученически пострадал святой Ириней , епископ Лионский (202 г.), случаи мученичества христиан в 203 г. имели место в Александрии и в Карфагене ( святые Перпетуя и Фелицитата ). Самым тяжелым был третий период гонений , в III и первые годы IV в., когда христиан преследовали просто за то, что они христиане. Государство теперь само берет на себя инициативу разыскивать христиан и преследовать их. При этом особый упор гонители делали на преследование служителей Церкви, а также на уничтожение христианских книг и прежде всего Священного Писания. Христианская вера была объявлена опасным движением, угрожавшим самому существованию Римской Империи. Императоры, наследовавшие Септимию Северу, не проявляли ревности о поддержании римского официального культа, и потому более двух десятилетий Церковь «пользовалась миром». Новое гонение на христиан воздвиг император Максимин Фракиянин (царствовал в 235–238 гг.) сосредоточивший его на предстоятелях церквей – епископах и пресвитерах – как на главных распространителей христианского учения. После убийства Максимина при новых императорах Гордиане (царствовал в 238–244 гг.) и Филиппе (царствовал в 244–249 гг.). для Церкви вновь настали мирные времена. Однако император Декий (царствовал в 249–251 гг.), смущенный натиском варварских народов, решил возродить древний дух Римской Империи и его языческой веры. Чтобы осуществить это, начато было страшное преследование христиан в стремлении принудить их к принятию язычества и государственной религии. Был использован весь могучий государственный аппарат Империи, чтобы искоренить христианство. Христианских епископов казнили, надеясь лишить этим Церковь руководства и разрушить ее структуру. От христиан стали требовать подписи под особым свидетельством, в котором говорилось: «Я всегда приносил жертвы богам и сейчас согласен в Вашем присутствии принести жертву, сделать возлияние и вкусить от принесенной, жертвы». Такие свидетельства было очень легко купить за деньги и предъявить начальству, не принося жертвы. Это было действительно серьезным искушением для христиан: подписывая такое свидетельство, можно было избежать страшных мучений и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАВИЛА [греч. Βαβλας] († 250), сщмч., еп. Антиохийский (238 - ок. 250) (пам. 4 сент.), и с ним 3 отрока, Урван, Прилидиан, Епполоний, и мать их Христодула. Преемник еп. Зевина (ок. 236 - ок. 238). По сообщению Евсевия Кесарийского, В. позволил рим. имп. Филиппу Арабу (244-249), возможно христианину, присутствовать на предпасхальной всенощной только после исповеди и стоять вместе с кающимися на отведенном для них месте, т. к. считал его виновником убийства имп. Гордиана III ( Euseb. Hist. eccl. VI 34). В греч. житии (BHG, N 205) иначе изложены эти события. В. запретил имп. Нумериану войти в церковь во время литургии и даже оттолкнул его рукой, потому что незадолго до этого император принес в жертву находившегося у него в заложниках сына некоего царя. В. был взят под стражу, на допросе он дерзновенно исповедовал Христа. Император приказал военачальнику Викторину заковать епископа в тяжелые цепи и водить его по городу, но несмотря на мучения тот отказался поклониться идолам. Святого сопровождали 3 ученика: родные братья Урван, Прилидиан и Епполоний в возрасте 12, 9 и 7 лет. Детей, также отказавшихся поклониться идолам, император приказал подвергнуть побоям, нанеся им раны по числу их лет. Однако никто из братьев не согласился принести жертву богам. Тогда мучитель велел повесить В. и его учеников на дереве и жечь их огнем, но ни пытками, ни ласковыми посулами он не смог заставить их отречься от Христа. В. вместе с детьми был приговорен к усечению мечом. Согласно свт. Иоанну Златоусту (PG. 50. Col. 549-550) и др. источникам, В. был казнен, однако в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (VI 39) говорится, что он умер в темнице. Сщмч. Вавила, еп. Антиохийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О 1.58.Л.76) Сщмч. Вавила, еп. Антиохийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О 1.58.Л.76) В источниках существуют разногласия относительно времени мученической кончины В. По свидетельствам древнейших авторов: Евсевия Кесарийского, Леонтия, еп. Антиохийского (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 503), блж. Иеронима ( Hieron. De vir. illustr. LIV, LXII), Епифания Кипрского ( Epiph. De mensur. et pond. XVIII) и др.- В. пострадал при имп. Деции (249-251). Согласно греч. житию, В. принял мученическую кончину в правление Нумериана (283-284). Предположение о существовании 2 разных епископов Антиохийских с этим именем не подтверждается исследованиями по истории Антиохийской Церкви. Возникшее несоответствие объясняют тем, что автор жития принял одного из военачальников Декия по имени Нумерий за имп. Нумериана ( Tillemont. Memoires. T. 3. P. 729). Однако нельзя исключить, что при Нумериане пострадал др. епископ В., занимавший кафедру одного из городов пров. Антиохия.

http://pravenc.ru/text/153791.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОМИДИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ,1003 Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 379) Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 379) [Греч. Μρτυρες χλιοι κα τρες ο ν Νικομηδε] († 303 или 304) (пам. 7 февр.; пам. греч. 6, 7, 12 февр.). Основным источником сведений о Н. м., 1003 является Мученичество (BHG, N 1219), написанное на греч. языке и вошедшее в состав дометафрастовского Минология из рукописи X в. (Paris. gr. 1452. Fol. 102-103; Ehrhard. Überlieferung. Lpz., 1937. Bd. 1. Tl. 1. P. 577-580). Долгое время текст оставался неизданным и был известен лишь в переводе на лат. язык, опубликованном в XVII в. в «Acta Sanctorum» Г. Хенскенсом (ActaSS. Febr. T. 2. P. 18-19). Ф. Алькен издал Мученичество с краткими комментариями и переводом на франц. язык ( Halkin. 1986. P. 57-59). Кроме того, сохранились краткие синаксарные сказания о Н. м., 1003 (напр.: SynCP. Col. 459) и более поздняя редакция Мученичества (BHG, N 1219b) без окончания, к-рая содержится в Императорском минологии («Царской минее») XI в., опубликованном в 1911-1912 гг. В. В. Латышевым. Согласно Мученичеству, во времена нечестивого имп. Диоклетиана (284-305) началось «великое гонение» на Церковь Христову, так что мн. святые были схвачены и убиты. В Никомидии мученическую кончину приняли еп. Феопомп (Феопемпт) и бывш. маг Феона (пам. 5 янв.), а также 4 протектора (должность, вероятно, была введена имп. Гордианом III (238-244); первоначально протекторы являлись телохранителями императора, впосл. их полномочия расширились, так что они составили отдельную элитную армию, в которой каждый воин являлся офицером (см.: Besnier M. Protectores//Dictionnaire des Antiquités greques et romaines. P., 1904. Vol. 4. P. 709-713)), под охрану к-рых был вверен блж. Петр. После того как протекторы были казнены за веру, их жены также уверовали во Христа.

http://pravenc.ru/text/2566228.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010