Песнь 8 Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи/Рождество Богородичо спасло есть,/тогда убо образуемое,/ныне же действуемое,/вселенную всю воздвизает пети Тебе:/Господа пойте, дела,/и превозносите Его во вся веки. Иераршескаго священнодейства миром освятился еси благодати,/идеже явися мира спасение,/архиерействовав, всемудре отче Софроние, зовый:/Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки. Премудрость почитая лучшую, венцем благодатей венчался еси,/славу неувядаему и богатство неотъемлемо,/премудрости, славне, дар прием/и, Господа пойте,– зовый,– и превозносите Его во вся веки. Священнолепно, священнотаинниче, в Божественную правду одеявся,/управил еси, всеблаженне отче, праведнейшими Владычне стадо словесы и деянии,/Господа пойте,– научая,– и превозносите Его во вся веки. Великолепно и паче слова/Слово, Отцу, отче, Собезначально, слово тебе дарова,/словеса развращающо, и языкоболия слабящо ересей,/Господа пойте, вопия, и превозносите Его во вся веки. Богородичен: Святолепный показалася еси храм Слова,/всю тварь освящающаго, гора тучная святая,/гора пресветлая, Благословенная Владычице, едина всепетая./Тем Тя, Богомати, поем и превозносим во вся веки. Песнь 9 Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся,/Христос, совокупивый разстоящаяся естества,/тем веселящеся, Тя, Богородице, величаем. Речения, из устен твоих Божественных происходяща, Богоглаголиве,/благочестивых мысли услаждают благодатию,/якоже сот, каплющий разумений благолепие. Внутрь Небесных незаходимых живеши, Богоглаголиве, у всех Владыки и Царя,/идеже ликуют Ангельския светлости и святых воинства. Жизнь проходя, отче, на земли Ангельскую,/Ангельскаго на Небесех сподобился еси блаженства,/идеже Христа моли спастися всем, поющим тя. Якоже ароматнии фиалы,/ланите твои, Богомудре, нарда пистикии многоценны,/премудрости исполнь явися алавастр,/Тело Христово честное ароматствуя твоими учении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Припев: Святителю, отче Софроние, моли Бога о нас. Премудрость почитая лучшую, венцем благодатей венчался еси,/славу неувядаему и богатство неотъемлемо,/премудрости, славне, дар прием/и, Господа пойте, – зовый, – и превозносите Его во вся веки.  Припев: Святителю, отче Софроние, моли Бога о нас. Священнолепно, священнотайнниче, в Божественную правду одеявся,/управил еси, всеблаженне отче, праведнейшими Владычне стадо словесы и деянии,/Господа пойте, – научая, – и превозносите Его во вся веки.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Великолепно и паче слова/Слово, Отцу, отче, Собезначально, слово тебе дарова,/словеса развращающо, и языкоболия слабящо ересей,/Господа пойте, вопия, и превозносите Его во вся веки.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Святолепный показалася еси храм Слова,/всю тварь освящающаго, гора тучная святая,/гора пресветлая, Благословенная Владычице, едина всепетая./Тем Тя, Богомати, поем и превозносим во вся веки.  Песнь 9 Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся,/Христос, совокупивши разстоящаяся естества,/тем веселящеся, Тя, Богородице, величаем.  Припев: Святителю, отче Софроние, моли Бога о нас. Речения, из устен твоих Божественных происходят, Богоглаголиве,/благочестивых мысли услаждают благодатию,/якоже сот, каплющий разумений благолепие.  Припев: Святителю, отче Софроние, моли Бога о нас. Внутрь Небесных незаходимых живеши, Богоглаголиве, у всех Владыки и Царя,/идеже ликуют Ангельский светлости и святых воинства.  Припев: Святителю, отче Софроние, моли Бога о нас. Жизнь проходя, отче, на земли Ангельскую,/Ангельскаго на Небесех сподобился еси блаженства,/идеже Христа моли спастися всем, поющим тя.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Якоже ароматами фиалы,/ланите твой, Богомудре, нарда пистикии многоценны,/премудрости исполнь явися алавастр,/Тело Христово честное ароматствуя твоими учении. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Якоже цвет прекрасный и воня пищная, икона Твоя, Владычице,/и спасает всех притекающих к ней,/и от различных недуг избавляет с верою призывающих Тя. Божественное и благородное Жилище,/подаждь согрешением нашим оставление памятию Твоею, Владычице,/и от бед спаси ны, Мати Божия. Кондак и икос Успения. Ин кондак, глас 6: Аще попущением Божественным/от рук неверных честная Твоя, Владычице, икона/поруганию подвержеся/и копием варвар прободена бысть,/обаче во стране нашей Православней/любочестно всеми прославляется/и благоговейно почитается,/сего ради Тобою являет слепым зрение,/глухим слышание, немым глаголание,/хромым хождение, разслабленным укрепление,/скорбным утешение и отраду./Сих ради молим Тя, Милосердная Мати,/до конца пробави милости Твоя на нас, яко Благая. Седален, глас 8: Хотящих всех с верою входити в храм Твой святый, Владычице,/присно спасай и сохраняй, в нем Тя славящих,/от всяких напастей и бед свобождай и на противныя победы даруй,/ко спасению прошения присно нам подающи. Слава, и ныне, Успения, глас тойже: Блажим Тя, вси роди (зри день15-й). Песнь 4 Ирмос: Божественное Твое разумев истощание прозорливо,/Аввакум, Христе, со трепетом вопияше Тебе:/во спасение людей Твоих/спасти помазанныя Твоя пришел еси. Гора, добродетельми присенная,/из неяже Владыка раболепно прииде, человеки от работы вражия избавляя,/явилася еси, Пречистая Владычице. Гора, юже виде Божественный Аввакум, присенная и чистая/Ты явися, Пречистая Богородице. Гору превелию, юже Даниил виде, именуем Тя, Владычице,/от неяже Камень отсечеся Нерукосечный/и вся соблазны истни, верныя же просвети. Гору Тя усырену и тучну именует Давид, праотец Твой,/от неяже Бог явися,/спасая всех поющих Тя и покланяющихся Тебе. Песнь 5 Ирмос: Одеяйся светом, яко ризою,/к Тебе утренюю и Тебе зову:/душу мою просвети омраченную, Христе,/яко Един Благоутробен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гора Божия, воплощенная в образе стройной, возвышающейся фигуры Богоматери – библейский символ Церкви Божией, которая, по слову пророка Исайи, откроет свет Эммануила всем народам земли. “И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы” (Исаия 2:2) Образ Исайи раскрывается в иконе дважды – и в самом образе Богоматери, держащей Сына Божия, пришедшего на Сион, Свою святую гору, и в образе храма Божия,  что стоит на скале Духа. Десница Богоматери бережно держит этот нерукосечный камень (Дан.2:44), увенчанный Крестом Сына Её – держит напротив Самого Младенца, что восседает на Ее деснице. Скала — символ Духа, действующего во Христе Воскресшем (Рим. 8:11; 1 Петр. 3:19), и живущего в Церкви Христовой. Пророк Захария, говоривший в своей книге о многочисленных видениях, явленных ему во время строительства Второго Храма, во время возвращения ветхозаветной Церкви из Вавилонского плена, произносит и слова, повторенные Иисусом Христом во тьме Гефсиманской ночи, и слова которыми Евангелисты будут  описывать Страсти Христовы: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет,- не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников (Зах.11:12); «Порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13:7); «воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10); И будет в тот день: не станет света, светила удалятся (Зах.14:6). Все эти пророчества принято было относить ко Дню Господню, Дню Суда и торжества Бога. Ветхозаветная церковь готовилась к Дню Господню, чтобы достойно, как казалось в то время верующим, встретить его. Строгость поста, исполнение предписаний Закона… И на этом фоне звучит обличение пророка: «И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?… производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем (Зах.7:6;9-10).

http://pravmir.ru/ikona-bogorodicy-tuchn...

Более оснований разуметь под ним римскую монархию: ей принадлежат качества четвертого царства Даниила. Своей всесокрушающей, непобедимой на первых порах силой, всемирными опустошительными завоеваниями она превзошла все предшествовавшие государства. Но первоначально единое неразрывно целое и потому твердое, как железо, римское царство перешло затем в период хрупкости, самораспада, начавшийся с момента покорения разных народов. Вошедшие в его состав разнообразные народности не сплачивались воедино, и тем больше расширялись пределы государства, тем более входило в него элементов глиняных, содействовавших не упрочению власти, а ее ослаблению путем постоянных возмущений и многочисленных междоусобных войн. «Обращая в римских граждан Галлов и Египтян, Африканцев и Гуннов, Испанцев и Сирийцев, как могли императоры ожидать, говорит блаженный Августин , что такого рода разноплеменная толпа будет верна интересам Рима, который их преследовал?» Дан.2:44 . И во дни тех царств Бог небесный воз­двигнет цар­с­т­во­, которое вовеки не раз­рушит­ся, и цар­с­т­во это не будет перед­ано другому народу; оно сокрушит и раз­рушит все царства, а само будет стоять вечно, Дан.2:45 . так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раз­дробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет по­сле сего. И верен этот сон, и точно истолкование его! На время существования четвертой монархии (камень ударил в ноги истукана) падает появление нового царства, представленного под образом камня. Божественное по происхождению ( «Бог небесный воздвигнет царство»), вечное ( «во веки не разрушится»), само по себе неразрушимое, по отношению к земным царствам всесокрушающее ( Дан.2:35 ), оно постепенно превратится в царство вселенское ( «камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» – Дан.2:35 ). Все эти признаки указывают на царство мессианское, основанное Богом небесным, явившееся во дни римского царства, сокрушившее своею высшею духовно-нравственною силою грубую силу языческого мира и наполнившее собою всю землю. Сообразно с представлением ветхозаветной церкви под образом горы ( Ис.2:2–3 ; Мих.4:2 ) малое при своем появлении мессианское царство изображается в виде камня. Он отрывается от горы ( Дан.2:34 ), – новозаветная церковь возникла из недр ветхозаветной. Впрочем, некоторые экзегеты на основании Ис.8:14 ; Ис.28:16 ; Мф.21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; 1Пет.2:4 ; Рим.9:32 разумеют под камнем Мессию, а под горою – Деву Марию («камень нерукосечный от несекомые горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся»). При таком понимании мессианское царство олицетворяется, подобно первой монархии, в личности своего Основателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Всякий день ярости притеснителя, Как будто он стоит на истребление? Но где ныне ярость притеснителя?.. (14) Скоро скованный разрешится, И не умрёт в подземелье, И не будет нуждаться в хлебе для себя 370 . (15) Ибо Я – Иегова, Бог твой, Приводящий в движение море 371 , Так что ревут волны его, Иегова воинств – имя Мое 372 . (16) И Я положу слово Мое в уста твои, И в тени руки Моей скрою тебя, Чтобы насадить небеса, И утвердить землю 373 , И сказать Сиону: народ Мой – ты. (17) Пробудись, пробудись, Поднимись, Иерусалим, Ты который выпил из руки Иеговы чашу гнева Его, Глубокую 374 чашу опьянения Выпил, вылизал!.. (18) Не было никого, чтобы провести его, Из всех сынов, которых он родил; – Да, не было никого, чтобы взять под руку его, Из всех сынов возращённых им. (19) Разом постигли тебя (Кто достойно оплачет тебя!) Опустошение и истребление, И голод и меч. Кто утешит тебя 375 ? (20) Сыны твои пали в изнеможении, Лежат на углу всякой улицы, Как серна в сетях, Пресыщенные яростью Иеговы, Мщением Бога твоего. (21) Итак выслушай же сие, уничиженный И опьяневший без вина. (22) Так говорит Господь твой, Иегова, И Бог твой, защитник народа своего: «Вот Я возьму из руки твоей чашу опьянения, Глубокую чашу гнева Моего; Ты не будешь пить ее больше. (23) Но Я вложу ее в руки уничижавших тебя, Которые говорили тебе: «Наклонись, чтобы нам ступить 376 . И ты полагал, как землю, хребет свой И как мостовую для проходящих. 356 Пустынная скала и изрытый ров прекрасно изображают мрачное состояние человеческого рода до избрания Авраама; соответственно этому, и сами патриархи называются камнями, высеченными из скалы. В таком смысле и Иисус Христос называется камнем нерукосечным. 359 δον удовольствие, утехи. Этим именем названа описанная в Быт. 2, 8 страна, где был рай первых человеков. Так в древности называли многие, замечательные по своей красоте, долины вдоль берегов Тигра н Евфрата, думая видеть в них первый рай. 360 Сад Иеговы. в халд. отсюда греч. παρδεισον, рай. У персов это слово значить – царский парк. Корень его осенять. – Так как здесь не разумеется определенное место, то слово указывает превосходную степень.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

И в Священном Писании нередко под камнем подразумевается Кто-то больший, Царский сын (как сын Давида, или в целом – как царь-помазанник, Мессия). Так, встречаются упоминания: краеугольного камня, драгоценного основания (Пс 117:22; Ис 28:16), камня преткновения и соблазна (Ис 8:13-14). Сам Христос относит к Себе пророчество о краеугольном камне (Мф 21:42,44), апостолы относят то же пророчество ко Христу (Деян 4:11; 1 Пет 2:6; Рим 9:39), считая воплотившегося Сына Божьего основанием Церкви (Еф 2:20). В паремии мы тоже видим образ камня, оторвавшийся от горы. Образ горы нередко используется для обозначения женщин: «Взгляните на скалу, из которой вы иссечены» (Ис 51:1). Камень же, оторвавшийся от горы без содействия рук человеческих, – это, по святоотеческой мысли, образ Боговоплощения, рождения Христа от Пресвятой Девы Марии. «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос совокупивый разстоящаяся естества» (От Тебя, Дева, как от несекомой горы без участия человеческих рук отсекся краеугольный камень, Христос, соединивший в себе две различные природы) – поется в Церкви на богослужении. Горою Пресвятая Дева именуется по высоте Ее достоинства, ибо, как Матерь Сына Божия по плоти, Она соделалась честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим”, – считает епископ Виссарион (Нечаев). Торжество Христа Камень Христос, – пророчествует Даниил, – разобьет вдребезги глину, железо, медь, серебро, золото, из которых состоял истукан. Он сокрушит земные империи, уничтожит господствующее в них идолопоклонство, и воздвигнет Свое Царство:   44 …Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, 45 так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!   Бог воздвигнет Новое Царство, совершенно не похожее на земные царства, величие которых держится не на верности Богу, а на богатстве, власти и угнетении. Эти царства – «князя мира сего», но придет конец и этому князю, и его владычеству над миром. Христос станет краеугольным камнем Нового Царства. Оно не будет никем разрушено, не достанется завоевателю. Будет вечным, как вечным будет и его Царь, и все верные Ему. Торжество Церкви и предвкушение полной Победы

http://blog.predanie.ru/article/pochemu-...

«И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан 9:26). Это говорится о Тите Флавии, который разрушил Иерусалим. «И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан 9:27) — это воплощение Сына Божия, исполнение закона и пророка, утверждение Завета.   Гл. 10  — видение последних времен, видение Ангела, пост Даниила и укрепление Даниила. Гл. 11  — особенно интересна по своему содержанию, т. к. она говорит о наших с вами временах, о том, как народ израильский существует между различными враждующими нациями, т. е. то, что происходит и в нашей жизни, когда мы видим сейчас Израиль, который пытается восстановиться и который, к сожалению, не может это пока сделать. Гл. 12  — спасение в конечных временах. Гл. 13–14  — апокрифические главы, которые по мнению многих экзегетов внесены позже — это «повесть о Сусанне, о Вилле и Драконе».   Символика : «Златая голова»  — Вавилонское Царство; «Серебряная грудь»  — Мадиано-Персидское Царство; «Медное чрево»  — Греческое Царство; «Железные ноги»  — Римское государство; «глиняные ноги»  — важнейшие государства после Рима и «Камень нерукосечный»  — грядущее Царство Божие, Царство Мессии.   Заключительные главы пророка Даниила как бы подводят итог эпохи всех пророков, о которых мы говорили. Мы видим с вами, что Книги пророков в Ветхом Завете имеют непреходящее значение. Действительно, именно профетизм заложил самые основы ветхозаветной веры и нравственности, принеся свет Слова Божия в темные массы народа. Борясь против язычества, суеверного магизма, ханжества, деспотизма, нравственной распущенности, пророки провозглашали религиозный и нравственный идеал верности единому Богу. Они учили о действующем в истории Боге, о святости Бога, о правде, любви, милосердии, о вечном Царстве грядущего Мессии. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Обычно под золотым царством подразумевают Вавилонское, под серебряным — персидское, которое ему последовало, под медным – греческое царство Александра Македонского, под железным некоторые понимают царство Римское, другие – царство Сирийское, государство селевкидов. Под камнем нерукосечным и горою понимают указание на чудесное рождество Христа от Девы Марии. 9.3. Золотой истукан. Отроки в печи Вавилонской Следующий эпизод связан с тремя друзьями Даниила. Царь Навуходоносор сделал золотой истукан и собрал всех вельмож для того, чтобы совершать поклонение этому истукану. Одно из возможных объяснений таково, что он сделал статую себя самого и повелел всем приносить себе божеские почести. И тут оказывается, что Анания, Азария и Мисаил отказываются поклоняться этому истукану, говоря, что они будут поклоняться единому Богу. И за это они подвергаются казни, они должны быть брошены в разожженную печь. Но это не пугает юношей, они говорят мучителю: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан. 3:17). Трое юношей оказываются вверженными в печь, где остаются невредимы. Более того, они воспевают песнь, и изумленный царь видит «четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан. 3:92). При этом в книге говорится, что те, кто пытались печь сильнее разжигать, сами погибали от нестерпимого пламени, которое там бушевало. В этой главе есть довольно протяженная вставка с 24 по 90 стих, которая не обретается в еврейском тексте, но имеется в греческом тексте Священного Писания. Она содержит в себе молитву Азарии и песнь трех отроков. Причем, в греческой Библии она находится не в третьей главе, а присоединяется к псалмам. Эти два текста употребляются нами, несмотря на то, что они не почитаются каноническими, в качестве 7 и 8 библейских песен канона на утрене: «Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки» и «Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и превозносимо во веки и благословенно имя Славы Твоея, Святое, Прехвальное, Превозносимое вовеки».

http://sedmitza.ru/lib/text/431561/

– Толкование Даниилом первого сна Навуходоносора – конец второй главы – это пророчество о Царстве Божием, о Христе? Почему камень, сокрушивший истукана с золотой головой, серебряной грудью, медными бедрами и частично железными, частично глиняными ногами отделен от горы без содействия рук ( Дан. 2, 34 )? – Толкований этой главы много. В критической библеистике распространена версия о позднем происхождении Книги пророка Даниила, о том, что она датируется Маккавейским периодом, это второе столетие до Рождества Христова, и что Данииловы пророчества на самом деле ретроспектива недавних исторических событий, Маккавейских войн. Есть и иные толкования. Но традиционное христианское толкование таково: четыре царства сменяли друг друга (золотое – Вавилон, серебряное – Персия, медное – Греция, железно-глиняное – Рим); и все эти царства рухнули, железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю ( Дан. 2, 35 ). Христос в церковных песнопениях именуется камнем нерукосечным: Он приходит на землю не по человеческой воле, но по воле Отца. И сокрушает языческие царства. Даже от самого могущественного из них, золотого, не останется и следа. А Царство Божие – Церковь Его – будет стоять вечно. – Третья глава Книги пророка Даниила – это история трех отроков, трех друзей Даниила: Анании, Азарии и Мисаила (они же по-халдейски – Седрах, Мисах и Авденаго) в пещи огненной. Юноши отказываются поклониться золотому истукану, изготовленному по приказу царя, и доверяют свои судьбы Богу, Который силен избавить или не избавить их от сожжения заживо в печи. Жар печи, куда эти трое брошены по приказу царя, не причиняет им никакого вреда: печь остужена нисшедшим Ангелом, в ней выпадает роса. Давайте напомним, каким образом этот сюжет присутствует в нашем богослужении и почему именно ему новозаветное богослужение уделяет такое внимание. – Песнь трех отроков поется на утрене с древнейших времен, с III-IV веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010