части церковной общественности как к деятелю, более зависимому от гос. властей. Митр. Кирилл (Гундяев ; ныне Патриарх Московский и всея Руси) вспоминал о том, как встретили в пору его юности представители духовенства Ленинграда назначение Н. на Ленинградскую кафедру: «...отношение к молодому, неожиданно появившемуся на церковном небосклоне митрополиту колебалось от самого отрицательного до сдержанно-холодного. Митрополит Никодим представлялся для многих ставленником властей, неожиданным выскочкой, рано занявшим высокий пост Председателя Отдела внешних церковных сношений, сменив на нем ушедшего в отставку, а точнее, смещенного властями яркого, прекрасно образованного, замечательного оратора митрополита Николая (Ярушевича)» (Человек Церкви. 1998. С. 256). Брюссельский архиеп. Василий (Кривошеин), относившийся к Н. не без аристократического высокомерия, признавал в своих воспоминаниях, ссылаясь на мнение самого митр. Николая, с к-рым встречался в Москве в июне 1960 г., что деятельность нового главы ОВЦС была задана обстоятельствами отношений с советской властью и не зависела от конкретной личности ( Василий (Кривошеин). 2003. С. 74). Если же говорить об эволюции отношения рус. эмиграции к Н., то общая тенденция выражалась в следующем: архиеп. Василий писал о нем в начале его руководства внешнецерковной деятельностью РПЦ как о «человеке, более приемлемом для новых властей, чем митрополит Николай», но позднее зарубежный церковный историк Д. В. Поспеловский характеризовал Н. уже как «более независимого партнера советского режима» по сравнению с его предшественником на посту председателя ОВЦС ( Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в. М., 1995. С. 312). После заседания Свящ. Синода: архиеп. Ермоген (Голубев), митр. Пимен (Извеков), Патриарх Алексий I, митр. Никодим (Ротов), архиеп. Леонид (Поляков), еп. Мефодий (Мензак). Фотография. 14 дек. 1963 г. После заседания Свящ. Синода: архиеп. Ермоген (Голубев), митр. Пимен (Извеков), Патриарх Алексий I, митр. Никодим (Ротов), архиеп. Леонид (Поляков), еп.

http://pravenc.ru/text/2565592.html

Георгий Николаевич мечтал стать священником, но по обстоятельствам времени принял сан только спустя десятилетия. В 1938 году последовал второй арест. На этот раз он был осужден на восемь лет, отбывать которые его направили в Карелию на Пудожстрой. У Георгия Николаевича было больное сердце, в заключении он стал инвалидом и по этой причине был «актирован» (т. е. освобожден как безнадежно больной) на три года раньше срока. В третий раз Г. Н. Тревогина арестовали в 1949 году, и до 1954-го он находился в строительно-трудовых лагерях. После освобождения его пригласил в Ташкент духовный друг еще со времен Маросейки отец Феодор Семененко. Здесь в 1955 году владыка Ермоген (Голубев) рукоположил Георгия Тревогина во диаконы, а затем – во иереи. Пять лет прослужил он в Андижане, где был настоятелем Всехсвятского храма, а затем получил перевод в Ташкент. Здоровье отца Георгия было подорвано в лагерях, он часто болел, но не терял силы духа. Иногда служил в Успенском кафедральном соборе, писал богословские труды, проповедовал. Поскольку в лагерях отцу Георгию приходилось часто исполнять обязанности бухгалтера, однажды в Ташкенте он сказал о себе дочери протоиерея Сергия Мечёва Елизавете Сергеевне: «Знаешь, я постепенно превращаюсь из бухгалтера в иерея». Скончался отец Георгий Ивакин-Тревогин в Ташкенте, его матушка, в прежние годы маросейская прихожанка Валентина Карловна (урожденная Зорге), отошла ко Господу 1 февраля 1993 года. Профессор-протоиерей Петр Гнедич (1906–1963) Потомок известной дворянской фамилии, давшей русской литературе поэта и переводчика «Илиады» Н. И. Гнедича и автора «Истории искусств с древнейших времен» П. П. Гнедича. Мать Петра Викторовича была учительницей, отец – юристом, до революции занимавшим посты члена окружного суда, члена коллегии защитников. П. В. Гнедич имел незаконченное высшее образование – два года учился в Московском литературном институте и один год в Калининском педагогическом, – однако был человеком чрезвычайно образованным, начитанным, владел несколькими языками (французским в совершенстве). Каким образом до поступления в названные выше вузы Петр Викторович оказался в Майкопе, неизвестно, но в его личном деле, хранящемся в Московской духовной академии, значится: в 1925–1927 годах работал счетоводом Профтехкассы в Майкопе. Затем были три года учебы. Именно в это время, в 1927–1930 годах, Петр Викторович сблизился со священниками маросейского круга – отцами Владимиром Амбарцумовым и Борисом Холчевым , С. А. Никитиным (будущим епископом Стефаном), высокую духовную дружбу с которыми пронес через всю свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В 1948 году отец Борис решил выйти на открытое служение и отправился к епископу Ташкентскому Гурию (Егорову). Владыка Гурий назначил его сначала штатным священником, а затем и настоятелем храма Преподобного Сергия Радонежского в Фергане. Сюда к отцу Борису потянулись духовные чада из Москвы. Маросейская прихожанка Мария Николаевна Соколова (в будущем монахиня Иулиания) написала для храма в Фергане иконы на холстах – таким образом, иконостас в Сергиевском храме в Фергане в точности повторил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где Мария Николаевна в то время была одним из ведущих иконописцев- реставраторов. В 1953 году отец Борис был возведен в сан протоиерея и назначен в Ташкентский кафедральный собор. В октябре 1955-го пострижен в мантию, а в ноябре возведен в сан архимандрита. Одним из заметных событий 1956 года стало начало строительства нового кафедрального собора в городе Ташкенте. Это было время «хрущевских» гонений на Церковь , но владыка Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) и архимандрит Борис (Холчев) , находясь в молитвенном единении, непоколебимо уповали на помощь Божию. Постоянно разрешая непростые вопросы взаимоотношений с властями, закупки строительных материалов и так далее, архимандрит Борис говорил близким: «Отец Сергий в наше время жить не смог бы», имея в виду бескомпромиссность своего духовника и друга. 30 октября (11 ноября) 1971 года архимандрит Борис (Холчев) мирно отошел ко Господу. Имя его ныне широко известно и в научных кругах, и в церковной среде. На основе его трудов составляются методические рекомендации для педагогов и психологов, работающих с детьми, проводятся ежегодные конференции; верующий народ чтит архимандрита Бориса как «благодати Оптинского старчества наследника». (Более подробно биографию отца Бориса см.: Духовное наследие архимандрита Бориса (Холчева) . Проповеди, дневниковые записи, беседы и письма. М., 2006.) Епископ Стефан (Никитин; 1895–1963) В миру – Сергей Алексеевич Никитин. Родился в Москве в благочестивой семье мещанина Алексея Емельяновича Никитина. Его дед по матери, Любови Алексеевне Воскресенской, был священником, а овдовев, принял монашество с именем Сергий; в 1901 году он был рукоположен во епископа Угличского, викария Ярославской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В 1954 году архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) рукоположил Василия Евдокимова во диаконы, а затем во иереи. На смущение Василия Федоровича, что он недостоин столь ответственного служения, отец Борис сказал: «Принимайте сан за послушание старцу Нектарию». В 1954–1955 годах отец Василий был вторым священником храма в городе Фергане Узбекской ССР. С октября 1955 года служил настоятелем церкви Михаила Архангела в городе Ош Киргизской ССР, был благочинным Южной Киргизии. В 1961 году за противодействие властям по закрытию Михайло-Архангельского храма был лишен регистрации и выдворен из Оша, вернулся в Ташкент, состоял клириком ташкентского кафедрального Успенского собора, заведовал епархиальной свечной мастерской. В 1987 году отец Василий вышел за штат и переехал в Москву. Последние годы жизни он много молился об открытии дорогого ему Николо-Клённиковского храма, но, прикованный к постели, в декабре 1990 года не смог присутствовать на торжестве его освящения. 16 декабря приобщился Святых Христовых Таин, а 18-го, во время всенощной под Николу зимнего – престольный маросейский праздник – мирно отошел ко Господу. Отпевали отца Василия Евдокимова – последнего священника, близко знавшего и горячо почитавшего священномученика Сергия Мечёва – в только что возвращенном Церкви Никольском храме на Маросейке. Священник Сергий Мансуров (1890–1929) Родился в русском посольстве в Константинополе, где его отец служил секретарем. Через 12 лет семья вернулась в Москву. В 1908 году Сергей Павлович окончил московскую Пятую гимназию вместе со своими друзьями – Н. С. Трубецким, впоследствии выдающимся лингвистом, и Д. Ф. Самариным – братом будущей жены С. П. Мансурова Марии Федоровны. Все трое поступили на философское отделение Московского университета. В студенческие годы в душе Мансурова, с детства склонного к светской жизни, совершается переворот: все больше задумываясь о «личном подвиге», он сближается с людьми церковного круга. Окончив университет в 1912 году, отказывается от предложения остаться при кафедре. По словам М. Ф. Мансуровой, «образ его понимания русской истории, ее связи с Византией ведет его мысль к Церкви Вселенской, явившей и вечно являющей себя в веках как единое целое». Так началась подготовка к работе Сергея Павловича над «Очерками по истории Церкви» – главному труду его жизни, который был впервые напечатан через сорок с лишним лет после его кончины в «Богословских трудах» Московской Патриархии (Сб. 6–7 за 1971 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Владыка Палладий, в миру Павел Шерстенников,(1895—1976). 73 А. Э. Левитин–Краснов. В поисках нового Града. — Тель–Авив, с. 225 — 226. 74 Надежда Мандельштам. Воспоминания. — Издательство имени Чехова: Нью–Йорк, 1970, с. 351. 75 А. Солженицын. Раковый корпус, глава 31. 76 Два портрета. В кн.: Память: Исторический сборник. — Ук. соч., с.504–508 77 Русская мысль. — Париж, 20.05. 1988. 78 О подробностях этого антирелигиозного наступления см.: Н. Струве. Христиане в СССР. — 1964 г., с. 255 Sq. (на французском языке) 79 Из отчета совета по делам религии — членам КПСС (за подписью В. Фурова). — Вестник РХД, 1980, 13, с. 363. 80 В миру Борис Ярушевич (1892—1961). 81 А. Э. Левитин–Краснов. — Ук. соч., 132–146. 82 В миру Алексей Голубев (1896—1978). 83 Вестник РХД, 116, 1975, с. 228. 84 Анатолий Левитин (1915—1991), в Самиздате писал под псевдонимом Краснов. 85 Священник Сергий Желудков (1909–1984). 86 Андрей Синявский, теперь живет во Франции, публикуется то под своим именем, то под псевдонимом Абрам Терц. 87 Светлана Аллилуева. Только за один год. — Harper and Row.: New York, 1970, с.258. 88 Владыка Макарий, тогда был архиепископом Можайским, в миру Сергей Деев (1888–1960). 89 В церкви Покрова Божьей Матери, в селе Акулово на юго–западе от Москвы по Белорусской железной дороге, в нескольких километрах от аэропорта Внуково. 90 Владыка Стефан, в миру Сергей Никитин (1895—1963). До того, как стал монахом, был врачом. Связан с Мечевской общиной. 91 На юго–западе от Москвы, в пятидесяти километрах от центра, по Киевской железной дороге, не доезжая до Наро–Фоминска. Тоже церковь Покрова Божьей Матери. 92 А. Сухих, И. Бондаренко. Современное православие и двойственная истина. — Наука и религия, 1964, 3, с. 14. 93 Священник Сергей Хохлов. 94 Алексей Трушин. 95 В селе Черкизово. 96 См.: А. Э. Левитин–Краснов. — Ук. соч. с. 221–227, 233–237, 230. 97 Тогда епископ Калужский. 98 Н. Струве. — Ук. соч., с. 266. 99 См.: журнал «Грани». — Франкфурт, 61, с. 122–189. 100 А. Солженицын. Бодался теленок с дубом. YMCA Press: Париж, 1975, с.168. 101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=794...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Иоанновская семья – это содружество храмов, монастырей, часовен, различных социальных учреждений, названных во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского . В разное время участники этого объединения поделились с порталом Pravprihod.Ru своими историями о том, как они пришли к Богу. Предлагаем их вашему вниманию. Епархиальный секретарь Томской епархии РПЦ, автор книги «Святой праведный Иоанн Кронштадтский », архимандрит Иосиф (Еременко): – К Богу меня принесли мама и бабушка – меня крестили в три месяца. Мне посчастливилось родиться в православной семье. Всегда знал, что буду служить Богу в Церкви. Моим религиозным воспитанием занимались прабабушка (она скончалась, когда мне было десять лет), бабушка и мама. Они и дали первые уроки веры и благочестия . Дома меня учили молитвам. Некоторые молитвы знал наизусть, еще не умея читать, на слух. Были дома Евангелие , духовная литература . Бабушка выписывала Журнал Московской Патриархии. По воскресеньям и праздникам ходили в церковь. А в остальном – все обычно: школа, Советская Армия, университет, Московские духовные школы и служение в Алма-Ате и Павлодаре, а теперь – в Томске. Благочинный Нелидовского округа, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского и церкви Балыкинской иконы Божией Матери, иеромонах Николай (Голубев): – Родился я в 1963 году здесь же, в Нелидово – как говорится, где родился, там и пригодился. В 1980м поступил в МГИМО, по окончании которого с 1985 по 1987 годы работал в генеральном консульстве СССР в Гамбурге. Затем вновь вернулся в Нелидово и работал в горкоме партии и горкоме комсомола. В 1989 году поступил в аспирантуру Академии общественных наук (АОН) при ЦК КПСС, которая в результате … событий 1991 года преобразовалась в Российскую академию управления (сегодня это РАНХиГС). В 1992м защитил диссертацию «Значение и роль фактора национальной идентичности в объединении Германии (конец 1980х – начало 1990х гг.)». Получил степень кандидата исторических наук. Еще год отучился в докторантуре той же Академии, но в 1993 году вернулся вновь в Нелидово, где отработал три года в районной администрации.

http://azbyka.ru/way/put-k-bogu-uchastni...

Описание рукописей. 35–36. С. 47). В настоящее время известен еще ряд рукописей, содержащих тексты чинов богослужения в Западнорусской Церкви XVI в. Это Требник XVI в. из Научной библиотеки АН Литвы в Вильнюсе (Добрянский. Описание рукописей. 206. С. 313; Одинцев Н. Униатское богослужение в XVII–XVIII вв. по рукописям Виленской публичной библиотеки//Литовские епархиальные ведомости. 1886), Архиератикон Луцкого еп. Кирилла Терлецкого (Петрушевич А. С. Архиератикон Киевской митрополии с пол. XIV столетия по списку кон. XVI столетия. Львов, 1901), архиерейский Служебник XVI в. из Волынской Духовной семинарии в Житомире (Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец Подольский, 1906. Вступ. статья. Разд. XIV), Требник сер. XVI в. из Ватиканской библиотеки, принадлежавший, возможно, Киевской митрополичьей кафедре (Ваврик М. Цihhuй памятник обрядовости мumponoлii XV–XVI ст.//Analecta Ordinis S. Basilii Magni. 1963. V. 4(10). Fasc. 3–4). Об особенностях епископской присяги в Западнорусской митрополии см.: Ваврик М. До icmopii enuckonьckoi присяги в XV–XVI вв.//Там же. О чинах богослужения в Западнорусской Церкви см.: Лотоцький О. Ykpaihcьki джерела церковного права. Варшава, 1931. С. 61–68, 192–194; Титов Ф. И. Архиератикон Киевской митрополии//Труды Киевской Духовной Академии. 1902. 5; его же. Поставление во диакона и священника и избрание епископа в древней Западнорусской Церкви, или Киевской митрополии, в XIV–XVII вв.//Там же. 2. Об этой и других рукописях, переписанных для митр. Иосифа Солтана, см.: Немировский. Франциск Скорина. С. 112–113, 117–118. Исследователь почему-то не отметил вторую половину Пролога 1512 г. (Добрянский. Описание рукописей. 98. С. 196). Библиотека Супрасльского монастыря была, по-видимому, выдающимся для своего времени собранием. В библиотеке Киево-Печерского монастыря, судя по описи 1554 г., насчитывалось 85 рукописей, подавляющую их часть составляли богослужебные книги. Кроме них в собрании было два учительных Евангелия, две Лествицы, Палея, Кормчая, Патерик Скитский и Патерик Печерский (Голубев.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Из 11 архипастырей, управлявших Калужской епархией с 1900 до 1937 г., шестеро приняли мученический венец от богоборческой власти, уже занимая другие кафедры: епископ Тихон (Никаноров, священномученик, † 1919; память 27 декабря/9 января), епископ Феофан (Туляков, † 1937), епископ Стефан (Знамировский, † 1941), епископ Павел (Введенский, † 1937), епископ Павлин (Крошечкин, священномученик; † 1937; память 21 октября/3 ноября), епископ Димитрий (Добросердов, священномученик; † 1937; память 8/21 октября). Среди девяти архипастырей, возглавлявших Калужскую епархию с 1942 до 1980 г. пятеро отбыли различные сроки лагерей и ссылок: митрополит Николай (Ярушевич, † 1961), епископ Онисифор (Пономарев, † 1966), епископ Леонид (Лобачев, † 1967), епископ Стефан (Никитин, † 1963), епископ Ермоген (Голубев, † 1978). Епископ Леонид (Лобачев) и архиепископ Николай (Кутепов, † 2001) участвовали в войне 1941-1945 г. и имели боевые награды. После Великой Отечественной войны в сентябре 1945 г. Калужская епархия насчитывала 25 действующих храмов, из них 6 было открыто после освобождения от оккупации. В то время клир епархии составляли 37 священников и 5 диаконов. В 1944-1949 гг. было подано 45 ходатайств об открытии храмов, но открыто только 13530 храмов оставались недействующими, более 200 разрушено. За последующие 15 лет было уничтожено еще около 200 храмов. Количество действующих храмов с 1949 г. оставалось неизменным — 38 — до 1958 г., когда снова развернулась широкомасштабная антирелигиозная пропаганда. К началу 70-х гг. XX в. на территории Калужской области осталось только 24 действующих храма, не было ни одного монастыря, ни одной духовной школы. К тому времени Калужская епархия считалась одной из наименьших по количеству действующих храмов в Русской Православной Церкви. В 1990 г. в епархии начался процесс духовного возрождения: оживилась церковноприходская жизнь, стали открываться храмы и монастыри, строиться новые храмы и молитвенные дома, открылись первые воскресные школы, возобновилось духовное образование, стала проводиться работа с молодежью и осуществляться благотворительная деятельность.

http://patriarchia.ru/db/text/1416370.ht...

– Это мой ангелочек! – просто ликовал батюшка, не нарадуясь на архиерея. – Мне его Господь послал, зная, что я уже не могу доехать до Калуги. В свое время, когда советские власти хотели упразднить Калужскую епархию, закрыв в ней еще два из неразоренных 17-ти храмов, а оставшиеся поделив между Тульской и Смоленской епархиями, именно отца Леонтия призвал на этот форпост – в Преображенский храм в Нижних Прысках – архиепископ Ермоген (Голубев), у которого дедушка некогда иподиаконствовал. Это был 1963-й год – у власти еще лютовал Хрущев, обещавший показать по телевизору последнего попа. На фоне постоянного стресса, когда то и дело грозились закрыть храм, у отца Леонтия развились сахарный диабет и полиневропатия. Когда были приступы, он не мог спать, всю ночь стонал. Бывало, от боли даже падал с кровати – и это доставляло очередные муки, к нему же тогда даже притронуться было невозможно: все нервные окончания воспалены и точно обнажены. С владыкой Никитой Но вот кто-то приходил его навестить, и он тут же, все забывая, весь обращался к человеку: – Миленький, хорошенький... Так он встречал всех! Кстати, то, что Хрущев в 1964-м году был смещен, давления на духовенство вовсе не убавило, потому что привыкшие прессовать чиновники все оставались на своих местах. Многих из них батюшка потом покрестил. Крестил даже помощника местного уполномоченного по делам религии, от которого сам в свое время натерпелся. Хотя сам батюшка всегда пытался со своими преследователями ладить: нагрянут, а он им побольше водки да колбасы даст, и те уходили «добренькими». Потом у этого помощника случилась трагедия: жена умерла, ребенок повесился, сам он от всего этого ослеп. Стал, уже будучи стариком, приходить в храм: стоит у Распятия Господа, Которого гнал, и плачет. Батюшка его утешал, кормил его здесь, при храме, да и домой картошечки, чтобы было ему что покушать, завезет. Тот же уже был никому не нужен. Только отец Леонтий и ухаживал за ним. Потом его и отпевал. Господь призвал к Себе батюшку в этом году на праздник иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», на память новомучеников и исповедников Церкви Русской, 3 февраля.

http://pravoslavie.ru/111412.html

Троицкий храм (Люберцы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий храм построен в 1913 году на средства жителя поселка Е.А. Скальского по проекту М.Ф. Бугровского. Является оригинальным образцом эпохи модерна в деревянном исполнении. В 1930-е годы здесь нес послушание алтарника архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Содержание История [ править править код ] В 1913 г. в поселке Наташино (ныне — в черте города Люберцы) появился деревянный храм на земле, пожертвованной жителем поселка Е.А. Скальским «для возведения храма с принадлежащими к нему постройками, а также школы и других богоугодных заведений». Потомственный почетный гражданин Н.И.Миндовский передал для будущей церкви иконостас из храма в своем имении, а неизвестный благотворитель — весь набор колоколов. Церковь, построенную по проекту архитектора М. Бугровского, освятил митрополит Владимир (Богоявленский), будущий священномученик. В безбожные годы Троицкая церковь в Наташино оставалась единственным действующим приходом во всей округе. В 1930-е годы здесь нес послушание алтарника отец Иоанн (Крестьянкин). В 1950 г. настоятелем храма стал священник Константин Голубев, сын священномученика Константина Богородского. При нем были проведены большие работы по благоустройству храма. При настоятельстве протоиерея Иоанна Проскалева (1963—1988) храм расширили и заново расписали. С 1988 по 1990 гг. настоятелем Троицкого храма был протоиерей Александр Ганаба. При нем оба престола храма и жертвенник украсили резные деревянные ризы. В 1990-е гг. было построено и полностью расписано здание крестильни и выстроен новый двухэтажный церковный дом. В 1988 г. настоятелем Троицкого храма стал протоиерей Александр Ганаба. Заботясь о привлечении как можно большего количества людей в Церковь и стремясь помочь только что начавшим возвращаться к Богу после 70-летнего перерыва, отец Александр ввёл обязательные огласительные беседы с желающими принять таинство Крещения, выступал с лекциями в домах культуры Люберец. В 1990 г. протоиерей Александр был переведён в Троицкий собор г. Подольска и вскоре назначен секретарём Московского епархиального управления. А в Свято-Троицком храме г. Люберцы настоятелем стал протоиерей Владимир Гамарис.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_храм_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010