Территория, на к-рой расположена церковь, обнесена 5-угольной каменной оградой неправильной формы, построенной в позднее средневековье. Узкий арочный входной проем расположен в юго-зап. стене ограды. Над ним устроена кирпичная колокольня XV-XVIII вв., на 2-м этаже к-рой находилось помещение для охраны (сохр. бойницы). 3-й этаж выстроен из кирпича; здесь расположена звонница, к-рая представляет собой связной балдахин на 8 столбах. В сев. стене ограды восстановлено помещение, в к-рое можно попасть с монастырского двора. План кафоликона мон-ря Кацхи. Рис. М. Калашникова. ХХ в. План кафоликона мон-ря Кацхи. Рис. М. Калашникова. ХХ в. Кафоликон К. (13,5×12 м, с галереей 19,7×18,4 м; высота 40 м, высота подкупольного пространства 17,5 м) освящен в честь Рождества Христова, боковые приделы - в честь Вознесения Господня (северный) и во имя вмч. Георгия (южный). Это наиболее поздний памятник среди известных 6-апсидных грузинских храмов (Гогиуба, Киаглис-Алти, Олтиси, Бочорма), развитый композиционно. Кафоликон относится к редко встречающемуся в церковном зодчестве типу. Броссе писал, что храм «настолько оригинален, что его сравнивают с раковиной», и его создание можно приписать «только фантазии и капризу зодчего». Общий объем и пространство храма решены в соответствии с нормами груз. архитектуры X в., однако в пропорциях и организации пространства появляются новые элементы, усиливаются декоративные тенденции. В плане церковь - двенадцатиугольник, восточная грань которого представлена в виде выделенного апсидного полукружия. С севера, востока и юга она вписана в семиугольник окружающей ее обходной галереи. Алтарная апсида удлинена вимой, остальные 5 апсид, равномерно распределенных по отношению к подкупольному пространству, соединены с ним. В толще стен расположено 5 небольших помещений. Между вост. и сев.-вост. апсидами находится жертвенник, вход в него возможен из обеих апсид; между вост. и юго-вост. апсидами - диаконник (вход из юго-вост. апсиды). Помещения также находятся в северной (вход из сев.-зап. апсиды), в южной (вход из юго-зап. апсиды) и в юго-западной (вход из зап. апсиды) стенах храма. Очевидно, эти апсидные залы служили миниатюрными часовнями. Диаконник, жертвенник и зап. помещение в плане представляют собой круг, 2 других имеют вытянутую форму.

http://pravenc.ru/text/1683961.html

Лит.: Какабадзе С. Н. Законодатель Баграт Куропалат. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; он же. Рачинский триптих из слоновой кости// Он же. Вопросы истории груз. искусства. Тб., 1970. Т. 1. С. 206-235; Бадридзе Ш. Некоторые замечания о строительной надписи Никорцминды//Мнатоби (Светоч). Тб., 1961. 6. С. 181-183 (на груз. яз.); Бердзнишвили М. Груз. исторические источники XI в. по социально-экономической истории Грузии. Тб., 1979 (на груз. яз.); Соселия О. Очерки из социально-политической истории Зап. Грузии эпохи феодализма. Тб., 1981. Т. 2 (на груз. яз.); Чачхунашвили Ц. К истории храма Никорцминда//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1986. 1. С. 23-24 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен, XI-XVII вв./Сост.: Д. Клдиашвили и др. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Исторические памятники и древности Рача-Лечхуми. Тб., 1994 (на груз. яз.); Двали М. Никорцминда - что было сделано для ликвидации последствий землетрясения 1991 г.//Дзеглис мегобари. 1996. 1 (92). С. 13-17 (на груз. яз.); Бахтадзе М. Институт эриставства в Грузии. Тб., 2003 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Церкви и священнослужители Рачи во времена экзархата. Кутаиси, 2005 (на груз. яз.). Г. Чеишвили План кафоликона мон-ря Никорцминда С т. зр. плана кафоликон Н. входит в группу многоапсидных храмов. Церкви этого типа характерны для определенного периода груз. зодчества, встречаются пяти- и более апсидные церкви, временной диапазон ограничен периодом кон. X - нач. XI в. ( Джабуа. 2012. С. 146-152): это храмы Олтиси, Гогиуба, Киагмис-Алти, Бочорма, Кацхи, Ноджихеви, Кумурдо и Н. Наибольшее сходство имеют планы Н. и Кумурдо. Кафоликон Н. в плане представляет радиально расположенные 5 апсид ярко выраженной подковообразной формы; прямоугольный зап. рукав и глубокая алтарная вима удлиняют здание по вост.-зап. оси. Внешне храм имеет форму креста. К апсиде алтаря с севера и юга прилегают 2-этажные боковые пастофории (жертвенник и диаконник). Апсидные часовни, приблизительно такой же прямоугольной планировки, расположены в зап. части церкви по обе стороны западного рукава.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Собор в Мокви. Х в. Собор в Мокви. Х в. Основание тао-кларджетской архитектурной школы приходится на начальный этап переходного периода. Храмы этого региона выделяются особой масштабностью, монументальностью, вытянутыми пропорциями. Здесь активизировалось строительство мон-рей и церквей, осуществлявшееся в основном по заказу членов царской семьи: с именем Ашота Кухи связано строительство храмов в мон-рях Тбети и Хандзта (Х в.), с именем царя Сумбата - церкви в Долискане (Х в.), Давид III Куропалат возвел базилику Отхтаэклесиа (ныне на территории Турции), пархальские базилики, церковь мон-ря Хахули, кафедральный собор мон-ря Ошки. Тао-кларджетская школа сыграла особую роль как во внедрении разнообразных архитектурных типов, так и в формировании новой пространственной композиции и декоративной системы груз. храмов. К Х в. основанные на контрастах, на резком живописном эффекте строения постепенно сменялись зданиями с более мягким переходом одной формы в другую. Более сложным стал план церквей. Наряду с постройками простой композиции, поздними образцами 3-нефных базилик, таких как Отхтаэклесиа, стали возводить сложные, многоапсидные (часто 6-апсидные) храмы (в Гогиуба и Олтиси, ныне на территории Турции; Кацхи в Имерети). Большое значение придается скульптурному декору фасадов: рельефные композиции, прежде украшавшие наличники проемов, стали помещать по стенам как дополнительные декоративно-смысловые акценты. На поверхности стен храмов увеличилось количество цветовых пятен; цвет приобрел самостоятельное значение и стал одним из главных факторов художественного воздействия. Церковь Никорцминда. 1010–1014 гг. Церковь Никорцминда. 1010–1014 гг. Одним из наиболее выдающихся памятников этого периода является храм Кумурдо на Ахалкалакском плато (Джавахети) (купол и своды в зап. части не сохр.). Согласно надписи над юж. входом, он был построен в 964 г. зодчим Сакоцри при поддержке еп. Иоанна. Церковь имеет план в форме креста, юж. и сев. рукава к-рого заканчиваются каждый 2 апсидами. По сторонам алтарной апсиды - жертвенник и диаконник, при этом плоский вост. фасад разделен на 3 части треугольными нишами; такие же ниши помещены на юж. и сев. фасадах. Простые гладкие стены сложены из тесаного розоватого камня. Зап. рукав окружала галерея. В XI в. к юж. рукаву был пристроен придел. В интерьере 6 столбов образуют в плане шестиугольник; предполагается, что они поддерживали купол на 6-гранном барабане. Храм щедро украшен резьбой и рельефами (наличники окон, рельефы в нишах фасадов, парусах купола). В их числе - изображения матери Баграта III Гурандухт и ее супруга, груз. царя Гургена (или, возможно, его брата, западногруз. царя Леона).

http://pravenc.ru/text/168199.html