Конечно, Иисус имеет власть судить не потому что Он — Один из людей (будь это так, все люди имели бы право творить суд), а потому что в Нём — восстановленное и оправданное человечество. Не дивитесь сему — Иоанн Златоуст (Гомилии 39:3) связывал эти слова с потому что Он есть Сын Человеческий в предыдущем стихе. Скорее смысл здесь таков: не удивляйтесь сказанному выше, то есть тому, что Сын Человеческий уже судит и воскрешает духовно мёртвых людей, ибо Он производит и последний Суд и Воскресение. Возможно, не дивитесь — не повеление, а риторический вопрос: ‘неужели вы дивитесь?’. Как слышу, так и сужу — Отец отдал Суд Сыну, но Сын судит по слову Отца, ибо ищет не Своей воли, но Пославшего; Его миссия совершается в послушании. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно — явное противоречие с 8:14 (если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно) разрешается, по-видимому, контекстом. Здесь речь идёт о том, что Иисус, Который во всём следует воле Отца, не может быть независимым от Него, самодостаточным источником авторитета. Есть другой, свидетельствующий о Мне — имеется в виду не Иоанн Креститель, о котором речь пойдёт в следующем стихе, но Бог Отец. О Боге свидетельствующем см. Прем 1:6 и далее Ин 5:37. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине — здесь истина есть весть Иоанна о том, что Иисус — избранный Агнец Божий, крестящий Духом и т. д. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство — слова Иоанна истинны, но Иисус, у Которого есть Другой Свидетель, не зависит от человеческого свидетельства. Но говорю это для того, чтобы вы спаслись — несмотря на сказанное выше, авторитет Иоанна постольку, поскольку он приводит людей к вере в Иисуса, — источник спасения. Ст. 35, возможно, направлен против тех, кто преувеличивал роль Иоанна. Светильник, lЪcnoj — обычная переносная лампа; ср. 1:8 (Он не был свет). В 2 Цар 21:17 Давид назван светильником Израиля. Ещё более примечательна параллель из Пс 131:17: поставлю светильник помазаннику Моему, где светильник свидетельствует о Мессии. А вы хотели малое время порадоваться при свете его — вы, то есть те, кто посылал запрос к Иоанну и к кому теперь обращается Иисус. ‘хотели’ может быть понято и как ‘предпочли’ — в таком случае общий смысл: ‘Вы предпочли краткий подъём религиозного энтузиазма, который вызвало выступление Иоанна, вере в Того, Кого послал Бог и о Ком свидетельствовал Иоанн’. ‘радоваться’ — обозначение сильной радости; этот глагол повторяется в Ин ещё раз, когда говорится о радости Авраама увидеть день Христа (8:56). То, что проповедь Иоанна вызвала волну мессианского энтузиазма в народе, подтверждается в других частях НЗ и у Иосифа Флавия. |
Сочинение «Духовные беседы» начинает широко использоваться на Востоке только после победы исихастов, в кругу которых они пользовались величайшим авторитетом (например, свт. Григорий Палама в XIV веке прямо цитирует их, как творение прп. Макария Великого). Переводы этих бесед были хорошо известны на Руси. Их фрагменты были включены свт. Феофаном Затворником в русский перевод Добротолюбия. С именем прп. Макария Великого в рукописной традиции связывается большое число сочинений, получивших название «Макариевского корпуса». Ряд критически настроенных исследователей подвергают сомнению атрибуцию корпуса Макарию Великому. До ХХ века «Макариевский корпус» включал 50 «Духовных бесед» (впоследствии получивших обозначение «Собрание muna II»). В XX веке найдены ещё 7 «Бесед», 64 «Слов и Посланий» («Собрание muna I») и 28 «Новых гомилий» («Собрание muna III»). Имеется также «Собрание muna IV» (не издано), включающее 26 «Слов», которые практически совпадают с сочинениями из «Собрания muna I». Особое место среди сочинений занимает «Послание к чадам», имеющее стилистические и лексические особенности. Некоторые исследователи (преим. протестантского толка) пытались связать богословие «Макариевского корпуса» с ересью мессалиан (евхитов), отрицавших сотериологическую значимость церковных таинств, однако убедительных аргументов в пользу этой гипотезы выдвинуто не было. Тропарь преподобному Макарию Великому, глас 1 Пустынный житель, и во плоти Ангел,/и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак преподобному Макарию Великому, глас 1 Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие,/и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,//темже тя почитаем. Молитва преподобному Макарию Великому |
| |