Конечно, Иисус имеет власть судить не потому что Он — Один из людей (будь это так, все люди имели бы право творить суд), а потому что в Нём — восстановленное и оправданное человечество. Не дивитесь сему — Иоанн Златоуст (Го­ми­лии 39:3) связывал эти слова с потому что Он есть Сын Человеческий в предыдущем стихе. Скорее смысл здесь таков: не удивляйтесь сказанному выше, то есть тому, что Сын Человеческий уже судит и воскрешает духовно мёртвых людей, ибо Он производит и последний Суд и Воскресение. Возможно, не дивитесь — не повеление, а риторический вопрос: ‘неужели вы дивитесь?’. Как слышу, так и сужу — Отец отдал Суд Сыну, но Сын судит по слову Отца, ибо ищет не Своей воли, но Пославшего; Его миссия совершается в послушании. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно — явное противоречие с 8:14 (если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно) разрешается, по-видимому, контекстом. Здесь речь идёт о том, что Иисус, Который во всём следует воле Отца, не может быть независимым от Него, самодостаточным источником авторитета. Есть другой, свидетельствующий о Мне — имеется в виду не Иоанн Креститель, о котором речь пойдёт в следующем стихе, но Бог Отец. О Боге свидетельствующем см. Прем 1:6 и далее Ин 5:37. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине — здесь истина есть весть Иоанна о том, что Иисус — избранный Агнец Божий, крестящий Духом и т. д. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство — слова Иоанна истинны, но Иисус, у Которого есть Другой Свидетель, не зависит от человеческого свидетельства. Но говорю это для того, чтобы вы спаслись — несмотря на сказанное выше, авторитет Иоанна постольку, поскольку он приводит людей к вере в Иисуса, — источник спасения. Ст. 35, возможно, направлен против тех, кто преувеличивал роль Иоанна. Светильник, lЪcnoj — обычная переносная лампа; ср. 1:8 (Он не был свет). В 2 Цар 21:17 Давид назван светильником Израиля. Ещё более примечательна параллель из Пс 131:17: поставлю светильник помазаннику Моему, где светильник свидетельствует о Мессии. А вы хотели малое время порадоваться при свете его — вы, то есть те, кто посылал запрос к Иоанну и к кому теперь обращается Иисус. ‘хотели’ может быть понято и как ‘предпочли’ — в таком случае общий смысл: ‘Вы предпочли краткий подъём религиозного энтузиазма, который вызвало выступление Иоанна, вере в Того, Кого послал Бог и о Ком свидетельствовал Иоанн’. ‘радоваться’ — обозначение сильной радости; этот глагол повторяется в Ин ещё раз, когда говорится о радости Авраама увидеть день Христа (8:56). То, что проповедь Иоанна вызвала волну мессианского энтузиазма в народе, подтверждается в других частях НЗ и у Иосифа Флавия.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Сочинение «Духовные беседы» начинает широко использоваться на Востоке только после победы исихастов, в кругу которых они пользовались величайшим авторитетом (например, свт. Григорий Палама в XIV веке прямо цитирует их, как творение прп. Макария Великого). Переводы этих бесед были хорошо известны на Руси. Их фрагменты были включены свт. Феофаном Затворником в русский перевод Добротолюбия. С име­нем прп. Макария Великого в ру­ко­пис­ной тра­ди­ции свя­зы­ва­ет­ся боль­шое чис­ло со­чи­не­ний, по­лу­чив­ших название «Ма­ка­ри­ев­ско­го кор­пу­са». Ряд кри­ти­че­ски на­стро­ен­ных ис­сле­до­ва­те­лей под­вер­га­ют со­мне­нию атрибуцию кор­пу­са Макарию Великому. До ХХ века «Ма­ка­ри­ев­ский кор­пус» вклю­чал 50 «Ду­хов­ных бе­сед» (впо­след­ст­вии по­лу­чив­ших обо­зна­че­ние «Соб­ра­ние mu­na II»). В XX веке най­де­ны ещё 7 «Бе­сед», 64 «Слов и Посланий» («Со­б­ра­ние mu­na I») и 28 «Но­вых го­ми­лий» («Со­б­ра­ние mu­na III»). Име­ет­ся так­же «Со­б­ра­ние mu­na IV» (не издано), вклю­чаю­щее 26 «Слов», кото­рые прак­ти­че­ски сов­па­да­ют с со­чи­не­ния­ми из «Со­б­ра­ния mu­na I». Особое ме­сто сре­ди со­чи­не­ний за­ни­ма­ет «По­сла­ние к ча­дам», имею­щее стили­стические и лек­сические осо­бен­но­сти. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли (пре­им. про­тес­тант­ско­го тол­ка) пы­та­лись связать бо­го­сло­вие «Ма­ка­ри­ев­ско­го кор­пу­са» с  ере­сью мессалиан (ев­хи­тов), от­ри­цав­ших со­те­рио­ло­гическую зна­чи­мость цер­ков­ных та­инств, од­на­ко убеди­тель­ных ар­гу­мен­тов в поль­зу этой ги­по­те­зы вы­дви­ну­то не бы­ло. Тропарь преподобному Макарию Великому, глас 1 Пустынный житель, и во плоти Ангел,/и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак преподобному Макарию Великому, глас 1 Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие,/и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,//темже тя почитаем. Молитва преподобному Макарию Великому

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...