Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Алексий Бортсурманский, прав. - житие Алексий (Гнеушев), Бортсурманский (1762 - 1848), священник, святой праведный. Память 21 апреля. Родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии (совр. Нижегородская обл.) в семье священника. В 1784 г. по окончании Нижегородской духовной семинарии рукоположен во диакона к Успенской церкви в с. Бортсурманы, в 1797 г. - во священника к той же церкви. Однажды ночью его позвали к умирающему в соседнюю деревню, о. Алексий рассердился, выгнал посланного и лег спать. Но через некоторое время, мучимый совестью, решил поехать. Войдя в дом, священник увидел, что крестьянин уже умер, рядом с почившим стоял ангел со Святой чашей в руках. Это видение так поразило о. Алексия, что он упал на колени и всю ночь молился, домой он вернулся другим человеком. Каждый день он совершал литургию, насколько было возможно, исполнял монашеское келейное правило и устав. Правило было такое: полуночное - полунощница, 12 избранных псалмов, житие святого и поучение из Пролога; утреннее - молитвы утренние, часы, акафист прп. Сергию, или вмц. Варваре, или свт. Митрофану; полуденное - 4 кафизмы; вечернее - канон Спасителю с акафистом, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущим; о. Алексий ежедневно совершал 1500 поклонов с Иисусовой молитвой. Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал приходивших к нему людей, тайно помогал неимущим и попавшим в беду. За свою праведную и подвижническую жизнь о. Алексий получил от Бога дары исцеления и прозорливости и сподобился многих Божественных откровений. Во время Отечественной войны 1812 г. он молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и вдруг увидел ангела, который возвестил ему, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Неоднократно о. Алексий был удостоен видений Спасителя, Божией Матери, святых; свои видения и откровения он записывал. За 9 лет до кончины вышел за штат, но литургию служил, как и прежде, почти каждый день, и богослужений не сокращал и во всем следовал уставу. Последние годы он жил в малой келье, под одной крышей с его домом. Удалив от себя все мирские заботы, он предался аскетическим и молитвенным подвигам: носил власяницу, спал на жестком войлоке, пищу вкушал раз в день, мяса не употреблял, строго соблюдал посты. Слава о нем как о великом молитвеннике и чудотворце распространилась далеко за пределами его округи. Когда к прп. Серафиму Саровскому приходили люди из местности, где жил о. Алексий, преподобный отправлял их обратно, уверяя, что у них есть свой усердный молитвенник. «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте»,- говорил прп. Серафим об о. Алексие.

http://pravicon.com/info-1712

6 ноября Скончалась императрица Екатерина II. 1797 Без даты В летописи Саровского монастыря датировано 1797 годом «Описание дороги к отцу Серафиму»: «От селе идти от кирпишных сараев 3 дороги. Две оставить по третьей взять вправо вкруче не доходя валу к Мефодию вправо идти за вал мимо избы в ворота пройти сею дорогою прямо держатца в лево повернуть вправо оставлять чрез вершину проходя сие недалече направо к Дорофею с полверсты пройдя и струб вправе лес лежит на кельи потом наверх недалече прямо ити две малые дороги. Надобно загнуть ити вправо сквозь дерево по малой дорожке потом вершина приидити и дрова рубленыя повороти влево Серафима от него одна дорога» (С. 36). Как видим, келья отца Серафима была недалеко от пустыньки отца Мефодия (будущего схимонаха Марка). В 1797 году рукоположен во священники диакон Алексий (Гнеушев), Бортсурманский (1762–1848), о котором преподобный Серафим говорил: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он, как звезда, горит на христианском горизонте». Прославленный в 2000 году святой праведный Алексий родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии (современная Нижегородская область) в семье священника. В 1784 году по окончании Нижегородской духовной семинарии рукоположен во диакона к Успенской церкви в с. Бортсурманы, в 1797 году – во священника той же церкви. В его жизнеописании сказано, что однажды ночью его позвали к умирающему в соседнюю деревню, отец Алексий рассердился, выгнал посланного и лег спать. Но через некоторое время, мучимый совестью, решил поехать. Войдя в дом, священник увидел, что крестьянин уже умер, рядом с почившим стоял ангел со Святой чашей в руках. Это видение так поразило отца Алексия, что он упал на колени и всю ночь молился, домой он вернулся другим человеком. Каждый день он совершал литургию, насколько было возможно, исполнял монашеское келейное правило и устав. Правило было такое: полуночное – полунощница. 12 избранных псалмов, житие святого и поучение из Пролога; утреннее – молитвы утренние, часы, акафист прп. Сергию, или вмц. Варваре, или свт. Митрофану; полуденное – 4 кафизмы; вечернее – канон Спасителю с акафистом, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущим: отец Алексий ежедневно совершал 1500 поклонов с Иисусовой молитвой. Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал приходивших к нему людей, тайно помогал неимущим и попавшим в беду.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Сейчас я занимался и занимаюсь очень интересной работой – составляю роспись русских святых в хронологическом порядке, раньше хотел включить местного происхождения, сословия и занятия, но это потом оставил за отсутствием справочных средств, но и то, что у меня выходит, получается очень интересным и поучительным, одновременно я и читаю жития только русских святых. Очень интересно, как меняются характеры святых и постепенно уменьшается в них благодать и вместе с ней и дерзновение и чудотворная сила. XI и XII века по силе благодати и по силе и по дерзновению совершаемых чудес совершенно равняются первым векам христианства, хотя в русском переводе, синодальном, по духу совершенно Сытинские издания и безобразно составлены все жития, иногда совершенно не только не православно, но прямо еретично, но вы все-таки почитайте жития св. Алимпия, Агапита, постройку Киево-Печер[ской] лавры, Антония и Феодосия Печ[ерских], хотя они, конечно, не дадут и малой части того настроения, кот[орое] получаешь от чтения Четьи-миней свт. Димитрия Ростовского . Я думаю, удивительно интересно почитать Печерский Патерик, у меня был один том, но я его никогда не раскрывал. Пишу вам, Маруся 254 , Оля и Вера, вместе, так как на три больших письма у меня не хватило бы материала, а Лилишке пишу отдельно по адресу: Сивцев Вражек, 27, кв. 3. Тот ее адрес или нет? Судя по ее письмам, она не получает моих. Ах да, главное я не написал: в случае болезни я бы рекомендовал молиться печерским чудотворцам: Агапию и Агапиту, правда, прочтите их жития. Ну, Христос со всеми вами. Да хранит вас Пречистая Божия Матерь и Ник[олай] Угодник. Любящий Алексей. Д. 61. Листы без номера. 250 Алексий (Гнеушев), праведный, Бортсурманский чудотворец (17621848), святой русской Православной Церкви. Причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. 253 Лиля – Елизавета Ал[ександровна] Пазухина – сестра Алек[сея] Алек[андровича]. – Примеч. Н. А. Пазухиной. 254 Маруся – Мария Александровна Пазухина – старшая сестра Ал[ексея] Алек[еандровича]. – Примеч. Н. А. Пазухиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В России, в свое время воспринявшей византийские идеалы монастырского старчества, совершенную законченность учению о быте придал прп. Иосиф Волоцкий . Он смотрел на мир глазами иконописца, желая упорядочить его и придать ему структурную симметричность и красоту, являющую собой отражение Божественного совершенства точно так же, как это видим мы на иконе. Христос для него есть Бог Устав. Мирской быт здесь питается монастырским и не имеет самостоятельной значимости: мир – несовершенный слепок монастыря 58 . Этим взглядам соответствовал и свой тип пастыря: «То себе, чадо мое, веждь, яко Бог тако не спросит церковныя службы, яко спросит учения и паствы детей духовных» 59 . Учительность же подразумевала знание канонов по преимуществу 60 , иными словами, требовала умения наладить быт. Потому и раскол был трагедией уставного благочестия столько же, сколько и трагедией древнерусского пастырства. Окончательно меняется ситуация после реформ Петра. В «Правде воли монаршей» Феофан Прокопович утверждает, что народ отказался от своей воли в пользу императора и всю власть над собою, в том числе и право «перемены обычаев» 61 , передал ему. Духовный регламент резко ограничивает власть духовника. Традиционный быт разрушен и сохраняется только у крестьян и низшего духовенства. Монастырям, по замечанию свт. Игнатия, «нанесен смертельный удар». В такое-то время и в таких условиях русское приходское священство – нищее, немощное, необразованное – призывается к святости, а вместе с тем и к разрешению насущных проблем церковной жизни, не разрешенных «монашеским богословием» 62 в рамках антиномического единства Империи и Пустыни. Творения и жизнь о. Понтия Рупышева убедительно свидетельствуют о том, что призвание это в конечном счете явилось не тщетным. 1 Алексий Бортсурманский – Гнеушев Алексей (1762–1848), св. прав. Из семьи священника. Окончил Нижегородскую духовную семинарию (1784). Иерей (1797), служил в церкви родного села Бортсурманы (ныне в Нижегородской обл.). Подвижник, по его молитвам совершались исцеления. Память 21 апреля – Примеч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Память святого праведного Алексия Бортсурманского почтили в Нижегородской епархии 5 мая 2007 г. 12:27 «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте», — так говорил о нем преподобный Серафим Саровский. По случаю празднования дня памяти святого праведного Алексия Бортсурманского 4 мая в храме Успения Божией Матери села Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области была совершена праздничная Божественная литургия и отслужен водосвятный молебен святому праведному Алексию. После этого верующие прошли крестным ходом вокруг церкви. По словам благочинного Пильнинского округа священника Андрея Смирнова, на Божественную литургию в Бортсурманы приехали верующие не только из окрестных сел, но и из Чувашии, Нижнего Новгорода и Москвы. Родился отец Алексий Гнеушев 13 мая 1762 года в семье священника. В двадцать два года окончил Нижегородскую духовную семинарию. Преосвященный епископ Дамаскин посвятил его во диаконы Успенской церкви села Бортсурманы, а через тринадцать лет Преосвященный епископ Павел посвятил его во священники той же самой церкви. При ней он служил до глубокой старости, при ней и похоронен. Сейчас в этом храме покоятся святые мощи праведного Алексия. Первое время своего служения отец Алексий не отличался особенной строгостью жизни и предавался иногда пьянству. Но жизнь его круто изменилась после одного случая. Раз как-то ночью приехали его звать к умирающему в соседнюю деревню. Отец Алексий рассердился на посланного, стал ему выговаривать за то, что он тревожит его по пустякам, что, верно, больной не так уж плох и доживет до утра, что нечего было будить его ночью; отправил посланного назад, а сам лег спать. Но заснуть, однако, не мог: все ему мерещился крестьянин, к которому его звали. Наконец он не выдержал и поехал к нему. Застал он его уже мертвым на лавке под образами, а рядом с ним стоял ангел со Святою Чашею в руках. Это видение так поразило отца Алексия, что он упал на колени перед покойником и всю ночь молился.

http://patriarchia.ru/db/text/235850.htm...

Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги 4 мая. ПРАВМИР. Святой Алексий (Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины. В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно, и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве. С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. В полночь он читал полунощницу, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, а также поучение из «Пролога». Наутро он читал утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. В полдень он прочитывал четыре кафизмы из Псалтири, а вечером — канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ежедневно он также совершал полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой. Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал у себя прихожан. Тех, кто хотел взяться за духовный подвиг, он благословлял или, напротив, отговаривал, согласно откровению Божию. Иногда он давал посетителям духовные наставления, но делал это всегда с такой великой кротостью, что она покоряла сердца слушающих. Святой Алексий был суров только по отношению к колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям, которые обращались к ним за помощью. Он раздавал бедным все, что оставалось у него после щедрых дарений, из которых он, однако, всегда выделял часть на украшение церкви. Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги. Никто не знал, откуда они появлялись, пока один крестьянин, дом которого сгорел, не застал отца Алексия, когда тот хотел подбросить ему деньги.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Святой праведный Алексий Бортсурманский Святой Алексий (Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины. В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно, и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве. С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. В полночь он читал полунощницу, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, а также поучение из «Пролога». Наутро он читал утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. В полдень он прочитывал четыре кафизмы из Псалтири, а вечером – канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ежедневно он также совершал полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой. Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал у себя прихожан. Тех, кто хотел взяться за духовный подвиг, он благословлял или, напротив, отговаривал, согласно откровению Божию. Иногда он давал посетителям духовные наставления, но делал это всегда с такой великой кротостью, что она покоряла сердца слушающих. Святой Алексий был суров только по отношению к колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям, которые обращались к ним за помощью. Он раздавал бедным все, что оставалось у него после щедрых дарений, из которых он, однако, всегда выделял часть на украшение церкви. Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги. Никто не знал, откуда они появлялись, пока один крестьянин, дом которого сгорел, не застал отца Алексия, когда тот хотел подбросить ему деньги.

http://pravoslavie.ru/53311.html

–      Так, Господи, так, но воскреси же его, ибо Ты всё можешь, Ты наш Господь и Вседержитель, по смирению, а не по гордости дерзаю... И точно оглушительный раскат грома, раздался за спиной потрясённого священника пронзительный крик воскресшего отрока. Отец Алексий обернулся – мальчик сидел во гробе. Склонившись пред престолом, священник со слезами благодарил Господа. Затем с помощью дьякона поднялся, опираясь на его руку, вышел из алтаря. Что творилось в церкви, передать трудно! Женщины с плачем тянулись к мальчику, чтобы завязать ему глаза, а он, не сопротивляясь, сидел и молча глядел на них. Только к одной наклонился и сказал тихо: «Не надо...» А она возьми и закричи на всю церковь : –      Голубочек наш, ангелочек наш, не надо, так и не надо!.. Протиснувшись к гробу, отец Алексий велел дьякону отнести отрока в алтарь, посадить на стул. Сам опустился на колени, и, стоя на коленях, причастил его. От потрясения он не мог стоять на ногах. Затем велел передать отрока родителям, а сам потребовал поставить на середине церкви стул и сидя отслужил молебен Спасителю и прочитал акафист Божией Матери. На этом же стуле отца Алексия отнесли домой и уложили в постель, где он пролежал с неделю. После этого чуда батюшка прожил ещё три года, а отрок – шесть лет и умер на девятнадцатом году. Давно это было. И сам отец Алексий жил давно. Преподобный Серафим Саровский , ни разу не видев отца Алексия в жизни, говорил о нём приезжавшим из тех мест людям: «Зачем вы едете ко мне? У вас есть отец Алексий. Молитвами своими он подобен свече, возженной перед престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Родился отец Алексий Гнеушев (по иным сведениям – Гневушев) 13/26 мая 1762 года в семье сельского священника. Скупые консисторские записи свидетельствуют: окончил Нижегородскую семинарию, на 22 году жизни вступил в брак и преосвященным Нижегородским Дамаскиным рукоположен в дьяконы к церкви Успения Пресвятой Богородицы села Бортсурманы, через тринадцать лет преосвященным Нижегородским Павлом рукоположен в священники к той же церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Родился о. Алексей Гнеушев 13 мая 1762 года. Отец его был священником. Когда подошли года, отец отдал его учиться в духовную семинарию в Нижний Новгород, которую он окончил в двадцать два года. Преосвященный Нижегородский Дамаскин посвятил его во диаконы Успенской церкви села Бортсурманы, а через тринадцать лет преосвященный Нижегородский Павел посвятил его во священники к той же самой церкви. При ней он служил до глубокой старости, при ней и схоронен. Первое время своего служения о. Алексей не отличался особенной строгостью жизни и предавался иногда пьянству. Но жизнь его круто изменилась после одного случая. Раз как–то ночью приехали его звать к умирающему в соседнюю деревню. Отец Алексей рассердился на посланного, стал ему выговаривать за то, что он тревожит его по пустякам, что, верно, больной не так уж плох и доживет до утра, что нечего было будить его ночью; отправил посланного назад, а сам лег спать. Но заснуть, однако, не мог: все ему мерещился крестьянин, к которому его звали. Наконец он не выдержал и поехал к нему. Застал он его уже мертвым на лавке под образами, а рядом с ним стоял Ангел со Святою Чашею в руках. Это видение так поразило о. Алексея, что он упал на колени перед покойником и всю ночь молился. Вернулся домой он уже другим человеком. С этого дня он всего себя посвятил служению Богу и людям; с этого дня повел праведную, подвижническую и святую жизнь, которой не изменил до самой кончины. Каждый день он неизменно служил обедню и, насколько было сил и возможности, придерживался монастырского устава и келейного правила. Правило у него было такое: полуночное — полуночница, 12 псалмов избранных, житие святого того дня, из пролога поучение того дня; утреннее — молитвы утренние, часы, акафист или преподобному Сергию, или великомученице Варваре, или святителю Митрофанию; полуденное — четыре кафизмы; вечернее — канон Спасителю с акафистом, канон Ангелу Хранителю, молитвы на сон грядущим; при этом он клал поклоны с молитвой Иисусовой. Ночью при всяком пробуждении также клал поклоны. Вообще всех поклонов в течение суток у него было 1500.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В Орловской области 23-летний парень спас на пожаре инвалида и его жену 10 сентября, 2013. Новостная служба Вячеслав взял мужчину на руки и через оконный проем передал его подбежавшим соседям и родственникам. Затем он помог женщине выбраться также через окно на улицу и последним выбрался сам. 10 сентября. ПРАВМИР. 23-летний житель Урицкого района Орловской области Вячеслав Гнеушев на пожаре в деревне Богдановке спас инвалида и его жену. Об этом сообщается на  сайте МЧС России . Пожар случился 9 мая. К сожалению, сообщение о нем поступило к сотрудникам МЧС слишком поздно. Когда пожарные прибыли на место происшествия, щитовой дом, обложенный кирпичом, уже горел открытым пламенем по всей площади. Однако находившиеся в доме люди все-таки были спасены. Еще до прибытия пожарных подразделений возгорание заметил местный житель Вячеслав Гнеушев, работающий водителем в Нарышкинской центральной районной больнице. Он услышал характерный треск горящего шифера и подъехал к горящему дому. У дома находились соседи и родственники, от которых Вячеслав узнал, что в доме находятся люди. Входная дверь и помещения уже были охвачены огнем и дымом. Парень проник в дом через окно. В одной из комнат он обнаружил хозяев дома – мужчину 1946 года рождения, который является инвалидом и не может передвигаться самостоятельно и женщину 1956 года рождения. Вячеслав взял мужчину на руки и через оконный проем передал его подбежавшим соседям и родственникам. Затем он помог женщине выбраться также через окно на улицу и последним выбрался сам. За проявленную в условиях, сопряженных с риском для жизни, отвагу и самоотверженность, при спасении людей Вячеслав Сергеевич Гнеушев будет награжден медалью МЧС России «За отвагу на пожаре». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/v-orlovskoj-oblasti-23...

  001     002    003    004    005    006