Ст. 33–34. Зачем стараешься ты показать путь твой добрым к снисканию любви, ты, которая кроме того и злобам своим научила пути свои, и в полах одежды твоей (или в руках) найдена кровь душ бедных и невинных. Не во рвах (или ямах) Я нашел их, но во всех тех (или под всяким дубом). Напрасно, говорит, ты хочешь защитить себя изворотливостью на словах и представить дела свои как бы добрыми, чтобы заслужить любовь, ты, которая кроме того и других научила путям своим и для всех стала примером злых дел и в полах одежды твоей или в руках твоих найдена кровь невинных, которых приносила ты в жертву идолам или души которых ты губила подобием жертв. Слово: бедных, которого у LXX нет, мы поставили с Еврейского. А этих, говорит, бедных и невинных Я нашел убитыми не во рвах как обыкновенно бывает при нападениях разбойников, а во всем том, о чем упоминал выше, или под дубом, по-еврейски ella, что означает и дуб и то, так что смысл такой: ты наслаждалась преступлениями идолопоклонства во всех тех (местах), или под дубом и теревинфом, под их тенью и зеленью, как в местах приятных. Ст. 35–36. И сказала, ты: «я без греха и невинна, и потом пусть отвратится гнев твой от меня». Вот я на суде буду состязаться с тобою, за то, что ты сказала: ,,я не согрешила». Как стала ты презренна, чрезмерно меняя пути свои. Словами этими должно пользоваться против тех, кои не хотят сознавать грехов своих, но во время бедствия и скорби говорят, что они несправедливо те пять то, что терпят, и этим еще более вызывают гнев Божий, когда это другой и больший грех , если не оплакивают сделанного, а выставляют пустые оправдания во грехах. На суде, говорит, буду состязаться с тобою за то, что ты сказала: «я не согрешила». Говорит, что это есть как бы некий еще больший грех иметь иное в совести, и иное высказывать на словах. Новая из старой ересь пусть внемлет тому, что наибольший возбуждается гнев Божий, если мы не исповедуем смиренно греха своего, а безстыдно хвалимся праведностью. Ст. 37. И Египтом ты будешь посрамлена, как была посрамлена Ассириею: ибо и от нею ты выйдешь, и руки твои будут на голове твоей, поскольку сокрушил Господь упование (или надежду) твое, и ничего у него не будешь иметь успешного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Третья польза от поста заключается в том, что чрез него мы совершаем служение Богу и соблюдением его воздаем Богу должную Ему почесть. Ранее уже говорилось об Анне пророчице, которая в посте и молитвах служила Богу день и ночь. Сия благочестивая жена сохраняла пост не по установлению Закона, но по собственному своему произволению. Однако поскольку на это была воля Божия, таким постом, она истинно почитала Бога и Ему служила. Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12, 1). Так апостол Павел призывает всех христиан к укрощению плотских страстей, сила которых особенно сдерживается и ослабляется постом, и сие-то умерщвление плоти он называет словесным, разумным служением. Четвертая польза, происходящая от поста, состоит в том, что он служит лишь малой данью Богу за грехи, совершенные нами, и умилостивляет Его праведный гнев. Так, сыны Израилевы постом умилостивили Бога и приобрели торжественную победу (см.: 1 Цар. 7). Также и Ахав, царь Израильский, хотя и был зло-честив, убийца и хищник, потому что насильно присвоил себе виноградник Навуфея и самого Навуфея убил, однако чрез пост получил некоторое оставление грехов и отчасти укротил гнев Божий постом и умерщвлением плоти (см.: 3 Цар. 21). Таким же образом и ниневитяне поступили: они отвратили гнев Божий общим и строгим постом (см.: Иона 3). То же было во времена Есфири (см.: Есф. 4) и Иудифи (см.: Иудифь 4), при которых народ избавился от предстоящей смерти вследствие поста. К сему и пророк Иоиль призывает всех людей такими словами: И ныне говорит Господь Бог ваш: обратитесь ко Мне всем сердцем своим, в посте, и в плаче, и в рыдании, и раздирай " те сердца ваши, а не ризы ваши (Иоил. 2, 12-13). Пятая польза от святого поста состоит в том, что он вменяется в добродетель и чрез него испрашиваются блага временные и вечные. Так, Анна, жена Елканова, постом испросила себе у Бога сына Самуила (см.: 1 Цар. 1). Преподобный Амвросий Медиоланский, объясняя это место Священного Писания, говорит так: " Чрево воздержанное приобрело сына " . Так, пророк Давид изнурял себя постом, чтобы испросить у Бога жизнь больному своему сыну (см.: 2 Цар. 12). Также и Сарра спасла жизнь свою от бесов оружием поста, и слова Христовы исполнились самим делом. Все святые прибегали к посту, как к сильнейшему прогонителю демонской силы. Вот слова о сем Самого Господа: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

17–20. И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней, и искусиша Бога в сердцах своих, воспросити брашна душам своим. И клеветаша на Бога и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни? Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати? Или уготовати трапезу людем Своим? Несмотря на величайшие чудеса, совершенные Богом для народа Израильского при исходе и по выходе его из Египта, а также и при путешествии его по пустыни, народ не преставал – продолжал грешить. – «Израильтяне продолжали еще и еще грешить пред Богом, именно – роптать на Него, забывая о Его благодеяниях. – Они преогорчали – чрезмерно раздражали Всевышняго в безводной – той пустыне, где Господь неоднократно изводил им обильную воду из скалы (ст. 15–16). – Они «искушали Бога в сердцах своих, требуя брашна – пищи душам своим», точнее – по душе своей, т. е. такой и столько, какой и сколько им желалось. – «И клеветали на Бога» – лживо роптали против Бога, и говорили: возможет ли Бог приготовить трапезу в пустыни? – т. е. приготовить и дать столько и такой пищи, сколько и какой приготовляется за обыкновенным обеденным столом, и разумеют – нет, не может... Вот, оне ударил в камень и потекли воды и полились ручьи; но может ли Он дать и хлеб? ужели Он может приготовить и дать своему пароду даже и трапезу, точнее – мясную пищу? – и разумели – нет, не может... 21–22. Сего ради слыша Господь и презре: и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля, яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его. Дерзким ропотом народа возбуждался и воспламенялся гнев Божий на него, потому что народ, не смотря на величайшие чудеса и вместе дела милости Божией, не веровал в Бога и не надеялся на спасение от Него. Видел это Господь и презрел свой народ – как бы оставив его без своего внимания и промышления. Так было с Израильтянами, когда они остановились станом в пустыне Фаран. «Народ стал роптать в слух Господа; и Господь услышал и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень и начал истреблять край стана. И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь. И нарекли имя месту сему: Тавера (– горение); потому что возгорелся у них огонь Господень». ( Чис.11:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

17) Потому, как бы сурово и жестко ни говорилось что либо в Писании от лица Бога, или Его святых, не должно смущаться сим, а должно думать, что это необходимо для ниспровержения царства похоти. И если это суровое и строгое выражено ясными словами, то всякий раз надобно разуметь оное в собственном смысле, а не в иносказательном. Таковы следующие слова Апостола: «по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, (потом) и Еллина!» ( Рим.2, 5–9 ). Это сказано о тех, кои гибнут вместе с похотию, не захотев ее победить. Таковы же и следующие слова: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5, 24 ). Они ясно сказаны к человеку, разрушающему в себе царство прежде господствовавшей в нем похоти. Впрочем, и здесь некоторые слова могут быть приняты за переносные, как, например, «гнев Божий» и «распяли», но таких слов немного, да и не так они стоят, чтоб могли затемнить смысл и произвести аллегорию или притчу, которую, собственно, и называю я иносказательною или фигуральною речью. Что же касается до следующего места Иеремии: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять» ( Иер.1, 10 ), то нет сомнения, что здесь все изречение фигурально и должно быть отнесено к выше показанной мною цели. 18) Все, что для неопытных людей кажется как бы безнравственным (flagitiosum) – будут ли то одни слова или и самые действия, приписываются ли они Богу или относятся к людям, похваляемым за святость, – все это в Св. Писании говорится иносказательно и таинственный смысл подобных мест должен быть изъясняем в пользу любви. Касательно сего должно заметить вообще следующее: кто пользуется преходящими вещами с большею умеренностью, нежели как позволяет и требует обычай людей, с коими он живет, тот или воздержен, или суеверен; но кто пользуется вещами так, что преступает границы обыкновений, коих держатся добрые люди его времени, тот или сам служит в сем случае знаком чего-нибудь или действительно безнравствен.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

20. Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев. (Идите, людие мои, внидите во храмину вашу, затворите двери своя, укрыйтеся мало елико елико, Дóндеже мимоидет гнев Господень). Во время совершения суда Божия над нечестивыми, люди Божии, как вполне преданные Господу, не должны подвергнуться наказанию: они должны войти в свои жилища и оставаться там, доколе Господь, совершающий казнь над осужденными, окончит свое дело, подобно тому, как Господь совершал свой суд и прежде, когда поражал египтян и спасал евреев, в их жилищах. И тогда Господь истреблял первенцев в домах египетских, а дома евреев проходил мимо ( Исх.12:12–13,28–29 ). 21. Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих. (Се бо, Господь от святаго [места] наводит гнев на живущыя на земли: и открыет земля кровь свою и не покрыет избиеных). Господь открывает действия своего гнева на святом месте, именно на горе Сионе, которую Он избрал преимущественно местом своего обитания, где был и Его храм (гл.2:2–3; Пс.75:3 ). Тогда «земля откроет кровь свою», т.е. кровь, пролитую на ней, и не закроет или не похоронит избиенных на ней, чтобы Господь, видя кровь их, отмстил за нее убийцам, которые доселе безнаказанно и потому дерзко обитали даже на Сионе (гл.1:15,19–21; 3:8–10,12–15). И вот, когда здесь-же, на Сионе, откроется суд Божий над грешными обитателями не только этого места, но и всей земли иудейской, даже всей вселенной (гл.24:1,4–5,13), то тем более откроется и святость Сиона. 53 Весьма примечательно, что и по учению древних иудейских раввинов, воскресение мертвых произойдет через посредство небесной ро­сы. Посему и на древних намогильных камнях еврейских кладбищ, между прочим, встречаются такие надписи: «да подымится слой росы над его или её ложем!» т.е. да воскреснет она (ср. Исх.16:14 ). Д.А.Хвольсон. Восемнадцать еврейских надгробных надписей из Крыма. (Надпись 670 г. по Р.Х.). См. Сборник статей по еврейской истории и литературе, изданный Обществом для распространения просвещен ия между евреями в России. Кн. I. Вып. 1-й. Стр.27.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

3–4. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше? Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. (И что сотворят в день посещения? скорбь бо вам отдалече приидет. И к кому прибегнете, да поможет вам? И где оставите славу вашу, еже не впасти в пленение? И под убиеными падут. И во всех сих не отвратися гнев его, но еще рука его высока). «День посещения», когда Господь обнаружит гнев Свой, неминуемо настанет. Ввиду наступающего бедствия судьи народа будут придумывать средства спасения его, но какие? Когда ему угрожали неприязненные замыслы ближайших врагов, то они могли искать помощи и защиты у отдаленных народов: так, за богатые подарки они приобретали союз и дружбу Ассирийцев; но когда будут грозить им гибелью народы отдаленные, и сами Ассирийцы, то им уже некуда будет обратиться и некому предложить за свое спасение даже все свое богатство. Тогда гордые вожди народа сознают свое бессилие, увидят беззащитность, вспомнят, как прежде Господь спасал их среди врагов отовсюду и обратятся к Господу; но Господь не примет их под Свою всемогущую защиту, напротив, могущество отдаленных врагов сделает орудием Своего гнева. А без всякой защиты Божией народ встретит с ужасом нападение врагов и потерпит неотразимое поражение, подвергнется позорному рабству, понесет всяческое оскорбление: опозоренный и огорченный, он склонит голову на грудь под тяжестью цепей и, оплакивая свое глубокое горе, как постыдный раб, умрет в кандалах между убитыми, или на поле брани, или на дороге в изгнании, или на работе в плену, без сострадания и погребения, и даже вне отечества. Такова участь народа в предстоящем нашествии Ассирийцев. Но и это грозное нашествие еще не последний удар гнева Божия (ср.гл.5:25–30). Действительно, впоследствии нашествием Вавилонян, Сирийцев и наконец, Римлян довершилось поражение народа, и исполнилась мера гнева Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ueз.VI:11 . Так говорит Господь Бог: ударь рукою твоею и топни ногою твоею и скажи: горе! за все гнусные злодеяния дома Израилева. Пророку повелевается посредством рук и ног и слова указать на тяжкость грехов, чтобы движением тела и негодующим голосом выразить состояние ужасающегося, удивляющегося и рыдающего. Ибо подобно тому, как, видя что-либо новое и возбуждающее удивление, мы как телом, так и духом выражаем изумление, так что всплескиваем руками и ударяем ногами о землю и голос склоняем к плачу, так теперь пророк, видя очами духа грядущие наказания, говорит о всех гнусных злодеяниях дома Израилева то, что далее следует. Духовно мы ударяем рукой, когда оставляем злые дела. Топаем ногой, когда не идем по пути грешников. Стенаем и плачем, когда бываем недовольны тем, что делается. Это выражается словом горе, вместо чего Акила перевел , , Симмах σχετλασον, что означает рыдать или стенать, LXX и Феодотион εγε, что более свойственно радующемуся, нежели рыдающему. Они падут от меча, голода и язвы. Причиною же стенания служит то, что обители гор и чтители жертвенников и идолов падут от меча, голода и язвы. Кои увлекаются различными заблуждениями и ежедневно меняют веру и влаются всяким ветром учения, те убиваются мечом и разделяются на партии, оставляя единую церковную веру. А кто не имеет духовной пищи, тот умирает от голода, не зная того, Кто сказал: Аз есмь живот ( Ин. 14:6 ). Далее, кто предан или отдельным или многим порокам, тот не может освободиться от них, подобно павшему некогда от заразительной язвы. Ueз.VI:12 . Кто вдали, тот умрет от моровой язвы, а кто близко, тот падет от меча, и оставшийся и окруженный (Вульгата: осажденный) умрет от голода, и Я совершу над ними гнев Мой. Кто избежит осады города, и переселится в пустыни, тот умрет от моровой язвы; кто будет вблизи, тот падет от меча людей; а кого окружит неприятельское войско, тот погибнет от голода и скудости: во всем этом совершится гнев Божий, чтобы оставшиеся познали, что Он есть Господь. Также, кто отступил от Церкви, тот немедленно умрет от язвы. Кто кажется себе знающим и рачительным, если не будет остерегаться, будет поражен мечом врага. Кто довольствуется простой верой, тот, хотя пребывает в Церкви подобно бессловесным животным, однако не преуспевает ни в каком добром деле, и не подражающий муравью, заготовляющему и собирающему себе пищу во время жатвы, умрет от голода, и во всем этом совершится гнев Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Ст. 11. Так говорит Господь Бог: ударь рукою твоею и топни ногою твоею и скажи: горе! за все гнусные злодеяния дома Израилева.    Пророку повелевается посредством рук и ног и слова указать на тяжкость грехов, чтобы движением тела и негодующим голосом выразить состояние ужасающегося, удивляющегося и рыдающего. Ибо подобно тому, как, видя что-либо новое и возбуждающее удивление, мы как телом, так и духом выражаем изумление, так что всплескиваем руками и ударяем ногами о землю и голос склоняем к плачу, так теперь пророк, видя очами духа грядущие наказания, говорит о всех гнусных злодеяниях дома Израилева то, что далее следует. Духовно мы ударяем рукою, когда оставляем злые дела. Топаем ногою, когда не идем по пути грешников. Стенаем и плачем, когда бываем недовольны тем, что делается. Это выражается словом горе, вместо чего Акила перевел , , Симмах σχετλασον, что означает рыдать или стенать, LXX и Феодотион εγε, что более свойственно радующемуся, нежели рыдающему.     Они падут от меча, голода и язвы.    Причиною же стенания служит то, что обители гор и чтители жертвенников и идолов падут от меча, голода и язвы. Кои увлекаются различными заблуждениями и ежедневно меняют веру и влаются всяким ветром учения, те убиваются мечом и разделяются на партии, оставляя единую церковную веру. А кто не имеет духовной пищи, тот умирает от голода, не зная того, Кто сказал: Аз есмь живот (Иоанн. 14, 6). Далее, кто предан или отдельным или многим порокам, тот не может освободиться от них, подобно павшему некогда от заразительной язвы.    Ст. 12. Кто вдали, тот умрет от моровой язвы, а кто близко, тот падет от меча, и оставшийся и окруженный (вульг. осажденный) умрет от голода, и Я совершу над ними гнев Мой.    Кто избежит осады города, и переселится в пустыни, тот умрет от моровой язвы; кто будет вблизи, тот падет от меча людей; а кого окружит неприятельское войско, тот погибнет от голода и скудости: во всем этом совершится гнев Божий, чтобы оставшиеся познали, что Он есть Господь. Также, кто отступил от Церкви, тот немедленно умрет от язвы. Кто кажется себе знающим и рачительным, если не будет остерегаться, будет поражен мечом врага. Кто довольствуется простою верою, тот хотя пребывает в Церкви подобно бессловесным животным, однако не преуспевает ни в каком добром деле, и не подражающий муравью, заготовляющему и собирающему себе пищу во время жатвы, умрет от голода, и во всем этом совершится гнев Господень.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А если затем не последуют дела жизни, то наступит великое наказание. И не сказал Иоанн: гнев ожидает его, но: " пребывает на нем " , показывая этим, что гнев никогда не отступит от него. Чтобы слов: не увидит жизни ты не относил к смерти временной, а веровал, что наказание будет бесконечное, он употребил такое выражение, которое означает непрестанное мучение. Делал же это Иоанн для того, чтобы такими словами привлечь учеников своих ко Христу. Поэтому не лично им делал увещание, а говорил вообще, чтобы тем более привлечь их. Не сказал он: если вы уверуете, или: если вы не уверуете; а употребляет общие выражения, чтобы слова его не были для них подозрительны. Но он говорит с большею строгостью, чем сам Христос. Христос сказал: " неверующий уже осужден " (Иоан. 3:17); а Иоанн: " не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем " . И это весьма справедливо, - потому что не одно и тоже говорит самому о себе и о другом. О Христе могли бы думать, что Он часто так говорит по самолюбию и тщеславию; но Иоанн был безопасен от такого подозрения. Если же впоследствии и Христос употреблял более сильное слово, то уже тогда, когда иудеи имели о Нем высокое понятие. " Когда же узнал Иисус о [дошедшем до] фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, - хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, - то оставил Иудею и пошел опять в Галилею " (Иоан. 4: 1-3).  Итак, сам Он не крестил; но это разглашали вестовщики, желая возбудить в слышащих о том ненависть к Нему. Почему же Он оставил Иудею? Не по боязни, а для того, чтобы пресечь клевету и утишить ненависть. Силен был Он и сам удержать их, если бы они восстали на Него, но не хотел этого делать часто, чтобы не оставить их в неверии о действительности Его воплощения. Если бы Он часто, при нападениях, избегал их, то это для многих могло бы быть подозрительно. Поэтому-то во многих случаях Он действовал более по человечески. Он желал, чтобы веровали как тому, что Он Бог, так равно и тому, что Он, будучи Богом, носил плоть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Бедняк, пожалуй, в свое извинение может представить себе свою бедность, а ты, будучи сильным и богатым, что представляешь себе? Потом пророк отвечает, справедливо утверждая, что это обстоятельство служит не наказанием, но врачеством и исправлением. 16. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут . Доселе они не объявились, но в конце концов обнаружатся. Теперь они будут прельщать, но потом их узнают все. Он присоединяет: введут его в заблуждение , потому что, хотя они прельщают теперь, но объявятся (как прельстители) потом. 17. Поэтому о юношах его не порадуется Господь. Что пользы быть рослым и сильным, если кто худо пользуется возрастом и силой? Например, если у кого рабы будут людьми рослыми, хорошо сложенными, крепкими и здоровыми, но преданными порокам, пьянству и разврату, шатающимися туда и сюда, то их сила никого не порадует, потому что, хотя они и крепки телом, но не имеют ума, вследствие чего происходит всякое зло. Добро само по себе не есть добро, и зло само по себе не есть зло, но по душевному настроению делающего то и другое. Конь будет смирен и надежен, если он имеет хорошее направление с начала, но он причинить много вреда, если имеет наклонность ко злу. И сирот его и вдов его не помилует; они не исправятся от наказаний и не станут добрыми. Чтобы ты не презирал такую суровость и не считал ее жестокостью, для этого, уразумей причину ее: ибо все они , говорит, лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво . Смотри, не быть милосердым здесь — признак милосердия, потому что ничто более не способствует их исправлению, как — оставление, небрежение, забвение. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта , для принесения наказаний самым делом, или для повторения угроз, как подобало Богу. Все это я (пророк) исполнил и предсказал, но не отвратится гнев Его , т.е., сказанные мною слова не могли отстранить гнева Его. 18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма . Видишь ли, какую пищу огню дал гнев Божий? Это — подобно тому, как искра, когда упадет туда, где находится много сухой травы, становится большим пожаром, а если ничего не найдет такого, что возбуждало бы его, тотчас ослабляется и погасает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010