Влияние Арндта на русскую духовность отнюдь не ограничивается св. Тихоном Задонским. В книге Штефана Райхельта «Johann Arndts „Vier Bücher von wahrem Christentum“ in Russland» (Иоганн Арндт. Четыре книги «Об истинном христианстве в России») , написанной на вашем досточтимом факультете под руководством проф. Германа Гольца, среди святых Русской Церкви, весьма почитавших Арндта, упоминаются святитель Арсений (Мацеевич) (1697–1772), а также миссионер, просветитель Алтая, преп. Макарий (Глухарёв) (1792–1847), внутренний мир которого был сформирован чтением книг Арндта . Но вхождение Иоганна Арндта в пространство русской духовной мысли шло и другим путём. Для русского масонства, которое в условиях России 2-й половины XVIII – начала XIX вв. служило прежде всего просвещению, «Vom wahren Christentum» Арндта было одной из настольных книг . Она многократно переиздавалась, следствием чего было то, что для образованного общества в России конца XVIII в. именно Арндт стал одним из основных источников, из которого люди черпали знание о духовной христианской жизни . Даже после запрета масонской деятельности переиздание переводов «Об истинном христианстве» не прекратилось; мало того, этой книгой поощрялись и награждались студенты Московской духовной академии . «Об истинном христианстве» настолько прочно вошло в русскую церковную жизнь, что в предисловии к его последнему дореволюционному (и, увы, последнему до сего дня) изданию утверждается: «О том, что настоящее сочинение является строго-православным во всех своих частях и в каждой строчке, – едва ли нужно и говорить» . Итак, вполне можно сказать, что Арндт настолько повлиял на русское православие XVIII – XIX веков, что сделался для Русской Церкви почти «своим». Но каким образом это могло произойти? Ведь в Православной Церкви очень сильна, образно выражаясь, «иммунная система»: Православие решительно отторгает от себя всё то, что выходит за рамки своей традиции, базирующейся на фундаменте веро- и нравоучения Древней Церкви. Очевидно, что в духовном опыте лютеранина Арндта оказалось нечто очень близкое православной духовности. Что же именно?

http://pravmir.ru/arndt-i-pravoslavie/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество ИОАСАФ (Медведев Иоанн (?); 1680-1765), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря, основатель брянского пустынножительства ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре КЛИМЕНТ (Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 1830-1878), иером., переводчик, писатель ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Сушкин Михаил Иванович; 1820-1889), схиархим., игум. (1875-1889) Русского великомученика Пантелеимона монастыря МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121800_4.html

Редакция журнала располагалась в квартире редактора – священника Троицкой церкви на Арбате о. В. С. Маркова. 20 Там принималась подписка на журнал, а также продавались книги, объявления, о чем печатались в конце номера. Одной из продаваемых книг была книга самого о. Владимира Маркова «О Евангелии от Матфея: Разбор и опровержение воззрений против него отрицательной критики Баура» (Москва 1873. Цена 1 р. 25 к.). Очень интересно читать объявления о пожертвованиях («В редакцию на имя редактора поступило пожертвование на японскую миссию...») в денежном выражении и весьма незначительных, и весьма крупных: «9 рублей и шерстяной платок», «Неизвестный жертвователь передал 5 % банковский билет», «два серебряных крестика», «ситцевый покров». Принимал пожертвования все тот же редактор Марков на своей квартире в Троицком храме. Среди авторов журнала духовные писатели Василий Анастасьевич Бандаков, Иосиф Трофимович Сердцев, архиепископ Мелетий. Активно сотрудничал с «Миссионером» выдающийся архивист, историк, славяновед Нил Попов (ученик и зять С. М. Соловьева ). Темы статей «Миссионера» разнообразны: проповедники Евангелия в первые века христианства; исторические сведения о распространении Евангелия в различных странах мира; современное состояние православного миссионерства; история западного миссионерства; о значении и нуждах миссионерского служения; действие православной обрядности на язычников; английские проповедники среди русского общества и другие. Большое внимание журнал уделял этнографическим сведениям из местностей деятельности миссионеров, включая Кавказ, Монголию, Якутию, Индию и многие другие. Описывались быт, нравы, особенности семейных отношений, обряды. В «Миссионере» (в 1874, 1875 и 1878 гг.) публиковались извлечения из труда архимандрита Макария «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе». Преподобный Макарий (Глухарев Михаил Яковлевич; 1792–1847) был основателем Алтайской духовной миссии выдающимся подвижником дела христианского благовестия и просвещения. «Мысли» написаны им в 1837–1838 гг. Одним из важнейших положений предлагаемой им реформы миссионерского дела являлось привлечение женщин к церковному служению. Он предполагал устроить на Алтае «женскую общину миссионерок-дьяконисс» из «единомысленных девиц и вдов». Он писал, что дьякониссы при станах Миссии могли бы помогать миссионерам в первую очередь при подготовке оглашаемых к крещению, а также исполнять в походных церквах дела чтеца, звонаря, просфорни, помогать при обучении девочек и «в содержании деревенских школ», принимать «новокрещенных сирот женского пола на воспитание», обучать их грамоте, рукоделиям. Дьякониссы, посещая больных, могли бы служить им благовестницами, внушать им «истины евангельские».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Ученики старца Паисия Величковского уже в конце его жизни, а особенно после кончины старца, перешли в Россию. Вокруг них также вскоре собрались близкие по духовному направлению ученики. Так в России образовались духовные центры старческого делания в различных обителях трех областей: северной, центральной и южной. К северным обителям относят: Соловки (иеромонах Феофан (Половцов, 1739 (?–1818)), Валаам (иеросхимонах Клеопа (Антонов, ок. 1816)), Свирский монастырь (схимонах Феодор (1756–1822)), Александро-Невскую лавру (митрополит Гавриил (Петров, 1730–1801)), архимандрит Феофан (Соколов , 1752–1832)). К центральным обителям относят: московские монастыри Новоспасский (иеромонахи Филарет (Пуляшкин, в схиме Феодор, 1758–1842) и архимандрит Александр (Подгорычани, 1758–1845)) и Симонов (архимандрит Игнатий, монахи Павел и Арсений), Введенскую пустынь Владимирской епархии (иеромонах Клеопа, после 1778), Оптину пустынь Калужской губернии, Пешношский монастырь (игумен Макарий (Брюшков 1811)), Брянский Свенский монастырь и связанных с ним рославльских пустынножителей (иеросхимонахи Афанасий Степанов, Зосима, Василиск, схимонах Афанасий Охлопков и другие), Площанскую пустынь (схимонах Афанасий (Захаров, 1825)). Южную ветвь русского старчества, ведущего свое начало от святого старца Паисия, проследим более детально. «На непосредственных учеников святого Паисия на юге России и шестим: монах Герасим, постриженник старца Паисия, по выходе и Россию живший в Софрониевой пустыни Курской губернии; в Екатеринославской епархии подвизался иеросхимонах Ливерий, скончавшийся в глубокой старости в 1824 году». Старец Ливерий, «человек святой жизни, ученик знаменитого Паисия Величковского », имел своим учеником инспектора Екатеринославской духовной семинарии ученого инока Макария (Глухарева, 1792–1847), впоследствии знаменитого начальника Алтайской миссии. Впоследствии отец Макарий Глухарев, блистательно окончивший Петербургскую духовную академию, хорошо изучивший языки: греческий, латинский, еврейский, немецкий и французский, – магистр богословия, бывший ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, профессор богословских наук, в сане архимандрита переходит в бедную, глухую Глинскую пустынь, под духовное руководство «благочестивого наставника и опытного в духовной аскетической жизни старца Филарета».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священный Синод, рассмотрев эти материалы, подтвердил мнение Комиссии о том, что есть все основания для общецерковного прославления в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, на основании всего вышеизложенного предлагается: 1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. 2. Включить имена ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 3. Прославить в лике новомучеников и исповедников 860 мучеников и исповедников, материалы о жизни, служении и мученическом подвиге которых рассматривались Синодальной Комиссией по канонизации святых и одобрены Священным Синодом. 4. Рассмотреть вопрос о канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. 5. Рассмотреть вопрос об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867).

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

С совершенным почтением и т[ак] д[алее]. К. Победоносцев 4 января 1906 г. Петербург. Письмо 38 Преосвященнейший Владыка! Усерднейше благодарю Вас за добрую обо мне память на день великого праздника Христова. Праздник застал меня в постели, так что я, к крайнему огорчению, не мог быть в церкви. Вас да хранит Господь в здравии и мире. Тяжкие дни переживаем мы ныне, русские, верные люди, дети своего отечества, и не видим спасения. Блаженны те, кто не дожил до наших дней. Да поможет Вам Бог переносить страшные тяготы духовные. Вы пишете мне о Б. Н., конечно, предполагая, что я имею какое-либо значение у предержащих властей; но вот уже почти два года, как я отстранен от всех дел и властей. Силами своими ослабел, голова не работает; никуда не двигаюсь из комнат, никого не вижу, и никто меня не посещает. Постави, Господи, законоположителя над нами, да разумеют языцы, яко человецы суть 44 . С совершенным почтением и т[ак] д[алее]. К. Победоносцев 28 декабря 1906 г. Петербург. 1 Макарий, в миру – Михаил Андреевич Невский (Парвицкий) (1835–1926) – святитель, апостол Алтая, миссионер, благотворитель, с 1884 года – епископ Бийский, с 1891 года – епископ Томский и Семипалатинский, с 1895 года – епископ Томский и Барнаульский (с 1906 г. – архиепископ), с 1908 года – архиепископ Томский и Алтайский, с 1912 по 1917 год – митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода, с 1920 года – митрополит Алтайский. В 1917 году был уволен с московской кафедры под давлением обер-прокурора Священного Синода (в составе Временного Правительства) В. Н. Львова реабилитирован Поместным Собором 1917–1918 годов. В 1920 году св. патриарх Тихон оповестил св. Макария об определении Священного Синода о пожизненном бытии Макарию митрополитом Алтайским. 3 Макарий, в миру – Михаил Яковлевич Глухарев (1792–1847) – святой, преподобный, архимандрит, миссионер (всего св. Макарий крестил 675 инородцев), знаток многих языков, переводчик Библии и многих молитв, краткой Священной истории, краткого катехизиса св. Филарета, чина исповеди, вопросов при крещении на алтайский язык, перевел весь Ветхий Завет с еврейского на русский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Святые братья обратились к славянским народам с проповедью на их собственном языке. Первыми переводами равноапостольных братьев были книги Священного Писания и некоторые богослужебные тексты. Поэтому Церковь именует Мефодия и Кирилла еще и просветителями и учителями славянских народов. И это еще одно несомненное явление Промысла Божия в истории миссионерства — во время образования сильных славянских государств возникает и церковнославянская письменность, и многие языческие славянские народы приходят к вере во Христа, как обращались ранее к ней римляне и греки. Здесь же необходимо сказать и о святителе Филарете (Дроздове; 1782–1867), митрополите Московском, благодаря подвижническим трудам которого был подготовлен и издан (хотя это произошло уже после смерти святителя) русский перевод Священного Писания, более известный как Синодальный перевод, — им мы пользуемся до сих пор. Миссия на краях земли «Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли сюда соглядать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии» — такими словами встретил иеромонаха Николая (Касаткина), будущего равноапостольного святителя Николая Японского, синтоистский жрец и самурай Такума Савабе. Сердце самурая горело ненавистью к заморскому проповеднику. Но Господь, некогда призвавший гонителя Савла на миссионерское служение и прославивший его как апостола язычников, призвал к вере, а затем и к священству гордого самурая. В Таинстве Крещения Савабе принимает имя Павел — в честь святого первоверховного апостола Павла. Так в XIX веке Православие пришло в Японию. Пример святителя Николая Японского очень ярок и непохож на другие. Но это не значит, что подвиги и труды других миссионеров не заслуживают внимания. Ведь каждый миссионер — это целая история, целая жизнь, отданная на служение Богу и людям. Здесь можно назвать и святого Стефана Пермского (ок. 1330–1396), проповедовавшего в землях коми, создавшего для них алфавит и переведшего на их язык основные церковные сочинения, и святого Германа Аляскинского (1751–1836), руководившего духовной миссией на острове Кадьяк у южного побережья Аляски, крестившего множество алеутов и других коренных народов «Русской Америки»; и преподобного архимандрита Макария (Глухарева; 1792–1847), труженика алтайской миссии, предпринявшего, кстати, первую попытку перевода Священного Писания с церковнославянского на русский язык, и многих-многих других подвижников, проповедников веры Христовой.

http://pravoslavie.ru/76018.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Персоналии миссионеров ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ИВАНОВСКИЙ Николай Иванович (1840 - 1913), действительный статский советник, почетный член и заслуженный ординарный проф. КазДА, д-р богословия, расколовед, миссионер ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОНА (Покровский Владимир Ильич; 1888-1925), св. Русской Православной Церкви за границей (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.) ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель ПЕТР (Каменский Павел Иванович; 1765-1765), архим., миссионер, начальник 10-й Русской духовной миссии в Пекине, ориенталист, гос. деятель

http://pravenc.ru/rubrics/121706_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Персоналии БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860 – после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик Иона Пантелеймонович (1879 - 1968), поэт, публицист, издатель, лидер движения «голгофских христиан» ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов ГЕОРГИЕВСКИЙ Василий Тимофеевич (1861- 1923), исследователь древнерус. и традиц. церковного искусства, архивист, многолетний служащий по духовному ведомству ЗАЙОНЧКОВСКИЙ Николай Чеславович [псевдоним Николай Нахимов] (1859 - 1920), церковный деятель, переводчик богослужебных текстов ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ (Иванцев-Платонов) Александр Михайлович (1836 (1835?) - 1894), прот., д-р богословия, историк Церкви ИСМАЙЛОВ Филипп Филиппович (1794-1863), секретарь канцелярии Святейшего Синода РПЦ, обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Грузинского Экзархата РПЦ ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии ОЛЕСНИЦКИЙ Аким (Иоаким) Алексеевич (1842 - 1907), правосл. богослов, библеист, д-р богословия, заслуженный ординарный проф. КДА, почетный член МДА, КДА, КазДА и СПбДА

http://pravenc.ru/rubrics/137063.html

2. Алексий (Макринов), иеромонах. Вклад С.-Петербургской... Духовной академии в развитие библеистики//Богословские труды: Юбилейный выпуск, посвященный 175-летию С.-Петербургской Духовной академии. М., 1986. С. 199–210. 3. Алтайская миссия в самом начале ее существования (из письма ее основателя архимандрита Макария)//Православный Благовестник. 1909. 18. С. 243–244. 4. [Башуцкий А.] Алтайская церковная миссия. СПб., 1865. 5. Аничков-Платонов И. Н. О мирном распространении Христианства в России. М., 1845. 6. Арсеньев В.С. Отец Макарий Алтайский : Из семейных преданий. Орел, 1912. 7. Арсеньев В.С. Письма к Д. Ф. Голубинскому : Автограф, 1887, 1830–1892 гг. – НИОР РГБ, ф. 76/II, п. 1, ед. хр. 54. 8. Архимандрит Макарий Глухарев: Биографический очерк//Письма архимандрита Макария, основателя Алтайской миссии/Под ред. К.В. Харламповича . Казань, 1905. С. 1–69. 9. Архимандрит Макарий Глухарев: (К сведениям о его личности и к материалам для его биографии)/Сост. священник Илия Ливанский. Орел, 1895. (То же. Труды Орловской ученой архивной комиссии. 1895. Вып. II. С. 51–100; Вып. III. С. 45–76.) 10. Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии//Томские Епархиальные Ведомости. 1897. 10. Отд. неофициальный. С. 7–16. 11. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. М., 1908. Май. С. 129–155. (То же. Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1997.) 12. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии: Краткие сведения о его жизни и деятельности. По случаю столетней годовщины со дня его рождения (8 ноября 1792 года). СПб., 1892. (То же. Ястребова. Краткие сведения о жизни и деятельности архимандрита Макария. По случаю столетней годовщины со дня его рождения (8 ноября 1792 года). Бийск, 1893.) 13. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии.=Aлmaйckie мucciяhы тозогон архимандритъ Makapiй: на рус. и алтайском яз. Томск, 1882. (То же. На рус. яз. Томск, 1882.) 14. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1888. 46. С. 1264–1267; 49. С. 1380–1387; 50. С. 1411–1416.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010