1100 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни на 12 марта 1952 г. (ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л. Юоб.; Там же, д. 37, л. 2об.) " 1101 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни на 1 января 1957 г. 1102 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Зосимы (Примакова). Далее сведения о жизни о. Зосимы приводятся в соответствии с этим списком. 1103 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Зосимы (Примакова). 1104 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района на 1 января 1957 г. 1105 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Игнатия (Щастного). 1106 Там же. 1107 Там же. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района на 1 января 1956 г. В списке монахов Глинской пустыни на 6 мая 1944 г. указано, что Игнатий (Щастный) пострижен в монашество в 1904 г. (АУПЦ). 1108 Там же. Послужной список иеромонаха Игнатия (Щастного). 1109 В послужном списке иеромонаха Игнатия (Щастного) сказано, что он рукоположен во иеромонаха в 1943 г. (АСЕУ), но в списках монахов Глинской пустыни на 6 мая 1944 г. (АУПЦ) и 6 апреля 1944 г. (ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 6) он значится еще иеродиаконом и лишь в списке на 22 февраля 1945 г. иеромонахом (АУПЦ). 1110 АСЕУ. Список монахов Глинской пустыни Шалыгинского района на 12 марта 1952 г. 1111 Там же. Список монахов Глинской пустыни Шалыгинского района на 1 января 1957 г. 1112 АУПЦ. Анкета служителя культа Хондошко С.Г. 1113 Там же. 1114 Там же. 1115 Там же. 1116 Там же. 1117 АСЕУ. Рапорт архимандрита Тавриона (Батозского) в Сумское епархиальное управление от 8 января 1958 г. 1118 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Феогена (Тарана). В АСЕУ сохранилось 3 послужных списка о. Феогена за разные периоды его жизни: иеромонаха, игумена и архимандрита Феогена. Поскольку ни один из них не объединяет всех сведений, содержащихся в других списках, использованы все эти документы. 1119 Там же. Послужной список архимандрита Феогена (Тарана). 1120 В послужном списке настоятеля и братии Глинской Рождество-Богородицко пустыни за 1910 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 81) и за 1918 г. (Там же, д. 3, л. 55.) указано, что о. Феоген поступил в Глинскую пустынь в 1902 г., а в послужном списке архимандрита Феогена от 20 октября 1959 г. (АСЕУ) — в 1903 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

1160 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 27. 1161 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Василия (Морина). 1162 Там же. 1163 Там же. 1164 Там же. В списках насельников Глинской пустыни по состоянию на 12 марта 1952 г. сказано, что о. Вонифатий поступил в обитель в 1952 г. 1165 Там же. 1166 АСЕУ. Список монахов Глинской пустыни по состоянию на 20 октября 1959 г. 1167 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 21. 1168 АСЕУ. Послужной список монаха Иоасафа (Дегтяренко). 1169 Там же. Список насельников Глинской пустыни по состоянию на 1 июля 1954 г. 1170 «Монах Иоасаф Дегтяренко строгой жизни, справедливый, трудолюбивый, смиренный и терпеливый; несет послушание хлебопека» (АСЕУ. Послужной список монаха Иоасафа (Дегтяренко)). 1171 Там же. 1172 ГАСО, ф. Р2196, оп.12, д. 53, л. 21. 1173 АСЕУ. Послужной список монаха Никандра (Шапошника). 1174 Там же. 1175 АСЕУ. Рапорт игумена Модеста (Гамова) в Сумское епархиальное управление от 16 октября 1960 г. 1176 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 21. 1177 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Иннокентия. 1178 Там же. Далее сведения о жизни о. Ионы (Шиховцова) приведены в соответствии с его послужным списком. 1179 Иван Дмитриевич был женат, но в его послужном списке не указано, когда он женился и когда овдовел. 1180 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 3 об. 1181 Там же, л.2 об. 1182 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни по состоянию на 1.1.1956 г. 1183 Там же. Послужной список иеромонаха Иннокентия (Шиховцова). 1184 Там же. 1185 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Иннокентия (Шиховцова). 1186 Там же. 1187 Там же. 1188 АСЕУ. Послужной список монаха Мелетия (Кириченко). Далее сведения о его биографии приведены в соответствии с этим списком. 1189 Там же. Списки монахов Глинской пустыни по состоянию на 15 декабря 1948 г., на 1 января 1952 г. 1190 Там же. Послужной список монаха Мелетия (Кириченко). 1191 Там же. Список насельников Глинской пустыни на 12марта 1952 г. 1192 Там же. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) в Сумское епархиальное управление от 28 декабря 1953 г. В послужном списке монаха Мелетия ошибочно год пострига указан 1954.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Сама духовная сущность молитвы – возношение ума и сердца человека к Богу – представляет возможность для постоянного упражнения в ней. Молиться можно всегда и везде: в пути, в часы работы и отдыха, во время бесед и принятия пищи, в уединении и многолюдстве, стоя, сидя, лежа. Чтоб приобрести постоянную молитвенную настроенность, о. Герасим советовал как можно чаще повторять в уме краткие молитвы: «Господи, помилуй», «Господи, помоги», «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Но при этом не надеяться на свои усилия, а у Господа просить ниспослать дар молитвы. Старец и сам просил Господа о правильном молитвенном устроении своих духовных чад. Старец Герасим прозревал помыслы приходящих к нему. Он вел строго подвижническую жизнь и, как Глинский подвижник Досифей благоговейный, никогда не убирал своей келлии. Около 60 лет подвизался о. Герасим в Глинской пустыни и достиг высоких степеней нравственного совершенства. Время его кончины неизвестно. В послужном списке о. Герасима за 1918 год сказано, что он по старости лет послушание уже не проходил 1404 . В те годы старчествовал и сам игумен Нектарий 1405 . Старчество и строгость устава привлекали иночествующих и умножали число братии Глинской пустыни. В 1912 г. в обители было 484 человека, в 1916 г. – 435. Сокращение числа братии в 1916 г. (а особенно в 1915 г.) до 379 человек было вызвано тем, что многих послушников взяли в действующую армию 1406 . Глинская пустынь всегда была известна своей благотворительностью. В описываемый период ее благотворительность проявлялась в самых разнообразных формах. По сравнению с другими монастырями Глинская пустынь значительно больше помогала бедным, простым людям. Помимо сборов (в помощь бедным, на приюты и т. д.), отчисляемых из монастырских сумм по распоряжению епархиального начальства 1407 , Глинская пустынь по-прежнему содержала странноприимницу, где принимала приходящих в пустынь богомольцев и странников. Обычно за год бывало не менее 60 тыс. бедных богомольцев. В 1914 году было отпущено более 60 тыс. бесплатных обедов на общую сумму 8000 руб. 1408 , в 1915 году – 100 тыс. на сумму свыше 9000 руб. 1409 , а в 1916 году – один миллион обедов на сумму более 10 000 руб. 1410 . (При этом в 1913 году было роздано более 5000 пудов печеного хлеба, не считая рыбы, крупы, масла и овощей 1411 , а в 1915–1916 гг. – более 6000 пудов хлеба ежегодно.) 1412 . Кроме того, пустынь помогала бедным вдовам, сиротам и погорельцам из окрестных деревень дровами, лесом, мукой и прочим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Патриотическое служение земному Отечеству. Глинская пустынь прославилась и своей патриотической деятельностью. В периоды войн многие послушники по благословению настоятеля уходили на фронт защищать Отечество. Во время Первой мировой войны более половины послушников было отправлено в действующую армию. Многие Глинские иноки известны как флотские или полковые священники. Во время войн Глинские иноки неоднократно высылали воинам фронта продукты, одежду, обувь, белье. В здании монастырской больницы был оборудован лазарет для больных и раненых воинов. Кроме того, при обители устроили санаторий для воинов, нуждающихся после лечения в отдыхе, а также приют для детей тех, кто погиб на фронте. Для увечных воинов были оборудованы столярная, сапожная и швейные мастерские. Обитель принимала беженцев, бесплатно кормила их, одевала, обувала, помогала строить быт, окормляла духовно. Так, Глинская пустынь на протяжении веков жила со своим народом одной жизнью и всегда откликалась на несчастья, поражавшие нашу страну, являясь и в мирные, и в скорбные для России времена великой духовной поддержкой и опорой для народа. Обитель пользовалась большой популярностью не только в нашей стране, но и за ее пределами. С.В. Булгаков писал: «Глинская пустынь пользуется большой известностью. Сюда стекается масса богомольцев». 17 Однако в 1922 году пустынь была закрыта. Духовная лечебница. Вновь обитель возродилась в 1942 году и до закрытия, в 1961 году, была могучим центром духовного просвещения и возрождения старчества. Множество людей со всех концов Советского Союза приезжали сюда, иногда более 700 человек в день. Глинская пустынь была тем домом милосердия, где каждый встречал теплый прием, искреннюю любовь, получал необходимую помощь. Поистине это была духовная лечебница. Духовное окормление и нравственная поддержка народа были тогда одним из главных подвигов Глинских старцев. Святость жизни иноков, чистота их душ, чудеса, ими совершаемые, оказали огромное плодотворное влияние на духовное воспитание народа. Люди стремились в обитель со своим горем, скорбями, болезнями.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Заботясь о духовном просвещении народа, Глинская пустынь издавала духовно-нравственную литературу. Эта деятельность активизировалась в конце XIX – начале XX века, когда особенно важно было оградить народ от влияния распространявшихся сект, от различных лжеучений. Обитель издавала «Глинские листки» и «Глинские Богородицкие книжки», содержание которых было построено на материале творений святых отцов: святителя Тихона Задонского , преподобного Ефрема Сирина , преподобного аввы Дорофея и др. Эти издания пользовались большой популярностью. Их нравственное воздействие было велико. В популярном издании конца XIX – начала XX века «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» сказано: «Глинская пустынь ведет большую издательскую деятельность для народа». 16 Все глинские издания раздавались народу бесплатно. Глинская пустынь стала инициатором борьбы с сектантством в Курской епархии. В целях укрепления устоев Православия в Глинской пустыни создается миссионерский кружок. Был разработан устав кружка, выделено особое помещение для его занятий, организована большая миссионерская библиотека. В обязанность членов кружка входило ежедневное чтение поучений в храмах, беседы с народом, подготовка к изданию антисектантской литературы, которая затем раздавалась людям. Члены кружка, ежегодно развивая свою деятельность, сделали проповедование слова Божия постоянным и планомерным. По образу Глинского – в других русских монастырях также были организованы проповеднические кружки. Но Глинский кружок в XIX – начале XX века был самым многочисленным, а деятельность его, по отзывам архиереев, наиболее плодотворной. Забота о детских душах. Большое внимание уделяли Глинские иноки работе с детьми. Издавались «Глинские Богородицкие книжки» для детей, они были неотъемлемой частью фондов школьных библиотек. Дети охотно читали и перечитывали их. Глинская пустынь часто принимала паломнические группы из учащихся земских, церковноприходских школ. Дети очень любили посещать обитель. По отзывам их учителей, эти посещения «оставляли неизгладимое впечатление в сердцах учащихся, облагораживали их души, обогащали святыми воспоминаниями их детство». В обители им дарили духовные книги, иконы, картины религиозного содержания. Настоятель присылал им в гостиницу большой спектроскоп с передвигающимися картинками, изображающими святые места Палестины, что было очень интересно детям.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Всем служилым людям королевским было сделано такое же предложение; многие из них остались в службе московской и получили по два рубля денег да по сукну; которые не захотели служить, и те получили по рублю денег и отпущены к королю. Смольнянам дано было также на волю: кто из них хотел ехать жить в Москву, тому давали денег на подъем; кто хотел остаться по-прежнему в Смоленске, тот удерживал свои вотчины и поместья. Устроившись таким образом в Смоленске, великий князь выступил в обратный поход, к Дорогобужу, пославши воевод своих к Мстиславлю: здешний князь, Михаил Ижеславский, присягнул государю московскому, то же сделали жители Кричева и Дубровны. Для оберегания Смоленска на случай прихода Сигизмундова отправился к Орше князь Михаил Глинский; к Борисову, Минску и Друцку двинулись воеводы: двое братьев князей Булгаковых-Патрикеевых, Михаил Голица и Димитрий Ивановичи, да конюший Иван Андреевич Челяднин. Но король выступил уже к ним навстречу из Минска к Борисову: он надеялся на успех своего дела, и эту надежду вселял в него Михаил Глинский. Иностранные известия приписывают Глинскому большое участие во взятии Смоленска; говорят, что он завел сношения с смольнянами, привлек многих из них на свою сторону, и эти-то люди заставили большинство жителей сдаться, не дожидаясь прихода королевского, в котором обнадеживал их воевода Сологуб. По известиям о взятии Смоленска, полученным в Ливонии, Глинский будто бы сказал великому князю: " Нынче я дарю тебе Смоленск, которого ты так долго желал; чем ты меня отдаришь? " Великий князь отвечал: " Я дарю тебе княжество в Литве " . Это известие противоречит известию Герберштейна, будто Василий в Москве обещал Глинскому отдать ему Смоленск. Как бы то ни было, видно одно, что Глинский, хотя и не имел обещания великого князя относительно Смоленска, тем не менее надеялся, что ему отдадут этот город, считая себя главным виновником его взятия и вообще успеха войны, ибо по его старанию были вызваны из-за границы искусные ратные люди; очень вероятно, что знаменитый пушкарь Стефан был из их числа; вероятно также, что Глинский имел сношения с смольнянами, действовал на их решимость к сдаче, если мог иметь сношения с жителями Кракова, как мы видели. Но если Глинский при своем страстном желании получить независимое положение, особое княжество, думал, что имеет право надеяться Смоленского княжества, то со стороны Василия было бы большою неосторожностию выпустить из рук этот давно желанный, драгоценный Смоленск, ключ к Днепровской области, отдать его Глинскому хотя бы и с сохранением права верховного господства) отдать его Глинскому, которого характер, способность к обширным замыслам, энергия при их выполнении не могли дать московскому государю достаточного ручательства в сохранении этого важного приобретения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В главе V (современность проповедей м. Филарета) автор старательно использовал богатый материал, заключающийся в исследовании проф. Корсунского („Святитель —245— Филарет, м. Московский “), но напрасно не отнёсся к нему критически и не попытался проверить главные суждения собственным изучением лежащих в их основании источников. В VI главе, при характеристике „внутренних и внешних особенностей проповедей м. Филарета“, от автора требовалось более широкое знакомство с гомилетической теорией, чем то, которым он обладает; автор недостаточно удовлетворительно различает основные гомилетические понятия. Заключение, в котором автор пытается указать место м. Филарета в истории русской проповеди, – самая слабая часть сочинения г. Глинского. Не имея возможности уделить время на сколько-нибудь основательное знакомство с историей русской проповеди, автор ограничивается изложением суждения проф. Корсунского (м. Макарий, как проповедник), не затрагивая, например, даже такого существенного вопроса, как отношение проповеднического творчества Филарета к таковому же м. Платона; некоторые суждения автора (например, о современности проповедей Иннокентия, архиеп. Херсонского) решительно неправильны. Все указанные недостатки не препятствуют, однако, сочинению г. Глинского быть совершенно удовлетворительной кандидатской работой: автор потрудился добросовестно и обнаружил достаточный навык к серьёзной научной работе». б) Ординарного профессора С.И. Соболевского: «Работа Глинского распадается на несколько глав, характеризующих проповеди Филарета с разных точек зрения. Глава I содержит биографию святителя, в которой автор обращает особенное внимание на выяснение причин, способствовавших развитию в нём проповеднических способностей. В кратком заключении автор старается определить место и значение Филарета в истории проповеди, для чего он сравнивает его с Иннокентием, архиепископом Херсонским, как представителей двух школ проповедничества – московской и киевской. Работа Глинского написана толково, так что даёт ясное представление о проповедях знаменитого иерарха. Литера-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Настоятель Парфений заботился о должном благочинии церковного богослужения, чтения и пения. Устраивающееся общежитие в Глинской пустыни привлекало как подвижников, искавших духовно опытных наставников, так и богомольцев. Но увеличение числа братии было невозможно из-за ограничения, установленного штатами. В то же время отсутствие достаточного количества пахотной земли и леса не позволяло благоустроить обитель. Во время Отечественной войны 1812 года положение обители еще более ухудшилось. К сожалению, в литературных и архивных источниках содержится совсем мало сведений о жизни обители в тот период. Известно лишь, что в 1812 году Глинская пустынь пожертвовала 125 рублей на вещи для войск 423 . Но, безусловно, иноки обители вместе со всем русским народом принимали самое деятельное участие в патриотическом движении. Ведь в годы тяжелых испытаний с особой силой возгорается дух веры в сердце православного человека. Вера влечет его на жертвенный подвиг во имя Христовой заповеди: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» ( Ин. 15, 13 ). Если в сердце христианина горит огонь истинной любви, завещанной Христом, это сердце не требует указаний, в чем проявить свою любовь: оно само и голодного накормит, и плачущего утешит. То же можно сказать и о священном чувстве любви к Родине: если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству. Так и Глинские иноки своими трудами на оборону Родины, денежными пожертвованиями, неусыпными молитвами к Богу о скорейшем даровании победы, духовной поддержкой тем, кому война уже принесла скорби и испытания, служили своей Отчизне. Глинские пастыри непрестанно воодушевляли своих прихожан, ободряли и утверждали их в великую пору 1812 года. После окончания войны в Глинской пустыни было всего около десяти насельников; келлии, которых оставалось мало, совсем обветшали 424 . Но несмотря на это, при о. Парфении Глинская пустынь выделяла средства на помощь Казани, опустошенной пожаром, и помогала воспитанию бедных сирот духовного звания 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Глинский писал в Москву, что для его дела и для дела теперь великокняжеского самое благоприятное время, потому что в Литве войска не в сборе, а от других стран помощи нет; Василий отвечал, что немедленно шлет в Литву своих воевод и чтоб Глинский тоже не медлил. Глинский начал свое дело. С семьюстами конных ратников он переправился через Неман, явился в Гродно, подле которого жил тогда Заберезский, и ночью велел окружить двор последнего; два иностранца, находившиеся в службе Глинского, взялись быть орудиями кровавой мести своего господина: один – какой-то немец Шлейниц – ворвался в спальню к Заберезскому, другой – турок – отсек ему голову, которую на сабле поднесли Глинскому; тот велел ее нести перед собою на древке четыре мили и потом утопить в озере. Покончивши с главным врагом, Глинский разослал конницу свою искать и бить других враждебных ему панов литовских, а сам, набирая все более и более войска, удалился в Новгород. Тогда Сигизмунд заговорил другим языком с Москвою. Он вторично прислал сюда за миром, предлагая в посредники Менгли-Гирея крымского, и в то же время пытался возбудить против Василия брата его, дмитровского князя Юрия Ивановича: литовские послы явились к последнему с просьбою, чтоб принял на себя ходатайство о мире между Москвою и Литвою; но за этою просьбою следовали тайные речи. «Узнали мы о тебе, брате нашем, – велел сказать ему Сигизмунд, – что милостью божиею в делах своих мудро поступаешь, великим разумом их ведешь, как и прилично тебе, великого государя сыну; не малые слухи до нас дошли, что многие князья и бояре, покинувши брата твоего, великого князя Василия Ивановича, к тебе пристали, и всякие добрые слухи о тебе слышим, что нам очень приятно. Мы хотели с братом твоим, великим князем Василием Ивановичем, быть в мире и союзе на всякого недруга; но он, обрадовавшись отчинным нашим пограничным городам и волостям, землям и водам, с нами житья не захотел. Так мы, брат милый, помня житье предков наших, их братство верное и нелестное, хотим с тобою быть в любви и в крестном целованьи, приятелю твоему быть приятелем, а неприятелю – неприятелем и во всяком твоем деле хотим быть готовы тебе на помощь, готовы для тебя, брата нашего, сами своею головою на коня сесть со всеми землями и со всеми людьми нашими, хотим стараться о твоем деле, все равно как и о своем собственном. И если будет твоя добрая воля, захочешь быть с нами в братстве и приязни, то немедленно пришли к нам человека доброго, сына боярского: мы перед ним дадим клятву, что будем тебе верным братом и сердечным приятелем до конца жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Игумен Филарет с глубоким уважением и почтением относился к старцу Феодоту, и приписывал великую силу его молитвенным ходатайствам перед Богом о своей обители, отмечая, что молитва старца привлекает благоволение Божие. Некоторые из братии Глинской пустыни сподобились видеть чудесные состояния старца Феодота на молитве – одни видели его приподнятым от земли, другие видели его освещенным неземным светом 305 . Братия Глинской пустыни относилась к старцу Феодоту с большим доверием и искренним уважением и любовью, пользуясь его духовными утешениями. Многим из братии старец Феодот предсказывая будущее. Упокоился старец Феодот 16 июля 1859 г. В час кончины старца Феодота пономарь монах Досифей удостоился слышать чудное неземное сладкопение, которое переполняло его сердце чувствами удивления и радости 306 . Иеросхимонах Макарий (в миру Матвей Терентьевич Шаров) в возрасте 26 лет в 1882 г. поступил в Глинскую пустынь под духовное окормление игумена Филарета. В 1833 г. о. Филарет постриг Матвея в монашество с именем Макарий, за благочестивую жизнь Макарий был возведен в 1837 г. в сан иеродиакона, а в 1939 г. – в сан иеромонаха 307 . О. Макарий, усвоив себе смирение как матерь дарований, поставил его во главе прочих добродетелей. А оружием умного делания о. Макарий непрестанно заграждал вход в свое сердце страстям. Своей добродетельной жизнью и духовными дарованиями о. Макарий привлекал мирских посетителей, которых исправлял, давал жизненные советы и наставления. Приходили к нему и многие из братии Глинской обители. В 1863 г. о. Макарий пожелал принять на себя великий ангельский образ и удостоился святой схимы, усугубив и без того великие свои подвиги, пребывая в непрестанной молитве в своей уединенной келье. Старец Макарий отошел ко Господу 21 февраля 1864 г. на 63-м году от рождения 308 . Монах Мартирий (в миру Матфей Кириченко) поступил в число братии Глинской пустыни под духовное руководство игумена Филарета на 31-м году от рождения в 1831 г., в 1840 г. был пострижен настоятелем в монашество с именем Мартирий 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010