В. В. скончался во Владимире, траурную процессию в Ярославль провожали вел. кн. св. Александр Ярославич Невский , братья Васильковичи - князья Борис Ростовский и Глеб Белозерский и их мать - кнг. Мария, дочь убитого монголами в Орде в 1246 г. вел. кн. св. Михаила Всеволодовича Черниговского. 8 февр. 1250 г. В. В. был похоронен в Ярославле, в соборе Успения Пресв. Богородицы, отпевание совершил Ростовский еп. св. Кирилл. Там же ок. 1257 г. был похоронен брат В. В. св. кн. Константин Всеволодович. Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) От брака с кнг. Ксенией у В. В. было 2 детей - кн. Василий, умерший, вероятно, малолетним, а также дочь Мария (в Крещении Феодосия), в нач. 60-х гг. XIII в. выданная замуж за св. Феодора Ростиславича Чёрного , вел. кн. Смоленского и Ярославского. В 1501 г. произошло обретение мощей В. В. и Константина Всеволодовича. После пожара, в к-ром сгорел Ярославский кремль и Успенский собор, под полом собора были обнаружены нетленные останки князей (имена были установлены по позднейшим надгробным плитам). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. вел. кн. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам В. В. и Константина Всеволодовича, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе, между столпами в правой стороне, под древними родовыми иконами членов Ярославского княжеского дома. (Местное предание связывает со св. князьями-братьями 3 иконы, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя, Ярославская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца. Икона Вседержителя (ЯХМ) датируется нач. XIII в. и может считаться семейной реликвией ярославских князей; Ярославская икона Божией Матери (ЯХМ) - XVI в., список с древней, не дошедшей до нас иконы; образ Николая Чудотворца не сохр.) По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 8 июня в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237. Л. 203 об., 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя В. В. и Константина Всеволодовича в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) освятил этот придел во имя св. князей-братьев после перестройки.

http://pravenc.ru/text/150795.html

От брака с неизвестной Д. С. имел по крайней мере 1 сына - Ярослава, ставшего юрьевским князем (летописцы упоминают внука Д. С.- «князя Ивана Ярославичя Юрьевскаго», зимой 1339/40 г. участвовавшего в походе князей Сев.-Вост. Руси с ордынцами на Смоленск ( Приселков. С. 363)). Под 1269 г. в летописях и во вкладной книге юрьева во имя арх. Михаила муж. мон-ря описывается постриг Д. С. перед кончиной «в чернцы и в схиму от епископа Ростовского Игнатия», а также чудо, совершившееся после пострига (онемевший в связи с болезнью Д. С. заговорил). Помимо свт. Игнатия при кончине Д. С. присутствовали белозерский кн. св. Глеб Васильевич и мать последнего кнг. Мария Михайловна. Д. С. был похоронен «в Юрьеве манастыре святого Михаила» (Там же. С. 329-330). Почитание Монашеский постриг и кончина кн. Димитрия Святославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 53) Монашеский постриг и кончина кн. Димитрия Святославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 53) Местное почитание юрьевских князей, в т. ч. Д. С., началось не позднее XVII в. Это подтверждается документами Суздальской духовной консистории: делом 1722 г. «О некоторых образах и священных реликвиях, найденных в церквах Суздальской епархии», возникшим по доношению епархиального инквизитора иером. Лаврентия Юрьевчанина. Последний сообщал, что в Троицком приделе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском («при алтаре по левую сторону») имеются 2 почитаемые гробницы, мощи в которых «нынешний Варлаам, епископ Суздальский и Юрьевский, не осматривал». Одна из них почиталась как гробница Д. С., его мощи покоились «в земле в гробе», гроб был «закладен каменьем, а на верху каменья положена пелена. И к тем-де гробам в торговые и прочие дни приходят многие христиане и приносят мед, и по просьбе-де их попы отпевают над теми гробами панихиды» (цит. по: Малицкий. С. 22). В 1809 г. усыпальница была расширена к востоку и переделана в Троицкий теплый собор, в 1817 г. к нему пристроили Крестовоздвиженский придел. В нач. XX в. прот. Георгиевского собора А. Знаменский писал о почитании юрьевских князей: «Свое усердие к ним и почитание вся юрьевская округа выражает постоянным совершением пред их честными гробницами панихид и кратких литий». В ризнице Георгиевского собора хранилась рукопись XVII в., озаглавленная «Месяца февруария в 3 день. Сказание вкратце о житии и пребывании святого благоверного князя Святослава, нареченного в крещении Гавриила, Всеволодовича и сына его Димитрия, иже во граде Юрьеве-Польском» (см.: Малицкий. С. 26).

http://pravenc.ru/text/178227.html

В летописном некрологе о Г. В. сказано, что он был богобоязненным, смиренным и щедрым, выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: «Многи христианы, обидимыа от них (татар.- А. Л.), избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая» (ПСРЛ. Т. 18. С. 76). Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского мон-ря, в кон. XVI в. в обители выставлялся «корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском» в день его именин - 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 г., Г. В. почитался в городе ( Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 87). В XIX в. на память святых Бориса и Глеба по Г. В. совершалась панихида в Васильевской часовне. О Г. В. писали агиографы на рубеже XIX и XX вв.: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля (Св. Русь. С. 158-159), архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание Г. В. под 13 дек. (день кончины) и отнес к местночтимым святым (Месяцеслов. 1895. Вып. 4: Декабрь. С. 113-115, 227), архиеп. Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников (Месяцеслов. Т. 3. С. 555). В 1964 г., при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, Г. В. был включен в состав Собора (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 36). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 466, 469, 472-477; Вып. 2. Стб. 520-521, 523-525; Т. 4. Ч. 1. С. 219, 221, 232, 234, 243, 631-632; Ч. 2. С. 211, 213, 222, 224, 231; Т. 6. Вып. 1. С. 295, 298; Т. 7. С. 143, 159, 161, 163, 168, 173-174; Т. 10. С. 104, 113, 129, 137-139, 141-143, 147, 150, 152-158; Т. 15. С. 33-34 (1-я паг.), 373, 395, 400, 403, 404 (2-я паг.); Т. 18. С. 58, 60, 69-77; Т. 20. Ч. 1. С. 158, 163-165, 168-169; Т. 21. Ч. 1. С. 263, 266, 308; Т. 23. С. 76, 83, 85, 90-91; Т. 24. С. 93, 101-102; Т. 25. С. 129, 141, 143, 144, 148, 152; Т. 26. С. 74-75, 94; Т. 27. С. 52; Т. 28. С. 53, 57-58, 61, 211, 216-217, 220; Т. 30. С. 87, 90-93, 95-96; Т. 33. С. 67, 71-72, 74-75; Т. 34. С. 87, 97, 99-100; Т. 37. С. 30, 70; Т. 42. С. 114, 118, 120; «Никифора, патриарха Цесаряграда, летописець въскоре»//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 239; Летописец русский//Мат-лы по истории СССР. М., 1955. Т. 2. С. 293-296; Макаров Н. А. , Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 201-202 [«Указ о кормах праздничных и задушных»], 204-205 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре]; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Святые подвижники и обители Рус. Севера/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 10-11 [Летописн. изв. за 6808 г.], 33-34 [Сказание о Спасо-Каменном мон-ре]; он же. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о г. Белозерске//Там же. С. 317-320 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре].

http://pravenc.ru/text/165103.html

Когда сыновья Васильковы возмужали, то старший, Борис, остался княжить в Ростове, а младший, Глеб, получил удел Белозерский. Это разделение Ростовской области последовало в 1251 году 33 ; впрочем, братья часто съезжались к матери, и мы видим, что в 1259 г., когда Великий Князь Александр Невский праздновал Пасху (13 Апр.) в Ростове, там угощала его Княгиня Мария с обоими сыновьями 34 . Князь Борис в 1248 году женился на дочери Князя Ярослава Муромского и имел трех сыновей: Димитрия, Константина и Василия. Он княжил в Ростове около 40 лет и скончался в Орде 16 Сентября, 1278 года. Тело его привезено в Ростов и погребено под Собором 35 . По праву старшего в роде, Князь Глеб наследовал брату, передав свой Белозерский удел сыну своему, Михаилу, женатому на дочери Св. Феодора Черного, Князя Ярославского. Современные летописцы хвалят Глеба за доброту души, великодушие и благотворительность 36 . Супругою его была Татарка, вероятно родственница Ханская, названная в крещении Феодорою, на которой он женился в Орде в 1257 году. 37 Она скончалась при жизни его 20 Декабря, 1274 года, и погребена в Ростове под Соборною церковью 38 . В Белозерском уделе Глеб оставил по себе память: Спасокаменный монастырь на Кубенском озере, основанный им в память избавления от бури около 1260 года 39 . В Ростове Глеб княжил несколько месяцев и мирно преставился 13 Декабря, 1278 года. Епископ Игнатий, при всеобщем плаче народа, погреб тело его под Собором 40 рядом с гробницами супруги его и брата; но спустя 9 недель изринул тело его из могилы и повелел погребсти его в Спасском монастыре, основанном его матерью. Причина сего поступка осталась неизвестною, но Митрополит Кирилл обличил неблаговременную ревность Пастыря: «плачися чадо, – писал он к Игнатию, – и покайся до своея смерти, в дерзости сей неподобной и безстудной. Осудил бо еси и прежде суда Божия уже скончавшася, а жива суща стыдяся и дары от него приемля, с ним и водворяяся, и веселяся, и егда б мощно исправити, и не исправляше. Да ныне ли хощеши исправити, тако жестоко запрещая и отлучая? Аще ли хощеши помощь сотворити ему, сотвори ему милостынями нищим и молитвами и молением священным и Божественных служб приношением» 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

С. 2). Сохранились 4 серебряных гравированных клейма с изображением сюжетов жития А. П. от раки святого, кон. XVIII в. (ПЗИХМЗ), в частности «Шествие из града Смоленска в град Переславль-Залесский», «Обретение мощей». На основе иконографии XVII-XVIII вв. иконописцами кон. XX в. создана икона А. П. для местного ряда иконостаса Благовещенской ц. Никольского мон-ря. Лит: Сергиевский Ф. , свящ. Сказание о жизни, подвигах и обретении мощей св. Андрея, блгв. кн. Смоленского, Переславского чудотворца. М., 1890; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 80-81; Т. 2. С. 50-51. Т. Л. Попова Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/115302.html

Л. 158. Устав церковной службы по месяцеслову. В месяцеслове не опускается ни одного числа, хотя некоторые числа и показывают только имена святых, а устава службы не содержат. Из Русских святых здесь упоминаются очень многие. В Сентябре: 7. успение Иоанна Новгородского, 19. благоверный князь Феодор и чада его: Давид и Константин Ярославские, 20. Великий князь Михаил и боярин его Феодор, 27. Савватий Соловецкий, 30. Григорий Пелшемский. В Октябре: 1. Покров, 4. Гурий и Варсонофий Казанские, 5. Московские чудотворцы: Пётр, Алексий и Иона, 19. Иоанн Рыльский, 21. Иларион еписк. Меглинский, 23. Иаков Боровицкий, 28. Арсений Сербский, 29. Аврамий Ростовский. В Ноябре: 5. Иона Новгородский. 6. Варлаам Хутынский, 17. преп. Никон, ученик пр. Сергия, 22. убиение благовер. князя Михаила Тверского, 23. бл. князь Александр Невский, 26. освящение церкви великомуч. Георгия в Киеве, 27. знамение от иконы пр. Богородицы в Великом Новгороде, 28. Иаков Ростовский. В Декабре: 3. Савва Сторожевский, 5. Гурий Казанский, 15. Стефан Сурожский, 21. Пётр, митр. Московский. В Январе: 11. Михаил Клопский, 29. Никита Новгородский. В Феврале: 11. Димитрий Прилуцкий и бл. князь Всеволод, 12. Алексий митр. Московский, 14. Кирилл, учитель Словенского языка. В Марте: 2. Арсений Тверской, 17. Макарий Колязинский, 30. Иона митр. Московский. В Апреле: 1. Евфимий Суздальский, 17. Зосима Соловецкий, 26. Стефан Пермский. В Мае: 1. Пафнутий Боровский, 2. пренесение мощей св. Бориса и Глеба, 3. Феодосий Печерский , 7. Антоний Печерский, 9. пренесение мощей чудотворца Николая, 14. Исидор Ростовский, 15. Исаия Ростовский, 16. Ефрем Новгородский, 20. обретение мощей Алексия митрополита, 21. бл. князь Константин и чада его: Михаил и Феодор Муромские, и убиение царевича Димитрия, 22. Никита Переславский, 23. Леонтий Ростовский, 24. Никита столпник, Перселавский чудотворец, 26. Макарий Колязинский, 27. пренесение мощей Киприана и Фотия митр. Московских, 28. Игнатий Ростовский. В Июне: 2. Иоанн новый Белгородский, 3. пренесение мощей царевича Димитрия Углицкого, 9. Кирилл Белозерский, 23. сретение иконы Владимир. Богородицы, 25. Муромские чудотворцы: князь Пётр и княгиня Феврония, 29. Пётр, царевич Ростовский. В Июле: 8. Знамение от образа Благовещения пр. Богородицы в Устюге, память Прокопия Устюжского и явление иконы пресв. Богородицы в Казани. 10. (особо приписано) положение ризы Господней, 15. успение бл. князя Владимира, 24. Борис и Глеб, 27. Никола Кочанов Новгородский. В Августе: 2. Василий юродивый Московский, 30. Александр Свирский .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Описавши борьбу между сыновьями Невского, обратимся к событиям, происходившим в других княжествах. В Ростове по смерти князя Бориса Васильковича (1277 г.) взял опять перевес смолоду, говорит старый обычай: здесь стал княжить брат покойного, Глеб Василькович белозерский. Но Глеб умер в следующем же 1278 году: он смолоду, говорит летописец, служил татарам и много христиан избавил от них из плена; ему наследовал в Ростове племянник от старшего брата, Димитрий Борисович, на Беле-озере остался княжить сын покойного Глеба, Михаил. Димитрий Борисович, по обычаю времени, захотел усилиться на счет этого младшего двоюродного брата и отнял у него волости с грехом и неправдою, по выражению летописца; от двоюродного брата Димитрий скоро (1271 г.) перешел к родному, Константину Борисовичу, княжившему с ним вместе в Ростове; была между ними крамола и вражда великая, говорит летописец; быть может, эта вражда произошла вследствие смерти углицкого князя Романа Владимировича (1269 г.), не оставившего наследников. Напрасно старался примирить их владыка Игнатий: Константин должен был выехать из Ростова, а Димитрий стал собирать войско и укреплять город, боясь нападения от брата. Тогда владыка Игнатий отправился к великому князю Димитрию Александровичу и упросил его приехать в Ростов; тот приехал и помирил братьев. В 1287 году братья разделились: старший, Димитрий, остался в Ростове, младший, Константин, сел в Угличе. В 1294 году умер князь Димитрий Борисович ростовский; место его занял брат Константин Борисович, оставив в Угличе сына своего Александра. Из других князей племени Всеволода III упоминается под 1281 годом внук его князь Михаил Иванович стародубский, дядя сыновьям Невского, но не могший быть старшим ни по праву, потому что не был отчинником, ни по силе. Под 1278 годом упоминается внук Ярослава Всеволодовича, Давид Константинович, князь галицкий и дмитровский, он умер в 1290 году. Из князей суздальских, сыновей Андрея Ярославича, Юрий Андреевич умер в 1279 году, и его место занял брат его Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

БОГОЯВЛЕНСКАЯ-БЕЛАВИНСКАЯ пуст. муж. на юго-восточной стороне Кубенского озера, на острове, который называется издревле Каменным, от берега озера в 7, и от губернского города Вологды в 47 верстах, на том самом месте где прежде был знаменитый Спасокаменный монастырь. Обитель Белавинская, находившаяся дотоле на острове Белавинского озера, в 50 верстах от уездного города Кадникова, основана около 1260 года князем Глебом Васильковичем Белозерским, сыном св. Василько Ростовского; в 1630 году была она возобновлена; а на нынешнее место переведена в 1801 году, по указу императора Павла I. – Здесь, на Каменном острове, существовал более 500 лет Спасокаменный мужской монастырь, основанный в одно время с Белавинской пустыней и тем же князем Глебом Васильковичем, в память избавления его от потопления во время бури на Кубенском озере. Князь Глеб, пристав к берегу, нашел тут 23 отшельника, укрывавшихся на уединенном острове и имевших у себя только часовню. По учреждении обители, князь построил две деревянные церкви: Преображения Господня и Успения Богородицы, в которой несколько лет почивали открыто мощи св. князя Андрея Вологодского, спасавшегося в этой обители. В 1472 году сентября 3, монастырь и церкви сгорели, и 1477 остатки мощей св. Андрея, вложены старцем Мартинианом в ковчег. Вскоре после этого пожара Успенская церковь вновь построена деревянная ж, а в 1481 и Преображенская сооружена каменная, уцелевшая и до ныне, в которую 10 июня 1650, по благословению Маркелла, Архиепископа Вологодского и Великопечерского, первым архимандритом Спасокаменной обители, Маркеллом же, перенесены св. мощи и положены в раке, против левого клироса. 24 июля, 1773 года монастырь сожжен вторично одним безумным, тут содержавшимся; но мощи Кн. Андрея с немногим монастырским имуществом спасены от пламени. После сего бедственного случая, Спасокаменный монастырь упразднен и по указу Святейшего Синода, в 1775 году, мощи и прочие уцелевшие утвари отсюда перенесены и братия переведены в Вологодский Духов монастырь, который и велено именовать Спасокаменным; а на остров Кубенского озера в погоревшие здания, бывшие 28 лет в запустении, переведена, как выше сказано, в 1801 году Богоявленская Беловинская пустынь, в которой ныне находится две церкви: 1) Преображения Господня, существующая с 1481 года, с приделом Богоявления, устроенным в 1801 году, и 2) Успения Богородицы, построенная, вместо древней деревянной, в 1543 году; при ней также в 1801 году сделан придел во имя Василия Блаженного. Обе эти церкви, по переведении сюда Белавинской пустыни, возобновлены и вновь украшены. В Преображенском соборе погребены тела местно-чтимых иноков Спасокаменной обители: Игумена Кассиана и Петра; а под церковью, в палатке, Блаженного Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1-й половине XV в. основаны в Белозерском крае еще два монастыря: Вожеезерский Спасский на острову озера Воже, в ста верстах от Кириллова учеником преподобного Кирилла Белоезерского Мартинианом, который удалился на этот остров по смерти своего наставника, и Череповский Воскресенский — двумя иноками, Феодосием и Афанасием, пришедшими, вероятно, из Сергиевой лавры, монастырь этот существовал во дни можайского и вместе белоезерского князя Андрея Дмитриевича († 1432), от которого получил и грамоту . Обширный Вологодский край, где прежде известны были только три монастыря: Кайсаровский близ Вологды, Гледенский Троицкий и Архангельский в Великом Устюге, в настоящий период обогатился монастырями. Во 2-й половине XIII в. основан монастырь Спасо-Каменный на Каменном острову Кубенского озера. Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, подвергся на Кубенском озере страшной буре и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило бурею к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые по бедности не имели у себя церкви, а собирались для молитвы в часовню. Немедленно он приказал построить церковь во имя Преображения Господня и деревянные кельи (около 1260 г.). С того времени монастырь Спасо-Каменный, находясь под покровительством белозерских князей, скоро пришел в цветущее состояние и сделался многолюдным и благоустроенным, особенно во дни игумена своего Дионисия Грека, который дал этой обители устав святой горы Афонской, где сам принял пострижение, и в 1418 г. взят был на кафедру Ростовской епархии . В XIV столетии основаны еще монастыри: Авнежский Троицкий — в 60 верстах от Вологды к востоку преподобным Стефаном Махрицким и учениками его Григорием и Кассианом (около 1370 г.) при содействии окрестных жителей; Спасо-Прилуцкий — в пяти верстах от Вологды в 1371 г. преподобным Димитрием Прилуцким, который первый ввел в Вологодском крае общежитие ; Воскресенский на реке Обноре — учеником преподобного Сергия Радонежского Сильвестром Обнорским († 1379), и Святолуцкий Николаевский на берегу Кубенского озера, восстановленный преподобным Дионисием Глушицким, постриженником Спасо-Каменного монастыря . Здесь же должно упомянуть о трех пустынях, устроенных святым Стефаном Пермским в нынешних пределах вологодских к концу того же столетия: Ульяновской Спасской — в 165 верстах от Устьсысольска, Стефановской — в 60 верстах от того же города и Устьвымской архангельской — в 80 верстах от Яренска на устье реки Выми .

http://sedmitza.ru/lib/text/435894/

При дворе великих ханов в Каракоруме, как указывалось, находились служители вер всех покоренных ими народов, дабы они молились о ханах. Неизвестно, было ли так при дворе золотоордынских ханов. Но русские с 1261 г. имели при ханах своего представителя, в лице епископа, кафедра которого была учреждена в столице ханской – Сарае, с согласия хана Берке. Первым епископом, поставленным митр. Кириллом, был Митрофан. Преемник его, еп. Феогност, обращал уже татар в христианство, не встречая к сему препятствий со стороны ханов-язычников. Хан Берке призывал в Сарай епископа Ростовского Кирилла для исцеления от болезни сына и в благодарность «повеле давати владыце оброки годовнии в дом святые Богородицы». Епископ Кирилл говорил при дворе хана о просвещении Руси верой, о подвигах Св. Леонтия в обращении ростовских язычников, о чудесах при его гробе. Красноречивый рассказ святителя так тронул племянника Берке, что тот стал размышлять о пустоте монгольской религии. Когда же еп. Кирилл в следующем году опять прибыл в орду, то царевич тайно отправился с ним в Ростов. Крестившись, он, при Св. еп. Игнатии, построил обитель, вступил в супружество; овдовев, скончался иноком и, под именем Петра царевича Ордынского (ум. 1290), причислен к лику Святых. Ханы допускали выход татарских девиц за наших князей и бояр, с дозволением первым принимать христианство. В 1257 г. женился в орде на близкой родственнице хана Берке благочестивый и смиренный Глеб Василькович, первый удельный князь Белозерский. Князь Феодор Ростиславич Ярославский и Смоленский, причисленный к лику Святых, женился вторым браком на дочери хана Менгу-Темира, принявшей крещение с именем Анны и отличавшейся высоким благочестием. Хан Узбек не возбранил сестре своей Кончаке стать христианкой Агафией и супругой московского князя Георгия (Юрия) Даниловича. Известны принявшие св. веру: князь Беклемиш, сын кн. Бахмета, пришедший в 1298 г. из Большой Одры в Мещеру, овладевший ею и сделавшийся родоначальником князей Мещерских. Беклемиш крестился в Мещере со множеством других татар, получил имя Михаила и построил Преображенскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010