ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (до 1160 - 1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших) МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ПЕТР И ФЕВРОНИЯ (XIII в.?), св. благоверные кн. и кнг. Муромские (пам. 25 июня, в воскресенье перед 6 сент., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123218.html

своим родителем к великому хану на берега р. Амура, «с честию» возвратившийся оттуда в 1245 году, скончавшийся на пасхе 1255 года, где-то не во Владимире, оплаканный «великим плачем», тело его встречено было во Владимире братом св. великим князем Александром Невским. В сборник Троице-Сергиевой Лавры из сих лиц 6 князей: Борис Михайлович, Изяслав Глебович, Владимир, Святослав и Иоанн Всеволодовичи, и Константин Ярославич обозначены, как погребенные на левой (северной) стороне храма, остальные лица там вовсе не упомянуты. Итак, во Владимирском Успенском соборе погребены 7 великих князей, один за другим в течение почти 80 лет княживших во Владимире (двое из них: св. Андрей и св. Георгий почивают открыто); затем погребены здесь 13 других взрослых князей (один из них св. Глеб почивает открыто 96 ), одна великая княгиня (Агафия), 4 княгини, одна княжна (Феодора), дети княжеские, мученически скончавшиеся при взятии татарами Владимира, трое еще малолетних княжича: Борис Михайлович, Борис и Глеб Всеволодовичи, да может быть погребены и другие княжеские дети, имена коих не занесены в летописи 97 . Кроме детей, имена которых неизвестны, во Владимирском соборе почивает, таким образом, 29 лиц из рода державных князей Российских. 10 Рака, в которой теперь почивают мощи св. Андрея находится между столпами, на левую сторону от середины храма. 11 Св. Андрей Боголюбский скончался в ночь с 28 на 29 июня, притом не в 6683 – 1175 году, а как признается историками, в 1174 году. 12 В надписи ошибка: должно бы значиться 15 или 16 апреля. См. ниже о кончине Всеволода Георгиевича. 13 Это был тоже боголюбивый Властитель. Он св. Андрею Боголюбскому, по его просьбе, присылал зодчих для устроения собора во Владимире. 14 По утверждению историков прошлого века, она была Греческой цесаревной и звали ее Еленой или Ольгой (?). См. «О начале Владимира, что на Клязьме» И. Дмитревского, С.–П.–Б., 1802 г., стр.241, также «История Государства Российскаго» Карамзина, Том 2, примечание 405. Карамзин считает за вероятное только то, что она была Гречанкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

- Город Муром, находящийся ныне в соседней Владимирской области, долгое время относился к Рязанскому княжеству. Там же находилась и епископская кафедра, которая позднее была перенесена в Рязань святителем Василием Рязанским. Во многом, и особенно в духовной сфере, жизнь муромской и рязанской земель остаются неразрывными и по сию пору. - Переяславль Рязанский – первое название Рязани. В домонгольские времена столица княжества находилась ниже по течению реки. Но этот город, который сегодня принято называть Старой Рязанью, был почти полностью разрушен войсками Батыя. Его название вместе со «столичными функциями» перешло к Переяславлю Рязанскому. - С Рязанской землей связаны имена и самых первых русских святых – князей Бориса и Глеба. После смерти своего отца, киевского князя Владимира Святославовича, Ростовский князь Борис и Муромский князь Глеб не стали участвовать в начавшейся борьбе за киевский престол. Глубоко верующие люди, много времени уделявшие просвещению и миссии среди язычников, они и здесь поступили как настоящие христиане. Увы, их попытка избежать лишней крови окончилась гибелью для них самих. Старший брат Бориса и Глеба, Святополк, прозванный окаянным, обманом завлек их к себе и убил. Борис и Глеб канонизированы Церковью как страстотерпцы, то есть люди, подобно Христу смиренно претерпевшие мученическую смерть. - Один из ярких православных деятелей Рязанской земли – Феофан Затворник. Иеромонах Феофан – крупнейший православный публицист XIX века. После восьми лет служения в Иерусалиме и Константинополе, руководства Петербургской духовной академией, а также Тамбовской и Владимирской епархиями, он удалился в Успенскую Вышенскую пустынь, где затворился в отдельном флигеле и посвятил себя исключительно духовным трудам. Но затвор его был не совсем обычным. Оставшись наедине с собой, святитель продолжал выписывать все современные научные и публицистические издания, много читать и вести активную переписку с самыми разными людьми. Кроме того, он продолжал писать и выпустил несколько книг.

http://foma.ru/ryazan-tolko-faktyi.html

к. служба Г. В. в рукописном и печатном вариантах была известна уже в 30-х гг. XVII в. На крышке серебряной раки, устроенной в 1645 г. тщанием патриарха Иосифа «по обещанию, во славу и честь» Г. В., находилась икона работы царских мастеров (ГТГ) с изображением блгв. князя в рост, в коротком хитоне, доспехах и княжеской шубе (с рукавами и застежками), богато украшенной орнаментами, в шапке-короне, с крестом в поднятой правой руке и мечом в опущенной левой, вверху - образ Св. Троицы (ветхозаветной); позднее икона стояла в местном ряду иконостаса Успенского собора ( Антонова , Мнева. Каталог. Т. 2. С. 367-368. 858). Тогда же, ок. 1645 г., в Москве создан шитый покров на мощи (ГВСМЗ), к-рый в деталях рисунка воспроизводит этот тип иконографии и внешний облик святого: это средовек с короткими русыми кудрявыми волосами и маленькой бородой, на конце раздвоенной. Почти без изменений и с образом Св. Троицы вверху рисунок повторяется на шитой иконе сер. - 2-й пол. XVII в. (ГВСМЗ); на единоличной иконе (в окладе) того же времени из собора Зимнего дворца (Старые годы. 1915. Июль-Авг. Вкл.). Скорее всего ок. сер. XVII в. был изготовлен по царскому заказу и серебряный позолоченный ковчег для мощей Г. В. и свт. Гурия Казанского (ГММК; с 1681 находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля) в технике высокой чеканки, с близким, но поясным типом изображения блгв. князя, с иным положением рук (десница с крестом возле груди), а также гравированная серебряная дробница ок. 1645 г. (ГВСМЗ) с его образом в рост, происходящая из Успенского собора во Владимире (очевидно, часть оформления раки святого). Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Фрагмент иконы «Святые Владимирские князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Глеб Андреевич». 1884 г. (ГИМ) Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Фрагмент иконы «Святые Владимирские князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Глеб Андреевич». 1884 г. (ГИМ) Важной особенностью ранней иконографии Г. В. является изображение доспехов, к-рое отличает его от др.

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

(Муромской и Вязниковской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Муроме Владимирской обл. Время основания мон-ря на посаде, на юж. окраине города, неизвестно. Впервые М. П. м. упоминается в летописной записи 6 сент. 1096 г., повествующей о междоусобице, вспыхнувшей между кн. Олегом Святославичем, сыном черниговского князя, и кн. Изяславом Владимировичем, сыном блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (ПВЛ. С. 108). Тело погибшего кн. Изяслава было положено «в монастыри святаго Спаса» в Муроме. Церковная традиция связывает возникновение обители с местом проживания блгв. кн. Глеба (см. ст. Борис и Глеб ) (см.: Титов. 1902. С. 9; Травчетов. 1903. С. 112; Мисаил (Смирнов). 1996. С. 3). Однако в «Повести о водворении христианства в Муроме», вошедшей в состав Жития св. кн. Константина Муромского, говорится, что кн. Глеб, к-рому не удалось крестить муромцев, «оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его» (Повесть о водворении христианства. 1860. С. 229). Поэтому нельзя считать, что М. П. м. является преемником бывш. княжеской усадьбы. Возможно, на месте, где впосл. возник мон-рь, в кон. XI в. находилась резиденция одного из князей черниговской династии или их посадника; за пределами еще языческого Мурома мог проживать духовник князя (или посадника), при дворе которого имелась небольшая домовая церковь. По данным археологии, в частности раскопок 1996 г., холм, где стоит М. П. м., был заселен уже в XI в. ( Михайлова, Чернышев. 2001. С. 242-244). Е. Е. Голубинский полагал, что мон-рь был учрежден кем-то из представителей местного монашества, отмечая при этом, что основание обители в крае, находившемся на большом расстоянии от традиц. мест, где распространялось христианство, следует рассматривать как явление исключительное ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. С. 497). Вероятно, в XI в. территория М. П. м., еще не входившая в городскую черту, представляла собой загородную резиденцию князя или посадника и была под его защитой.

http://pravenc.ru/text/2564382.html

Затем он вручил церковные награды. Митрополит Георгий был удостоен Патриаршего знака храмостроителя, Глеб Никитин — ордена преподобного Серафима Саровского II степени. Протоиерей Сергий Матвеев и Антон Аверин были награждены орденами преподобного Серафима Саровского III степени, иерей Александр Гимоян и Юрий Шалабаев — медалями преподобного Серафима Саровского. Управляющий Нижегородской епархией поздравил всех с освящением храма в честь основателей Нижнего Новгорода. «Для нас сегодня величайшая радость и духовное утешение, что мы, следуя традиции Древней Руси, начинаем дело с молитвы. Празднование 800-летия Нижнего Новгорода было начато с того, что впервые за 800 лет в Нижний Новгород прибыл своими святыми мощами сам святой великий князь Георгий. Благословением Святейшего Патриарха и добрым отношением митрополита Владимирского и Суздальского Тихона мы удостоились чести принимать эту святыню в нашем граде И в этом наша особая радость, надежда, утешение. Будет жить в народе вера Христова — и страна наша будет жить во всяком благочестии и чистоте», — сказал он. Затем владыка Георгий попросил митрополита Дионисия передать низкий сыновий поклон Святейшему Патриарху Кириллу. На молитвенную память и в знак благодарности от всей Нижегородской земли он передал для Предстоятеля Русской Православной Церкви образ благоверного князя Георгия Всеволодовича. На память об этом событии глава Нижегородской митрополии подарил такие же образы всем присутствующим архипастырям, Глебу Никитину, Юрию Шалабаеву и Антону Аверину. По окончании богослужения всем собравшимся в храме были розданы небольшие иконы благоверного князя Георгия Всеволодовича. «Символично, что первый храм в честь основателей города открывается в новом микрорайоне. Исторически именно вокруг церквей концентрировалась городская застройка, и сама дата основания города связана с окончанием строительства первого храма. Сегодняшним событием мы отдаем дань памяти основателям города, которые создали новый форпост для распространения русской культуры. Мне хочется поблагодарить всех, кто вносит свой вклад и силы в восстановление и создание новых святынь Нижнего Новгорода», — отметил Глеб Никитин.

http://patriarchia.ru/db/text/5833528.ht...

    Викентий вологодский 19 мар. Св. 1621.     Владимир мономах в Киеве, память его мая 19. 209.     Владимир Георгиевич, пленен татарами в 1238 г. 209 (Карамз. 170).     Всеволод Георгиевич, сын В. Кн. Георгия владимирского, убит татарами при взятии Владимира 7 Февраля 1238. 209. (Карамз. III. 170).     Гавриил св. праведный и св. праведная Анастасия, сестра его, града Василева чудотворцы. 209. КСоф. Филим. 26 мая Гавриил князь).     Гедеон инок Владычнего серпуховского монастыря. 209. (КСоф. в Калужских святых).     Георгий Святославич, убиен в лето 6562, а память его февр. 28. 209. Но это по КСоф. Ярослав Владимирович В. Князь, в крещении Георгий преставися (а не убиен) 28 февр.     Георгий, иже пострада со св. Князем Борисом и с ним в чудесех в видении являшеся 2 мая 201. Мин. Четья Успен. собора XII в.     Георгий, новгородский юродивый. 209. КСОФ. и др. 3 нояб., по другим 23 апр.     Герасим, ученик св. Зосимы соловецкий. 209.     Геронтий, митроп. московский, † 1489, 201 и 209 мая 5, Погод. мая 28, Филим. 6 мая. Сконч. 28 мая. Истор. Иерарх.     Гермоген, св. патриарх московский 1606—1612 аевр. 17. 201. 209. КСоф. Сконч. 17 февр. Истор. Иерарх.     Герман, см. Лонгин.     Герман, дивный ученик пр. о. Кирилла белозерск. 209. КСоф.     Глеб Всеволодович смоленской. Мощи под спудом в смоленском соборе. Погод. (Филим. 7 июля. У Карамзина нет).     Глеб Андреевич Боголюбский. Филим. 5 сент. В рукописях соловецк. библ. в Казан. академии есть житие Глеба Андреевича владимирского. Правосл. Собеседн. 1859 г. ч. I стр. 218.     Григорий, еп. суздальский чудотворец. 51. 1621. 516. Два упоминаются один в Сузд. синодике в нач. XV века, другой 1571 года. Истор. Иерарх.     Григорий священноиерей, Димитрий, Артемий, Евфросиния в селе Китове, шуйские чудотворцы. Филим. один о Григорие и Артемие (прочие есть и в других).     Григорий игумен голутвина монастыря в Коломне, ученик пр. Сергия. 209. КСоф.     Гурий игумен рождественского монастыря шалотского, иже на Мологе реце близь Устюжны Железной. КСоф. (Филим. 19 нояб.) Истор. Росс. Иерарх. VI. 720. при впадении реки Шалчи в Мологу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1219 г.). В 1187 году 2-го мая родились у Великой княгини два сына: Борис и Глеб, которые оба умерли в младенчестве: Борис – в 1188 году, Глеб – 29-го сентября 1189 года 134 . В 1189 году родился Георгий, подобно старшему брату ставший утешением матери, – тот самый Великий князь, при котором совершилось нашествие татар, который сложил свою голову в битве с татарами на реке Сити, причтен Церковью к лику Святых и нетленно, с чудесно прильнувшей головой к телу, почивает во Владимирском кафедральном соборе 135 . 8-го февраля 1191 года, когда Великая княгиня со своим супругом была в городе Переславле-Залесском, у них родился сын Ярослав, во св. крещении Феодор, впоследствии Великий князь, первый собиратель земли русской после погрома монгольского, родитель св. Александра Невского. Далее летописи не упоминают о рождении чад у Великой княгини до октября 1194 года: но не в этот ли промежуток (1191–1194 гг.) родилась у Великой княгини дочь Елена, скончавшаяся 30-го декабря 1203 года и погребенная в новоустроенном тогда Великой княгиней монастыре во Владимире. 25-го октября 1194 года родился Владимир, во св. крещении Димитрий, бывший впоследствии князем в Москве, в Переяславле южном и в Стародубе на реке Клязьме, скончавшийся, приняв пострижение в схиму (6-го января 1227 года). 27-го марта 1196 года родился Святослав, во св. крещении Гавриил, строитель храма св. Великомученика Георгия в городе Юрьеве, существующего и доныне, княживший еще в детстве в Новгороде, а в юности и зрелом возрасте – в Юрьеве Польском, Переяславле южном и Суздале, временно занимавший недолго даже великокняжеский престол, участвовавший в битве с татарами на реке Сити (ум. 3-го февраля 1253 года). Таким образом, всех чад (известных по летописям) у Великой княгини было 12: восемь сыновей и четыре дочери. Из этих чад скончались в детстве два сына и, вероятно, две дочери 136 . Радостно текли дни в жизни Великой княгини Марии, находившей величайшее для себя наслаждение в благочестивом воспитании подрастающих чад своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Источниками Жития Г. А., по-видимому, являлись агиографические тексты, хранившиеся во владимирском Успенском соборе,- Житие св. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (к нему близки повествования о жизни и кончине Г. А. и о нашествии Батыя), надписи над гробницами кн. Андрея Боголюбского и митр. Максима (являются источниками известий об убиении кн. Андрея и о нашествии Талыча в Житии Г. А.), а также «соборные летописи». 20 июня 1818 г. мощи Г. А. были переложены в новую, серебряную раку, на 6 клеймах к-рой читаются фрагменты его Жития, в этой раке мощи святого почивают до наст. времени. 12 и 15 февр. 1919 г. мощи Г. А. наряду с мощами др. владимирских святых были подвергнуты вскрытию . В протоколе осмотра засвидетельствована исключительно хорошая сохранность св. останков князя (ГА Владимирской обл. Ф. 1826. Оп. 1. 215. Л. 15-16). Священноисп. Афанасий (Сахаров) , присутствовавший при вскрытии, отметил, что «тело святого... было мягким и гибким, и кожу на нем можно было схватить пальцами, она отставала, как у живого» ( Апушкина Е. В. Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова)//Молитва всех вас спасет: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия, еп. Ковровского. С. 35-36). (По преданию, имп. Павел I Петрович , посетивший Владимир, удивлялся хорошей сохранности мощей Г. А., поскольку даже суставы рук святого не утратили гибкости.) Мощи Г. А. вместе с останками др. Владимирских святых были изъяты из собора, возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (до 1958), в наст. время почивают в Успенском соборе Владимира. В 1982 г. имя Г. А. было внесено в Собор Владимирских святых, празднование к-рому установлено по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 365, 371, 566, 600; Т. 2. Стб. 573-574, 595; Т. 3. С. 34, 223; Т. 6. Вып. 1. Стб. 240; Т. 15. Стб. 256; Т. 25. С. 83; Т. 35. С. 37, 118; Т. 42. С. 27; Революция и Церковь. 1920. 9-12. С. 44 [Акт вскрытия мощей Г. А.]. Лит.: Иоасаф (Гапонов), иером. Церк.-ист. описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 83; СИСПРЦ. С. 68; Чижов Г. М. , прот. Жития святых блгв. князей Андрея, Георгия и Глеба, Владимирских чудотворцев. Владимир, 18652. С. 16-35; Филарет (Гумилевский). РСв. Кн. 2. С. 267-270; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 135; Голубинский. Канонизация святых. С. 134-135; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 147-148, 182; Лазарева Н. Ю. «Непобедимые сопротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников Божиих в XX в.//ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 29; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 123. С. 85; Сиренов А. В. Житие Глеба Андреевича//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 381-384.

http://pravenc.ru/text/165101.html

Таин, потом благословила детей и заповедала им жить в страхе Божием. «Еще с юности, присовокупила она притом, сильно хотела я облечься в иночество: но по грехам моим Бог не сподобил меня сей милости; слава Богу за все». И 2 января 1604 года она мирно предала дух свой Богу. В туже ночь она явилась одной служанке своей и просила похоронить ее тело вблизи супруга у церкви св. Лазаря. Это и было исполнено. Через десять лет обилие знамений и чудес у ее могилы и ее гроба вызвало церковное прославление ее. Нетленные мощи св. Иулиании почивают под спудом в селе Лазаревском, в четырех верстах от г. Мурома. Праведная Иулиания есть та вдова помещица Ульяна Устиновна Осорьина, которая послужила предметом популярной лекции талантливого профессора В. О. Ключевского под заглавием «Добрые люди древней Руси». Для назидания юношества остановимся мы кратко на двух светлых представителях этого возраста: таковы – св. князь Глеб Андреевич Владимирский и прав. княжна Иулиания Ольшанская. Князь Глеб Андреевич Владимирский жил в XII веке и был сыном великого князя Андрея Боголюбского. Он является живым примером тому, как много значит добрая жизнь родителей для судьбы детей. Жизнь князя Андрея во Владимире, кроме великокняжеских дел управления, посвящена была преимущественно делам благочестия, – построению храмов и монастырей, делам благотворительности и молитвам. И вот под влиянием примера и наставлений святого родителя образовался святый сын. Жизнь князя Глеба продолжалась не долго: он умер двадцати лет от роду. Но начиная с первого раскрытия у него самодеятельности, по имеющимся о нем кратким сведениям, вся жизнь его посвящена была благочестию, а не греху: страх Божий располагал мыслями, чувствами, желаниями и поступками его; частая молитва низводила на него благодать небесную, тушившую страсти юности. И дух и тело его, как не поврежденные грехом, остались целы, – они оказались недоступными разрушению от тления, от пожаров и от вражеских рук. Находясь в раке Владимирского собора, нетленное тело св.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010