Ин тропарь, глас 8: Земли Сибирския процветение,/сердечныя молитвы искусный делателю,/иноком известнейшее правило,/всем притекающим добрый наставниче,/преподобне отче Василисче,/моли Христа Бога спастися душам нашим. На утрени По 1-м стихословии седален, глас 4: Послушание Авраамово познав и терпению Иовлеву поревновав, отче Василисче,/велий подвижник безмолвия явился еси,/верою и благочестием сияя./Темже вси наставника умнаго делания тя почитаем/и молитвенника о спасении душ наших. Слава, и ныне, праздника. По 2-м стихословии седален, глас 1: К пустынножительству Богом предъизбран быв/и ангельский чин достойно восприем,/безмолвия путь до конца прешел еси, блаженне,/и в подвизе веры молитву чистую стяжал еси./Ныне же, в Царствии Небеснем радости неизреченныя наслаждаяся,/моли спасти и просветити души наша. Слава, и ныне, праздника. Величание: Ублажаем тя,/преподобне отче Василисче,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Псалом избранный: Т ерпя потерпех Господа: По полиелеи седален, глас 8: В безмолвии сердечнем пребывая,/ум твой в памяти о Господе хранил еси, преподобне,/нищету же духовную стяжав,/благодать обильную Духа Святаго привлекл еси/и жилище чистое Того соделался еси./Молися о нас, святе Василисче, любовию творящих память твою. Слава, и ныне, праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Ч естна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 43. По 50-м псалме стихира, глас 6: Приидите днесь, празднолюбцы,/пении и песньми духовными/память почтим святаго Василиска,/той бо яко подвижник пустыннолюбный/велия труды ко трудом прилагая,/Духа Святаго благодать стяжа./Темже, духовне торжествующе,/купно тому возопиим:/преподобне и богоносне отче,/моли спастися душам нашим. Канон преподобнаго, глас 8. Песнь 1 Ирмос: К олесницегонителя фараоня погрузи,/чудотворяй иногда/Моисейский жезл, крестообразно поразив/и разделив море,/Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/песнь Богови воспевающа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Премудрости сокровище вемы Тя, Пречистая, и точащую благодатию источник приснотекущий разума; капли ведения одожди нам, Владычице, еже воспевати Тя присно. Степенна, 1-й антифон, 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Ч естна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 43. По 50-м псалме стихира, глас 6: Восхвалим днесь, вернии,/преподобнаго Мисаила Абалакскаго,/той бо, соблазны лукаваго победив/и земное житие труды постническими совершив,/молитвами теплыми к Богу приближися/и в Небесныя обители вселися./Темже, со умилением к нему возопиим:/яко имея дерзновение ко Христу Богу,/мир испроси душам нашим. Канон, глас 8, егоже краегранесие: О тче преподобне Мисаиле, моли Бога о мне, грешнем. Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/и Египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. Припев: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. О, Иисусе Сладчайший, Свете мира! Даждь ми разум и силу, да достойно с любовию воспою подвиги угодника Твоего, преподобнаго Мисаила Абалакскаго. Припев: Преподобне отче Мисаиле, моли Бога о нас. Тепле в молитве Господеви предстоя и в послушании родителем благочестию навыкнув, к животу вечному устремился еси, славу Богови воспевая. Человеколюбца Христа от юности возлюбив, присно оком сердечным к Нему взирал еси. Темже, к лику преподобных причтен быв, ныне на Небеси Избавителя и Бога воспеваеши. Богородичен: Евангельския заповеди исполняти мя настави, молю Тя, Пречистая Дево, исправи мя, заблуждшаго умом, и страсти плоти моея утоли, да славлю Бога во веки. Песнь 3 Ирмос: Ты еси утверждение/притекающих к Тебе, Господи,/Ты еси Свет омраченных,/и поет Тя дух мой. Преподобне отче Мисаиле, образ верным являя, саном иерейским почтен был еси и служение непорочное Богу и Церкви совершал еси. Темже тя ныне ублажаем. Радуйся, отче Мисаиле, ты бо, плотския страсти и прилоги бесовския победив, яко луч света Божественнаго во обители Абалакской просиял еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Большое значение для певч. практики того времени имела выдвинутая К. и подхваченная многими идея «демества» как духовного внехрамового (концертного) пения. В серии очерков о новых сочинениях такого рода (Современное демество//РМГ. 1902. 6, 38, 47, 49, 50; 1903. 43, 49; 1904. 49; 1905. 13, 14) он писал, что «демество должно воспитывать религиозно-нравственное настроение, развивать любовь и усиливать интерес к обрядовой стороне религии» (Там же. 1902. 6. Стб. 165-166). К. отстаивал идею равенства духовно-муз. творчества с др. сферами профессиональной музыки, предлагая, в частности, ввести церковное пение в консерваторские программы (что осуществлено в наст. время). В ст. «Глумление ли над православною верою художественное пение в храме?» К. призывал к введению курса «религиозной эстетики» в программы духовных учебных заведений и к приходу на клирос крупных талантов - дирижеров и певцов (Баян. 1907. 7/8. С. 102-105; переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 634-638). В исторических этюдах К. дал оценки духовно-музыкального творчества М. И. Глинки , Бортнянского, Турчанинова, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова , А. А. Копылова , Е. М. Витошинского , П. Г. Чеснокова , прот. М. Лисицына, Д. М. Яичкова и др. Арх.: РГАЛИ. Ф. 723 (С. С. Волкова), 795 (И. В. Липаев); РГИА. Ф. 1109 (А. В. Преображенский), 1119 (С. В. Смоленский); РНБ. Ф. 816. Оп. 2 (Н. Ф. Финдейзен). Муз. соч.: Русские церк. распевы в многоголосной обработке. М., 1903-1910. Сер. 1-3. 1-39. (Церк. распевы...; 1-39); Болгарские церк. распевы в многоголосной обработке: «Милость мира», «Тебе одеющагося» 5-го гласа. М., (Церк. распевы...; 40-41); Молитва св. Ефрема Сирина//Сборник духовно-муз. соч. старых и новых авторов/Под ред. М. Гольтисона. СПб., б. г. Вып. 2. 5; Херувимская песнь: Софрониевская//Тр. Моск. регентско-певч. семинарии, 2000/2001. М., 2002. С. 465-470. Соч.: Возражение свящ. В. М. Металлову//РМГ. 1903. 4. Стб. 107-114; 5. Стб. 135-144; 6. Стб. 166-174 (переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 497-509); О связи рус. церковного песнопения с византийским//Там же. 29/30. Стб. 657-663; 31/32. Стб. 694-706; 33/34. Стб. 729-741; 37. Стб. 817-827; А. Д. Кастальский (по поводу 4-го вып. его духовно-муз. соч.)//Там же. 13/14. Стб. 359-364; 15. Стб. 391-398; 16. Стб. 425-429; 17/18. Стб. 457-465; Влияние сочинений Глинки на церк. музыку//Там же. 19/20. Стб. 494-503; Обязанность консерватории по отношению к рус. церковной музыке//Там же. 32/33. Стб. 690-697 (переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 639-644); Старообрядческий духовный концерт//Там же. 1908. 17. Стб. 407-411; О сопричислении регентов к лику духовному//Муз. труженик. 1908. 12/13. С. Письма к С. В. Смоленскому//РДМДМ. 2010. Т. 6. Кн. 2. С. 703-727.

http://pravenc.ru/text/1841866.html

С лава, святыя. И ныне, праздника. По 1-м стихословии седален, глас 4: Житием праведным ныне обнищах/и грехи многими ураних душу мою,/но ты, мученице честная,/богатством милосердия и лечбою молитв твоих/исцели мене, немощнаго,/яко да воспою славныя твоя подвиги. Слава, и ныне, праздника. По 2-м стихословии седален, глас 4: Яко разбойницы, обыдоша мя страсти моя,/световидную одежду души моея совлекоша/и ту ранами греховными уязвиша,/но ведый тя милостивую помощницу,/из глубины сердца моего взываю:/пролей елей милосердия на мя/и еле жива суща, возстави,/Татиано, мученице честная. Слава и ныне, праздника. Величание: Величаем тя,/святая мученице Татиано,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпела еси. Псалом избранный: Б ог нам Прибежище и Сила: По полиелеи седален, глас 8: В багряницу от кровей твоих одеявшися/и порфирою славы украсившися,/вошла еси в чертог Христов, Татиано богомудрая,/идеже святии новомученицы и исповедницы Церкве Русския/Престолу Божественныя славы предстоят./Сего ради молим тя:/вознеси с ними молитвы о нас,/любовию память твою празднующих. Слава, и ныне, праздника. Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Д ивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. В сякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 104. По 50-м псалме стихира, глас 6: Днесь восхвалим, вернии,/дивнаго во святых Своих Бога/и воспоим Ему благодарственно,/яко яви нам Татиану пречудную,/чистотою и милосердием украшенную/и благодать Святаго Духа стяжавшую,/и тако возопиим:/Господи, молитвами Твоея мученицы,/не помяни беззаконий наших,/но спаси души наша. Канон, глас 8. Песнь 1 Ирмос: В оду прошед, яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. Днесь память мученицы преславныя Татианы нас созва, да восхвалим, вернии, добродетели и труды ея и, торжеством духовне напитавшеся, прославим Избавителя и Бога нашего. Благочестиваго корене отрасль всечестная сущи, мученице славная, всяцей добродетели от юности навыкла еси и, закона Божия николиже оставляющи, яко древо плодоносное при исходищах вод явилася еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1) Господи 2) Иисусе 3) Христе, 4) Сыне 5) Божий, 6) помилуй 7) мя 8) грешнаго. Или, лучше сказать, это один драгоценный камень; а вот и золотая цепочка с восемью звеньями: 1) хождение пред Богом, 2) страх Божий, 3) самоконтроль, 4) покаяние, 5) смирение, 6) мир душевный, 7) мир со всеми, 8) рай в душе, правда, мир и радость о Дусе Святе. Ложась на ложе свое, отходя ко сну, твори непрестанно молитву Иисусову устами лишь, ибо иначе уже невозможно от утомления, но твори ее устами до тех пор, пока не погрузишься окончательно в глубокий сон. Просыпаясь, старайся, чтобы самая первая мысль твоя была молитвой к Богу, ибо бес стремится и сторожит твою первую мысль, стараясь овладеть ею, и тогда весь день будешь в его власти. Как проснешься, не оставайся лежать на ложе твоем, но немедленно вставай, чтобы не нагнал на тебя бес какого мечтания или мыслей неподобных. По морю житейскому Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город ( Мф. 9, 1 ). Какие же это были счастливые, блаженные люди, которые со Христом Спасителем вместе и в лодке по водам Генисаретского озера совершали плавание, и сквозь сеяния путь с Ним творили, и смотрели на Пречистое Лицо Его, и внимали сладчайшим паче меда и сот словесем Его! Если уж одно имя Его – Иисус Христос – так сладко, что подвижники никогда не могут расстаться с этим именем, непрестанно повторяя его и сердцем, и мыслью, и устами, то сколь же сладостно и пресладостно было лицезреть Самого Сладчайшего! Да! Воистину рек Ты, Господи, ученикам Своим: блажени очи видящии, яже видите: глаголю бо вам, яко мнози пророцы и царие восхотеша видети, яже вы видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша ( Лк. 10, 23–24 ). «Войдя в лодку...» Вот и вся наша жизнь – что иное, как не море, море безбрежное, непостоянное, бурное? Недаром и поется в одной церковной песне: «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве!» (ирмос 6-го гласа, песнь 6). Море – жизнь наша... Волны на море то прибьют к берегу, то снова отхлынут... всплеснут – уйдут, вспенятся – исчезнут...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

По 2-м стихословии седален, глас 5: Воздержанием житие твое украсивши и плоть Духу покоривши,/победила еси вражия прилоги,/во смирении же и пощении Бога взыскавши, богоблаженная. Слава, и ныне, Богородичен: Молитвы рабы Твоея Ксении приими, Богородице,/и избави нас от всяких бед,/яко родила еси Христа Спаса, Избавителя душ наших. Величание: Величаем тя,/святая блаженная мати Ксение,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Псалом избранный: Терпя, потерпех Господа: По полиелеи седален, глас 4: Чудна явилася еси в терпении твоем,/всячески Христу угодила еси, всеблаженная Ксение,/мудрою мыслию утвердивши душу твою/и покоривши Духу плотская мудрования,/избрала еси добрая, еже Богу работати./Сего ради Христос дарует благодать и милость молитвами твоими/чтущим любовию святую память твою. Слава, и ныне, Богородичен: Обуревают мя волны греховныя/и возмущение безместных помышлений,/умилосердися, Всенепорочная,/и руку ми помощи, яко Милостива, простри,/да, спасся, величаю Тя. Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Праведницы во веки живут,/и в Господе мзда их. Стих: Над­еющиися Нань разумеют истину, и вернии в любви пребудут Ему. Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 43. По 50-м псалме стихира, глас 6: Житие Твое, яко солнце,/сердца верных озари,/и многая к покаянию приведе./Темже и нас светом невечерним просвети, мати Ксение,/всечестную память твою почитающих. Канон святыя, глас 8. Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/и египетского зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. Водою крещения омывшися,/первороднаго греха избавилася еси, мати Ксение,/и наша сердца слезами покаяния очисти,/просвещение подающи почитающим свя­тую память твою. В воде крещения змия лукава потопившая,/житием твоим страдальческим вражию силу умертвила еси, блаженная,/от неяже и нам избавитися Спаса умоли. Воду живую неистощимых даров/подаде тебе Христос, блаженная мати,/Егоже нищету вольно возлюбила еси. Богородичен: Воды покаяния подаждь ми, Пречистая,/и, очистивши мя от нечистоты греховныя,/чиста представи, Богородительнице, Сыну Твоему и Богу.

http://mitropolia.spb.ru/docs/sluzhba-sv...

Ибо все боги язычников – демоны. Вот эту истину мы с вами и должны усвоить. И Я повернусь к ним спиной, а не лицом. Обрати лице Твое на ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны – мы просим это каждую вечерню; каждое всенощное бдение – аккорд заключительный: Боже, ущедри ны и благослови ны: просвети лик Твой на ны, Господи. Это что за прошение? Ну вот на кого смотрит человек, те черты и отражаются на нём. Смотрите, вот дом становится похож на хозяина внешне – какие-то черты неуловимые; вот животное, за которым он ухаживает, внешне становится на него похожим; а вот христианин – должен быть похож на свой Первообраз. Не на прообраз, а на свой Первообраз, при одном условии: если он будет смотреть на Него. В Законе сени и гаданий, в тенях и гаданиях Ветхого Завета, образъ видимъ, – прообраз. Вот этот прообраз указывает нам на Первообраз, и поэтому все установления Ветхого Завета – как преобразовательные – исполнились: Тогда убо образуемое, нын же дйствуемое (ирмос 8-й песни Канона) – тогда выступает как прообраз, ныне мы видим его исполнение. И поэтому когда пришла благодать, “прейде сень законная, благодати пришедше”, потому что все эти прообразы перестали уже играть роль, они исполнились на Христе как своём Первообразе. И вот, просматривая историю под этим срезом, Апостол так и скажет: Всё это были образы, для нас написанные (см. 1Кор. 10:6 ), чтобы мы вот теперь, сравнивая, на что они намекали, и видя Того, Кто пришёл, вот, оставили изучать эти прообразы. Они уже не играют той роли: Камень нерукосчный, от нескомыя Горы Теб, Дво, отсчеся, (9-я песнь Канона 4-го гласа), – Камень нерукосечный, Камень без содействия рук, видит Даниил, отсекается от какой-то горы, скатывается по её склону, набирает скорость, а у подножия горы стоит златосотворенный истукан. Голова у него золотая, плечи и грудь, понимаете, серебряные, живот и бёдра медные, а, там, ноги железные и частью глиняные. Страшный стоит колосс; и вдруг вот этот камень сокрушает этого колосса: он падает, и всё превращается в прах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Известен распев Й. В. для Трисвятого по великом славословии на 4-й плагальный (8-й) глас «Νε Αγιος θνατος» (Athen. Univ. K. Psachou. 71/221. Fol. 488v - 489). Переложения 2 «песненных» Трисвятых для великого славословия Й. В., выполненные лампадарием Великой ц. Петром Пелопоннесским , протопсалтом Григорием и хартофилаксом Хурмузием (в нотации Нового метода ), до наст. времени исполняются на праздник Воздвижения Честного Креста и в 3-ю неделю Великого поста (см.: Καλογερπουλος. 1998). Из др. произведений Й. В. известны калофонические ирмосы «Слыши чудес небо» (Ακουε θαυμτων οραν) на 1-й плагальный (5-й) глас (тропарь 4-й песни воскресного канона Пресв. Богородице 1-го гласа из Октоиха; Ath. Paul. 37. P. 565-657, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Cutl. 397. Fol. 295v - 300, сер. XVIII в.; Lesb. Leim. 8. Fol. 327v - 328, кон. XVIII в.) и «Всецаря любовию укориша» (Τ Παντνακτος ξεφαλιασαν πθ) 1-го гласа (ирмос 2-го канона на Рождество Христово, песнь 7; Ath. Xen. 114. Fol. 393-393v, сер. XVIII в.; Athen. Univ. K. Psachou. 45/195. Fol. 780v - 781, кон. XVIII в.), херувимская песнь на 1-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 380. Fol. 260v - 280, 1759 г.; Ath. Doch. 376. Fol. 212v - 217, 3-я четв. XVIII в.), воскресный причастен «Хвалите имя Господне» на 1-й глас (называемый «ργανικν» - Ath. Xen. 158. Fol. 150-201v, нач. XVIII в.; Ath. Xeropot. 317. Fol. 191-197; Ath. Pantel. 967. Fol. 399v - 401). См. также рукописи: Ath. Xen. 137. Fol. 1-53v, XVIII в.; Ath. Greg. 53 1747 г. Лит.: Παπαδπουλος Γ. Ι. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890, 1977r; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 377-378; Χατζηγιακουμς Μ. Κ. Χειργραφα Εκκλησιαστικς μουσικς (1453-1820): Συμβολ στν Ερευνα το Νου Ελληνισμο. Αθναι, 1980. Σ. 92. Υποσ. 189; Barbu-Bucur S. Iovascu Vlahul «protopsaltul Curii Ungrovlahiei» si epoca sa in manuscrise psaltice de la Muntele Athos//BOR. 1988. Vol. 106. N 7/8. P. 62-104; Καλογερπουλος Τ. Λεξικ τς Ελληνικς μουσικς Απ τν Ορφα ως σμερα. Αθναι, 1998. Τ. 1; Καραγκονης Κ. Η παρδοση κα ξγηση το μλους τν χερουβικν τς Βυζαντινς κα Μεταβυζαντινς μελοποιας. Αθναι, 2003. Σ. 393-394; Touliatos-Miles D. H. A Descriptive Catalogue of the Musical Manuscript Collection of the National Library of Greece: Byzantine Chant and Other Music Repertory Recovered. Farnham; Burlington (Vermont), 2010. P. 265, 283, 576.

http://pravenc.ru/text/1238011.html

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны священномученика (по дважды). Полиелей. Величание священномученика и избранный псалом. Седален священномученика по полиелее, глас 5-й: «Кий образ в сердце твоем...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Что Тя наречем, Богородице?..». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен священномученика, глас 4-й: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой»; стих: «Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро». Евангелие – священномученика (Мф., зач. 36). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священномученика...». Стихира священномученика, глас 6-й: «Целомудрия от юности исполнен...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и священномученика на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален священномученика, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика, глас 5-й («Лучезарною твоею благодатию...»), и икос священномученика, глас тот же. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры священномученика, глас 4-й – 4. «Слава» – священномученика, глас 1-й: «Кто возможет священства высоту разумети...», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Успение Твое, Пречистая...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2024-11-20/

Известны распевы Г. Р. для воскресного причастна «Хвалите Господа с небес» на все гласы, кроме 2-го плагального (Ivir. 951; 956, кон. XVIII в.; 970; C Polit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6, 1680 г.; Stauronik. 165, ок. 1665-1685 гг.; РНБ. Греч. 237; 130, нач. XVIII в.; БАН. РАИК. 42; 37, нач. XVIII в., и др.), причем на 1-й глас часто в одной рукописи приводятся 2 варианта (Lesb. Leim. 238, ок. 1700 г.; Athen. Merlier. 12), один из этих вариантов иногда атрибутируется Мануилу Хрисафу (XV в.) ( Παπαδπουλος. Σ. 303); мелос причастна 4-го гласа существует также с «украшениями» митр. Германа (Xeropot. 317, 229, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 332; РНБ. Греч. 188, сер. XVIII в.). Сохранился вариант Г. Р. для причастна в Неделю о Фоме «Похвали, Иерусалиме, Господа» на глас πρωτβαρυς (РНБ. Греч. 130, 132, 711; Lesb. Leim. 459, ок. 1700 г.; см. также: Ivir. 998, сер. XVIII в.). Возможно, Г. Р. также принадлежит распев причастна «В память вечную» на 3-й глас (Ivir. 961). Херувимская песнь была распета Г. Р. на все гласы (Ivir. 949, 970; Doch. 338, 1767 г., 324, 1686 г.; Cutl. 446; Stauronik. 165; БАН. РАИК. 42; РНБ. Греч. 237, 500, 1689 г.; 130, 132, 711; Philoth. 133, кон. XVII в.); в 4-м плагальном гласе часто помещаются 2 варианта распева этого гимна, принадлежащие Г. Р. (Lesb. Leim. 8, 238, 459; Athen. Merlier. 12). Мелос для песнопения «Ныне силы небесныя» был составлен Г. Р. в 1-м гласе τετρφωνος (Stauronik. 165; Ivir. 970, 987, 998; РНБ. Греч. 130, 132, 711; Pantel. 901, 1734 г.; Doch. 338; Paul. 132, 1774 г.) и в 1-м плагальном гласе (Xeropot. 307). Известными песнопениями Г. Р. являются также матимы-богородичны: на 2-й глас - «Превышши явилася еси, Чистая» (Υπερτρα πφηνας, γν) (Doch. 339, 1768 г.; Ivir. 960, 1768 г.), на 4-й глас - 15-сложник для исполнения во время облачения К-польского патриарха или др. архиерея «Тя величаем, сущую Богородицу - Чистая, Всенепорочная, Нетленная Всесвятая» (Σ μεγαλνομεν τν ντως θεοτκον ρδβλθυοτεΑσπιλε παναμμητε φθορε Παναγα) (Pantel. 1008, посл. четв. XVII в.; РНБ. Греч. 130, 237, 711; Ivir. 960, 970, 987; Xeropot. 323, 1708 г.; БАН. РАИК. 42; Doch. 338, 339; Paul. 132), на глас βαρς - «Предстоящая у Креста» (Παρισταμνη τ σταυρ) (Ivir. 951) и «Согреших, исповедаюсь Тебе» (λδβλθυοτεΗμαρτον, μολογ σο) (Ivir. 951), на 4-й плагальный глас - «Преславная, о Тебе» (Δεδοξασμνα περ σο) (Doch. 339; Ivir. 951, 960) и «Тя, Приснодеву» (Σ τν ειπρθενον) (Ivir. 951), «Юница тельца рождшая» (Δμαλις τν μσχον τεκοσα) на 4-й плагальный глас (Lesb. Leim. 459). По крайней мере одна из матим-богородичнов Г. Р. известна в наст. время в обработке митр. Германа - «Радуйся, Обрадованная» (Χαρε κεχαριτωμνη) на глас βαρς (Ivir. 951, 967, 1-я пол. XVIII в.; Xeropot. 229). Кроме этих богородичнов к числу матим Г. Р. принадлежит 15-сложник «Приидите, любящие зрелища» (Δετε, φιλοθεμονες) на 1-й глас (Paul. 14, нач. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/164425.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010