41        Св. Ефр. Сирин. О добродетели и страстях гл.9. Доброт. т.2 М. 1885, стр. 398. Его же Твор. ч. 3, М. 1882 стр. 616. Св. Григ. Син. Главы о помыслах, страст. и добродетелях гл. 79 Доброт. т. 5. М. 1890 стр. 211. 42        См. напр. тв. Св. Григ. Нисск. тв. ч. 7 М. 1868 стр. 312 (Он сравн. родство страсти с звеньями цепи, которые, будучи приведены в движение, движутся одна за другою в силу сцепления. 43        Обыкновенно указывают на самолюбие, как на основание всех страстей. Ефр. Сир. назыв. самолюбие негодной матерью страстей (О добродетели и страстях гл. 6 Доброт. т. 2 М. 1885 стр. 396: ср. Св. Макс. Исп. Д. т. 3 М. 1889 222; авв. Фаласс. О любви гл. 86–87 Д. т. 3. М. 1889 стр. 331. Но самолюбие не есть страсть, а главная причина страсти. 44        В трёх главных страстях можно видеть соответствие словам ап. Иоанна: «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (Иоанн 2, 16) Похоть плотская есть ничто иное, как сластолюбие, похоть очей – сребролюбие, а гордость житейская есть желание славы – славолюбие. 45        Авва Дорофей . Слово об ужасе буд. муч. Хр. чт. XXXVI. 280 Св. Макс. Исп. О любви 3 Сотн. гл. 56 Доброт. т. 3 М. 1889 с. 222. Св. Феодор Едесск 100 душеполезнейш. гл. 100 Доброт. т. 3 М. 1889 стр. 349. 47        Св. Григ. Син. главы о помысл., страст., и доброд. гл. 91 Доброт. т. 5 М. 1890, 215. Св. И. Дам. Об осьми злых помыслах, Хр. Чт. 1834 IV 146. 48        И. Касс. 5-е собес. ав. Серапиона о 8 главн. страстях, гл. 2 м. 1892, 240 Ефр. Сир. О добр. и стр. гл. 10 Добр. Т.2 М. 1885 стр. 398. И. Леств. О доброд. и стр. гл. Добр. т. 2 М. 1885 стр. 532. 49        «Начало всех страстей самолюбие, конец же – гордость». Св. Макс. Испов. О любви Сотн. 3 гл. 5. Ср. Сотн. 2 гл. 19 стр. 222 и 204 (Доброт. Т. III, М. 1889). 51        «Мы не говорим, что вследствие греха Адама погибла в природе человека свобода выбора, но что она имеет особенную силу ко греху до тех пор, пока сама человеческая воля не будет освобождена благодатью Божией» Августин. Contra duas epistolas Pelagianorum II. S. 9. M t x, p. 577–585 ср. 532.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

Со всеми благорасположенными к тебе о Христе сёстрами мира, здравия и спасения желаю. На вопрос твой, что я заметил из слов .... о житье твоём или переходе, ничего не могу сказать. До сего и материи не доходило: каждая о себе и своих немощах советовала; а когда и доходило слово о соблазне на тебя за отпадение, то я краткими словами отвращал, представляя немощь человеческую и что, видно, воля Божия так устроила на общую пользу; а я к тебе писал чрез Мценск, что какая будет воля Божия, то само дело и устройство обстоятельств покажет тебе: переходить ли, или оставаться; т. е. ежели будет тебе невыносимо и будут гнать – выходи; а когда нет, лучше остаться; или и без того, может быть, здоровье не позволит выехать, хоть бы и гнали; а как ты видишь из писем родных непостоянство и колебание своего духа, то зачем же дерзать, ища мнимого покоя; где иногда встретишь неожидаемую невыносимую брань, и будет последняя горше первых. Ты видишь, что мало по малу утишается твоя борьба; когда же будешь сама тише, то и совсем затихнет. К игуменье имей почтение и любовь, понуждая себя к тому, когда нет их; также и всех сестёр считай лучшими себя, тогда они все к тебе умиротворятся; а то, может быть, иногда ты считала себя быть нечто, а других уничижала, то смотрением Божиим и послано, к твоему смирению, искушение. Е–е же я советовал примириться с тобою, не искать твоего окормления, а просто, сознавшись, просить прощения. Она хотя не с желанием, а намеревалась попросить; не знаю, почему передумала, может быть запрещено ей; она говорила, что просила уже прощение, но просила немым языком, почему и мира не получила; сознаться потому надобно, что тебе всё известно; а может быть и с прибавком, – чего совсем не было; опасалась, что ты не простишь; я говорил, что о сем буду писать. Просила ли она у тебя прощение, или нет, аз о сем вещи не имам, только тебе советую: не взыскивай на ней сего, а оставь, так как мы и сами требуем оставления долгов наших; может быть и она была в таких обстоятельствах, что тесно отовсюду. Разум 95 главы Никиты Стифата (Доброт., част. 4, сотн. 2) высок есть, и не в одном буквальном смысле надобно его принимать; опять же там видятся два устроения: высокое и противоположное – низкое; мы до первого не смеем помыслить себя достигнувших, а от второго блюдися, сколько можно; побеждаясь же страстьми, скорбим и раскаиваемся, желаем положить начало и приступаем яко уязвленнии ко Врачу и яко мёртвые к Животворящему; представляя весь свой стыд, осуждая себя, и всю надежду полагая на Ходатая нашего, вземлющего грехи всего мира и омывшего кровию Своею оные: тогда не в осуждение приемлем, а ежели с дерзостью, и с мнимым твоим достоинством приступать или с презорством и нерадением о грехах, – отсечены бывают жизни сея; но не о всех равный суд издается Богом, по непостижимому Его для нас смотрению и судьбам недоведомым.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

2792 Св. И. Злат. на посл. к Римл. б. 13, на св. Матф. б. 63. Св. И. Злат. сл. о богатстве и нищете. 2793 Св. Ефр. Сирин. О добродет. и страстях. Доброт., т. 2. М. 1885, стр. 395, тоже самое: Григор Синаит Главы о помыслах, страстях и добродетелях, гл. 77. Доброт., т. 5. М. 1890, стр. 211. Св. Макс. Исп. О любви Сотн. I, гл. 64. Добр., т. 3. М. 1889, стр. 186. 2798 Св. Ефр. Сир. О доброд. и страст., гл. 5. Добр., т. 2. М. 1885, стр. 396. Его же. Твор., ч. 3. М. 1882, стр. 612. Ср. Св. Григ. Син. Главы о пом., страст. и добродет., гл. 79. Доброт., т. 5. М. 1890, стр. 211. Св. И. Злат., т. III, кн. 1. Спб. 1897, стр. 185 (упоминание о щегольстве). 2800 Св. Ефр. Сир. О добродетели и страстях, гл. 9. Доброт., т. 2. М. 1885, стр. 398. Его же. Твор., ч. 3. М. 1882, стр. 616. Св. Григ. Син. Главы о помыслах, страст. и добродетелях, гл. 79. Доброт., т. 5. М. 1890, стр. 211. 2801 См. напр., тв. св. Григ. Нисск., тв., ч. 7. М. 1868, стр. 312 (Он сравн. родство страсти с звеньями цепи, которые, будучи приведены в движение, движутся одна за другою в силу сцепления). 2802 Обыкновенно указывают на самолюбие, как на основание всех страстей. Ефр. Сир. назыв. самолюбие негодной матерью страстей (О добродетели и страстях, гл. 6. Добр., т. 2. М. 1885, стр. 396; ср св. Макс. Исп. Д., т. 3. М. 1889, 222; авв. Фаласс. О любви, гл. 86–87. Д., т. 3. М. 1889, стр. 331. Но самолюбие не есть страсть, а главная причина страсти. 2803 В трех главных страстях можно видеть соответствие словам ап. Иоанна: «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин.2:16 ). Похоть плотская есть ничто иное, как сластолюбие, похоть очей – сребролюбие, а гордость житейская есть желание славы – славолюбие. 2804 Авва Дорофей . Слово об ужасе буд. муч. Хр. чт. XXXVI, 280. Св. Макс Исп. О любви. 3 Сотн., гл. 56. Доброт., т. 3. М. 1889, с. 222. Св. Феодор Едесск. 100 душеполезнейш. гл., 100. Доброт., т. 3. М. 1889, стр. 349. 2806 Пр. Нил Синаит. О различн. лукавых помыслах, гл. I, 24. М. 1858, ч. I, стр. 278 и 305. И. Леств. О доброд. и стр., т. 2. М. 1885, стр. 532. Ефр. Сир. Твор., ч. 3. М. 1882, стр. 617. Св. Григ. Синаит. Главы о помысл., страст. и доброд., т. 91. Доброт., т. 5. М. 1890, стр. 215. Св. Макс. Испов. О любви. Сотн. 3, гл. 56. Доброт., т. 3. М. 1889, стр. 222. Авв. Фаласс. О любви, воздерж. и дух. жизни. Сотня 3, гл. 88. Доброт., т. 3. М. 1889, стр. 332.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20        Св. Григорий Нисск. Слово об умерших М. 1861 г. ч. I стр. 522 Ср. I. Леств. М. 1851 с. 304 Вас. Вел. тв. св. от. т. 8. 175. 22        Св. Вас. Вел. беседа на гневливость тв. св. от. VIII, 173. Ср. св. Григ. Нисск. тв. ч. 7 м. 1868 стр. 263 (О цели подвиж.). 27        Св. Вас. Вел. прав. простр. изл. «в вопр. и отв.» Тв. св. от. т. IX, стр. 101, «Люди по природе вожделевают прекрасного». 28        Св. И. Злат. б. на псал. 130 т.5 кн. 2. Спб. 1899. стр. 372, ср. 375–76 и 639. Его же б. на пс. 41, т.5, кн. I, Спб. 1899 стр. 161. 31        «Добрыми удовольствиями должно почитать те, которые не соединены с печалью, не оставляют по себе повода к раскаянию, не приносят никакого другого вреда, «не порабощают чему-либо»... Св. И. Дамаскин. Точное изложение православной веры кн. 2, гл. 13 «Итак, если желаешь радости, не ищи ни денег, не телесного здоровья, ни славы, ни власти, ни веселья, ни роскошных трапез, ни шёлковых одежд, ни дорогих полей, ни блистательных домов и ничего другого тому подобного, но стремись к любомудрию по Боге и придержись добродетели». Св. Иоанн Златоуст б. о статуях XVIII Спб, 1896, т. 2, к. I, стр. 206, Ср. на Матф. Б. 53 М. 1846, стр. 412. 32        Св. Вас. Вел. письмо к падшей деве. Серг. п. М. 1892, ч. 6 стр. 116, Св. И. Злат. Твор. т. 3, кн. I, Спб 1899, стр. 7. 33        Св. И. Злат. на посл. к Римл. б. 13, на св. Матф. б. 63. Св. И. Злат. Сл. о богатстве и нищете. 34        Св. Ефр. Сирин. О добродет. и страстях. Доброт. т.2 М. 1885, стр. 395, тоже самое: Григор Синаит Главы о помыслах, страстях и добродетелях, гл. 77. Доброт. т. 5 М. 1890 стр. 211. Св. Моис. Исп. О любви. Сотн. I гл. 64 Добр. т. 3 М. 1889 стр. 186. 36        Там же Ср. И. Злат. Бесед. на пс. 4 Спб. 1899 т. 5 кн. I стр. 34, Пр. Нил к мон. Евлогию слово I гл. 23. М. 1858, ч. I, стр. 233. 39        Св. Ефр. Сир. О доброд. и стаст. гл. 5 Добр. т. 2 М. 1885 стр. 396. Его же Твор. ч. 3 М. 1882 стр. 612, Ср. Св. Григ. Син. Главы о пом. страст., и добродет. гл. 79 Доброт. т. 5 м. 1890 стр. 211, Св. И. Злат. Т. III, кн. I Спб 1897 стр. 185 (упоминание о щегольстве).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

любви, сотн. 4, 93). V. «Искренний друг тот, кто в скорби, нужде и несчастии во время искушения ближнего терпит с ним их, как собственные, неизменно и великодушно». (Сотн. 3, 79. Макс. о любви). VI. «Не будь скор на отвержение духовной любви, ибо не осталось человекам иного пути ко спасению. Кого вчера почитал за духовного брата и за добродетельного, не считай сегодня порочным и злым по ненависти к нему, породившейся в тебе от навождения лукавого; но долго терпя любовию, вспомни вчерашние добрые твои о нем суждения и отлови от души сегодняшнюю ненависть.» (Максим «о любви», сотн. 3, 25, 26). д) Опасность худого товарищества. Блаженный Августин так оплакивал несчастия своей молодости: «я блуждал в такой слепоте, что стыдился не иметь столько бесстыдства, сколько имели мои товарищи; я делался день ото дня порочнее только для того, чтобы за честность не прослыть у них бесчестным человеком. Боже мой! Ты видел, с каким удовольствием ходил и по улицам Вавилона, и как услаждался, валяясь в грязи, как будто это был драгоценнейший бальзам. Невидимый враг попирал меня своими ногами и водил по своей воле, ибо я, бедный, шел за ним везде с радостию». Отчего же происходила такая слепота? «О, враждебное дружество! – продолжает Августин; – ты столько развращаешь сердца молодых людей, что они не для своей выгоды, не для того, чтобы сделать другому зло, но без намерения, для одной шутки делают зло. Ах! бывало только скажут; пойдем с нами, сделаем то или это, – и я стыдился не предаваться всем порочным увлечениям» 36 . (« Воск. чт.»). 33 Библейский пример живой благодарности за благодеяния. Когда после поражения своего мятежного сына Авессалома Давид снова возвращался в Иерусалим, его сопровождал один богатый галаадинянин, во имени Верзеллий, который доставлял продовольствие Давиду и людям его во время бегства его, по случаю возмущения Авессалома. Благодарный царь хотел взять его с собою в Иерусалим, обещал здесь продовольствовать его; но Верзеллий, изобразив пред ним преклонность лет своих, просил его отпустить его на свою родину, чтобы там провести остаток дней своих, и только о сыне своем просил, если угодно будет ему, взять его с собою и не оставить его своею милостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

274. Еврипид, — Медея, явл. 3, хор, антистр. (к стр. 12 стр. 150). 275. Гераклит, — Фрагм. 118. изд. «Мусагет» стр. 42. — Не точн. цит. 276. Ср.: «Все должно быть благообразно и по чину — πντα δε ενσχημνως και κατ τξιν γινσθω (1 Кор. 14, 40). Этой общественной норме ап. Павла придано в тексте онтологическое значение: онтологический момент, конечно, лежит в основе всяких иных моментов, а в том числе — и общественном, ибо без онтологии нет и того, что м. б. лишь явлением области существенной. — Первая же половина нашего определения устроенности намекает на известное определение лорда Пальмерстона, сказавшего, что «грязь — это то, что не на своем месте», и на применение этих его слов к очистке электрометра у Вилльяма Томсона, лорда Кельвина: В. Томсон (л. Кельвин), — Строение материи, пер. с англ. Б. П. Вейнберга, СПб., 1895, стр. 316–317. — Само собою понятно, что и это понятие грязи в тексте онтологизировано. Личность д. б. чистой, т. е. не–грязной, т. е. в ней ничего не д. б. не на своем месте. «Навык к добродетели есть восстановление сил души в первобытное их благородство и сочетание во едино главнейших добродетелей для свойственного ей по естеству действования; а это не со–вне привходит в нас, как нечто вводное, а прирождено нам от сотворения, и чрез это входим мы в царство небесное, которое, по слову Господа, внутрь нас есть …» (Никита Стиф., — 1–я сотн. деятельных глав, 72. — Добротолюбие стр. 101). — Мысль, подобную той, что развивается в тексте, а именно о греховном мире как «перестановке известных существенных элементов, пребывающих субстанциально в мир Божественном» см. У Вл. С. Соловьева, — Чтения о Богочеловечестве, чт. 9–е («Собр. соч.», СПб., Т. 3, стр. 122). 277. Русское понятие слова «закон» онтологично, — не юридично и почти равносильно Платоновой идее. Закон — это норма не поведения, а бытия, и отсюда уже — и поведения, как явления существа. «Этот столарь сделает столь по–законнее, прочнее», говорила мне одна крестьянка; позаконнее, т. е. соответственнее его «идее».

http://predanie.ru/book/183910-stolp-i-u...

576 Juan de la Cruz «Cäntico espiritual» (Obras, edicion critica, 1912 г. том II, стр. 198); cp. мои брошюры: «Голос любви», Москва, 1916 г. стр. 8 и «Мистицизм и лирика», СПБ., 1917, стр. 17–18. Juan de la Cruz по времени уже принадлежит к эпохе Возрождения, но корни его мистики и ее характер обусловлены средневековой церковно-мистической традицией, и всецело проникнуты тем же духом. Ср. Никита Стифат, Первая деят. глав сотница 90, (Добротолюбие, изд. 2-ое, М., 1900, т. 5, стр. 107); 3-ье сотн., 72 (Ibid, 155–6). 577 Не говоря уже об изумительной книге так называемого Дионисия Ареопагита : «О божественных именах». Она полна восторженным восхвалением Божественной Любви, сотворившей мир и любящей Свое творение (особ. гл. IV, 10–17), и воплотившейся в лице Иисуса. Эта любовь Божия, Его красота и сила проявляются в творении. Бог, при всей Своей трансцендентности, невыразимости, недоступности, вместе с тем и близок к нам, Он присутствует в мире (См. особ, гл. 1:4; 4:10; 5:9–10; 11:2 и т.д.). Близость Божию, действенное присутствие Его ощущают в мире и великие мистики позднейших времен, так, в первую очередь Яков Бёме, далее, напр., Джордано Бруно в своем трактате «Degli furori», а из более нового времени ср., напр., мистические «Фрагменты» Новалиса или «Беседы» старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» («О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным»), Ср. по сему поводу мою работу «Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения», главным образом первую вступительную главу о Джордано Бруно, и passim («Журн. Министерства Нар. Просвещ.», 1913 г. январь и февраль). 581 «Though he be healed, his wounds are seen before God, not as wounds, but as worships», гл. XVII (Cp. гл. XIII, XIV). 587 Главные места в «De principiis» Оригена о «восстановлении всяческих», кн. I, гл. 6-ая и кн. III, конец 5-й и 6-ая глава (=Migne, Patrolog. series graeca, t. XI, col. 165–170, 331–341; cp. далее coll. 176, 239, 326, 329). Русский перевод «De principiis» – «О началах», издан Казанской Духовной Академией (1899 г., см. стр. 64–73, 80, 168, 280, 284–302).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

281, 283, 292, 214. П. Жане , – Неврозы, пер. с фр. С. С. Вермеля, М., 1911, Ч. 2-я, гл. III, § 5, стр. 274–275. – Так же думают Брейер, Фрейд, Мортон Прайтс. См.. 259 «Душевно-живущие и потому называемые душевными суть какие-то полоумные и как бы параличом разбитые» ( Никита Стифат , – 2-ая сотница естественных психологических глав об очищении ума, 6. – Добротолюбие, изд. 2-е, М. 1900, Т. 5, стр. 11 2). Святые, даже на взгляд специалиста-психиатра, представляются типично-здоровыми людьми. Напротив, расстройство душевной жизни, при сравнительно хорошей сохранности умственных процессов, прежде всего выражается в разложении и даже уничтожении нравственной области; по указанию психиатра В. Чижа эта нравственная порча доходит до «поразительной неспособности понять добро и зло», до «отсутствия нравственного закона в душе» (В. Чиж , – Психология наших праведников. «Вопр. ф. и псих.» 1906, кн. IV (84) сентябрь-октябрь и кн. V (85) ноябрь-декабрь. – Его же, – Нравственность душевнобольных, id., кн. 7, 1891 г., стр. 122–148). К сам. реш. утвержд. здоровости святых приходит и J. Pachen , – Psychologie des mystiques chrétiens, Paris, 1911 (Perrin). Реф. в «An. de philos, chrét.» 84-e an., 4-е sér., T. 15, 2, 1912, Nov., pp. 192–193. Еще: M. В. Лодыженский , – Свет незримый, СПб. 1912. – Врач С. Апраксин , – Аскетизм и монашество. Евангельские, биологические и психологические их основания. Опыт популяризации святоотеч. воззр., Киев, 1907. См.. 262 А. Л. Волынский, – Леонардо-да-Винчи («Сев. Вестн.» 1897–1898 гг.; 1-е изд. Маркса, СПб., 1900, 2-е изд., Киев, 1909) – Особ. см. Ч. III, «Демоническое искусство». Еще с большею определенностью настаивает на мысли о коренном извращении души Леонардо-да-Винчи и видит в его творчестве «сублимацию» полового чувства, не нашедшего нормальных выходов и отравившего всю личность, Фрейд («Леонардо-да-Винчи», М., 1912). 263 «Когда умные чувства стоят в душе в своем естественном чине, и ум незаблудно шествует в понимании тварей, разумно объясняя существо и движения их, тогда в естественном чине видятся ей и вещи и лица, и всякое естество вещественных тел… Когда же силы ее действуют не по естеству своему, восставая одна против другой, тогда и это все видится ей, не как она есть по естеству своему: оно естественною своею красотою не возводит уже ее к познанию Творца, но, по причине страстного ее состояния, низводит в глубину погибели» ( Никита Стифат , 1-я сотн., 52, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

266. «Душевно–живущие и потому называемые душевными суть какие–то полу–умные и как бы параличом разбитые» (Никита Стиват, — 2–ая сотница естественных психологических глав об очищении ума, 6. — Добротолюбие, изд. 2–е, М. 1900, Т. 5, стр. 11»). Святые, даже на взгляд специалиста психиатра, представляются типично–здоровыми людьми. Напротив, расстройство душевн. жизни, при сравнит· хорошей сохранности умствен. процессов, прежде всего выражается в разложении и даже уничтожении нравствен. области; по указанию психиатра В.  Чижа эта нравственная порча доходит до «поразительной неспособности понять добро и зло», до «отсутствия нравственного закона в душе» (В. Чиж, — Психология наших праведников. «Воп. ф. и псих.» 1906, кн. IV (84) сентябрь–октябрь и кн. V (85) ноябрь–декабрь. Его же, Нравственность душевно больных. id., кн. 7, 1891 г., стр. 122–148). К сам. реш. утвержд. здоровости святых приходит и J. Раснеп, — Psychologie des mystiques chretiens, Paris, 1911 (Perrin). Реф. в «An. de philos. chret.» 84–e an., 4–e ser., T. 15, 2, 1912, Nov., pp. 192–193. Еще: M. В. Лодыженский, — Свет незримый, СПб, 1912. — Врач С. Апраксин. — Аскетизм и монашество. Евангельские, биологические и психологические их основания. Опыт популяризации святоотеч. воззр., Киев, 1907. См. 267. Исповедь. 268. Чуть ни любое произв., особ. «Бр. Кар.». 269. А. Λ. Волынский, — Леонардо–да–Винчи («Сев. Вестн.» 1897–1898 гг.; 1–е изд. Маркса, СПб., 1900, 2–е изд., Киев, 1909) — Особ. см. Ч. III, «Демоническое искусство». Еще с большею определенностию настаивает на мысли о коренном извращении души Леонардо–да–Винчи и видит в его творчестве» «сублимацию» полового чувства, не нашедшего нормальных выходов и отравившего всю личность, Фрейд («Леонардо–да–Винчи», М., 1912). 270. «Когда умные чувства стоят в душе в своем естественном чине, и ум незаблудно шествует в понимании тварей, разумно объясняя существо и движения их, тогда в естественном чине видятся ей и вещи и лица, и всякое естество вещественных тел. — Когда же силы её действуют не по естеству своему, восставая одна против другой, тогда и это все видится ей, не как оно есть по естеству своему: оно естественною своею красотою не возводит уже ее к познанию Творца, но, по причине страстного её состояния, низводит в глубину погибели» (Никита Стиф.; 1–я сотн., 52 стр.

http://predanie.ru/book/183910-stolp-i-u...

Девственникам на небе предоставлена, по откровению Иоанна Богослова, особенная награда. Они будут воспевать пред престолом песнь, какой никто не может научиться, и следовать за Христом, куда бы Он ни пошел ( Апок.14:3–4 ). Нравственное достоинство нестяжательности Для высшего духовного совершенства ( Мф.19:21 ) необходимо оставить все имущество и избрать произвольную нищету. Ибо обладание земным имуществом сопряжено всегда с заботами, попечением, беспокойствами, а иногда с скорбями и страданиями, среди которых забывают люди о спасении души ( 1Тим.6:9–10 ). Сам Спаситель говорит: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидеть в царствие небесное, паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозь иглины уши проити, неже богату в царствие Божие внити ( Мф.19:23–24 ). Неотрекшись от имуществ, пишет св. Исаак Сирин , душа не может освободиться от возмущений помыслов (Слово об удалении от мира). Св. Максим исповедник , говорит: «чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот нелюбим Богом» (Сотн. 2 о любв. 1). «Как кто-нибудь, бросив перст на пламень горящей пещи, угашает оный, так и житейские заботы и всякое пристрастие даже к маловажной вещи истребляет воспламенившуюся в начале теплоту (Доброт. ч. 1, гл. 23). «Как волны в море никогда не утихают, так гнев и печаль от сребролюбца никогда не отступят, говорит св. Лествичник (ст. 17). Напротив, тот, кто ради Господа Иисуса сделался нищим, подверг себя лишениям, соединенным с нищетою, естественно отвергает всякие надежды на мир, отлагает все заботы и попечения о приобретении себе необходимого для жизни, вручая себя во всем промыслу Божию, пекущемуся о малейшей из тварей. Оставление земных всех имуществ поставляет подвижника в особенное высокое состояние, непонятное для мира». «Нестяжательность близ небес поставляет, избавляя нас не только от страха, печали и бедствий, но и других опасностей». (Златоуст, о девств. гл. 80). Нравственное достоинство послушания Хотя произвольная нестяжательность есть высокая добродетель, но девство выше её, а обоих выше послушание, если оно будет всеобщее, т.е. всегда и везде, как в легких, так и в самых трудных делах; охотное, т.е. без всякого ропота и неудовольствия, но с радостью и готовностью; чистое, т.е. не из страха человеческого, не из уважения к лицу, но ради Господа Бога, Который изрекает волю Свою чрез высших, – готовое, т.е. без всякого промедления и отлагательства, исполняющее распоряжение начальства. Нестяжательность господствует над имуществом вещественным, девство над плотью, а послушание над душею. Из всех жертв, какие только можно требовать от человека, жертва собственною волею и собственным разумением есть величайшая. Надобно иметь особенную решимость к самопожертвованию собою, чтобы сказать: я отрекаюсь от своей воли и от своего мудрования и обязуюсь повиноваться правилам и узаконениям иноческим и настоятелю и всей во Христе братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

  001     002    003    004