Архив Пн Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви 26 декабря 2013 г. 19:15 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года ( журнал ). Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви неоднократно поднимался в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. 27 марта 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучить этот вопрос и подготовить официальную позицию Московского Патриархата ( журнал 26 ). Между тем, 13 октября 2007 года на заседании Смешанной комиссии в Равенне — в отсутствии делегации Русской Церкви и без учета ее мнения — был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Изучив Равеннский документ, Русская Православная Церковь не согласилась с ним в той части, где речь идет о соборности и примате на уровне Вселенской Церкви. Поскольку в Равеннском документе различаются три уровня церковной администрации — местный, региональный и вселенский — в нижеследующей позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви эта тема также рассматривается на трех уровнях. 1. В Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе — Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Сыну Божию и Сыну Человеческому. По словам святого апостола Павла, Господь Иисус Христос есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол 1:18). Согласно апостольскому учению, Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, воскресив Его из мертвых , посадил одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем… и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф 1:17-23). Церковь, пребывающая на земле, есть не только сообщество верующих во Христа, но и Богочеловеческий организм: Вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:27).

http://patriarchia.ru/db/text/3481089.ht...

Имеются ли в св. Писании примеры того, что некоторые, хотя и верили в Бога и Христа, но без Церкви не могли спастись?   Таких примеров много. В Ефесе, как видно из Деян. 19:1—6, были «уверовавшие», но они не могли спастись, доколе Ап. Павел не присоединил их к Церкви. Вообще же сектанты не могут указать ни одного случая, кто бы в Новом Завете спасся, не присоединившись к Церкви чрез крещение. Как же сектанты указывают на разбойника на кресте, который спасся без крещения одним исповеданием?   Они забывают, что это было еще до начала существования Церкви Христовой. Как объяснить нам те случаи, когда христианские мученики умерли, не крестившись и, однако, почитаются святыми?   Они стали христианами перед самыми мучениями или даже во время их и не успели креститься водою, но они крестились крещением «огненным», в своей мученической крови. Почему же не может быть спасения помимо Церкви?   Потому что Христос есть Глава Своей Церкви, т.е. Своего общества, и вне Церкви, т.е. вне тела Христова нет и Спасителя, а без Христа не только спасения, но и добродетели быть не может. В Евангелии Иоанна Господь говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза ...Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан 15:1, 4—5). Итак, Господь изображает Церковь в виде виноградной лозы, в виде дерева: корень и ствол, это — Он Сам, а ветки — это верующие в Него. Если ты будешь древесной веткой или листом, т.е. если будешь в Церкви, то будешь питаться соками от корня и ствола, т.е. от Христа, и будешь жить; а если ты не в Церкви, т.е. если ты — не ветка или лист лозы — Христа, или же и ветка, но обломившаяся, или лист, но слетевший и попираемый проходящими, тогда ты засох, погиб, и нет в тебе жизни. Вот насколько важно быть в Церкви! Если сейчас ты не в Церкви, то и без Христа, и без жизни! А питаешься ты безжизненными соками того нечестивого учителя, который, помимо Христа, посадил другое, сухое и безжизненное дерево!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Об этом ясно свидетельствует то наставление, которое апостол Павел преподал пастырям эфесской Церкви и которое читается так: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею». Исходя от единой главы Церкви Господа нашего Иисуса Христа, благодать Божия пребывает в Церкви доныне и будет пребывать вечно. Истина эта с несомненностью вытекает из учения о вечном пребывании Церкви. Если именно Церковь будет пребывать вечно, то ясно, что и благодать Божия будет пребывать в ней также вечно, ибо если бы благодать была отнята от Церкви, то перестала бы существовать и самая Церковь . О вечном существовании Церкви Сам Господь говорит в следующих словах: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Значит, нет таких сил, которые могли бы одолеть Церковь Христову и прекратить существование ее. Ее защищает и укрепляет Сам всемогущий Основатель и Глава ее, Господь Иисус Христос. Ту же истину Господь выразил и перед вознесением Своим на небо, когда сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Поясняя эти слова, блаженный Феофилакт говорит: «Итак, Господь обещает Свое пребывание до скончания века и нам, и тем, которые будут после нас; однако не в том смысле, что до скончания века будет, а после скончания не будет. Нет, тогда особенно и будет Он пребывать с нами, и притом яснейшим образом: ибо слово – до, где ни встречается в Писании, не исключает того, что будет после». Более ясного свидетельства о вечном пребывании в Церкви благодати Божией нельзя и придумать. Вот почему и апостолы твердо верили этой истине и внушали ее и всем христианам. Так, апостол Павел поучал: «Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века, аминь». «Верую в Церковь », – так исповедуем мы в девятом члене символа веры . Как утешительно теперь должно быть это исповедание! Им мы выражаем уверенность, что мы близки к Богу, принадлежим к телу Иисуса Христа, будучи членами Его. Утешительно уже быть близким к земному царю, а еще утешительнее быть членом дома его. Но несравненно утешительнее сознавать, что мы близки к небесному Царю, что мы члены тела Его. Утешительно пользоваться милостями земного царя, но несравненно утешительнее пользоваться благодатью Божией, изливаемою на нас обильно в Церкви Христовой. Господь Иисус Христос говорил апостолам, а в лице их и всем последователям Своим: «Я есмь лоза, а вы – ветви». Значит, если мы принадлежим к Церкви, то находимся в таком же отношении к Иисусу Христу, в каком ветви находятся к лозе. Ветви теснейшим образом соединены с лозою, питаются и живут ею. Подобно этому теснейшим образом соединены с Христом и мы; питаемся и живем Им.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Они забывают, что это было ещё до начала существования Церкви Христовой. – Как объяснить нам те случаи, когда христианские мученики умерли, не крестившись и, однако, почитаются святыми? Они стали христианами перед самыми мучениями или даже во время их и не успели креститься водою, но они крестились крещением «огненным», в своей мученической крови. – Почему же не может быть спасения помимо Церкви? Потому что Христос есть Глава Своей Церкви, т.е. Своего общества, и вне Церкви, т.е. вне тела Христова нет и Спасителя, а без Христа не только спасения, но и добродетели быть не может. В Евангелии Иоанна Господь говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза …Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:1,4–5 ). Итак, Господь изображает Церковь в виде виноградной лозы, в виде дерева: корень и ствол, это – Он Сам, а ветки – это верующие в Него. Если ты будешь древесной веткой или листом, т.е. если будешь в Церкви, то будешь питаться соками от корня и ствола, т.е. от Христа, и будешь жить; а если ты не в Церкви, т.е. если ты – не ветка или лист лозы – Христа, или же и ветка, но обломившаяся, или лист, но слетевший и попираемый проходящими, тогда ты засох, погиб, и нет в тебе жизни. Вот насколько важно быть в Церкви! Если сейчас ты не в Церкви, то и без Христа, и без жизни! А питаешься ты безжизненными соками того нечестивого учителя, который, помимо Христа, посадил другое, сухое и безжизненное дерево! Сравнивает Господь Церковь также и со стадом, у которого пастух – Сам Спаситель ( Ин.10:1–16 ). Если кто не в стаде Христовом, т.е., не в Церкви, тот и не может называться овцою Христовою: Христос не Пастырь такому. Ещё сравнивает Господь Церковь с неводом, который закидывается в море и захватывает рыб всякого рода. Кто не в неводе, кто не захвачен, тот, значит, и не в плену у Бога: кто не в Церкви, тот живёт сам по себе, без воли Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви Москва, 26 декабря 2013 г. Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года ( журнал 157 ). Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви неоднократно поднимался в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. 27 марта 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной Богословской комиссии изучить этот вопрос и подготовить официальную позицию Московского Патриархата ( журнал 26 ). Между тем, 13 октября 2007 года на заседании Смешанной комиссии в Равенне — в отсутствии делегации Русской Церкви и без учета ее мнения — был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Изучив Равеннский документ, Русская Православная Церковь не согласилась с ним в той части, где речь идет о соборности и примате на уровне Вселенской Церкви. Поскольку в Равеннском документе различаются три уровня церковной администрации — местный, региональный и вселенский — в нижеследующей позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви эта тема также рассматривается на трех уровнях. 1. В Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе — Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Сыну Божию и Сыну Человеческому. По словам святого апостола Павла, Господь Иисус Христос есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол 1:18). Согласно апостольскому учению, Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, воскресив Его из мертвых , посадил одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем… и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф 1:17-23). Церковь, пребывающая на земле, есть не только сообщество верующих во Христа, но и Богочеловеческий организм: Вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:27).

http://pravoslavie.ru/67055.html

Так как Церковь земная и Церковь небесная, то есть, верующие живые и умершие вместе со святыми Ангелами составляют «единую“ Церковь Христа, Его Тело, в котором Он Сам – основание и глава, то все члены Церкви находятся чрез объединяющего их Христа в постоянной живой любви и непрестанном молитвенном общении друг с другом. Вступившим в Церковь христианам св. Апостол говорит: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу“ ( Еф. 2; 19 ). «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства“ ( Евр. 12; 22–23 ). Возглавляемые Христом все члены Церкви: св. Ангелы. живые и умершие – составляют одну Божию семью, крепко соединенную вечною любовью. Живущие на земле члены Церкви молятся за умерших своих братий, не достигших совершенства и святости, молятся потому, что они мертвы телом, но не душою, «ибо у Него все живы“ ( Мф. 22: 32 ), а христианская любовь «никогда не перестает“ ( 1Кор. 13; 8 ) и побуждает нас молиться за умерших. Живущие на земле члены Церкви, прославляя святых Ангелов и восхваляя праведников, написанных уже на небесах ( Псал. 111: 6 . Прит. Сол. 10: 7), «взирая на кончину их жизни, подражают вере их“ ( Евр. 13: 7 ) и молят их о заступничестве пред Богом. Святые Ангелы Божии «посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение“ ( Евр. 1: 14 ), они заботятся о всех верующих ( Мф. 18: 10 ), охраняют их ( Пс. 33: 8 ) и радуются о каждом грешнике кающемся ( Лук. 15: 10 ). Святые угодники Божии, достигшие совершенства и написанные уже на небесах, первенцы церкви, молятся о нас грешных и ходатайствуют пред Ходатаем всего мира о прощении наших грехов. 7) Какой вывод можно сделать из учения слова Божия о Церкви, как «соборной“? Все, отделившиеся от видимой Церкви, отделились и от невидимой, небесной: от Ангелов Божиих, от «торжествующего собора и Церкви первенцев, написанных на небесах», а следовательно и от Судьи всех Бога, хотя и верят Ему. Они сами лишают себя молитв и земной и небесной Церкви и при жизни и по смерти своей. Печальная ожидает их участь! IV

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Церковь Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу ( Ebp. XII, 22–24 ). Сие соединение Церкви небесной с земной указывает на нее, как на предмет веры. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. В благодати Божией, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Uh. I, 14 ) и исполняющий благодати и истины тело Свое, то есть Церковь ( Uh. I, 17 ). Во-вторых тем, что Он умолил Отца небесного послать ученикам Своим другого Утешителя, который да пребудет с ними во век ( Uh. XIV, 16 ). Утешитель же, Дух Святый, поставляет пастырей пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян. ХХ, 28 ). Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Mф. XVI, 18 ); или – Я с вами во все дни до скончания века, говорит Иисус Христос ( Mф. XXVIII, 20 ). В исповедании веры мы признаем Церковь «единой». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех ( Eф. IV, 4–6 ). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа ( I Kop. III, 10–11 ). Хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, но все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Видимо сие единство выражается одинаковым исповедыванием веры, общением в молитвах и таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Члены Церкви могут заблуждаться, но эти заблуждения непременно открываются, и они никогда не затемняют истины. «И от полноты Его [Бога Слова, ставшего плотию. – прим, о Бориса] все мы приняли благодать на благодать» ( Ин.1:14–16 ), т. е. больше, чем благодать. В Церкви вечно обитает Дух Святый. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Дух истины» ( Ин.14:16–17 ). Дух Святый есть жизненное начало Церкви, Он есть руководитель ее. Приведу цитату из чина присоединения инославных к Православию. Иноверец произносит: «Верую и исповедаю, яко сея Церкви правитель и кормчий есть Дух Святый». В Церкви одновременно действуют глава Церкви Господь наш Иисус Христос и правитель и руководитель Дух Святый; их действия нельзя разделять, но в наших теоретических построениях мы по-другому не можем, как только разделять относящееся к Сыну Божию и к Духу Святому. Дух Святый совершает в верующих все духовные плоды: «...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Он поставляет пастырей, через которых изливается на верующих благодать Божия: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). И еще цитата из Митрополита Филарета (Гумилевского) : «Как душа и тело в нравственном лице связаны между собою – душа действует на тело, и тело на душу: так и в Церкви невидимый Дух животворно действует на видимый организм Церкви. И организм сей то более, то менее благоугодно Духу отправляет свои действия». Действительно, в Церкви объединяются не святые люди, а люди освящаемые. Конечно, они грешники, но идет постоянное их освящение, наполнение их благодатью. Кроме того, мы знаем, что Дух Святый будет пребывать в Церкви до скончания века, и, значит, благодать тоже будет изливаться на людей до скончания века: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» ( Мф.16:18 ). Никакие злые советы, злые ухищрения и действия тайных или явных сил не победят Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостол Павел придавал браку значение Таинства, уподобляя его тайне единства Христова в Церкви. «Жёны, – писал он в Послании к Ефесянам, – повинуйтесь мужьям своим, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 22 – 25 , 31 – 32 ). Апостол Павел осуждает также «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак» ( 1Тим. 4, 2 – 30 ). Христианский брак, в соответствии с учением Церкви, есть богоустановленное Таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его Церковью для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати. Совершителем этого Таинства является священник. Вступая в брак, жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью, дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же в Таинстве Браковенчания испрашивает им у Бога благодатную помощь во всём и благословение на рождение и христианское воспитание детей. Брак признаётся Таинством также в Католической и Древних Восточных Церквях. Впрочем, в Католической Церкви в Средневековье существовали на сей счёт разные суждения. Так, у Фомы Аквината нет указаний на то, что брак – это Таинство. Окончательное признание брака Таинством в Католической Церкви принадлежит уже Тридентскому Собору (1545 – 1563 гг.). При этом Тридентский Собор по этому поводу ссылался на постановления Лионского (1274 г.) и Флорентийского (1438 г.) Соборов. В протестантских Церквях имеет место церковное благословение брака, совершаемое как обряд браковенчания, но Таинством оно не признаётся. Хотя первоначальное побуждение к вступлению в брак имеет физиологическую природу, но в христианском браке религиозно-нравственное начало составляет его основу, которому подчиняются другие его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание брака заключается, по учению апостола Петра, в самопожертвовании: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнешим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет. 3, 1 – 4, 7 ). 54. Заключение брака в Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Благодари Господа, что Он тебя сделал членом Церкви Своей, этого Божественного общества святых, коего Начальница и первый член есть Матерь Божия. Она матерински, благостно, всеблагомощно, попечительно и сочувственно относится ко всем верным и искренним членам Церкви и чадам Своим. Я сраслен и счинен Церковью небесною и земною - с Богоматерью, с чинами ангелов, со всеми святыми патриархами, пророками, апостолами, святителями, мучениками, преподобными, праведными, со всеми святыми, по благодати Божией. Как же я должен мыслить, чувствовать, хотеть, говорить и действовать? А вот как: что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, о том помышляйте; чему вы научились, что приняли и что слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами (Фил. 4, 8-9), говорит апостол. Твое обращение, православный христианин, с теплою молитвою к ходатайству Богоматери, святого Ангела хранителя или вообще к святым ангелам Господним, к святым угодникам порознь и вообще, показывает, что ты член Церкви Христовой, или святого общества спасенных или спасаемых, торжествующих на небе славную победу над миром и миродержцем; что ты не один и не одинок, а в союзе с бесчисленным множеством победивших или борющихся, что ты находишься в воинстве духовном, в воинстве Христа Спасителя, Который есть всемогущая Глава Церкви, способствующая всем верным к одолению нападающих непрестанно врагов спасения нашего, что святые суть помощники, заступники и друзья наши, готовые по усердному призыванию нашему помогать нам. Мы не одни в поле, или в мире сем, воины, а нас, борющихся, множество, и во множестве мы сильны, особенно при содействии всесильного Главы Церкви, Господа Иисуса Христа. Обращайся же усердно к молитвам святых и веруй в их сочувствие и пособие, в их любовь и содействие к спасению. Не забывай близость всех членов Церкви небесной к членам благочестивым Церкви земной, потому что едино Тело - Церковь небесная и земная, - и молись Главе и членам с верою и любовью в простоте сердца. Слава Тебе, Владычице, Начальница мысленного наздания! Слава Тебе, всемощная Глава Церкви, всех объединяющая!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010