27 марта того же года Временное правительство признало автокефалию ГПЦ как национальной Церкви, не ограниченной конкретной территорией (ДВГЭ. 1917. 7/8), 25 июля - как Церкви грузин в Грузии и за ее пределами (ЦВ. 1917. 30). Рус. духовенство на Закавказском Церковном Соборе 25-29 мая 1917 г. вынесло решение о подчинении рус. приходов в Грузии Синоду РПЦ; он в свою очередь отложил рассмотрение дела до созыва Поместного Собора. 15 авг. 1917 г. местоблюстителем Католикоса-Патриарха был избран митр. Леонид, в тот же день начал работу Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , куда приходили известия из Тифлиса о присвоении груз. стороной имущества Грузино-Имеретинской синодальной конторы и экзаршего дома, об изгнании рус. монахов из мон-рей ( Герман (Веретенников). 1974. С. 65). В сент. 1917 г. на Поместном Соборе ГПЦ был избран Католикос-Патриарх Грузии - сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , открыто 13 епархий. Фактически ГПЦ заявила о себе как о территориальной Церкви, подчинившей своей юрисдикции также и большинство рус. и греч. приходов на территории Грузии. Католикос-Патриарх сщмч. Кирион разослал Главам Поместных Церквей обращения с просьбой о признании автокефалии ГПЦ, однако ни одна Церковь ее не признала. Собор Грузинской Православной Церкви, избравший Католикоса-Патриарха Кириона III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. Собор Грузинской Православной Церкви, избравший Католикоса-Патриарха Кириона III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. Методы восстановления автокефалии ГПЦ повлекли разрыв молитвенного общения с РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон , обращаясь с посланием (29 дек. 1917) к Католикосу-Патриарху Кириону, митр. Гурийско-Одишскому Леониду, еп. Кутаисско-Гаенатскому Георгию (Аладашвили), еп. Горийскому Антонию (Гиоргадзе) и еп. Алавердскому Пирру (Окропиридзе), признал правомерность постановки вопроса о восстановлении автокефалии, однако на основании 9, 13 и 16-го правил Антиохийского Собора осудил самочинный характер ее восстановления (текст см.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Панагия с изображением вмц. Кетеван. Эмаль. XVII в. (СПГИАХМЗ) Панагия с изображением вмц. Кетеван. Эмаль. XVII в. (СПГИАХМЗ) В 2003 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Троице-Сергиевой лавре была написана икона К., в к-рую была вложена частица мощей святой из Троице-Сергиевой лавры. В 2004 г. икона была подарена Католикосу-Патриарху всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) . В 2006 г., во время раскопок обители августинцев Носа-Сеньора-да-Граса в Гоа под рук. инд. археолога Н. Тахера, были обнаружены фрагменты мощей К. Они были возвращены в Грузию. Анализ ДНК и др. исследования подтвердили принадлежность мощей К. В церкви во имя К. в Авчале (Тбилиси) в аналойной иконе К. покоятся части мощей святой, хранится фрагмент каменной раки, в которой мощи находились в обители августинцев Носа-Сеньора-да-Граса в Гоа, а также Иверская икона Божией Матери, принадлежавшая К. и бывшая с ней во время пленения в Ширазе. В России В 1656 г. Теймураз I послал частицу мощей К. российскому царю Алексею Михайловичу , сопроводив дар письмом: «Да послал я тебе часть мощей матери моей от ноги великого перста, что мучил ее шах Аббас, тому 40 лет сентября в 13 день» (Выписка о приезде в Москву груз. посла Дмитрия Езекиилева// Пайчадзе. 1965. С. 456-457). Некоторые исследователи идентифицируют эти фрагменты мощей как те, что хранятся в серебряном ковчежце (фрагмент ноги), обрамленном золотом и украшенном 15 изображениями и драгоценными камнями в музее Сергиева Посада ( Гиоргадзе. 1990. С. 54-55). В 1870 г. из С.-Петербурга в Мцхету была передана дароносица с мощами К. На крышке ковчежца помещена икона К. (Там же. С. 54). Иконография Груз. историк Ф. Жордания описал выносной крест, хранившийся в кафоликоне мон-ря Урбниси , к-рый, очевидно, содержал одно из наиболее ранних изображений К. Во 2-й пол. XVII в. еп. Дионисий (Ларадзе) привез крест в Урбниси из Эрушети, в 1716 г. еп. Руисский Николай (Орбелишвили) обновил его рельефными изображениями св. Нины, К., преподобных Иоанна Зедазнийского, Давида Гареджийского и Шио Мгвимского ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 59-60). Крест утрачен, очевидно, в нач. 20-х гг. XX в., во время установления в Грузии советской власти.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

Т. 1 (на груз. яз.); он же. О грамотах, определяющих цену крови//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тифлис, 1924. Вып. 2. С. 1-107 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологические экскурсии и заметки. Тифлис, 1914. Т. 2 (на груз. яз.); Луи Гранже. Письмо, посланное с Востока отцом Луи Гранжиэ его преподобию отцу Клод Аквавива, генералу Иезуитского Ордена из Мокви, в Мингрелии, 2 марта 1615 г.//СМОМПК. 1915. Вып. 44. С. 31-52; Арканджело Ламберти. Описание Самегрело/Пер.: А. Чкония, ред.: Л. Асатиани. Тифлис, 19382 (на груз. яз.); Георгика. 1941. Т. 4. Ч. 1 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Государственного Музея Грузии: Рукописи новой (Q) коллекции Музея/Сост.: И. Абуладзе. Тб., 1957. Т. 1; 1958. Т. 2 (на груз. яз.); Исторические документы царства Имерети и княжеств Гурии и Одиши, 1466-1770. Тб., 1958. Т. 1/Сост.: Ш. Бурджанадзе (на груз. яз.); Дон Джузеппе Джудиче из Милана. Письма о Грузии, XVII в./Пер., предисл., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тб., 1964 (на груз. яз.); Павел Алеппский, архидиак. Материалы к истории Грузии XVII в.: Описание Грузии, сост. архидиак. Павлом Алеппским/Сост.: Н. Ш. Асатиани. Тб., 1973 (на груз. и рус. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Макарий Антиохийский. Сведения о Грузии//Армагани. Тб., 1982. Т. 3. С. 88-122 (на груз. яз.); Мачарадзе В. Материалы по истории русско-груз. отношений 2-й пол. XVIII в. Тб., 1988. Т. 3. Ч. 1 (на груз. и рус. языках); Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.); Ахаладзе Л. Эпиграфика Абхазии как ист. источник. Тб., 2005. Т. 1 (на груз. яз.); Силогава В. Грузинская эпиграфика Самегрело и Абхазии. Тб., 2006 (на груз. яз.); Материалы посольств Гавриила Гегенава, Федота Елчина и Павла Захарьева, 1636-1640 гг./Сост.: Дж. Гамахария. Тб., 2014 (на груз. и рус. языках); Атлас истории Грузии/Сост.: Д. Мусхелишвили. Тб., 2016 (на груз. яз.). Лит.: Тамарашвили М. История католичества среди грузин. Тифлис, 1902 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия Тринадцатого.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

Вопрос о возможности предоставлении автокефалии Грузинской Церкви детально обсуждался на Предсоборном Присутствии в 1906 г. в рамках работы II отдела в «Комиссии по устроению церковных дел на Кавказе» . В процессе обсуждения ученые – сторонники предоставления автокефалии и ее противники – достаточно полно рассмотрели многочисленные проблемы истории и канонического права, связанные с вопросом предоставления автокефалии . Участники дискуссии (профессора И. С. Пальмов, А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский и др.), не отрицая наличия автокефалии у Древней Грузинской Церкви, выразили мнение, что это не дает возможности в нынешних исторических условиях (1906) вынести суждение о предоставлении автокефального статуса Грузинской Православной Церкви . Предполагалось вынести решение по этому вопросу на предстоящем Поместном Соборе Русской Православной Церкви . Позиция же представителей Грузинской Церкви была иной. Так, духовенство отказалось признать вновь назначенного в 1908 г Экзарха Никона (Софийского), жизнь которого закончилась трагически. 12 марта 1917 г. на съезде духовенства и мирян было объявлено об автокефалии Грузинской Православной Церкви . Было сформировано Временное Управление Грузинской Церковью, которое возглавил прежний Гурийско-Мингрельский епископ Леонид (Окропиридзе) с титулом «митрополит Тифлисский». Следует отметить, что еще до начала работы Поместного Собора 9 июля 1917 г. Временное Управление Грузинской Церкви, созданное после 12 марта 1917 г., направило делегацию в Петроград под руководством Антония (Гиоргадзе), епископа Горийского, в которую вошли архимандрит Амвросий (Хелая) и прот. Каллистрат Цинцадзе . Делегация обсуждала вопросы по управлению Грузинской Церковью с профессором А. Карташевым, Председателем Временного правительства кн. Е. Н. Львовым, Обер-прокурором Свят. Синода А. Н. Львовым. Делегация была принята Свят. Синодом 1 августа 1917 г. Преосв. Антоний в своем приветственном слове, коснувшись обстоятельств восстановления автокефалии Грузинской Церкви, заключил его следующими словами: «В этом живом чувстве любви о Христе, вспоминая давнее на протяжении столетий и согласное хранение святых догматов веры православной обеими Церквями, крестоносная Церковь Иверская выражает твердую уверенность в том, что отселе две родные по вере и по стремлениям духа Церкви заживут в добром согласии, хотя и не единым языком славят всечестное и великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос посреде нас» .

http://bogoslov.ru/article/6193220

Сам патриарх посещал Православные Церкви в разных странах мира, встречался не только с предстоятелями Церквей, но и с политическими лидерами стран. Свою приветственную речь он всегда начинал с рассказа об истории Грузии и объяснения сущности и уникальности Грузинской Церкви. В 1970–80-х годах прошлого века международная общественность почти ничего не знала о Грузии и грузинском народе. Предстоятель Грузинской Церкви стал тем посланником грузинского народа, усилиями которого весь мир познакомился с его страной. Эти встречи и незаурядная личность самого патриарха подняли авторитет Грузинской Церкви во всем православном мире. Кроме борьбы в защиту истинного христианства, христианского и национального самосознания, идеи национального единства, Грузинская Церковь в течение веков всегда вела широкую просветительскую деятельность, создавала, развивала и укрепляла культурно-образовательные центры, которыми в основном, конечно, были монастыри. Все монастыри как в самой Грузии, так и за ее пределами были философско-богословскими и литературно-переводческими школами. К существующим в IV–XI веках таким школам в XII веке добавились две академии – в Гелати и в Икалто (невдалеке от города Телави в Кахетии), которые стали центрами высшего богословского образования. В самую трудную для Грузии эпоху – в XV–XVIII веках, когда страна вела непрерывную борьбу против иранских и турецких завоевателей, грузинские монастыри на Афоне, в Иерусалиме, в бывшей Византии продолжали свою просветительскую миссию. Во второй половине XVIII века, по инициативе царя Картли и Кахетии Ираклия II, в Тбилиси и Телави были созданы духовные семинарии, а при крупных монастырях функционировали начальные школы. После упразднения автокефалии ГПЦ в 1811 году в Тифлисе в 1817 году русскими церковными властями была открыта Тифлисская Духовная семинария. Многие получившие в ней образование затем продолжили учебу в Киевской, Казанской, Петербургской, Московской Духовных академиях. Среди них были выдающиеся иерархи Церкви и ученые: святитель, епископ Гавриил (Кикодзе) , автор учебника по психологии, который был рекомендован для духовных академий России, св. епископ Александр (Окропиридзе), епископ Антоний (Гиоргадзе), св. Кирион, Католикос-Патриарх Грузии в 1917–1918 годах, Каллистрат (Цинцадзе), Католикос-Патриарх Грузии в 1932–1953 годах, Мелхиседек III (Пхаладзе), Католикос-Патриарх Грузии в 1952–1960 годах, историк и филолог академик К. Кекелидзе и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

был поднят в период первой революции груз. духовенством, к-рое открыто противопоставило себя Г. Э. 10 авг. 1905 г. Братство восстановления свободы Грузинской Церкви обратилось к груз. духовенству с воззванием о поддержке движения автокефалистов (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 16). Активная агитационная работа проводилась среди интеллигенции, помещиков, крестьян, а также в политических партиях. 8-9 дек. 1905 г. в Тифлисе на собрании депутатов духовенства почти со всех регионов Грузии было принято решение о совместных с национально-освободительным движением действиях (Схиви. 1905. 5. С. 3). В апр. 1907 г. объединенное собрание политических партий и представителей церковных кругов «Союз защиты договорных прав Грузии» направило в Думу офиц. обращение с требованием о восстановлении автокефалии ГПЦ (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 27. Ед. хр. 5412. Л. 3; Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 16). Епископы Леонид (Окропиридзе) (слева) и Кирион (Садзаглишвили) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1906 г. Епископы Леонид (Окропиридзе) (слева) и Кирион (Садзаглишвили) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1906 г. Духовные власти Г. Э. исходили из того, что подчиненность ГПЦ Святейшему Синоду РПЦ не противоречит церковным канонам (ЦГИАГ. Ф. 1438. Ед. хр. 278. Л. 28), а за движением автокефалистов скрываются политические революционные силы на Кавказе ( Марр. 1906. С. 68). Собрания груз. духовенства, посвященные обсуждению буд. устройства Грузинской Церкви, были разогнаны, участники арестованы, в т. ч. еп. Кирион (Садзаглишвили), архим. Амвросий (Хелая), протоиереи К. Кекелидзе, К. Цинцадзе, Г. Тотибадзе, И. Гиоргадзе, И. Джаши, Н. Наморадзе и др. (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3239. Л. 113; Ф. 488. Ед. хр. 26390. Л. 10). Еп. Кирион был переведен на Ковенскую кафедру (1907-1908), архим. Амвросий сослан в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь. 13 мая 1905 г. в Тифлисе был разогнан съезд духовенства Карталинско-Кахетинской епархии, где присутствовало ок. 300 духовных лиц, среди к-рых были 43 негрузина, в т. ч. 39 рус. священников (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 1). Движение автокефалистов поддержали представители духовенства Курганского у. Тобольской губ., направив протест в канцелярию Г. Э. (Цнобис пурцели. 1905. 2836. С. 2). 16 нояб. 1905 г. на собрании представителей духовенства Эривани, Баку и Гянджи была принята резолюция о необходимости обращения к императору (Иверия. 1905. 208. С. 3). Имп. указом от 11 авг. 1906 г. на имя обер-прокурора Святейшего Синода вопрос о статусе ГПЦ был передан на рассмотрение буд. Всероссийского Церковного Собора (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 27259. Л. 1; Ед. хр. 25452. Л. 48).

http://pravenc.ru/text/168201.html

В этот период Церковь совершала патриотическое служение. Еще в 1910 г. по указанию императора Святейший Синод разработал специальный план по работе духовенства в воинских частях, на флоте и в госпиталях (ЦГИАГЛ. Ф. 796. Оп. 198. Ед. хр. 329. Л. 1). В 1911 г. экзарх Иннокентий через благочинного рус. мон-рей архим. Антония поручил настоятельницам жен. мон-рей в Бодбе, Самтавро, Мамкоди организовать курсы по подготовке сестер милосердия (ЦГИАГ. Ф. 1612. Ед. хр. 44. Л. 38). В 1912 г. в Тифлисе было основано братство св. Надежды, целью к-рого была подготовка резервных кадров сестер милосердия. Подготовительные курсы действовали также при мон-рях в Мокви, Теклати и др. (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 53507. Л. 23). Епископы Кирион (Садзаглишвили) (слева) и Амвросий (Хелая) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1916 г. Епископы Кирион (Садзаглишвили) (слева) и Амвросий (Хелая) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1916 г. Преемник экзарха Иннокентия архиеп. Алексий (Молчанов) управлял Г. Э. со 2 нояб. 1913 по 20 мая 1914 г.; скончался от тяжелой болезни. На экзаршем престоле его сменил архиеп. Питирим (Окнов ; 26 июня 1914 - 23 нояб. 1915). С первых же дней войны Святейший Синод стал разрабатывать комплексную программу мер, обращенных на нужды отечества: особое значение приобрело общественное богослужение, церковная проповедь, издательская деятельность. В сент. 1914 г. Г. Э. опубликовал «Молитвы о победе в войне русского воинства» (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 26425. Л. 3). Сотрудники Г. Э. (работники канцелярии и духовенство) систематически посещали госпитали и полевые лазареты с проповедью, благотворительной и медицинской помощью. 15 янв. 1915 г. на специальном собрании Г. Э. было принято решение об обеспечении раненых в госпиталях религ. лит-рой и периодическими изданиями (Кавказ. 1914. 86. С. 3). Вслед за внутренними епархиями Российской империи при Г. Э. были созданы благотворительные об-ва и комитеты, в т. ч. Комитет по сбору пожертвований на военные нужды (1905), куда вошли экзарх Питирим, епископы Эриванский Пимен (Пегов) и Горийский Антоний (Гиоргадзе), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы М. Г. Попов, протоиереи С. Городецкий, С. Шошиашвили, Н. Мамарашвили, Т. Веселовский (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 24173. Л. 59; Ед. хр. 26424. Л. 1). На фронте вместе совершали богослужения вблизи передовых позиций и проповедовали среди воинов архиеп. Питирим с епископами Варшавским Николаем (Зиоровым) и Минским Митрофаном (Краснопольским) ( Щеглов. 2005).

http://pravenc.ru/text/168201.html

В Кокшетау переданы святыни, связанные со старцем Гавриилом (Ургебадзе) Кокшетау, 2 ноября 2018 г. Кафедральный собор Архангела Михаила г. Кокшетау (Казахстан)      Накануне 2 ноября, дня памяти преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе), кафедральному собору Архангела Михаила г. Кокшетау (Кокшетауская и Акмолинская епархия Республики Казахстан) послушником Звиадом Лориа были переданы в дар великие святыни из Грузии. В Михаило-Архангельский храм прибыли частицы креста преподобного Гавриила (Ургебадзе). Ранее крест находился на куполе церкви, которую старец построил во дворе своего дома и которую три раза восстанавливал после разрушения безбожными властями. Также храму были пожертвованы частица плащаницы святого, миро от мироточивой иконы старца, находящейся в Грузии, а также икона с частицей его гроба. Образ Гавриила Самтаврийского с вложенной в него частицей мощей      Также полтора месяца назад епископу Кокшетаускому и Акмолинскому Серапиону российским благотворителем, пожелавшим остаться неизвестным, был передан образ преподобного Гавриила, написанный специально для кафедрального собора Архангела Михаила г. Кокшетау иконописцем Романом Илюшкиным. Вторая икона преподобного Гавриила (Ургебадзе).      Это уже второй образ преподобного, который теперь будет находиться в г. Кокшетау. Первый образ Гавриила Самтаврийского с вложенной в него частицей мощей исповедника был передан кокшетаускому храму в мае 2017 года. Иконописец Роман Илюшкин      Появлению в Михаило-Архангельском храме единственной в Казахстане иконы отца Гавриила (Ургебадзе) с частицей его мощей предшествовала встреча со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом – Патриархом всея Грузии Илиёй II прихожанки нашего храма Веры Гиоргадзе, православного поэта, члена Российского союза писателей. После этого последовало обращение к духовному сыну преподобного Гавриила, насельнику Давидо-Гареджийской Лавры архимандриту Кириону (Ониани), написавшему житие старца, с просьбой передать храму Архангела Михаила частицу благословенных мощей отца Гавриила. Архимандрит Кирион с пониманием отнёсся к этой просьбе и любезно согласился помочь. Иконописец Гурам Мгебришвили      Для написания образа исповедника Гавриила Самтаврийского решено было обратиться к известному иконописцу Гураму Мгебришвили. В течение полутора месяцев шла непрерывная работа над иконой старца Гавриила. После написания образа частица благословенных мощей преподобного, переданная иконописцу Г. Мгебришвили в городе Рустави, была вложена в капсулу и помещена в икону. Образ преподобного Гавриила прибыл в Кокшетау 14 мая 2017 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Новость подготовил член комиссии по канонизации в Казахстане (по Кокшетауской и Акмолинской епархии) Андрей Романенко 2 ноября 2018 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/116975.html

18 сент. 1918 г. скончался митр. Кутаисско-Гаенатский Антоний (Гиоргадзе) . На овдовевшую кафедру было 3 претендента: еп. Урбнисский Давид (Качахидзе), архим. Николай (Наморадзе) и архим. Назарий. Священноначалие проголосовало за архим. Назария. 16 нояб. 1918 г. в кафедральном соборе Тифлисский Сиони состоялось его наречение во архиерея, 17 нояб. в мцхетском кафедральном соборе Светицховели митр. Тифлисским Леонидом (Окропиридзе ; католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), митр. Чкондидским исп. Амвросием (Хелаей ; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927), еп. Цилканским Георгием (Аладашвили) и еп. Алавердским Пирром (Окропиридзе) был хиротонисан во епископа Кутаисско-Гаенатского и в тот же день возведен в сан митрополита ( Асатиани. 1995. С. 7). В 1919 г. митр. Назарий вместе с причтом кутаисского кафедрального собора во имя св. кн. Александра Невского совершил архипастырскую поездку по Кутаисско-Гаенатской епархии : 1 окт. 1919 г. побывал в Окрибском благочинническом округе, 1 нояб.- в Свирском, 11 нояб.- в Чунешском округах. Митрополит читал много проповедей, выслушивал людей, часто ему приходилось поздним вечером посещать церкви, и народ с зажженными свечами ждал его и не расходился, желая получить благословение владыки. 7 дек. 1919 г. на епархиальном собрании в Кутаисе, открытом митр. Назарием, был основан Кружок любителей грузинского церковного пения (Чвени квекана (Наша страна). 1919. 175. С. 4; 200. С. 4; 224. С. 3). 1-7 сент. 1921 г. митр. Назарий участвовал в 3-м Церковном Соборе ГПЦ, прошедшем в Гелати, на к-ром рассматривалась его кандидатура и кандидатура Сухумско-Абхазского митр. исп. Амвросия (Хелаи) на престол католикоса-патриарха. В Соборе участвовали 108 чел., по результатам тайного голосования исп. Амвросий собрал 67 голосов за и 41 против, а митр. Назарий - 54 за и 54 против (Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 6478. Л. 51). 24 окт. 1921 г. митр. Назарий под предлогом отсутствия у него документов, удостоверяющих личность, был задержан гражданскими властями на железнодорожной станции в Кутаисе.

http://pravenc.ru/text/2564632.html

12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе) , в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым , обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым . Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К. После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву) , К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

   001    002    003   004     005    006    007