39 Все торжественное Богослужение закончилось благодарственным молебном по случаю царского дня, с многолетнем Ее Императорскому Величеству, Государыне Императрице Марии Александровне. При выходе из храма владыка благословлял народ, наполнявший церковь и всю обитель. Все почетные лица были приглашены начальницей общины откушать скромную трапезу, за которой певчие сестры в избытке духовной радости исполнили некоторые пьесы: «Коль славен наш Господь в Сионе»; «Красуйся юная обитель», и другие. В конце стола был торжественно исполнен народный гимн: «Боже Царя храни». Все торжество сопровождалось целодневным звоном; день этот для сестер был поистине духовной пасхой. На другой день, 28 июля, в день празднества иконы Смоленской Пресвятой Богородицы, преосвященный Никандр совершил литургию в городском соборном храме и, обозрев городские церкви, снова прибыл в обитель. Преподав собравшимся в храме сестрам архипастырское благословение, преосвященный, на основании права, предоставленного общежительным монастырям, предложил приступить к избраню настоятельницы. Усердно помолясь Богу, сестры, переговорив между собою, единогласно избрали настоятельницей себе монахиню Макарию, со времени отъезда Олимпиады управлявшую их обществом. Они уже успели свыкнуться с ней, оценили ее кроткий характер и строгую монашескую жизнь. Преосвященный в то же время утвердил этот выбор, благословил на новые труды избранную, а сестер поздравил с матерью. Затем преосвященный употребил около часа на обозрение церковной ризницы, келий и монастырских построек. Во время посещения келий владыка каждой старице, каждой сестре преподал спасительное наставление и истинно отеческий совет. Полные глубоких, впечатлений от событий, совершившихся накануне и в сей день, сестры и новоизбранная настоятельница общины, слушая наставления своего архипастыря и видя его отеческое попечение об их благоустроении, радовались и плакали от умиления. Припадая к стопам владыки, они просили его святительского благословения. Старицы, видевшие открытие и освящение общины, всю свою жизнь помнили испытанное ими при этом духовно-благодатное утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Живое предание гласит, 20 что Фомаида по рождению и происхождению принадлежит к простой крестьянской семье. Отец ее был военный; звали его Иоанном, а мать Пелагиею. Родилась она в селе Вешкове, Кирилловского уезда, Новгородской губ., и при святом крещении ей было дано имя Мария. Судя по человечески, новорожденного младенца постигла незавидная участь. Безвыходная бедность побудила несчастную мать расстаться со своим детищем. Пелагия, вскоре по появлении на свет Божий своей дочери, решилась в глухую полночь подкинуть малютку одному бездетному односельчанину. Всемилостивый Господь, испытующий сердца и утробы всех, Своими неисповедимыми судьбами отечески хранил брошенную матерью, крошку; незримо надзирал пути ее с раннего детства, скорбями направляя ее к высшей цели, уготовляя ее на служение Богу и ближнему. Итак, Мария росла в чужой семье до совершенных лет. Затем своими воспитателями была выдана замуж за хорошего, одинокого человека, служившего письмоводителем у одного генерала, жившего в том же селе. Мария после рассказывала о себе, что замужество ее устроилось помимо ее воли. Ей сказали, что так жить нельзя, надо идти замуж. Она покорилась, не смея противоречить своим благодетелям, которые были стары, и на них нельзя было надеяться. А про монастырь Мария и понятия не имела. Вскоре после брака Марии, вышеупомянутый генерал получил назначение в Петербург, куда взял с собой письмоводителя своего и жену его. Ничего не знаем мы, как Мария проживала в столице, и занимала ли какую должность. Только опять со слов ее известно, что жила она недолго. Под влиянием ли климата или вследствие простуды, имея слабую комплекцию, муж Мари заболел и в непродолжительном времени умер в больнице от чахотки, оставив молодую жену без всяких средств. С горькими слезами и с нуждой Мария отправилась на родину пешком. По пути она зашла в Тихвин, с горячей мольбой обратилась там к Тихвинской Царице Небесной, прося Ее защиты и указания, как и где жить. Там же, в Тихвинском монастыре, ей указали старца, иеромонаха Мартирия, к которому она отнеслась за советом, как ей устроить жизнь свою? Старец благословил ей, не возвращаясь на родину, пройти помолиться в Горицкий монастырь, погостить там, и если понравится обитель и если примут, то устроиться там на жительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Здесь скажу несколько слов о Кашире вообще. Когда поднимался в гору на лошадях, то мне непременно хотелось встретить что-нибудь необыкновенное, историческое, древнее. Думал я так: Кашира не простой город; недаром воспроизводится на сцене театра не другая, а Каширская старина. Недаром здесь тесным кольцом стягивалась старинная, богатырская Русская рать, выдерживавшая набеги Крымских татар. Мне хотелось видеть следы седой древности, которые доселе сохранились в подмосковных городах: Рязани, Коломне и Серпухове, где высятся до сих пор развалины Кремля и стены, выдержавшие не одну осаду врагов. Но тут, к моему крайнему удивлению, ничего подобного, проезжая, я не видел. Оказывается, что старинная Кашира не здесь была основана. Та находилась на противоположном Московском берегу и была до основания разрушена татарами в 1571 году. Древний город Кашира, при Иоанне III, находясь на реке Каширке при впадении ее в Оку, как пограничный пункт, был отдан для охраны Казанскому царевичу Ашину. В течение XVI столетия не редко Кашира служила сборным пунктом для войск, подвергаясь набегам татар; еще при царе Василии Иоанновиче город был укреплен башнями, стеною и валом. Играя видную роль в стратегическом отношении, при самозванцах Кашира выдержала последнюю осаду. Отряд Телятевского с мятежниками занял город в 1607 году. В 1608 году Кашира была приписана к Московской губернии, а в 1777 г. назначена уездным городом Тульского наместничества. Все это относится к описанию старинного гор. Каширы. В настоящее же время на том месте стоит село под названием «Старая Кашира». Кругом его сохранились следы курганов, земляных насыпей и других укреплений. Неподалеку от старой Каширы расположено селение «Городище», доселе сохранившее вид искусственных насыпей и других укреплений старого времени. Время основания настоящего гор. Каширы с точностью определить нельзя; несомненно, только то, что город уже существовал в половине XVII столетия; это видно из летописи соборного Успенского храма, в коем сохраняется древнее Евангелие с надписью: Евангелие подарено в 1726 году в Успенскую гор. Каширы церковь князем Волхонским. Но вернемся к описанию моего приезда в город.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В 1894 г., 7 и 8 июля, посетил обитель преосвященный Ириней, прибыв для освящения главного Преображенского собора. Накануне 7 числа владыка совершил торжественное всенощное бдение, а утром освящение собора в честь Преображения Господня. 8 числа было освящение придела в честь Казанской иконы Божией Матери. По приезде же в обитель владыка посетил монастырскую церковно-приходскую школу. (Подробно обо всем этом см. в главе V). В 1896 г. обитель посетил преосвященный Виссарион, бывший Московский викарий, скончавшийся в Костроме. Он так же, как и высокопреосвященный митрополит Иоанникий, был Тульский уроженец. Приехав в Белопесоцкий монастырь, он дал знать в Никитскую обитель. Игуменья Тихона поехала представиться, приняла благословение и просила его преосвященство посетить Каширский монастырь. Он ответил, что желал бы и интересуется им, но не имеет права ехать в чужую епархию. Игуменья обещала через два часа доставить телеграмму из Тулы с дозволением на это местного преосвященного. Так и было сделано; в телеграмме преосвященный Ириней выразил удовольствие по поводу посещения его преосвященством Каширской обители. Были посланы лошади и мать казначея с телеграммой. Владыка приехал, был в храме, у матери игуменьи пил чай, потом благословил сестер и уехал. В 1897 г., 18 августа, преосвященный Питирим, обозревая церкви г. Каширы, также посетил Никитский монастырь. Торжественно встреченный, по церковному правилу, местными священниками и сестрами обители во главе с матерью игуменьею, владыка в тот же день служил всенощную в здании монастырской церковно-приходской школы. Наутро совершил литургию в Преображенском соборе, и сказал торжественное слово на текст: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе ( Фил.2:5 ). Вечером, того же дня, владыка опять слушал всенощную в монастырской школе. 20 утром преосвященный выбыл из обители в село Колтово для освящения церковно-приходской школы, устроенной г. товарищем обер-прокурора Святейшего Синода, сенатором Владимиром Карловичем Саблером. Оттуда с его высокопревосходительством владыка возвратился в Каширу, посетил вновь школу, больницу, кельи игуменьи Тихоны, после чего оба они отбыли – один в Тулу, а другой в Санкт-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Смутилась игуменья Тихона, позвала экономку и говорить ей: «Как же это вы раздаете хлеб? ведь у нас самих его только на 4 месяца». А экономка отвечает: «Как же быть теперь? голодные корочки просят, и как дашь хлеба, прямо с жадностью съедают кусок; когда не будет хлеба, тогда и давать не будем». Хотя такой ответ не мог успокоить игуменью, но она не возражала более, полагаясь на Промысел Божий. В то время строился собор. Игуменьи предстояла поездка в Москву по делам. Там она случайно встретила своего благодетеля Владимира Карловича Саблера, передала ему о стесненном состоянии обители, передала свой разговор с экономкой, и он, слыша все это, рассказал в Петербурге о том, что бедный Каширский монастырь, не отказывая бедным, делится последним куском купленного дорого хлеба. Тогда только устраивались столовые для нищих, и по предложению Саблера, монастырь в марте неожиданно получил накладную принять вагон хлеба со станции «Пахомово», Московско-Курской ж. д. Только что перевезли муку, получилась другая накладная на вагон сухарей, круп, пшена; за этим еще третий вагон. Вышло так, что нищие себя и обитель прокормили досыта. После этого случая было строго принято в обители никогда никому не отказывать; со стола сестер ежедневно кормится нищая братия и хлеб отпускают просящим без отказа. Этим оканчивается описание благотворительной деятельности монастыря, хотя не упоминаются единичные случаи принятия девочек, круглых сирот на воспитание. Из этих, совсем безродных, некоторые остаются в монастыре и бывают особенно даровитые, способные, с музыкальными талантами, хорошие певчие, скрипачки, живописки, рукодельницы, приносящие пользу возрастившей их Никитской обители. Одна из таких воспитанниц, принятая 12 летней девочкой, оказалась очень способной, ею занялись, учили, и она много лет была регентшей. В 1908 году эта регентша, монахиня Сергия, выбрана сестрами настоятельницей на место удалившейся от дел на покой игуменьи Тихоны. VIII. Скит св. Иоанна Предтечи при Каширском Никитском монастыре В связи с предыдущей главой, перечисляющей благотворительную и просветительную деятельность Каширского монастыря, следует сказать также об устройстве скита в лесной даче Московской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Никитский монастырь, как общежительный, нештатный, не имеет класса в ряду прочих православных Российских обителей, а считается подведомственным епархиальному архиерею без определения от казны оклада на содержание, кроме выделенного ему в 1890 году лесного участка министерством государственных имуществ, в размере 162 десят. леса. По основании общины начальницами были: 1) Монахиня Фомаида из Горецкого монастыря, Новгородской губ.; управляла 25 лет; скончалась 1868 г., 17 декабря, на 90 году от рождения. 2) Рясофорная монахиня Олимпиада Макарова, из дворян, Рязанской губернии. 3) Монахиня Макария, из дворян, фамилии Сомовых, в 1862 году вызванная на начальство из Белевского Крестовоздвиженского монастыря; управляла обителью 27 лет; была удостоена игуменского сана и награждена наперсным крестом за усердные труды по устроению обители; скончалась 13 февраля 1894 г., на 84 г. своей жизни. 4) Ныне проживающая на покое игуменья Тихона, из дворян, фамилии Ладыженских, Тульской губ., получившая домашнее образование и поступившая 10-ти лет в Белевский Крестовоздвиженский монастырь, где пробыла 80 лет; в число послушниц определена в 1871 году, 11-го апреля; пострижена в монашество в 1887 году, 17 мая; послушание проходила клиросное. Указом Святейшего Синода от 18 марта 1888 года за назначена настоятельницей Каширского Никитского монастыря; по определению Святейшего Синода, возведена в сан игуменьи 21 мая 1889 года. За заслуги по духовному ведомству, по определению Св. Синода от 29 мая 1892 года, награждена наперсным крестом; 11 июля 1898 года награждена крестом из кабинета Его Величества; 11 мая 1902 года, награждена св. Библией за попечение о школе, и наконец, в 1906 году мая 6,– благословением Святейшего Синода с грамотой, за труды и благочестивую жизнь. Должностные лица в обители: а) Настоятельница монастыря, монахиня Сергия. б) Казначея, монахиня Митрофания. в) Благочинная, монахиня Михаила. г) Ризничая, монахиня Фомаида. д) Письмоводительница, монахиня Серафима з) Экономка, монахиня Аполлинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Преосвященный Никандр, приветствуя сестер с открытием общины, вдохновенно ободрял их преуспевать в монашеских добродетелях, прозорливо обещая удостоиться за оные милости Свыше и увидать обитель свою в ряду русских общежительных монастырей. Пророческие слова владыки сбылись. 1884 года, апреля 18 дня, получен был указ из Святейшего Синода о возведении Каширской общины в общежительный монастырь. He менее радостна была эта весть настоятельниц и сестрам той вести, коей утверждалась юная община. Теперь, с открытием монастыря, открывалась возможность усердствующим и ревнующим о духовной жизни получать монашество, которого раньше никто не был удостоен в общине. Мало того, с открытием монастыря настоятельница могла быть возведена в сан игуменьи, что опять ставило ее на степень, достойную ее звания. Итак, 8 июля 1884 г., совершено было торжественное открытие монастыря. Преосвященный Никандр прибыл накануне праздника из Тулы в сопровождении архимандрита Иоанна, благочинного монастырей Тульской епархии. В конце литургии владыка вышел на амвон и сказал весьма трогательную речь, в которой изложил, как община начиналась с основания, затем как на его глазах мужала и совершалась, как он следил за ее ростом, и что же? Теперь он видит благоустроенную обитель, он счастлив, что Господь сподобил его открывать общину и теперь присутствовать на утверждении монастыря; но что должны чувствовать те, кому пришлось положить здесь труды, или те, которые со старицей Фомаидой пришли первоначально на начальное жительство в число богаделок. Ведь еще многие из сих богаделок живы, и теперь удостаиваются монашества, как награды и венца за понесенные труды и скорби. Литургия закончилась молебном Царице Небесной Казанской и св. великомученику Никите. За тем, при пении тропарей, крестным ходом обошли кругом ограды. Владыка удивился, видя высокие стены и красивые башни по углам монастыря. Он видимо очень был доволен всем, что на этот раз нашел в обители. Пробыв еще день, он 10 июля уехал в Тулу, оставив о. архимандрита Иоанна совершить первое пострижение в мантию 6 душ; здесь же были и другие сестры, удостоенные облечения в рясофор.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Перед левым клиросом – образ святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, в медно-посеребренной ризе. На нем венец с митрой и цатой под бородой – серебряные, вызолоченные, чеканной работы. На северной стене – образ святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, в сребропозлащенной ризе и венце. Во втором ярусе помещены следующие иконы, в золоченых рамах: К югу от Царских врат – Преполовения и Беседы Иисуса Христа с Самарянкой, Благовещения Пресвятой Богородицы, Входа во храм Пресвятой Богородицы, Сретения Господня и Богоявления, Преображения Господня и Вознесения, Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. К северу от Царских врат – Воздвижения честного Креста и Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы, Исцеления расслабленного и св. жен Мироносиц, Входа Господня в Иерусалим и Лазарева воскрешения, Покрова Пресвятой Богородицы и Рождества Христова. В среднем ярусе: Над Царскими вратами изображение Ветхозаветной Святой Троицы и по сторонам образа святых апостолов и Евангелистов. В четвертом ярусе: Над Царскими вратами изображение Господа Саваофа с херувимами, a по сторонам св. пророки: Мелхиседек и Давид, Моисей и Илия и над ними резные Ветхозаветные скрижали. В пятом ярусе: Над Царскими вратами Распятие Господа нашего Иисуса Христа с предстоящими Божьей Матерью и святым апостолом Иоанном Богословом. По обеим сторонам Животворящего Креста – к югу, изображены святые праотцы: Авель, Ной, Сиф, Мафусаил, и вверху сих изображены, в клейме, Положение Господа во гроб; к северу – изображены Святая Троица, Адам, Иафет, Мелхиседек, Иосиф и в клейме – Моление о чаше. В шестом ярусе, над Царскими вратами – образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле. Над иконостасом, на верху, прикреплено обрезное Воскресение Христово в золотом сиянии. Все иконы в иконостасе отличного, церковного, русского письма, и доселе сохранились без изменения. Пред местными святыми иконами стоят металлические вызолоченные подсвечники и горят подвешенные лампады. В среднем куполе, пред главным иконостасом, висит превосходная трехъярусная, бронзовая люстра о 32 свечах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Храм трехпрестольный. Главный, средний, престол во имя Преображения Господня; южный, придельный, во имя Казанской иконы Богоматери и северный – во имя святителя Тихона Задонского . В главном алтаре святой престол из дубового дерева, а верхняя доска кипарисовая. Антиминс на нем из шелковой материи, желтого цвета, освященный преосвященным Иринеем, епископом Тульским и Белевским, в 1894 году, 7 июля. Жертвенник четырехугольный, тоже из дубового дерева, с кипарисовой верхней доской. Алтарь полукруглый, просторный и светлый. На горнем месте, в простенке, между двух окон, в прекрасном вызолоченном киоте, вставлен образ Спасителя, сидящего на престоле. По сторонам, в тумбах: Животворящий Крест Господень и икона Казанской Богоматери в сребропозлащенных ризах. На южной стороне алтаря изображение преподобного Сергия священнодействующего, держащего в руках потир, в коем видно огненное пламя. Напротив изображение святителя Василия Великого , коленопреклоненного пред святым престолом, и Святого Духа, в виде голубя, сходящего на святой потир. Вверху, на сводах, над святым престолом изображено Преображение Господне. Пред престолом стоит бронзовый семисвечник, а на самом престоле, под стеклянным колпаком, превосходной работы сребропозлащенный ковчег, в виде пятиглавого собора, на лицевой стороне коего рельефное изображение Тайной вечери. Алтари, соединяясь между собой открытыми полуарками, по простору и обилию света предоставляют как бы особую часть величественного храма, разделенного предалтарным иконостасом на две просторные половины. Солея собора возвышена от пола на три ступени, что дает возможность молящимся издали созерцать красоту Богослужения. Самая солея ограждена богатой бронзовой решеткой. Предалтарный иконостас устроен в стиле «рококо» с роскошной позлащенной резьбой и колоннами в дорическом стиле. Царские врата довольно широкие, резные, позлащенные, с гирляндами из цветов и листьев изящной работы. На вратах, в надлежащих местах, образа Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Внутри монастыря между так называемыми, по-старому, экономским корпусом и иконной лавкой 89 вырыт и прилично покрыт железной крышей колодец с хорошей водой, что составляет большое удобство для потребности хозяйственной и для богомольцев. Из стоящих за теплой церковью братской трапезы и кухни, построенной архимандритом Серафимом в 1847 году, устроена больница на 36 кроватей со всеми принадлежностями. Верхний этаж – для братии и богомольцев среднего сословия мужского пола, нижний – для простого народа. Здесь имеются отдельные помещения для смотрителя больницы (эту должность исполняет иеромонах), постоянного врача, двух фельдшеров (доктор и фельдшеры приглашены монастырем из города за вознаграждение по договору) и прислуги, а также аптеки, лаборатории и больничной кухни. Камера второго этажа больницы соединена теплым коридором и дверью с алтарем теплой церкви на южной стороне. При таком удобстве и самые маломощные из больных не лишены утешения слышать ежедневно божественную службу. Выздоравливающие дальние странники, имеющие нужду в материальном отношении, как то: в одежде и денежном пособии, получают от обители потребное. Умирающих же хоронят за счет обители и поминают по обряду Святой Церкви в 3-й, 9-й, 20-й и 40-й дни и в день кончины по прошествии года. Это благодеяние и милосердие выше всякого для умерших собратий наших о Христе. Нужда этого благодетельного заведения, давно сознаваемая, сделалась особенно чувствительной с увеличением числа богомольцев, и польза сего учреждения говорит сама за себя – без слов. Ввиду необходимости епархиальное начальство побуждало настоятелей монастыря устроить больницу еще в 1799 году. Для этой цели в юго-восточном углу ограды тогда же построен каменный флигель для епархиальной больницы на 13 больных монашествующих. По устроении таковой больницы в Воронежском Алексеево-Акатовом монастыре флигель сей предоставлен был Задонскому духовному училищу. В 1817 году с этой целью построено здесь новое двухэтажное каменное здание, низ предназначен для больничных келий, а вверху устроен храм в честь Вознесения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010