А. В. Кузьмин XVII в. В первые годы Смуты (1604-1608), оказавшись в стороне от основных событий, вологодское духовенство последовательно признавало власть царей Феодора Борисовича Годунова, Лжедмитрия I и Василия Иоанновича Шуйского . В 1607 г. Вологодский архиеп. Иоасаф получил от царя Василия Иоанновича несудимую грамоту на вотчины. В следующем году архиеп. Иоасаф под угрозой расправы был вынужден принести присягу Лжедмитрию II после занятия Вологды войсками самозванца. В нояб. 1608 г. тушинцы были изгнаны из города. По мнению Массы, признание Лжедмитрия II «пошло бы по всей стране, когда бы вологжане зимою следующего года снова не перешли (на сторону Москвы)». 22-25 сент. 1612 г. интервенты ненадолго захватили город, Вологда еще раз была разграблена и сожжена в 1613-1614 гг. войсками атамана Баловня. 1 мая 1614 г. со стороны р. Шексны, вол. Череповесь и Белозерского у. на территорию В. е. напали «воры казаки и черкасы», опустошившие волости, где находились владения архиерейской кафедры, а также Павло-Обнорский, Корнилиев Комельский и Николо-Катромский мон-ри. В 1609-1612 гг. в Вел. Перми воевода М. М. Годунов поддерживал царя Василия Шуйского, состоял в переписке с настоятелем Троице-Сергиева мон-ря архим. прп. Дионисием (Зобниновским) и келарем Авраамием (Палицыным) , призывавшими к борьбе с интервентами. Архиерейские палаты с ц. в честь Рожде-ства Христова в Вологде. 1667–1671 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Архиерейские палаты с ц. в честь Рожде-ства Христова в Вологде. 1667–1671 гг. Фотография. Кон. ХХ в. В 1623 г. Вологодский архиеп. Корнилий получил от царя Михаила Феодоровича несудимую грамоту на вотчины. Вологодский архиеп. Варлаам в 1631 г. добился от царя увеличения архиерейских вотчин, в 1634 г. получил на них жалованную и несудимую грамоту. В следующем году он получил 2 царские грамоты с требованием послать в недавно учрежденную Тобольскую епархию архимандрита или игумена, протопопа, иеромонахов и белых священников; духовенство В. е. должно было собрать для переселенцев по 30 или 40 р. на человека. Из В. е. в Тобольск отправились архим. Герасим из Спасо-Каменного мон-ря, его келейный старец Иона, протопоп Григорий Пототурин, 6 священников и 3 иеромонаха (РИБ. Т. 2. 1641. 1-4. Стб. 582-596). Архиеп. Маркелл в 1649 г. свидетельствовал мощи прп. Кирилла Новоезерского , в 1650 г., после пожара в Спасо-Каменном мон-ре, переложил в новую раку мощи блгв. кн. Иоасафа Каменского. Архиерей установил 2 крестных хода в Вологде: по случаю чуда прп. Галактиона о бездождье (1652) и в связи с прекращением эпидемии чумы после постройки обыденной Спасо-Всеградской ц. (1654). Между 1667-1670 гг. по повелению архиеп. Симона были построены архиерейские палаты с домовой ц. в честь Рождества Христова, в 1671-1675 гг.- каменная ограда архиерейского двора.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в., г. Галич (ныне Костромской обл.) - 4.02. 1532, Новоезерский Воскресенский мон-рь), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), основатель Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря на Красном о-ве (ныне Огненный) Нового оз. (близ Белозерска Вологодской обл.). Житие К. Житие К. было написано, вероятнее всего, игуменом Новоезерского мон-ря Пименом между нояб. 1581 г. (дата последнего записанного чуда) и июлем 1582 г. (в грамоте от 5 авг. 1582 в качестве настоятеля обители назван строитель Герасим). Созданная Пименом редакция (др. произведения этого автора неизвестны) получила название Первоначальной и сохранилась в одном списке - РНБ. F.I.894. Литературными источниками Жития послужили 6 русских житий: преподобных Александра Свирского, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского и Саввы Вишерского, а также блж. Исидора Твердислова. Житие прп. Александра Свирского стало композиционной моделью для Жития К. Первоначальная редакция Жития К. содержит много фактической информации. В данной редакции зафиксированы основные сведения о святом, описание его 10 прижизненных чудес, преставления и 19 посмертных чудес; текст не имеет вступления и похвалы святому. Данная разновидность Жития К. не получила широкого распространения в отличие от последующей, Основной, редакции, известной более чем в 100 списках. Основная редакция была создана в 1623-1625 гг. Житие К. подверглось стилистической правке, были добавлены 20-е чудо и предисловие (на основе предисловия к Житию прп. Евфимия Великого). Основная редакция стала источником всех последующих переработок Жития К., вошла в крупные минейные своды (Тулуповский, Милютинский, Сийский, братьев Денисовых ), к ней дописывались чудеса святого. До кон. XVIII в. этот текст по крайней мере 3 раза редактировался, приспосабливался к новым языковым и стилистическим нормам, отражал изменения в почитании святого. Выделяют 4 варианта Основной редакции, созданные в Новоезерском мон-ре: ранний (1623-1625), поздний (2-я пол. 40-х гг. XVII в.), текст со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1652-1659), текст Лицевого сборника (РГБ. Муз. 4660, нач. XVIII в.). Слово на обретение мощей в посвященном К. агиографическом цикле выполняет роль Похвального слова; это предназначение памятника было усилено при его редактировании (в нач. XVIII в. была создана 2-я редакция Слова).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Макарий, иером. Онежского Крестного мон. Макарий, митр. Московский и Всея Руси Макарий, митр. Новгородский Макарий, патр. Антиохийский Максентий, римский имп. Максим Грек , прп., св. Максим Исповедник Максим Новый Богослов, св. Максим, адресат дк. Фёдора Максим, митр. Киевский и Владимирский Максимилла, старц. Максимин, римский имп. Максимова Н.В. Малафеев Сёмка, отец Д. Микифорова Малыгин Фёдор Иванович, каргопольский воев. Малышев В.И. Мануил I Комнин, ц. греческий Манькова И.Л. Мардарий, иеродк., келейник патр. Никона в Ф. мон. Маремьяна Феодоровна, адресат пртп. Аввакума Марисов Федот Тимофеевич, с. б., племянник патр. Никона Мария (Мариам), мать Иисуса Христа, библ. Мария Алексеевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Мария Ильинична (Милославская), црц., первая жена ц. Алексея Михайловича Мария, жена бр. Н.А. Зюзина Мария, сестра Лазаря Четверодневного, библ. Марк, ев. и ап., библ. Марк, стар. Симонова мон. Маркел, архиеп. Вологодский Маркел, ч. дк., сопровождал патр. Никона в ссылку в Ф. мон. Маркелко, стр. Маркина Н.Д. Мартинов Гаврилко, вологжанин Мартарий Зеленецкий, прп. Мартынов Гришка, стр. Мартынова М.В. Мартюхин Иван, посетитель патр. Никона в В.Н.-И. мон. Марфа Алексеевна (в постриге Маргарита), црв., дочь ц. Алексея Михайловича Марфа, игн. Воскресенского мон. Марфа, сестра Лазаря Четверодневного, библ. Маршев, фабрикант Маслеников Иван, земский староста Матвеев Артамон Сергеевич, бр., полковник, гол. стр. Матвеев Герасим, беглый Матвеев Гераська, дк. села Завидова Матвеев Дмитрий, грек, перев., курьер у патр. Никона Матвеева Е.Н. Маттес-Хохлфелд Е. (Mftthes–Hohlfeld Elke) Матфей Властарь , составитель сборника «Синтагма» Матфей, архиеп. Сарайский Матфей, архим., посол халкидонского митр. Гавриила Матфей, ев. и ап., библ. Матфей, патр. Константинопольский Матхаузерова С. Матюшкин Афанасий Иванович, ст., ловчий Матюшкин Пётр Иванович, д. дв., комнатный ст., ок., бр. Махов А.Е. Маясова Н.А. Мезенцов Трошка, гол. казачий Мелетий Грек, иеродк. Мелетий Пигас, патр. Александрийский

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Особый вид гадания был следующий: наливали в блюдо воды и клали туда уголек. На краях блюдца раскладывали хлеб, кольцо и песок. Потом взбалтывали воду и ждали, пока уголек остановится; будущее определялось по тому, где остановится уголек: песок означал смерть, хлеб – отсутствие перемен. Ист.: Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1.991. Гайтан Праздничное нагрудное украшение русских крестьянок. Было распространено на юге России. Галактион Народное название дня свв. мчч. Галактиона и Епистимы, жениха и невесты, при гонителе христиан имп. Декии пострадавших, 5/18 нояб. Бытовало поверье, что в этот день молодым влюбленным, которых разлучили родители, не по их воле женили или не с тем обручили, надо было, вспоминая свою прежнюю любовь, смотреть в сумеречное небо. Может быть, там и счастье свое отыщешь: милый появится или другой образ привидится. При гадании для «присухи» жениха из свежего веника-голика вырывали прутик и клали его на порог, ожидая парня. Как только он перешагивал через прутик, девушка убирала его в укромное место. В банный день прутик клали в бане на полок, приговаривая: «Как сохнет этот прут, так пускай сохнет по мне раб Божий (такой-то)». Галушки Клецки, пшеничное тесто, сваренное комками в воде или борще. Иногда галушки замешивались на молоке или затирались на свином сале. Их ели с маслом или со свиным салом с чесноком. Гамаюн В древнерусской мифологии вещая птица, посланница богов. Всем, кто умеет слышать тайное, она сообщает о происхождении земли и неба, богов и богинь, людей и чудовищ, птиц и зверей. Гармоника (гармонь) Популярный, особенно в к. XIX – н. ХХ в., прежде всего в городской мещанской среде, музыкальный язычковый духовой инструмент с мехами и металлическими клапанами и ладами. В Россию гармоника была принесена из Германии. В 1-й четв. XIX в. началась переработка гармоники русскими мастерами, а собственное производство возникло в 1830-х. В России было создано множество разновидностей гармоники: тульская, бологойская, саратовская, сибирская, татарская, касимовка, венка, тальянка и др. Геннадий Костромской и Любимоградский Преподобный († 1565), в миру Григорий, происходил из Могилева. Родился в семье богатых, но не отличавшихся благочестием родителей. Переодевшись в бедную одежду, Григорий тайком ушел из дома. Долго странствовал по разным русским землям, ища духовного успокоения и, наконец, в Вологодской земле он встретился с прп. Корнилием Комельским. Он и постриг в монашество юношу, и они вместе удалились в непроходимые костромские леса. Здесь, на берегу Сурского оз., они в 1505 основали обитель в честь Преображения Господня, впоследствии – Спасо-Геннадиев монастырь. Особенно любил прп. Геннадий иконописное дело, чутко переживая в своей душе Божественную красоту. За свою праведную жизнь подвижник получил редкий дар прозорливости и чудотворения. Канонизирован в 1646.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 2015 г. во ВГИАХМЗ реставратором И. Н. Федышиным выполнена копия нагробной иконы 1718 г. Все совр. иконы святого находятся в действующем храме во имя П. (с. Черевково Красноборского р-на Архангельской обл.). Резной по дереву образ П. находится на фронтоне притвора храма. П. включен в состав святых, изображенных на иконе «Святые земли Красноборской», созданной в древнерус. традициях по заказу прот. В. И. Кобылина выпускником иконописной школы при МДА С. А. Ширинкиным (2009, ц. Св. Троицы в с. Красноборск Архангельской обл.). П.- 2-й слева, в одном ряду с прп. Нифонтом Телеговским, прп. Сергием Малопинежским, сщмч. Зосимой Трубачёвым, над ними арх. Михаил как небесный покровитель Архангельской епархии. Лит.: Непеин С. А., свящ. Путеводитель по вологодскому епарх. древнехранилищу. Вологда, 1900. С. 22; Копытков В. В. Сщмч. Петр Черевковский, чудотворец: История почитания, чудеса, служба/ТСЛ. Серг. П., 2007; он же. Оплот Православия. М., 2013. С. 55, 58-59; Виноградова Е. А. Из истории коллекции древнерус. живописи ВГИАХМЗ. Вологодское древлехранилище//История собирания, хранения и реставрации памятников древнерус. искусства: Сб. ст. по мат-лам науч. конф. (25-28 мая 2010 г.)/ГТГ. М., 2012. С. 275-290; она же. Образ иерея Петра Черевковского в памятниках иконографии XVIII и XXI вв.//15-е Кирилловские чт./КБМЗ. Кириллов, 2017. С. 27-33; 95 лет науч. реставрации: открытия и повседневность: Кат. выст./ВХНРЦ. М., 2013. С. 10. Ил. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2580130.html

В разных списках «Книги глаголемой...» память М. указана под 8 окт. и 14 апр. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 566). Вологодский еп. (впосл. митрополит) Евгений (Болховитинов) включил имя М. в составленный им перечень Вологодских святых: «Преп. Марко, пустынник, на острову Богоявленскаго Белавинскаго озера подвизавшийся, преставился в 1492 году. Мощи его там под спудом» ( Суворов. 1864. С. 15). В «Иконописном подлиннике» Г. Д. Филимонова о святом сказано: «Преподобный отец наш Марк, строитель Богоявленского монастыря, Вологодский чудотворец, подобием надсед, брада аки Зосимы Соловецкаго, ризы преподобническия и в схиме». Старообрядческий мон. Иона Керженский упомянул в «Алфавите российских чудотворцев» М., «строителя Богоявленскаго монастыря Вологодскаго», под 22 нояб. (ЯИАМЗ. 15544. Л. 355, 1807-1811 гг.). М. канонизирован в составе Собора Вологодских святых, установленного еп. Вологодским свт. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. В 2009 г. на месте подвигов М. поставили памятный крест, освященный архиеп. Вологодским и Великоустюжским Максимилианом (Лазаренко ; ныне архиепископ Песоченский и Юхновский). Ежегодно 15 авг. у креста совершается молебен святому. Ректор Вологодского ДУ прот. Алексий Сорокин составил молитву прп. Марку Белавинскому, учащимися иконописной школы МДА написан образ святого. В 2016 г. в с. Заднем открыт краеведческий музей с экспозицией, посвященной М. Ист.: Суворов Н. И. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. Приб. 1; Описание о российских святых. С. 130-131. 266. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 38; Верюжский. Вологодские святые; Суворов Н. И. Церковь св. Илии пророка в г. Вологде//Вологодские ЕВ. 1880. Приб. 14. С. 284-286; 15; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 78-79; Зверинский. Т. 1; Т. 2. 874. С. 184; Голубинский. Канонизация святых. С. 362. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/2562170.html

Память его совершается особо 26 октября/8 ноября, а также с Собором Дальних пещер 28 августа/10 сентября и во 2–ю Неделю Великого поста, с общим Собором Киево–Печерских отцов. Антоний, епископ Новгородский, святитель Когда преподобный Герасим основал (в 1528 г.) Свято–Троицкий Болдинский монастырь в 15 верстах от Дорогобужа, то слава о его подвигах и духовной опытности вскоре привлекла к нему множество учеников, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. При отеческой заботливости преподобного о спасении собранного им братства казалось, что все оно имеет одну душу, одно желание, так что и после блаженной кончины преподобного Герасима основанный им Болдинский монастырь долго еще славился строгостью жизни своих иноков, между которыми не мало было подвижников добродетели, истинных рабов Божиих. Ближе всех по духу к прп. Герасиму был инок Антоний. Откуда он был родом и какого происхождения — неизвестно, так как в древности в иноческих обителях мало обращалось внимания на происхождение и мирское звание. Известно только то, что Антоний был постриженник и любимейший ученик прп. Герасима, он написал житие своего наставника, удостоен был сана священства еще при его жизни и впоследствии достойно заменил его для братии в сане игумена. Ученик во всем старался подражать своему учителю и по смерти Иосафата, преемника св. Герасима, всей братией единогласно избран был игуменом на его место. Своей отеческой заботливостью о благоустроении вверенного ему стада, кротостью и любовью ко всем, незлобием и детской простотой сердца он не только привлек к себе сердца братии к служил для нее примером, но и вне монастыря широко распространилась слава о его подвигах и достигла царствующего града. Поэтому, когда Вологодская архиерейская кафедра, после епископа Варлаама I, сделалась свободной, Антоний собором иерархов признан был достойным занять ее «многаго ради добродетельного жития своего». И 11 октября 1586 года был рукоположен во епископа в Москве митрополитом Дионисием. С апостольской ревностью принялся он за управление обширнейшей епархией, не жалея ни трудов своих, ни здоровья, стараясь всем быть вся (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Православный монастырь в киевском урочище «Церковщина» был основан на стыке XI—XII вв. на месте, где иногда уединялся в Великий пост один из основателей Киево-Печерской Лавры — прп. Феодосий Печерский. Монастырь в «Церковщине» назывался Гнилецким и в своем развитии повторил историю Лавры: сначала существовал в пещерах, а со временем был частично перенесен на поверхность, где соорудили каменную церковь. Есть основания считать, что в Гнилецком монастыре начинал свой монашеский путь прп. Герасим Вологодский — миссионер Русского Севера в XII в. Запустевший из-за монгольских набегов на Киев, Гнилецкий монастырь долго напоминал о себе устьями пещер и руинами церкви, которую стали называть Церковищем — отсюда и топоним «Церковщина». Трудами свт. Иннокентия Херсонского (Борисова) — когда архипастырь еще служил в Киеве — вход в пещеры был благоустроен в 1835 г. для посещения паломниками, а в начале ХХ в. в «Церковщине» был создан «Скит Пречистой». Весной 1832 г. настоятель Киево-Братской обители архимандрит Иннокентий (Борисов, будущий святитель Херсонский, +1857), гуляя по окрестностям монастырской дачи у села Пирогова (в 14 км к югу от центра Киева), обнаружил в урочище «Гадючий лог» заброшенные подземелья. Они напоминали собой пещеры Киево-Печерской Лавры, которая с момента ее основания (1051) была подземным монастырем, но спустя несколько лет переместилась на поверхность и в дальнейшем использовала ископанные иноками подземелья как монашеское кладбище и место затворничества отдельных подвижников. Однако, в отличие от лаврских пещер, укрепленных и украшенных в XVII — начале XX вв. в связи с причислением погребенных в них подвижников к лику святых, подземелья Гадючьего лога сохранили изначальный аскетический вид. В этом отношении пещеры под Пироговом являлись весьма назидательным памятником церковной истории. Желая положить конец запустению святыни и сделать ее доступной для обозрения, св. Иннокентий начал ходатайствовать о передаче Гадючьего лога из казенного ведомства в ведение Братского монастыря, каковая и состоялась в 1833 г. После этого в урочище был устроен хутор Братской обители, а в 1835 г. открылись для посещения пещеры. Паломники могли увидеть в них подземную церковь с уникальным грунтовым четырехколонным навесом-киворием над престолом, монашеские кельи с лежанками и вырезанными на стенах крестами.

http://sobory.ru/article/?object=14106

[mm] - i В рукописи написано на верхнем поле другим почерком. [nn] В рукописи слева на поле помета: знак плюс. [oo] В рукописи фраза не закончена, оставлено место. [pp] В рукописи край листа оборван, восстановлено по смыслу. [qq] В рукописи угол листа оборван, восстановлено по смыслу. [rr] В рукописи угол листа оборван, восстановлено по смыслу. [ss] В рукописи угол листа оборван, восстановлено по смыслу. [tt] Далее в рукописи листы утрачены.   Филарет († 29 сентября 1694 г.), хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского с возведением в сан митрополита 2 июня 1672 г. С 7 марта 1686 г. на покое ( Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 605, 611, 663). Дионисиево-Глушицкий Сосновецкий в честь Иоанна Предтечи мужской монастырь основан в 1420 г. прп. Дионисием Глушицким на берегу реки Глушицы. До 1764 г. был «меньшим» монастырем, но после секуляризации братия из Покровского Глушицкого монастыря была переведена в Сосновец. В 1924 г. закрыт (См.: Петрова Т. Г. Документы о закрытии Глушицкого Сосновецкого Дионисиева монастыря (Из личных материалов председателя ликвидационной комиссии И. И. Чуркина)//Вестник церковной истории. 2006. 4. С. 65–84).В последующие годы в монастырских зданиях располагался детский дом, затем психоневрологический интернат. Введенский Корнильево-Комельский монастырь основан в 1497 г. прп. Корнилием в Комельской волости Вологодского уезда, в XVI–XVII вв. был одним из богатейших вотчинников в Вологодской епархии. С 1764 г. третьеклассный. В 1924 г. закрыт. В советские годы на территории монастыря располагался санаторий, тюрьма и психиатрическая больница. В настоящее монастырские здания практически полностью разрушены. Герасим был игуменом Глушицкого монастыря в 1702–1703 гг. ( Строев П. М. Указ. соч. Стб. 749). Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь основан по указу царя Ивана Грозного в 1560 г. архиепископом Новгородским Пименом на берегу реки Тихвинки. С 1764 г. второклассный. В 1920-х гг. передан обновленцам. Во время Великой Отечественной войны оккупирован фашистами. Монастырская святыня Тихвинская икона Божьей Материи была вывезена и вернулась в обитель только после возобновления монастыря в 2004 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

28 февр. 1994 г. переведен на вновь образованную Брянскую и Севскую кафедру. При нем в епархии велась активная реставрация храмов и строительство церквей. В 1995 г. в Трубчевске открылись 2-годичные епархиальные пастырские курсы. При храмах епархии были созданы воскресные школы, с 1996 г. действует воскресная школа в брянской детской воспитательно-трудовой колонии. 12-13 марта 2002 г. Свящ. Синод РПЦ удовлетворил прошение М. об увольнении на покой в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды. Выйдя на покой, поселился в г. Климовске (с 2015 в черте г. Подольска). М. был награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1982), св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (1986), св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1990), медалью св. прав. Симеона Верхотурского 1-й степени (2012), медалью ордена св. равноап. кн. Владимира (2015) и золотой медалью «За укрепление мира» (1991). Отпевание М., совершенное 10 июня в Троицком соборе г. Подольска Московской обл., возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Ювеналий (Поярков) . М. был погребен у алтаря Воскресенского храма с. Молоди. Соч.: Празднование 25-летия интронизации Свят. Патр. Алексия в Венской епархии//ЖМП. 1970. 5. С. 28-29; Визит Предстоятеля Малабарской Церкви Индии//Там же. 1977. 2. С. 62-67; Ист. визит Свят. Патр. Пимена в Индию//Там же. 6. С. 51-59; Посещение Сов. Союза архиеп. Кентерберийским док. Ф. Д. Когганом//Там же. 1978. 2. С. 66-71; Прп. Герасим, первый Вологодский чудотворец//Там же. 3. С. 66-68. Лит.: Наречение и хиротония архим. Мелхиседека (Лебедева) во еп. Вологодского и Великоустюжского//ЖМП. 1965. 8. С. 7-12; Малюкович В., прот. Встреча венского архипастыря//Там же. 1968. 4. С. 16; Ганаба В., протодиак. Почетная грамота//Там же. 1976. 11. С. 40; Делегация РПЦ в Японии//Там же. 1978. 9. С. 5; Архиеп. Берлинский и Среднеевропейский Мелхиседек, патриарший экзарх Средней Европы//Там же. 1979. 4. С. 11; Поездка архиеп. Берлинского Мелхиседека в Вену//Там же. 1984. 9. С. 65-66; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк. С. 450.

http://pravenc.ru/text/2562930.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010